Константин Чуриков: Все, у кого есть машина, мечтают ее продать. А все, у кого нет машины, мечтают ее купить. И для тех, и для других – рубрика "Автомобили", как всегда в это время, в этот час. В нашей студии уже появился Олег Осипов – автоэксперт, редактор портала osipov.pro. Олег, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Добрый вечер, дорогие друзья. Константин Чуриков: С какой новости начнем? Что, по вашему мнению, сейчас больше всего тревожит автомобилистов? Олег Осипов: Ну, пока еще не тревожит, но может потревожить, потому что Министерство внутренних дел России предлагает лишать свободы на четыре года и штрафовать на полмиллиона рублей автомобилистов, повторно попавшихся за рулем в нетрезвом состоянии. У меня немедленно возникает вопрос: а ныне действующее наказание – та же уголовная статья и до двух лет лишения свободы, плюс лишение прав на три года со штрафом до 300 тысяч рублей – этого недостаточно? И тогда почему недостаточно? Кстати… Оксана Галькевич: Может быть, кстати говоря, в случае летального исхода, если кто-то погиб в результате управления автомобилем в нетрезвом виде? Олег Осипов: Нет, не совсем так. Потому что и сейчас, если водитель в состоянии опьянения причинил тяжкий вред здоровью человека, ему и сейчас грозит до четырех лет тюрьмы. А в случае летального исхода пострадавшего – до семи лет. Оксана Галькевич: Понятно. Олег Осипов: По словам представителей МВД, автомобилисты повторно садятся за руль нетрезвыми из-за отсутствия реальной угрозы серьезного наказания. Мне же и два года несвободы кажутся более чем серьезной, более чем реальной угрозой. Ну а тех, кого не испугают два года, не испугают и четыре, я так думаю. Таких вообще ничего не испугает. Оговорюсь: я категорически против любых проявлений пьянства за рулем и за неотвратимость наказания для нетрезвых водителей. Но подчеркну – именно за неотвратимость, а не за жестокость. Оксана Галькевич: Очень важная деталь. Олег Осипов: Да. И также категорически против подобных ужесточений в силу того простого обстоятельства, что по ныне действующим нормам признать нетрезвым при желании можно едва ли не любого водителя. Возможно, я неправ. Поэтому давайте обратимся за комментарием к специалисту – врачу-наркологу Михаилу Зобину. Константин Чуриков: Михаил Леонидович, здравствуйте, добрый вечер. Олег Осипов: Добрый вечер, Михаил Леонидович. Михаил Зобин: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Сразу видно – врач на экране. Олег Осипов: Да. Сейчас действует норма – 0,16 промилле (миллиграммов алкоголя на литр) выдыхаемого воздуха. Как, на ваш взгляд, ее можно соотнести с так называемым эндогенным алкоголем, содержащимся в организме любого человека? Это, если не ошибаюсь, 0,3 промилле. Я прав или нет? Михаил Зобин: Да. По поводу эндогенного этанола есть разные расчеты и представления. Но вот для нас важно то, что эндогенный этанол в системном кровотоке практически не определяется, не детектируется, поэтому уровни, которые там бывают, ими можно пренебречь в любом случае. Олег Осипов: То есть 0,16 – это, с вашей точки зрения, нормальная норма? Она не может быть у человека непьющего, а, скажем, выпившего? Ну, помните, сколько было разговоров насчет стакана кефира или чего-то еще? Оксана Галькевич: Квас. Олег Осипов: Или, допустим, какие-то препараты когда принимает человек – может быть, что у него будет 0,16 промилле в выдыхаемом воздухе? Михаил Зобин: Нет, это очень маловероятно. Чаще всего это спекуляции. Другое дело, что в Европе, в большинстве европейских стран все-таки ограничение по норме 0,5 промилле, а в некоторых и 0,8. 0,16 в выдыхаемом воздухе – это примерно соответствует 0,35 в крови. Это такие, может быть, усредненные показатели по Европе. Что касается случайностей по поводу алкоголя употребляемого. Ну, исключить целиком в каких-то обстоятельствах, видимо, невозможно, но все-таки это чрезвычайно маловероятно. Константин Чуриков: Михаил Леонидович, у меня к вам такой вопрос – даже не о том, как человеку отучиться пить, выпивать, злоупотреблять, а скорее о том (ну, собственно об этом же думают депутаты, разные ведомства), как людей отучить пить именно за рулем. Вот вы как профессионал, как врач-нарколог что бы здесь посоветовали? Михаил Зобин: Я согласен здесь с вашим экспертом, что наказание должно быть не жестоким, а неотвратимым. Вот и все. Пить за рулем нельзя. Олег Осипов: Это правда, это правда. Оксана Галькевич: Спасибо. Олег Осипов: Спасибо вам за объяснения. Спасибо, Михаил Леонидович. Константин Чуриков: Спасибо. И у нас сразу уже много звонков зрителей. Давайте Искандера послушаем из Санкт-Петербурга. Искандер, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Вы меня слышите, да? Оксана Галькевич: Добрый вечер. Олег Осипов: Да, добрый вечер, Искандер. Оксана Галькевич: Говорите, пожалуйста. Зритель: Алло. Оксана Галькевич: Да-да, говорите. Олег Осипов: Да, слушаем вас. Зритель: У меня такой вопрос. Алло. Я многодетный отец, у меня шестеро детей. В каждую пятницу уезжаю в Санкт-Петербург (мы в пригороде живем), я своих детей вожу по всем этим нашим… по Эрмитажу и так далее. Но я выпил в пятницу. Я в субботу никогда не буду пить. В воскресенье я буду как стеклышко. И даже я себе купил трубку, проверяю себя. Я еду со своими детьми. Другой вопрос, что нужно ли наказывать? И не просто наказывать. Вы вспомните, видеоклип даже в YouTube есть, где головы отрезают… Константин Чуриков: Нет, мы, к счастью… Вот извините, мы такого не видели. Зритель: Ну, посмотрите в YouTube. Но суть не в этом. Я считаю, что за алкоголизм, один раз попался – все, не просто лишение свободы. Вот женщина по пьяни сбила двух детей, она чиновница… Константин Чуриков: Да-да-да, громкий случай был. Зритель: И условно получила. Вы сами родители. Представьте, что вашего ребенка, не дай бог… Пусть Аллах сохранит ваших детей. Но не дай бог, что ваших детей… И как вы бы относились к той женщине, которой дали какой-то строк? Четыре года он будет сидеть в тюрьме. И будет ли это вообще, учитывая, что она чиновница? Это пока вас не касается, конечно, "ха-ха, ладно, ничего страшного". Я, допустим, убивал бы, честно говорю. Олег Осипов: Спасибо за мнение. Оксана Галькевич: Спасибо, Искандер. Олег Осипов: Спасибо. Я должен сказать, что… Оксана Галькевич: Олег, вы знаете, просто доктор сказал (я не успела задать этот вопрос) о том, что в Европе 0,5, а то и 0,8 принята норма. Но есть же и другие страны, у них вообще нулевая. Олег Осипов: Где нулевая – таких стран очень немного. Оксана Галькевич: Но они есть. Олег Осипов: И они находятся вне пределов Европы. В Грузии, допустим, ноль. Оксана Галькевич: Так, в Грузии. Олег Осипов: Но в Грузии совершенно по-иному действует полиция, у них другие правила. И они никогда не остановят даже человека, который выпил, допустим, бокал вина. Они это знают. И они не останавливают, потому что… Константин Чуриков: Почему? Олег Осипов: Потому что адекватные. Потому что они… Константин Чуриков: Мы говорили только что о неотвратимости наказания. Олег Осипов: О неотвратимости, совершенно правильно. Кстати сказать, я хочу подчеркнуть, что наказание должно быть неотвратимым для всех, какой бы пост человек ни занимал. Оксана Галькевич: В том числе для судей? Олег Осипов: Для кого угодно. А судьи – это не водители? Оксана Галькевич: А мы буквально вчера об этом говорили. Олег Осипов: И для судей, и для кого угодно. Константин Чуриков: А вот у нас теперь судьи, согласно новому регламенту… Олег Осипов: Я понимаю, да. Согласно новому регламенту… Константин Чуриков: Неподсудные в этом смысле. Даже протокол составить нельзя. Олег Осипов: Нельзя протокол составить. Можно только подать рапорт вышестоящему руководству. Это понятно. И прокуроры, кстати… Оксана Галькевич: Подать рапорт о чем? О своем увольнении в связи с тем, что "я не согласна с разгулом безобразия в стране"? Или что? Олег Осипов: Нет, вы можете подать рапорт. Сотрудник ДПС может подать рапорт вышестоящему начальству, а начальство может передать его начальнику того самого прокурора и так далее. Оксана Галькевич: И начальники сами решают. Олег Осипов: Вот они будут принимать решение. Но я должен сказать, что