Рубрика "Экологические итоги". Ведущая рубрики Вера Серебровская беседует с экспертами о новых правилах перевозки твердых бытовых отходов.  Ольга Арсланова: Как и обещали, время "Экологических итогов". В студии эксперт нашего экологического совета Госдумы Вера Серебровская. И сразу же отдаю ей студию. Вера, привет. Вера Серебровская: Да, спасибо, Оля. Сегодня поговорим о перевозке мусора, в том числе опасных отходов, и что нужно делать, чтобы этот процесс происходил без нарушения природоохранного законодательства. Приветствую зрителей "Экологических итогов". Почти половина жителей России считает мусор основной угрозой для окружающей среды – такие данные приводятся в результатах опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения. В сфере обращения с отходами много болевых точек, одна из главных – несанкционированные свалки, которые, уверена, каждый из нас наблюдал в лесах, на обочинах дорог и окраинах населенных пунктов. И сегодня мы поговорим о правилах перевозки отходов, ведь именно от перевозчиков и контроля за их работой зависит, где эти отходы окажутся в результате. Гости студии – заместитель начальника отдела надзора за обращением с отходами департамента Росприроднадзора по ЦФО Антон Волков и эколог, заместитель гендиректора компании по перевозке и переработке твердых бытовых отходов Игорь Торопов. Антон Владимирович, Игорь Викторович, добрый день, спасибо, что пришли в эту студию поговорить на эту важную тему. Наверное, первый вопрос практику хочется задать. Игорь Викторович, все мы знаем: мешок с мусором опускаешь в мусоропровод или выкидываешь в контейнер, потом за ним приехал такая большая ужасная машина, загрузила мусор внутрь. Что происходит дальше? Игорь Торопов: Понимаете, у мусора есть 2 жизни: его можно направить на полигон, то есть разместить в окружающей среде и забыть, а можно переработать, получить полезный продукт, который потом можно использовать в народном хозяйстве в качестве вторичного сырья, вторичных материальных или энергетических ресурсов. Вот какой путь мы выберем, таким путем и пойдем. Вера Серебровская: Я имею в виду самый прямой путь. Как машина, этот мусоровоз передвигается из пункта А в пункт В, а поскольку действительно проблема несанкционированных свалок стоит очень остро… Куда он отправляется? Есть ли у него конкретный пункт В? Игорь Торопов: Да, естественно. На сегодняшний день все машины оборудованы системой GPS "ГЛОНАСС". После того, как он бачок поднял, загрузил, он транспортирует на объект переработки или на полигон. Ведется постоянный визуальный контроль, диспетчерская служба следит за перемещением машин. Вера Серебровская: Даже специальная служба. А это можно показать? Покажем, как в режиме реального времени передвигается машина. Игорь Торопов: Да, вот как раз система. Допустим, сейчас 15 машин в рейсе, они показывают места загрузки, места транспортировки, маршрут транспортировки к объектам утилизации. И в случае, если эта машина отклоняется от намеченного маршрута, то информация проходит сразу в том числе и в ОСБ города Москвы. Сейчас то же самое пытается сделать и Московская область, чтобы в Московской области в специальных надзорных, контролирующих органах также была визуализация системы движения отходов. То есть, я думаю, что к концу этого года эта система встанет на поток, и несанкционированные свалки существенно уменьшатся. Потому что за каждым килограммом, за каждым кубическим метром будет следить не только руководитель предприятия, но и надзорный орган. Вера Серебровская: Да, очень хотелось бы. Кстати говоря, вопрос к надзорным органам. Антон Владимирович, вот как происходит контроль за перевозчиками мусора? Антон Волков: Вера, необходимо в первую очередь отметить, что данная деятельность по транспортированию отходов – опасных отходов 1-4 классов опасности – с 1 января 2016 года является лицензируемым видом деятельности, то есть для ее осуществления необходимо иметь специальное разрешение, лицензию, которая… Вера Серебровская: Это всех отходов? Антон Волков: С 1 по 4 класс опасности. Их всего 5 классов опасности; для транспортирования отходов 5-го класса опасности лицензия не требуется. Вера Серебровская: А что за отходы тогда? Подробнее немножко про каждый класс? – что к ним относится? Антон Волков: Нет, в зависимости от класса опасности различается степень негативного влияния на окружающую среду. Вот, соответственно, 1-й класс опасности – это самые опасные отходы, 5 – наименее опасный класс, для которых государство, скажем так, допустило, что обращение с ними – транспортирование и другие виды обращения – не так потенциально опасно, как обращение с отходами 1-4 классов. Вера Серебровская: Вот этот мусор, который мы выбрасываем из своих квартир, к какому относится классу? Антон Волков: По большому счету это 4-й класс опасности – твердые бытовые отходы 4-го класса опасности. Вера Серебровская: А 5-й тогда что? Это пищевые, наверное? Антон Волков: 5-й класс опасности… Здесь в любом случае каждый отход должен иметь паспорт отхода, который выдается после определенных лабораторных анализов для определения его степени негативного воздействия на окружающую среду, и только тогда мы можем сказать, насколько он опасен, и определить его к классу опасности. В данном случае, если ведется, допустим, раздельный сбор мусора в населенных пунктах, в каких-то предприятиях, то элементарно, если мы возьмем какой-то отход, например картон чистый, незагрязненную упаковку, и складируем ее в местах накопления отходов отдельно, то это 5-й класс опасности. Если мы это, извините меня, замешаем со всеми остальными отходами, которые образуются в организации, то это будет несортированные твердые бытовые отходы от организации, от жилых помещений, и они определяются 4-м классом опасности. Вера Серебровская: То есть, соответственно, лицензия нужна? Антон Волков: Да, безусловно, для того чтобы взять этот отход и повезти на своем транспорте. Вера Серебровская: Какие Росприроднадзор проводит рейды, профилактика какая появления этих несанкционированных свалок? Антон Волков: Несанкционированных свалок? Вера Серебровская: Да, они же появляются в результате того, что кто-то приехал, взял мусор, вывез и выкинул его на обочину или в лес. Антон Волков: Да, эта проблема, безусловно, есть. Оттого, что… Все упирается в деньги – дорого везти и утилизировать отходы, проще их выкинуть в соседнюю канаву. Безусловно, Росприроднадзор и другие уполномоченные госорганы проводят рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированных свалок; безусловно, пытаются найти этих виновных лиц, привлекают органы внутренних дел, прокуратуру, органы местного самоуправления. Общими усилиями, безусловно, в первую очередь устраняют эти свалки и пытаются найти виновных в совершении таких правонарушений; считают ущербы, причиненные… Вера Серебровская: Игорь Викторович, вот на ваш взгляд как выявляются такие свалки? Вы как добросовестный перевозчик, у вас все оснащено системами наблюдения, вы довозите до свалки – которые, насколько мне известно, сейчас тоже начинают оборудовать камерами видеонаблюдения, чтобы учесть, сколько мусора убыло и сколько прибыло здесь. Как все-таки они появляются и что нужно сделать, чтобы их не было? Игорь Торопов: Вы знаете, скорее всего, они появляются оттого, что предприятия самостоятельно пытаются избавиться от своих отходов. То есть они не нанимают специализированные организации, не заключают договора, а, будем так говорить, нанимают попутный транспорт, которому платят деньги и который вывозит, должен в принципе вывезти эти отходы на полигон. Но как только такому транспортировщику, у которого зачастую не бывает лицензии, деньги попали в руки, естественно, у него нет смысла поехать на полигон и заплатить деньги за нормальное размещение отходов. Поэтому такой транспортировщик, у которого нет лицензии, который не имеет права заниматься таким делом, а занимается исключительно просто частным извозом, естественно, везет куда? В овраг – туда, где легче, "бесплатнее", ближе. Вот только из-за этого появляются такие несанкционированные свалки. Если же предприятие добросовестное и ведет необходимую отчетность, в том числе отчетность перед Росприроднадзором, то оно, естественно, постоянно перемещает отходы в ту точку, которая установлена действующими нормативными актами, в данном случае для предприятий это может быть проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. То есть для нормального предприятия проблем не возникает. Частный извоз – это проблема. Вера Серебровская: Хочется немножко отвлечься