Анастасия Орлова: Ну а сейчас – наша постоянная рубрика. Сегодня мы расскажем о профессии – художник фабрики елочных игрушек. Константин Точилин: Продолжаем Новый год, как и обещали. Анастасия Орлова: У нас в гостях Мария Хмелева. Посмотрите, какая у нас красота! Сейчас мы будем с вами… Мария Хмелева: Здравствуйте. Константин Точилин: Елки не хватает, но игрушки уже есть. Мария Хмелева: Игрушки есть. Анастасия Орлова: Ты, кстати, елку поставил? Константин Точилин: Я? Еще нет. Анастасия Орлова: И я еще нет. А вы? Мария Хмелева: Нет, еще нет. Зато в музее у нас очень много елок. Константин Точилин: Или вы ее вообще не ставите? Потому что если все время заниматься елочными игрушками, то от них уже с души воротит. Или нет? Мария Хмелева: Нет, мы ставим елку. У нас маленькие дети, поэтому, конечно, украшаем елочку. И желательно заранее, очень заранее. А игрушки действительно можно необязательно вешать на елку, их можно ставить на красивой подставочке или в коробочках. Так что много разных вариантов. Константин Точилин: Вообще давайте разберемся, откуда берутся елочные игрушки в принципе, кроме того как из Китая. Мария Хмелева: Нет, мы не из Китая их берем. У нас своя фабрика елочных игрушек, мы полностью делаем все с игрушками. То есть мы их вначале выдумываем. Вначале мы закупаем трубку, бельгийская трубка стеклянная. Потом стеклодувы выдувают шарики на таких газовых горелках. Серебрим шарики, делаем их зеркальными. Потом окунаем в краску, задаем тон основной. А потом уже создаем всю эту красоту, которую вы здесь видите. У нас разные есть игрушечки, очень много разных. Константин Точилин: Вы сейчас будете рассказывать, а мы пока спросим у наших зрителей: вы вообще какие елочные игрушки любите? Может быть, старые, которые в семье давно хранятся? Или наоборот – лучше покупать какие-то новые, современные? Анастасия Орлова: Или делаете своими руками, например. Константин Точилин: Да. Все ваши соображения принимаются и на наш SMS-портал, и на телефон. А вообще елочные игрушки когда изобрели? Мария Хмелева: Изобрели их, насколько я знаю, вообще… Ну, изначально елочными игрушками были… И пряниками украшали, и разными сладостями, конфетами, мандаринами, орешками. Константин Точилин: Апельсинами, да, мандаринами. Мария Хмелева: А вообще елочные игрушки стеклянные пошли из Германии, потому что вообще стекло было дорогое, и не каждый мог себе позволить производство стеклянных елочных игрушек. В Германии первые начали выдувать елочные игрушки. Анастасия Орлова: А знаете, что я еще… Константин Точилин: Это стеклянная или нет? Мария Хмелева: Да, только стекло у нас. Константин Точилин: То есть можно разбить, в случае чего? Будем аккуратны. Анастасия Орлова: Наши корреспонденты опросили жителей разных регионов, что они думают об игрушках. Давайте узнаем, какими игрушками они наряжают елки, делают ли они их своими руками. Константин Точилин: Давайте поглядим, да. Анастасия Орлова: Давайте посмотрим. Как вы украшаете елку на Новый год? — Елку мы ставим за десять дней до Нового года. Украшаем ее разными игрушками: шарики, деды морозы, всякие снегурочки, снеговики. На верхушке, как обычно, звезда. Этот процесс у нас затягивается на все эти десять дней. Мы очень долго ставим и любим украшать всей семьей. — Делали снеговичков, у нас снеговички есть стеклянные, красивые. — Вырезаю снежинки. Мы уже поставили елку. И я стараюсь создать атмосферу дома очень новогоднюю, потому что очень люблю этот праздник. — Я женщина из советских времен, поэтому, конечно, сейчас игрушки просто бесподобные, просто бесподобные. Как что-то появится такое красивое и модное, мы стараемся купить. — В основном не покупаю, а старые игрушки. Старые шары, петухи, затем домики, всякие фигурки звериные. Ну, современные