Иван Соловьев: В этом году в 9 раз возросло число жалоб на отказы в восстановлении прав
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-prava-cheloveka-23770.html Константин
Чуриков: Действительно, наша постоянная рубрика "Права
человека" – как всегда по четвергам в это время. Ее мы готовим совместно с
Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сегодня
будем говорить о защите прав потерпевших, в частности о таком явлении, как
бездействие полиции, об отказах в возбуждении уголовных дел. Надеемся, что эта
дискуссия вызовет отклик и у вас, и вам будет о чем рассказать или о чем
спросить нашего гостя.
У нас в студии Иван Соловьев, заместитель управляющего
делами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Иван
Николаевич, здравствуйте.
Оксана
Галькевич: Здравствуйте, Иван Николаевич.
Иван
Соловьев: Добрый день.
Константин
Чуриков: Вы знаете, где-то с неделю назад мы, например, тоже
обсуждали на летучке, видели новость: в каком-то регионе женщина позвонила в
полицию, говорила, что муж ее избивает. На том конце провода девушка сказала:
"Ну, вот когда труп будет – приедем и, так сказать, отреагируем".
Что касается бездействия полиции. Вот элементарно, отказ
в выезде на место предполагаемого происшествия – насколько это вообще часто и
насколько Уполномоченный по правам человека, все службы, скажем так, завалены
этими жалобами? Или нет, или это редкость?
Сегодня полиция все регистрирует. Есть возможность обратиться по электронной почте, в письменном виде, по телефону – любой способ доставки вашего обращения в полицию будет услышан
Иван
Соловьев: Я могу сказать сразу, что в той структуре жалоб,
которая поступает к Уполномоченному, практически нет жалоб на отсутствие
оперативного реагирования полицейских или пожарных, или скорой помощи, иных
наших оперативных служб, которые должны выезжать к гражданам. Ну, те единичные
случаи, которые сегодня есть, когда полицейские по тем или иным причинам не
совершают выезд или игнорируют обращения людей, – я вас уверяю, это, как
говорится, сбой в каком-то отдельном конкретном случае и с отдельным человеком.
Потому что за последние два-три года удалось кардинально
изменить ситуацию с регистрацией обращений в полицию. То есть сегодня можно
сказать, что полиция все регистрирует. Есть возможность обратиться по
электронной почте, в письменном виде, по телефону – любой способ доставки
вашего обращения в полицию будет услышан.
Поэтому в основном люди обращаются и люди жалуются на
такие чувствительные очень ситуации, которые связаны с отказом в возбуждении
уголовных дел, то есть когда ситуация уже находится в стадии рассмотрения,
когда правоохранительные органы уже подключились, но по каким-то причинам
потерпевшие не могут найти, с их точки зрения, справедливости. А справедливым
для них, конечно, будет результат, когда в рамках уголовного процесса их
жалоба, то происшествие, которое было будет рассмотрено, и будет дана
соответствующая оценка как и следователем, так и судом, и будет восстановлена
справедливость. Это то, о чем мы, в общем-то, наверное, и говорим, то, ради
чего и работаем.
Константин
Чуриков: Давайте узнаем у наших зрителей…
Оксана
Галькевич: Собственно о таких…
Константин
Чуриков: Секундочку. Вот вам отказывали или нет в возбуждении
уголовного дела? Если отказывали, то расскажите, пожалуйста, об этой ситуации.
Оксана
Галькевич: Может быть, не только уголовного дела. Может быть,
отказывались принять ваше заявление.
Константин
Чуриков: Например. 8 800 222 00 14 –
наш телефон в студии.
Оксана
Галькевич: Иван Николаевич, собственно тогда, значит, в структуре
ваших жалоб, обращений граждан вот такие случаи как раз таки существенную долю
занимают (это то, о чем вы сказали), когда люди не могут добиться уже какого-то
результата, какого-то продолжения: обращение было зафиксировано, электронный
номер получен, а продолжения нет?
Иван
Соловьев: Вы абсолютно правы, Оксана. Здесь, наверное, даже не то
что не было ответа. Была проведена проверка, но по результатам этой проверки
было вынесено решение об отказе в возбуждении.
