Константин Чуриков: Примечательный юбилей. 180 лет назад в 1837 году впервые был напечатан, именно напечатан, "Медный всадник" – петербургская повесть, знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Оксана Галькевич: Все, наверное, помнят эти бессмертные строки "Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам. Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе". Однако, друзья, я думаю, что если бы Александр Сергеевич — наше все — Пушкин писал эти строки в наши дни, то ему бы пришлось, Костя, искать какие-то другие формулировки, какие-то актуальные, как бы сказать. "Все флаги в гости будут к нам" – это, пожалуй, да. "Кубок конфедераций", лето 2017 года. Константин Чуриков: Вполне. Оксана Галькевич: Но что касается волн… Константин Чуриков: С волнами проблема. Дело в том, что российский Минтранс предлагает под этот футбольный турнир лишить петербуржцев и их гостей, многотысячных, многомиллионных гостей этого города прогулок по рекам и каналам. И все это, заметьте, в самый пиковый сезон во время белых ночей с 1 июня по 4 июля. Оксана Галькевич: К слову, лишены прогулок будут не только туристы, но и представители малого и среднего бизнеса. Это же сезон, самый сезон, долгожданный, самый желанный в Петербурге. Важная часть экономики этого города, потому что владельцы катеров, капитаны, матросы, экскурсовод, буфетчики на дебаркадерах, мало ли кто в этой сфере занят, как им жить, чем зарабатывать в это время простоя вынужденного? Константин Чуриков: И как компенсировать потом такую заботу о безопасности во время проведения международного мероприятия? Это наша постоянная рубрика, ставшая уже постоянной – "Принуждение к счастью", – в которой мы говорим о том, как благими намерениями иногда вымощена дорога в ад. Сейчас будем общаться с нашим гостем и с вами, конечно же. В студии у нас Алексей Каневский, руководитель Комитета по экономике московского отделения "Опоры России". Здравствуйте, Алексей Борисович. Алексей Каневский: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Вы знаете, мы еще забыли выпускников, потому что ведь "Алые паруса", такое большое мероприятие… Константин Чуриков: Глобальное. Алексей Каневский: Конечно. Оксана Галькевич: …уже стало всероссийским, привлекает очень многих ребят, и специально в эти дни приезжают в Петербург. Его, по разговорам, тоже не будет в этом году. Алексей Каневский: Да. Константин Чуриков: Как оцениваете потери? Чувствительно это будет для местного турбизнеса? Алексей Каневский: Здесь, на самом деле, глобально тревожащая по многим показателям новость. Если все-таки это предложение Минтранса будет, не дай бог, принято, пострадают очень-очень многие люди. Ведь, не скрою, и всем известно, что мероприятия подобные, как "Кубок конфедераций", Чемпионат мира, он проводится не только для популяризации и проведения самого футбольного турнира, но еще для развития туристической области, в том числе для экономического обогащения местного и федерального бизнеса. Это никто не скрывает. И всегда такие турниры, сложно окупаемые, проводятся с перспективой того, что как раз инвестиционная составляющая будет развиваться. Константин Чуриков: Различные туркомпании, судовладельцы этих маленьких, небольших судов, они этого времени целый год ждут. Это же колоссальный наплыв. Оксана Галькевич: Конечно. Сезон-то ведь очень короткий – север. Алексей Каневский: Конечно. Давайте не забывать, что это почти сезон белых ночей знаменитых. Уже очень многие туристические путевки и индивидуальные туры предоплачены с учетом того, что будет предоставлена экскурсия по многочисленным каналам. Ведь Санкт-Петербург, он как Венеция, строился на воде, и там это неразрывная часть туристического маршрута, и путешествий по мелким каналам с выходом на Большую Неву. Константин Чуриков: А с воды Петербург еще красивее, как известно. Алексей Каневский: Конечно. Поэтому это чудовищно. Оксана Галькевич: У нас есть репортаж из города Санкт-Петербурга. В этом году, как мы разобрались с нашим корреспондентом, пассажирская навигация в Северной столице пройдет по особому