Марина Калинина: А прямо сейчас наша новая рубрика – "Хитро придумано". Мы получаем от вас огромное число писем и сообщений о различных схемах обмана, с которыми вы сталкиваетесь. И вот мы решили рассказывать об этом в прямом эфире, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций. В нашу студию будут приходить эксперты и объяснять, как не стать жертвой мошенника и что делать, если это уже, к сожалению, произошло. И сегодня расскажем о том, как могут вас обмануть в различных медицинских центрах. И как раз сегодня к нам в студию пришел Максим Плетнев, партнер юридической фирмы "СМБ Консалт". Здравствуйте, Максим. Максим Плетнев: Здравствуйте, Юрий. Здравствуйте, Марина. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет, как медцентры заманивают клиентов, предлагают им бесплатные услуги, а потом оказывается, что они дорого стоят, да еще и с кредитом можно столкнуться. Юрий Коваленко: Но человек понимает об этом вдруг в последний момент, когда остается только платить. Марина Калинина: Да. И от этого уже пострадали жители Пензы, Челябинска, Череповца и Мурманска. Подробности – в сюжете наших коллег. СЮЖЕТ Юрий Коваленко: И ситуация наверняка не единичная в нашей стране. Мы предлагаем вам звонить и писать нам, если вы столкнулись с подобным обращением и попали в такую нелегкую ситуацию. Каким образом вы из нее вышли? Либо на данный момент находитесь в этой ситуации? Мы сейчас будем ее разбирать и ждать ваших сообщений и звонков. Марина Калинина: Что скажете? Как действует вот эта схема обмана? Максим Плетнев: Слушайте, на самом деле мошенников огромное количество, которые пытаются различными способами обмануть наших сограждан, и нас с вами в том числе. Марина Калинина: С этим не поспоришь. Максим Плетнев: Что делать в такой ситуации? Прежде всего я бы хотел посоветовать нашим телезрителям, и нам с вами в том числе, если мы стали жертвами подобного мошенничества, незамедлительно идти и расторгать договор с той компанией, с которой вы его подписали. Если у вас не принимают заявление о расторжении договора, то у вас есть возможность направить его по почте – обязательно ценным письмом с описью вложения, для того чтобы вы могли потом доказать свои права и защитить их в суде. После того как вы обратились с заявлением о расторжении договора, и если вы вдруг подписали еще и кредитный договор, то, безусловно, необходимо также обратиться с заявлением и в кредитную организацию для того, чтобы сообщить о факте расторжения договора с медицинским центром. Но прежде всего, если вы слышите, придя в медицинский центр слово "кредитный договор", я бы вам посоветовал вообще сразу уходить оттуда, из этого медицинского центра. Огромное количество ситуаций, когда люди "попадают" на большие проценты после посещения такого медицинского центра и оказания им таких услуг медицинских. Если вы идете в медицинский центр, то лучше идти в тот медицинский центр, который вам кто-то рекомендовал из ваших друзей, родственников. Возможно, вы увидели многочисленные отзывы положительные в интернете. Проверяйте наличие лицензии обязательно на оказание медицинских услуг. Марина Калинина: Вот тут вопрос большой. Лицензия может быть выдана, но там есть какие-то нюансы, насколько я понимаю. Юрий Коваленко: Она может быть и отозвана, но просто никто об этом не знает. Марина Калинина: Она может быть отозвана, и никто об этом не скажет. То есть человек не может понять. Либо на какие-то другие услуги, немножко формулировка изменена. Может такое быть? И в таком случае на что нужно обратить внимание? Максим Плетнев: Конечно, такое может произойти. Проверить наличие у организации лицензии можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы, у нее есть фая информация. Это сайт nalog.ru, там есть раздел "Проверь себя и контрагента". Введя название организации, с которой вы заключали договор, вы можете открыть там выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой будет указано наличие или отсутствие у организации тех или иных лицензий, срок