Оксана
Галькевич: А, люди недовольны результатом этой проверки?
Иван
Соловьев: Результатом. Они не увидели справедливого, с их точки зрения,
процессуального решения.
Я буквально хотел бы несколько слов сказать по защите
прав потерпевших вообще в целом, потому что долгое время у нас и в
правоохранительной практике, и в судебной, и вообще в законодательстве был
определенный перекос. Мы очень детально и хорошо прописывали права обвиняемых,
подозреваемых. Ну как? Не дай бог нарушить! Мониторили тюрьмы, где и как они
содержатся. Но никому не приходило в голову – а какое же у нас правовое
положение потерпевшего, то есть того гражданина, который пострадал от
преступления? Как защищены его права? Он-то что у нас имеет право делать?
Обращаться куда-то? Кто-то его слышит?
Заговорили впервые два года назад (и очень правильно) о
том, чтобы уведомлять потерпевшего об освобождении того лица, которое было
осуждено, из мест лишения свободы. То есть потерпевший должен знать, что
такой-то его обидчик выходит из тюрьмы. Очень правильное, важное и своевременное
решение было принято.
И в 2015 году в структуре Аппарата Уполномоченного
по правам человека был создан отдел по защите прав потерпевших, потому что
увидели, что в структуре жалоб не только люди жалуются, что их необоснованно
привлекли к уголовной ответственности, но и необоснованно отказали в
восстановлении права. И вот этот отдел – он не очень большой, хочу сразу
признать. Конечно, нам бы хотелось, чтобы там большее количество людей
работало. Но и имеющиеся силы… У нас очень профессиональные люди, которые в
состоянии помогать, которые в состоянии разрешать жалобы.
И если в 2015 году таких жалоб было в районе 250,
то за 2016-й год в 9 раз рост – 2 200 уже. То есть люди пишут,
люди поняли, что можно обращаться, что можно находить правду, можно находить
справедливость. И в основном это категории: социально незащищенные люди,
пенсионеры, инвалиды. Ведь кому проще отказать? Наверное, не юристу крупной
компании.
Оксана
Галькевич: Который знает, как действовать, знает алгоритм.
Иван
Соловьев: Да, юридически. Или менеджеру, который может себе
адвоката нанять, еще кого-то и так далее. А простым людям, которые живут рядом
с нами, между нас. Пенсионерка, человек с ограниченными возможностями, инвалид
– то есть это люди, которые сами за себя подчас и не могут постоять.
Оксана
Галькевич: Люди, которые подчас не могут и психологическое
какое-то сопротивление в такой ситуации оказать. Да и физически им бывает
сложно повторно какую-то попытку предпринять.
Иван
Соловьев: Конечно. Они стали жертвами. Как правило, это
мошенничество с жильем, то есть выселяют из квартиры. Так называемые эти "добровольные
приобретатели" порой физическую силу применяют. И здесь мы добиваемся
того, что если был нарушен закон, чтобы возбуждалось уголовное дело. И есть у
нас десятки случаев, когда права людей восстановлены, возвращены квартиры, или сейчас
в рамках уголовного дела эта ситуация расследуется и будет дана соответствующая
процессуальная оценка.
Константин
Чуриков: Зрители активно включились в дискуссию. Сразу говорю,
что мы, естественно, не можем верифицировать, то есть проверить каждое
сообщение на данном этапе.
Например, из Таганрога пишет нам зритель: "Убили
жену. Отказывали в возбуждении уголовного дела. Писали всюду жалобы. Возбудили
через год дело и пытались повесить на меня, скрыть свое бездействие". Это
уже, как говорится, не о пенсионерах речь идет.
Следующее сообщение из Московской области, человек
работает в транспортной компании и пишет: "Украли груз из фуры.
Полицейские за то, чтобы открыть дело, – пишет он, – взяли 300 тысяч. Дело
открыли – груз не нашли. Через месяц дело закрыли". Вот с такой жалобой
можно обратиться в Аппарат Уполномоченного?