от темы и посмотреть кадры: мы подобрали фотографии, которые демонстрируют, что происходит, если мусор перестают вывозить. Знаменитый мусорный кризис в Италии, начавшийся в 2007 году. Тогда на юге полуострова специализированные фирмы просто прекратили вывоз мусора, поскольку все мусорные полигоны были переполнены. На улицах городов скопилось более 110 тысяч тонн бытовых отходов, а в Неаполе – более 5 тысяч тонн. Жители были вынуждены сжигать мусорные кучи прямо на улицах, что еще усугубило экологическую обстановку. А власти подключили к уборке мусора армию. Добавлю, что проблема утилизации и переработки отходов и сегодня является одной из самых серьезных в Италии. В России, кстати, тоже грозят такими мусорными коллапсами - неоднократно участвовала в круглых столах, где говорят, что такая угроза существует. И, наверное, она связана в том числе и с какими-то там договоренностями между переработчиками мусора, теми, кто его вывозит, муниципалитеты, власти и так далее? Это такой отвлеченный вопрос, глядя на эти кадры. Игорь Торопов: Ну нет, вряд ли это все будет в России, в крупных мегаполисах. Дело в том, что сейчас довольно серьезно изменилось действующее законодательство. Сейчас вводится институт регионального оператора, то есть та организация, которая будет фактически осуществлять функции заказчика по удалению всех отходов – не только твердых, коммунальных, но и, возможно, других опасных отходов. И он будет нести довольно серьезную ответственность. То есть предприятие, которое заходит на этот рынок и становится региональным оператором, обязано внести довольно-таки крупное обеспечение по выполнению контракта. И в случае, если будет какой-то срыв, то эти ресурсы, естественно, будут привлечены для устранения последствий этого срыва. Вера Серебровская: Антон Владимирович, как раз Росприроднадзор утверждает эти территориальные схемы. Чему там уделяется главное внимание, в этих схемах? Антон Волков: Вера, территориальные схемы обращения с отходами – это достаточно серьезный документ, который определяет в каждом субъекте Российской Федерации схему как такового обращения с отходами в рамках этого субъекта. Начиная от того, что у нас с вами образовываются отходы от нашей жизнедеятельности и заканчивая тем, куда они грузятся, каким транспортом они везутся, по какой траектории, на какой полигон либо на какой завод. Также этой схемой определяется стратегическое планирование, то есть в какие периоды времени будут построены новые мусоросортировочные комплексы, новые заводы; будут закрыты – в принципе, к чему это все и стремится – объекты размещения отходов (полигоны те самые злосчастные). По мере их закрывания будут открываться эти мусороперерабатывающие предприятия. И эта схема предусматривает именно четкую концепцию, подход к тому, как это должно быть. И тот самый региональный оператор, который будет выбран в том или ином субъекте и будет работать по этой терсхеме, не сможет от нее отступить – эта схема утверждается как субъектом Российской Федерации, так и согласовывается с Росприроднадзором и затем реализовывается в данном субъекте после выбора регионального оператора, естественно. Вера Серебровская: Да, но, к сожалению, не все регионы оказались готовы, поэтому эту схему внедрят в течение 2 лет – поправки в закон в конце года, насколько я знаю, были приняты. А вот телезрители спрашивают, как проводится сбор отработанных батареек пальчиковых и мизинчиковых и куда, в общем-то, их девать. Я так понимаю, в данном случае транспортировать отходы приходится самому человеку. Куда ему нести? Антон Волков: Это распространенная проблема, население задается этим вопросом. И вы, я думаю, и я видели: в жилых домах внизу стоят какие-то контейнеры, кто-то как-то сам вырезает из бутылок… Вера Серебровская: Я пока не видела. У нас пока не стоят. Антон Волков: А, не видели, да? У меня есть. Это инициатива жителей исключительно. Безусловно, есть организации, которые утилизируют этот вид отходов безопасным способом, обезвреживают. У них есть установки, соответствующие всем требованиям действующего законодательства. Но, безусловно, они не поедут ни к вам, ни ко мне за этими батарейками – здесь должна все-таки организована быть система сбора этих отходов в рамках вот этой терсхемы как раздельный