Артем Раевский: Если в фитнес-клубе не дают на руки образец договора для полного ознакомления, это уже наводит на подозрения

Артем Раевский: Если в фитнес-клубе не дают на руки образец договора для полного ознакомления, это уже наводит на подозрения | Программы | ОТР

Рубрика "Хитро придумано"

2017-09-12T19:33:00+03:00
Артем Раевский: Если в фитнес-клубе не дают на руки образец договора для полного ознакомления, это уже наводит на подозрения
Промышленность не нужна?
До свидания, пенсия!
Налоги для несовершеннолетних
Отыгрались на сотрудниках. Треть российских компаний урезали зарплаты, четверть - сократили штат
Медицина: уроки коронавируса
Заправщиков заставят доливать
Снова маски, снова штрафы...
Пенсионные накопления отменят? Что будет с уже сделанными взносами?
Регионы. Что нового? Симферополь, Кемерово, Владикавказ
Как россияне копят деньги? Поучились и хватит. Какой будет зима. Рубль снова падает. К чему привела мусорная реформа. Проблемы с качеством европейских товаров в РФ
Гости
Артем Раевский
адвокат Адвокатского бюро «Деловой фарватер»

Юрий Коваленко: Ну а сейчас – наша рубрика "Хитро придумано". В нашу редакцию приходит огромное число писем, сообщений о различных схемах обмана, с которыми столкнулись зрители. И вот мы решили рассказывать о них в прямом эфире, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций.

Марина Калинина: В нашу студию приходят эксперты и объясняют, как не стать жертвой мошенника, ну а если уж стали, то что делать в этой ситуации.

И сегодня расскажем о том, как вас могут обмануть в фитнес-центрах, как это ни странно. У нас сегодня в гостях – Артем Раевский, адвокат адвокатского бюро "Деловой фарватер". Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Артем Раевский: Здравствуйте.

Марина Калинина: Давайте вместе посмотрим сюжет сейчас, который сняли наши корреспонденты, а потом обсудим.

СЮЖЕТ

Юрий Коваленко: По-моему, последнее утверждение было самое здравое: "Не стоит покупать то, за что не стоит заплатить". Но в основном-то вся ситуация вертится вокруг другого.

Артем Раевский: Совершенно верно, Юрий. На самом деле, если исходить из потребительских свойств предоставляемой услуги (в данном случае это физкультурно-оздоровительная услуга), то мы можем сделать вывод, что, во всяком случае, информация о такой услуге должна быть не только своевременной, но и содержать полную и достоверную информацию о ней.

Марина Калинина: Давайте тогда начнем сначала, и вы нам расскажете, вообще какие схемы существуют в этой области. Как могут обмануть людей при покупке спортивной клуб-карты? Чего стоит опасаться?

Артем Раевский: Вы знаете, как говорится, наша жизнь многогранна и сложна. И наверное, столько же в ней всевозможных способов, изощренных способов у злоумышленников. И поэтому, конечно, зачастую люди преподносят ту информацию, которую хотят преподнести. А люди, которые, условно говоря, одурманены таким предложением, у них горят глаза – и они, конечно, готовы ее приобрести за денежные средства, которыми они в принципе не располагают. Поэтому они готовы не только на всевозможные кредитования, а на всякие бонусы, скидки. Все это говорит в комплексе об услуге, которая человеку может не подходить в принципе.

Марина Калинина: В каком смысле?

Артем Раевский: На самом деле объясню. Услуга, если мы исходим из федерального закона "О защите прав потребителей", она урегулирована. И предполагается, что потребитель при вступлении в какие бы то ни было правоотношения – будь то с фитнес-клубом, будь то при получении финансовых услуг с банком – он должен получить своевременно всю необходимую информацию о данной услуге. В этой связи, когда…

Кроме того, также хочу обратить ваше внимание на то, что если услуга предоставляется и обусловлена необходимостью приобретения другой услуги… Допустим, привести пример банальный: вот стакан воды мне предлагают, но чтобы мне приобрести этот стакан воды или просто стакан, мне необходимо приобрести сервиз. Это также запрещено законом "О защите прав потребителей".

Юрий Коваленко: А давайте теперь так, чтобы это было понятно человеку, который покупает фитнес-абонемент. Вот есть наверняка какие-то нюансы, на которые стоит обратить внимание и которые отличают хороший фитнес-центр от плохого фитнес-центра, скажем так, после первого же посещения сразу туда становится понятно, что второй раз сюда не придем, договор заключать не будем и абонемент брать не будем.

Артем Раевский: Вы знаете, сейчас, учитывая переизбыток информации, любую информацию о фитнес-клубе можно самым доступным путем найти в Интернете, то есть посмотреть отзывы. Кроме того, когда человек приходит и непосредственно ему показывают фитнес-клуб, показывают тренажеры, еще раз повторюсь, что зачастую…

Марина Калинина: Ой, знаете, так интересно показывают!

Артем Раевский: Представитель фитнес-клуба.

Марина Калинина: То есть заходит представитель клуба в "предбанник", где вы ожидаете, и говорит: "Пойдемте, мы вам покажем наш клуб". Приводят и так издалека: "Ну, вот здесь у нас спортивный зал. Вот так через окошко посмотрите – там можно увидеть, у нас там коврики лежат. Вот здесь у нас тренажеры. Так, вот здесь у нас душ".

Я просто сама столкнулась с такой ситуацией. У нас здесь рядом с "Останкино" есть замечательный клуб "Зебра", в который я купила абонемент, сходила один раз и поняла, что все там очень плохо, грязно, неудобно, тренажеры рваные, в общем, замусоленные. Я к ним пришла и написала заявление о том, что я хочу вернуть деньги. Они мне сказали: "Да-да-да, мы ваше заявление рассмотрим. Приходите через неделю". Я пришла через неделю, принесла уже более серьезную заявку на возврат и так далее. Они у меня ее отказались брать: "Мы не уполномочены, мы подписывать ничего не будем". Я говорю: "Хорошо, дайте мне адрес офиса, куда я могу поехать, где у меня ее возьмут". – "Нет, вы посылайте по почте письмом". В итоге мне вернули деньги только тогда, когда я обратилась в Союз по защите прав потребителей. Вернули, честно. Это работает.

Артем Раевский: Совершенно правильно сделали. Удалось в претензионном порядке урегулировать данный вопрос. Хочу вкратце объяснить, еще раз возвращаясь непосредственно к процедуре предоставления таких услуг физкультурно-оздоровительных.

Необходимо не только посмотреть какую-то общедоступную информацию о клубе. Более того – будет показательным, наверное, существование самого клуба в принципе, сколько он существует на рынке таких услуг. При непосредственном заключении договора следует обратить внимание на условия договора. Не нужно стесняться что-то переспросить, если что-то непонятно. Тем более, конечно, если человек не юрист, какие-то завуалированные условия данного договора (а может быть, впоследствии и ущемляющие потребителя) могут, конечно, вскрыться только впоследствии, когда человек придет, как вы, с заявлением и так далее. Более того, необходимо, если человеку обещают то, что в перспективе будет открыт бассейн, условно говоря…

Марина Калинина: Ну, бассейн, например.

Артем Раевский: …то необходимо уточнять конкретные сроки. Опять же при возврате суммы, скажем так, неиспользованной, которая будет соразмерна неиспользуемому времени, которое человек не ходил, можно будет включать и сумму убытков при нарушении сроков, в том числе и сроков предоставления каких-либо услуг.

Марина Калинина: Понимаете, дело в том, что вот у меня в договоре было написано не "оказание услуг", а то, что я становлюсь членом клуба, то есть я покупаю членство в этом клубе. И у меня есть обязанности, и у клуба какие-то минимальные обязанности. Вот в этом случае как это расценивать?

Артем Раевский: Я понял. Вы становитесь членом клуба, но при этом вы сторона договора. И никто данную сферу регулирования от защиты прав потребителей не отменял. Поэтому вы совершенно правильно сделали, что обратились, во-первых, изъявили желание расторгнуть договор. И потребитель имеет полное право на это в любое время, то есть это согласуется и с гражданским законодательством. Заказчик вправе отказаться от договора, при этом выплатить понесенные фактически затраты за использование услуги. Ну, допустим, даже день отходили – все, это будет за вычетом той суммы, которая… Остальная сумма должна быть вам возвращена.

Юрий Коваленко: Артем, вопрос такой. А если, допустим, чтобы не попасться на удочку в годовом масштабе, взять тестово на месяц абонемент? Либо таких предложений нет, а они предлагают сразу год, и все? Можно же попросить тестовое занятие либо как-то еще попробовать, скажем так?

Марина Калинина: Ну, вообще они обычно сначала продают тебе карточку, а потом ты можешь прийти и с тренером, не платя за персональную тренировку, позаниматься, уже заплатив всю сумму.

Юрий Коваленко: Ну а просто тестовое занятие до оплачивания?

Артем Раевский: Вообще в большинстве своем, насколько мне известно, клубы предоставляют возможность всевозможных подарков, в том числе бесплатного посещения клуба.

Юрий Коваленко: Ну, только опять же после оплаты, да?

Артем Раевский: Нет, бывает это, скажем, просто в виде такого некоего…

Юрий Коваленко: Завлекания такого?

Артем Раевский: Привлечения, да.

Юрий Коваленко: То есть плохой клуб такого не сделает, да?

Артем Раевский: Ну, я думаю, что клуб, который держит марку и бренд, который давно на рынке таких услуг… могу ошибаться, но я думаю, что навряд ли.

Марина Калинина: Смотрите, а есть такая ситуация. Например, клуб заранее продает, так скажем, на стадии строительства, но уже финального оформления, закупки какого-то оборудования, продает абонементы со скидкой, и они в общем доступны. Ну, человек понимает: "Да, я могу купить, но я буду ходить через полгода". Проходит полгода, он приезжает в клуб, а клуба просто нет. Вот кому предъявлять в этом случае претензии, как вернуть свои деньги?

Артем Раевский: Ну, здесь следует, наверное, ставить вопрос уже о возможности…

Марина Калинина: То есть уже в суд обращаться?

Артем Раевский: Не то что даже в суд. Здесь, наверное, может быть, ставить вопрос о более серьезных скрытых причинах, почему в данном случае через полгода клуб не построен, а воз и ныне там, как говорится.

Юрий Коваленко: Ну, это же практически уголовное дело.

Артем Раевский: Здесь, да, могут иметься признаки уже состава преступления, хоть это и находится в полном ведении правоохранительных органов, которые будут проверять, почему и по какой причине уплачены деньги, собраны с определенного круга лиц, а, допустим, через полгода, через семь месяцев и более клуб не построен или бассейн не залит и так далее. Здесь следует уже более детально… Это, конечно, уже будут разбираться правоохранительные органы, будут выявлять именно причину уже мошеннических действий. То есть здесь уже можно говорить о каком-то мошенничестве.

Я напомню, что мошенничество у нас – это хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием. То есть действующее законодательство предусматривает два способа совершения мошеннических действий. Так вот, под обманом как раз таки, если мы говорим о нем, в данном случае будет подразумеваться сообщение каких-либо сведений недостоверных, то есть не соответствующих действительности, в том числе о каких-то характеристиках товара, в том числе количестве и качестве, или умалчивание об определенных фактах, в том числе, например, о накопившейся задолженности, закредитованности и так далее.

Либо, если говорить о злоупотреблении доверием, то здесь можно ставить вопрос, как правило… И зачастую это происходит, когда у лица, у злоумышленника не имеется вообще фактической возможности исполнять взятые на себя обязательства, и не имелись намерения. Ну, в данном случае это опять же вопрос доказывания и предмет доказывания правоохранительных органов, которые будут устанавливать.

Юрий Коваленко: Ну, это уже следствие разберется.

Марина Калинина: Давайте послушаем нашу телезрительницу, Мария нам дозвонилась из Москвы. Здравствуйте, Мария, вы в эфире.

Юрий Коваленко: Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Я звоню… В общем, у меня такая ситуация. В фитнес-клуб ходила. И там получается то, что у них в кредит можно было взять. Потом буквально через два месяца прихожу, а они закрыты. Но справки тем не менее мне до сих пор приходят. Скажите, пожалуйста, могу ли я как бы уже не платить, соответственно, если они закрылись, мошенники какие-то?

Марина Калинина: Спасибо за ваш вопрос. Ну, что скажете?

Юрий Коваленко: Спасибо большое. Ну, тут ситуация, по-моему, явно очевидная. Человек во всяком случае недополучил свою услугу. Почему он должен расплачиваться с банком за ту услугу, которой у него нет?

Артем Раевский: Вы знаете, здесь вопрос может быть двойственный, потому что иногда банки… Вопросы с банками рассматриваются отдельно. Допустим, клуб может выступать неким (равно как и банк) третьим лицом, то есть это может быть… Поэтому с банком здесь, конечно, нужно смотреть договор, который заключался.

Юрий Коваленко: Но банк может войти в положение и сказать: "Ну да…"?

Артем Раевский: Банк может войти в положение, говорить о какой-то реструктуризации.

Юрий Коваленко: Но деньги не простит.

