Галина Фомина: Каждому собственнику сегодня необходимо владеть хотя бы минимумом правовых знаний
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-prava-cheloveka-21811.html
Виталий
Млечин: А теперь обещанная рубрика "Права человека".
Мы готовим ее вместе с аппаратом уполномоченного по правам человека в России.
Сегодня будем говорить о правах граждан и правовом просвещении в сфере ЖКХ.
У нас в студии Галина Григорьевна Фомина, Уполномоченный
по правам человека в Тульской области. Здравствуйте, спасибо большое, что
смогли найти время к нам прийти. Давайте начнем вот с чего. На что сейчас
жалуются в основном люди? Какие главные сейчас проблемы в этой сфере?
Галина
Фомина: Реализация социальных прав в сфере ЖКХ – это бесспорный
лидер. Сегодня граждан волнует вопрос качества услуг, предоставляемых
учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, и самое главное – справедливые
цены.
Мы знаем, два десятилетия идет реформа ЖКХ. На федеральном
государственном уровне вроде усиленное внимание уделяется, принимаются
программы. В ходе приватизации появились миллионы собственников многоквартирных
домов, на рынок услуг вышли частные компании. Но ситуация в отрасли не
меняется. Высокий уровень износа инфраструктуры, низкий уровень сервиса,
проблемы в управлении многоквартирными домами, несовершенство жилищного
законодательства. Ведь сегодня субъекты реформы в сфере ЖКХ – это собственники
многоквартирных домов, это предприятия ЖКХ, органы государственной и
муниципальной власти. Ведь приватизировав жилье, мы становимся собственниками.
И мы приобретаем обязанность содержания общего имущества многоквартирного дома.
Знаем ли мы об этом? Что мы несем ответственность за
судьбу своего дома и каким он будет в будущем. Поэтому сегодня граждане
выступают в роли заказчика услуг, потребителя услуг. А предприятия ЖКХ –
поставщиков услуг. Но отношения между потребителями и теми, кто предоставляет
услуги, должны быть договорные. Я неслучайно взяла сегодня настольную книгу
"Жилищный кодекс". Читал ли каждый собственник, приватизировав жилье,
как управлять сегодня многоквартирным домом и роль собственника в этом
процессе? Но роль государства сегодня в том, чтобы создавать правовое поле,
чтобы реализовались законы. И поэтому сегодня как раз этот процесс и затянулся.
Сегодня гражданам как собственникам многоквартирного дома нужно владеть хотя бы минимумом правовых знаний
Я хочу сказать, что мы провели мониторинг сегодня
обращений граждан. И вы не поверите: в 2014 году на первое место вышли жалобы
обращений граждан в сфере ЖКХ. Когда мы увидели, что мы работаем адресно,
оказываем помощь, защищаем права – этого сегодня недостаточно. Сегодня нужно
каждому гражданину владеть минимумом правовых знаний как собственникам
многоквартирного дома. И на базе общественной приемной уполномоченного в
областном центре мы открыли школу правовых знаний. Сейчас она у нас действует
два года. Мы посмотрели, что наряду с другими проблемами ЖКХ – это
первоочередное. И мы целый год посвятили двум проблемам: управление
собственником многоквартирным домом, как провести общее собрание дома, как сегодня
выстраивать отношения с управляющими компаниями, какие должны быть договорные
отношения. Буквально за этот прошедший год у нас на 40% сократилось количество
обращений граждан.
Наши слушатели стали уникальными. Если раньше приходили,
они думали, что если протекает крыша и сосед заливает, то надо писать
президенту, губернатору. А теперь каждый собственник знает, что первое, куда
нужно обратиться – это с претензией в ту управляющую компанию, которая
поставляет тебе услугу. Ну, недосоответствует температурный режим в комнате. На
улице холодно, а дома тоже 16 градусов, меньше нормы. И тогда должен с
претензией обратиться собственник в то ресурсоснабжающую организацию, которая
сегодня некачественно оказывает услуги, которая должна в десятидневный срок
прореагировать.
Виталий
Млечин: Очень важный вопрос – а как вообще узнать, какая у тебя
организация. Я уверен, что не все, разумеется, но многие даже не знают, какая
компания занимается их домом.
Галина
Фомина: Хороший вопрос. Это на самом начальном этапе каждый
должен задуматься. Потому что чаще всего у нас житель многоквартирного дома
(собственник либо наниматель жилья) становятся сторонними наблюдателями. Вроде
на собрании избрали совет дома, старшего по дому. Но пусть он и занимается. Вот
на этом этапе самое главное – нужно предусмотреть. Чтобы выбрать управляющую
компанию, нужно посмотреть на рейтинг управляющих компаний, платежеспособна ли
она. Это не фирма одного дня. Рассчитывается ли она с ресурсно-снабжающими
организациями. Как деятельность этой компании оценивают люди. И тогда нужно на
общем собрании обсудить: да, мы сегодня приоритет отдаем этой компании. Ведь
собственники заключают договор с управляющей компанией. И все взаимоотношения,
плата за содержание жилья предусматриваются в договоре. И каким он будет, на то
и будет зависеть. Ведь сегодня, вы знаете, общественный контроль со стороны
жителей, со стороны правозащитных организаций. Ведь качество оказываемых услуг
тоже нужно подвергать и общественному воздействию, общественному контролю.
Поэтому сегодня на начальном этапе статьи жилищного кодекса уникальны: они как
раз и содержат, как управлять многоквартирным домом, как выстраивать отношения
с управляющими ресурсоснабжающими организациями. Я сегодня представляю Тульский
регион. У нас сложилась сильная практика активного взаимодействия органов
власти, правозащитного сообщества и нас, уполномоченных, объединив усилия,
чтобы сегодня граждане-жители Тульской области повышали свою правовую
грамотность.
Поэтому сегодня если людям своевременно не довести
информацию, то, конечно, он останется с этой проблемой один на один. И очень
хорошо, что мы сегодня на таком уникальном канале поднимается вопрос повышения
правовой грамотности каждого жителя многоквартирного дома.
Ксения
Сокурова: Галина Григорьевна, давайте мы таким ликбезом займемся
в нашем эфире, потому что ведь это же ситуация, которая касается не только
Тульской области. У нас очень большая страна. И я уверена, что с проблемами в
сфере ЖКХ сталкивались многие из вас. Друзья, позвоните, пожалуйста, и
расскажите нам, с какими проблемами в этой сфере пришлось столкнуться вам. И
главное – как вы их пытались решать, решали и, я надеюсь, решили. Потому что
иногда ваш личный опыт может быть полезен кому-то еще. Потому что мы же живем в
одной стране и проблемы одни и те же.
Виталий
Млечин: Давайте напомню телефон прямого эфира: 88002220014. Не
хотите звонить – пишите СМС: 3443, вначале ставьте буквы "ОТР". Это
абсолютно бесплатно. Расскажите про ваши отношения с управляющей компанией,
удается ли найти взаимопонимание, довольны ли вы тем, как оказывают вам
коммунальные услуги.
Я думаю, что спрашивать, довольны ли наш зрители ценой
этих услуг, наверное, особого смысла не имеет, потому что вряд ли.
Ксения
Сокурова: Да. Давайте поговорим сегодня о качестве. И Галина
Григорьевна коснулась очень важной темы, темы правовой грамотности. И открытые
в регионе школы таких правовых знаний. И у нас на связи есть один из слушателей
этой школы Михаил Новиков. Давайте мы с ним поговорим и узнаем, насколько
эффективным для него стало обучение в такой школе. Михаил, здравствуйте.
Виталий
Млечин: Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте.
Михаил
Новиков: Добрый день, коллеги. Я начну с того, как я пришел
вообще в эту школу. Буквально два слова. Проблемой ЖКХ я стал заниматься с 2014
года, когда столкнулся с рядом аварийных ситуаций в своем доме и понял, что
если дальше так прохладно относиться, как собственники до сих пор относятся к
своему дому, к коммуникациям, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Я стал более активно этим заниматься, стал председателем
совета многоквартирного дома. И буквально в 2014 году увидел о наборе в школу
правовых знаний в Тульской области при администрации, при общественной приемной
уполномоченного по правам человека Тульской области.
Сначала, честно говорю, с недоверием отнесся. Не тот
возраст, чтобы учиться у основной массы собственников. Но когда поближе
познакомился с Галиной Григорьевной, с лекторами, которые стали приходить на
занятия, просвещать нас, понял, что школа эффективна. И результат двухлетней
практики говорит уже об этом: собственники стали гораздо грамотнее. Я сейчас
представляю не только как слушатель этой школы, я немножко перешел в другое
качество.
Ксения
Сокурова: Вы преподаете теперь?
Михаил
Новиков: Не совсем так. У Галины Григорьевны запущено
партнерское соглашение с одной общественной организацией. И я теперь состою в
правлении этой общественной организации, нахожусь после двух лет обучения. И
просто наблюдаю, как изнутри люди приходят и к нам, люди приходят и в школу.
Качественный уровень выпускников школы налицо. То есть уже приходят выпускники
школ, и им не надо объяснять, как зафиксировать факт некачественного
предоставления услуг, какие бумаги надо составлять, куда обращаться. То есть
они уже практически готовы к судебному разбирательству. Факт благотворного
влияния этой школы налицо.
Галина
Фомина: Михаил Александрович, скажите, пожалуйста, что наряду с
лекциями и практическими занятиями ведь вы сейчас активно при поддержке
Тульского общества потребителей помогаете гражданам защищать их проблемы в
процессе судебных исков. По итогам прошлого года ведь и вы помните: на занятии
активно защищали первый свой иск. И когда экспертом была судья Привокзального района,
и она сказала: "Если бы сейчас был судебный процесс, я бы ваш иск приняла
и поддержала". Своими впечатлениями по участию в судах, по защите прав
граждан в сфере ЖКХ поделитесь, немножко.
Михаил
Новиков: Так получается, что я сейчас как раз занимаюсь
представлением в судах очень часто. Начинал как слушатель, ходил на процессы с
юристами Тульского общества потребителей, наблюдал, как это все происходит.
Скажу – в обычной жизни никогда не сталкивался с судами, а вот теперь
приходится.
Первоначальные впечатления: судьи были не в восторге от
большого количества обращений, относились с непониманием по большому счету к
нашим хотениям, желаниям. Но видно, что меняется отношение судей, меняется
качественный состав обратившихся. То есть подготовка уже заметна. Люди легко
оперируют законами, нормативными актами. В частности, буквально на этой неделе
суд проходил в одном из районов области. Удалось доказать управляющей
организации то, что она ненадлежащим образом исполняет свои условия по
договору собственникам помещений.
С трудом проходят суды. В принципе качество юристов
управляющих компаний тоже на высоком уровне. Поэтому очень интересно.
Ксения
Сокурова: А сколько исков вам удалось выиграть?
Практически все иски, которые подавались в рамках школы правовых знаний ее слушателями, были выиграны
Михаил
Новиков: Практически все иски, которые подавали в рамках
правовой школы, когда слушатели обращались, все были выиграны. 49 исков в
прошлом году были выиграны. Основные направления… Были несколько категорий, которые можно назвать
прорывными, поскольку прецедентов на территории Тульской области в этом
направлении не было. То есть удалось доказать, что ремонт дымно-вентиляционных
каналов в результате ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими
компаниями относится не к капитальному ремонту, а к текущему.
То есть то, что выставляли жителям дополнительную плату,
причем, очень существенную дополнительную плату, исчисляемой сотнями тысячами
по одному дому.
Ксения
Сокурова: Вы хотите прокомментировать?
Галина
Фомина: Тот пример, который говорит Михаил Александрович,
затрагивал очень много семей областного центра. В домах отключили газ, поступление
газа под предлогом, что аварийная ситуация в вентиляционных каналах, что нужно
менять газовые оголовки. И тогда выставляли счета собственникам
многоквартирного дома на капитальный ремонт. И собственники многоквартирного
дома при поддержке юриста Тульского общества потребителей доказали, что это не
капитальный ремонт, что это текущий ремонт, и должен он был провести не за счет
средств жителей, а за счет средств управляющей компании. Поэтому это имело
беспрецедентное значение. И это был успех многих собственников домов, когда они
уже были подкованы и знали, что в этом направлении они правы.
Ксения
Сокурова: Людям деньги вернули? Ведь кто-то же, наверное,
все-таки платил?
Галина
Фомина: Решение суда – это была основа. Понятно, что
восторжествовала справедливость.
Михаил
Новиков: Я могу сказать – деньги возвращены. Можно отметить
второе такое же прорывное направление – это пресечение самоуправства
управляющих компаний, когда управляющие компании в одностороннем порядке
повышали стоимость содержания и ремонта жилых помещений без проведений собраний
с собственниками, что, конечно, противоречит жилищному кодексу. Но во
внесудебном порядке не удавалось доказать управляющим компаниям, что их
действия неправомерны. И вот несколько судов было выиграно в прошлом году.
Теперь по крайней мере не встречается в практике явного такого злоупотребления
своими полномочиями управляющей компанией.
Виталий
Млечин: Михаил, спасибо вам большое. Я думаю, что резюмировать
это можно так: в спорах с управляющими компаниями справедливости можно и нужно
искать в суде. Но только для этого надо знать хорошо закон.
Ксения
Сокурова: Надо быть подкованным.
Виталий
Млечин: И грамотно составлять претензии судебные.
Галина
Фомина: Все правильно. Вы видите, люди, которые приходили…
Ксения
Сокурова: Спасибо, Михаил Александрович. Я поблагодарю его. С
нами был слушатель школы правовых знаний из Тульской области. Еще раз
благодарим за звонок.
Галина
Фомина: Я хочу сказать, что сегодня в данном направлении один
уполномоченный не может активно вести деятельность и достичь такого процента,
чтоб на 40% сократилось количество жалоб. Здесь мы действительно тесно
взаимодействуем с отраслевым министерством, с государственно-жилищной
инспекцией, с правозащитными организациями, с Общественной палатой Тульской
области и прокуратурой. У нас визитной карточкой региона стали форумы. Мы
первые провели жилищный форум в Тульской области, когда объединили всех
участников реформы – и собственников, и управляющие компании, когда мы на этом
форуме объединили.
Мы провели в сентябре правозащитный форум, когда
говорили, что правовая грамотность должна быть свойственна каждой семье,
каждому собственнику многоквартирного дома. А буквально в июне по инициативе
прокурора Тульской области провели первый открытый форум в сфере, когда был
открытый прием органами прокуратуры, когда так же объединили и правозащитные
институты, и органы власти. И вели совместный прием.
Я два дня в прокуратуре была в качестве эксперта, когда
мы вместе с прокурором в присутствии Общественной палаты вели прием и отвечали
на многочисленные вопросы граждан.
В Туле успешно формируется система самоуправления собственников многоквартирных домов
Поэтому сегодня есть по линии жилищной инспекции такие
же проекты повышения правовой грамотности, при Общественной палате общественный
контроль. Я знаю, что у меня сегодня есть еще группа поддержки. Поэтому
представлять она будет тот общественный совет при государственной жилищной
инспекции региона. Поэтому я хочу сказать, что сложилась в регионе
непосредственно такая система. И еще, пользуясь случаем, хочу отметить: мы,
сами собственники, жители не придаем значения тому вопросу, который сегодня мы
поднимаем. А ведь эта форма подхода, когда ты читаешь документ, когда ты его
изучаешь, когда ты встречаешься с профессионалами. Ты приходишь на практическое
занятие и вместе со всеми рассматриваешь ситуацию, которая может случиться и в
твоем доме, в твоем подъезде, в твоей квартире. Поэтому я хочу сказать, что в
Туле формируется система самоуправления собственников многоквартирных домов.
И сегодня как раз мы вместе комплексно демонстрируем наш
такой региональный подход и региональный опыт.
Виталий
Млечин: Я бы хотел задать пару вопросов, с которыми к нам
обращаются наши зрители через СМС. Из Ростова-на-Дону нам пишут: "У нас
товарищество собственников жилья. Написали заявление об отказе платить за лифт
жители первого этажа. Провели собрание. Но на нем другие жильцы, очевидно,
заявили, что не согласны с нами, то есть с теми, кто против того, чтобы платить
за лифт. И все должны оплачивать лифт. А эти люди, которые живут на первом
этаже, должны платить за то, чем они не пользуются. Это несправедливо".
Это несправедливо, разумеется. Но что говорит закон об этом?
Галина
Фомина: Закон говорит о том, что лифт оплачивают первые этажи
до последнего. И если протекает кровля, за ремонт кровли платят и первые этажи,
и последние. Сегодня это регулируется Жилищным кодексом. Нужно обратиться
непосредственно к нему. А на общем собрании действительно поставить этот
вопрос. Потому что только общее собрание может как-то корректировать в
договорных отношениях той же ресурсоснабжающей организации, которая содержит и
отвечает за лифтовое хозяйство.
Поэтому здесь я прошу убедить людей. Бывают случаи,
когда перейти на индивидуальное отопление по закону – либо переходит весь дом,
либо никто не переходит. Сегодня есть такие нормативные документы, которые
регламентируют в данном направлении.
Поэтому и здесь надо людей убеждать. Ведь он не виноват,
что он живет на шестом этаже. Здесь такой подход.
Виталий
Млечин: И еще вопрос: "Нас заставляют менять электрический
счетчик по 10 000 рублей. А пенсия 8000 рублей. Как быть?".
Галина
Фомина: Если это индивидуальный прибор учета и сегодня вы
являетесь собственником жилища и прибор учета стоит у вас в квартире, это ваши
расходы. Но вы можете ресурсоснабжающей организации по договору оплатить
установку счетчика частями. А если прибор учета стоит на лестничной площадке,
здесь вы можете вопрос поднимать. Замены приборов учета на общем собрании
собственников жилья.
Ксения
Сокурова: Давайте узнаем, как помогает общественный контроль в
решении этих вопросов. С нами на связи Дмитрий Александрович Гольтяков,
заместитель секретаря Общественной палаты Тульской области. Добрый день.
Дмитрий
Гольтяков: Добрый день.
Ксения
Сокурова: Как вы помогаете решать проблемы в этой сфере?
Дмитрий Гольтяков: Действительно данный вопрос не
является комплексным на сегодняшний день. Вопрос общественного контроля и
вопрос общественного мониторинга, вопрос в помощи гражданам и собственникам
многоквартирных домов в защите их прав.
На сегодняшний день проведен ряд мероприятий в этом
направлении на территории Тульского региона. Один из основных, которые можно
назвать, который произошел в этом году – это составление рейтинга управляющих
компаний. Действительно это действенный механизм на сегодняшний день в вопросе
упорядоченной деятельности управляющих организаций. Потому что немаловажно,
наверное, отметить, что и временно исполняющий обязанности губернатора Тульской
области Алексей Геннадьевич Дюмин поставил задачу сделать понятной и прозрачной
работу управляющих компаний по территории региона.
Что дает этот рейтинг? Можно сказать несколько слов.
Прежде всего, этот рейтинг дает понимание собственникам о качестве работы
управляющих компаний. Потому что в рейтинге заложен ряд критериев, на основании
которых он составляется. То есть это критерий открытости управляющих компаний,
это критерий своевременности и соразмерности оплаты ресурсоснабжающим
организациям за потребленные ресурсы. Потому что, наверное, стоит отметить, что
многие управляющие организации на сегодняшний день своевременно рассчитываются
за потребленные услуги. То есть это касательно водоканала, электроэнергии и
подобных организаций. И, естественно, газоснабжающих организаций.
То есть это та проблема, которую на сегодняшний день
необходимо снять. Когда разрабатывался рейтинг, он разрабатывался и при участии
органов власти, и при участии общественного совета в Государственной жилищной
инспекции. Немаловажную роль сыграла и Общественная палата региона, которая
подключилась через общественные советы муниципальных образований и провела
работу по разъяснению, для чего необходим данный рейтинг.
И стоит отметить, что большое количество жителей приняли
участие в данной разработке. То есть в каком плане приняли участие? Им
разъясняли, для чего будет рейтинг, что такой рейтинг будет составлен и,
соответственно, у людей появилось понимание, с какой управляющей компанией ему
в дальнейшем по пути либо нет. Это первый момент.
Второй момент, который стоит отметить – это события
последних дней. У нас в Тульской области август месяц объявлен месяцем
открытости управляющих организаций. Это ни на каком законодательном уровне. Это
совместно с управляющими организациями, совместно с общественниками,
общественностью и простыми жителями принято решение о том, что управляющие
компании в течение месяца будут более открыты, будут доступны для собственников
многоквартирных домов, когда любой собственник, любой житель дома может прийти и
обратиться в управляющую компанию непосредственно к руководителю, задать те или
иные вопросы…
Стоит отметить, что данный вопрос носит немножко еще
такой важный характер в том, что это будут не просто часы прием, это будет
организован прием в удобное время для жителей, то есть задействованы и выходные
дни, и вечернее время, когда люди, освободившись после работы, могут прийти и
поучаствовать.
"Месячник открытости" организован для того, чтобы помочь наладить мостик между управляющими компаниями и собственником
Естественно, как субъект общественного контроля
Общественный совет будет осуществлять мониторинг и составление рейтинга, и
разработки критериев к рейтингу, потому что они на сегодняшний день будут
только расширяться. Естественно, активное участие примем и в "Месячнике
открытости", для того чтобы помочь наладить тот мостик между управляющими
компаниями и собственником. Потому что, наверное, главная проблема на
сегодняшний день в том, что не все собственники осведомлены о деятельности
управляющих компаний и о своих правах.
Виталий
Млечин: Дмитрий Александрович, спасибо вам большое за ваш
комментарий. У нас просто время на самом деле заканчивается. Буквально всего
минутка у нас осталась. Знаете, пишут из Тулы, что "Значение тульской
правовой школы для населения в плане ЖКХ огромно". Значит, действительно
это имеет смысл.
Галина
Фомина: Дмитрий Александрович сказал, что "Месячник
открытых дверей". Что, сегодня, вы думаете, сразу управляющие компании
открыли двери для собственника?
Ксения
Сокурова: Я засомневалась.
Галина
Фомина: Представляли документы. Вы знаете, очень много
переговорных моментов, когда приходилось, получая обращения и жалобы,
встречаться с управляющими компаниями, они и перед тобой закрывали двери, и в
ходе диалога. Сначала с управляющими, потом с ресурсниками. Потом вместе. И
когда уже диалог открытый и доступный, сегодня мы видим результаты. Это
действительно стоило сделать очень большие усилия, уверенные шаги, для того
чтобы граждане могли открыто поднимать свои вопросы, которые их волнуют.
Виталий
Млечин: Галина Григорьевна, спасибо вам большое за то, что
пришли, за то, что это делаете. И будем надеяться, что во всей стране появятся
такие школы.
Ксения
Сокурова: Да, что этот опыт примут и в других регионах. С нами
была Галина Григорьевна Фомина, уполномоченный по правам человека в Тульской
области. Спасибо большое.
Галина Фомина: Спасибо вам.