Марина Калинина: Ну что же, теперь наша рубрика, как и обещали, "Хитро придумано". Сегодня расскажем о том, что участились случаи мошенничества с фильтрами для очистки воды, то есть с продажей этих фильтров для очистки воды обманывают нас опять. Алексей Токарев у нас в гостях, адвокат – здравствуйте, Алексей. Юрий Коваленко: Добрый день. Алексей Токарев: Добрый день. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет, потом будем разбираться, что к чему. В Екатеринбурге 90-летней пенсионерке, ветерану Великой отечественной войны установили дорогостоящие фильтры. Рабочие представились сотрудниками СЭС, правда, не уточнили, что их организация частная, даже отвезли пенсионерку в банк, чтобы она оплатила работу, то есть сняла деньги. Давайте посмотрим сюжет, что из этого вышло. СЮЖЕТ Юрий Коваленко: Собственно, вы сами видели, что произошло, и случаев таких, если мне память не изменяет, более 150. То есть каким-то образом невозможно обмануть одного человека, на что-то все эти люди покупаются, есть какой-то беспроигрышный момент, ради которого люди готовы платить деньги. Алексей Токарев: Полагаю, это не только фильтры для воды, можно предложить все что угодно. Люди хотят, чтобы им поставили окна, двери поменяли, батареи поменяли – в общем, все зависит от сезона: если это зима, то это окна с батареями, если это лето, то фильтры для воды или что-то в этом роде. Юрий Коваленко: То есть если вам что-то предлагают настойчиво, то это значит, что вас хотят обмануть? Или нет? Алексей Токарев: Это необязательно. Самое главное, нужно понимать, что вам предлагают и кто предлагает. Ведь зачастую вешают объявления, такие как "Администрация района", "Администрация управляющей компании". По существу там имеется только телефон, даже подпись и печать сделаны на принтере, я часто вижу такие объявления. Конечно, это введение в заблуждение человека для совершения обмана впоследствии. Почему? Потому что представляются наименованием учреждения, которое имеет положительную репутацию, представляют интересы государственного органа власти либо это частная управляющая компания, которая не оказывает услуги частно-коммерческого характера. И таким образом люди верят данным представителям, людям, которые представляются от имени этой организации, и, конечно, заключают какой-то договор, покупают товар. На мой взгляд, безусловно зачастую присутствует в данной ситуации мошенничество, люди не лишены возможности обращаться в полицию, если их действительно обманывают. Ключевым аспектом любого обмана в данной ситуации будет являться то, что услуга, точнее не услуга, а товар, который предоставляется, впоследствии завышен относительно рыночной стоимости, это немаловажный фактор. Более того, договора могут иметь в себе признаки кабальности, которые тоже описаны в законодательстве, можно эти договора расторгнуть в добровольном порядке, обратившись в суд. Почему? Потому что если стоимость данного товара завышена и вы интуитивно понимаете, что злоупотребили вашим доверием либо ввели в заблуждение, более того, могли представлять интересы совершенно другой организации и вы из-за этого поверили данным представителям, то данный договор можно расторгнуть. Марина Калинина: Но с другой стороны, вас же никто не заставлял подписывать этот договор, если вы считаете, что цена того или иного продаваемого вам товара завышена. Алексей Токарев: Вы имеете в виду свободу договора. Понятно, что свобода договора присутствует, никто ее не ограничивает. Меж тем, когда предлагают ту или иную услугу, не совсем ясно и четко расписано, что именно входит в стоимость этой услуги или в стоимость этого товара. К примеру, из данного сюжета мы видели, что был приобретен фильтр и потом 10 тысяч рублей на обслуживание. Что такое 10 тысяч рублей на обслуживание? Если не расписано, что входит в данную услугу, то, соответственно, конечно, не достигнуто существенное условие договора, о чем конкретно идет речь, что это за услуга. Обслуживание – понятие растяжимое, оно не определено ни в законе, ни в практике, должно быть четкое описание. Если поставили фильтр, то там было четко указано: установка фильтра, насколько