Петр Кузнецов: Еще одна наша традиционная рубрика. Мы дадим сегодня рекомендации по подготовке к госэкзамену по географии. Специалист в студии расскажет, по каким критериям будут оцениваться знания выпускников по этому предмету, а также о том, что можно с собой взять на экзамены, чем пользоваться во время его проведения. Приветствуем специалиста. Вадим Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по географии. Здравствуйте. Вадим Барабанов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Мы сразу напоминаем, что у нас интерактивная программа. В любой момент вы, наши зрители, можете задать Вадиму Владимиру вопрос, который вас интересует, по подготовке, по сдаче экзамена, по каким-то нюансам. Позвоните или напишите нам СМС. Это все абсолютно бесплатно. Петр Кузнецов: Расскажите, во-первых, какие изменения произошли, если они произошли, по сравнению с предыдущим годом. Из чего состоит экзамен по географии? Вадим Барабанов: Основные изменения у нас были в прошлом году по сравнению с 2015-ым. Но в этом году небольшие изменения есть тоже. Они, может быть, не такие заметные, но нацелены в первую очередь на то, чтобы более точно и объективно оценить уровень подготовки выпускников и всех тех, кто сдает экзамен. Те, кто интересуются, должны представлять. Демо-версия – это задания номер 3, 11 и 14. Это задания, в которых предлагается из некоторого довольно обширного списка выбрать правильные утверждения, касающиеся той или иной страны, российской территории и так далее. И если в прошлом году, например, в вопросе о Бразилии, если выпускник, к примеру, знал, что это самая большая по численности населения страна в Латинской Америке, но при этом не знал, что в Бразилии государственным языком является португальский, получал 0 баллов, в этом году он получит 1 балл. А полный правильный ответ будет оценен в 2 балла. Ольга Арсланова: Это справедливо. Вадим Барабанов: Конечно. Ольга Арсланова: Насколько сложный экзамен? Становится ли он с каждым годом сложнее? Потому что мы как-то каждый раз пытаемся понять. Если все больше и больше высоких баллов получается, соответственно, все больше и выше конкуренция, то и экзамен должен усложняться. Вадим Барабанов: Что я могу сказать? Экзамен, на мой взгляд, не сложнее и не легче, чем любые другие. По среднему баллу (54 балла) он примерно такой же, как и по другим предметам, по таким, как история, обществознание, предметы социально-гуманитарного цикла. Хотя, конечно, он не такой трудный, как экзамен по физике. Но сложность здесь в чем? Многие учителя и учащиеся говорят, что тут нет вопросов, которые есть в учебнике. Но на самом деле прямого воспроизведения знаний того, что написано в учебнике, из 34 вопросов только 9. Остальные нужно думать, логически рассуждать, применять то, что вы знаете, для решения самых разных задач: для сравнения каких-то географических объектов и территорий, для чтения карт, анализа. Это информация, которая на карте представлена. Более того, когда лет 5 назад впервые было введено самое последнее задание, оно у нас в экзаменационной работе стоит, на анализ статистических данных, характеризующих численность отдельных регионов России, учителя сказали, что это вообще олимпиадное задание, мы сами не можем его решить. Хотя на самом деле там все сводится к тому, что просто элементарное знание арифметики надо применять, для того чтобы определить миграционный прирост, например, в пределах одного из субъектов Российской Федерации. То есть никаких сверхъестественных знаний не нужно. Надо уметь их применять. В том числе и использовать одновременно знания из других предметов, например, правила арифметики. Так что тут, конечно, свои проблемы есть. Но, с другой стороны, например, в прошлом году, когда мы впервые ввели справочные материалы, которые вкладываются в каждый вариант – это карты, на которых обозначены все государства, и вторая карта, на которой обозначены все субъекты Российской Федерации. Без этой карты просто нельзя выполнить задание №1, где надо найти, на территории какого государства по географическим координатам находится тот или иной пункт или то или иное событие произошло. Но понятно, что если у вас есть карта, это огромная помощь. Использовать эту карту можно творчески при решении практически всех заданий. Потому что понятно, что для того чтобы правильно ответить на вопрос "в какой стране высший уровень жизни?", сравнить Бразилию с Анголой (это я, опять-таки, простые примеры привожу), надо представлять, где Бразилия, а где Ангола, как минимум. Потому что все понимают, что в Латинской Америке уровень жизни несколько выше, чем в Африке. Но это страны, которые у всех на слуху. К сожалению, у нас есть люди, которые не знают, что Венесуэла, к примеру… Они знают, что Венесуэла – страна тоже развивающаяся, такая же, как, например, Мозамбик, но кто из них в Африке, а кто в Латинской Америке, иногда затрудняются. Поэтому когда есть возможность с этой картой свериться, то, конечно, это определенная помощь. Поэтому в прошлом году, например, я не могу сказать, что экзамен стал легче, но результаты