Виталий Млечин: А теперь обещанная рубрика "Права человека". Мы готовим ее вместе с аппаратом уполномоченного по правам человека в России. Сегодня будем говорить о правах граждан и правовом просвещении в сфере ЖКХ. У нас в студии Галина Григорьевна Фомина, Уполномоченный по правам человека в Тульской области. Здравствуйте, спасибо большое, что смогли найти время к нам прийти. Давайте начнем вот с чего. На что сейчас жалуются в основном люди? Какие главные сейчас проблемы в этой сфере? Галина Фомина: Реализация социальных прав в сфере ЖКХ – это бесспорный лидер. Сегодня граждан волнует вопрос качества услуг, предоставляемых учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, и самое главное – справедливые цены. Мы знаем, два десятилетия идет реформа ЖКХ. На федеральном государственном уровне вроде усиленное внимание уделяется, принимаются программы. В ходе приватизации появились миллионы собственников многоквартирных домов, на рынок услуг вышли частные компании. Но ситуация в отрасли не меняется. Высокий уровень износа инфраструктуры, низкий уровень сервиса, проблемы в управлении многоквартирными домами, несовершенство жилищного законодательства. Ведь сегодня субъекты реформы в сфере ЖКХ – это собственники многоквартирных домов, это предприятия ЖКХ, органы государственной и муниципальной власти. Ведь приватизировав жилье, мы становимся собственниками. И мы приобретаем обязанность содержания общего имущества многоквартирного дома. Знаем ли мы об этом? Что мы несем ответственность за судьбу своего дома и каким он будет в будущем. Поэтому сегодня граждане выступают в роли заказчика услуг, потребителя услуг. А предприятия ЖКХ – поставщиков услуг. Но отношения между потребителями и теми, кто предоставляет услуги, должны быть договорные. Я неслучайно взяла сегодня настольную книгу "Жилищный кодекс". Читал ли каждый собственник, приватизировав жилье, как управлять сегодня многоквартирным домом и роль собственника в этом процессе? Но роль государства сегодня в том, чтобы создавать правовое поле, чтобы реализовались законы. И поэтому сегодня как раз этот процесс и затянулся. Сегодня гражданам как собственникам многоквартирного дома нужно владеть хотя бы минимумом правовых знаний Я хочу сказать, что мы провели мониторинг сегодня обращений граждан. И вы не поверите: в 2014 году на первое место вышли жалобы обращений граждан в сфере ЖКХ. Когда мы увидели, что мы работаем адресно, оказываем помощь, защищаем права – этого сегодня недостаточно. Сегодня нужно каждому гражданину владеть минимумом правовых знаний как собственникам многоквартирного дома. И на базе общественной приемной уполномоченного в областном центре мы открыли школу правовых знаний. Сейчас она у нас действует два года. Мы посмотрели, что наряду с другими проблемами ЖКХ – это первоочередное. И мы целый год посвятили двум проблемам: управление собственником многоквартирным домом, как провести общее собрание дома, как сегодня выстраивать отношения с управляющими компаниями, какие должны быть договорные отношения. Буквально за этот прошедший год у нас на 40% сократилось количество обращений граждан. Наши слушатели стали уникальными. Если раньше приходили, они думали, что если протекает крыша и сосед заливает, то надо писать президенту, губернатору. А теперь каждый собственник знает, что первое, куда нужно обратиться – это с претензией в ту управляющую компанию, которая поставляет тебе услугу. Ну, недосоответствует температурный режим в комнате. На улице холодно, а дома тоже 16 градусов, меньше нормы. И тогда должен с претензией обратиться собственник в то ресурсоснабжающую организацию, которая сегодня некачественно оказывает услуги, которая должна в десятидневный срок прореагировать. Виталий Млечин: Очень важный вопрос – а как вообще узнать, какая у тебя организация. Я уверен, что не все, разумеется, но многие даже не знают, какая компания занимается их домом. Галина Фомина: Хороший вопрос. Это на самом начальном этапе каждый должен задуматься. Потому что чаще всего у нас житель многоквартирного дома (собственник либо наниматель жилья) становятся сторонними наблюдателями. Вроде на собрании избрали совет дома, старшего по дому. Но пусть он и занимается. Вот на этом этапе самое главное – нужно предусмотреть. Чтобы выбрать управляющую компанию, нужно посмотреть на рейтинг управляющих компаний, платежеспособна ли она. Это не фирма одного дня. Рассчитывается ли она с ресурсно-снабжающими организациями. Как деятельность этой компании оценивают люди. И тогда нужно на общем собрании обсудить: да, мы сегодня приоритет отдаем этой компании. Ведь собственники заключают договор с управляющей компанией. И все взаимоотношения, плата за содержание жилья предусматриваются в договоре. И каким он будет, на то и будет зависеть. Ведь сегодня, вы знаете, общественный контроль со стороны жителей, со стороны правозащитных организаций. Ведь качество оказываемых услуг тоже нужно подвергать и общественному воздействию, общественному контролю. Поэтому сегодня на начальном этапе статьи жилищного кодекса уникальны: они как раз и содержат, как управлять многоквартирным домом, как выстраивать отношения с управляющими ресурсоснабжающими организациями. Я сегодня представляю Тульский регион. У нас сложилась сильная практика активного взаимодействия органов власти, правозащитного сообщества и нас, уполномоченных, объединив усилия, чтобы сегодня граждане-жители Тульской области повышали свою правовую грамотность. Поэтому сегодня если людям своевременно не довести информацию, то, конечно, он останется с этой проблемой один на один. И очень хорошо, что мы сегодня на таком уникальном канале поднимается вопрос повышения правовой грамотности каждого жителя многоквартирного дома. Ксения Сокурова: Галина Григорьевна, давайте мы таким ликбезом займемся в нашем эфире, потому что ведь это же ситуация, которая касается не только Тульской области. У нас очень большая страна. И я уверена, что с проблемами в сфере ЖКХ сталкивались многие из вас. Друзья, позвоните, пожалуйста, и расскажите нам, с какими проблемами в этой сфере пришлось столкнуться вам. И главное – как вы их пытались решать, решали и, я надеюсь, решили. Потому что иногда ваш личный опыт может быть полезен кому-то еще. Потому что мы же живем в одной стране и проблемы одни и те же. Виталий Млечин: Давайте напомню телефон прямого эфира: 88002220014. Не хотите звонить – пишите СМС: 3443, вначале ставьте буквы "ОТР". Это абсолютно бесплатно. Расскажите про ваши отношения с управляющей компанией, удается ли найти взаимопонимание, довольны ли вы тем, как оказывают вам коммунальные услуги. Я думаю, что спрашивать, довольны ли наш зрители ценой этих услуг, наверное, особого смысла не имеет, потому что вряд ли. Ксения Сокурова: Да. Давайте поговорим сегодня о качестве. И Галина Григорьевна коснулась очень важной темы, темы правовой грамотности. И открытые в регионе школы таких правовых знаний. И у нас на связи есть один из слушателей этой школы Михаил Новиков. Давайте мы с ним поговорим и узнаем, насколько эффективным для него стало обучение в такой школе. Михаил, здравствуйте. Виталий Млечин: Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте. Михаил Новиков: Добрый день, коллеги. Я начну с того, как я пришел вообще в эту школу. Буквально два слова. Проблемой ЖКХ я стал заниматься с 2014 года, когда столкнулся с рядом аварийных ситуаций в своем доме и понял, что если дальше так прохладно относиться, как собственники до сих пор относятся к своему дому, к коммуникациям, то ничего хорошего из этого не выйдет. Я стал более активно этим заниматься, стал председателем совета многоквартирного дома. И буквально в 2014 году увидел о наборе в школу правовых знаний в Тульской области при администрации, при общественной приемной уполномоченного по правам человека Тульской области. Сначала, честно говорю, с недоверием отнесся. Не тот возраст, чтобы учиться у основной массы собственников. Но когда поближе познакомился с Галиной Григорьевной, с лекторами, которые стали приходить на занятия, просвещать нас, понял, что школа эффективна. И результат двухлетней практики говорит уже об этом: собственники стали гораздо грамотнее. Я сейчас представляю не только как слушатель этой школы, я немножко перешел в другое качество. Ксения Сокурова: Вы преподаете теперь? Михаил Новиков: Не совсем так. У Галины Григорьевны запущено партнерское соглашение с одной общественной организацией. И я теперь состою в правлении этой общественной организации, нахожусь после двух лет обучения. И просто наблюдаю, как изнутри люди приходят и к нам, люди приходят и в школу. Качественный уровень выпускников школы налицо. То есть уже приходят выпускники школ, и им не надо объяснять, как зафиксировать факт некачественного предоставления услуг, какие бумаги надо составлять, куда обращаться. То есть они уже практически готовы к судебному разбирательству. Факт благотворного влияния этой школы налицо. Галина Фомина: Михаил Александрович, скажите, пожалуйста, что наряду с лекциями и практическими занятиями ведь вы сейчас активно при поддержке Тульского общества потребителей помогаете гражданам защищать их проблемы в процессе судебных исков. По итогам прошлого года ведь и вы помните: на занятии активно защищали первый свой иск. И когда экспертом была судья Привокзального района, и она сказала: "Если бы сейчас был судебный процесс, я бы ваш иск приняла и поддержала". Своими впечатлениями по участию в судах, по защите прав граждан в сфере ЖКХ поделитесь, немножко. Михаил Новиков: Так получается, что я сейчас как раз занимаюсь представлением в судах очень часто. Начинал как слушатель, ходил на процессы с юристами Тульского общества потребителей, наблюдал, как это все происходит. Скажу – в обычной жизни никогда не сталкивался с судами, а вот теперь приходится. Первоначальные впечатления: судьи были не в восторге от большого количества обращений, относились с непониманием по большому счету к нашим хотениям, желаниям. Но видно, что меняется отношение судей, меняется качественный состав обратившихся. То есть подготовка уже заметна. Люди легко оперируют законами, нормативными актами. В частности, буквально на этой неделе суд проходил в одном из районов области. Удалось доказать управляющей организации то, что она ненадлежащим образом исполняет свои условия по договору собственникам помещений. С трудом проходят суды. В принципе качество юристов управляющих компаний тоже на высоком уровне. Поэтому очень интересно. Ксения Сокурова: А сколько исков вам удалось выиграть? Практически все иски, которые подавались в рамках школы правовых знаний ее слушателями, были выиграны   Михаил Новиков: Практически все иски, которые подавали в рамках правовой школы, когда слушатели обращались, все были выиграны. 49 исков в прошлом году были выиграны. Основные направления… Были  несколько категорий, которые можно назвать прорывными, поскольку прецедентов на территории Тульской области в этом направлении не было. То есть удалось доказать, что ремонт дымно-вентиляционных каналов в результате ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими компаниями относится не к капитальному ремонту, а к текущему. То есть то, что выставляли жителям дополнительную плату, причем, очень существенную дополнительную плату, исчисляемой сотнями тысячами по одному дому. Ксения Сокурова: Вы хотите прокомментировать? Галина Фомина: Тот пример, который говорит Михаил Александрович, затрагивал очень много семей областного центра. В домах отключили газ, поступление газа под предлогом, что аварийная ситуация в вентиляционных каналах, что нужно менять газовые оголовки. И тогда выставляли счета собственникам многоквартирного дома на капитальный ремонт. И собственники многоквартирного дома при поддержке юриста Тульского общества потребителей доказали, что это не капитальный ремонт, что это текущий ремонт, и должен он был провести не за счет средств жителей, а за счет средств управляющей компании. Поэтому это имело беспрецедентное значение. И это был успех многих собственников домов, когда они уже были подкованы и знали, что в этом направлении они правы. Ксения Сокурова: Людям деньги вернули? Ведь кто-то же, наверное, все-таки платил? Галина Фомина: Решение суда – это была основа. Понятно, что восторжествовала справедливость. Михаил Новиков: Я могу сказать – деньги возвращены. Можно отметить второе такое же прорывное направление – это пресечение самоуправства управляющих компаний, когда управляющие компании в одностороннем порядке повышали стоимость содержания и ремонта жилых помещений без проведений собраний с собственниками, что, конечно, противоречит жилищному кодексу. Но во внесудебном порядке не удавалось доказать управляющим компаниям, что их действия неправомерны. И вот несколько судов было выиграно в прошлом году. Теперь по крайней мере не встречается в практике явного такого злоупотребления своими полномочиями управляющей компанией. Виталий Млечин: Михаил, спасибо вам большое. Я думаю, что резюмировать это можно так: в спорах с управляющими компаниями справедливости можно и нужно искать в суде. Но только для этого надо знать хорошо закон. Ксения Сокурова: Надо быть подкованным. Виталий Млечин: И грамотно составлять претензии судебные. Галина Фомина: Все правильно. Вы видите, люди, которые приходили… Ксения Сокурова: Спасибо, Михаил Александрович. Я поблагодарю его. С нами был слушатель школы правовых знаний из Тульской области. Еще раз благодарим за звонок. Галина Фомина: Я хочу сказать, что сегодня в данном направлении один уполномоченный не может активно вести деятельность и достичь такого процента, чтоб на 40% сократилось количество жалоб. Здесь мы действительно тесно взаимодействуем с отраслевым министерством, с государственно-жилищной инспекцией, с правозащитными организациями, с Общественной палатой Тульской области и прокуратурой. У нас визитной карточкой региона стали