эти ужесточения вообще на самом деле, с моей точки зрения, слабо мотивированные, потому что по вине нетрезвых водителей на самом деле в России с каждым годом совершается все меньше ДТП. Кстати, этих дорожно-транспортных происшествий примерно в три раза меньше, чем тех происшествий, которые вызваны, допустим, ненадлежащим состоянием дорог. То есть это в пределах погрешности. Хотя, разумеется, бороться с этим надо. Но мне кажется, что и ныне действующих норм более чем достаточно. И они, с моей точки зрения, более чем жесткие. Константин Чуриков: Вы знаете, действительно, еще ведь опасность – это водитель, который на трезвую голову может наехать на пешехода или в кого-то врезаться. Олег Осипов: Это да. Константин Чуриков: Я периодически пользуюсь услугами такси. И когда водитель мне говорит: "Ну, брат, мы работаем 12 часов", – у меня сразу возникает вопрос: это как?! 12 часов за рулем по городу в этих пробках? Мы с Оксаной работаем – сколько? – 4 часа в эфире и еще 8 часов до эфира. Нам вот так хватает! Еле живые уходим. Оксана Галькевич: Хватает, да. Олег Осипов: Это отдельная тема, мы о ней как-то говорили немножко. Конечно, она достойна отдельного обсуждения, потому что это очень непросто. Как проконтролировать особенности водителей такси, частных извозчиков? Это чрезвычайно трудно. Тут уже должна быть, я не знаю, самодисциплина какая-то. Оксана Галькевич: Да нет, должен быть, конечно, какой-то контроль. Олег Осипов: Все зарегулировать невозможно. Оксана Галькевич: Олег, поступает уже очень много вопросов от телезрителей с просьбой какой-то совет дать. Давайте перейдем к общению. Олег Осипов: Согласен. Константин Чуриков: Так что, давайте, спросите у Осипова. СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Оксана Галькевич: А вот и спросим. Первый вопрос: "Скажите о Hyundai Greta". Олег Осипов: Creta. Оксана Галькевич: Creta, да. Полный привод. Костромская область, наш телезритель. Олег Осипов: Hyundai Creta, полный привод – достаточно симпатичная бюджетная машина, по соотношению цена/качество вполне выглядит привлекательно. У нее не так уж много конкурентов – может быть, Renault Duster и Renault Captur. Но Creta отличается тем, что есть выбор: там есть и "механика", и "автоматы", и разные двигатели. Оксана Галькевич: Я помню ваш тест-драйв, вы говорили, что с эргономикой там на водительском сиденье что-то не то: то ли ноги коротки, то ли руки должны быть длинными. Олег Осипов: Прежде чем покупать любой автомобиль, надо присидеться, надо сесть и подстроить сиденье под себя, посмотреть, устраивает вас или нет. Нам с Андреем, как всегда, не хватает регулировки рулевой колонки по вылету, допустим, чего в Creta нет. Но усесться там можно вполне пристойно. Немножко высоковата. Ну, что же? К этому можно привыкнуть. И в этом есть свои преимущества. Константин Чуриков: Давайте примем еще один звонок, Владимир из Москвы уже по поводу автомобилей интересуется. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Олег Осипов: Добрый день. Константин Чуриков: Да, говорите. Зритель: Mazda CX-5, полноприводная, двухлитровая, "автомат", апрель 2013 года. Пробег – около 50 тысяч, в основном только летом. Хотелось поинтересоваться, на сколько еще ее хватит? Олег Осипов: А почему ее должно не хватить меньше, чем на 150 тысяч? Конечно нет. Там все с ней будет, я думаю, в порядке. Кроме того, если пробег реальный, то я думаю, что вы еще можете, если ездите, допустим, тысяч 20–30 в год, то года на три, на четыре ее вполне себе хватит. Собственно говоря, она может пройти и больше. Константин Чуриков: Из Марий Эл вопрос: "Вместо Niva Chevrolet компактный иностранный внедорожник какой порекомендуете?" Олег Осипов: Ну, их много, надо посмотреть. Те, что официально поставляются, они будут дороговатые, конечно. Но компактных внедорожников сейчас много. Константин Чуриков: Ну, например? Олег Осипов: Начиная от Škoda Yeti. Но Yeti сходит, вместо нее появляется Karoq, новая, достаточно скоро выходит Škoda Karoq. Оксана Галькевич: Какие у них забористые названия! Олег Осипов: Забористые, да. Kodiaq, Karoq. У