я увидел в документах, и стоимость самого фильтра, где-то 4 тысячи рублей. В принципе рынок так и продает, насколько я знаю, данные фильтры. Таким образом, услуга оказана надлежащим образом и человек сам согласился. Однако мы видели в эфире, что оплату потребовали после и в начале не был заключен договор о том, чтобы поставить этот фильтр, то есть оказать услугу по установке и продаже непосредственно этого оборудования. Таким образом, данный гражданин, гражданка могла отказаться, сказать: "Я ничего не буду платить, я ничего не подписывала". Если то, что вы у нее поставили – это акт доброй воли, вы можете оставить, а можете снять обратно и забрать себе. Юрий Коваленко: То есть первое, что должно насторожить – это фраза о том, что "мы вам не продаем, а мы вам фактически дарим". Вот это то, что в 1990-е гг. было – "Вот вам подарки". Алексей Токарев: Конечно. Юрий Коваленко: Человек сразу же покупается на это. Алексей Токарев: Вы всегда вправе отказаться от любого подарка, от любого дара, от любой оказанной услуги до того момента, пока вы не подписали документ. Юрий Коваленко: Ну кто же отказывается? Алексей Токарев: Если вам что-то не нравится, вы осознаете, что вам это неудобно, неинтересно, вы вправе отказаться. Если настаивают и говорят, что нет, все-таки мы вам уже оказали, вы нам обязаны, я считаю, что тут необходимо вызвать полицию и сказать, что вы на меня сейчас оказываете давление и вымогаете денежные средства, однозначно. Почему? – потому что в остальных, в иных ситуациях это уже абсурд, то есть абсурдность содеянного. Когда данная организация пытается потом доказать, что имели место быть добросовестность и свобода договора, человек сам согласился на те или иные совершенные действия, то есть приобретение товара либо оказание услуг, конечно, это не так, нельзя верить только одной стороне, всегда нужно вызывать независимую сторону. Я считаю, что в данной ситуации этой стороной является полиция, которая должна урегулировать те конфликты, которые возникают на бытовой почве. В данной ситуации это в чистом виде бытовая почва, это даже не рынок, где можно купить, или неофициальный магазин: люди сами пришли, стали сами предлагать услугу, оказали эту услугу, а потом требуют за нее оплату. Не было договоренности о том, что эта услуга должна быть оказана, то есть по факту не было достигнуто соглашение о существенном условии договора, то есть о существе самого договора, что именно будет оказано и за какую стоимость, это два главных условия. Если они не достигнуты, договор не заключен, неважно, в устной он форме или в письменной. Но в данной ситуации, безусловно, самым важным является то, что он должен быть в письменной форме, и обязанность здесь возлагается не на продавца либо лицо, которое оказывает эту услугу, а на все стороны. То есть когда вы просите, чтобы вам поставили фильтр, вы должны в первую очередь понимать, сколько это стоит, кто вам будет оказывать данную услугу. Если вы не понимаете, знаете, это дар, подарок. Пожалуйста, вы можете это подарить и уйти. Марина Калинина: Вот нам пишут из Иркутска: "Мошенники очень наглые, звонили нам настойчиво, упирались рогом невзирая на наши постоянные отказы навязчиво предлагали бесплатный анализ воды и в подарок бутилированную воду". Я думаю, что закончилось бы, наверное, это все опять же теми же фильтрами, сказали бы, что вода после их фильтров вкусная и чистая становится. Алексей Токарев: Я уверен на 99%, точнее, наверное, полностью уверен, что в Иркутске, если бы вы обратились в правоохранительные органы, то данная деятельность была бы пресечена. Если вы не хотите обращаться в правоохранительные органы по тем или иным причинам (возможно, вы считаете, что будете отвлекать своим заявлением), то вы вправе сразу же объявить данным назойливым лицам о том, что вы сейчас обратите в полицию и требуете больше никогда не звонить и никогда не приходить, в противном случае вы будете считать, что посягают на вашу свободу, частную жизнь, таким образом вы будете вправе опять-таки обратиться и привлечь к ответственности. Я уверен, что как только вы произнесете такие слова, все те лица, которые вам назойливо пытаются что-то предложить, исчезнут и, конечно, не будут предлагать, потому что будут осознавать, что человек полностью понимает, что с ним происходит, что он предлагает какой-то непонятный фокус, который впоследствии будет неинтересен или кабален. Юрий Коваленко: Что он не под гипнозом, во-первых, прежде всего, наверное. Алексей Токарев: Мы говорили в прошлой передаче о том, что гипноз существует, безусловно, но я не думаю, что все подряд обладают этим гипнозом, чтобы была массовость. Юрий Коваленко: Я утрирую, конечно же. Марина Калинина: Но есть какие-то инструменты, наверное, которые элементарно просто как на крючок подсаживают человека, он уже немножко в растерянности. Алексей Токарев: Желание получить фортуну, то есть забесплатно получить что-то интересное – так все-таки не бывает. Марина Калинина: Давайте послушаем Лилию из Московской области, у нее своя история. Лилия, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Хотела бы рассказать о предприимчивых дельцах фирмы ИП "Флория", которые под видом сотрудников водоканала устанавливают фильтры доверчивым людям, в основном пенсионерам. Они обходят и ищут такие квартиры, предлагают фильтры по цене, завышенной в 10 раз, то есть 49 200 пенсионерка заплатила из Климовска Московской области за фильтр, который стоит 1 900 рублей. Пенсионерка копила деньги на лечение, но послушала людей, поверила им, пустила, они воспользовались ситуацией, ей установили, заключили договор. Она их вызвала, чтобы расторгнуть, а они сказали: "У вас ничего не получится, так как вы подписали все добровольно, у нас очень сильные адвокаты". Вот так вот. Марина Калинина: А чем они ее так пленили, что она согласилась выложить такую, в общем-то, немалую сумму? Зритель: Во-первых, они пришли трое, начинали хвалить о том, что она ветеран труда, что они вот такие вот труженики и что им государство может бесплатно установить фильтр. Марина Калинина: А ее не смутила потом вот эта сумма в 49 тысяч, которая стояла в договоре? Зритель: Дело в том, что они зашли, сразу установили, а потом дали подписать договор. Она не читая… Во-первых, она по зрению, она вообще не видит, у нее катаракта, то есть она людей впустила, потому что да, вот государство сейчас так относится к таким людям заслуженным… Марина Калинина: В общем, договор она не читала, мы поняли. Юрий Коваленко: Не могла прочитать. Марина Калинина: Спасибо вам большое. Алексей Токарев: Давайте попробуем разобрать ситуацию сразу же. Марина Калинина: Давайте. Алексей Токарев: В первую очередь, если вы считаете, что человек не мог прочитать договор, вы вправе обратиться в суд о том, что договор был подписан под каким-то влиянием, и действительно медицинское заключение очевидно покажет, что без очков, без специальных устройств человек не мог подписать данный договор, если ее заставили подписать. Второй момент: в общем-то, если человек подписал договор, он вправе от него отказаться, расторгнуть данный договор. Если звонящий видел начало эфира, там бабушка, гражданка обратилась в организацию с требованием расторгнуть договор, и организация обязана этот договор впоследствии расторгнуть за вычетом тех денежных средств, которые по факту потребовались для оказания уже оказанной услуги либо товара. Юрий Коваленко: Так вот отсюда и начинается. Марина Калинина: Но если эту организацию можно найти. Алексей Токарев: Слушайте, если мы будем подходить с тем вопросом, можно ли найти или нет, то тогда вы отдали деньги никому и вы не знаете, кто вас обманул, но это уже в чистом виде обман, вы не можете так никому отдавать деньги. Но в любом случае вы всегда вправе расторгнуть договор, вот что я подчеркиваю. Ведь зачастую да, он есть на руках, есть услуга, которая может быть оказана в будущем – к примеру, окна, к примеру, лекарства, которые должны поставлять в течение 2-х месяцев, которые якобы вылечат и исцелят. Вы в любой момент, когда понимаете, что вас уже обманывают, вправе расторгнуть должного и потребовать денежные средства обратно, назад. Если вы считаете, что вам их не отдают, вы вправе обратиться в суд по своему месту жительства. То есть