Артем Раевский: Если в фитнес-клубе не дают на руки образец договора для полного ознакомления, это уже наводит на подозрения
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-hitro-pridumano-27820.html Юрий Коваленко: Ну а сейчас – наша рубрика "Хитро придумано". В нашу редакцию приходит огромное число писем, сообщений о различных схемах обмана, с которыми столкнулись зрители. И вот мы решили рассказывать о них в прямом эфире, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций.
Марина Калинина: В нашу студию приходят эксперты и объясняют, как не стать жертвой мошенника, ну а если уж стали, то что делать в этой ситуации.
И сегодня расскажем о том, как вас могут обмануть в фитнес-центрах, как это ни странно. У нас сегодня в гостях – Артем Раевский, адвокат адвокатского бюро "Деловой фарватер". Здравствуйте.
Юрий Коваленко: Добрый день.
Артем Раевский: Здравствуйте.
Марина Калинина: Давайте вместе посмотрим сюжет сейчас, который сняли наши корреспонденты, а потом обсудим.
СЮЖЕТ
Юрий Коваленко: По-моему, последнее утверждение было самое здравое: "Не стоит покупать то, за что не стоит заплатить". Но в основном-то вся ситуация вертится вокруг другого.
Артем Раевский: Совершенно верно, Юрий. На самом деле, если исходить из потребительских свойств предоставляемой услуги (в данном случае это физкультурно-оздоровительная услуга), то мы можем сделать вывод, что, во всяком случае, информация о такой услуге должна быть не только своевременной, но и содержать полную и достоверную информацию о ней.
Марина Калинина: Давайте тогда начнем сначала, и вы нам расскажете, вообще какие схемы существуют в этой области. Как могут обмануть людей при покупке спортивной клуб-карты? Чего стоит опасаться?
Артем Раевский: Вы знаете, как говорится, наша жизнь многогранна и сложна. И наверное, столько же в ней всевозможных способов, изощренных способов у злоумышленников. И поэтому, конечно, зачастую люди преподносят ту информацию, которую хотят преподнести. А люди, которые, условно говоря, одурманены таким предложением, у них горят глаза – и они, конечно, готовы ее приобрести за денежные средства, которыми они в принципе не располагают. Поэтому они готовы не только на всевозможные кредитования, а на всякие бонусы, скидки. Все это говорит в комплексе об услуге, которая человеку может не подходить в принципе.
Марина Калинина: В каком смысле?
Артем Раевский: На самом деле объясню. Услуга, если мы исходим из федерального закона "О защите прав потребителей", она урегулирована. И предполагается, что потребитель при вступлении в какие бы то ни было правоотношения – будь то с фитнес-клубом, будь то при получении финансовых услуг с банком – он должен получить своевременно всю необходимую информацию о данной услуге. В этой связи, когда…
Кроме того, также хочу обратить ваше внимание на то, что если услуга предоставляется и обусловлена необходимостью приобретения другой услуги… Допустим, привести пример банальный: вот стакан воды мне предлагают, но чтобы мне приобрести этот стакан воды или просто стакан, мне необходимо приобрести сервиз. Это также запрещено законом "О защите прав потребителей".
Юрий Коваленко: А давайте теперь так, чтобы это было понятно человеку, который покупает фитнес-абонемент. Вот есть наверняка какие-то нюансы, на которые стоит обратить внимание и которые отличают хороший фитнес-центр от плохого фитнес-центра, скажем так, после первого же посещения сразу туда становится понятно, что второй раз сюда не придем, договор заключать не будем и абонемент брать не будем.
Артем Раевский: Вы знаете, сейчас, учитывая переизбыток информации, любую информацию о фитнес-клубе можно самым доступным путем найти в Интернете, то есть посмотреть отзывы. Кроме того, когда человек приходит и непосредственно ему показывают фитнес-клуб, показывают тренажеры, еще раз повторюсь, что зачастую…
Марина Калинина: Ой, знаете, так интересно показывают!
Артем Раевский: Представитель фитнес-клуба.
Марина Калинина: То есть заходит представитель клуба в "предбанник", где вы ожидаете, и говорит: "Пойдемте, мы вам покажем наш клуб". Приводят и так издалека: "Ну, вот здесь у нас спортивный зал. Вот так через окошко посмотрите – там можно увидеть, у нас там коврики лежат. Вот здесь у нас тренажеры. Так, вот здесь у нас душ".
