Татьяна Лискова: Основной акцент в курсе обществознания сделан на социализации школьников

Гости
Татьяна Лискова
руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ, ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию

Петр Кузнецов: Не знаю, мне кажется, это смешно. А те, кто не засмеялся, будут сдавать ЕГЭ по обществознанию.

Ольга Арсланова: Да, сегодня у нас как раз разговор "О ЕГЭ предметно", будем говорить мы об обществознании. Несколько минут назад мы с Петром поспорили, как же правильно называется предмет. И нас даже зрители начинают исправлять.

Петр Кузнецов: "Обществоведение", – пишут нам.

Ольга Арсланова: Вы знаете, 50 на 50: кто-то пишет "Обществоведение", кто-то – "Обществознание". Давайте так – начнем и обо всем подробнее поговорим с нашей сегодняшней гостьей. К нам пришла Татьяна Лискова, руководитель ФКР по обществознанию. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Татьяна Лискова: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Смотрите, вот мы как раз выяснили, что я заканчивала школу в 1999 году – и вот откуда у меня в голове это слово "обществоведение". Действительно у нас был такой предмет, который сейчас называется…

Татьяна Лискова: Обществознание.

Ольга Арсланова: Друзья, то есть можно определить, насколько вы молоды.

Петр Кузнецов: Я-то вообще думал, что обществознание относится к начальным классам исключительно. Давайте по порядку. Что это такое? Что сдают?

Татьяна Лискова: Ой, замечательно, что вы в этом году не сдаете экзамен. А то вы знаете, к сожалению, некоторые выбирают экзамен и думают, что это естествознание, которое проходят в начальной школе.

Петр Кузнецов: Чему учат старшеклассников на таких уроках? Давайте поймем.

Татьяна Лискова: Итак, еще раз добрый вечер. Я хочу рассказать действительно немножко про сам предмет. Вот уже та дискуссия, которая развернулась.

Я хочу сказать, что сам по себе курс школьный "Обществоведение"… "Обществознание" – это интегративный курс. То есть что это значит? Это значит, что он включает в себя в качестве составных элементов науки, такие как философия, социальная психология, социология, экономика, политология и правоведение. То есть это вот такой курс интегративный. Он существует в нашей школе уже, в принципе, с начала 90-х годов. Ну, сначала был, естественно, как экспериментальный, потому что действительно пришел на смену старому курсу "Обществоведение", который изучался только в десятом классе, выпускном, ну и потом, соответственно, в одиннадцатом. Сейчас это действительно серьезный предмет, который изучается, начиная с основной школы, всю основную школу и всю старшую школу.

Ольга Арсланова: Ну, предмет, называвшийся "Обществоведение" и преподававшийся в советское время, как подсказывают старшие товарищи, был очень политизирован, сам курс, то есть там марксизм-ленинизм, вот такие вещи. А нынешний курс ориентирован на какие-то такие вещи? Или это сводные действительно знания, полезные, наверное, каждому гражданину страны? По логике, должны были бы быть.

Татьяна Лискова: Вы знаете, действительно все-таки не будем забывать, что курс "Обществоведение" был в рамках другого государства, другой Конституции, где была соответствующая статья Конституции. Сейчас, естественно, предмет современный, предмет, который действует в современном демократическом российском государстве. Мы все знаем, что наше государство… У нас, скажем так, нет никакой единой официальной идеологии. И как в любом демократическом государстве, у нас существует политическое многообразие, плюрализм.

Что касается самого курса, то основной акцент мы делаем именно как раз на социализацию, то есть на то, чтобы помочь нашему школьнику, который является гражданином России, освоить все те необходимые знания, которые нужны ему именно для того, чтобы нормально жить в обществе. То есть, смотрите, какие у нас есть роли? Член семьи, труженик, работник, потребитель. Соответственно, все те знания, которые нужно получить о семье, об основах нравственных отношений, о том, как устроена, скажем так, экономическая сфера общества, что должен знать потребитель, с какими он может столкнуться проблемами, брать ли кредит, например, чем надо руководствоваться и так далее.