игрушки, конечно, красивые, но они же очень дорогие. — Наряжаем обязательно – больше, конечно, покупными. Есть и свои, но чаще покупными. Нравятся шары. И больше воспоминаний из детства, когда было очень много игрушек, ну, в роли сказочных персонажей и прочего-прочего. — Наряжаем старыми игрушками – и самодельными, и покупными. Ну, старые как-то лучше, надежнее. — В основном покупными, конечно, чтобы лучше. А сейчас триколор – красный, белый и синий, чтобы елка красивая была. — У меня еще с тех времен остались старинные игрушки, я еще ими наряжаю. Качество было лучше. — Старые игрушки – какие-то воспоминания детства. А потом, как-то сейчас больше мишуры, и поэтому игрушек много и не надо. — В последнее время очень красивые покупные игрушки, особенно из стекла. — Шарики красивые. В принципе, конечно, стеклянные было бы лучше, но стеклянные тоже с ребенком уже опасные, потому что могут разбиться. — Нравятся, да, потому что они сейчас не бьются, как раньше. Какие нравятся? Ну, в основном изображения каких-то зверушек, это интересно. Шары, конечно же. Какие-то блестящие мягкие игрушки есть. Еще вешаем, естественно, конфетки всякие. — Обязательно наряжаем не искусственную, а настоящую елочку. И игрушки разные – и старые, и новые покупаем. Обязательно шары красивые, большие. Константин Точилин: Ну, вот так вот. Уже начинают нам эсэмэски от наших зрителей поступать. Одни пишут: "Нравятся старые игрушки, более душевные. Из современных китайских мало что нравится". А вот из Перми пишут, что новые и стекло предпочитают. То есть, в общем, ваша клиентура, да? Анастасия Орлова: Если нет каких-то особых способностей, я не знаю, к живописи, можно ли сделать игрушки самому? Будем сейчас учиться. Мария Хмелева: Можно. Конечно, мы сейчас научимся. Константин Точилин: Предположим, пока шел этот сюжет, мы тут выдули по стеклянному шарику. Мария Хмелева: Засеребрили, раскрасили, высушили. И теперь мы приступим к декору. У нас такие мастер-классы проводятся. Я вам передам кисточки. Константин Точилин: Давайте. Мария Хмелева: Возьмите, пожалуйста, каждый по кисточке. Клей. Константин Точилин: Держи. Анастасия Орлова: Я опасаюсь, получится ли у меня. Мария Хмелева: Все очень просто. Константин Точилин: Я даже не опасаюсь. Уже понятно, что не получится. Никаких сомнений в этом нет. Мария Хмелева: Сейчас мы проведем мастер-класс, как мы проводим в музее "Фабрика елочных игрушек" у нас. Как детки это делают? Детки берут кисточки. Анастасия Орлова: У деток получается, я думаю. Мария Хмелева: Вообще получается у всех, у всех абсолютно. Смотрите. Даже если мы просто покроем его блестками, весь шарик, он уже станет волшебным. Самое главное, что он будет уникальный и единственный в мире. Так что смотрите, что мы делаем. Мы окунаем кисточки в клей. Вот там у вас есть клей. Константин Точилин: ПВА. Мария Хмелева: Клей ПВА, да. Анастасия Орлова: Так. Что дальше делаем? Мария Хмелева: Все очень просто. Интересно, что все игрушки… Анастасия Орлова: Что делаем дальше? Мария Хмелева: Дальше мы начинаем что-либо рисовать. Вот смотрите… Анастасия Орлова: А я могу какую-то надпись сделать? Например, ОТР? Мария Хмелева: Конечно! Легко! Анастасия Орлова: Если у меня, конечно, получится. Мария Хмелева: А я возьму профессиональное приспособление. Это называется "фунтик". Анастасия Орлова: Как-как? Покажите. Мария Хмелева: Фунтик. Вот такая штучка чудесная. Ею можно делать тоненькие узоры. Вы возьмите кисточки. Вы можете делать что-то… Можно делать узорчики, можно рисовать, писать, подписывать "С Новым Годом!". Константин Точилин: Так, держи ты. Ну давай! Анастасия Орлова: Логотип канала рисую. Константин Точилин: Давай-давай-давай! Мария Хмелева: Можно делать разные интересности, узоры. Мы