Константин Чуриков:Ну а сейчас – наша постоянная рубрика "О ЕГЭ предметно". Все меньше и меньше времени остается до единого госэкзамена. Волнуются выпускники, одиннадцатиклассники. Оксана Галькевич:Страшно. Константин Чуриков:Переживают родители. Учителя – тоже. Конечно, у них, как говорится, нервы не на месте, потому что надо, чтобы ребята показали хороший результат. И вот сегодня будем говорить о едином госэкзамене по информатике. Все вопросы, которые у вас есть по этому поводу, вы можете прямо сейчас задавать нашему эксперту в студии. Это Вячеслав Лещинер – научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, разработчик ЕГЭ по информатике. Телефон включен: 8-800-222-00-14. SMS также работает. Вячеслав Роальдович, здравствуйте. Вячеслав Лещинер:Здравствуйте. Оксана Галькевич:Вячеслав Роальдович, давайте будем готовы к тому, что сейчас будут звонить нам выпускники, задавать вопросы какие-то конкретные. Может быть, даже мы не всегда в курсе. Мы с Константином давно сдавали ЕГЭ… Не сдавали. Константин Чуриков:По информатике точно экзамен никакой не сдавали. Оксана Галькевич:И по информатике, да. Друзья, если вы в этом году заканчиваете школу и вы выбрали себе информатику в качестве экзамена – звоните. Прекрасная возможность выяснить напрямую. Если вы педагог, преподаватель информатики – звоните. Бесплатный телефон 8-800-222-00-14 в нашей студии установлен. Пишите нам на SMS-портал, мы передадим нашему гостю. И также родители очень часто подключаются к обсуждению этой темы. Скажите, пожалуйста, а сколько вообще по статистике ребят выбирают информатику в качестве экзамена, единого государственного экзамена? Вячеслав Лещинер:Ну, эта цифра примерно одинаковая в последние годы (в смысле – доля выбирающих). Около 50 тысяч выпускников сдают экзамен, и это примерно 7% от всего числа выпускников. Оксана Галькевич:То есть 50 тысяч – это все ребята, которые в принципе школу заканчиваю, да? И 7% от всех… Вячеслав Лещинер:Нет. 7% – это как раз те 50 тысяч от тех, кто заканчивают школу. Оксана Галькевич:Понятно. 7% равно 50 тысяч. Понятно. Вячеслав Лещинер:Да. А так всего выпускников обычно 800 тысяч. Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а вот собственно при поступлении в какие вузы требуется как раз сдавать именно этот экзамен? Вячеслав Лещинер:Ну, информатика – третий экзамен для технических специальностей. В технических специальностях существует четыре… Министерство образования установило четыре экзамена, из которых вузы могут выбрать три. Это обязательно для всех русский язык, естественно. Это математика, которая в технических вузах обязательна. И либо физика, либо информатика. Во многих вузах на одни специальности смежные установлен экзамен по информатике, другие вузы устанавливают экзамен по физике. И очень небольшое количество вузов – буквально московские университеты, некоторые факультеты – там четыре экзамена сдавать, и физику, и информатику обязательно. Оксана Галькевич:Математика и русский язык – это обязательные предметы. У них есть базовый уровень… Вячеслав Лещинер:Русский язык – обязательный предмет для всех вузов. А математика – для большинства специальностей, которые связаны с инженерным делом, с точными науками и так далее. Оксана Галькевич:Я к тому, что в этих предметах есть базовый уровень, а есть более сложный. В информатике этого нет? Это уже предполагает, что молодой человек, выбирающий информатику в качестве экзамена, интересуется этим предметом несколько глубже, чем вообще. Вячеслав Лещинер:Да, безусловно, безусловно. Экзамен по информатике – профильный экзамен. Конечно, его сдают в основном те, кто собираются поступать на специальности, связанные с информационными технологиями, то есть связанные с компьютерами, с будущим, с эксплуатацией, с разработкой компьютеров и так далее. Константин Чуриков:Но важный все-таки аспект: мы все так или иначе пользуемся компьютерами. И где эта грань между обычной, что называется, продвинутостью и