их действия и являются ли они действующими на сегодняшний день или нет. В том числе… Марина Калинина: А насколько там информация свежая размещается? Максим Плетнев: Ну, она достаточно часто обновляется, эта информация. Конечно, могут быть какие-то задержки, но тем не менее это относительно актуальная информация. Юрий Коваленко: А вот что вы скажете по поводу ситуации, когда человек на проценты сразу же "попадает", как вы сказали? Человек не читал договор, что ли? Не видел, что он подписывает? Или каким образом? Или это подложно, мелким шрифтом? Но ведь он запрещен. Вот как эти проценты большие появляются? Максим Плетнев: Эти проценты появляются очень просто. Человек о них, к сожалению, должен знать, прочитав договор, который он подписывает. Но, к огромному сожалению, очень много людей не читают те документы, которые подписывают. Поэтому очень важно внимательно читать то, под чем вы ставите свою подпись. Юрий Коваленко: У нас есть звоночек, давайте поговорим. Галина из Челябинска нам дозвонилась. Галина, здравствуйте. Что у вас за ситуация? Зритель: Здравствуйте. Несколько раз мне был звонок по телефону – приглашение на обследование бесплатное. Юрий Коваленко: А вы заказывали это обследование или вам почему-то позвонили? Зритель: Нет, я не заказывала. Да, вот такие есть звонки постоянные. Приглашают, в общем. Я согласилась, так как мне несколько раз звонили. Юрий Коваленко: Так, и чем это все закончилось? Зритель: Чем закончилось? Марина Калинина: А что говорили? Как уговаривали? Зритель: Уговаривали: "Бесплатно идет у нас обследование". Ну, раз бесплатно, думаю – я схожу. Ну, я, конечно, туда пошла, меня обследовали. Я рассмотрела их, так сказать, "медицинский центр". Там никаких афиш нет о медицине, никаких плакатов нет о медицине, ничего абсолютно. Это я все просматривала. Ну, внимание, конечно, уделяют они. Марина Калинина: Что вас насторожило? Юрий Коваленко: В чем подвох-то? Все пока хорошо. Зритель: Насторожило, когда пришел их директор, начал со мной общаться и говорить о сумме 30–50 тысяч в кредит. Я, конечно, насторожилась. Ну, так как я женщина вроде умная, хоть и на пенсии, но все равно я такие случаи обхожу стороной. Марина Калинина: Ну, пенсия-то с умом никак не связана. Зритель: Да. Дело в том, что они меня провожали до первого этажа на лифте, чтобы я подписала с ними договор, чтобы я взяла кредит. Марина Калинина: Ну, больше не звонили они? Зритель: Звонят до сих пор. Я им говорю: "Не звоните уже мне больше", – а они все равно звонят. Юрий Коваленко: А вы не думали, что ваш телефон попал к ним в базу не случайно? Где вы могли его оставить? Может быть, вы когда-то пользовались медицинскими услугами? Вы задумывались об этом? Зритель: Ну, я хожу в центры платные, конечно, лечение там у меня. Ну, я не могу сказать. Марина Калинина: Понятно. Спасибо вам большое. Вот хорошо, что такая бдительная у нас телезрительница. Вот пишут, что в Курске по такой схеме работает клиника по снижению веса. Видимо, тоже звонят и рассказывают: "Вам нужно срочно похудеть. Приходите". Юрий Коваленко: То есть получается, что телефон попадает к ним опять же не случайно. Не из базы телефонных номеров они берут, а из тех, кто пользуется. Марина Калинина: Скорее всего, из базы. 100 человек наберешь – 50 придет. Максим Плетнев: Ну, скорее всего, конечно, не случайно. Где-то люди обращались, возможно, за медицинскими услугами или, возможно, искали где-то информацию о медицинских услугах. Но нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если мы говорим о бесплатной диспансеризации, например, или о прохождении обследования, то, конечно, обязательное медицинское страхование наше с вами предусматривает возможность бесплатной диспансеризации. Раз в 3 года, начиная с 21 года, каждый из нас может пройти бесплатную диспансеризацию в медицинских учреждениях государственных – но явно не в частных, и явно это не будет для вас в конечном счете бесплатно. Поэтому если вам звонят и предлагают пройти бесплатное медицинское обследование или диспансеризацию, то, скорее всего, эти люди пытаются вас обмануть или каким-то образом злоупотребить вашим доверием и просто похитить ваши денежные средства. Юрий Коваленко: На каком этапе проще всего рассмотреть, если мы не доходим до кредита? Вот человек переступает порог, начинает общаться. Вот где та самая грань, когда уже сто процентов понятно, что идет так называемый "развод"? Максим Плетнев: Ну, эта грань каждый раз индивидуальна. Когда вы общаетесь с человеком, придя в медицинский центр, вы обязательно у него спрашивайте (ну, я надеюсь, что вы обязательно у него спрашиваете) об опыте работы этого врача, о его стаже работы. Если это врач, то важна его квалификация, безусловно. Огромное количество случаев, даже если мы берем не только медицинские центры, но, например, стоматологические клиники… У нас в практике была такая ситуация, когда женщина обратилась за помощью в ближайшую стоматологию с ее домом, и ей оказали услуги, которые ей не требовались. Ей на самом деле необходимо было поставить несколько пломб, но врач, который ее осмотрел, который назвал себя врачом, решил, что ей необходимо произвести удаление пяти зубов и сделать импланты этих же пяти зубов. Конечно, ей обошлось это в круглую сумму. На самом деле эти услуги были ей не нужны, но она об этом не знала. Когда мы с вами приходим к стоматологу, мы не знаем, что у нас с вами – у нас с вами кариес или необходимо удалять зуб. Юрий Коваленко: Ну, правильно говорят: "Нашел своего стоматолога – береги ее до конца жизни". Максим Плетнев: Да, совершенно верно. Так же, как и любого другого врача. Собственно, наверное, так же, как и юриста, я уж извиняюсь, потому что среди юристов… Вы, уйдя от одних мошенников из медицинского центра или стоматологической клиники, можете попасть к другим в юридическую компанию, которые также будут вымогать из вас деньги за оказание юридической помощи, будут тянуть бесконечно долго. И это дело может, как в том известном анекдоте, кормить адвоката всю его жизнь. Марина Калинина: Давайте еще один звонок послушаем, нам дозвонилась Любовь. Здравствуйте, Любовь, вы в эфире. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Ну, я уже разговаривала с оператором. Мне однажды позвонили домой, как будто бы представились медицинским центром и предложили полностью сделать обследование моего организма, проверить весь организм на состояние здоровья. Ну, я их послушала, послушала, а потом говорю… Я что-то засомневалась, потому что по телевизору часто передают, что люди попадают под всякие эти кредиты, потом не могут расплатиться, а услуг никаких. Я подумала и им сказала: "Знаете, бесплатный сыр бывает только в мышеловке". А они меня стали убеждать, мол, это не так. Я говорю: "Все, спасибо за звонок. Я с вами больше разговаривать не буду". Ну а вообще они представились… Предварительная запись у них должна быть, чтобы прийти к ним в этот медицинский центр. Но я отказалась. Юрий Коваленко: Хорошо. Действительно, благодаря таким людям, наверное, не всегда удается сработать этой самой схеме. Большое спасибо вам. А вот ситуация, когда звонят и говорят о бесплатной всей этой ситуации, как с этим звонком? А эта ситуация в последнее время достаточно частая. Признаться, мне месяц назад тот же звонок поступил. К счастью, я просто был занят и сказал: "Давайте попозже перезвоню". Видимо, они забыли позвонить. Потому что, как правило, как юристы потом сказали, они решают это одним звонком. Человека надо "подсадить на крючок". Вот расскажите про систему "подсаживания на крючок", как это все делается по телефону. Почему человек к ним приходит вообще? Максим Плетнев: Ну, в данном случае это, конечно, психология. Когда человек общается с вами, он понимает, что вам возможно что-то внушить, вас возможно привести к ним в клинику уже по первым словам вашим, по вашему ответу. Конечно, здесь должны действовать профессиональные психологи, можно сказать, которые занимаются продажами для таких клиник, обзвонами, в конце концов. Такое