начинаем делать узор какой-либо. Для того чтобы он стал волшебным, его надо потом вот так вот присыпать блесточками. Константин Точилин: А чем? Блесточки из чего делаем? Мария Хмелева: Блесточки – это такая специальная… Константин Точилин: Пудра какая-то? Мария Хмелева: Да, заказываем резаную фольгу. Вот возьмите тоже, она у нас одна. Константин Точилин: Ну, это алюминий, да? Мария Хмелева: Нет, это не алюминий. Константин Точилин: Фольга же алюминиевая. Мария Хмелева: Нет, это стандартные блестки, называются они "глиттер". Они используются в лаке для ногтей, везде они используются. Константин Точилин: Можно нам показать, ребята? На какую камеру, если покрупнее? Анастасия Орлова: И, наверное, сейчас надо брать эти блестки. Константин Точилин: Да, давай бери эти блестки. Мария Хмелева: Да. И пока у вас еще не высохло, над тарелочкой… Анастасия Орлова: Вот режиссер мне подсказывает, говорит: "Настя, главное – не чихни!" Мария Хмелева: Да. Над тарелочкой посыпаете и стряхиваете. Смотрите, аккуратно. Бьем по руке. Анастасия Орлова: Так, сейчас, чувствую, я буду в блестках всю программу вести. Мария Хмелева: Мы все в блестках, это сезон. Анастасия Орлова: Просто сыплю сюда? Мария Хмелева: Да, просто посыпаете. А все, что… Константин Точилин: Лишнее отвалится, да. Мария Хмелева: А все, что лишнее… Вы вот так бьете именно по руке, не по стеклянному шарику. Анастасия Орлова: Сейчас я не могу, иначе у меня блестки все рассыплются. Константин Точилин: Жадная ты какая! Полную ложку прямо берешь. Мария Хмелева: Правильно, правильно. Константин Точилин: И вот так постучать! Анастасия Орлова: А-а-а! Он меня бьет! Там буквы не все видно. Что, можно показать? Ну что? Не знаю, как получилось. Константин Точилин: Ты нам покажи. Мария Хмелева: Вот если вы так не стряхнете, то получится… Анастасия Орлова: Так, во-первых, вам. Сейчас зрителям покажу. Мария Хмелева: ОТР. Анастасия Орлова: Ну, не очень видно, но получилось, в принципе, ОТР. Он будет хорошо смотреться на нашей новогодней елке в студии. Константин Точилин: На, второй делай. Анастасия Орлова: Смотрите, он свой мне отдал. Мария Хмелева: Как же так? Надо всем же… Анастасия Орлова: Назвал груздем. Мария Хмелева: А давайте я вам дам как раз… Давайте так, я вам дам фунтик. Анастасия Орлова: Пожалуйста, дайте ему что-нибудь Мария Хмелева: Это будет уже интереснее. Могу вам дать такую попроще игрушечку, на ней проще рисовать, она плоская. Не каждый может начать сразу рисовать на сферической. Константин Точилин: Я все пытаюсь от этого уйти, а вы меня все заставляете. Анастасия Орлова: Я здесь могу снежинки сделать. Не отлынивай. Давай. Мария Хмелева: У нас очень интересно, что в музей приходят люди – не только детки, но и взрослые. И когда они начинают такую красоту творить, они становятся детьми, потому что это очень увлекательный процесс. Сейчас мы декорируем вам шарик. Я тоже подпишу. Анастасия Орлова: Все! У меня уже стол в блестках. Мария Хмелева: Прекрасно! Константин Точилин: Так, вы сейчас увлечетесь – и мы будем сидеть и молчать. Анастасия Орлова: Костя тоже рисует логотип канала ОТР. Константин Точилин: У меня фантазия… Мария Хмелева: А мы, по-моему, все начали его рисовать. Константин Точилин: Фантазия небогатая абсолютно. Фантазия. Кстати, о ней. Вообще откуда берется дизайн игрушек? У вас есть какие-то люди, которые сидят и долгими зимними вечерами разрабатывают? Мария Хмелева: Обязательно. Константин Точилин: Или же каждый художник, куда повела его кривая вдохновения – туда его и вывела? Мария Хмелева: Именно так. Каждый художник рисует что-то свое, у каждого своя идея. Кто-то рисует игрушки вот такие, как здесь: зайчики, лисята. Детишек у нас рисуют. Кто-то рисует, естественно, символы года. Следующий