я подчеркиваю, что не нужно тут искать исключительную какую-то подсудность в части нахождения ответчика, искать его адрес: вы праве обратиться по месту жительства, и суд обязан принять данное исковое заявление. Юрий Коваленко: А вот вопрос такой. Всем очень сложно расторгнуть договор, большей части очень сложно расторгнуть договор, потому что в договоре уже изначально прописаны какие-то астрономические отступные. То есть в случае если человек отказывается выполнять условия договора, он должен выплатить не 49 тысяч рублей, а 200 тысяч рублей, и естественно никто не захочет. Алексей Токарев: Да. Данное условие можно признать незаконным в части того, что оно нарушает условия закона о защите прав потребителей, и гражданин в любой момент, расторгая договор, просто может их проигнорировать, и суд по существу их не будет учитывать. Юрий Коваленко: Так он же подпись там поставил. Алексей Токарев: Подписание договора с такими условиями не значит, что эти условия будут применятся, потому что все правоотношения между гражданами как физическими лицами и иными другими организациями, которые предоставляют эти услуги, регулируются федеральным законом о защите прав потребителей. И все, что ущемляет эти права, указанные в законе, не применяется к данному гражданину. Можно написать в договоре все что угодно, о том, что гражданин будет вечно должен каких-то денежных средств, однако этот договор будет признан в этой части кабальным. Марина Калинина: Давайте послушаем Людмилу из Челябинской области. Людмила, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. У меня мама так же попалась. Пришли два молодых человека, очень даже вульгарно, нагло зашли, она просто открыла дверь. Начали смотреть все кругом, предложили ей этот фильтр. Человек в пожилом возрасте, она растерялась, и ее она говорит, что она их испугалась. Они поставили ей этот фильтр, хотя сказали, что вообще ничего она не должна. Когда поставили, тогда сказали: "Вы нам должны заплатить 9 400". И просто она говорит, что ей некуда было деваться, вытащила свою пенсию (только получила) и всю отдала. Я звонила в эту фирму, сказала, что мы будем подавать на них в суд. Они сказали, что придут и все заберут. Но еще один момент: они поставили фильтр с бракованным шлангом. Ладно были все дома, мы чуть не затопили соседей. Юрий Коваленко: Вы сейчас решили как-то эту ситуацию? Зритель: Мы написали заявление, приезжал представитель этой фирмы, написали заявление, что нам этот фильтр не нужен, забирайте и возвращайте деньги. Они взяли заявление, сказали, что оно будет рассмотрено в течение 10 дней. Ничего этого не было, я сама позвонила обратно в эту фирму – нам сказали, что нам выслали письмо, которого еще вообще нет, хотя уже прошло 10 дней, и деньги нам возвращать не будут, потому что все сделано по закону. Юрий Коваленко: Я думаю, что сейчас адвокат нам прокомментирует. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Алексей, похожая история. Что скажете? Алексей Токарев: В первую очередь, если будет отказ в удовлетворении ваших требований, вы праве обратиться в суд по месту вашей регистрации либо по месту совершения сделки (место совершения сделки – это там, где вы отдавали денежные средства, где вам устанавливали фильтр). В части того, что у вас был бракован шланг. Если бы затопило вас или причинило вам какой-то ущерб либо ущерб вашим соседям, нижестоящим этажам, вы вправе были бы обратиться в эту фирму и взыскать с них денежные средства за нанесенный ущерб. И третий немаловажный вопрос о том, что вы написали заявление о расторжении. Организация обязана рассмотреть это заявление и мотивированно ответить. Еще раз повторяю: если вы считаете, что ваши права нарушены и вы все-таки вправе требовать денежные средства, обращайтесь в суд. Вы в суд вправе обратиться без оплаты государственной пошлины, без каких-либо для себя убытков, только лишь нужно написать бумагу о том, что вы требуете вернуть денежные средства и указать в качестве ответчика данную организацию. Вам, я уверен, вернут денежные средства. Однако между тем хочу подчеркнуть, что фильтр действительно уже поставлен либо иной другой товар продан, и конечно, организация имеет какие-то убытки и может вернуть денежные средства только в части той стоимости, которая превышает фактически понесенные затраты организации. Между тем если данный договор или фильтр заведомо завышен по стоимости, не соответствует рыночной стоимости, что будет установлено в рамках судебного процесса и вам об этом нужно заявить, то, конечно, договор будет расторгнут по условиям того, что он является несколько кабальным и покупатель был в состоянии заблуждения, то есть на него было оказано давление, это нужно четко и подробно расписывать. И также хотел бы обратить внимание: не открываете дверь незнакомым людям, если вы не хотите с ними общаться. Более того, если вам поставили уже этот фильтр, какую-то услугу оказали или какой-то иной товар вам продали, не отдавайте денежные средства, если с вас требуют и говорят, что они вам уже это сделали – вы можете всегда сказать "Пожалуйста, снимайте, забирайте", либо вызвать полицию, и пусть уже организация за вами бегает и с вас просит деньги. В любом случае проще как бы потом отвечать, действительно разобраться в деле, нежели вначале отдать деньги, а потом уже думать, как бы их забрать обратно. Марина Калинина: Что очень сложно, как обычно. Алексей Токарев: Конечно. Ваше частное жилище, никто не вправе проникать в ваше частное жилище либо в иное другое помещение, которое используется для проживания. Туда проникнуть могут только по разрешению суда. Таким образом, любые граждане, которое там находятся, или иные другие лица, и вы считаете, что это незаконно или неправомерно, вы вправе позвонить сразу же в "02". Я уверен, что данные лица сразу же покинут ваше помещение, даже не забрав этот фильтр, и забудут про него, и никогда не будут вас больше беспокоить. Марина Калинина: А как часто такие вот мошенники, которые ставят фильтры или другие вещи, которые не хотят отдавать деньги – как часто их вообще наказывают в суде? Алексей Токарев: Наказывают. Я не могу сказать, как часто. Безусловно, такие прецеденты есть, и наказываются, доводят до суда данные дела, возбуждают уголовные дела по мошенничеству, и в рамках гражданско-правового процесса эти денежные средства можно забрать с данных лиц, с данной организации. Между тем, для того чтобы это осуществить, нужно действительно собирать все документы. Если уж вы отдали денежные средства, то, пожалуйста, просите всегда, чтобы вам отдали документ, подтверждающий, что вы отдали эти денежные средства. В конце концов, вы не лишены возможности также записывать аудиозапись либо позвонить своим родственникам, близким, либо позвать соседку, чтобы она была свидетелем по тем обстоятельствам, которые с вами происходят. Марина Калинина: У нас есть еще звонок – Светлана из Пермского края, здравствуйте, вы в эфире. Светлана? Зритель: Здравствуйте. Слушать с экрана, конечно, очень приятно, и ответы дают очень грамотно. Но ведь дурят-то все старушек, которые уже не очень-то в здравом уме. Потому что 88 лет, у меня обманули бабушку, взяли 28 тысяч за установку прибора. Он у нее установлен с браком: пришла, а у нее течет обратно все на пол, это во-первых. Хорошо говорим, но почему не наказывают? Я звонила в эту фирму неоднократно, я море денег затратила, вызвала милицию (пришла на другой день), фирма дала ответ, что неправомерно, бабушка в здравом уме заплатила деньги. Из Роспотребнадзора у меня ответ такой, что как будто бы все сделано с точки зрения закона. Это у нас "Аквадом" есть такой в Пермском крае, и ведь надули. Не идут ведь к молодым, они узнают, где бабушки живут одни, кого некому поддержать, и вот таких бабушек дурят. Нам сказали, что деньги нам не вернут, я в фирму звонила неоднократно, и по добру, и по-хорошему, и ругалась даже по телефону, но это все бесполезно. Надо как-то наказывать таких людей. То водомеры ставят, то газовые приборы учета. Дурят прямо этих старушек, людей дурят, которые в возрасте. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок. Алексей? Алексей Токарев: Понятен ваш вопрос, негодование. В первую очередь хочу сказать, что телефонный разговор – это не документ, это не процессуальное действие. Вы можете разговаривать с кем угодно, о чем угодно. Более того, откуда вы уверены, что вы звонили именно в ту организацию и разговаривали именно с уполномоченным представителем данной организации? Вам всегда нужно писать для начала документ, то есть написать требование, что вы хотите сделать. Если у вас, конечно, какая-то протечка, вам нужно обратиться в стороннюю организацию, чтобы они устранили эту протечку, и получить у них документ, подтверждающий тот размер денежных средств, которые вы потратили на устранение этой протечки, и впоследствии данные денежные средства будут вам возмещены от той организации, которая устанавливала. Но об этом нужно всем писать и заявлять требования. Если вам не удовлетворили эти требования, обратитесь в суд. Если вы говорите в части бабушек о том, что они одинокие, в первую очередь бабушки самостоятельно открывают дверь, бабушки начинают входить в диалог и, конечно, они подписывают какой-то документ. Вопрос в том, являлась ли бабушка в надлежащем состоянии, для того чтобы подписать этот документ, и осознавала степень всех негативных для нее последствий в части подписания этого договора либо приобретения этого товара, то, конечно, вы как заинтересованное лицо, родственник праве подать заявление в полицию. Но не эмоционально, а нужно мотивированно расписать, когда, кто пришел, если есть такие сведения, какие были обстоятельства, в каком была состоянии бабушка; может быть, у нее было высокое давление, и действительно она вызывала "скорую" впоследствии, и это тоже будет доказательством того, что бабушка находилась в состоянии, не позволяющем ей адекватно оценивать всю степень последствий того, что она совершает. Таким образом, я всех убеждаю и прошу, для того чтобы мы искореняли возможные такие мошенничества и действительно способствовали раскрытию таких преступлений, нужно фиксировать все обстоятельства, которые с вами происходят. Более того, не эмоционально, по телефону, а именно на бумаге, всегда нужно писать. Более того, все отказы, если даже вам отказала полиция, вы вправе обжаловать и требовать возбуждения уголовного дела, хотя бы как минимум чтобы нашли данных негодяев. Марина Калинина: Забавное такое сообщение напоследок прочитаю: "Лет 5 ходили по квартирам, пылесос за 120 тысяч предлагали. Несколько раз квартиру всю пропылесосили, а как поняли, что я шучу, отстали". Алексей Токарев: Вот видите, в данной ситуации вам оказали услугу, вы сказали: "Пожалуйста, можете эту услугу забрать себе обратно, выкиньте эту пыль назад". Потому что изначально не был заключен договор, никто никому ничего не обещал, а то, что люди зашли и начали пылесосить – почему бы и нет, если они делают доброе дело? Марина Калинина: И еще вам говорят большое спасибо, пишут, что блестящий юрист: "Спасибо, что приглашаете таких четких и хороших молодых специалистов". Алексей Токарев: Я хотел бы еще буквально несколько секунд дополнить. Не забывайте, ведь вам зачастую предлагают услугу, на самом старте говорят только лишь о стоимости на старте оказания этой услуги. К примеру, я зачастую вижу рекламу: "Интернет за 50 рублей в месяц", дальше звездочка, и под звездочкой мелким шрифтом написано: "С 6-го месяца 1 тысяча рублей в месяц". Когда вы подписываете такой договор, вы должны изучать весь предмет договора, а точнее то, как будет оказываться эта услуга, каков период оказания этой услуги, в том числе по данным фильтрам: установят вам просто фильтр, или стоимость фильтра входит в данный договор, и непонятно, это обслуживание 10 тысяч рублей или что это, зачем и почему. Я прошу всех внимательно изучать или хотя бы задавать вопросы. Я уверен, когда вы будете задавать вопросы о том, откуда люди пришли и действительно ли они являются представителями государственного органа власти, либо муниципальной организации, либо унитарной организации, люди будут разворачиваться и уходить. Юрий Коваленко: Ну что же, спасибо большое, действительно очень детально и своевременно, можно сказать. У нас в гостях был Алексей Токарев, адвокат. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо огромное. Алексей Токарев: Всего доброго.