Ольга Арсланова: Ну что, мы продолжаем. И сейчас наша постоянная обещанная рубрика – "О ЕГЭ предметно". Сегодня будем говорить о ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационных технологиям. Такое самое инновационное, наверное, из всего, что у нас есть. И сейчас призываем вас принимать участие в нашей беседе, задавать вопросы нашим экспертам, которых мы представим буквально через две минуты. Все, что касается подготовки, сдачи – пожалуйста, звоните и пишите в прямой эфир. Некоторая информация у нас есть по экзамену в целом. Юрий Коваленко: Да. Вот заявление Дмитрия Медведева: дополнительное образование и все-все-все не помогает по-человечески подготовиться к единому госэкзамену. Информатика все-таки идет впереди всей планеты. И, скажем так, не успевают специалисты к нему подготовиться. И единственное – это совершенствовать систему ЕГЭ. Мы сегодня будем обсуждать то, как он помогает, скажем так, людям встраиваться в особенности ЕГЭ. ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям является экзаменом по выбору, то есть сдают его те, кому результат по этому предмету необходим для поступления в вуз. Ежегодно этот предмет выбирают для сдачи чуть более 7% учащихся. Минимальный балл – 40 по 100-балльной шкале. Ниже этого уровня – тест считается не пройденным. Но значимым для конкурсного поступления в вузы считается балл от 60 и выше. Экзамен длится 3 часа 55 минут. И что же за это время происходит? Давайте попробуем выяснить. Ольга Арсланова: С людьми и машинами. Юрий Коваленко: Да. У нас в гостях – Сергей Крылов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ, и Денис Кириенко, учитель информатики московской школы № 179. Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Сергей Крылов: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Наверное, придется начать, как мы их называем, с процедурных вопросов сначала, таких самых общих вопросов об экзамене. Что происходит с экзаменом? Как растет количество желающих его сдавать? Потому что, в принципе, можно предположить, что этих людей становится все больше и больше, потому что и профессий, связанных с информатикой, становится больше, они более востребованные, и для поступления, вероятно, требуется больше. Вот давайте узнаем, как все на самом деле обстоит. Сергей Крылов: Количество желающих сдавать экзамен достаточно стабильное – это около 50 человек в последние годы. Ольга Арсланова: 50 человек? Сергей Крылов: 50 тысяч человек, извините. Ольга Арсланова: Ничего себе! Сергей Крылов: 50 тысяч человек ежегодно. Этот экзамен сдают те школьники, будущие абитуриенты, которые хотят поступать на направления подготовки, связанные с ITи программированием. Это такие специальности, как "Прикладная математика", "Информатика", направления подготовки и группы специальностей "Информационные и компьютерные науки", "Вычислительная техника и информатика" – то есть все, что связано с разработкой, с сопровождением, развертыванием программных информационных систем самого разного назначения. Вузы обычно могут выбирать третий экзамен. Ну, два обязательных экзамена на эти направления инженерной подготовки – это математика и русский. Третий экзамен обычно – физика или информатика. Довольно много вузов выбирают физику, это такая традиция. Юрий Коваленко: Ну, информатика – это же один из самых динамично развивающихся предметов, и обновлять ее необходимо, наверное, все-таки чаще, чем раз в год. Каким образом происходит обновление экзамена? И можно ли действительно детально подготовиться? Или тут все от творчества зависит? Человек, который в информатике, скажем так, разбирается, он поймет. А человек, который просто математику пришел сдавать, он может не разобраться во всем этом. Сергей Крылов: Экзаменационная модель не может меняться слишком часто, потому что готовится к экзамену не один год выпускник, а он готовится, в общем-то, все свое обучение в школе, и особенно в последние годы, поэтому он должен представлять, что он будет сдавать. Все материалы, спецификации экзамена, где написано, какие темы сдаются и какие виды заданий, и демоверсии экзамена – они все публикуются заранее, за год на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). И, анализируя демоверсии прошлых лет, можно сделать вывод, что достаточно стабильна модель экзамена, потому что… Ну, вообще школьный курс стабилен. Есть базовые вещи, фундаментальные, которые необходимы для дальнейшего получения профессии. И быстрые изменения… Ну, в общем, всю жизнь человек должен учиться – это и вуза касается, и его будущего работодателя. Ольга Арсланова: По поводу школьной