расписанию. Изменения ждут и большие круизные лайнеры. Это сообщение "Морской порт принимает большие корабли". Соответственно, изменения ждут и туристические прогулки. Эти маленькие кораблики, они тоже вынуждены будут менять каким-то образом свою работу. Сезон таким образом, друзья, и без того короткий, будет еще короче. Костя назвал даты с 1 июня по 4 июля, все из-за "Кубка конфедерации". Давайте посмотрим репортаж нашего корреспондента из Петербурга. (СЮЖЕТ.) Константин Чуриков: И теперь мы обращаемся, кстати говоря, не только к жителям Петербурга, а и ко всей стране. Как вы думаете, что важнее для самого туристического города страны – для Санкт-Петербурга: футбол или туризм? Начинаем СМС-голосование. 3443, вначале буквы "ОТР". Ваши сообщения все бесплатные. Ждём ваших откликов. И можно звонить – 8-800-222-00-14. Алексей Борисович, насколько рассматриваемое решение – еще пока не окончательное, но рассматриваемое – в духе времени? С одной стороны, мы постоянно слышим как мантру слова о поддержке малого и среднего бизнеса, о том, что государство все как-то начинает помогать, во всяком случае не мешать, и здесь такое. Насколько чувствителен удар вообще в целом по туристическому бизнесу в Петербурге, насколько это важно самому городу? Константин Чуриков: Будет, безусловно, чувствительно. Об этом_ неоднозначно сейчас высказались как раз коллеги из Санкт-Петербурга, которые высказывались по этому вопросу. Но потом, даже мы задаем вопрос: "Что важнее: футбол или туризм?". Мне кажется, вопрос вообще так не стоит. Во всем мире происходят глобальные и массовые мероприятия, включая Олимпийские игры, и в этот момент, да, усиливаются меры безопасности. Мы тут не эксперты, и не вправе давать указание специальным службам, конечно. Но это не означает, что вся жизнь должна замереть. Давайте еще половину населения Санкт-Петербурга вывезем, на всякий случай, из центральных районов города. Хотя Крестовский, как это было сказано – достаточно автономный район, где находится стадион. Наверное, там нужно подумать о некоем усилении. Но почему нужно нормально текущую по своим законам и вполне себе легитимную жизнь города, в том числе туристическую, эти водные маршруты как-то приостанавливать – этого я не понимаю. Оксана Галькевич: А бизнес-сообщество какой силы голос имеет в этой ситуации? Ведь это очень важная, большая сфера экономики города Петербурга. В последние годы они ведь стремительно наращивали объемы принимаемых туристов. Алексей Каневский: Конечно. Оксана Галькевич: Вышли уже за несколько миллионов, и ставили себе цели выше, выше и выше. Алексей Каневский: Надеюсь, что будут прислушиваться. И недаром мы с вами здесь тоже обсуждаем. Поскольку решение это не принято, оно все-таки, как-никак, вынесено на некое обсуждение. Мы надеемся, что, по крайней мере, будет найдено правомерное компромиссное решение, возможно, как обычно. Константин Чуриков: Во всяком случае, сделана_ пауза как будто как раз для этого обсуждения? Оксана Галькевич: Алексей Борисович, а как вообще в такой ситуации можно вести бизнес? Ведь это достаточно серьезные инвестиции, серьезная работа. Если мы говорим о малых судах, корабликах этих_ всех, людях, которые работают в этой сфере. Это нужно готовиться много заранее, это нужно, может быть, кому-то брать кредиты заблаговременно. Алексей Каневский: Абсолютно правильно. Оксана Галькевич: Нужно готовить документы, техническое обслуживание и все прочее. Очень много работы. И вдруг, раз, меньше, чем за месяц до начала сезона, или когда уже началась навигация, прогулки по рекам и каналам, тебе говорят: "А в самый благоприятный период у вас простой". И ты никак не можешь к этому подготовиться. Алексей Каневский: Я хочу также напомнить этим чиновникам, и отметить, что этот бизнес абсолютно себе никакой не жирный, не плодоносящий бесконечно огромными прибылями. В данном случае летний сезон отчасти рассматривается такими бизнесменами как кормящий весь год, потому что они могут, например, на ремонт потом свою флотилию поставить в зимний период, когда ничего не ездит, и так далее. Если