год у нас Петуха, все яркое такое в моде. У нас рождаются очень уникальные вещи, как, например, цветы и клубника на елочных игрушках. Константин Точилин: Ну, это уже другая какая-то технология. Анастасия Орлова: Красота-то какая! Мария Хмелева: Изначально мы начали эту коллекцию… Константин Точилин: Так, посыпь, пожалуйста. Анастасия Орлова: А почему я опять сыпать должна? Я и так уже вся в блестках! Константин Точилин: Ну, у тебя это… Вот-вот! Чтобы кто-то один в блестках. Анастасия Орлова: Слушайте… Мария Хмелева: Эту коллекцию когда мы начали, долго смеялись – как же так у нас цветы на елке? Но оказалось востребованно. Анастасия Орлова: Все, теперь и Костя в блестках! Константин Точилин: А что? Вполне снежинка, между прочим. Мария Хмелева: Ух ты! Волшебно! Анастасия Орлова: Ну, у тебя мельче буквы, а у меня крупнее. Константин Точилин: А у меня работа мельче. Мария Хмелева: Все увлеклись. Константин Точилин: Так вот, кто во что гораздо, получается? Мария Хмелева: Да. У каждого художника есть что-то свое. Некоторые рисуют классические пейзажи. Ну, это востребованно всегда. Открою секрет. Как раз у вас такая чудесная заставка в сиренево-голубых тонах – это просто тренд вообще! Константин Точилин: Да? Мария Хмелева: И эти игрушки скупают первыми, даже до того момента, как их разрисовали. То есть у нас художники работают в музее, приходят посетители и говорят: "А можно я вот эту возьму?" Говорят: "Незаконченная еще". – "Нет, именно эта". Константин Точилин: Хорошо. Но при всей фантазии нарисовать пейзаж, нарисовать правильные, в тренде цвета, как на нашем канале… Все равно мы ограничены формой – у нас есть шар и ничего больше. Или же можно выдуть какую-нибудь другую штучку? Мария Хмелева: Можно выдуть. Константин Точилин: Кстати! Художник – он только расписывает или он же еще и стеклодув? Или это разные истории? Мария Хмелева: Нет, это разные. Вообще для того, чтобы… Константин Точилин: То есть у вас есть цех, где выдувают? Мария Хмелева: Конечно. Интересно то, что игрушки, которые мы сейчас видим уже готовые, наша продукция… До того, как сюда попасть, к ним прикоснулось очень много людей и вложили свою душу в создание в данном случае этой игрушки. Вначале стеклодув ее выдул, потом ее серебрили, красили. Каждый человек делает отдельную операцию, и делают разные люди. Константин Точилин: То есть конвейер. А где же творчество? Мария Хмелева: Даже вот этот колпачок вставить. Конечно, вначале идет конвейер, а потом идет творчество уже художника. Мы придумываем новые сюжеты, согласовываем их, проверяем на наших… Константин Точилин: А с кем вы согласовываете? Мария Хмелева: На самом деле мы согласовываем с продавцами нашего магазина. У нас при музее есть магазин. Мы выкладываем на витрины все, что рисуют наши художники, и смотрим, что первое разбирают. То, что разобрали – то мы и рисуем в межсезонье. Константин Точилин: То есть у вас производство круглогодичное? Мария Хмелева: Да. Константин Точилин: Нельзя сказать, что в сентябре навалились, нарисовали и… Мария Хмелева: Это невозможно. Константин Точилин: А когда продается это? Ведь только перед Новым годом? Или же в течение года тоже какие-то покупки происходят? Мария Хмелева: Вообще разные есть сегменты рынка. Константин Точилин: А чего ты свой на видное место поставила, а мой – нет? Анастасия Орлова: Ну, около себя поставь. Почему только около меня должно быть красиво? Константин Точилин: У нас тут будет выставка достижений нашего хозяйства. Анастасия Орлова: Понятно. Чтобы все упало на меня. Константин Точилин: Нет-нет, чтобы видно было. Анастасия Орлова: Его не поставишь. Просто показать. Мария Хмелева: Какие-то работы мы рисуем на оптовый рынок. Оптом игрушки покупают уже в январе, в феврале и в марте, на