способностью уже профессионально в это погружаться, и в том числе сдавать ЕГЭ по информатике? Почему спрашиваю? Потому что сейчас нахожусь на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), как раз в разделе "Открытый банк заданий по информатике". Может быть, режиссеры сейчас выведут вот эту страничку. Вот я читаю один из вопросов, один из примеров: "Какой минимальный объем памяти в килобайтах нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером таким-то при условии, что в изображении могут использоваться 16 различных цветов?" И я так подозреваю, что это далеко не самый сложный вопрос. Это он буквально вверху. Вячеслав Лещинер:Да, это базовый вопрос на самом деле. Константин Чуриков:Да? И что? Прямо навскидку ребята отвечают сразу так? Вячеслав Лещинер:Ну да. Это, в общем, несложный вопрос. На вопросы такого типа отвечают примерно 70–75% тех, кто пришел на экзамен. Оксана Галькевич:Опозорил ты ОТР, Константин, сейчас в прямом эфире! Константин Чуриков:Нет, секундочку, секундочку! Нет, одно дело – пользоваться информацией, а другое дело – взвешивать какие-то сугубо технические параметры. Вячеслав Лещинер:Ну, это вопрос кодирования. У нас есть тема в информатике "Кодирование информации". Соответственно, оценка объемов. Экзамен ведь не просто так делается. Он делается на основании некоторых документов. Эти документы – это Кодификатор содержания и Кодификатор требований к результатам подготовки выпускников, составленные на основе Стандарта. Существует Стандарт образования, и на основании него составляется вот этот Кодификатор. А дальше есть Спецификация экзамена. Это документ, в котором написано, сколько там всего будет заданий, какой они будут сложности, сколько там будет сложных заданий, сколько попроще и так далее, как они построены. Кончается эта Спецификация таким планом работы, то есть где написано просто конкретно, на какой позиции какое задание будет стоять. В частности, задание, которое вы процитировали (ну, типа этого, конечно), про кодирование графической информации – оно будет 9-м пунктом. Константин Чуриков:Я просто, видимо, забыл, как далеко ушел прогресс и как изменились уроки информатики с наших пор, потому что у нас стояла машина, и она называлась ЭВМ какая-то. Оксана Галькевич:А у тебя какая была ЭВМ? Расскажи. Константин Чуриков:И QBasic, вот эти языки. Это все, что я помню. Больше ничего не помню. Вячеслав Лещинер:То есть вы помните язык, на котором вы писали программы. Это большое дело. Константин Чуриков:Я помню их название исключительно. Оксана Галькевич:Слушайте, а у меня еще были компьютеры, знаете, с зелеными буковками на темном… Мне восемнадцать, клянусь! Ну, просто так случилось. Ну, старые были компьютеры у нас. Вячеслав Лещинер:Просто вы хорошо все помните. Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а как лучше подготовиться все-таки к этому экзамену? Есть учебник, есть уроки в школе, но все-таки это же не базовый уровень, это профильный экзамен. Вячеслав Лещинер:Это профильный экзамен, это правда. Конечно, в нем есть некоторое количество заданий базового уровня. И тем, кто изучал информатику… Дело в том, что информатика – это предмет, который может изучаться на базовом и профильном уровне, и это очень сильно различается. То есть профильный уровень – это до 4 часов информатики в неделю. И это довольно много получается. Оксана Галькевич:А это в каком классе, простите, начинается до 4 часов? У меня ребенок в пятом классе, и у них началась информатика. Вячеслав Лещинер:Разговор идет про старшие классы. ЕГЭ – это вообще экзамен за полную среднюю школу, то есть за десятый и одиннадцатый класс. В девятом классе школьники сдают основной государственный экзамен. И курс в основной школе информатики – всего 105 часов, 3 года по 1 часу обязательных предметов. А остальное все – это уже школьный компонент учебного плана. А в старшей школе существует два варианта – профильный курс и базовый курс. Базовый курс – 1 час в неделю, то есть это 70 часов за 2 года. А профильный курс – в 4 раза больше, то есть это 280 часов. 