Ольга Арсланова: Да, друзья, время поговорить о едином госэкзамене – в этот раз по обществознанию. Как всегда, будем давать рекомендации по подготовке к экзамену и расскажем о том, по каким критериям будет проходить оценка знаний учащихся. Некоторую информацию хотим вам дать об экзамене прямо сейчас. Итак, единый государственный экзамен по обществознанию – это экзамен по выбору, причем самый популярный после обязательных – русского языка и математики. Юрий Коваленко: По данным прошлых лет, обществознание сдает практически половина выпускников. Ну, это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности. По сути, предмет "Обществознание" включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология, в некоторой степени история. Ольга Арсланова: В прошлом году, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 баллов, но для поступления в вуз необходимо набрать от 62 до 64 баллов. Экзамен длится 3 часа 55 минут. А вот что там на нем происходит и как ко всему этому подготовиться – будем выяснять прямо сейчас с нашими гостями. Юрий Коваленко: У нас в гостях – Ирина Францевна Богоявленская, заместитель директора по учебно-методической работе, учитель истории и обществознания 27-й школы города Мытищи Московской области… Ольга Арсланова: Здравствуйте. Юрий Коваленко: …и Татьяна Лискова, руководитель Федеральной комиссии разработчиков наших экзаменов по обществознанию. Ольга Арсланова: Материалов специальных, да. Здравствуйте. Татьяна Лискова: Здравствуйте, добрый вечер. Ольга Арсланова: Как всегда, мы обращаемся к нашим зрителям: можете звонить, задавать вопросы, все, что вас интересует. Не стесняйтесь! В общем, увидела я информацию о том, что на все гуманитарные специальности, и сразу вспомнила, что когда мы поступали… Ну, кто куда, да? Вот я на журфак поступала – и гуманитарная вроде бы специальность, но ничего похожего мы не сдавали. Сейчас это необходимо действительно для всех, кто связан со словом, с обществом, не знаю… Татьяна Лискова: С педагогикой. Ольга Арсланова: С педагогикой. Давайте еще раз расскажем подробнее, кому это обязательно нужно. Татьяна Лискова: Вы знаете, действительно наш предмет "Обществознание"… Совершенно верно мы здесь перед началом эфира вспоминали о том, что в 90-е годы, в конце 90-е многие даже не изучали этот предмет. Вообще история нашего предмета в этом году, можно сказать, насчитывает в новом состоянии 25 лет – обществознание как курс. Он действительно появился в 1992 году и пришел на смену тому старому курсу, который был действительно курсом идеологического профиля. И обществознание… Ольга Арсланова: А как он назывался? Ирина Богоявленская: Вообще, в свое время он назывался "Обществоведение". Вот мы сдавали уже в конце 80-х годов, кто заканчивал школу. И люди постарше помнят обществоведение. Он изучался только в десятом классе, выпускном. А курс обществознания в том виде, в каком он сейчас существует, начал разрабатываться в 1992 году. И уже где-то к началу нынешнего века он сложился именно как курс, который изучается на протяжении не только последнего года обучения в старшей школе, как это было раньше, но еще в основной школе, в разные периоды – с пятого, с шестого класса. Сейчас в основном с шестого класса. Что я хочу сказать о самом предмете? Совершенно верно вот вы здесь говорили, что основа знания по разным важнейшим наукам гуманитарным, социальным наукам. Вы знаете, вообще обществознание… Я бы, может быть, сегодня хотела сделать такой акцент, что это интегративный курс. То есть это не просто совокупность каких-то знаний: немножечко из социологии, немножечко из философии, из экономики, из экономики или из права. Это курс, главная идея которого заключается в том, что мы должны помочь нашему выпускнику, гражданину Российской Федерации молодому, который, заканчивает, становится и уже приобретает полную дееспособность, жить в обществе, в котором он живет. Юрий Коваленко: А хватит ли времени на подготовку? Ведь все-таки там достаточно серьезные дисциплины: и экономика, и философия, и политология. Этих