самом деле. То, что продается в музее, в магазинах – это идет уже с ноября месяца, как правило. Люди готовы покупать елочные игрушки, когда выпадает первый снег. Константин Точилин: Вот так вот. Анастасия Орлова: У нас есть звонок, Мария, из Приморского края. Хотят рассказать о своих воспоминаниях, в том числе об игрушках. Светлана, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Я хочу что рассказать? Мы жили в детстве в далеком Приморском крае, в далекой деревне, и нас пятеро детей было. И всегда к Новому году мы собирались старшие с папой и делали игрушки сами. Клеили, флажки делали, рисовали, красили. Делали фонари, фонарики вот такие, слаживали, клеили, цепочки разноцветные. После вырезали из цветной бумаги какие-то фигурки. И все это навешивали на елку, вернее – не навешивали, а все приготавливали заранее. После отец елку приносил нам из леса, конечно. Мы ложились спать, а утром рано просыпались и знали, что отец сам наряжал нам елку, мы еще такие небольшие были. Утром просыпались – и елка! Конфеты вешали, пряники, яблоки вешали и много вот этих самодельных игрушек. Во-первых, игрушек было не так много, в деревне вообще их не купишь нигде. А во-вторых, пятеро детей, семья. Папа пчеловодом работал, мама с нами сидела. Нас восемь человек в семье было с бабушек, денег не хватало на игрушки. Анастасия Орлова: А вы елку продолжаете наряжать? Елку будете наряжать к этому Новому году? Зритель: Да, я каждый год… Вот сейчас уже живу одна, дети разъехались (двое детей) по своим семьям. Они наряжают елки. А я покупаю ветки и украшаю мишурой. Игрушки старые у меня еще есть, которые детьми еще покупали. Вешаю эти игрушки, устанавливаю в какую-нибудь вазу. Константин Точилин: Светлана, вы так вкусно рассказываете, что хочется прямо просто уже… Анастасия Орлова: Уйти с программы и наряжать елку. Константин Точилин: Уйти и начать наряжать елку. Спасибо за ваш звонок! Вот что еще нам пишут: "У меня остались старые елочные игрушки на прищепках, очень трогательные и любимые". Делают сейчас на прищепках, нет? Мария Хмелева: Да, делают. У нас продаются такие. Константин Точилин: И у вас тоже делают, да? Мария Хмелева: Да. Константин Точилин: "В Иркутске в основном в продаже елочные игрушки из Китая, поэтому украшаем новогоднюю елку старыми, советскими. А вот российские стеклянные игрушки расписные стали хорошим новогодним подарком, так как игрушка из стекла очень красивая, в нарядной упаковке, дорого стоит – хороший подарок на Новый год". А дорого ли стоят игрушки, кстати? Мария Хмелева: У нас игрушки начинаются стоимостью от 100 рублей. Ну, пейзажи подороже. Вот вы видите, у нас такой чудесный пейзажик, он весь расписан. Очень интересный, да? Анастасия Орлова: Такая настоящая зима. Константин Точилин: Ой, Маша, подержите еще, вот сейчас как раз крупно показывают. Мария Хмелева: Вот такие вещи у нас стоят от 650 до 850 рублей. Константин Точилин: В общем, недешевые, да. Мария Хмелева: Но на самом деле это же… Мы сейчас создаем свою коллекцию своей семьи. У нас хранятся коллекции наших бабушек, дедушек, и мы ими дорожим, правильно? А сейчас люди тоже могут собирать свои коллекции. Вот это коллекционный шар. Константин Точилин: В принципе, базовый набор игрушек-то, наверное, практически у всех есть, да? Мария Хмелева: Ну конечно. Константин Точилин: А так раз в год купить хотя бы по одному шарику и себе на елку повесить – почему нет? Так вот, вы стали рассказывать, что не только шарик это может быть. Мария Хмелева: Да, может быть формовая игрушка. Но формовые игрушки желательно делать большими количествами, хотя бы от 500 штук. Для этого 3D-мастер, 3D-дизайнер делает форму… Константин Точилин: То есть это теперь через компьютер все? Мария Хмелева: Да-да-да, сейчас