280 часов – это довольно приличный объем. За это время уже большой материал можно изучить. Соответственно, и опыт самостоятельного программирования получить, и так далее. Оксана Галькевич:Вы знаете, вот по поводу информатики. Честно надо признать, когда мы только начинали, у нас появлялся этот предмет в школьной программе, и все как-то было… Все еще пробовали, искали, как правильно предмет преподавать, сколько часов. Сейчас, я так понимаю, что уже более понятно. Но вот люди нам жалуются – говорят, что во втором классе у них начали преподавать информатику. Не рано ли это? У меня ребенок в пятом классе, там у него в этом году началась информатика, но мне кажется, что это вполне себе. Вячеслав Лещинер:Ну, в начальной школе информатика – это в некотором смысле… Оксана Галькевич:Скорее игра? Вячеслав Лещинер:Во-первых, это скорее игра. А во-вторых, это решение школы конкретной, потому что как такового предмета "информатика" в начальной школе нет. Но есть Стандарт начального образования, современный, новый Стандарт начального образования, который уже устанавливает довольно большие требования к информационно-коммуникационным компетентностям выпускников начальной школы. То есть выпускник начальной школы должен уже пользоваться компьютером уметь (и печатать на нем, и редактировать видео, и записывать звук, и многое другое), потому что мы живем в информационную эпоху. Константин Чуриков:Да, я себя чувствую отставшим от жизни человеком, когда вижу вот эту эсэмэску из Саратовской области: "Допустимо ли импортирование базовых библиотек для решения заданий второй части? Например, модуля для языка Pawn?" Вячеслав Лещинер:Да, допустимо для решения задачи 27. Константин Чуриков:Чтобы все понимали вокруг, о чем вы говорите… Вячеслав Лещинер:Ну, в нашем варианте ЕГЭ есть вторая часть – это задания с развернутым ответом. Там их четыре всего. Одно задание – на поиск ошибок, там ничего не надо импортировать. Второе задание – 25-е – оно не требует никаких библиотек и пишется… Это задание на запись алгоритма, и эта запись предполагает довольно строгие правила. В частности, там требуется инициализация переменных, например. По этому поводу тоже часто спрашивают: "Система программирования автоматически инициализирует переменные. Вот зачем это писать?" Но там написано, что если пропущена инициализация переменных, то это ошибка. Ровно потому, что в алгоритме, так скажем, элемент этот есть. Другое дело, что компьютер его может сделать, но он все равно существует в алгоритме, это элемент алгоритма. 26-я задача вообще связана с обоснованием выигрышной стратегии, она не программистская. А вот 27-е, самое большое задание – он предполагает написание самостоятельной программы. И там можно пользоваться любым языком программирования, это можно делать на любом языке программирования. И для данного языка программирования, который человек выбрал на экзамене… Он должен указать, правда, версию это языка – это на случай проверки, входят ли те инструкции, те программы, те команды, которые он использует, в эту версию. Он указывает версию. Соответственно, тогда он может пользоваться любыми библиотеками, любыми стандартными функциями и так далее. Это можно. Другое дело, что это все не нужно. Но можно. Константин Чуриков:Скажите, а можно ли, соответственно, сдать этот экзамен и получить высокие баллы, не имея какого-то самостоятельного программирования? Вячеслав Лещинер:Это вопрос – что понимать под высоким баллом? Если требуется такой балл, который нужен для поступления в ведущие вузы… Константин Чуриков:Да, замахнемся давайте на них, вот интересно. Вячеслав Лещинер:Ну, больше 80 баллов. В общем, нет конечно. А нет, потому что 27-е задание – вот это последнее, которое требует уже написания самостоятельной программы, – оно дает все-таки 4 первичных балла, и это как раз верхняя десятка. То есть, конечно, не сделав его и