Артем Раевский: Опять же я исходил бы… Нужно посмотреть детально условия данного договора, на каких условиях кредитование и так далее.

Юрий Коваленко: Но опять же наверняка должна заинтриговать еще воображение фраза о том, что услуга продается в кредит, да? Все, что продается в кредит… И все, да? Как теперь искать этот фитнес-клуб, кстати?

Артем Раевский: Прежде всего стоит обратиться не только, наверное, в отдел территориального управления Роспотребнадзора, но, конечно же, в правоохранительные органы. В том числе, если человек получил кредит от банка, то проявлять активные действия по отношению к банку.

Юрий Коваленко: Но опять же ООО – это, скажем так, что-то безликое совершенно и абсолютно. Но учредитель ООО – это какой-то человек наверняка. То есть по этому человеку можно же найти свои деньги и истребовать из него их себе обратно?

Марина Калинина: Скорее всего, он может вообще не относиться к этому…

Артем Раевский: Вы знаете, да, Марина, вы совершенно правы. Бывают случаи…

Марина Калинина: Он может жить в другом городе и ни сном, ни духом…

Артем Раевский: И не знать ни сном, ни духом, да. Более того, у человека может быть и паспорт похищен или утерян. И он в принципе не знал о том, что он является учредителем масштабного фитнес-клуба, у которого членство – тысяча человек.

Юрий Коваленко: Так вот, Марии из Москвы как деньги свои возвращать, если клуба нет, а долг в банке есть?

Артем Раевский: Я бы предложил Марии обратиться в правоохранительные органы, получить какую-то доступную информацию о проведенной проверке сообщения о преступлении в правоохранительные органы по данному факту, они обязаны это сделать. И по результатам данной проверки уже… Ну и параллельно, соответственно, взаимодействовать с банком, конечно. Но опять же с банком… Я не могу здесь какую-то рекомендацию дать, поскольку я не видел договора.

Марина Калинина: А как часто в ваше адвокатское бюро обращаются с такими случаями? Или редко? Или люди плюют: "Ну ладно! Нет и нет. Обманули и обманули"?

Артем Раевский: Случаи бывают разные. В большинстве своем, конечно, это юридические лица, но бывают и физические лица при обращении.

Марина Калинина: Вот смешное сообщение пришло: "Ладно пенсионеров разводят, но молодежь-то совсем безграмотная, что ли?"

Юрий Коваленко: Тут, получается, нужно иметь юробразование.

Марина Калинина: Насколько грамотные у нас вообще люди? Насколько часто нас могут обманывать, вот в принципе, если даже не про фитнес сейчас говорить?

Артем Раевский: Вы знаете, наверное…

Марина Калинина: И насколько мы знаем свои права, что мы можем?

Артем Раевский: Прежде всего мы, еще раз повторюсь, имеем свободу в выборе получаемой услуги и информации об услуге, которую мы хотим получить. Поэтому, еще раз повторюсь, мы уже на стадии непредоставления нам полной информации об услуге и отказе в заключении договоре вправе обратиться в суд, по сути.

Я бы рекомендовал еще, наверное, может быть, если есть сомнения, если крупная сумма денег, в том числе по годовому абонементу, все-таки посоветоваться. Может быть, посмотреть отзывы, посоветоваться. Если еще сомнения какие-то терзают, то, может быть, сходить к юристу. Иной раз даже не будет, наверное, каким-то постыдным попросить экземпляр договора, чтобы почитать его дома внимательно (может быть, даже подписанный с их стороны), посмотреть. Если что-то не устраивает, то прийти и пять раз уточнить.

Юрий Коваленко: Можно же, я так понимаю, подойти в тот клуб и попросить этот договор?

Артем Раевский: Да.

Юрий Коваленко: И с юристом обсудить. И он отговорил бы. Или они этот договор не отдадут, пока денег не получат? Они имеют право его не дать?

Артем Раевский: Ну, скажем так, они его могут не дать, конечно. Случаи бывают разные. Но если они его не дадут, то это уже наведет на подозрения, что здесь, наверное, какая-то некая подоплека кроется.

Марина Калинина: В общем, вывод такой, что надо быть внимательнее, все проверять и обладать информацией.

Артем Раевский: Будьте внимательны.

Юрий Коваленко: И потихонечку получать юридическое образование.

Марина Калинина: Спасибо большое. У нас был Артем Раевский, адвокат адвокатского бюро "Деловой фарватер". Это была рубрика "Хитро придумано".

Юрий Коваленко: Спасибо.

Артем Раевский: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)