То есть на самом деле, если говорить вообще о самом курсе, то это один из важнейших курсов. И мне кажется… Понятно, что каждый преподаватель придет и скажет, что "мой курс самый важный". Но если отбросить вот такие мои личные эмоции, то это действительно, наверное, на сегодняшний день (я не побоюсь этого слова) единственный курс в современной школе, который дает все те знания, которые необходимы для социализации, для того, чтобы прийти уже, скажем, будучи полноправным гражданином, и знать, что и как. Как устроиться на работу. Каких проблем избегать. Извините, как заявление написать, когда вы в брак будете вступать. Какой брак у нас признается официальным, а какой – нет. То есть это действительно широкий спектр знаний. И мы акцент делаем именно прежде всего на социализации. То есть курс, который должен дать практические знания, которые помогут вам в жизни.

Петр Кузнецов: А теперь – к сдаче ЕГЭ по этому предмету. Но при этом, я так понимаю, считается, что это один из самых легких предметов. Почему?

Ольга Арсланова: Или обманчивая легкость?

Петр Кузнецов: Столько всего там…

Татьяна Лискова: Вы знаете, я объясню почему. Дело в том, что если мы с вами сейчас, допустим, как любой нормальный среднестатистический человек откроем на сайте ФИПИ тот раздел, где кодификаторы, спецификации и демоверсии, и мы посмотрим любой другой предмет… Для среднего обывателя, скажем так, для человека среднестатистического многие слова, которые там, они окажутся чем-то из области фантастики. Откроем "Обществознание" – и что мы увидим? "Человек", "общество", "биологическое и социальное в человеке", "экономика", "производство", "издержки производства", "прибыль", допустим, "государство", "религия", "наука" – то есть слова нам всем кажутся понятными, знакомыми. Естественно, что многие люди действительно думают, дети в том числе: "Ну, что-нибудь да напишу".

И вы знаете, а вот статистика показывает следующее. Вообще наш экзамен – он же самый выбираемый. И это связано именно с тем, что, во-первых, много наук, о которых я сказала. Естественно, что все вузы, которые профиль имеют этот, они выбирают этот предмет. Кроме того, как я уже говорила, получается следующее: как правило, это 55% выпускников текущего года. Вот, например, цифры. Вы мне скажете: "Можно ли сказать, что этот экзамен легкий или нет?" Вот смотрите. В прошлом году сдавали более 358 тысяч выпускников одиннадцатых классов. 100 баллов – максимальный балл – получили 59 человек.

Ольга Арсланова: Ничего себе!

Татьяна Лискова: Получается – 0,02%. А в зону высоких баллов – от 80 до 100 – там порядка… у нас стабильная цифра, она на протяжении многих лет – это 3,5%.

Ольга Арсланова: Всего лишь.

Татьяна Лискова: Всего лишь. А вот проблема связана с тем, что, наверное, многие действительно не оценивают до конца серьезность этого предмета и тех знаний, которые необходимо продемонстрировать, и тех умений, потому что работа требует очень многого. Понимаете, она требует анализа каких-то практических, реальных ситуаций. Она требует размышлений на поставленную тему, высказать свою точку зрения, аргументировать. И вот эта легкость – она кажется, действительно…

Тем более все-таки мы заботимся не только о том, что… ну, скажем так, сам предмет, социализация гражданина вообще, но еще и формирование гражданской идентичности. И мы очень много уделяем внимания вопросам права, вопросам Конституции. У нас есть два обязательных задания по Конституции. Ну, естественно, что если ты не читал, не знаешь – вот оттуда и получаются всевозможные…

Ольга Арсланова: Угадать невозможно.

Татьяна Лискова: Да.