Я просто сама столкнулась с такой ситуацией. У нас здесь рядом с "Останкино" есть замечательный клуб "Зебра", в который я купила абонемент, сходила один раз и поняла, что все там очень плохо, грязно, неудобно, тренажеры рваные, в общем, замусоленные. Я к ним пришла и написала заявление о том, что я хочу вернуть деньги. Они мне сказали: "Да-да-да, мы ваше заявление рассмотрим. Приходите через неделю". Я пришла через неделю, принесла уже более серьезную заявку на возврат и так далее. Они у меня ее отказались брать: "Мы не уполномочены, мы подписывать ничего не будем". Я говорю: "Хорошо, дайте мне адрес офиса, куда я могу поехать, где у меня ее возьмут". – "Нет, вы посылайте по почте письмом". В итоге мне вернули деньги только тогда, когда я обратилась в Союз по защите прав потребителей. Вернули, честно. Это работает.
Артем Раевский: Совершенно правильно сделали. Удалось в претензионном порядке урегулировать данный вопрос. Хочу вкратце объяснить, еще раз возвращаясь непосредственно к процедуре предоставления таких услуг физкультурно-оздоровительных.
Необходимо не только посмотреть какую-то общедоступную информацию о клубе. Более того – будет показательным, наверное, существование самого клуба в принципе, сколько он существует на рынке таких услуг. При непосредственном заключении договора следует обратить внимание на условия договора. Не нужно стесняться что-то переспросить, если что-то непонятно. Тем более, конечно, если человек не юрист, какие-то завуалированные условия данного договора (а может быть, впоследствии и ущемляющие потребителя) могут, конечно, вскрыться только впоследствии, когда человек придет, как вы, с заявлением и так далее. Более того, необходимо, если человеку обещают то, что в перспективе будет открыт бассейн, условно говоря…
Марина Калинина: Ну, бассейн, например.
Артем Раевский: …то необходимо уточнять конкретные сроки. Опять же при возврате суммы, скажем так, неиспользованной, которая будет соразмерна неиспользуемому времени, которое человек не ходил, можно будет включать и сумму убытков при нарушении сроков, в том числе и сроков предоставления каких-либо услуг.
Марина Калинина: Понимаете, дело в том, что вот у меня в договоре было написано не "оказание услуг", а то, что я становлюсь членом клуба, то есть я покупаю членство в этом клубе. И у меня есть обязанности, и у клуба какие-то минимальные обязанности. Вот в этом случае как это расценивать?
Артем Раевский: Я понял. Вы становитесь членом клуба, но при этом вы сторона договора. И никто данную сферу регулирования от защиты прав потребителей не отменял. Поэтому вы совершенно правильно сделали, что обратились, во-первых, изъявили желание расторгнуть договор. И потребитель имеет полное право на это в любое время, то есть это согласуется и с гражданским законодательством. Заказчик вправе отказаться от договора, при этом выплатить понесенные фактически затраты за использование услуги. Ну, допустим, даже день отходили – все, это будет за вычетом той суммы, которая… Остальная сумма должна быть вам возвращена.
Юрий Коваленко: Артем, вопрос такой. А если, допустим, чтобы не попасться на удочку в годовом масштабе, взять тестово на месяц абонемент? Либо таких предложений нет, а они предлагают сразу год, и все? Можно же попросить тестовое занятие либо как-то еще попробовать, скажем так?
Марина Калинина: Ну, вообще они обычно сначала продают тебе карточку, а потом ты можешь прийти и с тренером, не платя за персональную тренировку, позаниматься, уже заплатив всю сумму.
Юрий Коваленко: Ну а просто тестовое занятие до оплачивания?
Артем Раевский: Вообще в большинстве своем, насколько мне известно, клубы предоставляют возможность всевозможных подарков, в том числе бесплатного посещения клуба.
Юрий Коваленко: Ну, только опять же после оплаты, да?
Артем Раевский: Нет, бывает это, скажем, просто в виде такого некоего…
Юрий Коваленко: Завлекания такого?
Артем Раевский: Привлечения, да.
Юрий Коваленко: То есть плохой клуб такого не сделает, да?
Артем Раевский: Ну, я думаю, что клуб, который держит марку и бренд, который давно на рынке таких услуг… могу ошибаться, но я думаю, что навряд ли.
Марина Калинина: Смотрите, а есть такая ситуация. Например, клуб заранее продает, так скажем, на стадии строительства, но уже финального оформления, закупки какого-то оборудования, продает абонементы со скидкой, и они в общем доступны. Ну, человек понимает: "Да, я могу купить, но я буду ходить через полгода". Проходит полгода, он приезжает в клуб, а клуба просто нет. Вот кому предъявлять в этом случае претензии, как вернуть свои деньги?
Артем Раевский: Ну, здесь следует, наверное, ставить вопрос уже о возможности…
Марина Калинина: То есть уже в суд обращаться?
Артем Раевский: Не то что даже в суд. Здесь, наверное, может быть, ставить вопрос о более серьезных скрытых причинах, почему в данном случае через полгода клуб не построен, а воз и ныне там, как говорится.
Юрий Коваленко: Ну, это же практически уголовное дело.
Артем Раевский: Здесь, да, могут иметься признаки уже состава преступления, хоть это и находится в полном ведении правоохранительных органов, которые будут проверять, почему и по какой причине уплачены деньги, собраны с определенного круга лиц, а, допустим, через полгода, через семь месяцев и более клуб не построен или бассейн не залит и так далее. Здесь следует уже более детально… Это, конечно, уже будут разбираться правоохранительные органы, будут выявлять именно причину уже мошеннических действий. То есть здесь уже можно говорить о каком-то мошенничестве.
Я напомню, что мошенничество у нас – это хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием. То есть действующее законодательство предусматривает два способа совершения мошеннических действий. Так вот, под обманом как раз таки, если мы говорим о нем, в данном случае будет подразумеваться сообщение каких-либо сведений недостоверных, то есть не соответствующих действительности, в том числе о каких-то характеристиках товара, в том числе количестве и качестве, или умалчивание об определенных фактах, в том числе, например, о накопившейся задолженности, закредитованности и так далее.
Либо, если говорить о злоупотреблении доверием, то здесь можно ставить вопрос, как правило… И зачастую это происходит, когда у лица, у злоумышленника не имеется вообще фактической возможности исполнять взятые на себя обязательства, и не имелись намерения. Ну, в данном случае это опять же вопрос доказывания и предмет доказывания правоохранительных органов, которые будут устанавливать.
Юрий Коваленко: Ну, это уже следствие разберется.
Марина Калинина: Давайте послушаем нашу телезрительницу, Мария нам дозвонилась из Москвы. Здравствуйте, Мария, вы в эфире.
Юрий Коваленко: Добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Я звоню… В общем, у меня такая ситуация. В фитнес-клуб ходила. И там получается то, что у них в кредит можно было взять. Потом буквально через два месяца прихожу, а они закрыты. Но справки тем не менее мне до сих пор приходят. Скажите, пожалуйста, могу ли я как бы уже не платить, соответственно, если они закрылись, мошенники какие-то?
Марина Калинина: Спасибо за ваш вопрос. Ну, что скажете?
Юрий Коваленко: Спасибо большое. Ну, тут ситуация, по-моему, явно очевидная. Человек во всяком случае недополучил свою услугу. Почему он должен расплачиваться с банком за ту услугу, которой у него нет?
Артем Раевский: Вы знаете, здесь вопрос может быть двойственный, потому что иногда банки… Вопросы с банками рассматриваются отдельно. Допустим, клуб может выступать неким (равно как и банк) третьим лицом, то есть это может быть… Поэтому с банком здесь, конечно, нужно смотреть договор, который заключался.
Юрий Коваленко: Но банк может войти в положение и сказать: "Ну да…"?
Артем Раевский: Банк может войти в положение, говорить о какой-то реструктуризации.
Юрий Коваленко: Но деньги не простит.
Артем Раевский: Опять же я исходил бы… Нужно посмотреть детально условия данного договора, на каких условиях кредитование и так далее.
Юрий Коваленко: Но опять же наверняка должна заинтриговать еще воображение фраза о том, что услуга продается в кредит, да? Все, что продается в кредит… И все, да? Как теперь искать этот фитнес-клуб, кстати?
Артем Раевский: Прежде всего стоит обратиться не только, наверное, в отдел территориального управления Роспотребнадзора, но, конечно же, в правоохранительные органы. В том числе, если человек получил кредит от банка, то проявлять активные действия по отношению к банку.
Юрий Коваленко: Но опять же ООО – это, скажем так, что-то безликое совершенно и абсолютно. Но учредитель ООО – это какой-то человек наверняка. То есть по этому человеку можно же найти свои деньги и истребовать из него их себе обратно?
Марина Калинина: Скорее всего, он может вообще не относиться к этому…
Артем Раевский: Вы знаете, да, Марина, вы совершенно правы. Бывают случаи…
Марина Калинина: Он может жить в другом городе и ни сном, ни духом…
Артем Раевский: И не знать ни сном, ни духом, да. Более того, у человека может быть и паспорт похищен или утерян. И он в принципе не знал о том, что он является учредителем масштабного фитнес-клуба, у которого членство – тысяча человек.
Юрий Коваленко: Так вот, Марии из Москвы как деньги свои возвращать, если клуба нет, а долг в банке есть?
Артем Раевский: Я бы предложил Марии обратиться в правоохранительные органы, получить какую-то доступную информацию о проведенной проверке сообщения о преступлении в правоохранительные органы по данному факту, они обязаны это сделать. И по результатам данной проверки уже… Ну и параллельно, соответственно, взаимодействовать с банком, конечно. Но опять же с банком… Я не могу здесь какую-то рекомендацию дать, поскольку я не видел договора.
Марина Калинина: А как часто в ваше адвокатское бюро обращаются с такими случаями? Или редко? Или люди плюют: "Ну ладно! Нет и нет. Обманули и обманули"?
Артем Раевский: Случаи бывают разные. В большинстве своем, конечно, это юридические лица, но бывают и физические лица при обращении.
Марина Калинина: Вот смешное сообщение пришло: "Ладно пенсионеров разводят, но молодежь-то совсем безграмотная, что ли?"
Юрий Коваленко: Тут, получается, нужно иметь юробразование.
Марина Калинина: Насколько грамотные у нас вообще люди? Насколько часто нас могут обманывать, вот в принципе, если даже не про фитнес сейчас говорить?
Артем Раевский: Вы знаете, наверное…
Марина Калинина: И насколько мы знаем свои права, что мы можем?
Артем Раевский: Прежде всего мы, еще раз повторюсь, имеем свободу в выборе получаемой услуги и информации об услуге, которую мы хотим получить. Поэтому, еще раз повторюсь, мы уже на стадии непредоставления нам полной информации об услуге и отказе в заключении договоре вправе обратиться в суд, по сути.
Я бы рекомендовал еще, наверное, может быть, если есть сомнения, если крупная сумма денег, в том числе по годовому абонементу, все-таки посоветоваться. Может быть, посмотреть отзывы, посоветоваться. Если еще сомнения какие-то терзают, то, может быть, сходить к юристу. Иной раз даже не будет, наверное, каким-то постыдным попросить экземпляр договора, чтобы почитать его дома внимательно (может быть, даже подписанный с их стороны), посмотреть. Если что-то не устраивает, то прийти и пять раз уточнить.
Юрий Коваленко: Можно же, я так понимаю, подойти в тот клуб и попросить этот договор?
Артем Раевский: Да.
Юрий Коваленко: И с юристом обсудить. И он отговорил бы. Или они этот договор не отдадут, пока денег не получат? Они имеют право его не дать?
Артем Раевский: Ну, скажем так, они его могут не дать, конечно. Случаи бывают разные. Но если они его не дадут, то это уже наведет на подозрения, что здесь, наверное, какая-то некая подоплека кроется.
Марина Калинина: В общем, вывод такой, что надо быть внимательнее, все проверять и обладать информацией.
Артем Раевский: Будьте внимательны.
Юрий Коваленко: И потихонечку получать юридическое образование.
Марина Калинина: Спасибо большое. У нас был Артем Раевский, адвокат адвокатского бюро "Деловой фарватер". Это была рубрика "Хитро придумано".
Юрий Коваленко: Спасибо.
Артем Раевский: Спасибо.
Марина Калинина: Спасибо.