Иван
Соловьев: Можно. С жалобами можно обращаться в Аппарат
Уполномоченного. Единственное, что бы я хотел нашим зрителям сказать: есть
определенные требования к форме подачи жалобы и к тому набору документов,
который должен быть представлен. Мы все понимаем, что проще всего сесть и
написать: "Мое право нарушено, я требую восстановления справедливости",
– эту жалобу отослать и ждать, что все как-то само собой разрешится.
На самом деле, как правило, в 95–99% случаев обжалуется
конкретное решение органов полиции, правоохранительных органов, органов исполнительной
власти. Люди до этого обращаются с ходатайствами, им пишут на это ответы.
Поэтому если граждан хочет обратиться к Уполномоченному по правам человека за
защитой своих прав, помимо изложения на бумаге всех обстоятельств, необходимо
приложить копии всех процессуальных документов, которые были. Это, как я уже
говорил, и обращение, переписка, постановление – все, что есть.
Константин
Чуриков: А отказ в возбуждении уголовного дела тоже предполагает
бумагу какую-то, правильно?
Иван
Соловьев: Это постановление, конечно, где следователь обязан в
том числе и мотивацию изложить. И мы уже будем работать с этой мотивацией,
правильна ли она. То есть мы не оцениваем доказательства, которые были, а мы
смотрим, есть ли там существенные процессуальные нарушения. И если они есть,
конечно же, федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам
человека" целый набор достаточно серьезных и весомых полномочий
предоставляет Уполномоченному по правам человека для того, чтобы защитить
нарушенные права граждан.
Константин
Чуриков: Судя по контексту сообщения, нас, видимо, смотрят и
работники полиции.
Оксана
Галькевич: Подключились.
Константин
Чуриков: Вот что нам пишет зритель: "С "кухонными
боксерами" проблема. Приезжаешь на один адрес несколько раз за ночь.
Заявление писать не хотят, а просят попугать. И так каждый день". То есть,
видимо, не все граждане хотят, так сказать, решить свою судьбу.
Оксана
Галькевич: Нет, Константин, ну что тут можно сказать? У всех своя
рутина. Понимаешь, у кого-то рутина – выезжать постоянно на такие вызовы, а у
кого-то рутина – разбираться в многочисленных жалобах, в том числе от граждан.
Иван
Соловьев: Вы правы, Оксана, абсолютно все так. Выезжать на вызовы
граждан необходимо, помогать людям нужно. Мы это все прекрасно понимаем. И тот
вектор, который у нас сегодня задан на безусловное соблюдение законности как со
стороны правоохранительных органов, так и со стороны граждан, потому что это
дорога взаимная, – он, конечно, подлежит исполнению.
Оксана
Галькевич: Иван Николаевич, а если человеку кажется (я не знаю,
какое слово подобрать для данной ситуации), что дело затягивается, рассмотрение
затягивается, вот есть такие опасения у человека – это повод обратиться к вам
за разъяснениями, консультацией, может быть, жалобой?
Иван
Соловьев: Мы же не можем ограничить людей в тематике их
обращений. Если человек считает, что его право нарушается (а право на разумный
срок рассмотрения жалобы или на разумный срок рассмотрения уголовного дела –
это неотъемлемое право человека, в том числе и в уголовном процессе), конечно
же, он может обращаться.
Константин
Чуриков: А что такое "разумный срок рассмотрения уголовного
дела"?
Иван
Соловьев: Давайте как раз, действительно, если мы на эту тему
вышли, поговорим немножко более подробно. У нас сегодня такая достаточно
сложная схема выстроена, могу вам сказать, когда само уголовное дело
возбуждается только после доследственной проверки, то есть когда в течение 30 дней
оперативные сотрудники собирают материал, следователь дает им дополнительные
поручения. И вот как раз на стадии этой доследственной проверки в основном и
находятся (или не находятся) аргументы для возбуждения уголовного дела, которые
потом следователь на свое личное убеждение рассматривает и говорит "буду я
возбуждать это дело" или "не буду возбуждать". И здесь, конечно
же, право человека на эту оценку процессуальную нарушается, потому что сроки
значительно затягиваются.
Сложная система возбуждения дел. И сегодня, может быть, нужно
как раз говорить о том, чтобы вернуться к той конфигурации, которая у нас была
в царской России по уложению 1864 года. У нас не было стадии
доследственной проверки. Как только есть заявление, есть факт – сразу же
возбуждается уголовное дело. Сразу же! То есть нет никаких отказов, нет ничего.
Константин
Чуриков: В том-то и дело. Потому что если выделяется на всю эту
процедуру месяц, в принципе за месяц любой опер, любой следователь уже поймет –
это, как они говорят, "висяк" или не "висяк". Зачем ему
"висяк"?
Гражданин жалуется в прокуратуру – и решение отменяется, выносится новое. И вот так до бесконечности это происходит! Прокуратура отменяет по жалобе, а полиция выносит новое. Вот эта кутерьма, и в ней человек теряется
Иван
Соловьев: Константин, ведь самое интересное, что я хочу вам
сказать. Через месяц принимается решение. Гражданин жалуется в прокуратуру – и
то решение отменяется, выносится новое. И вот так до бесконечности это
происходит! Прокуратура отменяет по жалобе, а полиция выносит новое. Вот эта
кутерьма. И в ней человек теряется. Он теряет веру в то, что его право может
быть восстановлено. А вот эта стадия возбуждения уголовного дела у нас
появилась в 1937 году, как это ни странно.
Константин
Чуриков: В том самом.
Иван
Соловьев: Мы понимаем, в том самом. Достаточно такой зловещий
год…
Оксана
Галькевич: В истории нашей страны.
Иван
Соловьев: Да, в истории нашей страны. Не будем туда углубляться, история
есть история. Но, с моей точки зрения, если эту стадию сегодня, на которой
очень много нагромождено у нас… Очень много условий для того, чтобы возбудить
это уголовное дело, слишком много требований, которые подчас заформализованы.
Кстати, и Конституционный суд тоже в своих постановлениях говорил, что
чрезмерное затягивание сроков решения о возбуждении уголовного дела нарушает
право человека на справедливое разбирательство. Нужно это учитывать. И может,
подумать законодателю, чтобы эту стадию сейчас скорректировать.
Константин
Чуриков: А расскажите, пожалуйста, о конкретных примерах, когда
дело не возбуждалось, потом вмешивались вы – и оно-таки возбуждалось и до
какого-то результата доходило.
Иван
Соловьев: С удовольствием расскажу. Первая история – это
Челябинск. Вообще у нас Челябинск достаточно активный такой регион, приходит
много жалоб. В частности, мы получали по коллекторам обращения, когда
коллекторы приходили к гражданам, оказывали давление, угрожали физической
расправой, иной раз это было и бросание камней в окно, и расписывание
подъездов. Люди обращаются – к сожалению, не всегда у нас правоохранительные
органы принимают процессуальные решения, активно включаются в защиту прав
гражданина. И здесь тоже мы своими обращениями в надзорные органы и к
руководству региональных полицейских все-таки просим объективно разобраться в
этих ситуациях.
Еще одно обращение – это из города Магнитогорска.
Обратилась пенсионерка преклонного возраста в защиту прав ее сестры. Она
говорила в своем заявлении, что длительное время правоохранительными органами
не возбуждается уголовное дело по факту мошенничества с квартирой ее сестры.
Сколько они ни ходили, вот эти две женщины, уже под семьдесят им, сколько они
просили – ничего абсолютно не было сделано! То исполнительное производство,
которое было в Федеральной службе судебных приставов, оно было приостановлено.
То есть полная, как говорится, тишина. Уполномоченный по правам человека
обратился в соответствующие подразделения. Совместно предпринятые меры вместе с
прокуратурой – было возбуждено уголовное дело, права пенсионерки восстановлены.
И сейчас мы очень надеемся, что эта квартира ей будет возвращена.
Также были у нас обращения и коллективные, которые
касались также защиты прав потерпевших. Один гражданин с такой
предпринимательской жилкой совершил мошенничество – обокрал людей на сумму
более 7 миллионов рублей, при этом потерпевшим был признан только банк.