программы у меня как раз к Денису вопрос. Наверное, одно из самых страшных воспоминаний о школе – это информатика, Turbo Pascal, Turbo Basic… Юрий Коваленко: На "Агатах". Ольга Арсланова: Ну, 346-е. Такие были компьютеры? Юрий Коваленко: Я еще пораньше, видимо, учился. У меня "Агаты" черно-белые еще были. Но ведь языки сейчас… Ольга Арсланова: Нет, дело не в этом. У меня вопрос следующий. Может показаться, ну, просто по воспоминаниям, что информатика сейчас… не сейчас, а вообще – это что-то исключительно о языке программирования. Это то, что нужно знать в первую очередь, а все остальное не важно. Вот сейчас это так? Сейчас информатика, занятия по информатике – это только программирование? Или все изменилось с тех давних пор, когда мы на каких-то допотопных компьютерах что-то печатали? Денис Кириенко: Как раз таки по сравнению с теми годами, когда вы на допотопных компьютерах печатали, все поменялось, и действительно поменялось не один раз. Ольга Арсланова: Turbo Basic, страдали… Денис Кириенко: Во-первых, очень долгий период после того, как компьютеры, которые там были, "Агаты", и на которых можно было реально только школьнику сесть и программировать, и это была основная такая и самая интересная деятельность, – вслед за этим, когда компьютеров стало много и они стали везде, во всей окружающей нас действительности, во всем окружающем нас мире, информатика во многом превратилась в нашей стране, школьный курс информатики, именно в обучение технологиям, то есть в обучение навыкам пользования компьютером. И это сыграло некоторую свою существенную роль, потому что это привело к росту навыков и компетентностей населения в области компьютерной грамотности, в области использования информационно-коммуникационных технологий. И сейчас… Ольга Арсланова: То есть сейчас намного интереснее и полезнее при этом? Денис Кириенко: Да. Но сейчас, соответственно, идет обратная тенденция, потому что дальнейший охват компьютерами всего нашего мира, всей нашей жизни заключается в том, что обучение информатике происходит с пеленок. Я знаю, что маленькие дети хватают планшет, выкручивают на нем громкость на максимум в любимом мультике… Ольга Арсланова: Да-да. И приложения устанавливают платные. Денис Кириенко: …а бабушка бегает вокруг и не знает, что с этим делать. Поэтому курс информатики в школе, наоборот, возвращается к теоретической информатике и к программированию, то есть к таким вещам, которые нужны именно для дальнейшего обучения в вузе, для профессиональной деятельности. И уже существенно меньше внимания и в учебной программе уделяется пользовательским навыкам. Юрий Коваленко: В мое время, когда еще "Агаты" были, задание было: изменить цвет квадратика с красного на синий. Монитор при этом был черно-белый. То есть ты гипотетически подозреваешь, что он стал красным или синим. Ольга Арсланова: Это еще и фантазию развивает! Юрий Коваленко: Да, и фантазию развивает. А сейчас, если у тебя нет знаний по математике и по иностранному языку, по английскому, то информатику, в принципе, с большей долью вероятности не сдать, наверное, да? То есть это очень широкий профиль подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике должен быть? Денис Кириенко: Ну, не совсем. Математика, конечно, важна в нашем предмете. Здесь достаточно много задач, которые связаны с математическими вопросами информатики: это системы счисления, это кодирование, представление информации. Так что без математической подготовки достаточно тяжело сдавать этот экзамен. Что касается знания иностранных языков, то, конечно же, иностранный язык – английский язык, конечно же, – он очень нужен в профессиональной работе. Но я думаю, что подготовиться к сдаче экзамена можно и без этого. Есть достаточное количество литературы, пособий, материалов в Интернете по программированию, на русском языке написанных. Ольга Арсланова: А давайте тогда поподробнее поговорим о том, что проверяется на этом экзамене. Какие задания? Сколько там программирования в процентном соотношении и всего остального? Сергей Крылов: Экзамен состоит из 27 задач. То есть все задания экзамена – это задачи. Нет каких-то терминологических – как что называется. Везде есть условие, и должен быть ответ. Экзамен состоит из двух частей. Первая часть – это задания с кратким ответом (таких заданий 23), где ответом является какая-то последовательность букв и цифр. И вторая часть – это задания с развернутым ответом (там четыре задания), где нужно либо написать программу или фрагмент программы на языке программирования, или построить дерево стратегии игры. Если систематически подходить, то проверяются практически все разделы школьного курса информатики. Ну, программирование достаточно широко представлено. У нас в первой части в пяти заданиях требуется проверить, что печатает та или иная программа, то есть разобраться в ней. Но это не только программируемые задания. Программа – это запись алгоритма на формальном языке. И в принципе, недостаточно знать язык программирования, а надо еще понимать алгоритм, который реализует этот фрагмент. И два задания второй части, где нужно написать фрагмент программы. И еще одно задание, где нужно найти ошибку в программе и исправить. Где-то получается примерно 30% заданий ЕГЭ, в которых так или иначе нужно понимать фрагмент программы. Там задания разной сложности – от базового уровня до высокого. Ольга Арсланова: Вопрос учителю информатики от наших зрителей (видимо, от родителей, которые переживают, что дети ночью сидят за компьютерами): "Достаточно ли занятий в школе для того, чтобы подготовиться и сдать ЕГЭ?" Или по ночам будет сидеть еще дома, ссылаясь на подготовку к ЕГЭ? Денис Кириенко: Ну, это зависит от того, какая школа и насколько в ней преподается качественно курс информатики. Экзамен по информатике рассчитан на профильный уровень образования. Это достаточно много. Обучение на профильном уровне по предмету "Информатика", например, предполагает, что в десятом и одиннадцатом классе у школьников должно быть четыре урока в неделю, посвященных именно этому предмету. Я думаю, что если действительно школа реализует профильную подготовку по информатике, то этого вполне достаточно и без каких-либо дополнительных самостоятельных занятий. У меня, кстати, не четыре часа в неделю. То есть я лично в школе веду в десятом классе три часа в неделю, а в одиннадцатом классе – два часа в неделю. И мне тоже хватает. Ну а если в школе такого профильного уровня обучения информатике нет – тогда, наверное, нужно готовиться самостоятельно, искать какие-то другие варианты для подготовки к экзамену. Ольга Арсланова: Другие варианты – это репетиторы? Денис Кириенко: Ну, курсы, репетиторы. Я думаю, что вполне достаточно самостоятельной подготовки, потому что можно изучить задания, которые были, изучить демоверсию экзамена, изучить демоверсии прошлых лет. И экзамен по информатике в целом достаточно предсказуем, то есть никаких принципиальных изменений, как правило, не бывает. И если вы посмотрите на то, какие задания были в предыдущие годы, то я думаю, что вы сможете самостоятельно подготовиться к экзамену. Юрий Коваленко: А вот число сдающих экзамен по информатике увеличивается или уменьшается? Просто по динамике, скажем так, рынка программистов что вы можете сказать? Их больше же должно становится – все-таки мы в веке компьютерных технологий. Ольга Арсланова: Вот эти 50 тысяч человек, о которых мы вначале говорили, – это стабильная в общем сумма, да? Сергей Крылов: Да. Ольга Арсланова: Цифра. Денис Кириенко: Мне кажется, что она действительно стабильная. И конечно, хотелось бы, чтобы количество сдающих этот экзамен становилось все больше и больше. Ольга Арсланова: Это говорит каждый специалист по своему предмету в нашей студии. Денис Кириенко: Ну, не совсем так. Тут совсем не давно же в новостях рассказывали, слышал, что Герман Греф или кто-то обещал, что у нас скоро миллионы людей останутся без работы просто потому, что не будут владеть соответствующими навыками в области информационных технологий. Так что, конечно же, за этим будущее. Юрий Коваленко: А информационных технологий или программирования? Потому что одно дело – неумение общаться с компьютером на "ты", ну, вообще в целом работа с какими-то узкими программами. И другое дело – программирование. Ну, не должен же юрист или экономист быть программистом. Денис Кириенко: Так в том-то и дело, что алгоритмы решения задачек. Основной посыл заключается в том, что очень многие автоматические действия, вплоть до работы юриста и вплоть до работы врача… Сейчас очень популярное направление – это машинное обучение в медицине, когда мы имеем огромную базу данных, например, миллионы снимков, томографий и так далее, и знаем, какие диагнозы мы можем поставить. И мы можем создать экспертную систему, которая будет по очередным результатам исследований человека автоматически обращать внимание на то, что может не заметить врач-специалист. И для того, чтобы разрабатывать эти системы, несомненно, нужны врачи не с навыками пользования компьютером, а именно с навыками разработки алгоритмов. Ольга Арсланова: Несколько сообщений из нашей реальности, из глубинки: "Чтобы успешно готовить учащихся к ЕГЭ по ИКТ, надо иметь в школах современные компьютеры и хороший интернет. Этого как не было, так и нет в большинстве наших школ в малых городах и в селах", – это сообщение из Саратовской области. "Несмотря на провозглашенную цифровую экономику, ради повышения зарплаты учителю начальных классов сокращают ставку учителя информатики в одной московской школе", – правда, не пишут в какой. "Информатику в школе преподают слабо. Два сына учились, оба уже в пятом классе говорили, что знают больше преподавателя. К ЕГЭ готовиться нереально, репетиторов не найти", – это Ханты-Мансийский округ. Давайте посмотрим на результаты 2017 года. Кто как сдал? И много ли было тех, кто по разным причинам – возможно, и вот по этим, которые упоминают наши зрители, – не смогли минимальный балл набрать? Сергей Крылов: Средний балл по 100-балльной шкале составил более 59 баллов – то есть это больше, чем в прошлом году. И вообще результаты 2017 года лучше, чем результаты 2016 года. У нас 332 "стобалльника" – тех, кто получили 100 баллов, решили все задачи. Детей, которых можно условно отнести к группе отличников (по 5-балльной шкале), тех, кто набрал свыше 81 балла, – таких у нас 15%, то есть довольно много от числа участников. Тех, кто набрали более 61 балла и до 80 включительно – их можно считать хорошистами, и таких у нас 34%, то есть тоже довольно много. Не преодолели минимальный порог, то есть не решили как минимум 6 заданий, которые соответствуют 40 баллам, не решили 9%. Юрий Коваленко: Немного, можно сказать, прямо очень немного. Сергей Крылов: Ну, немного. Но надо понимать, что это экзамен по выбору, поэтому здесь мы не можем говорить в целом об уровне информатики в стране или в регионе. Ольга Арсланова: Люди мотивированные. Сергей Крылов: Да. Потому что кто-то может хорошо знать информатику, а он не пошел на этот экзамен, потому что ему это не нужно для будущей специальности. Результаты тем не менее, на мой взгляд, достаточно хорошие. Ольга Арсланова: Что нового будет в 2018 году? Появятся ли какие-то важные коррективы, о которых сейчас уже нужно знать выпускникам? Сергей Крылов: Каких-то существенных, больших и революционных изменений не будет. У нас два изменения, мы о них тоже написали на сайте ФИПИ. Первое: у нас были фрагменты текста программ в наших контрольно-измерительных материалах на языке C, а мы их перевели на язык ‎C++ как более используемый, более современный. Это не ущемляет ничьи интересы. И второе изменение: в 25-м задании у нас раньше оставалась возможность учащемуся написать алгоритм на естественном языке, но этой возможностью пользовалось исчезающе маленькое количество учащихся, и, как правило, они все равно не могли сформулировать алгоритм, отвечающим требованиям критериев оценивания, поэтому мы эту возможность тоже исключили. Там можно писать на любом языке программирования, который ученик знает, а естественного языка там не будет. Ольга Арсланова: Денис, скажите, пожалуйста, какие слова, наверное, нужно от вас сейчас услышать тем, кто готовится к этому экзамену, какие-то главные советы, на чем сосредоточиться? Потому что, когда экзаменов много и есть любимые предметы (возможно, это информатика), все равно очень сложно какие-то приоритеты расставить. Вот что бы вы сказали тем, кто готовится сейчас? Денис Кириенко: Я бы советовал, во-первых, не бояться – не боятся конкретно экзамена по информатике. Он на самом деле, мне кажется, не очень сложный. То есть он проще, чем, например, экзамен по физике, по химии тем более, потому что объем физических представлений и понятий для того, чтобы успешно сдавать экзамен по физике, он формируется в течение нескольких лет. По информатике эту базу можно освоить гораздо быстрее. И я бы советовал, если уж речь идет о стратегии именно выбора экзаменов: на самом деле сдавайте больше экзаменов. Это не страшно. От этого вам хуже не будет. Не надо бояться того, что вы пойдете на экзамен и сдадите его плохо. Ну, в конечном счете всегда можно сделать вид, что этого просто не было. И никаким образом вам это не повредит. Юрий Коваленко: Бесценный жизненный опыт, скажем так. Ольга Арсланова: Ну что же, спасибо. У нас, к сожалению, время заканчивается. Мы вам снова ждем. Есть вопросы от наших зрителей, конечно, и много возмущений, потому что есть определенные сложности в подготовке. Ну, собственно время еще есть, и для подготовки в том числе. Спасибо. У нас в гостях сегодня были Сергей Крылов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ, и Денис Кириенко, учитель информатики московской школы № 179. Спасибо большое. Юрий Коваленко: Спасибо.