очень часто бывает. И здесь работают профессионалы просто. Юрий Коваленко: То есть "холодные" звонки? Марина Калинина: А их обдурить можно на самом деле? Вот они же сказали "бесплатно". Записать этот разговор как-нибудь на диктофон, прийти к ним в клинику и сказать: "Давайте бесплатно обследуйте меня. Хочу бесплатное обследование". Они вас обследуют, а потом: "Давайте подписывайте договор". И сказать: "Я не хочу. Мне у вас не понравилось". Максим Плетнев: Можно, конечно. Более того, совсем недавно в Москве действовала целая сеть таких клиник косметологических, которые обзванивали людей и предлагали им бесплатный массаж. И в конце процедуры бесплатного массажа предлагали приобрести дорогие крема стоимостью более 100 тысяч рублей. И некоторые люди соглашались приобрести, у кого были деньги. У кого не было с собой значительной суммы денег, им оформляли также кредиты. В настоящее время это дело является предметом разбирательства правоохранительных органов, ищут организатора. Марина Калинина: Нет, ну можно же просто сказать: "Ну хочу я вам крем", – и пошла домой. Максим Плетнев: Можно, конечно. Но вы понимаете, что в этот момент на вас оказывают большое психологическое давление. И не всегда человек может спокойно сказать "нет". Не каждый… Вообще сказать "нет" достаточно тяжело подчас. Юрий Коваленко: Да, если ты десять раз говоришь подряд "да", то на одиннадцатый раз ты "нет" уже фактически не сможешь сказать. И это тонкое психологическое такое воздействие. Это практически сравнимо с гипнозом. Но люди часто ли… Процентное соотношение выигранных дел в такой ситуации и проигранных? Вот если честно, чтобы понятно было. Максим Плетнев: Вы знаете, большинство таких дел, конечно, выигрываются. Вопрос в том, что полностью, 100% уплаченных вами денег не всегда есть возможность получить обратно. Марина Калинина: Ну, это, наверное, еще при том, если центр продолжает существовать в той или иной форме. Максим Плетнев: Да, конечно, если это юридическое лицо еще живо, если там еще теплится какая-то жизнь. Марина Калинина: Потому что они же мигрируют, наверное. Максим Плетнев: Совершенно верно. Марина Калинина: Меняют название. Максим Плетнев: Ликвидировать организацию достаточно просто. Поменять вывеску еще проще. В данном случае правоохранительные органы работают. И когда найдут виновников этого преступления, этому виновнику, этому преступнику, в конце концов, можно будет предъявить гражданский иск в уголовном процессе и взыскать непосредственно с него эти денежные средства – с того человека, который собственно организовал всю эту схему и похитил все эти деньги. Марина Калинина: Светлана нам дозвонилась из Ярославля. Светлана, здравствуйте, вы в эфире. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Марина Калинина: Рассказывайте вашу историю. Зритель: Здравствуйте. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Да, мы вас слушаем. Марина Калинина: Да, говорите, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Это из города Ярославля. Рассказываете вы ситуацию… Марина Калинина: Светлана, говорите. Зритель: …о том, что мошенничество происходит, предлагают бесплатно пройти обследование в медицинских центрах. Вот постоянно названивают. И никаких номеров телефонов я нигде не оставляла, никуда я не обращалась. Где они взяли мой номер телефона? Вообще непонятно, каким образом они находят. Но звонят бесконечно. Юрий Коваленко: Ну, как часто звонят вам? Зритель: Могут в день по несколько раз звонить. Потом какое-то время, день-два проходит, может быть, неделя, может быть затишье, а потом начинают снова звонить. Юрий Коваленко: Ну, вы не пользовались их услугами, к счастью, да? Зритель: Да нет, конечно. Мне предлагали вот буквально на днях, мне предлагали бесплатно пройти: "Пожалуйста, у нас обследование сердечно-сосудистой, опорно-двигательного". Еще что-то предлагали. И все это бесплатно. А когда стала спрашивать, где они находятся, какой адрес, то сказали, что только могут они… "Вот давайте записывайтесь и