Константин Чуриков: Действительно, наша постоянная рубрика "Права человека" – как всегда по четвергам в это время. Ее мы готовим совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сегодня будем говорить о защите прав потерпевших, в частности о таком явлении, как бездействие полиции, об отказах в возбуждении уголовных дел. Надеемся, что эта дискуссия вызовет отклик и у вас, и вам будет о чем рассказать или о чем спросить нашего гостя. У нас в студии Иван Соловьев, заместитель управляющего делами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Иван Николаевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Иван Николаевич. Иван Соловьев: Добрый день. Константин Чуриков: Вы знаете, где-то с неделю назад мы, например, тоже обсуждали на летучке, видели новость: в каком-то регионе женщина позвонила в полицию, говорила, что муж ее избивает. На том конце провода девушка сказала: "Ну, вот когда труп будет – приедем и, так сказать, отреагируем". Что касается бездействия полиции. Вот элементарно, отказ в выезде на место предполагаемого происшествия – насколько это вообще часто и насколько Уполномоченный по правам человека, все службы, скажем так, завалены этими жалобами? Или нет, или это редкость? Сегодня полиция все регистрирует. Есть возможность обратиться по электронной почте, в письменном виде, по телефону – любой способ доставки вашего обращения в полицию будет услышан Иван Соловьев: Я могу сказать сразу, что в той структуре жалоб, которая поступает к Уполномоченному, практически нет жалоб на отсутствие оперативного реагирования полицейских или пожарных, или скорой помощи, иных наших оперативных служб, которые должны выезжать к гражданам. Ну, те единичные случаи, которые сегодня есть, когда полицейские по тем или иным причинам не совершают выезд или игнорируют обращения людей, – я вас уверяю, это, как говорится, сбой в каком-то отдельном конкретном случае и с отдельным человеком. Потому что за последние два-три года удалось кардинально изменить ситуацию с регистрацией обращений в полицию. То есть сегодня можно сказать, что полиция все регистрирует. Есть возможность обратиться по электронной почте, в письменном виде, по телефону – любой способ доставки вашего обращения в полицию будет услышан. Поэтому в основном люди обращаются и люди жалуются на такие чувствительные очень ситуации, которые связаны с отказом в возбуждении уголовных дел, то есть когда ситуация уже находится в стадии рассмотрения, когда правоохранительные органы уже подключились, но по каким-то причинам потерпевшие не могут найти, с их точки зрения, справедливости. А справедливым для них, конечно, будет результат, когда в рамках уголовного процесса их жалоба, то происшествие, которое было будет рассмотрено, и будет дана соответствующая оценка как и следователем, так и судом, и будет восстановлена справедливость. Это то, о чем мы, в общем-то, наверное, и говорим, то, ради чего и работаем. Константин Чуриков: Давайте узнаем у наших зрителей… Оксана Галькевич: Собственно о таких… Константин Чуриков: Секундочку. Вот вам отказывали или нет в возбуждении уголовного дела? Если отказывали, то расскажите, пожалуйста, об этой ситуации. Оксана Галькевич: Может быть, не только уголовного дела. Может быть, отказывались принять ваше заявление. Константин Чуриков: Например. 8 800 222 00 14 – наш телефон в студии. Оксана Галькевич: Иван Николаевич, собственно тогда, значит, в структуре ваших жалоб, обращений граждан вот такие случаи как раз таки существенную долю занимают (это то, о чем вы сказали), когда люди не могут добиться уже какого-то результата, какого-то продолжения: обращение было зафиксировано, электронный номер получен, а продолжения нет? Иван Соловьев: Вы абсолютно правы, Оксана. Здесь, наверное, даже не то что не было ответа. Была проведена проверка, но по результатам этой проверки было вынесено решение об отказе в возбуждении. Оксана Галькевич: А, люди недовольны результатом этой проверки? Иван Соловьев: Результатом. Они не увидели справедливого, с их точки зрения, процессуального решения. Я буквально хотел бы несколько слов сказать по защите прав потерпевших вообще в целом, потому что долгое время у нас и в правоохранительной практике, и в судебной, и вообще в законодательстве был определенный перекос. Мы очень детально и хорошо прописывали права обвиняемых, подозреваемых. Ну как? Не дай бог нарушить! Мониторили тюрьмы, где и как они содержатся. Но никому не приходило в голову – а какое же у нас правовое положение потерпевшего, то есть того гражданина, который пострадал от преступления? Как защищены его права? Он-то что у нас имеет право делать? Обращаться куда-то? Кто-то его слышит? Заговорили впервые два года назад (и очень правильно) о том, чтобы уведомлять потерпевшего об освобождении того лица, которое было осуждено, из мест лишения свободы. То есть потерпевший должен знать, что такой-то его обидчик выходит из тюрьмы. Очень правильное, важное и своевременное решение было принято. И в 2015 году в структуре Аппарата Уполномоченного по правам человека был создан отдел по защите прав потерпевших, потому что увидели, что в структуре жалоб не только люди жалуются, что их необоснованно привлекли к уголовной ответственности, но и необоснованно отказали в восстановлении права. И вот этот отдел – он не очень большой, хочу сразу признать. Конечно, нам бы хотелось, чтобы там большее количество людей работало. Но и имеющиеся силы… У нас очень профессиональные люди, которые в состоянии помогать, которые в состоянии разрешать жалобы. И если в 2015 году таких жалоб было в районе 250, то за 2016-й год в 9 раз рост – 2 200 уже. То есть люди пишут, люди поняли, что можно обращаться, что можно находить правду, можно находить справедливость. И в основном это категории: социально незащищенные люди, пенсионеры, инвалиды. Ведь кому проще отказать? Наверное, не юристу крупной компании. Оксана Галькевич: Который знает, как действовать, знает алгоритм. Иван Соловьев: Да, юридически. Или менеджеру, который может себе адвоката нанять, еще кого-то и так далее. А простым людям, которые живут рядом с нами, между нас. Пенсионерка, человек с ограниченными возможностями, инвалид – то есть это люди, которые сами за себя подчас и не могут постоять. Оксана Галькевич: Люди, которые подчас не могут и психологическое какое-то сопротивление в такой ситуации оказать. Да и физически им бывает сложно повторно какую-то попытку предпринять. Иван Соловьев: Конечно. Они стали жертвами. Как правило, это мошенничество с жильем, то есть выселяют из квартиры. Так называемые эти "добровольные приобретатели" порой физическую силу применяют. И здесь мы добиваемся того, что если был нарушен закон, чтобы возбуждалось уголовное дело. И есть у нас десятки случаев, когда права людей восстановлены, возвращены квартиры, или сейчас в рамках уголовного дела эта ситуация расследуется и будет дана соответствующая процессуальная оценка. Константин Чуриков: Зрители активно включились в дискуссию. Сразу говорю, что мы, естественно, не можем верифицировать, то есть проверить каждое сообщение на данном этапе. Например, из Таганрога пишет нам зритель: "Убили жену. Отказывали в возбуждении уголовного дела. Писали всюду жалобы. Возбудили через год дело и пытались повесить на меня, скрыть свое бездействие". Это уже, как говорится, не о пенсионерах речь идет. Следующее сообщение из Московской области, человек работает в транспортной компании и пишет: "Украли груз из фуры. Полицейские за то, чтобы открыть дело, – пишет он, – взяли 300 тысяч. Дело открыли – груз не нашли. Через месяц дело закрыли". Вот с такой жалобой можно обратиться в Аппарат Уполномоченного? Иван Соловьев: Можно. С жалобами можно обращаться в Аппарат Уполномоченного. Единственное, что бы я хотел нашим зрителям сказать: есть определенные требования к форме