Ольга Арсланова: Ну что же, рубрика "Автомобили". Как всегда, мы обсуждаем самые интересные и важные автомобильные новости, даем вам советы по выбору автомобиля и тестируем какую-нибудь машину. Андрей Осипов у нас, как всегда, в студии по пятницам, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Здравствуйте, Андрей. Андрей Осипов: Здравствуйте. Ну, буквально неделю назад мы говорили о глобальной реформе техосмотра, которая была подготовлена Минэкономразвития и, в общем-то, направлена в Правительство для доработки и обсуждения. Процесс, как говорится, пошел. Уже появились предложения других ведомств, вовлеченных в этот процесс. Например, наиболее активные споры ведутся вокруг того, нужно ли вводить видеофиксацию процесса ТО и кто за это заплатит. Интересный вопрос, не правда ли? Предложение о введение уголовной ответственности для недобросовестных операторов, к счастью, поддержки не нашло. А вот Минтранс, в свою очередь, уже подготовил постановление, расширяющее число параметров, по которым будет проверяться автомобиль, с нынешних 68 до 85–90. Юрий Коваленко: А что же добавится? Андрей Осипов: Добавится достаточно много. Пока окончательный список, скажу честно, перечень не составлен, но, судя по всему, это тоже находится в процессе обсуждения. Но главным преткновением на самом деле остается запуск новой базы данных машин, прошедших техосмотр. Дело в том, что действующая Единая автоматизированная информационная система техосмотра находится в ведении МВД, но доступ к ней (вот уж неожиданность, собственно) получили торговцы диагностическими картами, которые вносили и вносят, замечу, в систему сведения о машинах, якобы прошедших ТО. А ведь именно с этой базой данных сверяются страховщики при выдаче полисов ОСАГО. Поэтому сейчас появилось предложение – фактически создать новую систему с так называемой электронной квалифицированной подписью и передать полный контроль над ней Российскому союзу автостраховщиков. РСА, в свою очередь, уже подсчитал, во сколько это обойдется – примерно в 370 миллионов рублей. При этом надзор за самими операторами хотят передать от того же РСА Ространснадзору, для чего понадобится посадить в каждый пункт ТО одного-двух представителей этого ведомства. Юрий Коваленко: Если мне как бы логика не изменяет, то получается, что это ляжет опять бременем на водителей, скажется на цене ТО. Андрей Осипов: Конечно, конечно. Юрий Коваленко: Уже анонсировали ТО и ОСАГО, допустим, дешевле, чем в прошлом году. Или все-таки это лукавство? Андрей Осипов: Ну, вы знаете, я не знаю, как на самом деле будут развиваться события, но все это мне напоминает, знаете, такой комедийный сериал, но на самом деле совсем не со счастливым концом, когда хочется не смеяться, в общем-то, а плакать. Ведь на самом деле вы абсолютно верно заметили, одно не подлежит сомнению: какую бы развязку сценаристы ни придумали, за все придется платить нам – автовладельцем. И неспроста тот же самый РСА все активнее лоббирует вопрос о повышении стоимости прохождения самого технического осмотра, а Минэкономики настаивает на введении штрафа за эксплуатацию автомобиля без талона ТО в размере 800 рублей. Возникает на самом деле абсолютно резонный вопрос: а оно вообще нужно? Юрий Коваленко: Так ведь убрали же талоны техосмотра. Андрей Осипов: Да, их заменили диагностическими картами. То есть схема была какая? Передали все Российскому союзу автостраховщиков, передали все пункты ТО, вывели из-под ведения ГИБДД. Решили как? Зачем получать отдельный талон? Пусть человек, который ездит на автомобиле, получает диагностическую карту, и только с этой диагностической картой мы можем получить полис ОСАГО, потому что без полиса ОСАГО мы не имеем права выезжать на дорогу общественного пользования. Вроде как все сложилось хорошо. Но потом тот же самый РСА, которому отдали контроль за пунктами ТО, начал говорить о том, что продают диагностические карты, знаете ли. "Понимаете, мы не можем проконтролировать, продают диагностические карты". Тут же подсуетилась ГИБДД, которая подогнала, я бы сказал, что все-таки немножко подкорректировала статистику и сказала: "Вы знаете, количество транспортных средств с существенными техническими недостатками на наших дорогах увеличилось. Надо что-то делать с этим ТО". При этом это напоминает какой-то фарс, какую-то неудачную комедию такую. Зачем, допустим, повышать с нынешних 68 пунктов до 85–90? Я не вижу никакого смысла во введении видеофиксации этого процесса, потому что все мы прекрасно понимаем, что можно под камеру загнать машину, она