стали лучше по сравнению с 2015 годом. Петр Кузнецов: В какие вузы, на какие специальности требуются результаты ЕГЭ по географии? Вадим Барабанов: К сожалению, реально нельзя, не сдав экзамен по географии, поступить на такие специальности, как география, картография, метеорология и, если не ошибаюсь, экология и природопользование. Это строго обязательно. Петр Кузнецов: А непрофильные? Вадим Барабанов: В принципе география как экзамен, который может выбрать вуз, она на 30 специальностей примерно может потребоваться. Включая, кстати, журналистику, международные отношения, экономику, менеджмент. Но другое дело, что каждый из вузов в данном случае самостоятельно решает, требовать результаты этого экзамена, или, например, заменить его обществознанием, к примеру, или иностранным языком. Это уже на выбор вуза. Поэтому по факту не так много ежегодно выпускников выбирают ЕГЭ по географии. Эта цифра в разные годы немножко отличается. Но вокруг 20000. Это чуть поменьше 3% выпускников от общества количества. Но что будет в этом году? Каждый поступающий в вуз должен справиться в том вузе, который он для себя выбрал. Петр Кузнецов: Есть ли какие-то конкретные примеры самых распространенных ошибок, и вообще в каких разделах у нас выпускники плавают больше всего? Вадим Барабанов: Тут нужно разделить на две группы. Есть ошибки закономерные, а есть обидные и случайные. Я постараюсь сказать о тех и других. Потому что закономерные – это зависит исключительно от уровня подготовки. И в данном случае, например, вопросы по физической географии традиционно оказываются сложнее, вероятно, просто потому, что эти курсы изучаются в 6-8 классах, и, возможно, уже к моменту окончания школы многие просто знания у кого-то теряются, к сожалению. Жалко, что вопросы, связанные с особенностью природонаселения, хозяйства отдельных частей нашей замечательной родины не самым лучшим образом отвечаются нашими выпускниками. Причем, иногда такое впечатление, что часто они просто не понимают, о чем идет речь. Речь идет, например, о Европейском Севере России. Дети понимают слово "север", понимают, что там холодно на бытовом уровне и, не задумываясь, отвечают: "Особенность природы – это вечная мерзлота", к примеру. А какая там природная зона преобладает? - "Тундра, естественно. Что там может быть?". Хотя, поскольку в европейский север России Вологодская область туда входит, то, конечно, вечная мерзлота есть, но совсем немного, и только в Мурманской области. А то, что основная часть территории – это все-таки тайга, не представляют. Таких ошибок, к сожалению, много. Можно по любому региону говорить. В своих письменных ответах развернутых дети пишут, например, о европейской части Сибири. Понимаете, как это звучит гениально? То есть воспроизводят слова… Ольга Арсланова: Зрители Сибири сейчас даже, может быть, порадовались. Вадим Барабанов: Да, да, да. Это чисто уровень подготовки. Хотя в принципе те задания, которые у нас обозначены в спецификациях экзаменационной работы как задания базового уровня сложности, с ними 70-75% выпускников справляются успешно. Есть, конечно, задания, которые по определению более сложные. Они на то и рассчитаны, чтобы как-то дифференцировать по уровню подготовки всех выпускников. Там порядка 50-60% правильных ответов. А есть, к сожалению, ошибки очень обидные. Есть, например, задания, где нужно проанализировать статистические данные и определить, например, коэффициент миграционного прироста или естественного прироста на какой-то территории. Понятно, что в некоторых случаях это значение может быть отрицательным. Люди вычисляют правильно, но забывают вписать просто знак "минус", например. Или запятую поставить. Часто очень путаются элементарные задания – определить по карте расстояние при помощи масштаба. То есть это как бы не совсем география, а скорее арифметика. Но с нулями очень много. Это курс начальной школы вообще-то. Вот таких обидных ошибок, конечно, хотелось бы пожелать выпускникам этого года не делать. Петр Кузнецов: Ольга из Нижегородской области видит причину в том, что мало часов. "Очень мало, - она пишет. – Чтобы уметь рассуждать, надо учиться на уроках". А известно ли, сколько сейчас географии уделяют в неделю? Вадим Барабанов: К сожалению, конечно, меньше, чем в советские годы, безусловно. В 5 классе это 1 час в неделю, в 6 классе 1 час в неделю. И все остальные годы обучения, кроме 11 (в 11 классе географии нет), везде по 2 часа. Но такая ситуация у всех предметов. Какой учитель не пожалуется, что у него недостаточно часов? Этот вопрос, конечно, обсуждался на Всероссийском съезде учителей географии, в работе которого я принимал участие. И в рамках разработанной новой концепции школьного географического образования предусмотрена разгрузка в первую очередь от второстепенного фактологического материала – тех знаний, которые одним кликом мышки можно получить из интернета. То есть фактологических знаний будет меньше. Будет больше времени именно на то, чтобы подумать, порассуждать. Ольга Арсланова: Знаете, я помню – когда я училась в школе (уж не знаю, почему так сложилось: то ли время такое было, то ли школа другого направления), как-то непопулярна была география. Отношение было по остаточному принципу. Сейчас что-то меняется? Сейчас вы видите интерес, может быть, у школьников более высокий? Вадим Барабанов: К сожалению, это все очень во многом зависит от учителя. Если учитель работает строго по учебнику, то, честно говоря, скорее всего, уроки будут скучными. Иногда сам открываешь учебник. И когда начинается такой поминальный список – здесь такие горы, здесь такие, а тут такой завод. И ученик думает: "А зачем мне все это нужно?". Кстати, сейчас мы разрабатываем параллельно с кимами для ЕГЭ контрольно-измерительные материалы для проведения Всероссийской проверочной работы, которая впервые в этом году по географии стартует. И нам было дано задание на уровне заданий уже этой работы показать, зачем география нужна, зачем она важна. Чтобы любой не только ученик, но и их родители, взяв в руки контрольный вариант такой работы, им стало понятно, зачем нужна география именно в жизни. А география в жизни действительно очень нужна, это очень интересный предмет. Причем, это и путешествия, и познание нового. И просто правильное понимание того, что происходит, в том числе и того, о чем рассказываете вы телезрителям в новостях каждый день. Ольга Арсланова: Это правда. Петр Кузнецов: Очень много мы говорили и в анонсе, когда предвещали нашу беседу, что можно проносить. Можно что-то особенное проносить на экзамен по географии? Ольга Арсланова: Кроме карт, как мы поняли. Или они выдаются уже там? Вадим Барабанов: Карты выдаются. Петр Кузнецов: Здесь школьные годы вспоминают, как по транспортирам, линейкам вычисляли… Вадим Барабанов: Безусловно: и транспортир, и линейку проносить не только можно, но и нужно, поскольку есть задания, где мы по карте определяем расстояния, направление, азимут и так далее. И калькуляторы, естественно. Поскольку сейчас уже в столбик никто не считает. А география – это предмет, тесно связанный с математикой. Я считаю, география – наука достаточно точная. И при выполнении нескольких заданий калькулятор нужен. Естественно, только надо помнить, что этот калькулятор должен быть непрограммируемый, и, естественно, нельзя рассчитывать, что вы будете пользоваться калькулятором и сотовым телефоном. Потому что сотовые телефоны проносить нельзя. Ольга Арсланова: Возвращаемся к старому доброму с кнопочками, которые надо нажимать. Вадим Барабанов: Да. Ольга Арсланова: Спрашивают: "Какой будет проходной балл?". Вадим Барабанов: Проходной балл каждый вуз устанавливает свой. В каждом вузе на каждом факультете он может быть разным. Естественно, что чем престижнее или популярнее университет, тем выше там проходной балл суммарный. Если речь идет о минимальном пороге для прохождения, то он установлен уже давно. По 100-балльной шкале это 37. Он стабилен и не меняется уже много лет. Петр Кузнецов: Если ответ будет очень насыщенным и широким на тот или иной вопрос, будут ли оцениваться дополнительные знания, и в какой пропорции? По той же самой Бразилии он дает всю историю, с кем граничит, чем омывается и так далее. Вадим Барабанов: Здесь нужно разграничить. Есть вопросы с кратким ответом, которые по определению краткие. Там просто некуда вписать. Есть задания с развернутым ответом, где действительно иногда не хватает даже двух стандартных листов, которые детям выдают на работу и где они могут дать полную свободу своему творчеству и фантазии. Но дело в том, что критерии, по которым оцениваются задания с развернутым ответом, а оценку эту проводят специально подготовленные эксперты, действительно, это самые квалифицированные учителя, вузовские преподаватели. Их квалификация заключается еще и в том, что одну и ту же работу, оцениваемую разными людьми в разных местах по этим конкретным... (это еще и от качества критериев, конечно, зависит) должны оценивать одинаково. То есть они должны быть максимально четкими и ясными. И не давать никакого поля для субъективизма экзаменатора или эксперта, который это работу оценивает. Поэтому вопросы всегда тоже формулируются предельно конкретно. Например, "объясните, почему Северный морской путь имеет как преимущества по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал, предположим, если грузы из Китая в Европу доставлять, и какие недостатки". Потому что есть разные точки зрения по этому поводу. Можно отстаивать или одну точку зрения, или другую точку зрения. Но аргументы понимания этого вопроса должны быть четкими и конкретными. Они могут самыми разными, безусловно. Как правило, достаточно привести два аргумента. Если приведет их три или четыре, балл от этого не увеличится. В задании требуется "приведите два аргумента". Больше не требуется просто. Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо, Вадим Владимирович. Вадим Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ по географии, сегодня в рубрике "О ЕГЭ предметно". Говорили об этом экзамене, о нюансах и о том, как успеть подготовиться за оставшееся время. Спасибо огромное. Вадим Барабанов: Вам спасибо.