предметов нет в школьном курсе. Факультативно изучать? Ирина Богоявленская: Смотрите, есть школьный курс "Обществознание". Это школьный курс, который действительно включает основы наук. Причем у нас принцип такой – по концентрам мы изучаем. То есть знания в основной школе дети изучают, причем там идет, я бы сказала, такой в принципе – от человека и от общества. У нас вообще строится – человек и его интеграция в обществе. То есть мы начинаем с того, какой человек, что у него биологического, что социального, как происходит процесс социализации, духовная культура, человек в экономике, человек в политике, человек и соблюдение им социальных норм. В старшей школе это курс интегративный. Там действительно есть разделы, в основе уже основа науки. То есть там первый раздел – основы социальной философии. Это интегративный курс, и он все в себя включает. И наш предмет "Обществознание" – это не экзамен отдельно по социологии, по политологии, по праву, а именно экзамен по вот этому интегративному курсу. И мы же не просто так откуда-то придумываем: "Вот хочу – спрошу это. Хочу – спрошу то". У нас же есть стандарт государственный. Еще мы сейчас работаем по тому стандарту, который был принят в 2004 году, и там все четко прописано. У нас на основе этого написан кодификатор и так далее. То есть, подводя итог, школьный курс и учебники, которые в федеральном перечне присутствуют, которые, соответственно, получили право использоваться в школах, – все есть, вся необходимая информация для того, чтобы изучить соответствующее содержание. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашу зрительницу Ольгу из Вологодской области, а потом у меня будет вопрос Ирине по поводу содержания как раз этого курса. Здравствуйте, Ольга, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Это Череповец. Алло. Слышно? Юрий Коваленко: Да, вы в эфире, говорите. Ольга Арсланова: Привет, Череповец! Зритель: У меня, знаете, в общем, такой вопрос. У меня дочка поступает… мы хотим поступить, скажем, в МВД, в институт права и экономики. Там самый обязательный предмет – это обществознание. Ну, там, конечно, и физподготовка, там и здоровье. Вот у меня такой вопрос. Мы поступили в кадетский класс. Обществознания у нас всего два часа в неделю. В других классах, например, есть по три, по четыре даже. Отдельно такие предметы, как экономика, право, еще дополнительно. У нас в связи с тем, что так мало часов… То есть у нас шесть часов, по-моему, математики, четыре физики. Ну, в общем, углубленная химия. Ну, что-то такое. Так вот, у нас есть шанс сдать нормально из-за того, что у нас два часа в неделю? Вот такой вопрос. Ольга Арсланова: Спасибо. Достаточно ли такого срока? Ирина Богоявленская: Конечно, достаточно. Конечно, достаточно, потому что… Ну, безусловно. Предмет, вы знаете, не просто популярен, а у него есть такая замечательная особенность – он дает ребенку почувствовать себя немножко юристом, немножко социологом, немножко политологом, немножко экономистом. Юрий Коваленко: Немножко взрослее. Ирина Богоявленская: Немножко взрослее, безусловно. И вы знаете, он носит даже, я бы сказала, профориентационный окрас такой, предмет наш. И ребенок действительно… Вот сейчас с седьмого класса, чуть раньше, с шестого этот предмет вводится. И эти основы знания об обществе, в котором он живет, происходят постепенно с шестого класса. И на уровне возрастных особенностей происходит все большее углубление этого предмета, знакомство с этим материалом. Поэтому, безусловно, теоретически ребенок подкован за время обучения в школе. Но мы не забываем о том, что, конечно, практическая составляющая в этом экзамене очень яркая. Знаете, мне кажется, тоже особенность замечательная этого предмета – он способствует и сдача этого предмета способствует укреплению семьи. Вот я считаю, если ребенок живет полной жизнью, если он много читает… Потому что он не имеет еще достаточного социального опыта. Ну, тогда изучай опыт человечества: читай, ходи с родителями на выставки. А самое главное – просто смотри новостную передачу с родителями. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы иметь какую-то такую гуманитарную базу, эрудицию такую социальную. Ольга Арсланова: Вы имеете в виду, что как раз в подготовке к этому экзамену очень могут помочь родители, которые являются уже полноправными гражданами, функционирующими юридическими, я не знаю, единицами? Ирина Богоявленская: Очень. Ольга Арсланова: Они об этом и так знают. Это для них повседневность. Ирина Богоявленская: Да. Те, кто знает, о чем мы сейчас с вами говорим. Семья является самым главным, первичным социальным агентом. Кто как не родители помогут культуру информационную у ребенка сформировать? Конечно, мы в школе это делаем, безусловно, у нас это получается здорово. Но все-таки семья очень поможет, родители очень помогут в подготовке к этому экзамену, если они будут рядом. Юрий Коваленко: А как изменялся интерес к этой дисциплине с момента появления до нынешнего момента? Есть рост, есть падение? Либо какая-то другая динамика? Ирина Богоявленская: Я думаю, что Татьяна Евгеньевна подтвердит, наверное, что постоянный рост, стабильный рост. Но я бы сказала, что этот рост еще и подтверждается качеством среднего балла, высотой среднего балла, потому что ребенок теперь делает выбор, осознанно подходя к этому экзамену. Если раньше: "О, ну что там? Я же все знаю про жизнь. Это же про жизнь". Понимаете? Ольга Арсланова: "Это очень простой экзамен". Ирина Богоявленская: "Я все знаю". Но сейчас школа, выполняя социальный заказ, создает профильные классы – социально-гуманитарные, социально-экономические. Они очень помогают в выборе ребятами экзамена именно по обществознанию. Ну, потому что в сегодняшнем мире, сегодня вообще правовой нигилизм уходит. Понимаете, несколько лет назад мы очень много говорили о правовом нигилизме молодежи? Сегодня… Я много работаю с детьми. Сегодня дети знают не только свои права, как раньше, а они, безусловно, знают и свои конституционные обязанности. Они стремятся их знать. И они стремятся знать основы конституционного строя. Они очень активно хотят жить в политике. Ольга Арсланова: Вот это очень важный момент, касающийся и политики, и юридических аспектов, и социологии. Понятно, что есть некие документы, по которым можно задавать конкретные вопросы. Тут все ясно. Это касается законодательной базы, Конституции, политического устройства страны и так далее. Но есть очень спорные моменты, которые можно идеологически так или иначе окрасить. Вот каких вопросов больше в тесте по ЕГЭ? Я имею в виду – там все основано на документах, на какой-то абсолютно понятной теоретической базе, или есть какие-то вещи, которые подразумевают рассуждение и мировоззрение ученика? Ирина Богоявленская: Вы знаете, составители КИМов ни на йоту не могут отступить от стандарта и не могут отступить от документов, на основании которых составляются задания. Ольга Арсланова: Потому что иначе как оценивать? Ирина Богоявленская: Конечно. Есть кодификатор – это список тем, по которым ребенок готовится и которые он должен знать, чтобы быть уверенным, что сдаст ЕГЭ на 100 баллов. И если мы говорим о документах, которые составляют основу, то, безусловно, это стандарты. Но знание Конституции – безусловно. Ну, мне кажется, мы с вами понимаем, что любой гражданин своего государства должен знать главный документ своей страны. Ольга Арсланова: Послушаем нашу зрительницу – у нас на связи Александра из Оренбургской области с вопросом. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. А можно ли использовать в написании эссе по обществознанию факты из зарубежной литературы? Ирина Богоявленская: Вы знаете, я сразу оговорюсь, а Татьяна Евгеньевна меня поправит. Нет такого задания "эссе". Правильно? Татьяна Лискова: Правильно, Ирина. Ирина Богоявленская: Поддержите, Татьяна Евгеньевна. Ольга Арсланова: Хорошее задание. Почему нет? Татьяна Лискова: Нет, на самом деле я просто объясню это. У нас уже, знаете, такая внутрипредметная дискуссия, потому что когда появилось это задание… Да, действительно, его и учителя, и дети называют "эссе". Но вы как выпускники журфака понимаете, что такое эссе и какие к нему требования. И поэтому то, что пишут наши дети – это мини-сочинение, это все-таки не эссе. Поэтому Ирина Францевна правильно обозначила эту позицию. Я рада, если нас услышат наши коллеги. Они все-таки узнают, что у нас мини-сочинение. Отвечаю на вопрос девочки, выпускницы, как я понимаю. Да, действительно, есть мини-сочинение. Мы обращаем ваше внимание, как и внимание всех других выпускников этого года, на то, что мы в этом году изменили, скорректировали формулировку этого задания. И если вы зайдете на сайт Федерального института педагогических измерений… А надо туда обязательно зайти и посмотреть. И там написано в самом задании, что от ребенка требуется, то есть что он должен выбрать одну тему и так далее. И факты мы засчитываем в качестве примеров… У нас могут быть приведены два примера. Ну, можно и больше, но два – это то, что ему позволит получить максимальный балл. И там рассматриваются, это могут быть примеры из общественной жизни, из СМИ, примеры из истории, из литературы, из любой учебной дисциплины. Но я всем, кто нас смотрит, действительно рекомендую, если вы еще не смотрели, в этом году не заходили на сайт – зайдите обязательно, откройте демонстрационный вариант и посмотрите. Мы скорректировали формулировку. Мы не изменили задание, но мы скорректировали формулировку, чтобы нашим выпускникам было понятно, что от них хотят. Потому что эссе – это все-таки немножко другое. У нас мини-сочинение. Ольга Арсланова: По поводу мини-сочинения тут же заинтересовалась наша зрительница или зритель, не знаю: "Мы не согласны с существующим строем. У ребенка есть шанс сдать предмет?" Насколько можно выражать свои какие-то позиции в мини-сочинении? Юрий Коваленко: Оппозиционность. Татьяна Лискова: Смотрите, я вам скажу одну вещь. Не знаю, хорошо это или плохо. Я просто как факт, да? Мы не даем оценок. Я просто хочу сказать, что в первые годы существования единого государственного экзамена по обществознанию (Ирина Францевна не даст соврать) у нас была такая формулировка в требованиях к экспертам. Мы говорили о том, что "если ваши взгляды, скажем так, не совпадают с точкой зрения, высказанной ребенком, вы оцениваете не по тому, что это другие взгляды, а насколько он аргументированно обосновывает свою позицию". Я хочу сказать, что в последние годы… Понятно, что мы тоже на федеральном уровне видим большое количество работ, причем, как правило, знаете, спорных работ. Ну, когда уже не смогли договориться или детям не понравилось, как их оценили в регионе, они присылают нам. Но я думаю, что… Вот у меня связь практически с председателем каждого региона. Вот 85 регионов, и я с каждым из них… Безусловно, мы созваниваемся, общаемся. Они рассказывают о каких-то тенденциях, что происходит. Но все-таки количество работ, когда дети пытаются что-то вот такое писать, знаете, что может вызвать недоразумение, какие-то разногласия… Ольга Арсланова: Эмоционально. Татьяна Лискова: Все-таки такое количество работ снижается, я бы так сказала. Вернее, процент их снижается. Но по-прежнему есть дети, которые выражают свое мнение. Тем более, понимаете, ну что это значит "мы не согласны с чем-то"? Ну, если он выбрал тему по экономике или по социологии… Ольга Арсланова: Хочется покритиковать экономический строй. Татьяна Лискова: Отлично! Если он будет приводить доводы – пусть критикует. Пусть он приводит аргументы. Пусть у него будет за этим база теоретическая – первое. И дальше пусть он приводит примеры. Мы не оцениваем его, скажем, с позиции того, насколько это соотносится с тем, что я думаю, допустим, как гражданин Российской Федерации, и что думает другой ребенок. Мы оцениваем, насколько он аргументирован. Если он просто так… Знаете, у нас любят сказать: "Ой, да это ерунда!" Или приводят, приводят примеры, и вдруг: "Вот пример этому – моя мама". И что? Дальше мы говорим: "Ну, надо же привести, что твоя мама где конкретно что сделала". Юрий Коваленко: Ну, это если мама не в Госдуме работает, наверное. Татьяна Лискова: Да. Ну, мы все-таки рассчитываем… Дети не должны писать имя, фамилию и отчество родителей ни в коем случае, потому что это может быть засчитано как идентификация работы. И с такой работой будут проблемы потом при проверке. Ольга Арсланова: Хотим какой-нибудь пример, и наши зрители тоже. Какой-нибудь не самый сложный вопрос, над которым мы могли бы прямо сейчас подумать. Татьяна Лискова: Ну, какие вопросы? У нас все вопросы по кодификатору. У нас нет ничего сложно. Главное – учитесь. Ольга Арсланова: Можно нам что-нибудь от учителя прямо сейчас? Ирина Богоявленская: От учителя? Ну, например, есть замечательное 28-е задание – составить план, по которому бы ученик впоследствии мог дать развернутый ответ. Как я всегда своим школьникам говорю: "Представь – ты выступаешь, ты объясняешь урок. Вот составь план, как бы ты объяснял эту тему". Ну, например, план "Права и обязанности налогоплательщика". Или там не так звучало, Татьяна Евгеньевна, да? Ольга Арсланова: А какие права у налогоплательщиков есть, можно узнать? Юрий Коваленко: Платить вовремя. Татьяна Лискова: Это ваша обязанность. Ольга Арсланова: Да. Юрий Коваленко: Платить вовремя? Ирина Богоявленская: Да, безусловно. Татьяна Лискова: И в установленном размере. Ольга Арсланова: А право? Ирина Богоявленская: А присутствовать при выездной проверке – это право. Татьяна Лискова: А еще вы можете… Ольга Арсланова: Право не платить за то имущество, которое тебе не принадлежит, например? Присутствует такое право. Татьяна Лискова: Нет, такого нет. Ольга Арсланова: Ну, знаете, бывает иногда ошибка… Юрий Коваленко: Сейчас мы ЕГЭ перепишем. Ирина Богоявленская: Нет, на самом деле очень интересно, я считаю, что… И дети это отмечают с каждым годом. Ведь всегда же звонят учителю после сдачи экзамена. Вы знаете, с каждым годом мне все легче поднимать трубку и отвечать детям, потому что они после экзамена всегда очень воодушевленные: "А так было легко, Ирина Францевна". Татьяна Лискова: Потому что вы хорошо занимались, поэтому им было легко. Ирина Богоявленская: Потому что ничего… Вот почему-то родители этого очень боятся. Ничего сверхъестественного, ничего за рамки программы не выходит. Интересные очень вопросы 26-го задания. Действительно, вот я вам сказала уже в начале нашего разговора, дается возможность почувствовать себя юристом, экономистом, правоведом. Интересные задания. Как бы поступили? Сейчас могу даже вспомнить. Например, какие-то экономические ситуации. Пути выхода, например, снижение инфляции, инфляционного уровня или последствия инфляции какие вы можете назвать, спрогнозировать. Ольга Арсланова: Прямо для Минфина вопрос. Татьяна Лискова: Или представьте себе… Вот это тоже задание, мы в последнее время очень много их практикуем. Например, студент экономического вуза пришел на практику, его попросили что-то рассчитать. И вот он начал считать и посчитал, например, арендную плату, потом плату… Мы даем перечень: арендная плата, плата за лицензию, плата… И все засчитал это как переменные издержки. "Где им были допущены ошибки? Как бы ты правильно посчитал?" То есть вот такие задания, действительно, которые не надуманные, какие-то не придуманные. Они действительно опираются и на содержание, и на практические какие-то… Ирина Богоявленская: А трудоустройство? "Назови документы, которые необходимы при трудоустройстве подростку". Интересно. Почитайте на досуге. Ольга Арсланова: Спасибо. Татьяна Лискова: Да, интересно. Приходите на экзамен. Ольга Арсланова: А так можно – прийти на пробный экзамен? Татьяна Лискова: Выпускники прошлых лет, да. Ольга Арсланова: Спасибо большое. У нас в гостях были – Ирина Богоявленская, заместитель директора по учебно-методической работе, учитель истории и обществознания 27-й школы города Мытищи Московской области, и Татьяна Лискова, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ, ЕГЭ по обществознанию. Большое спасибо. Татьяна Лискова: Спасибо и вам. Юрий Коваленко: Спасибо. Ирина Богоявленская: Спасибо. Татьяна Лискова: До свидания.