Петр Кузнецов: Смотрите, как раз есть… Давайте разберем трудность конкретную от Сергея Рыбакова (регион неизвестен): "При подготовке к ЕГЭ по обществознанию возникли следующие ситуации, – как в учебнике, пишет Сергей. – Первое. В задании требуется привести три признака или свойства. Ученик привел шесть признаков, три из которых правильных, три неправильных, – это было задание 26. – В задании 25 ученик для одного понятия привел два определения, одно из которых правильное, второе – нет. Как такие ситуации должны оцениваться, в частности на самом экзамене?"

Татьяна Лискова: Во-первых, прежде всего я хочу посоветовать обратиться к критериям и посмотреть критерии. Я имею в виду… Наверное, я немножко перескакиваю. Есть демонстрационный вариант, который опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений. И там в демоверсии приведены критерии, и там как раз описаны все ситуации.

Скажем так, мы оцениваем только правильные ответы. Сами по себе неправильные позиции, то есть, скажем так, в такой ситуации, как… Ну, скажем так, снижение балла за то, что ты привел какую-то ошибку наряду с правильным ответом – у нас такой нет системы оценивания. То есть мы считаем и смотрим только правильные вещи. Но если действительно какая-то у вас возникает ситуация на экзамене, и вам кажется, что вас как-то потом неправильно оценили – вы можете воспользоваться, естественно, своими возможностями и подать в конфликтную комиссию и так далее, то есть разобрать конкретный случай.

Но, в принципе, я хочу, чтобы вы услышали, что мы все оцениваем исключительно на основе тех критериев, которые есть. И у нас нет такого понятия, как снятие, допустим, каких-то баллов за приведенное неправильное задание, неправильно выполненный ответ. Но я скажу честно, что у нас достаточно богатый опыт, потому что мы в контакте со всеми практически регионами, со всеми председателями, и всевозможные спорные случаи всегда, которые интересны для обсуждения, мы их собираем и потом обсуждаем.

Но я хочу сказать, что эта проблема – она, скорее всего, больше проблема, знаете, 5–6-летней давности, потому что все-таки сейчас уже, надо отдать должное… Здесь я воспользуюсь, что я в прямом эфире и что меня смотрят учителя наши российские. Я хочу поблагодарить вообще всех учителей обществознания Российской Федерации, потому что, когда мы анализируем результаты, мы видим результаты их работы. Мы видим, как они подтягивают то, что, может быть, раньше было не очень, а теперь подтягивают. То есть только, я считаю, конечно, благодаря стараниям наших педагогов удается с каждым годом, скажем так, совершенствовать вот эту вот систему.

Ольга Арсланова: Кстати, о педагогах и о разработчиках заданий. Понятно, что курс компилятивный, то есть там много разных наук…

Татьяна Лискова: Интегративный.

Ольга Арсланова: Да, интегративный, точно. Кто пишет задания и кто преподает? То есть кем нужно быть для того, чтобы вписаться в обществознание?

Татьяна Лискова: Ну, вы знаете, я хочу сказать, что когда мы создавали свою команду, мы исходили из такого понимания единого госэкзамена. Единый – это значит он, понятно, ну, естественно, и одновременно выпускной, и вступительный. Причем по обществознанию как предмету по выбору больше ориентируемся все-таки, скажем, на поступающих в вузы. Соответственно, здесь мы привлекли и учителей, и преподавателей вузов.

Причем я хочу сказать, что в нашей команде у нас есть учителя и, допустим, каких-то элитных гимназий, лицеев, и есть учителя обычных школ Москвы и Подмосковья. Принимает активное участие, помогает, например, одна учительница… Ну, я не могу, конечно, называть имена, естественно. У меня есть прекрасная коллега из Липецкой области, она учитель сельской школы. Я часто обращаюсь к ней за советами, например.

