Марина Калинина: Ну а сейчас рубрика "Хитро придумано". В нашу редакцию приходит огромное число писем и сообщений о различных схема обмана, с которыми столкнулись зрители. И мы решили рассказывать о них в прямом эфире, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций. К нам приходят эксперты и объясняют, как не стать жертвой мошенников и что делать, если это уже произошло. И вот сегодня мы расскажем о фальшивых ветеринарных клиниках. У нас в гостях Сергей Лебедько, руководитель ветеринарных центров малотравматической хирургии и комплексного восстановления "Лебеди", кандидат ветеринарных наук. Здравствуйте, Сергей. Юрий Коваленко: Добрый вечер. Сергей Лебедько: Добрый день. Марина Калинина: Давайте сразу посмотрим сюжет, который сняли наши корреспонденты, и потом побеседуем. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вообще жуть какая-то, честно говоря. Наверняка таких историй очень много. Вы как ветеринар наверняка сталкиваетесь – приходится потом переделывать, лечить и так далее? Сергей Лебедько: К сожалению. Марина Калинина: Переделывать операции, я имею в виду, которые сделаны вот таким вот варварским способом. Сергей Лебедько: К сожалению, наши пациенты – это все-таки не автомобили, и переделывать их очень сложно. Марина Калинина: Переделывать я имею в виду то, что уже сделано. Сергей Лебедько: Да, конечно. Мы не только переделываем. Человек уже потратил деньги, силы, эмоции, средства, и иногда состояние животного просто таково, что мы ничего уже не можем сделать, как только пожалеть о содеянном. На сегодняшний день в крайнем случае в регионе Москвы я не вижу никакого смысла вызывать врача на дом. Хотя бы по одной простой причине, что в шаговой доступности по всем районам Москвы есть ветеринарные клиники – реальные ветеринарные клиники. И если говорить о скорости доставки животного в ветеринарную клинику, это невозможно ускорить по одной простой причине, что в частных ветеринарных службах, которые занимаются мелкими домашними животными, нет "скорой помощи", и они не могут доехать быстрее, чем доедет любая машина, любой автомобиль такси. Поэтому движение в сторону клиники быстрее, чем движение сначала к пациенту, а потом в сторону клиники. На самом деле на дому мы не можем практически оказать никакой экстренной услуги: мы не можем помочь тяжелому пациенту дома, потому что нельзя подготовить и привезти на дом все необходимое оборудование, материал, рентген, исследование, УЗИ, группу анестезиологов, хирургов и так далее. Поэтому любое действие должно проводиться в клинике. Это правильно. В "скорой помощи", в медицине не учат же оперировать на дому – удалять матки, стерилизовать. "Скорая помощь" в медицине нужна только лишь для того, чтобы прийти, оказать первую помощь и быстро везти в клинику. Первая помощь в принципе заключается в оценке срочности ситуации и… попадания пациента в центр медицинский, больше ничего, понимаете. Какой-нибудь обезболивающий препарат, но у них есть возможность сделать это быстро, потому что все-таки "скорая помощь" имеет приоритет на дорогах. В ветеринарной практике этого нет, поэтому мы ничем не можем помочь пациенту на дому. Юрий Коваленко: А вот люди, которые к вам обращались после таких неудачных операций – они ведь наверняка рассказывают какую-то историю. То есть, получается, они сэкономили деньги, вызвав этого человека на дом; думали, что сэкономят время; либо кто-то им посоветовал. Что они говорят? Почему они выбрали именно этот путь, а не тот верный, о котором вы сказали? Сергей Лебедько: Вы знаете, это на самом деле мошенники просто используют обычную, простую, самую грубую психологию воздействия на человека: они предлагают, что для животного это будет удобно, не будет стресса при перевозке и перемещении; для владельца это удобно, ему не нужно никуда ездить. Естественно, цены, которые они предлагают в услугах, очень заниженные (например, вызов стоит 500 рублей). Вызов не может стоить столько, потому что час работы любого профессионального врача не может столько стоить, а для того чтобы доехать на дом и вернуться обратно, это нужно в московских условиях потерять 3-4 часа. Поэтому все эти простые вещи – манипуляции владельцом – сводятся к следующему: предлагай ему то, что он хочет услышать. Они это и используют. Это достаточно грубая методика психологии воздействия на вот эти человеческие слабости. Марина Калинина: А вот в Интернете какие-то подробности, как работает эта схема, вам известны? Сергей Лебедько: Схема очень простая: они копируют сайты ведущих ветеринарных клиник… Марина Калинина: А, даже так? Сергей Лебедько: Да. Они предлагают свои сайты, выставляют фотографии ведущих специалистов в области ветеринарии, зачастую представляются, что руководители их организаций и клиник – это ведущие специалисты Москвы, называя известные имена в ветеринарии. И таким образом люди, естественно, реагируют на это. Даже многие на слуху ведущие онкологи, ведущие кардиологи Москвы – они же на слуху у пациентов, у наших клиентов. Почему? Потому что люди общаются между собой на собачьих площадках, в клубах, рассказывают друг другу. Эти фамилии известны, и они этим пользуются, предлагая сайты, копируя сайты ведущих клиник. А объясняют очень просто: большая запись, длительная очередь, невозможность транспортировки пациента. Вам предлагают неопределенные диагнозы, которые мешают транспортировке этого пациента, понимаете. Юрий Коваленко: То есть ваша клиника никогда не отказывает в приеме через приемное отделение? Сергей Лебедько: Нет, в нашей клинике работают круглосуточно и всегда принимают. При этом, если это экстренный пациент, то бригада может остановить прием, извиниться перед теми, кому не нужно срочно, и заняться именно этим пациентом. А потом у нас есть бригады отдельные реаниматологов, отделения реанимации, куда могут забрать пациента сразу же, где все для этого готово. И в большей части клиник, центров Москвы это есть. Даже маленькие клиники Москвы могут оказать гораздо больше помощи пациенту на месте, чем оказать помощь на дому. На дому практически нет возможности у врача оказать какую-то существенную помощь. Марина Калинина: А в регионах как с клиниками ветеринарными дело обстоит? Сергей Лебедько: Вы знаете, сейчас развитие ветеринарии в регионах очень хорошо… Интенсивно развивается это. Из регионов приезжают на обучение ветеринарные врачи, обучение доступно. Очень много проводится бесплатных семинаров, лекций. Поэтому возможности получить ветеринарную помощь в регионах есть. Я, конечно, не говорю о глубинках: мы понимаем, наша страна огромная, и как патриот нашей страны я это понимаю. Марина Калинина: Ну у нас в глубинках для людей-то поликлиник и больниц не хватает. Сергей Лебедько: Да. Там ведь и нет вопроса мошенничества. Марина Калинина: А там нет такого, да? Сергей Лебедько: Конечно. Вопрос мошенничества возникает именно в больших городах – там, где можно, используя какие-то определенные ресурсы Интернета, зарабатывать большие деньги вот на таком обмане. Потому что в регионах и финансовая нагрузка на клиента очень мала, но и возможности у них оплатить эти услуги очень малы. Юрий Коваленко: А у вас есть какие-то данные, сколько примерно таких клиник – псевдо-клиник, псевдонаучных, шарлатанских – существует в Москве? Сергей Лебедько: Вы знаете, нельзя же провести эту статистику. Они меняются. Мы пробовали следить за ними – эти сайты меняются в течение недели. Юрий Коваленко: Ну приблизительно – 10, 20, 50, 100? Сергей Лебедько: Однажды мы посчитали ссылки, которые мы смогли найти в Интернете – их было порядка 60. Марина Калинина: То есть как