Оксана
Галькевич: А граждане…
Иван
Соловьев: А граждане, которые проходили тоже и были обмануты этим
гражданином, не были признаны потерпевшими. И также в результате наших
настойчивых просьб, выстраивания правовой позиции, которая объясняла, что не
только банк, уважаемые господа, является потерпевшим, но и люди, и им тоже
нужно вернуть деньги…
Константин
Чуриков: Видимо, этот мошенник брал кредиты от имени граждан?
Иван
Соловьев: Да, абсолютно верно. Были возбуждены уголовные дела,
найдено имущество, и людям средства компенсированы и возвращены. На самом деле
очень приятно читать, когда люди пишут, благодарят. У нас такие случаи есть, мы
ведем их учет. Так что спасибо всем, кто нашу работу оценивает положительно.
Оксана
Галькевич: Иван Николаевич, давайте послушаем, сможете ли вы
чем-то помочь Владимиру из Белгорода, у нас есть звонок из этого города.
Владимир, здравствуйте.
Зритель:
Добрый день.
Оксана
Галькевич: Слушаем вас, говорите.
Зритель: У
меня такой случай был. Это было 19 января этого года. Я выезжал на машине
с остановки, выехал, начал движение. Меня с левой стороны бьет
"семерка", а "семерку" бьет "кушка", ну, Audi. Но
я там был прав. Адвокаты мне говорили, что я прав был. Но на самом деле ни
суды, ничего… Из Q7 позвонил в какие-то правоохранительные органы. И я не
могу добиться правды. Ну и на этом все. Короче говоря, в ГАИ там связано.
Константин
Чуриков: То есть вы оказались виноватым в этой истории все-таки,
несмотря ни на что?
Зритель:
Да, совершенно верно, хотя моей вины там нет. Я выехал с остановки, начал
движение – и тут меня бьет седьмая модель "Жигулей".
Оксана
Галькевич: Решение уже вынесено некое судебное, правильно?
Зритель:
Да. Ну, я штраф до сих пор не оплатил.
Оксана
Галькевич: Иван Николаевич, если у вас есть какие-то вопросы
уточняющие, можете задать.
Иван
Соловьев: Здесь на самом деле, Оксана, немножко другая ситуация.
Здесь гражданин не согласен с тем решением, которое было уже принято судом, и
не согласен со своим процессуальным статусом.
Оксана
Галькевич: Из Иркутска похожий вопрос: "Можно ли после суда
обратиться?"
Иван
Соловьев: Можно обратиться после суда, потому что у
Уполномоченного по правам человека есть право любое решение суда, принятое
судом любой инстанции, опротестовать, обратиться с ходатайством о пересмотре
этого решения. Но в данном случае, конечно же, мы не говорим, что тот наш
телезритель, который сейчас звонил, является потерпевшим. Он же не пострадал от
преступления, а он просто не согласен с тем, как велось расследование.
Оксана
Галькевич: Но его сделали виновным.
Иван
Соловьев: Это немножко другая история. Но для того, чтобы
разобраться, сделали ли его виновным, ему нужно собрать все документы, которые
у него были – решение суда, все, что он предоставлял туда. Наверняка у него был
защитник. Совместно написать обращение к Уполномоченному по правам человека. Мы
будем разбираться. Если сможем, то, конечно же, ему поможем.
Константин
Чуриков: У нас катастрофически мало времени, а хочется помочь
нашему зрителю. Его зовут Владимир, это Магнитогорск. Он пишет, что был избит в
отделении полиции, после писал заявления. Каждый раз дело передавали другому следователю.
Проходил исследование на детекторе лжи, тем не менее получил отказ в
возбуждении уголовного дела. Вот я записал его телефон, его контакты. Сможете
помочь разобраться?
Иван
Соловьев: Вопиющий факт, конечно. Владимир может обращаться,
будем разбираться обязательно в этом факте.
Оксана
Галькевич: Иван Николаевич, мы вас благодарим. У нас в гостях
сегодня был заместитель управляющего делами Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации. Это была наша регулярная рубрика, которую мы готовим
совместно с Аппаратом Уполномоченного по правам человека в нашей стране.
Константин
Чуриков: Через три минуты программа "ОТРажение"
продолжится. Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо.