Петр Кузнецов: Итак, "О ЕГЭ предметно". И сегодня в нашей постоянной традиционной рубрике будем говорить о государственном экзамене по биологии, об изменениях, как обычно, о способах какой-то эффективной подготовки перед ним за оставшееся время, максимальных баллах и их изменении. У нас Валериан Рохлов, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по биологии. Добрый вечер. Валериан Рохлов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Еще раз напоминаем, что наши зрители могут задавать вопросы. Уже приходят СМС. Вы можете нам еще и позвонить и задать лично вопрос. Петр Кузнецов: По традиции об изменениях, касающихся именно биологии в этом году. Валериан Рохлов: В этом году в самом деле прошли достаточно серьезные изменения. Они связаны, естественно, изменением формата не самого экзамена, а контрольно-измерительном материала, в котором мы отказались от той части, которая всегда вызывала у большинства людей нарекания. Потому что считалось, что это как раз то угадывание, которое снимает проблему реальных знаний, а по большому счету показывает умение ребенка четко расставить крестики и нолики. В этой части мы отказались от такого типа заданий и сделали задания с множественным выбором ответов. Эта множественность выбора подразумевает под собой, естественно, умение прочитать короткий текст, выбрать правильные аргументы в свою защиту, поработать рисунком. Самое интересное, что в этом году ввели даже работу с графиками, тем самым приблизили, естественно, биологию к ее современному виду. Ольга Арсланова: Графики в биологии? Валериан Рохлов: Да. Потому что реальная биология – это исследовательская наука, которая занимается естественным контролем, учетом, фиксированием результатов. А раз так, то это все, естественно, превращается во что? В таблицы, схемы. Эти схемы, таблицы, графики обрабатываются, осмысливаются и делаются логические выводы. То, что касается этой части, которая первая часть… То, что касается второй части, к которой привыкли уже привыкли наши обучающиеся, абитуриенты, мы не стали менять, потому что вы сами прекрасно понимаете, что резкая смена всего материала вызовет массу вопросов и создаст проблемы тем, кто реально выходит на экзамен. Петр Кузнецов: А вторая часть – это что? Валериан Рохлов: Вторая часть – это развернутый ответ, где в самом деле ребята демонстрируют свои возможности именно в глубоком знании предмета. И она отражает суть того уровня обученности, которая позволяет показать все, что они наработали за эти годы, обучаясь в школе. Петр Кузнецов: От насыщенности этого ответа по второй части… Валериан Рохлов: От точности ответа. Петр Кузнецов: Зависит балл. То есть можно за счет очень развернутого ответа, каких-то дополнительных знаний, которые человек получает где-то дополнительно, не на уроках, подзаработать баллы, именно на таких ответах. Валериан Рохлов: Я бы здесь поаккуратнее сказал. Почему? Потому что все наши задания в рамках некого содержания. Это содержание определяется, естественно, ФГОСами, а до этого, естественно, просто стандартами, по которым мы еще продолжаем работать. Эти стандарты реализованы в учебниках, которые есть. Количество учебников достаточно большое. Поэтому у нас есть поле для разработки заданий. Но при этом мы прекрасно понимаем, что есть ограничители. Эти ограничители определяют содержание и требования к этому содержанию Петр Кузнецов: Я почему о дополнительных знаниях? Говорят, что без репетитора невозможно сдать экзамен по биологии. Валериан Рохлов: Вы знаете, упование на то, что придет какой-то умный дядя и начитает то, что нужно на экзамене – это вообще такая штука очень опасная. Почему? Потому что репетиторством занимается достаточно большое количество разных людей: и учителя, которые профессионально умеют подготовить, и руководители вузов, которые не гнушаются этим, потому что прекрасно понимают, что это дополнительный заработок. Но часто эти люди не учитывают, может быть, специфики ЕГЭ, занимаются тем, что изучают те разделы и так углубленно, что это не является востребованным на реальном экзамене. Поэтому когда