Но, в принципе, ситуация такая. С одной стороны – это и школьные учителя, и преподаватели вузов. И, безусловно, как вы совершенно верно отметили, интегративный курс… интегративный характер нашего курса требует того, что мы привлекаем ученых, то есть людей, которые являются специалистами в своей области. Это социологи, философы, экономисты, политологи и юристы. Они приходят на определенном этапе и читают соответствующие наши задания.

Так и по географии. То есть это тоже не только, что где-то сидим в Москве и что-то делаем, пишем. Это, понятно, и Москва, и Московская область, и тоже география большая. У меня есть замечательные коллеги из Омска, из Ростова-на-Дону, из Уфы, из Казани, из Волгограда, Курса, Ульяновска… То есть я могу это бесконечно перечислять.

И кроме того, учителя знают, когда мы проводим какие-то мероприятия, все знают, что у нас есть такое заданием с текстом. Текст – задания 21 и 24. Оно, пожалуй, всегда вызывает больше всего дискуссий, споров. И я всегда говорю: "Дорогие друзья, вот вы прочитали, и что-то вам… Напишите свое, пришлите". То есть мы достаточно открыты на первой стадии. Потом проходят экспертизы. То есть вообще над каждым вариантом, который попадает в руки ученику на экзамене, ну, я не побоюсь, работает порядка… В общей сложности он проходит 25–26 разных рук, глаз и так далее. Понятно, что на какой-то стадии, когда это приходит к нам, уже это приобретает такой характер в условиях информационной безопасности, и здесь уже, конечно, какие-то другие требования. А так это все педагоги всех уровней – и высшей школы, и средней школы, и, конечно, ученые. Большую помощь нам оказывает наш научно-методический совет. Там юристы в основном, экономисты, философы. Так что работа серьезная и очень такая обоснованная.

Петр Кузнецов: Уважаемые телезрители, а особенно родители или школьники, которые, особенно в этом году, собираются сдавать обществознание или, послушав Татьяну, уже передумали, с какими сложностями, может быть, вы столкнулись в прошлом году? Позвоните нам в эфир и расскажите об этом.

Очень много вопросов относительно того… Ну, мы поговорили о том, кто из преподавателей разрабатывает задания. "В каких вузах и на каких факультетах необходим при поступлении ЕГЭ по обществознанию?" – это Иркутская область. И из Челябинска: "Почему для поступления на учителей химии нужно сдавать обществознание?"

Татьяна Лискова: Ну, вы знаете, я хочу ответить следующее. В принципе, как я уже говорила, в силу специфики самого интегративного характера курса, естественно, все те специальности, которые, допустим, экономические, юридические, социологические, философские – любые гуманитарные, если не узкофилологические, требуют результата вступительного экзамена ЕГЭ.

Почему на учителя химии? Ну, дело в том… Я уже тоже говорила о том, что педагогические специальности все-таки понимают, что прежде всего… Как бы понятно, что человек должен знать обязательно и химию, естественно, если он хочет быть учителем химии, но в то же самое время ему предстоит работать с учениками. Он должен владеть какими-то основами, принципами знаний социальной психологии, социологии. Понятно, что он все это будет изучать в педагогическом вузе. Но просто мы исходим из той роли нашего предмета, важной функции социализации, что человек, который будет потом работать с людьми, он тоже изучает и должен знать хорошо этот предмет.

Петр Кузнецов: Ясно. То есть здесь ключевое не химия, а ключевое – учитель?

Татьяна Лискова: Да, конечно. То, что он поступает на учителя. Я так думаю. Но, в принципе, как бы у каждого вуза… они сами устанавливают вот эти предметы. Но я знаю, что во многих, помимо предметов – например, физики, химии – есть еще и, естественно, обществознание.

Ольга Арсланова: Татьяна, я не знаю, можно ли вас попросить рассказать нам о каких-нибудь примерных сложных и интересных вопросах, которые содержатся в этом экзамене. Может быть, нашим зрителям будет интересно, они себя проверят. Мы-то точно не сдадим.

Петр Кузнецов: У нас есть специальная заглушка на эфире, благодаря которой старшеклассники, которые будут сдавать в этом году, не смогут посмотреть наш эфир. Им будут показывать фильм "День сурка".

Татьяна Лискова: Замечательно! "День сурка" – очень хороший фильм. Вы знаете, во-первых, есть открытый банк, федеральный банк заданий. И в принципе, там основные типовые модели, безусловно, есть. То есть, в принципе, ребенок, который прорешает задания, будет понимать, о чем идет речь. Ну, например, к примеру, такая ситуация. Совершеннолетний гражданин… совершеннолетние граждане Российской Федерации Марина, я не знаю, и, например, Василий…

Петр Кузнецов: Ходят в школу в хиджабах.

Татьяна Лискова: Нет, мы эти темы не обсуждаем.

Петр Кузнецов: Всё, ладно, не буду.

Татьяна Лискова: Мы эти темы не обсуждаем, да. Они решили подать заявление о вступлении в брак, о заключении брака. Вот они пришли. "Какие условия необходимы для того, чтобы у них это заявление приняли? Назовите любые три условия".

Или, например, такая задача. Зоя и Виктор решили заключить брачный договор. Они написали текст и написали: "Мы хотим в брачном договоре то–то, то-то и то-то: как будут распределяться наши доходы, прибыль совместного предприятия и как мы будем распределять домашние обязанности – например, жена только готовит, муж только деньги приносит". И мы спрашиваем: "Как вы думаете, будет ли с такими пунктами брачный договор подтвержден… подписан?" Извините, вернее – подписан. Немножко волнуюсь, конечно, прямой эфир. Будет ли подписан нотариусом?

Ольга Арсланова: Как интересно.

Татьяна Лискова: "Дайте ответ правильный и объясните – почему. И приведите, еще какие вопросы могут быть в брачном договоре".

Петр Кузнецов: Мы понимаем интерес старшеклассников к предмету.

Ольга Арсланова: А если вы знаете ответы на эти вопросы – позвоните и расскажите. То есть для того, чтобы заключить брак совершеннолетним гражданам Российской Федерации, нужно три, как минимум три условия?

Татьяна Лискова: Нет, есть два обязательных условия и три, которые препятствуют. Мы в данном случае формулируем: "Что необходимо, чтобы было соблюдено?"

Ольга Арсланова: Ну, тот, кто уже заключил брак, я думаю, легко ответит на этот вопрос. А всем остальным – давайте, в прямой эфир добро пожаловать! Спрашивают: "Какие нововведения в этом году? – нам Курская область пишет. – Отменят ли тестовую часть?"

Татьяна Лискова: Значит, дорогие коллеги, прежде всего – первый вопрос. Если это дети, если это учителя, то у учителей есть прекрасный руководитель предметной комиссии этого региона. Обратитесь – она вам все обязательно расскажет.

Ну, если серьезно – значит, смотрите. Все изменения, которые принимаются на текущий год, эти изменения уже были известны в августе 2016 года. У нас такая традиция: к началу учебного года на сайте мы публикуем, во-первых, все основные документы: кодификатор, спецификацию и демоверсию. И, соответственно, два последних года очень интересный документ для учителей, детей, родителей, который я называю "навигатором подготовки" – это методические рекомендации. И там все это уже известно.

Что касается этого года. У нас только одна техническая замена произошла – мы отказались от одного задания и добавили задание (содержание все то же самое, известное уже много лет) по праву в форме выбора суждений.

Что касается тестовой части. Понимаете, давайте… Вообще обществознание – это очень точная наука. И те, кто думает: "Я приду, так и быть, что-нибудь выдумаю, напишу", – это неверно. Под тестовой частью мы понимаем задания с выбором одного ответа из четырех. От таких заданий мы отказались еще в прошлом году.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: По поводу подготовительных материалов два вопроса. Тюменская область, вот заглянул Марков Владимир, наверное, в учебник обществознания: "Кроме религиозных заклинаний, в виде сплошной морали, в нем ничего научного нет".