этого не произойдет, то большое количество компаний просто разорится. Они работают не на грани прибыли побольше или поменьше, а на грани вообще рентабельности, как, впрочем, и многие виды нашего бизнеса. И только-только привыкают к правилам игры, которые сейчас опять нарушаются. Константин Чуриков: У нас звонит телефон, который как раз из города на Неве. Владимир, здравствуйте. Вы в эфире. - Здравствуйте. Я Владимир Петрович, мне 60 лет, я из Санкт-Петербурга звоню. С удивлением узнал, что в июне месяце будет запрет на пользование водной акваторией в городе. Знаете, сказать, чтобы я возмущен – это вообще ничего не сказать. Это просто беспредел! Это ограничение даже не свободы, не знаю… Это какой-то беспредел! Я заволновался, даже слов нет. Оксана Галькевич: Привычная картина. Ваш жизненный уклад резко поменяется. Пейзаж, в конце концов, петербургский резко изменится, правда? - Ко мне приезжают гости, мы всегда пользуемся, на частном катере провозим по каналам. А как же посмотреть, не посмотреть? А тут, понимаете, кто-то решил, что нельзя этого делать, потому что там будет футбол, а всем остальным – смотреть на все это с берега. То же самое, что касается посещения Крестовского острова. Почему какие-то спецпропуска начали придумывать? Это с какой стати? Константин Чуриков: Владимир Петрович, а если представить себе, что все это все-таки, наверное, вызвано желанием обеспечить меры безопасности? С такой постановкой вопроса вы согласны? - Да не обеспечат они безопасность. Ну, что? Мы все с вами взрослые люди, все мы прекрасно понимаем, что рамка в метро не обеспечит от террориста, который захочет пронести туда взрывное устройство, потому что, если каждого подозрительного человека проверять, то тогда будет коллапс на местах сбора людей, просто коллапс. Мы прекрасно понимаем, что с терроризмом нужно бороться совсем другими методами, как это делает Израиль. Хотя бы Израиль. Оксана Галькевич: Может быть, есть еще все-таки какая-то надежда, что в Минтрансе поменяют свое мнение? Константин Чуриков: Надежда есть. Решение еще пока не окончательное. Оксана Галькевич: Потому что все-таки и глава Минтранса петербуржец. Если помните его по работе в Смольном – господин Соколов. - Понимаете, это просто великая глупость – взять и весь город 5-миллионный лишить дееспособности. Мы не имеем права пользоваться акваторией в своем городе, в родном городе мы не имеем права… Константин Чуриков: Как будто в гостях. - …потому что Соколов, министр транспорта, так решил. Понимаете? А он нас спросил, хотим мы этого или нет? Константин Чуриков: Это был голос петербуржца. Владимир Петрович был у нас в эфире. Спасибо за ваше мнение. И сразу еще звонок, опять Петербург, уже Галина выходит в эфир. Галина, здравствуйте. - С моей точки зрения, туризм для нашего Санкт-Петербурга очень важен. У нас с исторической точки зрения необыкновенно интересный, очень красивый, очень открытый город. И для него туризм – это первоочередное. Константин Чуриков: Согласны с вами. Я вообще не понимаю, как можно в Петербурге находиться, и по канавке не пройти под мостом, под другим мостом         , и выйти в акваторию Невы. Это же просто преступление. Алексей Каневский: Я просто еще раз хочу сказать, что, конечно, профессионалы должны заниматься своим делом, и нам, наверное, не с руки высказываться по поводу решений специальных служб, как лучше охранять город, в том числе в момент проведения крупных мероприятий. Но Санкт-Петербург – такой город, там перманентно происходят различные фестивали. А что происходит в этот момент с городом? Что, эти лодки сейчас ездят на каких-то незаконных основаниях, они не имеют лицензии? Каким образом в этот момент на них смотрят спецслужбы? А если это произойдет в ходе обычной жизни или другого мероприятия? Они же легально существуют, эти лодочки и суда. Сейчас они действуют, и, видимо, соблюдают некие законы и правила. Почему они должны что-то не соблюдать? Причем это же все на водной акватории. Опять мы вторгаемся в сферу спецслужб. Но что может произойти на водной глади на огромном расстоянии от