подачи жалобы и к тому набору документов, который должен быть представлен. Мы все понимаем, что проще всего сесть и написать: "Мое право нарушено, я требую восстановления справедливости", – эту жалобу отослать и ждать, что все как-то само собой разрешится. На самом деле, как правило, в 95–99% случаев обжалуется конкретное решение органов полиции, правоохранительных органов, органов исполнительной власти. Люди до этого обращаются с ходатайствами, им пишут на это ответы. Поэтому если граждан хочет обратиться к Уполномоченному по правам человека за защитой своих прав, помимо изложения на бумаге всех обстоятельств, необходимо приложить копии всех процессуальных документов, которые были. Это, как я уже говорил, и обращение, переписка, постановление – все, что есть. Константин Чуриков: А отказ в возбуждении уголовного дела тоже предполагает бумагу какую-то, правильно? Иван Соловьев: Это постановление, конечно, где следователь обязан в том числе и мотивацию изложить. И мы уже будем работать с этой мотивацией, правильна ли она. То есть мы не оцениваем доказательства, которые были, а мы смотрим, есть ли там существенные процессуальные нарушения. И если они есть, конечно же, федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека" целый набор достаточно серьезных и весомых полномочий предоставляет Уполномоченному по правам человека для того, чтобы защитить нарушенные права граждан. Константин Чуриков: Судя по контексту сообщения, нас, видимо, смотрят и работники полиции. Оксана Галькевич: Подключились. Константин Чуриков: Вот что нам пишет зритель: "С "кухонными боксерами" проблема. Приезжаешь на один адрес несколько раз за ночь. Заявление писать не хотят, а просят попугать. И так каждый день". То есть, видимо, не все граждане хотят, так сказать, решить свою судьбу. Оксана Галькевич: Нет, Константин, ну что тут можно сказать? У всех своя рутина. Понимаешь, у кого-то рутина – выезжать постоянно на такие вызовы, а у кого-то рутина – разбираться в многочисленных жалобах, в том числе от граждан. Иван Соловьев: Вы правы, Оксана, абсолютно все так. Выезжать на вызовы граждан необходимо, помогать людям нужно. Мы это все прекрасно понимаем. И тот вектор, который у нас сегодня задан на безусловное соблюдение законности как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны граждан, потому что это дорога взаимная, – он, конечно, подлежит исполнению. Оксана Галькевич: Иван Николаевич, а если человеку кажется (я не знаю, какое слово подобрать для данной ситуации), что дело затягивается, рассмотрение затягивается, вот есть такие опасения у человека – это повод обратиться к вам за разъяснениями, консультацией, может быть, жалобой? Иван Соловьев: Мы же не можем ограничить людей в тематике их обращений. Если человек считает, что его право нарушается (а право на разумный срок рассмотрения жалобы или на разумный срок рассмотрения уголовного дела – это неотъемлемое право человека, в том числе и в уголовном процессе), конечно же, он может обращаться. Константин Чуриков: А что такое "разумный срок рассмотрения уголовного дела"? Иван Соловьев: Давайте как раз, действительно, если мы на эту тему вышли, поговорим немножко более подробно. У нас сегодня такая достаточно сложная схема выстроена, могу вам сказать, когда само уголовное дело возбуждается только после доследственной проверки, то есть когда в течение 30 дней оперативные сотрудники собирают материал, следователь дает им дополнительные поручения. И вот как раз на стадии этой доследственной проверки в основном и находятся (или не находятся) аргументы для возбуждения уголовного дела, которые потом следователь на свое личное убеждение рассматривает и говорит "буду я возбуждать это дело" или "не буду возбуждать". И здесь, конечно же, право человека на эту оценку процессуальную нарушается, потому что сроки значительно затягиваются. Сложная система возбуждения дел. И сегодня, может быть, нужно как раз говорить о том, чтобы вернуться к той конфигурации, которая у нас была в царской России по уложению 1864 года. У нас не было стадии доследственной проверки. Как только есть заявление, есть факт – сразу же возбуждается уголовное дело. Сразу же! То есть нет никаких отказов, нет ничего. Константин Чуриков: В том-то и дело. Потому что если выделяется на всю эту процедуру месяц, в принципе за месяц любой опер, любой следователь уже поймет – это, как они говорят, "висяк" или не "висяк". Зачем ему "висяк"? Гражданин жалуется в прокуратуру – и решение отменяется, выносится новое. И вот так до бесконечности это происходит! Прокуратура отменяет по жалобе, а полиция выносит новое. Вот эта кутерьма, и в ней человек теряется Иван Соловьев: Константин, ведь самое интересное, что я хочу вам сказать. Через месяц принимается решение. Гражданин жалуется в прокуратуру – и то решение отменяется, выносится новое. И вот так до бесконечности это происходит! Прокуратура отменяет по жалобе, а полиция выносит новое. Вот эта кутерьма. И в ней человек теряется. Он теряет веру в то, что его право может быть восстановлено. А вот эта стадия возбуждения уголовного дела у нас появилась в 1937 году, как это ни странно. Константин Чуриков: В том самом. Иван Соловьев: Мы понимаем, в том самом. Достаточно такой зловещий год… Оксана Галькевич: В истории нашей страны. Иван Соловьев: Да, в истории нашей страны. Не будем туда углубляться, история есть история. Но, с моей точки зрения, если эту стадию сегодня, на которой очень много нагромождено у нас… Очень много условий для того, чтобы возбудить это уголовное дело, слишком много требований, которые подчас заформализованы. Кстати, и Конституционный суд тоже в своих постановлениях говорил, что чрезмерное затягивание сроков решения о возбуждении уголовного дела нарушает право человека на справедливое разбирательство. Нужно это учитывать. И может, подумать законодателю, чтобы эту стадию сейчас скорректировать. Константин Чуриков: А расскажите, пожалуйста, о конкретных примерах, когда дело не возбуждалось, потом вмешивались вы – и оно-таки возбуждалось и до какого-то результата доходило. Иван Соловьев: С удовольствием расскажу. Первая история – это Челябинск. Вообще у нас Челябинск достаточно активный такой регион, приходит много жалоб. В частности, мы получали по коллекторам обращения, когда коллекторы приходили к гражданам, оказывали давление, угрожали физической расправой, иной раз это было и бросание камней в окно, и расписывание подъездов. Люди обращаются – к сожалению, не всегда у нас правоохранительные органы принимают процессуальные решения, активно включаются в защиту прав гражданина. И здесь тоже мы своими обращениями в надзорные органы и к руководству региональных полицейских все-таки просим объективно разобраться в этих ситуациях. Еще одно обращение – это из города Магнитогорска. Обратилась пенсионерка преклонного возраста в защиту прав ее сестры. Она говорила в своем заявлении, что длительное время правоохранительными органами не возбуждается уголовное дело по факту мошенничества с квартирой ее сестры. Сколько они ни ходили, вот эти две женщины, уже под семьдесят им, сколько они просили – ничего абсолютно не было сделано! То исполнительное производство, которое было в Федеральной службе судебных приставов, оно было приостановлено. То есть полная, как говорится, тишина. Уполномоченный по правам человека обратился в соответствующие подразделения. Совместно предпринятые меры вместе с прокуратурой – было возбуждено уголовное дело, права пенсионерки восстановлены. И сейчас мы очень надеемся, что эта квартира ей будет возвращена. Также были у нас обращения и коллективные, которые касались также защиты прав потерпевших. Один гражданин с такой предпринимательской жилкой совершил мошенничество – обокрал людей на сумму более 7 миллионов рублей, при этом потерпевшим был признан только банк. Оксана Галькевич: А граждане… Иван Соловьев: А граждане, которые проходили тоже и были обмануты этим гражданином, не были признаны потерпевшими. И также в результате наших настойчивых просьб, выстраивания правовой позиции, которая объясняла, что не только банк, уважаемые господа, является потерпевшим, но и люди, и им тоже нужно вернуть деньги… Константин Чуриков: Видимо, этот мошенник брал кредиты от имени граждан? Иван Соловьев: Да, абсолютно верно. Были возбуждены уголовные дела, найдено имущество, и людям средства компенсированы и возвращены. На самом деле очень приятно читать, когда люди пишут, благодарят. У нас такие случаи есть, мы ведем их учет. Так что спасибо всем, кто нашу работу оценивает положительно. Оксана Галькевич: Иван Николаевич, давайте послушаем, сможете ли вы чем-то помочь Владимиру из Белгорода, у нас есть звонок из этого города. Владимир, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Оксана Галькевич: Слушаем вас, говорите. Зритель: У меня такой случай был. Это было 19 января этого года. Я выезжал на машине с остановки, выехал, начал движение. Меня с левой стороны бьет "семерка", а "семерку" бьет "кушка", ну, Audi. Но я там был прав. Адвокаты мне говорили, что я прав был. Но на самом деле ни суды, ничего… Из Q7 позвонил в какие-то правоохранительные органы. И я не могу добиться правды. Ну и на этом все. Короче говоря, в ГАИ там связано. Константин Чуриков: То есть вы оказались виноватым в этой истории все-таки, несмотря ни на что? Зритель: Да, совершенно верно, хотя моей вины там нет. Я выехал с остановки, начал движение – и тут меня бьет седьмая модель "Жигулей". Оксана Галькевич: Решение уже вынесено некое судебное, правильно? Зритель: Да. Ну, я штраф до сих пор не оплатил. Оксана Галькевич: Иван Николаевич, если у вас есть какие-то вопросы уточняющие, можете задать. Иван Соловьев: Здесь на самом деле, Оксана, немножко другая ситуация. Здесь гражданин не согласен с тем решением, которое было уже принято судом, и не согласен со своим процессуальным статусом. Оксана Галькевич: Из Иркутска похожий вопрос: "Можно ли после суда обратиться?" Иван Соловьев: Можно обратиться после суда, потому что у Уполномоченного по правам человека есть право любое решение суда, принятое судом любой инстанции, опротестовать, обратиться с ходатайством о пересмотре этого решения. Но в данном случае, конечно же, мы не говорим, что тот наш телезритель, который сейчас звонил, является потерпевшим. Он же не пострадал от преступления, а он просто не согласен с тем, как велось расследование. Оксана Галькевич: Но его сделали виновным. Иван Соловьев: Это немножко другая история. Но для того, чтобы разобраться, сделали ли его виновным, ему нужно собрать все документы, которые у него были – решение суда, все, что он предоставлял туда. Наверняка у него был защитник. Совместно написать обращение к Уполномоченному по правам человека. Мы будем разбираться. Если сможем, то, конечно же, ему поможем. Константин Чуриков: У нас катастрофически мало времени, а хочется помочь нашему зрителю. Его зовут Владимир, это Магнитогорск. Он пишет, что был избит в отделении полиции, после писал заявления. Каждый раз дело передавали другому следователю. Проходил исследование на детекторе лжи, тем не менее получил отказ в возбуждении уголовного дела. Вот я записал его телефон, его контакты. Сможете помочь разобраться? Иван Соловьев: Вопиющий факт, конечно. Владимир может обращаться, будем разбираться обязательно в этом факте. Оксана Галькевич: Иван Николаевич, мы вас благодарим. У нас в гостях сегодня был заместитель управляющего делами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Это была наша регулярная рубрика, которую мы готовим совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в нашей стране. Константин Чуриков: Через три минуты программа "ОТРажение" продолжится. Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо.