Лариса Иванова и Игорь Артасов: Как подготовиться к госэкзамену по истории
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-o-ege-29589.html Ольга Арсланова: Прямо сейчас наша постоянная рубрика "О ЕГЭ предметно". Сегодня расскажем об экзамене по истории. Как всегда, в этой рубрике будем давать рекомендации по подготовке к экзамену и сообщим о том, по каким критериям будет проходить оценка знаний учащихся, которые этот экзамен будут сдавать.
Юрий Коваленко: Конечно же, звоните, пишите, задавайте вопросы в прямом эфире. У нас в гостях будут эксперты. Ну и давайте все-таки подробнее немножечко.
Ольга Арсланова: Познакомим вас с этим экзаменом. Это экзамен по выбору, напоминаем. И предмет этот необходим при поступлении на такие специальности, как юриспруденция, лингвистика, дизайн, архитектура и многие другие, поэтому он весьма популярен. Сдают его примерно 20% выпускников. Но я думаю, что наши гости более точную цифру нам сегодня приведут.
Юрий Коваленко: Для успешного прохождения нужно набрать не менее 32 баллов. Уровень подготовки растет. В этом году, по сравнению с прошлым, число выпускников, которые не набрали минимальный балл, стало вдвое меньше. Продолжительность экзамена – 3 часа 55 минут. Ну и давайте уже предметно разбираться.
Ольга Арсланова: Сейчас у нас в студии – Игорь Артасов, заместитель руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории…
Игорь Артасов: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Добрый вечер.
Юрий Коваленко: Добрый вечер.
Ольга Арсланова: И Лариса Иванова, учитель истории московской школы № 508, кандидат педагогических наук. Здравствуйте.
Лариса Иванова: Добрый вечер.
Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, вот эти цифры, которые мы привели – 20% – как-то можете их скорректировать? Может быть, уже больше желающих?
Игорь Артасов: Это ко мне вопрос, наверное. Ежегодно примерно 20% выпускников действительно сдают ЕГЭ по истории, ну, плюс-минус 1–2%. Цифра достаточно стабильная, она уже несколько лет не меняется. В общем-то, если сравнивать с другими предметами, то из тех экзаменов, которые необязательные, экзамены по выбору, мы пока идем на третьем месте. Обществознание сдают больше, физику тоже сдают больше.
Юрий Коваленко: Я так понимаю, гуманитариями не все хотят быть в развивающейся нашей современной системе. Что же такое экзамен по истории, ЕГЭ по истории? Я не представляю, как можно оценивать знания исторических событий, умение анализировать их и умение действительно находить вот ту самую причинно-следственную связь, которая является основной истории.
Игорь Артасов: Ну, вопрос-то, в общем-то, сводится к тому, что мы проверяем. Мы проверяем, в общем-то, комплекс умений прежде всего. Это и аналитические в том числе умения. В частности, например… Ну, даже начну не с аналитических. А вот важнейшее умение для любого историка и вообще для человека, который интересуется историей, – это анализировать исторический источник, текстовый исторический источник. Да, такие задания у нас есть.
Ольга Арсланова: Относиться к ним критически – что тоже очень полезный навык.
Игорь Артасов: Да, действительно, проанализировать всю информацию, которая там есть. Провести атрибуцию исторического источника, то есть определить к какой эпохе он, например, относится. Найти там информацию согласно заданию. Применить контекстные знания при анализе этой информации. Ну, не только текстовый источник. Есть работа с исторической картой. Есть работа с иллюстративным материалом. Есть у нас задания, где необходимо аргументировать.
Юрий Коваленко: Ну, вы можете привести примеры к каждому из этих заданий?
Ольга Арсланова: А мне кажется, что Ларису Николаевну как раз можно спросить, как этому всему на уроках обучают. Вот на конкретных примерах, то есть: "Мы им объясняем вот это, а дальше спрашиваем вот это".
Лариса Иванова: Спасибо большое за вопрос. Это действительно очень важный и актуальный вопрос, который сегодня мы обсуждаем. Почему? Потому как метапредметность, в принципе, заложена практически во все задания, которые мы имеем сегодня в ЕГЭ по истории. И начинать, наверное, нужно с читательской грамотности, потому что читательская грамотность будет определять понимание текстового материала, который предлагает ЕГЭ, умение его анализировать и умение находить то, что задано в вопросе, какая траектория вопроса и какие задания проверяют эту читательскую грамотность.
И конечно же, мы в нашем предмете, в истории, завязаны на многие предметы: это и МХК, это литература, русский язык, география, биология. В общем-то, это комплекс тех базовых предметов, которые есть. То есть умение прочитать, умение понять, найти нужный ответ, правильный ответ – это начало начал практически всех предметов. Следовательно, в совокупности при правильной постановке, методической постановке, грамотном использовании тех приемов и способов, которые мы можем применять в школьном образовании сегодня, ЕГЭ по истории не является тем экзаменом, который сдавать сложно. Ведь мы сейчас понимаем, что это все-таки штучно выбирается. Вот сегодня анонсировали и говорили, что это только лишь отдельные предметы, это отдельные профессии, это отдельные направленности.
Ольга Арсланова: Меня, например, удивило, что архитекторы и дизайнеры тоже сдают экзамен по истории, лингвисты. Я так понимаю, что это еще далеко не все специальности. Ну, понятно, что люди, которые идут на политологию, на социологию, на историю, тоже его сдают.
Лариса Иванова: Конечно, да.
Ольга Арсланова: Но в основном главный источник для тех, кто изучает историю сегодня, – это учебник, тот или иной учебник? И складывается ощущение, что этого недостаточно. С чем-то еще работаете?
Лариса Иванова: Вы знаете, здесь тоже многоаспектный вопрос, глобальный вопрос. Личность учителя ведь тоже определяет мотивацию. Отношение ребенка обучающегося к истории начинается к любви к Родине. Это не высокая фраза – "Я росту патриотом". "Я ведь знаю историю своего народа, историю своего государства, в котором я живу".
Ольга Арсланова: "Но я не закрываю глаза на какие-то тяжелые страницы истории", правильно?
Лариса Иванова: Естественно, да. И поэтому… Понимаете, изучение страниц истории только лишь на уроках – это абсолютно неверное утверждение. Потому что в нашем государстве создано достаточно много элементов, проектов, достаточно много возможностей, в рамках которых можно погружать ребенка в изучение истории нашего государства. Поэтому чисто замыкаться на уроке – это совершенно неверный подход. Участие в олимпиадах, конкурсах, участие в проектах, путешествия. Пусть даже это заочные путешествия, потому что наша необъятная Родина настолько широка и необъятна (тавтологически повторюсь). Но не изучать ее и не понимать, что происходит в истории нашего государства – это ошибочное мнение.
Ольга Арсланова: Кстати говоря, разве только историю России сдают в ЕГЭ?
Игорь Артасов: В ЕГЭ по истории у нас 25 заданий, в два из них включены элементы содержания по всеобщей истории.
Ольга Арсланова: Всего два?
Игорь Артасов: Да, всего два, всего два. То есть можно сказать, что в основном это экзамен по истории России. То есть всеобщая история представлена, но не очень сильно.
Юрий Коваленко: А вот если вопрос по матчасти, скажем так, этого экзамена: что ученики считают самой сложной частью этого экзамена и что у них не вызывает, скажем так, особых сложностей? Опять же с примерами.
Игорь Артасов: Однозначно совершенно, даже независимо от того, что считают ученики, у нас есть статистика просто сдачи экзамена. Самое сложное задание – это задание на аргументацию. Оно у нас стоит на 24-й позиции в работе. Там представлена некая дискуссионная историческая точка зрения, и надо на эту точку зрения как бы посмотреть от имени сторонников и от имени оппонентов, привести два аргумента.
Юрий Коваленко: Ну, например?
Игорь Артасов: Ну, допустим: "Внутренняя политика Александра III способствовала успешному развитию социально-экономической сферы". Ну, допустим, вот так вот. Выпускники должны привести два верных аргумента в подтверждение, естественно, используя исторические факты, и два верных аргумента в опровержение этой точки зрения. Ну, это трудное задание, действительно трудное, с ним не очень хорошо справляются. Ну, вы знаете, экзамен на то и экзамен – он должен содержать и легкие задания, и сложные задания. Потому что если бы все задания были легкие, то, допустим, вся страна бы писала экзамен больше 80 баллов.
Ольга Арсланова: Это был бы не экзамен, а праздник!
Игорь Артасов: Ну и зачем такой экзамен нужен? Суть экзамена-то состоит в том, что он должен дифференцировать, должен отделить тех, кто знает хорошо, от тех, кто знает не очень хорошо. Если экзамен с этим справляется, то он свою функцию успешно выполняет. Поэтому задания должны быть разные. Вот я привел пример трудного задания. Но они далеко не все такие трудные.
Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, Лариса Николаевна, какие эпохи, какие периоды для ваших учеников самые сложные, тяжелее всего даются для понимания, для трактовки?
Лариса Иванова: Самым сложным временем для восприятия является эпоха Средневековья. Она настолько отдалена…
Ольга Арсланова: Плюс источников крайне мало осталось в российской истории.