сделав все остальное, можно получить 90 баллов по 100-балльной шкале, но это трудно. Тем более что в первой части есть 23-е задание, которое довольно сложное. Мы считаем, что это сотый балл для 100-балльников, которые уже решили задачу 27-ю, которая дает 4 балла первичных. Константин Чуриков:А вот интересно… Оксана Галькевич:Костя, не позорься. Вячеслав Лещинер:А потом, после этого последняя такая задача для тех, кто уже совсем все знает, потому что она тяжелая, она технически сложная, она на преобразование логических выражений, система логических выражений. В общем, это такая… Оксана Галькевич:А много ли 100-балльников, кстати? Константин Чуриков:А давайте просто зрителей напугаем – покажем, как это выглядит просто. Вячеслав Лещинер:Покажете что? Константин Чуриков:Да вот просто на выбор. Вот несколько заданий, как это визуально… Вячеслав Лещинер:Вы из открытого банка их будете брать, да? Константин Чуриков:Да, из открытого банка. Вот смотрите. Вячеслав Лещинер:Они немножко не так выглядят, как в варианте. Константин Чуриков:Вот! Это чтобы сойти с ума. Вячеслав Лещинер:Лучше взять… Оксана Галькевич:Костя, люди разные. Вячеслав Лещинер:Давайте посоветуем нашим зрителям зайти на сайт ФИПИ, но не в открытый банк. Открытый банк – это уже для тренировки, конечно. А надо зайти на сайт ФИПИ, и там есть демонстрационная версии всех экзаменов. Есть там раздел такой "Демоверсии, спецификации, кодификаторы". Константин Чуриков:Вижу, вижу, да. Оксана Галькевич:Покажите, пожалуйста, режиссеры, наш компьютер. Вячеслав Лещинер:И там архив… Ну, его придется распаковывать. Константин Чуриков:Сейчас я его распакую. Вячеслав Лещинер:Из этого архива можно вынуть демонстрационную версию. Константин Чуриков:Демо. Сейчас попробуем. Вячеслав Лещинер:И вот там уже она выглядит действительно ровно так, как будет выглядеть внешне сам вариант. То есть вот она так же полиграфически сделана и так далее. Константин Чуриков:Так, тут подписи, отпечатки пальцев. Так, что еще? Вячеслав Лещинер:Нет, подписи – это титульный лист, естественно. Константин Чуриков:Ой-ой-ой! Как все сложно! Смотрите как. Вот это точно не для средних умов. Я думаю, десять раз надо попробовать. Вячеслав Лещинер:Вот так вариант выглядит. Примерно вот такого рода таблица. Константин Чуриков:Подождите. И это надо выполнять не у компьютера? Это надо самому вот это все написать от руки? Вячеслав Лещинер:Нет, ну что значит "от руки"? Вы видите, там есть строчка, написано "Ответ". В этом ответе, скорее всего, требуется написать натуральное число. У нас там в первой части 23 задания, в которых 22 ответа – это натуральные числа, то есть просто числа без знака. И одно – 2-е задание – предполагает ответ в виде строки букв. Это имена переменных просто, которые надо поставить: X, Y и Z. Оксана Галькевич:Скажите, прорешивая задания из этого открытого банка, можно ведь здорово подготовиться? Вячеслав Лещинер:Да. Оксана Галькевич:Мы всегда об этом говорим… Вячеслав Лещинер:Конечно, конечно, конечно. Безусловно, готовясь. Если вопрос пошел "как готовиться самостоятельно?", то готовиться надо так. Надо взять демонстрационную версию, если еще не видели, или взять какой-то вариант похожий из каких-нибудь сборников. Ну, лучше, конечно, демоверсию взять. И ее на время, как положено, как на экзамене, попытаться выполнить, не давая себе никаких скидок, никуда не заглядывая, не подсматривая и так далее. И проверить себя с точки зрения того, что получилось. В демоверсии, естественно, есть ответы и решения. Проверить себя и понять, с какими заданиями абитуриент справился легко, а с какими, в общем, у него есть проблемы. И как раз задания, с которыми есть проблемы, нужно делать. То есть решать варианты бесконечно, повторяя те задачи, которые уже научился решать, смысла большого нет. А вот если методично именно тип, определенный тип заданий делать, то тогда это, конечно, поможет. Оксана Галькевич:А в открытом банке информация по заданиям за сколько