Ольга Арсланова: Что это за учебник, интересно?

Петр Кузнецов: Да, давайте по учебнику, а потом про сайты я спрошу. Есть ли единый учебник? Потому что я вспоминаю учебник физики у нас в школе. Ну, у нас был лицей. Сумасшедший, какой-то альтернативный учебник физики! Мы просто вешались. Родители даже не знали, как там решать задачи. То есть это какой-то единый учебник обществознания? Или он куда-то не туда заглянул?

Татьяна Лискова: Вы знаете, во-первых, у нас есть такое понятие "пространство правовое", в котором мы все работаем. Я имею в виду – и школа, и, естественно, мы, разработчики. Это федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Скажем так, есть учебники, которые имеют рекомендацию Министерства образования и науки – то есть там, где написано "рекомендовано, допущено, одобрено и так далее для преподавания в школах".

Ольга Арсланова: Вот нужно брать их?

Татьяна Лискова: То есть нужно брать эти учебники. Понимаете, действительно есть много… У нас на самом деле, насколько я знаю, в основной школе порядка трех-пяти учебников. И есть несколько комплектов, два комплекта, которые приняты, в разных школах они используются – либо один, либо другой – в старшей школе. То есть, в принципе, все зависит от того, что вы посмотрели.

Вы знаете, очень часто нам, например, говорят: "Я смотрел учебник такой-то, такой-то, такой-то". И на самом деле, когда мы открываем, то это оказывается совсем не учебник, а, например, методические материалы, справочник и так далее. И если есть вопросы по учебникам конкретным, то с ними надо обращаться в то издательство, которое эти учебники издает.

Петр Кузнецов: То есть Марков Владимир не туда все-таки, судя по всему…

Татьяна Лискова: Нет, понимаете, мы же не знаем, что за учебник он читал. Что он читал?

Петр Кузнецов: И вопрос из Ханты-Мансийска, Югра.

Ольга Арсланова: Про сайты, да.

Петр Кузнецов: "Какими сайтами лучше пользоваться при подготовке к ЕГЭ?" Я не знаю, имеется в виду вообще ЕГЭ или…

Татьяна Лискова: Я поняла, о чем идет…

Петр Кузнецов: Ну, давайте, раз мы об обществознании…

Татьяна Лискова: Я поняла, о чем идет речь. Вы знаете, вообще сам вопрос подготовки к ЕГЭ зависит от того, что вы под этим понимаете. Вообще я вам скажу честно, что… Спрашивают: "А за сколько можно подготовиться?" Подготовиться можно, если вы систематически изучаете курс хотя бы на протяжении двух последних лет в школе. Что вы имеете в виду? Какие сайты? Решать бесконечное количество вот этих заданий – имеет ли это смысл, если вы не понимаете, не изучили теорию? Сначала нужно прежде всего обосновать теорию.

Я хочу сказать сразу, что наши разработчики, наша команда ни в каких альтернативных сайтах, в их работе не принимает участия, поэтому никого рекламировать мы не можем, мы не отвечаем за их качество. Что касается федерального банка заданий, который есть на сайте Федерального института педагогических измерений. Как с ним работать, как организовать правильно работу (я рекомендую только его) – это есть в моих рекомендациях методических, опубликованных в августе 2016 года.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Время наше завершается. Татьяна Лискова, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по обществознанию. Сегодня в рубрике "О ЕГЭ предметно" говорили именно об этом предмете и поняли, что легко не будет.

Ольга Арсланова: И Республика Бурятия – единственный, кто ответил на вопрос, заданный вами: "Возраст – не менее 18 лет. И разный пол". А правильно ли это – мы узнаем уже вне кадра.

Татьяна Лискова: Да. Спасибо.

Почему обществознание самый выбираемый предмет на ЕГЭ, и легко ли его сдать