там какое-то время постоит, сделать фокус такой, чтобы не было видно, производятся какие-то действия с автомобилем или нет. После чего машина выгоняется – и вот, пожалуйста, процесс как бы зафиксирован, есть видеозапись того, как машина, по крайней мере, заезжала в пункт технического осмотра. То есть на самом деле вопросов возникает больше. И кроме того, что нам придется как-то за все это платить, я боюсь, что, даже исходя из тех предложений, которые сейчас обсуждаются в Правительстве, сама эта процедура по-прежнему останется неудобной для водителей. Ведь будем откровенны. Почему водители стали покупать диагностические карты? (Причем и раньше покупали талоны ТО, немногие ведь ездили на самом деле на техосмотр.) Потому что эта процедура была сложная, она была неудобная. Люди вынуждены были простаивать в очередях, пунктов мало, не всегда своевременно туда можно приехать, ты теряешь там кучу времени. Естественно, очень многие считали абсолютно разумно, что время – деньги, и приобретали попросту эти диагностические карты и так далее. Но я в этой связи могу лишь заметить: почему бы не присмотреться к нормальному зарубежному опыту? Там эта система отработана. Я не говорю о том, что техосмотр надо отменять полностью. Наверное, техосмотр надо оставить, потому что, в конце концов, в том или ином виде он существует в каждой стране, но новые автомобили точно надо освободить на ближайшие три-пять лет, потому что с ними ничего не будет. А дальше сделать так, как эту процедуру проходят в той же самой Европе. Я знаю, во Франции или в Германии как она устроена. Вы звоните по телефону, записываетесь на определенное время, приезжаете. Там есть кафе, вы сидите один час. Вся процедура занимает один час. После чего вам самостоятельно наклеивают наклеечку такую на номерной знак. В Германии и во Франции другая немножечко отметочка, но тоже такая круглая, которую наклеивают на лобовое стекло. Все. Вся эта процедура не занимает много времени. И поскольку все эти станции – это либо официальные дилеры, сертифицированные, либо это просто независимые… Ну, в Германии этим занимаются ADAC и TUV – это независимые, скажем так, инстанции, которые в том числе занимаются сертификацией автомобилей. У них нет никакого интереса не выдать вам диагностическую карту. То есть, если есть существенные недостатки у автомобиля, конечно, они это отметят, и вы ее не получите. Юрий Коваленко: А можно представить примерное процентное соотношение не прошедших ТО в Европе и не прошедших ТО у нас? Ведь у них по дорогам не ездят "копейки" 70-х годов. Андрей Осипов: Ну, там есть старые машины все равно. Юрий Коваленко: Но не настолько. Андрей Осипов: Не настолько. Юрий Коваленко: И не настолько без компьютеров и не настолько без возможности потери управления как такового в целом. Процент непрохождения у нас? Андрей Осипов: Я думаю, что у нас… Мне трудно сказать, никто такой статистики никогда не вел. Но мне представляется, что процентов двадцать автовладельцев у нас сейчас не проходят техосмотр. Если мы в это число включим тех людей, которые, скажем так, покупают диагностические карты, то я думаю, что эту цифру можно увеличить минимум процентов до сорока. Что касается европейских стран, то в нормальных развитых странах 100% автомобилистов проходят техосмотр – по той простой причине, что этот самый талон техосмотра не отдельный талон, а это либо наклейка на номерной знак, на которой написано… Если вы вспомните немецкие номера, то на них всегда написано, в течение какого срока номер действителен. Если вдруг вы не пройдете техосмотр вовремя, то это моментально будет считано любой, первой же камерой фотовидеофиксации, под которую вы попадете (а их много, в том числе и у нас много), вы незамедлительно будете остановлены полицией и отстранены от управления. Поэтому гораздо проще пройти. Тем более что эта процедура там недорого стоит, она не отнимает много времени, и она не представляет собой неудобство для автовладельца. То есть мне кажется, что здесь главное – соблюсти этот паритет, что эта процедура… Да, надо смириться с тем, что она, в конце концов, обязательная, по крайней мере для машин старше 5–7 лет. Я уж не говорю о коммерческом транспорте, о пассажирском транспорте, потому что там действительно возникают порой достаточно серьезные проблемы, но тем не менее. В общем, посмотрим, как будут развиваться события. Юрий Коваленко: Спасибо, да. Ну а мы переходим к нашей рубрике "Вопросы". СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Ольга Арсланова: Ну что же, Николай из Калуги дозвонился первым, давайте его послушаем. Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер, ведущие. Добрый вечер, Андрей. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: У меня такой вопрос. Какое из авто проходимее – Prado 120 или "Руппер 4"? Андрей Осипов: Простите, какая вторая машина? "Руппер"? Зритель: Да, "Руппер 4". Андрей Осипов: "Руппер 4"? Зритель: "Тойота Руппер". Андрей Осипов: А, "Тойота Руппер"? Господи… Праворукий же этот автомобиль-то, собственно говоря? Зритель: Нет. Андрей Осипов: "Руппер"? Вы меня сейчас, честно вам скажу, озадачили даже. Ольга Арсланова: Бывает и такое. Андрей Осипов: Я вот пытаюсь вспомнить, что же это за "Руппер" такой – и не могу, честно сказать, вспомнить. Fortuner есть, вот он недавно у нас как раз дебютировал на рынке. Поэтому отвечу так: наверное, Prado, потому что в проходимости Prado, в общем-то… Ольга Арсланова: "Потому что второго я не знаю", да? Андрей Осипов: Да, потому что по второму… Ну честно, я не совсем представляю, что это за "Руппер" такой. Может быть, это какая-то машина для американского рынка? Но у нее наверняка есть какой-то аналог. Я, признаться, даже не могу вспомнить, что это такое. Поэтому, наверное, Prado будет попроходимее, потому что, по крайней мере, у него есть весь внедорожный потенциал, функционал и та же самая рамная конструкция. Ольга Арсланова: Продолжаем. "Что вы можете сказать о Ford EcoSport, полный привод?" Андрей Осипов: Неплохой маленький компактный кроссовер. Из нареканий я бы выделил шумность этого автомобиля – раз; жестковатый пластик – два. Ну и, пожалуй, все. Зато есть низкая стоимость обслуживания. Ну, понятное дело, что надо учитывать габариты этого транспортного средства, потому что это автомобиль. Ну, тем не менее. Ольга Арсланова: А теперь на связи Павел из Ростова-на-Дону. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: А ведущего как зовут? Ольга Арсланова: Это Андрей Осипов. Андрей Осипов: Андрей. Зритель: Андрей? Андрей, здравствуйте. Павел. Андрей Осипов: Здравствуйте. Зритель: Хочу купить "Ниву". Купить карбюраторную или инжекторную? Что скажешь? Андрей Осипов: Ну, мне кажется, лучше инжекторную. Понимаете, с одной стороны, наверное, с карбюраторной чуть попроще, ее проще отремонтировать в гараже. Но надо понимать, что сейчас, в том числе и в Ростове-на-Дону, вводится (и, скорее всего, в ближайшее время он будет ужесточен) так называемый экологический налог, то есть запрет на эксплуатацию автомобилей с экологическим классом ниже определенного уровня. Ну, в Москве сейчас "Евро-3" и выше должен быть, только на такой машине вы можете заехать в центральную часть города. А "Нива" с карбюратором удовлетворяет только нормам "Евро-1" и "Евро-2". Инжекторные, да, они уже идут "Евро-2" и "Евро-3". Поэтому, наверное, лучше взять инжекторную. Кроме того, инжекторная "Нива" чуть-чуть экономичнее. Хотя, наверное, в каком-то смысле и чуть-чуть понадежнее. Ольга Арсланова: Продолжаем задавать вопросы. "Бюджет – 650 тысяч рублей. LADA Vesta или что-то из Renault?" Андрей Осипов: А почему именно Renault? Ольга Арсланова: Или другой вариант. Андрей Осипов: Возникает резонный вопрос: почему именно Renault? Потому что Renault за 650 тысяч – ну, это только самый базовый Logan или Sandero. Ну, присмотритесь, допустим, к Hyundai Solaris. Хотя я понимаю, что за 650 тысяч это будет совсем уж такая базовая комплектация. Но и Vesta будет за эти деньги также в базе. Поэтому если хочется… Ольга Арсланова: Дорогие машины сейчас. Андрей Осипов: Да. Если хочется новый автомобиль, то, наверное, я бы присмотрелся прежде всего к Hyundai Solaris, допустим, к такой модели. Но нужно посмотреть и в сегмент подержанных автомобилей. За 650 тысяч можно взять трехлетнюю машину очень приличного состояния. Главное – только проверить. Вот и все. Ольга Арсланова: Ну что, посмотрим на дорогой пикапчик? Андрей Осипов: Да. Ну да, он дорогой, но хороший и, самое главное, мощный. Тест-драйв. Юрий Коваленко: Хорошо. ТЕСТ-ДРАЙВ Ольга Арсланова: Мы снова здесь. Андрей Осипов: Да. Я понял, что вот эта Toyota – это, скорее всего, 4Runner, действительно. Мы сейчас тут, дорогие друзья, поняли, что, скорее всего, 4Runner. Ольга Арсланова: Мы гадали. Андрей Осипов: Ну, тогда тем более я вам правильно ответил: Pradoлучше и надежнее будет. Ольга Арсланова: Спасибо вам за это. Андрей Осипов: Спасибо. Ольга Арсланова: Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. В следующую пятницу продолжим. Рубрика "Автомобили". Андрей Осипов: Так точно. Юрий Коваленко: Спасибо.