родители выбирают репетитора, они должны хотя бы поинтересоваться, в каком объеме это все-таки будет преподаваться. А второе – вы сами прекрасно понимаете, что такое пассивное получение знаний, о котором мы говорим, когда сидит некий умный дядя или тетя и рассказывает в уши нерадивому абитуриенту, то такая эффективность обучения тоже очень опасна. Потому что, по большому счету, так легко полученные знания надолго не сохраняются. Поэтому здесь как раз есть вот эта опасность. Поэтому вопрос "а можно ли без репетитора?" и возникает. Вы знаете, да. Я могу смело сказать. Почему? Потому что в хороших школах, где в самом деле реально идет обучение биологии, можно спокойно подготовиться и успешно сдать. Это реальная практика. Она показывает не один год эти результаты. И можно посмотреть на перечень учителей и спросить у детей, у кого они учились, и можно сказать совершенно точно: они были без репетиторов, они готовились в школе. Ольга Арсланова: При этом некоторые наши зрители вот на что жалуются: сегодня, начиная с 5 класса, на изучение биологии выделен лишь 1 час. Количество учебных часов в среднем звене уменьшилось в 1.5 раза. Как можно подготовиться к ЕГЭ при таких условиях? Валериан Рохлов: У нас есть два предмета, которые находятся в таком положении – география и биология. Мы стартуем с 5 класса и заканчиваем в 11 классе. Понятно, что это проблема. Потому что формально мы спрашиваем содержание биологии за школу. Ясно, что мы отбираем нужное содержание, мы, естественно, учитываем этот фактор и не пытаемся спрашивать какие-то тонкости и детали. Вот это важный момент. Поэтому час биологии в 5 классе, я думаю, что учителям нужно просто рационально использовать и заниматься в самом деле биологией, а не формальным натаскиванием. Потому что еще нужны годы, чтобы реально школьник пришел к мысли сдавать биологию. Поэтому те, кто сейчас учатся в 5 классе, они спокойно пускай учатся. Получив основное образование 9 классов, сдав ОГЭ, они потом выбирают профильное обучение (или углубленное изучение биологии, как мы его называем) и в течение 2 лет специально целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ. Петр Кузнецов: Уважаемые телезрители, родители, выпускники, которые особенно готовятся сдавать Единый государственный экзамен по биологии, позвоните нам, если у вас есть вопрос. У вас есть уникальная возможность спросить у руководителя федеральной комиссии о критериях, о том, что вас действительно интересует в оставшееся в это время. Много ли народа, статистика выпускников, выбирает ЕГЭ по биологии? Валериан Рохлов: Так исторически сложилось, что мы не ходим в пул самых привлекательных предметов. Однако мы занимаем достаточно серьезное место. И у нас, по моим данным, за последние годы это место хорошее, в пятерке предметов, которые выбираются. А если перевести это в реальные проценты, где-то процентов 18. По последнему году 18%. То есть прикиньте, какое количество тех, кто реально выходит на экзамен. Ольга Арсланова: А они поступают потом куда? Валериан Рохлов: Вот тут как раз и момент. Если перевести в реальные цифры, то в прошлом году было 130 000 тех, кто выбрал биологию. Достаточно много. Если прикинуть, это достаточно большое число людей, которые выбрали. А теперь вопрос – куда? Здесь спектр сумасшедший. Если реально вам показать все возможности реализации себя в этой области, вы просто будете удивлены. Потому что в рамках медицинского вы знаете прекрасно, что сейчас даже технические вузы открывают биологические факультеты. Почему? Потому что сейчас огромное количество научных исследований идет на стыке биологии и физики, биологии и химии, биологии и информатики. Поэтому здесь просто сейчас колоссальный спрос. А если с вами берем сельское хозяйство, а берем спорт… Потому что сами понимаете, что реальные результаты в спорте может дать только тренер, который владеет биологией, знает суть тех процессов, которые происходят в организме. Это психологи. И это, несомненно, конечно, наши классические вузы, которые готовят биологов, как мы называем… Биологи, которые работают непосредственно в самой природе. То есть те, которые реально занимаются вопросами экологии, вопросами охраны природы. То есть здесь специальностей очень много. Есть, в конце концов, садовый дизайн, который сейчас очень популярен среди людей, которые строят себе загородные дома и заказывают дизайнеров. Это все те люди, которые пройдут через экзамен по биологии. Петр Кузнецов: При этом он один из самых сложных. Если мы берем рейтинг непопулярности. Потому что он может быть популярным, но он может быть и самым сложным. То есть по биологии 100 баллов очень сложно получить. Есть ли статистика по 100-балльникам по биологии? Валериан Рохлов: Есть статистика по 100-балльникам. Здесь всегда количество стобалльников – величина небольшая. Однозначно небольшая. То есть в последние годы было около 100 человек. По 2016 году было порядка 56 человек. Петр Кузнецов: Очень мало. Валериан Рохлов: Да. Потому что как раз к разговору по 5 классу. Объемы очень большие. В самом деле содержательно приходится осваивать большой по объему материал. И он, несомненно, такой. И здесь никуда не денешься. Ольга Арсланова: Раз мы заговорили о сложности, давайте поговорим о том, какие темы и разделы вызывают наибольшие затруднения. Валериан Рохлов: Понятно, что мы учитываем этот фактор и прекрасно понимаем, что сдают разные категории ребят. Особенно те, у которых часто даже и времени нет эту биологию серьезно изучить. Я говорю о спортсменах, которые серьезно занимаются своей деятельностью. А если, скажем так, взять в целом те проблемы, которые наиболее затруднительны, это традиционные проблемы, которые связаны с процессами. Реально описание процесса, объяснение процесса – любого процесса, на любом уровне, начиная с клеточного уровня и заканчивая экологией биосферы, где мы с вами, собственно говоря, и живем. Потому что это все и является предметом изучения биологии. Потом, если брать отдельно, то, конечно же, это механизмы клеточных процессов. Вот это тонкий механизм, который сейчас в самом деле является прорывным в науке. И понятно, что в учебники авторы пытаются внедрить это совершенно новое восприятие живой природы через молекулярные процессы. Ясно, что мы не все спрашиваем. Но все равно эти вопросы возникают. А раз так, то для ребят это достаточно сложно. Петр Кузнецов: У нас звонок из Москвы от Ирины. Давайте послушаем. Звонок абсолютно бесплатный. Ольга Арсланова: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста. Хотелось не то что даже вопрос задать, а констатировать факт. У меня дочка в этом году сдает биологию. И тех занятий, что мы проходим в школе, в принципе не хватает для того, чтобы мы выбрали МГУ, замахнулись на Вильяма Шекспира. Но выбрали биологию сдавать и занимаемся исключительно с репетитором, потому что те оценки, которые они получают на пробниках, без репетитора вряд ли получилось бы, получая знания в школе. Ольга Арсланова: Спасибо. Валериан Рохлов: Видите, мы опять упираемся в проблему репетиторства. Я не знаю, в каком классе учится эта девушка. Потому что в самом деле, согласно современным требованиям и решениям тех проблем, о которых мы с вами говорим, то на биологию для углубленного изучения отводится достаточно много часов в школе. 3 часа – это уже по факту. И еще дополнительно добегает порой до 5 часов в неделю. Ольга Арсланова: Это для тех, кто выбрал. Валериан Рохлов: Да, кто выбрал профильный экзамен. Потому что они учатся в специальных классах либо в специальной группе. Администрации школ идут всегда на такие вещи. Почему? Потому что это выгодно и школе. Потому что успешная сдача ЕГЭ – это большой бонус, тем более московским школам. Поэтому здесь трудно сказать. Почему родители выбирают репетиторов? Считают, что в МГУ должна быть какая-то особо выверенная, проторенная дорожка. Не знаю. Потому что, по большому счету, специфика ЕГЭ снимает вот эти разноуровневые подходы требований к МГУ или, допустим, к медицинскому. Мы спрашиваем в данном случае содержание школьного предмета на углубленном уровне. А это значит, что все находятся в одинаковых условиях. Вопрос только в одном: способна