Сергей Зинин: Текст объемом менее 250 слов – это неприлично. Это будет не сочинение, а какая-то служебная записка
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-o-ege-25466.html Константин
Чуриков: Вот теперь самое время открыть нашу рубрику…
Оксана
Галькевич: "Снова в школу" – страшная фраза!
Хорошо, что экзамены сдавать нам с тобой не надо.
Константин
Чуриков: Это рубрика "О ЕГЭ предметно". Сегодня
будем рассказывать с помощью нашего гостя и подсказывать вам, уважаемые выпускники,
уважаемые родители, уважаемые учителя, как лучше подготовиться к единому госэкзамену
по литературе, о нем пойдет речь. В студии – Сергей Зинин, ведущий научный сотрудник
Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии
ЕГЭ по литературе. Сергей Александрович, здравствуйте.
Оксана
Галькевич: Здравствуйте.
Сергей
Зинин: Добрый вечер.
Константин
Чуриков: Вы знаете, прежде всего, поскольку с некоторых
пор у нас по-разному говорят о едином госэкзамене, по-разному относятся к тому,
какой он сейчас – не только снизу приходят сигналы, что надо что-то менять, но и
сверху возникают разные инициативы, – вопрос: что изменится в этом году в ЕГЭ по
литературе?
Сергей
Зинин: В этом году ничего не изменится в экзамене.
Оксана
Галькевич: Уже.
Сергей
Зинин: Уже поздно что-либо менять.
Оксана
Галькевич: Хорошо. Выдохнули, ребята-выпускники этого года!
Сергей
Зинин: Будем работать по хорошо зарекомендовавшей себя
модели, хорошо известной и уже, так скажем, обкатанной неоднократно. Поэтому изменений
никаких не будет. И если они будут, то только в следующем году. Но об этом отдельный
разговор, так сказать, о перспективной модели, если это будет интересно нашим зрителям.
Оксана
Галькевич: Давайте о нынешней модели, вот так ее обрисуем.
Сергей
Зинин: Нынешняя модель состоит из двух частей больших.
Они примерно равноценные по содержанию, по степени трудности. Первая часть включает
в себя художественные тексты, два художественных текста. Их надо прочитать прямо
на экзамене и к ним отнестись, так сказать, отвечая на предложенные вопросы. Один
текст – это фрагмент из большого произведения (эпического, драматического). Второй
текст – это лирическое стихотворение целиком, так сказать, выложенное в экзаменационной
работе.
К ним два типа заданий, к этим текстам. Простейшие
задания, где нужно определить какие-то такие точечные вещи, связанные с литературоведческой,
можно сказать, азбукой. Это жанр произведения, это роль детали, это художественные
средства и так далее. И два вопроса именно по содержанию, по проблематике, которые
требуют связного высказывания, ответа небольшого. Это, так сказать, два небольших
ответа к каждому тексту.
Вторая часть – как я уже сказал, она уравновешивает
первую – это сочинение по литературе, полноформатное сочинение, не 250 слов.
Оксана
Галькевич: Классика, наша классика.
Сергей
Зинин: Наша классическая форма проверки, так сказать.
Выпускник переходит от одной к другой части, работа выстроена достаточно логично.
Он движется по некоему алгоритму и завершает крупной работой, так сказать, таким
полноформатным высказыванием на литературную тему.
Оксана
Галькевич: А по времени выполнение этих двух частей как
уравновешено? Сколько отводится на первую часть, а сколько на работу над сочинением?
Сергей
Зинин: Тоже примерно… Нет, время у нас общее дается
– четыре часа без пяти минут, так сказать, в соответствии с требованиями СанПиНа
и так далее. Здесь все выверено и четко. Иное дело, что мы рекомендуем, как мы рекомендуем
время распределить.
Оксана
Галькевич: Как строить свою работу, да? С чего начинать.
Сергей
Зинин: Да. Опять-таки пополам примерно: половина времени
– на первую часть (анализ художественного текста), и оставшаяся половина – на сочинение.
Лучше двигаться так, как сделана работа. В общем-то, она логично выстроена – от
простейших заданий к более сложным. А если начинать с конца… Ну, это дело вкуса.
Лишь бы не сбиться, так сказать, лишь бы не потерять потом время.
Оксана
Галькевич: Не запутаться.
Константин
Чуриков: Скажите, пожалуйста, все-таки в чем разница?
Вот есть же сочинение, которое пишут в декабре, и есть…
Сергей
Зинин: Итоговое так называемое.
Константин
Чуриков: Итоговое сочинение, да. И какие-то элементы
этого есть в ЕГЭ все-таки, да?
Сергей
Зинин: Не элементы, а просто сочинение. Тоже есть сочинение.
Константин
Чуриков: Да. А в чем разница тогда? Вот это итоговое
сочинение и…
Сергей
Зинин: Да, у нас есть прецедент, так сказать, такой,
что два сочинения. Одно – так называемое выпускное, в декабре. И другое – для тех,
кто выбрал экзамен по литературе. Он по выбору. И кто выбрал – тот пишет еще одно
сочинение. Но они различаются принципиально, потому что "сочинение декабрьское",
как его называют в обиходе, – это эссе на мировоззренческую, такую культуроведческую
тему, так сказать, рассуждение о проблемах бытия нашего, а литературный материал
привлекается в качестве подспорья, в качестве аргумента. Поэтому это сочинение с
литературным компонентом.
Оксана
Галькевич: Такой литературный кругозор можно оценить сразу
ребенка, который пишет это сочинение.
Сергей
Зинин: Да, он показывает себя и как читатель, и как
мыслитель, так сказать. Но для того, чтобы свою мысль, так сказать, как-то дать,
может быть, более глубоко и интересно, он привлекает литературный материал. А то
сочинение, которое в структуре ЕГЭ он выполняет (может быть, этот же абитуриент),
– это уже сочинение по литературе на литературном материале. Здесь, так сказать,
не привлечение какого-то компонента, а здесь все о литературе.
Константин
Чуриков: Тут уже "водичку лить" не надо. Тут
уже нужно "ближе к телу", как говорится.
Сергей
Зинин: Не надо, не надо. Надо говорить о том произведении
– о "Мертвых душах", если это "Мертвые души", о "Евгении
Онегине", если с ним связан вопрос какой-то, об образе Татьяны Лариной и так
далее. Здесь не получится сделать так, как в том случае. Но я хочу сказать, что
это такие родные братья, эти два сочинения. Они друг друга, в общем-то, подкрепляют,
поддерживают и главное – возвращают нам традицию написания сочинения, которая немножко,
так сказать, уже у нас в свое время ушла.
Оксана
Галькевич: Такой письменной речи, да?
Сергей
Зинин: Да. И дети не тренировались в этом смысле и
потеряли форму. Теперь они эту форму потихоньку будут набирать от выпуска к выпуску.
Оксана
Галькевич: Сергей Александрович, может быть, немножко в
сторону, но я так подумала: какая интересная работа у вас – читать вот эти сочинения,
мировоззренческую работу. Насколько, так скажем, вообще сейчас легко дети пишут
сочинения? Вот вы сами сказали, что в каком-то смысле этот навык, может быть, из
числа утрачиваемых. Тяжеловато, наверное? Или нет? Или, может быть, я ошибаюсь?
Может быть, они, наоборот, здорово в одиннадцатом классе?..
Сергей
Зинин: Да нет. Ну, дети, которые выбирают сочинение
в ЕГЭ, они готовятся специально к нему и читают литературу.
Константин
Чуриков: Это же по выбору экзамен.
Сергей
Зинин: Конечно. Выбираешь – так сдай, как следует.
Иначе зачем выбрал тогда, если ты троечник? А вот сочинение массовое, которое в
декабре, – там по-разному, конечно, разные результаты. Есть и те, которые пытаются
штампами какими-то отделаться.
Оксана
Галькевич: А вот про штампы. Насколько самостоятельно мыслят?
Расскажите, интересно. Знаете, есть произведение "Мертвые души". В начале
открываешь – там идет критика. Многие пользуются.
Константин
Чуриков: Чужими мыслями, статьями.