лет, так скажем? Я, например, когда не к информатике, а к английскому языку готовилась серьезно весьма, то за достаточно продолжительный период было… Вячеслав Лещинер:Ну, вообще в этот открытый банк попадает… Вот то, что туда попало, оттуда уже не пропадает. То есть там как бы они лежат, и все. Другое дело, что задания, конкретные варианты делаются частично из заданий этого банка, но существенная их часть – все-таки это задания, которые никогда не были опубликованы. И это тоже, кстати, вопрос, который нам все время задают: почему у нас всегда в варианте есть какие-то такие новые задания? Все сразу начинают: "В этом году опять у вас было такое 18-е задание, – или какое-нибудь еще, – которого все испугались, которое решили плохо". Константин Чуриков:Я их понимаю. Вячеслав Лещинер:Во-первых, это экзамен все-таки. Во-вторых, в спецификации… Как раз надо почитать спецификацию. В спецификации на эту тему написано, там очень четко указано, какие задания предполагают решение… проверку знаний и умений в стандартной ситуации школьной (это как раз задания такие более или менее стандартные, которые привычные), а какие – в новой ситуации. То есть тогда в них будет формулировка все-таки отличающаяся от того, что было в прежние годы. Ну, ровно потому, что мы должны проверить, насколько человек эти знания, которые у него есть, и умения, применяет все-таки в новой ситуации. Умения те же самые, но просто надо понять, что… Оксана Галькевич:Ситуация другая, да? Может быть, не совсем стандартная. Вячеслав Лещинер:Ситуация немножко другая. Ну, скажем, в одном случае было раньше задание про одну функцию, а появилось про другую. Ну и так далее. Но в принципе это одно и то же. Константин Чуриков:Волнуется перед ЕГЭ по информатике, видимо, очевидно, наш зритель Вячеслав из Якутска. Вячеслав, здравствуйте. Зритель:Здравствуйте. Константин Чуриков:Какой у вас вопрос? Зритель:У меня вопрос такой. При поступлении на какие специальности требуется ЕГЭ по информатике? И какие вузы Дальнего Востока и Сибири набирают на такие специальности? Вячеслав Лещинер:Ну, многие вузы, естественно, набирают на специальности, на которые требуется информатика. Я знаю, что в Якутске, например, в университете на ряд специальностей требуется информатика. Но это нужно выяснять конкретно в том вузе, в котором вы собираетесь… в который вы собираетесь поступать. Потому что на сайте вуза, на сайте приемной комиссии – там написан перечень специальностей и перечень экзаменов, которые требуются для этих специальностей. Очень часто в вузе на одни специальности требуется, скажем, сдавать математику, русский язык и физику, а на другие, смежные специальности – сдавать математику, русский язык и информатику. Оксана Галькевич:Скажите, пожалуйста… Мы понимаем, что структура экзамена такая сложно организованная, но, может быть, вы посоветуете какую-то оптимальную стратегию (если она есть, конечно), как правильно выполнять задания, как подходить? Может быть, какую-то часть первую, потом – следующую? Вячеслав Лещинер:Ну, понятно, да. Оксана Галькевич:Или все-таки последовательно? Как? Вячеслав Лещинер:В общем, тестология (это такая наука сложная о том, как составлять тесты и контрольные работы), она говорит, что подобного рода тесты надо сделать так, чтобы задания постепенно усложнялись. Мы и стараемся этого правила придерживаться. Другое дело, что там содержание тоже немножко разное, потому что просто контрольная работа такого класса, как ЕГЭ, то есть проверяющая, итоговая контрольная работа, – она должна проверять разные темы. Но в целом сложность экзамена увеличивается. В экзамене есть две части – первая и вторая. Они различаются просто типами заданий. В первой части – 23 задания с кратким ответом, а во второй части – 4 задания с развернутым ответом. Они более трудоемкие просто потому, что надо писать ответ, а он предполагает довольно… ну, не очень длинный, но, в общем, некоторый текст. В одном случае это 5 строчек, в другом