форумы. Мы первые провели жилищный форум в Тульской области, когда объединили всех участников реформы – и собственников, и управляющие компании, когда мы на этом форуме объединили. Мы провели в сентябре правозащитный форум, когда говорили, что правовая грамотность должна быть свойственна каждой семье, каждому собственнику многоквартирного дома. А буквально в июне по инициативе прокурора Тульской области провели первый открытый форум в сфере, когда был открытый прием органами прокуратуры, когда так же объединили и правозащитные институты, и органы власти. И вели совместный прием. Я два дня в прокуратуре была в качестве эксперта, когда мы вместе с прокурором в присутствии Общественной палаты вели прием и отвечали на многочисленные вопросы граждан. В Туле успешно формируется система самоуправления собственников многоквартирных домов Поэтому сегодня есть по линии жилищной инспекции такие же проекты повышения правовой грамотности, при Общественной палате общественный контроль. Я знаю, что у меня сегодня есть еще группа поддержки. Поэтому представлять она будет тот общественный совет при государственной жилищной инспекции региона. Поэтому я хочу сказать, что сложилась в регионе непосредственно такая система. И еще, пользуясь случаем, хочу отметить: мы, сами собственники, жители не придаем значения тому вопросу, который сегодня мы поднимаем. А ведь эта форма подхода, когда ты читаешь документ, когда ты его изучаешь, когда ты встречаешься с профессионалами. Ты приходишь на практическое занятие и вместе со всеми рассматриваешь ситуацию, которая может случиться и в твоем доме, в твоем подъезде, в твоей квартире. Поэтому я хочу сказать, что в Туле формируется система самоуправления собственников многоквартирных домов. И сегодня как раз мы вместе комплексно демонстрируем наш такой региональный подход и региональный опыт. Виталий Млечин: Я бы хотел задать пару вопросов, с которыми к нам обращаются наши зрители через СМС. Из Ростова-на-Дону нам пишут: "У нас товарищество собственников жилья. Написали заявление об отказе платить за лифт жители первого этажа. Провели собрание. Но на нем другие жильцы, очевидно, заявили, что не согласны с нами, то есть с теми, кто против того, чтобы платить за лифт. И все должны оплачивать лифт. А эти люди, которые живут на первом этаже, должны платить за то, чем они не пользуются. Это несправедливо". Это несправедливо, разумеется. Но что говорит закон об этом? Галина Фомина: Закон говорит о том, что лифт оплачивают первые этажи до последнего. И если протекает кровля, за ремонт кровли платят и первые этажи, и последние. Сегодня это регулируется Жилищным кодексом. Нужно обратиться непосредственно к нему. А на общем собрании действительно поставить этот вопрос. Потому что только общее собрание может как-то корректировать в договорных отношениях той же ресурсоснабжающей организации, которая содержит и отвечает за лифтовое хозяйство. Поэтому здесь я прошу убедить людей. Бывают случаи, когда перейти на индивидуальное отопление по закону – либо переходит весь дом, либо никто не переходит. Сегодня есть такие нормативные документы, которые регламентируют в данном направлении. Поэтому и здесь надо людей убеждать. Ведь он не виноват, что он живет на шестом этаже. Здесь такой подход. Виталий Млечин: И еще вопрос: "Нас заставляют менять электрический счетчик по 10 000 рублей. А пенсия 8000 рублей. Как быть?". Галина Фомина: Если это индивидуальный прибор учета и сегодня вы являетесь собственником жилища и прибор учета стоит у вас в квартире, это ваши расходы. Но вы можете ресурсоснабжающей организации по договору оплатить установку счетчика частями. А если прибор учета стоит на лестничной площадке, здесь вы можете вопрос поднимать. Замены приборов учета на общем собрании собственников жилья. Ксения Сокурова: Давайте узнаем, как помогает общественный контроль в решении этих вопросов. С нами на связи Дмитрий Александрович Гольтяков, заместитель секретаря Общественной палаты Тульской области. Добрый день. Дмитрий Гольтяков: Добрый день. Ксения Сокурова: Как вы помогаете решать проблемы в этой сфере? Дмитрий Гольтяков: Действительно данный вопрос не является комплексным на сегодняшний день. Вопрос общественного контроля и вопрос общественного мониторинга, вопрос в помощи гражданам и собственникам многоквартирных домов в защите их прав. На сегодняшний день проведен ряд мероприятий в этом направлении на территории Тульского региона. Один из основных, которые можно назвать, который произошел в этом году – это составление рейтинга управляющих компаний. Действительно это действенный механизм на сегодняшний день в вопросе упорядоченной деятельности управляющих организаций. Потому что немаловажно, наверное, отметить, что и временно исполняющий обязанности губернатора Тульской области Алексей Геннадьевич Дюмин поставил задачу сделать понятной и прозрачной работу управляющих компаний по территории региона. Что дает этот рейтинг? Можно сказать несколько слов. Прежде всего, этот рейтинг дает понимание собственникам о качестве работы управляющих компаний. Потому что в рейтинге заложен ряд критериев, на основании которых он составляется. То есть это критерий открытости управляющих компаний, это критерий своевременности и соразмерности оплаты ресурсоснабжающим организациям за потребленные ресурсы. Потому что, наверное, стоит отметить, что многие управляющие организации на сегодняшний день своевременно рассчитываются за потребленные услуги. То есть это касательно водоканала, электроэнергии и подобных организаций. И, естественно, газоснабжающих организаций. То есть это та проблема, которую на сегодняшний день необходимо снять. Когда разрабатывался рейтинг, он разрабатывался и при участии органов власти, и при участии общественного совета в Государственной жилищной инспекции. Немаловажную роль сыграла и Общественная палата региона, которая подключилась через общественные советы муниципальных образований и провела работу по разъяснению, для чего необходим данный рейтинг. И стоит отметить, что большое количество жителей приняли участие в данной разработке. То есть в каком плане приняли участие? Им разъясняли, для чего будет рейтинг, что такой рейтинг будет составлен и, соответственно, у людей появилось понимание, с какой управляющей компанией ему в дальнейшем по пути либо нет. Это первый момент. Второй момент, который стоит отметить – это события последних дней. У нас в Тульской области август месяц объявлен месяцем открытости управляющих организаций. Это ни на каком законодательном уровне. Это совместно с управляющими организациями, совместно с общественниками, общественностью и простыми жителями принято решение о том, что управляющие компании в течение месяца будут более открыты, будут доступны для собственников многоквартирных домов, когда любой собственник, любой житель дома может прийти и обратиться в управляющую компанию непосредственно к руководителю, задать те или иные вопросы… Стоит отметить, что данный вопрос носит немножко еще такой важный характер в том, что это будут не просто часы прием, это будет организован прием в удобное время для жителей, то есть задействованы и выходные дни, и вечернее время, когда люди, освободившись после работы, могут прийти и поучаствовать. "Месячник открытости" организован для того, чтобы помочь наладить мостик между управляющими компаниями и собственником Естественно, как субъект общественного контроля Общественный совет будет осуществлять мониторинг и составление рейтинга, и разработки критериев к рейтингу, потому что они на сегодняшний день будут только расширяться. Естественно, активное участие примем и в "Месячнике открытости", для того чтобы помочь наладить тот мостик между управляющими компаниями и собственником. Потому что, наверное, главная проблема на сегодняшний день в том, что не все собственники осведомлены о деятельности управляющих компаний и о своих правах. Виталий Млечин: Дмитрий Александрович, спасибо вам большое за ваш комментарий. У нас просто время на самом деле заканчивается. Буквально всего минутка у нас осталась. Знаете, пишут из Тулы, что "Значение тульской правовой школы для населения в плане ЖКХ огромно". Значит, действительно это имеет смысл. Галина Фомина: Дмитрий Александрович сказал, что "Месячник открытых дверей". Что, сегодня, вы думаете, сразу управляющие компании открыли двери для собственника? Ксения Сокурова: Я засомневалась. Галина Фомина: Представляли документы. Вы знаете, очень много переговорных моментов, когда приходилось, получая обращения и жалобы, встречаться с управляющими компаниями, они и перед тобой закрывали двери, и в ходе диалога. Сначала с управляющими, потом с ресурсниками. Потом вместе. И когда уже диалог открытый и доступный, сегодня мы видим результаты. Это действительно стоило сделать очень большие усилия, уверенные шаги, для того чтобы граждане могли открыто поднимать свои вопросы, которые их волнуют. Виталий Млечин: Галина Григорьевна, спасибо вам большое за то, что пришли, за то, что это делаете. И будем надеяться, что во всей стране появятся такие школы. Ксения Сокурова: Да, что этот опыт примут и в других регионах. С нами была Галина Григорьевна Фомина, уполномоченный по правам человека в Тульской области. Спасибо большое. Галина Фомина: Спасибо вам.