Лариса Иванова: Да, с точки зрения познания и изучения. Но опять, если опираться на содержательную линию, то и иллюстративный материал, и картографический материал, и все, что связано с изучением текстового материала. Ну, всех приглашаем абсолютно точно не засиживаться на уроках в кабинетах, а обязательно посещайте и ходите на экскурсии, обязательно выезжайте, обязательно узнавайте историю, шагая по стране.
Юрий Коваленко: А если взять по обратной аналогии, скажем так? Если Средние века из-за маленького количества оставшихся источников очень тяжелый момент такой, то как быть с XX веком, когда источников просто море, неизвестно, кому верить? Очень много фактов, очень много фактов было переиначено. И ребенку (еще пока что ребенку) сложно разобраться в этих всех перипетиях и нюансах. Как быть? Что посоветуете с XX веком?
Лариса Иванова: У историков разработан Историко-культурный стандарт, в котором есть определенный перечень тех документов, тех материалов, на которые нужно опираться и которые объективно оценены, вне зависимости от политической ситуации, от условий того или иного режима, который осуществляется в том или ином государстве или при тех или иных условиях форм правления. Поэтому Историко-культурный стандарт – это та азбука, это та стартовая площадка, с которой нужно стартовать ученику и, естественно, всем тем, кто интересуется просто историей нашего государства.
Юрий Коваленко: А есть какой-то базис подготовки, который можно в Интернете найти и посмотреть? Допустим, мне необходимо для того, чтобы закончить, скажем так, этот период истории, прочитать это, это и это, посмотреть это, это и это, посетить здесь, тут и там. Вот с этим списком где-то можно ознакомиться?
Лариса Иванова: Ну, есть портал для подготовки всех обучающихся – это портал ege.edu. Следовательно, на этом портале, собственно говоря, есть открытый банк заданий, который ориентирует учащегося на определенный регламент по тому или иному содержанию. Следовательно, есть базовый регламент и есть регламент расширенного содержания.
Мы уже с Игорем Анатольевичем сегодня обсуждали этот вопрос и говорили, что ведь вопрос не в количестве дат, которые… Бытует мнение, что история строится на датах. История строится на понимании тех или иных процессов. И вот ваш вопрос… Да, действительно, изучая те или иные события, анализируя те или иные события, используя критическое и логическое мышление, конечно же, можно понять и изучить историю объективно тем процессам, в которых она происходила.
Ольга Арсланова: Вы хотели добавить?
Игорь Артасов: Да, добавить я хотел. Вы знаете, во-первых, хотелось бы еще обратить внимание на один сайт – это сайт Федерального института педагогических измерений. Там есть открытый банк заданий, то есть это задания прошлых лет, которые уже использовались в ЕГЭ. Готовиться к ним по ЕГЭ очень хорошо.
И я хотел бы еще поддержать Ларису Николаевну в том плане, что… Понимаете, наверное, не стоит создавать что-то вот такое, какой-то такой список, за который, можно сказать детям, вам выходить не надо. Понимаете, дело в том, что просто для учителя главное – мотивировать ребенка на самостоятельное изучение истории.
Даже то задание, про которое я говорил, задание на аргументацию. Конечно же, в школьной программе изучаются те факты, с помощью которых эту точку зрения, мною названную, можно аргументировать. Но если выпускник знает, что это за пределами школьной программы, он эти факты, естественно, тоже может использовать для аргументации – и шансов получить высокий балл за это задание у него больше. Поэтому учитель – прежде всего. Главная его задача – он должен мотивировать учащегося так, чтобы ему была интересна история, чтобы он интересовался. Тогда он будет много знать. А знание при сдаче истории – это, конечно, самое главное.
Ольга Арсланова: Вопрос о заданиях от наших зрителей: "Правда ли, что есть задания по культуре, такие как знание храмов, их расположения? Зачем вообще это нужно в ЕГЭ по истории?"
Игорь Артасов: Если брать… Ну, действительно, по культуре, конечно же, задания есть – это задания 17, 18 и 19 нашей экзаменационной работы. В 19-м задании действительно встречаются, ну, у нас есть такие задания, где представлены четыре изображения и, допустим, дано такое задание: "Какие из представленных памятников архитектуры находятся в Санкт-Петербурге?" Такое действительно есть.
Ну, обратите внимание, что тех храмов, которые действительно выпускник должен знать, их увидев по окончанию школы, их очень мало. Ну, если даже тот самый Петербург возьмем, то что это? Это Казанский собор, Исаакиевский собор, Спас на Крови, Зимний дворец, Александрийский столп…
Ольга Арсланова: В общем-то, основное все.
Игорь Артасов: Ну и здание Генерального штаба, наверное. В общем-то, если я что-то забыл, то, наверное, что-то одно или два, и все. В общем, это те изображения, которые просто, понимаете, гражданин России, наверное, любой человек, который живет в России, он представлять вот это должен. Кроме того, мы используем здания московские, их тоже не очень много. Здания владимирские (исторические, естественно). Это Успенский собор, это Дмитриевский собор, это церковь Покрова на Нерли…
Ольга Арсланова: В общем, предполагается, что ученик к сдаче ЕГЭ уже побывал в этих городах и посмотрел?
Игорь Артасов: Необязательно. Эти изображения вот тех храмов, которые мы используем… То есть необязательно храмы, это здания. Изображения тех зданий, которые мы используем, они представлены в учебниках. Причем я не назвал из этих городов только Новгород, пожалуй. Все. Из остальных городов…
Юрий Коваленко: А Псков с деревянным зодчеством?
Игорь Артасов: Нет, нет. Ну, просто мы учебник анализируем. К сожалению, наверное, так получается, что псковских памятников деревянного зодчества там маловато.
Юрий Коваленко: Кстати, их очень мало остается вообще в целом. И их выделили за пределы этого курса только потому, что их скоро не станет, или потому, что они не настолько важны?
Игорь Артасов: Нет, не потому… Мы ориентируемся, естественно, на учебники.
Ольга Арсланова: То есть как это показать.
Игорь Артасов: Ориентируемся на то, что могут выпускники знать и что они не могут. Мы этот памятник берем в ЕГЭ только в том случае, если мы уверены, что они это могут и должны знать, могут и должны видеть, изучая учебники.
Ольга Арсланова: Понятно. Давайте послушаем Евгения из Московской области, наш зритель дозвонился в прямой эфир. Здравствуйте.
Зритель: Алло. Здравствуйте.
Юрий Коваленко: Вы в эфире, говорите.
Зритель: Я бы хотел сказать о значимости исторической науки. Вообще она как наука формирует человека. И я думаю, что единый государственный экзамен по исторической науке, по истории должен быть обязательным. Возьмите вот меня лично (уж извините, что я так говорю). Меня лично сформировала история, преклонение перед великим искусством. Я очень любил историю Древней Греции, Древнего Рима. И это воздействует на все мировоззрение, которое меня окружает. И как сказал великий Пушкин: "Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от культурного человека". Может быть, не дословно, но это так. Это великая наука. И ее надо обязательно прививать. Она формирует человека, она формирует его мировоззрение, знания. Как можно смотреть на какой-то памятник, не зная, кто его построил, с каким это было связано событием в жизни нашего общества, в жизни человека, в жизни России?
Ольга Арсланова: Понятна, Евгений, ваша позиция. Спасибо вам. И вот вам ответ сразу от нашего зрителя: "Моя дочь интересуется историей, много читает, но ЕГЭ по истории при этом сдавать не будет". То есть программа для тех, кто будет сдавать, и для тех, кто не будет сдавать, насколько сильно отличается?
Игорь Артасов: Ну, сейчас есть изучение в старшей школе истории и других предметов, конечно, на профильном уровне, то есть количество часов для тех, кто изучает, на профильном уровне оно больше в два раза. У них, если не ошибаюсь, четыре часа в неделю истории. И этого, конечно же, хватит для того, чтобы подготовиться к единому государственному экзамену.
А вообще все зависит от учителя. Самое главное – это учитель в этом процессе. Даже не учебник. И даже не… Может быть, меня сейчас учителя будут критиковать, но даже не количество часов.
Юрий Коваленко: Кстати, хотел спросить… Наверное, все-таки к вам. В каком классе заканчивается изучение всей мировой истории и остается только изучение истории России? Почему нет изучения истории современных исторических процессов, которые происходят в мире, ну, или хотя бы XX века, предположим?
Лариса Иванова: Период XX века относится к изучению на ступенях выпускных классов, на ступени основного общего образования и среднего образования, то есть в девятом и в одиннадцатом классе. И программа построена таким образом, что уже в десятом и в одиннадцатом классе ученик и учитель занимаются больше аналитической работой. Они анализируют те процессы, которые были ими изучены с пятого по девятый класс. На сегодняшний день структура подготовки и изучения выглядит вот таким образом.
Будет ли выделяться изучение современных процессов как отдельный курс? Это, наверное, покажет только лишь время. Мы пока имеем вот такую структуру и такую систему подготовки. И при этом этого достаточно для того, чтобы ребенок не просто запомнил, но и прочувствовал те процессы, о которых говорил зритель.
Ольга Арсланова: Спасибо большое нашим гостям. У нас время, к сожалению, заканчивается. Игорь Артасов, замруководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории, и Лариса Иванова, учитель истории московской школы № 508, кандидат педагогических наук, были в нашей студии. Спасибо.
Юрий Коваленко: Спасибо.