это компьютеризировано. Есть 3D-принтеры, которые делают прототип этой игрушки из полимерных материалов Константин Точилин: Ну, это мы знаем. У нас тут даже притаскивали сюда 3D-принтер и показывали, как это работает. Мария Хмелева: Это очень интересная вещь, да. Потом создаются формы металлические. И уже в них… они такие двойные, в них также вставляется трубка-стеклодув, нагревают трубку и выдувают формовую игрушку. Константин Точилин: Спрашивают: "Почему не делают игрушки стеклянные?" Как раз со стеклянными и имеем дело. Мария Хмелева: Делают, делают. Константин Точилин: А почему вы делаете стеклянные, а не делаете пластиковые? Это же, наверное, дешевле. Мария Хмелева: Во-первых, у пластика очень много минусов. Он царапается. Пластиковые игрушки выбрасывают. Ну, они как бы не несут в себе какой-то великой ценности. А стеклянные елочные игрушки, мы проверяли, их не выкидывают. Даже если делают с логотипом компании, стеклянные, все равно их ставят аккуратненько либо в офисе в шкафчик, либо домой елочку наряжают. Стекло ценится. Анастасия Орлова: А расскажите о работе с детьми. Вот мы сейчас с Костей делали сами игрушки… Константин Точилин: Впали в детство, да. Анастасия Орлова: В общем, испытали очень приятные и положительные эмоции. Не знаю, как ты, а я – да. А вот дети, наверное, восторг просто испытывают, когда делают эти игрушки. И, наверное, забирают их, естественно, домой? Мария Хмелева: Конечно. Анастасия Орлова: Какова судьба этих игрушек потом? Мария Хмелева: Естественно, детки. У нас приходят в музей дети. Мы им всем одеваем колпачки, чтобы они были похожи на гномиков. А гномики… Анастасия Орлова: Могли ведь и нам принести! Пришлось вести бы в колпачках программу. Мария Хмелева: У нас маленькие колпачки для деток. И детки, когда они воодушевляются всем рассказанным на экскурсии и приходят на мастер-классы, они такое творят! Некоторые действительно подают идеи хорошие для художников. Это серьезно, есть и такие детки. Есть детки, которые просто повторяют. Но в любом случае шарики уникальные. Это шикарный подарок для бабушек, дедушек, мам. Некоторые люди возвращаются каждый год на мастер-классы, и детки по мере их возраста рисуют каждый раз что-то новое – и елочка украшается каждый раз уникальными игрушками. Анастасия Орлова: Может, я еще один сделаю? Мария Хмелева: Давайте. Константин Точилин: А вообще производство елочных игрушек… Мария Хмелева: А хотите, я вам такую штуку дам? Анастасия Орлова: Я ею не умею пользоваться. Константин Точилин: Да, вот этой штукой… А, вот! Я могу отдать. Мария Хмелева: А ею удобнее. Попробуйте. Анастасия Орлова: Костя с радостью отдает свою "эту штуку". Константин Точилин: Нет, ею правда удобнее. Анастасия Орлова: Это тоже для клея? Константин Точилин: Там внутри клей. Мария Хмелева: Нет-нет, там уже есть клей внутри, поэтому просто надавливаете. Анастасия Орлова: Сейчас… Я боюсь. Мария Хмелева: И ею можно писать любые надписи. Очень удобно. Константин Точилин: А как бизнес производство елочных игрушек? Это же, по идее, вечный товар получается. Это, наверное, то, что покупают всегда, даже в сложные времена. Или вы как-то столкнулись с тем, что последние годы у нас кризисные такие, не до жиру, и не спали продажи, нет? Мария Хмелева: Вы знаете, было несколько интересных моментов, когда был 2008–2009 год, вот этот самый кризис. Мы ожидали, что будет… Константин Точилин: Ну, теперь кажут, что сейчас "самый кризис", а тогда… Мария Хмелева: Да. Ну, тогда ожидали, что будет действительно все не очень хорошо. Но, как ни странно, в тот год продажи увеличились. Константин Точилин: Увеличились? Мария Хмелева: Вот придумайте подарок за 200 рублей так, чтобы это было не стыдно подарить? Шампанское уже хорошее не купишь. Константин