самого стадиона? Им виднее, конечно, но перекрывать эту часть жизнедеятельности, туризма, бизнеса на этот момент просто недопустимо, на мой взгляд. Оксана Галькевич: А у вас нет ощущения, что если мы сейчас не проговорим эту тему, то через год гораздо сложнее будет что-то изменить? Ведь это только "Кубок конфедераций", его называют репетицией Чемпионата мира по футболу, и как раз через год тот самый Чемпионат мира по футболу. И если сейчас это решение будет принято и проведено в том виде, в каком предполагается сейчас, то в следующем году что-то изменить будет гораздо сложнее. Алексей Каневский: Есть большая надежда на то, что это действительно вынесено на обсуждение для нахождения правильного решения. Наверное, меры безопасности должны быть усилены. Но как, насколько, в какой части – это должно быть обсуждено тоже в том числе и с учетом общественного мнения, в том числе бизнес-сообщества. Константин Чуриков: Оренбургская область пишет, что "Наше Правительство зациклилось на спорте". Спрашивает город Москва: "А судиться с властями по поводу упущенной выгоды возможно, так поставить вопрос?". Алексей Каневский: Вопрос, мне кажется, сакраментальный. Ни о каком в данном случае судилище речи не может быть. Тем более, еще раз повторяю, даже в формулировке, которая вынесена на обсуждение, очень размытые сами по себе установочные нормы. Их можно трактовать и читать по-разному. Нет достаточных разъяснений. Нужно их дождаться и не допустить какого-то абсолютного беспредела, извините за это слово. Константин Чуриков: Алексей Борисович, а если посмотреть отдельно на долю малого и среднего бизнеса в том или ином городе, здесь мы видим прямую зависимость между количеством турпотока и количеством этих предприятий малого и среднего бизнеса? Алексей Каневский: Безусловно. Эти вещи сильно связаны. Особенно, еще раз повторяю, в Санкт-Петербурге. Город сам по себе непростой для развития бизнеса. Имеется в виду климатически, навигация очень короткая, и так далее. Константин Чуриков: Лето напоминает осень. Оксана Галькевич: Ладно-ладно, все нормально с погодой. Алексей Каневский: И так далее. Поэтому нужно сделать, наоборот, больше, чем можно, чтобы привлечь туда большее количество туризма и всего остального. Наоборот, может быть, даже на грани посмотреть, и какие-то ограничения ослабить еще больше, хотя бы на начальном этапе. Но этого, к сожалению, не происходит. Я думаю, что 90% бизнес-объединений высказываются отрицательно. Константин Чуриков: Алексей Борисович, давайте поиграем в такую игру. Если бы вы менеджером с широкими полномочиями, главным ответственным чиновником за этот проект "Кубок конфедераций" в Петербурге, как бы вы это построили? Алексей Каневский: В первую очередь я бы проанализировал вместе с профессиональными людьми, которые отвечают за безопасность, какими мерами можно действительно ограничиться. Послушал бы экспертов на эту тему с разных сторон. Я даже думаю, в силовых ведомствах неоднозначное мнение на эту тему. Потом бы, сформировав свое мнение, посмотрел, как будет работать бизнес в условиях минимальных возможных ограничений. И, безусловно, этот вопрос нужно сильно и заранее обсуждать. Мы сейчас с вами находимся в мае, а речь идет об июне. Этого недостаточно. Константин Чуриков: Я к тому, что в какую круглую копеечку обошелся стадион "Зенит Арена" городу и федеральному бюджету, каких огромных денег это стоило. И здесь возникает уникальная ситуация, когда в город приезжают люди, множество туристов… Оксана Галькевич: Пополнить бюджет, ты имеешь в виду, да, компенсировать затраты? Константин Чуриков: Да, именно, я только об этом_. Оксана Галькевич: С другой стороны, может быть, здесь проглядывается схема: вот есть задача – обеспечить безопасность во время проведения международного мероприятия. Но идут-то ведь от простого. Алексей Каневский: Конечно. Оксана Галькевич: А проще-то что? Запретить. "Сюда не ходи, сюда не смотри, там не поворачивай. Лодочки убрали, поставили на…" Алексей Каневский: Когда страна делает заявку на подобное мероприятие, она должна понимать, что затраты на безопасность в геометрической прогрессии должны возрастать. Это не может быть в обычном режиме. А стараются минимизировать, видимо, эти затраты, убрать все опасности, куда-то их спрятать за ширму. Так не получается. Так, на мой взгляд, не работает эта ситуация. Оксана Галькевич: Это, получается, затраты не только на безопасность, но и на глобальное неудобство. Алексей Каневский: Это уже дальше косвенные вещи. Они нарастают как снежный ком. Константин Чуриков: У нас сразу несколько звонков. Сначала будет Дмитрий из Санкт-Петербурга. Дмитрий, здравствуйте. Вы в эфире. - Здравствуйте. Константин Чуриков: Что думаете по поводу этой затеи? - Скажу так. Я коренной петербуржец, ленинградец, мне 45 лет. Я за наш футбольный клуб болею столько, сколько себя помню. У меня уже куплен билет, я пойду на Кубок конфедераций. Но когда я узнал решение Минтранса, для меня это стало шоком, потому что я считаю, что благосостояние и судьба нашего города гораздо важнее проведения такого мероприятия, как "Кубок конфедераций". Поэтому ситуация, когда ограничивают движение по акватории – для меня лично это совершенно непонятно. Мне кажется, что это вредно для нашего города. Я согласен совершенно с вашим гостем, что если мы на "Кубке конфедераций" так режем наш город, то что же будет в следующем году, когда здесь будет Чемпионат мира? Константин Чуриков: Спасибо за ваш отзыв. Оксана Галькевич: Петербург активен, звонит в основном Петербург. Константин Чуриков: Активна Москва тоже. Оксана Галькевич: Причем это люди, которые, может быть, должны быть раздражены, можно подумать со стороны, огромным потоком туристов. Константин Чуриков: Заполненный Невский проспект, через который не пройти. Оксана Галькевич: Да, весь Золотой треугольник. Тем не менее, люди совершенно иначе мыслят и понимают проблемы и значение туризма для своего города. Алексей Каневский: Конечно. Константин Чуриков: У нас еще активна Москва. Наталья, здравствуйте. - Добрый день. Это, конечно, какая-то запредельная новость. У вас в репортаже была директор турфирмы из Липецка. Мы сейчас обсуждаем, что это шарахнет по Санкт-Петербургу. А представьте, сколько турфирм по стране, по городам, которые организуют этот внутренний туризм. Этому директору из Липецка, у которой наверняка были туристы из Липецка, ей что делать, если люди сейчас откажутся? А в других городах? Вы понимаете, о чем я говорю. Это не только проблемы малого бизнеса Санкт-Петербурга, но и всей страны. Туда же люди из нашей стороны приезжают. Константин Чуриков: Логично. Спасибо, Наталья. Синергия всей этой проблемы. Оксана Галькевич: Это правильное замечание, на самом деле. Алексей Каневский: Насколько я слышал, речь уже идет не только о Санкт-Петербурге. Там Москва, Казань. Константин Чуриков: Не только в Петербурге, а в городах, которые принимают "Кубок конфедераций". Оксана Галькевич: Где, может быть, в меньшем масштабе, но тоже достаточно популярны, распространены прогулки. Алексей Каневский: Напоминает вбрасывание некоего шара для того, чтобы эту ситуацию действительно попробовать протестировать. Действительно, может быть, перед более крупным мероприятием. Константин Чуриков: Мы любим обсуждать все эти инициативы, измерять пульс общественного мнения. Сейчас давайте с вашей помощью, уважаемые зрители, подведем итоги голосования. Мы спрашивали вас: "Что важнее для Петербурга: футбол или туризм?". Оксана Галькевич: У нас очень интересные результаты. Константин Чуриков: За футбол проголосовал 1% опрошенных, за туризм 99%. Оксана Галькевич: Хотя, казалось бы, какая прекрасная возможность совместить и то, и другое, сделать_ это красиво. Константин Чуриков: Приятное с полезным. Оксана Галькевич: Да. Спасибо, уважаемые друзья. Спасибо всем, кто нам звонил, кто принимал участие в нашем опросе. И спасибо нашему гостю. В студии программы "Отражение" был Алексей Каневский, руководитель Комитета по экономике Московского отделения "Опоры России". Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо. Программа "ОТРажение" продолжится через несколько минут. Оставайтесь, пожалуйста.