Людмила Каврева: В 2017 году минимальные пороги по баллам ЕГЭ ни в коем случае не изменятся

Гости
Людмила Каврева
заместитель руководителя Управления оценки качества общего образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Оксана Галькевич: А теперь, уважаемые друзья, мы приглашаем к телеэкранам родителей, детей-старшеклассников (выпускные классы и тех, кто видит какую-то перспективу), а также педагогов, потому что тема у нас не просто важная, но я считаю, что просто жизненно важная. Можно даже так сказать. Мы будем говорить об организации Единого государственного экзамена в 2017 году. Не так уж много времени остается.

Константин Чуриков: Я посчитал: до начального этапа ЕГЭ где-то 4.5 месяца. Это фактически завтра.

Оксана Галькевич: То есть ребята, которые будут проходить этот экзамен, будут сдавать эти экзамены. Они, во-первых, уже знают, что они будут сдавать. Они уже к чему-то готовятся. Вот об этом и поговорим.

Константин Чуриков: Это наша рубрика "О ЕГЭ предметно", которую мы готовим совместно с Рособрнадзором. И что, давай представим тогда нашу гостью.

Оксана Галькевич: Да. Людмила Каврева, заместитель начальника управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Здравствуйте, Людмила. Скажите, мы уже давно беседуем с вашими коллегами, обсуждаем проведение Единого государственного экзамена. Каждый раз появляются какие-то новые нюансы. Чем будет отличаться 2017 год от ЕГЭ-2016?

Людмила Каврева: Первое, что я бы хотела сказать – что все изменения ЕГЭ 2017 года Рособрнадзор анонсировал до 1 сентября 2016 года. То есть все, что мы объявляли для данного учебного года (2016/2017), оно актуально. Первое, что хотела бы отметить – что у нас существенных изменений для выпускников в этом году не предвидится.

Константин Чуриков: Но дьявол всегда сидит в деталях. И поэтому какие-то детальные вопросы, я думаю, будут у наших зрителей. Все-таки один из самых популярных вопросов – вот эти минимальные баллы ЕГЭ в 2017 году, то есть уже через несколько месяцев, будут ли они изменены?

Людмила Каврева: Ни в коем случае. Минимальные пороги у нас уже не меняются 3 года. Единственное – в этом году Рособрнадзор выпустил приказ, в котором, опять же, минимальные пороги оставлены теми же. Единственное, на что я хотела бы обратить внимание – это минимальные пороги по русскому языку и математике. Поскольку для выпускников текущего года у нас это обязательные предметы, предполагается, что по русскому языку минимальные пороги для получения аттестата – 24 балла. Для поступления в вуз они составляют 36 баллов. Экзамен по математике у нас три года уже идет на двух уровнях. Первый уровень – это математика базовая, где нужно набрать не менее 3 баллов в 5-балльной системе. Этого будет достаточно для получения аттестата. А также может пригодиться тем детям, которые планируют продолжать свое обучение на специальностях, не связанных с предметом "математика". И математика профильного уровня. Ее минимальные пороги составляют 27 баллов. Соответственно, они нужны тем выпускникам, которые планируют продолжить свое обучение на технических специальностях или иных специальностях, связанных с математикой.

Константин Чуриков: Но дальнейшие нюансы, наверное, родителям и выпускникам нужно уточнять уже непосредственно в вузах, потому что есть такие области, специальности, которые находятся на грани. Например, условная журналистика бывает финансовой, экономической. И вообще журналистам математика не помешает.

Людмила Каврева: Совершенно верно. У нас все вузы размещают, во-первых, перечень вступительных испытаний, а также те минимальные пороги, которые они предлагают для непосредственно конкретных специальностей, они все вывешивают до 1 октября года текущего, то есть до 1 октября 2016 года все вузы были обязаны опубликовать такие сведения. Поэтому если выпускника или абитуриента интересует поступление в конкретный вуз, он заходит на сайт этого вуза и знакомится с перечнем специальностей и минимальными порогами, которые нужны ему для поступления в вуз.

Оксана Галькевич: Людмила, просто чтобы понимать: мы говорим отдельно о математике, говорим отдельно о русском языке, называем, сколько баллов нужно набрать для получения аттестата, а сколько для поступления в какой-то профильный вуз. Баллы, соответственно, были пересмотрены. В какую сторону? Повышены, понижены эти пороги?

Людмила Каврева: Пороги, как я уже говорила, не меняются у нас 3 года. То есть в рамках 24 и 36 баллов по русскому языку, так же как профильная и базовая математика в тех же пределах, они уже не меняются на протяжении некоторых лет. Единственное, что вузы устанавливают свое значение, но оно ни в коем случае не может быть ниже минимального порога, который установил Рособрнадзор.

Константин Чуриков: Уважаемые зрители, вы уже задаете вопросы. Пожалуйста, их точнее формулируйте, чтобы мы могли их задать в эфире. Известно, что по иностранным языкам в ЕГЭ в этом году появляется раздел говорения. По каким-то другим гуманитарным предметам будет ли введена эта часть, потому что мы слышим заявление нового министра образования, который говорит, что все-таки нужно и общаться с выпускником, нужно ему задавать вопросы, нужно послушать, как он просто рассказывает.

Людмила Каврева: Опять же, хотела бы сказать, что уже с 2015 года в иностранных языках у нас есть часть "говорение". Языки у нас иностранные – это английский, французский, испанский и немецкий. Что касается обсуждения касательно русского языка, на протяжении N-го количества месяцев идет такое обсуждение, хотела бы сказать следующее. Устная часть в этом году пройдет только в режиме апробации и только для выпускников 9-х классов. То есть полномасштабного штатного режима ни для 9-классников, ни для 11-классников в этом году не предвидится.

Константин Чуриков: И будет касаться ОГЭ, а не ЕГЭ, получается.

Людмила Каврева: И это будет только апробация.

Оксана Галькевич: Вот интересно. По иностранному языку вот этот раздел "говорение" – это происходит общение с компьютером, как сдают, допустим, тестируют на знание иностранных языков (английского, французского)?

Людмила Каврева: Экзамен проходит, естественно, перед компьютером. Что из себя представляет экзамен в устной части по иностранным языкам? Предполагается 3 блока вопросов. Первое – это прочитать текст, второе – это задать вопросы на заданную тему, и третий и четвертый блок – это уже развернутый ответ на какой-то определенный посыл. Дается 3 фотографии, когда ребенок описывает какую-то конкретную ситуацию. И все это записывается на диск в зашифрованном виде, дальше передается предметной комиссии, где идет проверка коммуникативных навыков.

Константин Чуриков: А что касается произношения… Оксана у нас, например, за границей жила. Она лучше говорит. Соответственно, в данном случае это будет учитываться?

Людмила Каврева: Смотрите, у нас есть с английским языком и, например, с испанским языком. Тоже различные произношения, различные диалекты. В любом случае предметная комиссия оценивает знания того языка, на котором ребенок говорит, будь это американский английский, будь это британский английский, латиноамериканский испанский. То есть здесь тоже учитываются те особенности, которыми владеет непосредственно тот человек, который сдает этот экзамен. То есть здесь каких-то изменений баллов, сокращений не предполагается.

Константин Чуриков: Что касается ЕГЭ по выбору, как происходит выбор этого предмета, как он заверяется, каким заявлением? И что делать, если, например, выпускник написал одно, а потом передумал: "Нет, лучше я другой предмет сдам".

Людмила Каврева: На самом деле, что касается выпускников, они уже с класса 10 начинают понимать, какую же траекторию все-таки в дальнейшем они хотели бы, во-первых, получить при поступлении в вуз и дальше куда-то трудоустраиваться.

Все заявления на сдачу Единого государственного экзамена независимо от того, это выпускники текущего года, прошлых ли лет… они все подают заявления до 1 февраля 2017 года включительно.

Константин Чуриков: У вас осталось 18 дней, уважаемые друзья.

Людмила Каврева: Я просто очень хотела сакцентировать на этом внимание, чтобы и выпускники текущего года, и выпускники прошлых лет до 1 февраля максимальный перечень учебных предметов, который они хотели бы сдать, для лиц с ограниченными возможностями можно еще и выбрать форму, в которой они будут сдавать – это ЕГЭ или государственный выпускной экзамен, а также указать в этом заявлении все необходимые условия, которые нужны лицам с особыми потребностями.

Константин Чуриков: Вопрос из Свердловской области: "Если экзаменуемый неспособен сдать экзамен, как в этом случае быть?".

Оксана Галькевич: Неспособен – это имеется в виду что?

Константин Чуриков: Я вот не понял. Андрей задал вопрос так, как он задал. Точнее формулируйте, пожалуйста.

Оксана Галькевич: Давайте и ту, и другую ситуацию. Провалил экзамен?

Людмила Каврева: Если экзамен не сдал. Если речь идет о выпускнике 11 классов и он не сдает русский язык и математику, у него есть право этот экзамен пересдать.

Оксана Галькевич: Когда?

Людмила Каврева: У нас есть дополнительные сроки, предусмотренные расписанием, когда государственная экзаменационная комиссия детей до этих экзаменов допускает. Единственное, что пересдача возможна только в случае, если это один неудовлетворительный результат.

Ситуация другая. Выпускник не сдает предмет по выбору. Предмет по выбору каждый выбирает исходя из того, какую образовательную траекторию он выберет уже дальше для поступления в вузы. И попытка дается именно для поступления в вуз. Предметы по выбору не пересдаются. То есть их можно сдать не раньше, чем только на следующий год.

Константин Чуриков: У нас сейчас в Москве 19:41, а на Сахалине, откуда до нас дозвонилась наша зрительница Мария, ночь. Мне даже страшно спросить, сколько. Мария, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У нас уже без двадцати четыре утра. Просто так получилось, что телевизор включен.

Константин Чуриков: И вы проснулись сразу в этот момент, услышав слово "ЕГЭ".

Зритель: Да. Потому что это беспокоит. Сейчас дочь 11-классница, готовимся к ЕГЭ, начали уже с осени подготовку. Как вы знаете, у меня такой вопрос. Почему я услышала? Перед программой сказали, что радикальных изменений нет. Но дело в том, что такой предмет, как обществознание, вроде кажется достаточно легким, не как математика, иностранный язык, русский язык. Но однако получается, что сейчас мы стали готовиться, и я понимаю, у меня у самой высшее образование, и я поняла, что для моей дочери по обществознанию получается намного сложнее подготовиться, чем к русскому, к математике и даже иностранному языку. А дело в чем?

Дело в том, что изменилась система, я считаю, радикально. Был экзамен из двух частей. Первая часть была итоговая, то есть где предоставляются варианты ответов. И то это даже для меня с высшим образованием… Я изучала отдельно. В общество входит 5 дисциплин. Там и социология, и философия. То есть 5 таких дисциплин. И получается, что были даже итоговые вопросы. Они нелегкие.

Константин Чуриков: Мария, давайте будем поступательно отвечать на ваши вопросы. Вот вы сейчас будете на линии, вот 4-ая камера. Людмила, ваше. Во-первых, обществознание.

Людмила Каврева: Совершенно верно. Предмет по выбору. И он выбирается выпускниками и будущими абитуриентами как одна из дисциплин, которая нужна для поступления в вуз. Соответственно, подготовка идет уже именно на профильном уровне. Здесь, опять же, есть разбежки, какой вуз в дальнейшем планируется для поступления. То есть мы начинаем от минимальных порогов, которые предусмотрены Рособрнадзором. Они составляют 42 балла. И дальше уже вузы в зависимости от направления подготовки устанавливают свое количество баллов.

Что касается содержания контрольных измерительных материалов, оно несколько лет не меняется. То есть в этом году структура контрольных измерительных материалов по обществознанию у нас не поменялась.

Оксана Галькевич: Структура – это не означает, что вопросы остались те же самые.

Людмила Каврева: Что касается вопросов. Уже не первый год у нас функционирует открытый банк заданий на сайте Федерального института педагогических измерений. Более того, ежегодно мы выкладываем варианты, которые использовались на реальных экзаменах, в том числе и демонстрационные варианты и реальные варианты контрольных измерительных материалов, в том числе и по обществознанию. То есть для подготовки вся фактура есть.

Кроме того, я думаю, коллеги в последующих выпусках расскажут, что на сайте Федерального института педагогических измерений есть кодификатор и спецификация по каждому учебному предмету. Что это такое? Это определенные документы, которые определяют темы, которые по каждому предмету будут изложены в контрольных измерительных материалах. И примерное распределение баллов по каждому набору из заданий.

Зритель: И все равно я скажу. Я все равно не согласна. Убрали полностью итоговую часть, где предоставлялись. И оставили такую часть, где ребенок должен предпосылки… То есть сложно. Я считаю, что для 11 классов это очень сложно.

Константин Чуриков: Людмила и говорит, что как раз таки есть только профильный уровень у обществознания. Базового никакого нет.

Зритель: И мы смотрели в интернете вот эти варианты. И уже приобрели варианты, которые предлагаются, учебные пособия ЕГЭ. Дело в том, что там еще не убрали. В издании за 2017 год там еще присутствует это итоговое издание.

Константин Чуриков: Марина, смотрите, но ведь, как говорит Людмила, еще есть время в случае чего выбрать другой экзамен. Это же по выбору, правильно? Обществознание же по выбору. То есть у вас еще есть время до 1 февраля. То есть еще 18 дней у вас есть.

Людмила Каврева: Контрольные измерительные материалы формируются именно на федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это тот документ, по которому пишутся учебники. И контрольные измерительные материалы исходят именно из того, что они соответствуют школьной программе.

Оксана Галькевич: Да, действительно, таких вопросов на самом деле много. Люди жалуются, что очень сложные действительно вопросы, которые никак вообще не отражаются за время обучения в школьной программе. Но мы не разобрали еще вторую сторону. Если ребенок по уважительной причине не может сдавать экзамен, возвращаясь к СМС-ке, которую ты зачитала.

Людмила Каврева: Вопрос – в чем конкретно заключается проблема. Если ребенок не приходит, например, из-за болезни на Единый государственный экзамен, опять же, государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации вправе при наличии у него документов, подтверждающих его отсутствие на экзамене, допустить его до резервных сроков, которые также определены, расписание здесь, речь идет о любом учебном предмете.

Константин Чуриков: И теперь Челябинская область врывается в эфир. Антон, здравствуйте. Антон, пожалуйста, говорите.

Зритель: Алло, здравствуйте. Подскажите, допустим, если ребенок не сдает экзамен, он в этом году сможет пересдать его?

Людмила Каврева: Если он его не выбирает до 1 февраля?

Зритель: Плохо сдает экзамен.

Людмила Каврева: Если это русский язык и математика для выпускников текущего года, это возможность пересдать одну из двоек. Если это предмет по выбору, то пересдача возможна только в следующем году.

Константин Чуриков: Пишет зритель: "Слава Богу, что я сдал обычный выпускные экзамены".

Людмила Каврева: Не знаю, не знаю.

Константин Чуриков: Вы говорите – если сдал, если не сдал. А вот если, например, выпускник не доволен результатом. Да, он прошел минимальный балл. Но ему то нужно в какой-то определенный вуз. И он хочет… Его этот балл не устраивает. Он может пересдать?

Людмила Каврева: Только следующий год.

Оксана Галькевич: Если это предмет, который необходим именно для профильного.

Людмила Каврева: Совершенно верно. И если на следующий год он планирует, например, снова поступление, то он может выбрать наилучший результат и указать его в заявлении уже на прием в вузе.

Константин Чуриков: Не очень нравится нашим зрителям раздел по иностранным языкам, который называется "Говорение". Конечно, слово такое есть в словарях.

Людмила Каврева: Предусмотрен стандартом.

Оксана Галькевич: Людмила, смотрите, нас спрашивают из Ханты-мансийского автономного округа: "Когда появятся критерии оценивания ЕГЭ по биологии? На ФИПИ их нет".

Людмила Каврева: Что касается критериев оценивания, это тот документ, который в дальнейшем помогает предметным комиссиям оценить верность отдельных ответов. Опять, как я уже сказала, у нас на сайте института педагогических измерений висят кодификаторы и спецификации, в которых заложено содержание и примерная разбаловка возможных результатов по конкретному предмету, по конкретной теме, по конкретному набору заданий.

Константин Чуриков: Интересный вопрос из Москвы: "В каких случаях ученик не допускается до сдачи ЕГЭ?".

Людмила Каврева: Здесь есть несколько вариантов. Первый – если выпускника не допускает педагогический совет. Поскольку у него есть академические задолженности и он не освоил школьную программу.

Константин Чуриков: А что значит академические задолженности? Либо у него двойка какая-то в четверти, или я давно учился?

Оксана Галькевич: Вообще не аттестован. Не ходил.

Константин Чуриков: А, вот так.

Людмила Каврева: Здесь может быть много различных вариантов, в том числе с 2014 года у нас есть итоговое сочинение, которое также является допуском к итоговой аттестации. Соответственно, отметка "зачет" по итоговому сочинению также является одним из критериев допуска выпускника к итоговой аттестации.

Оксана Галькевич: Давайте послушаем еще одну нашу телезрительницу из Ингушетии. Ее зовут Лейла. Лейла, здравствуйте. Вы в прямом эфире.

Зритель: Добрый вечер. У меня такой вопрос. Мой ребенок закончил школу в прошлом году. И сейчас он хочет сдать экзамен ЕГЭ еще раз. Нам сказали, что мы не имеем права выбирать основной этап. Мы должны сдавать экзамен досрочно. Насколько это законно?

Людмила Каврева: Спасибо за вопрос. Речь идет о выпускниках прошлых лет. Действительно, были изменены нормы порядка проведения итоговой аттестации. Выпускники выходят на сдачу в досрочный этап, то есть это в марте-апреле, и в резервные дни основного этапа. То есть тоже в зависимости от расписания, как определит государственная экзаменационная комиссия, выпускники прошлых лет могут сдавать только в эти сроки.

Константин Чуриков: Возможно, не к вам вопрос, а к ФИПИ. Но все-таки. Смоленская область спрашивает: "А не стыдно ли по русскому языку 24 балла? Не маловато ли?". Из 100.

Людмила Каврева: Вопрос на самом деле дискуссионный. Мы все понимаем, что русский язык – это государственный язык. И, естественно, его знание превалирующе для каждого гражданина Российской Федерации. Но поскольку мы понимаем, что из школы мы должны детей выпустить, минимальный порог по итогам общественного обсуждения, профессионального обсуждения все-таки установил, что 24 баллов для выпуска из школы достаточно.

Оксана Галькевич: Не всем быть гоголями, салтыковыми-щедриными и ведущими на Общественном телевидении, Константин. Математику на троечку тоже как-то ай-ай-ай. Смотрите, из Башкортостана нас спрашивает Михаил, 17 лет: "Можно ли сдавать основные предметы ЕГЭ досрочно по той причине, что хочешь получше подготовиться к профильным предметам?". Ответьте, пожалуйста, ребенку.

Людмила Каврева: Здесь все тоже на решении государственной экзаменационной комиссии. Расписание у нас начинается с 23 марта досрочный этап. Поэтому если есть такая потребность, это опять же таки указывается все в заявлении. То есть в какие периоды участник планирует сдавать единый государственный экзамен.

Константин Чуриков: И еще вопрос. Это уже Калужская область. "Тестовые задания по русскому языку берут ли через 3 года?".

Людмила Каврева: По русскому языку у нас уже нет заданий с выбором ответа.

Константин Чуриков: Видите, какой вакуум вообще в целом в обществе.

Людмила Каврева: У нас на данный момент задания с выбором ответа, то есть часть А, которая раньше называлась, там, где проставляются крестики, осталась только в одном предмете. Во всех остальных предметах части с выбором ответов нет. То есть предполагается часть с развернутым ответом и часть с кратким ответом.

Оксана Галькевич: Нас спрашивают из Белгородской области: "Школьная программа по математике не позволяет решить дальше 15 задания (C1). Это было в 2015 году. Скорее всего, мало что изменилось за это время. Учителя прежние". Такое тоже оценочное суждение.

Людмила Каврева: Я думаю, что в любом случае в беседе дальше с председателями предметной комиссии по математике этот вопрос, опять же, будет подниматься. Но что бы хотела сказать? Опять же, контрольные измерительные материалы сделаны следующим образом. Они предполагают базовый уровень знаний, углубленный уровень знаний и повышенный уровень знаний. То есть мы понимаем, что чем сложнее задание, тем больше шансов поступить на направления подготовки, которые нужны, например, на инженерной специальности или что-то очень тесно связанное с предметом "математика".

Константин Чуриков: Дадим слово Лилии из города Москвы, столицы. Лилия, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос. У нас демократическое государство. И наши дети – это, конечно, личности. Хотелось бы узнать, какая психологическая подготовка проводится для того, чтобы дети могли сдать единый государственный экзамен.

Константин Чуриков: Хороший вопрос, Юля.

Людмила Каврева: Конечно же, каждый экзамен связан со стрессом. Какой бы то ни был – единый государственный экзамен, в традиционной форме. И все экзамены, на которые мы ходим в принципе и в жизни.

Константин Чуриков: Но студенты в вузах волнуются не так, когда они сессию сдают, как эти несчастные…

Людмила Каврева: Здесь тоже вопрос на самом деле спорный. Но что бы хотелось отметить? Не первый год тоже об этом говорим. Первое – это работы психологов в школах. Но мы понимаем, что не все школы обеспечены психологами. Но здесь мы должны помнить еще об одном. Первое – что у нас в школах есть педагоги, которые готовят и не накаляют обстановку вокруг сдачи единого государственного экзамена. А во-вторых – у всех детей есть родители, которые, к сожалению, периодически тоже перегибают палку и накручивают ребенка на какие-то неимоверно высокие результаты. Поэтому в принципе здесь должна быть поддержка и на уровне школы, и на уровне семьи.

Оксана Галькевич: На неимоверные результаты школа накручивает, потому что там от этого зависят многие вопросы, важные для школы. Но это уже другая история.

Людмила Каврева: Опять-таки, скажем следующее. Рособрнадзор постарался сделать так, чтобы для школы результаты ни Единого государственного экзамена, ни основного государственного экзамена никак не влияли, в том числе на работу директоров, отдельных педагогов и региона в целом.

Константин Чуриков: А если, например, что-то происходит и так получается, что к установленному сроку, то есть ко времени экзамена выпускник, выпускница не могут явиться… Не знаю, болезнь, еще что-то, какие-то обстоятельства. Как быть?

Людмила Каврева: Опять-таки, на решение государственной экзаменационной комиссии подаются документы, подтверждающие уважительность причины неявки на экзамен, и уже принимается решение допуска участника единого государственного до резервных сроков.

Оксана Галькевич: Минутка остается. Если ребенок переехал в другой регион за тот год. В прошлом году не смог, допустим, сдать должным образом. В другом регионе как быть?

Людмила Каврева: Тоже нужно смотреть каждую отдельную ситуацию конкретно. Потому что если ребенок хочет улучшить результаты, ничто ему не мешает в новом регионе прийти в места регистрации, установленные органом исполнительной власти, и подать заявление на сдачу экзамена.

Константин Чуриков: Кстати говоря, я думаю, что сейчас перед ЕГЭ волнуются не только родители, выпускники, а волнуются еще, между прочим, Оксана, на полном серьезе, владельцы недвижимости, те, кто ее строят, потому что тут недавно было опубликовано исследование Высшей школы экономики, и они увидели корреляцию между результатами ЕГЭ в той или иной школе и стоимостью квадратного метра. Оксана, я тебе потом покажу это исследование. Кстати, тоже любопытная информация. Людмила, спасибо. Это была рубрика "О ЕГЭ предметно", которую мы готовим совместно с Рособрнадзором. В студии у нас была Людмила Каврева, заместитель начальника управления оценки качества общего образования Рособрнадзора. Ну что, Оксана, через 3 минуты вернемся.

Оксана Галькевич: Да. И коль уж это наша рубрика, друзья, это значит мы продолжим говорить в этом году предметно о ЕГЭ.

Константин Чуриков: Оставайтесь с нами.