приходите". Я говорю: "Не надо меня никуда записывать". Они мне назвали свой адрес. Юрий Коваленко: В смысле "записывайтесь"? Что они хотят от вас записать-то? Зритель: Они спрашивают мои личные данные. Юрий Коваленко: То есть данные паспорта? Зритель: Ну, в принципе, да. Говорят: "Приходите с паспортом, больше ничего не нужно". Юрий Коваленко: Спасибо большое. Ну, тогда все понятно. В таком случае это, может быть, даже к медицинскому центру никакого отношения не имеет, а просто выманивают данные паспорта для того, чтобы как-то их использовать в мошеннических схемах. Правильно? Максим Плетнев: Вполне возможно. Но, скорее всего, просят будущую, потенциальную пациентку просят прийти вместе с паспортом для того, чтобы потенциально оформить на нее кредит, сделать копию этого паспорта, оформить заявку на кредит, чтобы она под ней подписалась. Юрий Коваленко: А зачем носить паспорт, если человеку достаточно принести с собой полис или водительское удостоверение? Это же удостоверение личности. Максим Плетнев: Достаточно, конечно. Для посещения медицинского центра необязательно иметь с собой паспорт, конечно. Марина Калинина: Давайте тогда (у нас совсем немного времени остается) алгоритм. То есть что должно насторожить при таких звонках, что туда ходить не надо? И если уж пришли, то на что обратить внимание в договоре? И как действовать, если вы уже стали на крайнюю ступень, вы уже попались в эту ловушку? Максим Плетнев: Вы знаете, насторожить должен сам факт такого звонка – начнем с этого. Если вас приглашают за бесплатными услугами, лучше вообще туда не приходить. Если же вы все-таки обратились в какой-то медицинский центр и вам предлагают там оформить кредит, лучше отказаться, лучше не подписывать. Марина Калинина: То есть сначала нужно документ еще прочитать, конечно, да? Максим Плетнев: Безусловно. Всегда читайте внимательно тот документ, под которым вы ставите свою подпись, потому что мелким, возможно, а возможно, даже крупным шрифтом, но в конце этого договора, будут условия, которые будут нарушать ваши права и законные интересы. И для того чтобы защитить потом ваши права, нам потом приходится в судах очень много времени тратить на доказывание того, что вы все-таки правы и должны получить свою компенсацию. Что делать в такой ситуации, как вы спрашивали? В такой ситуации первое: если вы уже подписали этот договор, срочно его расторгайте, пишите заявление в организацию, в которой вы были, о расторжении договора. Если его не принимают, то, как я говорил, направляйте почтой такое заявление. После этого обращайтесь в банк, если вы подписывали кредитный договор. После того как вы обратились в банк, напишите также и в Центральный банк о том, что вам пытались оформить кредитный договор вне стен кредитной организации, без надлежащего срока на проверку вас как заемщика, потому что вас как заемщика… Кредитная организация обязана по правилам Центрального банка проверить вашу кредитоспособность. Не каждому человеку дадут кредит даже не незначительную сумму. Нужно проверить и Бюро кредитных историй, и так далее. Также, если вы все-таки стали жертвой мошенников и у вас все-таки отобрали деньги в конечном счете, не просто вы подписали договор, а вы еще и заплатили, то, конечно, лучше обратиться к юристам за профессиональной юридической помощью. Вы можете обратиться и в правоохранительные органы, если вы считаете, что вы стали жертвой мошенничества. Но при обращении к юристам, конечно… Если у вас есть возможность обращаться к юристам знакомым, то лучше обращаться к ним, потому что в конечном счете можете стать жертвой еще одного мошенничества, только уже других людей. В каждой профессии, к огромному сожалению – будь то в медицине, будь то в нашей сфере, – есть огромное количество мошенников. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Максим Плетнев был у нас в гостях сегодня, партнер юридической компании "СМБ Консалт". Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо большое. Максим Плетнев: Спасибо и вам.