сбор отходов, как вторичные ресурсы будут отдельно, батарейки также отдельно, люминесцентные лампы, которые нас освещают в подъездах, в жилых помещениях. Это вопрос скорее к управляющим компаниям – ТЗ или у кого какая. Вера Серебровская: Ну, о необходимости раздельного сбора мусора говорится давно. Уже где-то это внедряется в жизнь; в Москве уже появились такие контейнеры с надписями "Стекло", "Бумага", "Пластик" и так далее. Но тут возникает другой вопрос: а есть ли способы перевозить эти отходы отдельно? То есть, получается, нужно сначала одну машину привезти, потом вторую, потом третью и четвертую, если мы разделяем это. Игорь Торопов: Да, совершенно верно, это довольно-таки накладно, потому что тогда приходится увеличивать парк автотранспорта, увеличиваются расходы на транспортировку. В данном случае, допустим, мы предлагаем вариант сбора отдельно пищевых отходов и отдельно тех отходов, которые можно утилизировать доступным способом. В любом случае те отходы, которые мы собираем отдельно, которые так называемые утильные фракции, все равно поступят на сортировку, все равно их нужно будет разделить по бутылкам, по цветам, стекло по цветам, полимеры по видам полимерных отходов, макулатуру тоже согласно ГОСТу. То есть в любом случае это будет сортировка. Поэтому на сегодняшний день целесообразнее всего собирать раздельно отходы пищевые и непищевые. При этом возможно использовать только одну автомашину, которая загружает… Вера Серебровская: То есть уже такие есть автомашины? Игорь Торопов: Да, такие автомашины есть, сейчас они внедряются и в России, и очень хорошо внедрены в Европе. То есть системы с двумя прессами, назовем их так, где в один отсек загружаются пищевые отходы, а в другой отсек загружаются утильные фракции. Намного проще. Это и легче населению. Вера Серебровская: Их везут, я так понимаю, на перерабатывающие заводы, где их разделяют? Игорь Торопов: А потом, совершенно верно, везут на сортировку, где разделяют. Но тогда они являются недеградированными. Дело в том, что у нас отходы подвержены так называемому трехстадийному деградированию. Первый раз они у нас портятся – деградируют – в нашем мусорном ведре, когда мы их загружаем вместе с пищевыми отходами; второй раз они деградируют, когда мы их разместили в контейнере и перемешали с другими отходами; а третий раз – в кузове-контейнере мусоровоза, когда помимо того, что мы загрузили отходы, мы их еще спрессовали, влага перераспределилась, практически уже выделить что-то полезное довольно-таки трудно. Вера Серебровская: Наверное, такой вопрос, который мучает многих жителей городов: все на словах красиво, мы даже видим на заднике – подъезжают вот эти вот самосвалы, КАМАЗы, грязные, вонючие, из них вываливается мусор, они пахнут неприятно. С чем это связано и как это устранить? Наверное, это к Росприроднадзору вопрос, Антон Владимирович? Или нет? Антон Волков: Да нет, это, безусловно, я могу объяснить. Вы хотите понять, почему мусор не собирается раздельно и как это реализовать? Вера Серебровская: Я хочу понять, почему сами те, кто собирают мусор, вот эти мусоровозы, не соблюдают какие-то требования чистоты элементарной. Антон Волков: Ну, скажем так, требования как к транспортировщикам, так и к населению в том числе – это, безусловно, является частью той же терсхемы, региональной программой по всей России. Это во многих стратегических документах правительства Российской Федерации в том числе прописано. Я сейчас хочу сказать об экологической культуре населения. Это громадная проблема, которой нужно заниматься и которой занимаются. Безусловно, нужна пропаганда, и это не год, не два. Мы с вами можем заставить себя, да, безусловно, есть какой-то прогресс, но он минимальный. Пока новое поколение – детские сады вряд ли, школы скорее, вот эта пропаганда – пока население не поймет, что это надо делать, никакими законодательными барьерами, никакими принуждениями эффекта мы не достигнем. То есть тот водитель, который приехал, он посмотрел на эти 3 контейнера, ему 3 раза машину гонять неинтересно. Опять же, говорим о вторсырье. Безусловно, есть такое вторсырье, которое интересно экономически, чтобы его даже приехать забрать за свой счет, предприятию ничего платить не придется, но предприятию нужно его отдельно складировать – это тоже вопрос к людям, которые это делают фактически. И они должны понимать, что это не для того, чтобы предприятие заработало или сэкономило, а цель – она как бы единая, чтобы меньше отходов пошло в землю в прямом смысле слова, захоронилось на полигоне, а пошло во вторичное сырье и переработалось, попало снова в оборот народного хозяйства. Поэтому безусловно можно применять какие-то санкции, они… Вера Серебровская: Они, естественно, в каких-то случаях действенны, когда крупные суммы штрафов, но главное – повысить экологическую культуру каждого. Антон Волков: И населения в целом. Это и будет эффект сразу. Вера Серебровская: Тогда мы будем раздельно собирать мусор, раздельно его вывозить и довозить наконец до места назначения, а потом перерабатывать его во вторсырье. Большое спасибо за интересную беседу. Гостями наши студии был заместитель начальника отдела надзора за обращением с отходами департамента Росприроднадзора по ЦФО Антон Волков и эколог, заместитель генерального директора компании по перевозке и переработке ТБО Игорь Топоров. Спасибо вам за такую интересную беседу. Но сейчас пришло время нашей рубрики "Экологический контроль". Вместе с вами, а также сотрудниками Росприроднадзора и других надзорных органов мы выявляем нарушения природоохранного законодательства. Сегодня речь пойдет тоже об отходах. Слово экологическому инспектору Ольге Вороновой. Ольга Воронова: Россия ежегодно производит около 10 миллионов тонн мяса. Свинину и говядину на прилавки магазинов поставляют крупные агрохолдинги. Но они же зачастую становятся и главными загрязнителями окружающей среды. Страдает не только экология, но и люди, живущие по соседству. – К нам обратились телезрители из Челябинской области. Они рассказали, что уже несколько лет вынуждены дышать аммиаком. Источник едкого запаха – крупный свинокомплекс. По словам местных жителей, отходы там не очищают, а вывозят на окрестные поля. Решать проблему нужно уже сейчас, ведь когда растает снег, грязные талые воды потекут в реки и водохранилища. Специалисты относят свиной навоз к 3-у классу опасности. Скапливаясь в одном месте, он становится источником инфекций и тяжелых металлов, которые загрязняют почву и подземные воды. Местные активисты уже несколько лет борются за то, чтобы владельцы свинокомплексов перерабатывали отходы. Говорят, очистные сооружения у них есть, но почему-то не работают. Виктор Карлов: Люди прежде всего реагируют на запах. Запах аммиака характерный, распространяется уже далеко за пределы даже санитарных зон, если они существуют – они нигде не обозначены. Но руководство Красногорского свинокомплекса, с которым мы ведем диалог, сотрудничаем, беспрекословно предоставляет нам документы, все они в порядке. И здесь, в области, я даю гарантию: мы не найдем следов. – В Увельском и Еманжелинском районе сразу несколько крупных животноводческих комплексов, где выращивают до полумиллиона свиней. Все накопленное в свинарниках вывозится на поля огромными бочками. Вокруг полтора десятка населенных пунктов и реки Уй и Увелька. В них и оказываются все нечистоты. Оттуда сточные воды попадают в Южноуральское водохранилище. Из него вода поступает в квартиры жителей города Южноуральска с населением 30 тысяч человек. – Вот здесь вот было. А в том году из Южноуральска вообще перестал воду пить. Ольга Воронова: Что нужно делать в подобной ситуации в преддверии весны? За подобным комментарием мы обратились в Росприроднадзор. Константин Елисеев: Все это потечет в огромном объеме. Поскольку вы видите, какой объем снега выпал, снеготаяние будет активное по прогнозам Росгидромета, поэтому надо обращаться к нам. Мы будем проводить предупредительные мероприятия – уже начнем в феврале месяце. Чтобы они вывозили с водосборных площадей, от жилой застройки навоз и как-то принимали меры, чтобы не было, скажем так, протечек и загрязнения с талыми водами прилегающей территории. Ольга Воронова: Не оставайтесь равнодушными к экологическим нарушениям. Обо всех случаях загрязнения природы пишите на наш адрес. "Экологический контроль" и я, Ольга Воронова, обязательно разберемся в ситуации и накажем нарушителей. Вместе мы сделаем нашу страну чище. Вера Серебровская: И на этом у меня все. Берегите природу и до встречи через неделю.