это происходит? Что вы набираете в Интернете? Сергей Лебедько: "Ветеринарная помощь на дому". Марина Калинина: Именно на дому? Сергей Лебедько: "Ветеринарный врач на дом", "Собака заболела". Любые болезни, что бы нам хотелось… Какую-то болезнь кошачью забиваешь, и как правило в первых топовых местах Яндекса, Google находятся именно эти вызывные службы. Марина Калинина: Но это еще и вред для таких нормальных клиник, если вы говорите, что они сайты копируют и под этими именами, под именами этих специалистов себя выставляют как высококлассных профессионалов. Сергей Лебедько: Вы знаете, я даже не знаю, сколько лет нам понадобится, чтобы как-то очистить имя ветеринарного врача. Еще с 1990-х гг. начался этот бум поездок на дом, когда действительно не было ветеринарных клиник. Естественно, в то же время на дом поехало огромное количество неспециалистов, и мы получили не очень хорошее мнение о ветеринарном специалисте вообще, выезжающем на дом. И сейчас они продолжают создавать впечатление, что ветеринарный врач – это некое зло, приезжающее только лишь за тем, чтобы заработать денег. Вы знаете, на самом деле у ветеринарных клиник есть выездные службы, и они используются – у реальных ветеринарных клиник. Но эти выездные службы используются именно для того, чтобы приехать, оценить состояние пациента и отвезти его в клинику – не больше. Естественно, эти выездные службы работают с клиниками, они работают в связке со специалистами, они обсуждают, звонят, пока везут пациента, для пациента готовится какая-то площадка для принятия и так далее. Но это всегда реальные адреса. И проверить это совершенно несложно, любому владельцу проверить это совершенно несложно, начиная от того, что если это в шаговой доступности, туда можно пройти и посмотреть, и заканчивая тем, что можно обратиться к отзывам, позвонить в эту клинику, спросить, готовы ли они сейчас вас принять. Ведь в этих службах не готовы принять никогда: причин масса, но не готовы принять никогда. Завтра, послезавтра, сегодня занято, операционные все забиты – любые причины, но не готовы принять никогда. В клиниках Москвы – во всех клиниках Москвы – есть место для любого пациента. Всегда. Марина Калинина: Ну да, если что-то срочное, привозят и уже на месте… Сергей Лебедько: Конечно: можно и анализы сдать, и какие-то обследования сделать. Марина Калинина: А на что еще нужно обратить? Допустим, человек "клюнул" на какое-то объявление, вызвал врача на дом. Ну потому что действительно такое моральное состояние, что у тебя существо, которое ни сказать не может, что у него болит, ни объяснить, и его безумно жалко, не знаешь как, кидаешься к Интернету, что мы обычно делаем, и вызываешь врача из понравившегося сайта. Вот он пришел. На что нужно обратить внимание, чтобы не было таких ситуаций? Сергей Лебедько: Сначала нужно удостоверение личности. Марина Калинина: А, вот так? Сергей Лебедько: Чего не спрашивает никто. Марина Калинина: Это правда. Сергей Лебедько: Я очень часто задавал клиентам вопросы: "Вы хотя бы спросили удостоверение личности человека? К вам пришел человек в форме, в некой какой-то форме". Даже если к нам приходит человек в форме полиции, мы все равно просим удостоверение личности – почему мы не просим удостоверение личности у ветеринарного врача? Юрий Коваленко: Личности или ветеринарное удостоверение? Сергей Лебедько: Нет, я говорю сейчас об удостоверении личности. Юрий Коваленко: Даже так. Сергей Лебедько: Что данный человек имеет имя, фамилию, отчество, его можно проверить, что такой человек существует, он врач, о нем есть какие-то отзывы в Интернете и так далее, он является сотрудником данной организации. Юрий Коваленко: Давайте разыграем эту сценку. Я пришел к вам, вы спрашиваете у меня удостоверение личности. Сергей Лебедько: Я бы, наверное, начал