ли эта девушка самостоятельно учить тот предмет, который она выбрала? Ольга Арсланова: Это полезный навык и для будущего обучения. Валериан Рохлов: Я вообще считаю, что ее дальнейшее обучение в МГУ, дай бог чтобы она поступила, все равно упрется в то, что ей придется самостоятельно учиться. Там не хватит ни репетиторов, ни денег. Поэтому здесь этот момент достаточно серьезный. Мне бы хотелось, чтобы все-таки родители задумались и посмотрели, насколько их ребенок самостоятельно готов к работе и овладению этим серьезным содержанием. Петр Кузнецов: Северодвинск. Только что сообщение: "У моей пятиклассницы биология в программе есть, уроков нет. За вторую и третью четверть ей перенесли оценку с первой". Просто факт. Ольга Арсланова: Здесь, наверное, жаловаться нужно. Валериан Рохлов: Здесь вопрос все-таки, наверное, не ко мне, а к местной администрации. Потому что в данном случае школа является муниципальной организацией. И понятно, что директор школы несет полную ответственность за комплектование учителями, выполнение программы и всего остального. Петр Кузнецов: А биология как раз с 5 класса начинается, правильно? Валериан Рохлов: Ну да, с 5 класса. Поэтому здесь… Петр Кузнецов: Москва: "Будет ли опубликован банк заданий ЕГЭ 2017 года?". Валериан Рохлов: По поводу открытого банка заданий. Это тренд в сторону гласности выдерживается ФИПИ. Могу сказать смело. Почему? Потому что те, кто занимается этой проблемой и занимается образованием, знают, что все задания, допустим, в ОГЭ за 9 класс все выложены. Они в доступе. То есть ребята могут спокойно открыть и позаниматься. Теперь то, что касается ЕГЭ. Здесь несколько сложнее. Потому что есть открытый сегмент. Несомненно, есть. Он дает возможность потренироваться, посмотреть, насколько ты способен преодолеть не только порог, но и набрать нужное количество баллов. Будет ли все открыто? Конечно, нет. Это ясно. Будут ли открыты задания этого года? Да, частично да. Здесь никто ничего не скрывает, потому что все – нет, а частично будут открываться задания. Ольга Арсланова: Интересный вопрос из Петербурга: "Раньше в школах были кабинеты биологии, живые уголки, ухаживали за животными, растениями с большим интересом и уважением к природе. Есть ли сейчас подобное?". Не очень, наверное, относится к ЕГЭ. Валериан Рохлов: Не очень. Но мне все равно как учителю биологии этот вопрос такой… Петр Кузнецов: Эффективный метод популяризации. Валериан Рохлов: Да. Не только популяризации. Здесь ведь проблема в чем? Что в самом деле через общение с живым можно овладеть этим живым и понять это живое. Когда мы перешли в рамки картинок, изображений или фотографий, и всего остального, то, понятно, мы, конечно, живое убили. Здесь несомненно. Ольга Арсланова: Почему? Валериан Рохлов: А потому что нет контакта. Когда вы видите живое растущее растение или живой организм, у вас иное отношение, иное понимание того, что вы изучаете. Теперь конкретно уже к этому вопросу. В самом деле, здесь ограничения очень серьезные. Но это связано с Санпином. К сожалению, содержание животных и растений в уголках в школе очень проблемно. Почему? Потому что у нас большое количество детей болеют различного рода заболеваниями. И контакт с такого рода объектами может привести к достаточно серьезным последствиям. Поэтому, увы, это есть. Но, однако, есть дополнительные места, куда ребенок может прийти, пообщаться с живым и в конце концов получить… Петр Кузнецов: Контактный зоопарк. Я помню, нас на уроках даже выводили на местность, мы изучали речку, почву. Здесь уж аллергии никакой нет. Я так понимаю, что это тоже ушло. Валериан Рохлов: Да. В крупных городах – да. Ольга Арсланова: Ни речки, ни почвы. Валериан Рохлов: К сожалению, да. Несомненно, что остались школы, которые продолжают эту работу. Есть очень интересные учителя, которые с удовольствием занимаются и туристическими походами, и вывозят ребят, и не только в Подмосковье, но даже далеко – и на Кавказ, и на Крайний Север. Но понятно, что это сопряжено сейчас с огромным количеством проблем. Ольга Арсланова: Да, куда-то вывезти детей… Валериан Рохлов: Охрана. Ольга Арсланова: Ответственность. Как же раньше люди жили? Удивительно. Петр Кузнецов: Слушаем Валентину. Ольга Арсланова: Новгородская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я сама учитель биологии. И у меня каждый год дети сдают этот предмет. Но школа у нас с математическим уклоном, класс математический. Но из 21 человека выбирают 7 человек биологию, представляете, 30%. Естественно, с одним часом биологии я подготовить их к успешной сдаче экзамена не могу. Да, выделен 1 час на электив. Причем, дети сдают… я бы не сказала – те звезды, которые звезды с неба хватают. Поэтому занимаемся, как можем. Естественно, я как учитель не могу быть репетитором, потому что это неэтично – брать деньги со своих детей. Естественно, они ходят к репетиторам. Спасибо родителям, которые помогают им в этом. А вообще надо сказать большое спасибо и детям, потому что они сами занимаются по интернету, решают какие-то тесты, пробники, которые есть. Мы проводили. Но очень хочется, знаете, выразить свое мнение. У нас есть школа, где есть специальная углубленная программа по биологии. Там биология по 5-6 часов. У нас один. И дети, сдавая экзамен по биологии, получают пакеты с одинаковыми заданиями: что мои с одним часом биологии, что дети из спецклассов. Очень обидно. И они решают все одинаково. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Это не очень справедливо. Валериан Рохлов: Я боюсь здесь давать один совет. Потому что вы сами прекрасно понимаете. У нас есть, конечно, примеры, как с математикой. У нас есть математика углубленная и математика для всех остальных. Конечно, было бы идеально две или три лиги, где соревновались бы ребята. Но вы сами прекрасно понимаете, что у нас конкурс. И понятно, что престижные вузы, вузы, которые в самом деле интересны для ребят, они не будут брать из 2-3 лиги результаты. Даже если представить себе такую ситуацию просто как модель. Ясно, что это конкурс для всех. Вот стартуем сегодня так и все выполняем так. Петр Кузнецов: То есть разработать материал можно было бы. Но он бы и отсортировывал. Ольга Арсланова: "Моя дочь и несколько учеников выбрали биологию и химию в качестве профильных. Обучение велось по базовым учебникам. На репетиторов денег не было. Готовились сами". То есть это возможно. Валериан Рохлов: Да, к сожалению, да. Петр Кузнецов: Валериан Сергеевич, мы с Олей очень любим в конце "О ЕГЭ предметно" решать какие-то задачки. Мы успешно их заваливаем. Можете какой-то пример из заданий ЕГЭ по биологии? Ольга Арсланова: Вопрос какой-нибудь. Попроще, пожалуйста. Валериан Рохлов: Ну, давайте так. Если завалить сразу, то неинтересно. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, сколько камер в сердце. Ольга Арсланова: Четыре. Валериан Рохлов: Отлично. Петр Кузнецов: Я согласен. Ольга Арсланова: Спасибо. Вы подняли нашу самооценку. Петр Кузнецов: И у нас совсем мало времени остается, 30 секунд. У людей полтора месяца до основного экзамена. За эти 20 оставшихся секунд что бы вы посоветовали выпускникам, именно выбравшим экзамен по биологии? Валериан Рохлов: Ребята, я вам дам несколько советов, а вы уж сами отберите, что вам будет полезно. Несомненно, нужно быть мотивированным. Надо хотеть. Это главное условие. Второе, очень важно – осталось не так много времени. Поэтому нужно совершенно четко спланировать свою деятельность, отобрать то содержание, которое чаще всего прописано непосредственно в контрольно-измерительных материалах, а, точнее сказать, непосредственно в самой сборке контрольно-измерительных материалов. А это в основном общая биология. Поэтому за оставшееся время потратьте большую часть оставшегося времени именно на подготовку к этому содержанию. Потому что знание клетки, знание естественной эволюции, знание естественной экологии – это то, что вам даст возможность успешнее преодолеть ту планку, которая перед вами поставлена. Петр Кузнецов: Знание – это четыре камеры в сердце. Валериан Рохлов, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ по биологии. Спасибо огромное. Валериан Рохлов: Спасибо.