случае это 10 строчек, но тем не менее их надо написать, это не просто написать число. И на их выполнение требуется время. Самое большое время требуется на выполнение 27-го задания, последнего. Это такая очень трудоемкая вещь. Поэтому мой совет такой: нужно решать задачи последовательно. Но если чувствуется, что есть какая-то заминка, то есть… ну, ка-то вот непонятно, что там делать, и явно время уходит, так скажем, а задача не поддается, то ее, конечно, стоит пропустить и решать дальше. При этом 23-ю задачу нужно пропускать однозначно, потому что она гораздо сложнее, чем 24-я и 25-я (именно потому, что она с кратким ответом), и ее делать последней. Я уже сказал, что 23-я задача – на сотый балл. Это для тех, кто все знает. Оксана Галькевич:Вот! Кстати, это очень важно. Константин Чуриков:Скажите, пожалуйста, а какой язык программирования лучше использоваться, чтобы все-таки хорошо выполнить задания? Вячеслав Лещинер:У нас все фрагменты программ и алгоритмов, которые записаны… Вы видели, показывали демоверсию. Там такие таблицы, в которых фрагменты программ на разных языках. У нас все фрагменты программ написаны на пяти языках. Любым из них, конечно, можно пользоваться, и все они эквивалентны, то есть это одно и то же, просто на разных языках: на Basic, Python, Pascal, на школьном алгоритмическом языке и языке C. А писать 27-ю задачу на самостоятельное программирование, я уже сказал, можно на любом языке программирования в любой его версии, используя любые библиотеки. Другое дело, что, как показывает практика, те выпускники, которые не очень как бы… Ну, сложно сказать. Не очень… Константин Чуриков:В теме. Вячеслав Лещинер:Ну, не очень хотят себя показать, так скажем, и выбирают какие-то стандартные языки – они оказываются в лучшем положении. Дело в том, что то, что ты выбрал какой-то экзотический язык, может только ухудшить ситуацию, а не улучшить. Константин Чуриков:Надо быть проще. Вячеслав Лещинер:Да. Потому что ведь это же проверяют живые люди. Это эксперты проверяют. Они, конечно, очень много чего знают. И они преподают в вузах в основном, у нас эксперты, или это ведущие учителя информатики и так далее. Но все равно они не могут знать все. И иногда ученик знает больше, чем учитель. Константин Чуриков:Ты знаешь русский, общаешься на русском. И зачем говорить на суахили, да? Оксана Галькевич:Редкий человек, который говорит… Вячеслав Лещинер:Лучше делать это на языке Pascal или на языке алгоритмическом школьном, или на Python. Потому что на Basic сложно писать серьезные программы на самом деле. А на С очень многие пишут, но там очень сложный синтаксис, в котором можно легко ошибиться – и тогда просто программа не будет работать. Поэтому лучше это делать на языке, на котором прозрачный синтаксис, с которым все понятно. Оксана Галькевич:Спасибо большое. Вячеслав Роальдович, мы желаем вам 50 тысяч 100-балльников в этом году! Вячеслав Лещинер:Ой, это будет ужасно! Экзамен как раз такой, что 100 баллов должны получать мало людей. А если у нас будет из 50 тысяч хотя бы, скажем, 30 тысяч, которые получат 60 баллов, мы будем довольны. Это как раз хорошо. Оксана Галькевич:Хорошо. Чтобы ваши желания сбылись, мечты сбылись, чтобы все было именно так в этом году! Вячеслав Лещинер:Спасибо. Оксана Галькевич:У нас в гостях, друзья, сегодня был Вячеслав Роальдович Лещинер – научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, разработчик ЕГЭ по информатике. Мы обсуждали нюансы сдачи единого госэкзамена по этому предмету в рамках нашей рубрики "Всё о ЕГЭ". Константин Чуриков:Ну а через 3 минуты уже большой выпуск новостей, из которого вы узнаете, чем закончились испытания нового истребителя, который сегодня показали Владимиру Путину, почему в Свердловской области в одном из городов люди живут в ледяных бараках и как идут дела с выплатами зарплат шахтерам города Гуково. Все это очень скоро. Ну а через полчаса программа "ОТРажение" продолжится. Не переключайтесь, смотрите ОТР!