с того, что я бы когда звонил… Юрий Коваленко: А я не покажу его. Я скажу: "Вам моя помощь нужна или мое удостоверение личности?" Сергей Лебедько: Тогда я попросил бы документы – прайс подписанный и имеющий законную печать, на которой должны быть написаны данные организации (ИНН, КПП и так далее). Утвержденный прайс, телефон данной организации, адрес данной организации. Потом все говорят, что ветеринарные… Марина Калинина: Ну это тоже такая вещь, которую можно подделать – сейчас же лицензии можно подделать, все что угодно – даже тот же паспорт, если очень захочется. Сергей Лебедько: Понятно, можно подделать все. Я согласен и с этим. У нас еще знаете о чем говорят? Что ветеринарная деятельность не лицензируется. Это неправда. Ветеринарная деятельность давно залицензирована, потому что лицензируется и фармакологическая деятельность. Деятельность по использованию ветеринарных препаратов. Поэтому можно еще при звонке попросить копию этой лицензии, и у каждой организации, занимающейся ветеринарной деятельностью, она должна быть. Но самое главное, что очень легко проверить – это проверить наличие адреса. Потому что всегда, при всех обстоятельствах вам клиника предложит, если она существует, приехать к ним. И это будет первым предложением, всегда первым, потому что для любой клиники отправить сотрудника на дом гораздо неудобнее, чем принять пациента в клинике. Это экономит время, это дает возможность гарантированного обследования, получения быстрого результата, постановки качественного диагноза, а, соответственно, и качественного лечения. Клиника, которая имеет адрес, всегда заинтересована в качественной работе, что бы мы ни говорили. Марина Калинина: Понятное дело. То есть первый пункт – это то, что если вы звоните по объявлению и вам говорят, что вы к нам не приезжайте, а мы к вам поедем, тут уже надо насторожиться. Сергей Лебедько: Да. Марина Калинина: Если уже человек приехал, нужно у него попросить удостоверение личности – это второй пункт. Сергей Лебедько: Да. Марина Калинина: Хорошо. Третий пункт: пусть он показал даже это удостоверение личности (неважно, настоящее или ненастоящее). Он начинает осматривать животное. Тут какие могут быть нюансы? Сергей Лебедько: Вы знаете, дело в том, что в выездных службах – мы их не раз проверяли – действительно работают иногда ветеринарные врачи, имеющие диплом. Там не всегда не ветеринарные врачи, а даже чаще ветеринарные врачи. Поэтому он провести осмотр пациента может, и заподозрить его во время осмотра сложно. Другое дело, что он даже после осмотра тяжести пациента, как было в представленном материале с овчаркой, начинает работать на дому, хотя все признаки болезни данного пациента говорят о том, что его срочно нужно вести в клинику. Вот это должно было сразу обострить чувства и внимание владелицы, потому что собаке хуже, а мы ничего для этого не делаем. Просто провести осмотр пациента нетрудно, как-то поймать на этом очень сложно. Марина Калинина: А в суд на него можно подать? Сергей Лебедько: Я думаю, что практически нет. Ведь мы за что его можем привлечь к ответственности? Марина Калинина: Ну не знаю… Юрий Коваленко: За оказание услуг, не отвечающих требованиям. Сергей Лебедько: А мы с ним не заключали никакого договора об услугах. Марина Калинина: То есть вообще не подкопаешься? Юрий Коваленко: А в клинике заключается? Сергей Лебедько: Конечно, обязательно. Юрий Коваленко: То есть клинике в случае чего можно предъявить претензии, а этого человека ищи-свищи? Сергей Лебедько: Да. Дело все в том, что в клинике даже получая чек, счет на оплату, вы таким образом получаете договор на правах оферты. И вы уже можете предъявить любые претензии клинике на основании всего лишь одного чека или счета, даже на основании листа назначения, потому что на нем тоже есть