нас, по-моему, был тест. Ну и другие машинки. Ну, Creta та же самая, Duster тот же самый компактный. Оксана Галькевич: Анатолий из Брянска нам дозвонился. Анатолий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Говорите. Зритель: Я бы хотел узнать об автомобиле – дизель, SsangYong Actyon. Почему его никогда не тестируете? И вообще о нем ничего не слышно. Какие у него плюсы и минусы? Олег Осипов: Ну, как не тестируем? Мы его тестировали, когда он был новинкой. Но она уже много лет продается на нашем рынке, и ничего там нового нет. Зритель: Ну, есть нарекания к коробкам. К коробкам есть нарекания. Олег Осипов: Ну да. Наверное, не только к коробкам. Мне там не нравится, допустим, эргономика. Мне не нравятся дверные проемы. Мне не нравится, что назад надо садиться, проделывая такой акробатический этюд небольшой (ну, это с моей комплекцией). То есть там есть… Но, в принципе, машина достаточно функциональная, надежная, ничего с ней такого страшного не происходит. Оксана Галькевич: Олег, а на вашем YouTube-канале можно найти тест-драйв этой машины? Олег Осипов: Можно. Оксана Галькевич: И посмотреть в подробностях уже, ну, телезрителю нашему сейчас. Олег Осипов: Да, конечно. Заходите на osipov.proв YouTube, можете посмотреть там тесты. И я думаю, там есть Actyon. Константин Чуриков: Алексей из Мурманска спрашивает: "Lexus RX270, 2014 год выпуска. Слабые места и достоинства?" Олег Осипов: Ну, 270 – самая дешевая версия Lexus, потому что она переднеприводная, там нет полного привода. Она достаточно, скажем так, небыстрая, можно так сказать, но вполне функциональная машинка. Кому-то достаточно и одного монопривода в Москве. Можно сэкономить, конечно. Оксана Галькевич: Люксовые бренды тоже не всегда функциональные. Вчера наблюдала, как толкали Mercedes дорогостоящий с задним приводом. Олег Осипов: Ну а почему нет? Оксана Галькевич: Прямо беда по такому снегу. Петр из Тюмени. Петр, здравствуйте. Константин Чуриков: Петр, говорите, пожалуйста. Добрый вечер. Олег Осипов: Петр, добрый вечер. Зритель: Скажите, пожалуйста… В конце 70-х годов я был в Сургуте в командировке. Пришлось, ну, посчастливилось поездить на автомобиле Land Cruiser в 40-м кузове, сзади калитка, две скамейки вдоль кузова. А у меня в то время был ГАЗ-69, подобный. Конечно, сравнил. И до сих пор мне вообще кондовые машины эти нравятся, чтобы на рессорах, неразрезные мосты и так далее. Знаю, что выпускали в Бразилии. Сейчас якобы выпускает фирма в Индии. Почему мы не торгуем с Индией? Выпускают или нет? Я бы с удовольствием купил. Константин Чуриков: Спасибо. Олег Осипов: Да много таких машин, много машин с рессорными подвесками, которые поставляются официально, в том числе на российский рынок. Например, по-моему, на прошлой неделе у нас был тест Volkswagen Amarok. Это автомобиль с рессорами. Более того, эти рессоры могут быть усилены – и тогда он берет почти тонну в кузов. И он пятиместный, можно сказать. Помимо большой платформы, есть еще и достаточно вместительная кабина. Поэтому есть у нас такие машины, вполне можно подобрать. Константин Чуриков: Но есть машины, о которых, наверное, надо не услышать, а которые надо увидеть. Олег Осипов: Новенькие. Оксана Галькевич: Увидеть и подробно об этом посмотреть. Тест-драйв. Константин Чуриков: Тест-драйв! ТЕСТ-ДРАЙВ Константин Чуриков: Вернемся в студию. Олег Осипов: Возвращаясь в студию, я хотел бы добавить просто, что продажи начнутся на самом деле в понедельник буквально, 12 февраля, так что… Константин Чуриков: Если есть лишний миллион восемьсот… Хотя я подумал: а не дороговато ли для Peugeot? Ну ладно. Олег Осипов: Сложно сказать. Все-таки это семиместный кроссовер. Оксана Галькевич: Друзья, все сюжеты, тест-драйвы можно найти в наших социальных сетях, на сайте Общественного телевидения России, на YouTube-канале Общественного телевидения России, на вашем YouTube-канале тоже, osipov.pro. Мы не прощаемся с вами, впереди большой выпуск новостей, а потом мы вернемся. Константин Чуриков: А это был Олег Осипов и рубрика "Автомобили" в программе "ОТРажение" на ОТР.