Оксана
Галькевич: Чужими мыслями, да.
Сергей
Зинин: Нет, чужими мыслями тоже не грех воспользоваться,
если это уместно, так сказать, если они подкрепляют твои собственные мысли. Вообще,
в принципе, мы не закладываем никакого шаблона при проверке сочинений. У нас нет
заготовленного, так сказать, идеального ответа или такого трафарета, с помощью которого
эксперты будут проверять правильность или неправильность раскрытия темы. То есть
это, в принципе, достаточно открытая форма работы.
То есть прежде всего, конечно, ценится мнение
свое, безусловно, но многое еще зависит от темы. Если тема ориентирована на то,
чтобы именно высказать свою точку зрения: "Как с вашей точки зрения, эта проблема
в произведении рассматривается?" или "Как вы понимаете финал? – он открытый.
– Как вы понимаете финал произведения?" – это, так сказать, один ракурс. А
если это тема такая более объективная… "Вот критик высказался о романе "Евгений
Онегин" вот так, – Белинский, и приводится цитата. – Прав ли он? И можете ли
вы подтвердить правильность этого высказывания?" Тогда, конечно, он (пишущий)
опирается на какие-то объективные смыслы, связанные с произведением.
То есть он тоже выбирает. Он выбирает, что ему
по силам на самом деле. Но личностный элемент присутствует всегда, потому что стиль
– это человек, так сказать. А школьники – как говорили наши классики методики, это
писатели. Они все время пишут, на каждом уроке пишут что-нибудь.
Оксана
Галькевич: Уважаемые друзья, пожалуйста, принимайте участие
в нашей беседе. Если вы в этом году заканчиваете школу и выбрали литературу в качестве
экзамена единого государственного – прекрасная возможность уточнить какие-то моменты,
которые вас интересуют. Если вы педагог, то тоже, пожалуйста, подключайтесь, задавайте
вопросы. Ну и родители тоже, непосредственные участники всего этого процесса, звоните,
пишите. Зададим вопрос.
Константин
Чуриков: Родители тоже не на последнем месте в данном
случае. Вы знаете, я вот смотрю на эти задания – и я понимаю, что, в общем, все
эти произведения должны быть просто в голове у этого выпускника, знаете, и мягко
говоря, не то что близко к тексту, а чуть ли вообще не дословно. Каким образом выпускнику
лучше подготовиться к этому? Потому что я уверен (я не знаю, можете меня поправить),
что объемов преподавания литературы в школе ему явно не хватит для того, чтобы прямо
на "отлично" сдать этот экзамен.
Сергей
Зинин: Нет, объема материала, который дается в школе,
ему как раз должно хватить, потому что так называемый наш кодификатор содержания,
по которому мы проверяем, он опирается исключительно на школьную программу, на требования
стандарта образовательного. Поэтому ничего сверх, каких-то, так сказать, произведений,
кроме тех, что указаны в списке, он знать не обязан. А если ему предлагается текст
стихотворения незнакомый для анализа, то он целиком предлагается. Так сказать, ему
не нужно вспоминать о чем-то, он прочитывает его непосредственно на экзамене. Так
что самое главное – конечно, это знание текстов произведений. Надо их перечитать
обязательно. И не в кратком пересказе. У нас есть много сайтов, которые…
Оксана
Галькевич: Хрестоматия.
Константин
Чуриков: Нет, это понятно, это не обсуждаем.
Сергей
Зинин: …которые предлагают в трех словах, так сказать,
пересказать "Войну и мир". Держать в голове, выучивать наизусть? Ну, надо
знать, конечно, какие-то, безусловно, вещи наизусть, чтобы просто процитировать
при необходимости в рамках сочинения. А в принципе, надо просто хорошо представляет
себе образную систему произведения, конфликт произведения, композицию его. И на
самом деле кто хорошо занимался на уроках литературы, если она хорошо преподавалась
и он хорошо это все усваивал, то ему останется на самом деле только посмотреть в
Открытом банке заданий ЕГЭ, как выглядит структура, как выглядят задания. Ответить,
потренироваться и, так сказать, идти просто с уверенностью в том, что он знает,
о чем пойдет речь. Это самое главное – что он знает, кто есть кто в "Мертвых
душах", он знает, кто есть кто в "Отцах и детях", он знает, кто такой
Пушкин, в конце концов, слышал и в курсе.
Оксана
Галькевич: По-моему, это уже в первом классе дети знают.
Константин
Чуриков: Просто дело в том, что, мне кажется, тут работа
должна вестись не только на уроке, но и после уроков, потому что читать это все
исключительно…
Сергей
Зинин: Безусловно.
Оксана
Галькевич: Ну, это для тех ребят, которые выбирают для
себя в качестве экзамена. Кстати, как много ребят выбирают литературу? И для поступления,
может быть, в какие вузы он необходим?
Сергей
Зинин: Немного выбирают, к сожалению.
Константин
Чуриков: В основном не ребята, наверное, а девушки, да?
Сергей
Зинин: Ну, девушек больше, если говорить о гендерных
таких признаках. Но тут надо сказать, что востребованность экзамена почему невысока?
Потому что небольшой список вузов, в которых литература требуется при приеме. Конечно,
это филологические, лингвистические вещи и так далее. Но, скажем, цирковое искусство
– здесь тоже требуется сдать ЕГЭ по литературе. Это уже интересно. Дизайн, редакционная
деятельность и так далее, и так далее. И тем не менее все равно только, увы, 5%
выпускников из 100% выбирают экзамен по литературе. И те, что выбирают, по крайней
мере, стараются показать максимально высокие результаты. Хотя не всегда это получается,
иногда не хватает подготовки, к сожалению.
Константин
Чуриков: 100 баллов часто получают?
Сергей
Зинин: Ну, 100 баллов нельзя часто получать. Это,
в общем-то, так сказать, орден на груди.
Константин
Чуриков: Вот-вот-вот! Поэтому в моем вопросе ирония.
Оксана
Галькевич: Сергей Александрович специально над этим работает,
чтобы "стобалльники" были.
Константин
Чуриков: А я вижу. Я смотрю в задания и вижу…
Сергей
Зинин: Если все будут "стобалльниками", то
экзамен потеряет свою силу дифференцированную. Тогда, так сказать, его и сдавать
не надо. Но "высокобалльник" – это уже высокое звание. Даже не "стобалльник",
а "высокобалльник". И таких, в общем-то, немало.
Оксана
Галькевич: "Высокобалльники" начинаются с какого
балла?
Сергей
Зинин: Ну, с 80. Ну, 75 – я считаю, тоже хорошо
уже, так сказать. 80–90 – замечательно. А 100 – это просто уже победа.
Оксана
Галькевич: Сергей Александрович, вы самый гуманный педагог
в нашей студии, потому что обычно ваши коллеги приходят и говорят, что заниматься
надо больше, нужно, чтобы "выше, сильнее, быстрее".
Сергей
Зинин: Нет-нет, я этого не отрицаю как раз. Не готовясь
как следует, экзамен не поднять.
Оксана
Галькевич: Это правда.
Константин
Чуриков: Я еще обратил внимание: задания иногда так хитро
сформулированы…
Оксана
Галькевич: Хитро сформулированы.
Константин
Чуриков: На самом деле все гораздо проще. "Какое
средство художественной изобразительности использует автор "Слова о полку Игореве",
рассказывая о вещем Бояне: "растекашется мыслию по древу, серым волком по земли,
сизым орлом под облакы"?". В принципе, ничего-то сложного нет. Просто,
как у нас сейчас любят говорить – "многабукаф", понимаете.
Сергей
Зинин: Ну да.
Константин
Чуриков: А времени-то сколько выделяется на выполнение
всех этих заданий?
Сергей
Зинин: Я уже говорил о том, что это без пяти минут
четыре часа. Ну, эти простейшие задания – на них надо тратить как можно меньше времени
на самом деле. И они рассчитаны как раз на такую быструю пробежку. Они ценятся в
1 балл, оцениваются такие задания. И ответив каждый раз на очередной вопрос,
выпускник уже внутренне получает этот балл. Он уже знает, что он балл получил, если
он уверен в правильно ответе. Это очень хороший накопительный принцип. То есть он
подходит к более сложным заданиям, уже держа в руках…
Оксана
Галькевич: С базой какой-то.
Сергей
Зинин: Да, гроздь вот этих однобалльных заданий.
Константин
Чуриков: Ну, такие "семечки".
Сергей
Зинин: И это его укрепляет.
Оксана
Галькевич: Успокаивает.
Сергей
Зинин: Это его укрепляет морально, и поэтому экзамен
не имеет такой пугающей, стрессовой такой силы, а, так сказать, он позволяет потихонечку
закрепляться и двигаться дальше. Что же касается этих простейших заданий. Например,
определить жанр. "Война и мир" – это что такое? Или "Отцы и дети".
Константин
Чуриков: Все понятно.
Сергей
Зинин: Ясно, что не рассказ и не стихотворение. Конечно,
роман.
Оксана
Галькевич: Или повесть.
Сергей
Зинин: И тут нормально подготовленный выпускник не
может не ответить на такие задания.
Оксана
Галькевич: А по ошибкам. Вот вы же уже много работ проверили,
они перед вашими глазами. По ошибкам вот ребятам сказать. Какие типичные? Чего делать
не следует, избегать?
Сергей
Зинин: Не следует заучивать формулировки простейших
заданий. Например, выучить формулировку метафоры и потом ответить "метафора
– это…", потому что формулировки могут быть разные. Он выучивает какую-то конкретную
из какого-то словаря, но ведь у нас разные есть словари, справочники. Главное –
понимать суть, что такое метафора, механизм рождения метафоры.
Оксана
Галькевич: И уметь привести примеры, наверное?
Сергей
Зинин: Или примеры.
Оксана
Галькевич: Или это не требуется в задании?
Сергей
Зинин: Или найти ее.
Оксана
Галькевич: А, найти.
Сергей
Зинин: Там задания разные. Может быть – найти метафоры.
А может быть – сказать, а что это такое. Она, так сказать, представлена, но нужно
ее обозначить. И когда заучивают какие-то готовые формулировки, то сбиваются, потому
что формулировка может оказаться другой, вербально другой, а он готовился…
Оксана
Галькевич: Не совпадает по словам, да?
Сергей
Зинин: Не совпадает. Поэтому этого делать не надо.
Оксана
Галькевич: Не сбивать с толку.
Сергей
Зинин: Главное – надо суть усваивать, так сказать.
А подготовка к этой сути может быть разнообразная. Она не должна, так сказать, уводить
в сторону. Она всегда понятна.
Константин
Чуриков: Что касается сочинения в ЕГЭ – вот здесь какие
критерии оценки? Я где-то слышал, кто-то, скажем так, из школьных учителей, директоров
школ (уже сейчас не вспомню кто) говорил, что сейчас оценивают так называемое богатство
русского языка. И якобы этот эксперт, этот человек говорил о том, что внимательно
смотрят за тем, чтобы употреблял ученик/ученица деепричастные обороты в большом
количестве, причастные обороты, что свидетельствует об этом богатстве.
Сергей
Зинин: Проверяется качество речи. Сочинение, высказывание
на литературную тему должно быть грамматически оформлено, и в речевом смысле тоже
оформлено грамотно. Мы не говорим об изящной словесности. Мы не требуем от него,
чтобы он был Львом Толстым, так сказать. Есть такая категория учителей, которые
говорят: "Когда будет так, как я, говорить и писать – тогда я ему пятерку и
поставлю". У такого учителя никогда пятерку невозможно заслужить. Но – речевые
какие-то требования есть. Вот речевые ошибки, конечно же, снижают качество речи.
А иногда бывает речь настолько низкого качества, что затемняется сам смысл. Проверяющий
уже пытается понять – а что он хотел сказать?
Константин
Чуриков: Но в любом случае, если выпускник ясно мыслит,
не используя деепричастных оборотов, наверное, он молодец?
Сергей
Зинин: Да ради бога! Пусть причастные использует, так
сказать. Ну, если он использует только предложения из подлежащего, сказуемого и
дополнения – ну, наверное, это не очень, скуповато будет, да? Но это уже стилистика.
Человек – это стиль. Один пишет лаконично, другой пишет велеречиво.
Константин
Чуриков: Конечно. Как и наши великие авторы.
Оксана
Галькевич: Вот! Кстати.
Сергей
Зинин: Конечно, безусловно. И он имеет на это право.
Но он не имеет права корежить русский язык, корежить слова. Он не может сказать:
"Герой превознемогал душевную боль". Он должен все-таки сказать "превозмогал".
Ну и прочее-прочее.
Оксана
Галькевич: А по объему сочинения есть какие-то рекомендации
или нет?
Сергей
Зинин: Есть. Есть минимальный порог.
Оксана
Галькевич: Так?
Сергей
Зинин: То есть меньше 250 – уже как бы неприлично,
это уже не вполне сочинение, это какая-то служебная записка уже. А больше
250 – пожалуйста! Можно брать дополнительные бланки, писать еще, если есть
время и силы.
Константин
Чуриков: Простите, это 250 слов?
Сергей
Зинин: А?
Константин
Чуриков: 250 – это о чем идет речь?
Сергей
Зинин: Слов, конечно, да, не предложений. Включая,
кстати, и служебные слова, и предлоги. То есть мы задаем минимум, но мы к этому
минимуму не призываем: "Напиши 250". Вот когда нам говорят: "Что
же вы, так сказать, ограничиваете?"… Мы не ограничиваем как раз. Мы говорим,
меньше чего – уже нехорошо. А больше – пожалуйста.
Константин
Чуриков: Сергей Александрович, иногда сложно объяснить,
как надо, но проще объяснить, как не надо. Расскажите, как не надо писать сочинение.
Сергей
Зинин: Ну, прежде всего надо очень внимательно прочитать
тему. Не надо скользить мимо темы. Иногда бывает такой "эффект радостного узнавания":
"Ой, я как раз из всего-всего лучше всего заучил материал, связанный с "Капитанской
дочкой". И тема по "Капитанской дочке" как раз! И радостно ребенок
начинает писать все, что знает.
Оксана
Галькевич: Про "Капитанскую дочку".
Константин
Чуриков: Или не про "Капитанскую дочку" сочинение,
но читал он только ее, поэтому везде какие-то сравнения с "Капитанской дочкой".
Сергей
Зинин: Да. "Как-нибудь, авось, кривая вывезет",
да? Но надо очень внимательно прочитывать формулировку, что требуется. Тема сочинения
– в виде вопроса. И на этот вопрос-то надо отвечать, а не обо всем понемногу –
не о том, что автор "Капитанской дочки" великий писатель, "Капитанская
дочка" была написана в таком-то году, так сказать, и так далее. То есть нужно
писать об образе Пугачева именно так, как это спрашивается. Скажем, о странной дружбе
Пугачева и Гринева, о мотивах этой странной дружбы. Надо всегда держать тему в голове,
стараться.
Во-вторых, нужно обязательно говорить на языке
предмета. Не надо писать бытовым языком, так сказать, как мы рассказываем о наших
семейных проблемах. Надо обязательно использовать элементарные… начиная с элементарного
понятия "художественный образ": не "Пугачев", а "образ
Пугачева", не "Гринев", а "образ Гринева". У нас литература
мыслит образами. И стараться, допустим, если вы касаетесь структуры произведения,
то это слово "композиция", если события, то – "сюжет". Ну и
так далее. То есть надо насыщать свою речь, стараться, так сказать, и готовить себя
к тому, что о литературе надо говорить…
Константин
Чуриков: Культурно.
Сергей
Зинин: Ну, на языке этого вида искусства. Это тоже
очень важный фактор. Также знание текста, мы уже касались этого вопроса. Надо ли
все-все-все заучивать наизусть? Не надо все. Но если вы не цитируете, то это, конечно,
обедняет, безусловно, текст. Цитаты могут быть необязательно пышные, необязательно
это полностью цитирует текст стихотворения. Можно только одним словом обойтись.
Например: "Базаров сам себя называл "самоломанным" человеком"
("самоломанным" – в кавычках). И это уже цитата. Одно-единственное слово,
но он уже показал, что он роман знает.
Оксана
Галькевич: Читал.
Сергей
Зинин: Читал.
Оксана
Галькевич: Знаком. У нас телезрители присылают SMS-сообщения.
Вот есть такое мнение из Курской области, что нужно уходить от схемы ЕГЭ, возвращаться
к советским образцам. Вообще мне интересно, насколько, Сергей Александрович, вы
считаете, подобная система единого государственного экзамена по литературе позволяет
оценить знания ученика по этому предмету? Не является ли она, по вашему мнению,
может быть, ущербной?
Сергей
Зинин: Нет, не является.
Оксана
Галькевич: Вполне себе полноценная?
Сергей
Зинин: Мы сами делали это, так сказать, по кирпичику
это здание возводили. Главная цель была – соответствие экзамена специфике предмета.
Ну, в советские времена, да, было сочинение. Но оно и здесь есть, это сочинение,
да? И мы проверяем разные аспекты литературных знаний: и терминологические знания,
и умение рассматривать произведение в контексте более широком и сравнивать его с
другими произведениями, и высказываться на литературную тему. То есть куда больше,
так сказать, на самом деле. Здесь полный спектр, так сказать, вот таких вот заданий
– ну, тестовых, но в таком хорошем смысле слова. Они тестируют действительно знания
и умения ученика. И не только простейшие тесты (их вообще осталось очень мало),
а прежде всего это такое, так сказать, испытание на звание хорошего читателя, вдумчивого.
Константин
Чуриков: Я сейчас нахожусь в Открытом банке заданий,
и что-то я не вижу примеров зарубежной литературы. Мне показалось? Или она не входит
в экзамен?
Оксана
Галькевич: Ты, может быть, не дошел?
Сергей
Зинин: Она не входит в экзамен.
Оксана
Галькевич: А, не входит? Только отечественная литература.
Сергей
Зинин: Не входит. Только отечественная литература,
да, наша отечественная классика. Если мы еще внесем зарубежную, то это будет…
Константин
Чуриков: Все с ума сойдут.
Сергей
Зинин: Да, программа раздуется.
Константин
Чуриков: Ну и последнее, без чего мы вас не отпустим.
Наверняка вам коллеги докладывают, какие там "перлы". Что там пишут-то
выпускники-то в своих сочинениях? Самое яркое, что-нибудь…
Сергей
Зинин: Вы знаете, я, конечно, не коллекционирую, так
сказать, эти вещи. Это больше любят учителя, у них целый свод. Но мне, например,
"нравится", когда дети пытаются уйти от ответа, потому что его не знают,
но придумать свой, так сказать, замаскировать свой ответ под правильный. И когда,
например, спрашивают название главы какой-нибудь… Не периферийной, боже упаси! Допустим,
в "Герое нашего времени" все главы, их там всего пять, и каждая является
еще отдельной повестью со своим заглавием. Поэтому, конечно, надо знать эти названия.
Но не все выходят на этот рубеж экзаменационный с такими твердыми знаниями. Поэтому,
когда спрашиваем о названии, допустим, главы "Фаталист" (а слово сложное
такое, да?), то два пути возникает – так сказать, придумать другое, в обход, "Подвиг
Печорина". Ну, почти "Подвиг разведчика", да? Уже хорошо.
Константин
Чуриков: Придумывает свое.
Сергей
Зинин: Да. "Роковое окно" – там Печорин берет,
так сказать, захватывает казака, убийцу.
Константин
Чуриков: Ну ладно, хотя бы "фаталист" пишут,
а не "фотолист".
Сергей
Зинин: Ну, бывают и "филателист" пишут. Разное.
Константин
Чуриков: Спасибо. Это была рубрика "О ЕГЭ предметно".
В студии был Сергей Зинин, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических
измерений, руководитель Федеральной комиссии ЕГЭ по литературе. Через две минуты
большой выпуск новостей, а через полчаса мы к вам вернемся.
Оксана
Галькевич: Спасибо.
Константин
Чуриков: Спасибо.
Сергей
Зинин: Благодарю.