печать, фамилия врача, который работает в данной клинике. Я уже не говорю о свидетельских показаниях. Да, за незаконную предпринимательскую деятельность, но для этого вы должны дать ему деньги, доказать, что он их получил, доказать, что у вас есть на руках какие-то документы о получении этих денег. А ведь тот документ, который показали сейчас – это же фикция, это липа. Марина Калинина: Давайте почитаем сообщения, которые нам пишут. "У нас в Нижнем есть замечательная ветеринарная клиника на улице Ветеринарной, что характерно. У врачей просто золотые руки. Спасибо им". Такой вопрос – видимо, ребенок написал: "Мама наконец разрешила завести котенка – ура-ура-ура. Но у нас новый спор – кошку заводить или кота в городской квартире?" Как специалист посоветуйте. Сергей Лебедько: На самом деле это неважно. Марина Калинина: Без разницы? Сергей Лебедько: Да, это выбор за владельцем, потому что в условиях социума, в условиях города и то, и другое должно быть стерилизовано или кастрировано, если оно не будет использоваться как производитель. Это важно и для самых владельцев, и для пациента, потому что с точки зрения владельцев это будут либо крики от кошки, либо неудобства, производимые от кота, либо страдания самого пациента, потому что природу никуда не деть. Марина Калинина: Ну понятно. Вот еще такое благодарственное письмо: "Кот маленьким повредил позвоночник, не мог ходить, задние конечности не двигались. В течение часа успела отнести его в ветклинику. Прокололи, спасли, теперь носится 3 года. Спасибо", – это из Омской области. Сергей Лебедько: Ну прекрасно. Отвезли же в клинику. Марина Калинина: Если говорить о клиниках легальных и о специалистах, которые там работают, насколько сейчас хорошо готовят ветеринаров? Сергей Лебедько: Вы знаете, ветеринаров всегда готовили хорошо. Плохая подготовка ветеринарных врачей – это миф, потому что знания и образование дают всем совершенно одинаковые. Мы все вышли из одних и тех же учебных заведений. Вопрос в том, кто взял эти знания, а кто нет. Так это же нельзя к образованию относить. К контролю получения дипломов – да, но к образованию – нет. Образование прекрасное, в России всегда было прекрасное образование, в России всегда были замечательные врачи, огромный пласт профессорского состава, который давал прекрасные знания. Вопрос в том, что контроля… У нас большая проблема в контроле на выходе. Юрий Коваленко: А вот позвольте вопрос. Говорят, что обычный врач, который лечит людей, должен учиться всю жизнь – в среднем это 20 лет – и тогда он может считать себя по крайней мере специалистом, на которого можно положиться. Ветеринары так же учатся, или? Сергей Лебедько: Ветеринары должны жить всю жизнь ветеринарами – не просто учиться. Ветеринару вообще невозможно уйти из профессии: ему нельзя спать, не думая о профессии, жить, не думая о профессии, отдыхать, не думая о профессии. Потому что в медицине есть структурированность некоторая, некоторая стандартизация. В ветеринарии до сих пор сложившееся мнение: мы любим этого врача и мы хотим только его. Поэтому врачу приходится не только постоянно обучаться, но и еще быть постоянно в контакте со своими пациентами, со своими клиентами. Поэтому у ветеринарного врача вообще нет времени жить – у него есть время работать и общаться, работать и общаться. И даже когда мы спим, мы не выключаем телефон. Марина Калинина: А вам ночью снятся кошки, собаки, попугайчики? Сергей Лебедько: Нет, они мне не снятся, они мне звонят. Марина Калинина: Понятно. Спасибо вам большое. Сергей Лебедько был у нас в гостях – руководитель ветеринарных центров малотравматической хирургии и комплексного восстановления "Лебеди", кандидат ветеринарных наук. Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо. Сергей Лебедько: Спасибо вам большое. До свидания.