Точилин: Ну, это как квашеная капуста, да? И подать не стыдно, и сожрут – не жалко. Мария Хмелева: Конечно, да. Когда вы делаете шарики, можно прийти и самому подписать шарик. Можно прийти к художнику. У нас в магазине можно купить абсолютно любой шарик, от самой минимальной стоимости… Константин Точилин: То есть у вас можно купить "полуфабрикат" и долгими зимними вечерами его пораскрашивать – и потом уникальная авторская вещь получается, как у нас сейчас? Мария Хмелева: Можно, конечно. А можно художника попросить подписать шарик, купленный в магазине, например: "Любимой маме". Константин Точилин: Ну, мало ли кому еще. А конкуренция с вездесущим Китаем вообще присутствует у вас как-то, или вы как-то на разных елочных полюсах? Мария Хмелева: Вы знаете, российские игрушки ценятся. Мы были на выставке во Франкфурте, это всемирная выставка Christmasworld… Анастасия Орлова: Покупают, да? Мария Хмелева: Именно российские игрушки на высоте. Китай – тоже молодцы, у них очень много всего интересного в производстве. Мы стараемся формировать хороший высокий вкус у детей, которые приходят, видят вот такие шарики, и им хочется красоту. Константин Точилин: Среди елочных игрушек из детства были советского производства китайские фонарики, а сейчас у нас китайского производства классические наши игрушки. Скажите, а вы не делаете какие-то реплики советских игрушек, дореволюционных игрушек, может быть? Анастасия Орлова: Да, было бы интересно. Мария Хмелева: Вот как раз роспись на советскую тему, советская игрушка. Константин Точилин: Нет, это на тему. Мария Хмелева: Да, это на тему. Константин Точилин: А ведь игрушки были не совершенно такие. Мария Хмелева: У нас есть интересный момент. Когда мы в музее нашем показываем советские игрушки, у нас есть игрушки 1905 года, и обязательно кто-нибудь скажет: "Вот раньше были игрушки лучше, красивее". Константин Точилин: Ну, раньше и трава была зеленее, как известно. Мария Хмелева: Но у нас, в нашей семье есть книжка, изданная коллекционером елочных игрушек. И мы, когда приходят к нам гости, задаем вопрос: "А как вы думаете, что это?" – показывая картинки, фотографии игрушек. Многие не угадывают. Тогда производство было еще более кустарным. Константин Точилин: Ну конечно. Мария Хмелева: И игрушки нам казались такими красивыми только потому, что это было детство, а в детстве все казалось намного волшебнее и интереснее. Анастасия Орлова: А ваша любимая игрушка детства? Может быть, какая-то… Мария Хмелева: У меня? Наверное, колокольчики. Мне нравилось, когда елку чуть потрясешь – и она начинает звенеть. Для меня это были волшебные колокольчики. Анастасия Орлова: Вы сохранили эту игрушку? Мария Хмелева: Да, они хранятся, конечно. Анастасия Орлова: И она будет на вашей елке на этот Новый год? Мария Хмелева: Ну, наверное. Постараюсь ее найти. Она есть, она точно есть. Анастасия Орлова: А, вы ее потеряли! Константин Точилин: "А стеклянные бусы на елку сейчас делают?" – спрашивают нас из Саратовской области. Мария Хмелева: Делают. Делают, конечно. Константин Точилин: И вы делаете? Или нет? Мария Хмелева: Да. Есть фабрика елочных игрушек в Клину. Они делают как раз реплики таких советских игрушек, у них много всего интересного. И есть у них бусы. Константин Точилин: А где вообще фабрики сосредоточены? Или как-то они разбросаны? И много вообще фабрик? Конкурентов много у вас? Мария Хмелева: Фабрик очень мало, на постсоветском пространстве очень мало. Есть фабрика известная "Ариель" в Нижнем Новгороде, в Клину Московской области, "Елочка". Есть фабрика в городе Заречный Пензенской области, фабрика им. 1 Мая. Константин Точилин: А вы где есть? Вот тоже спрашивают: "Где этот ваш чудо-завод?" Из Иркутска вопрос. И как его найти на просторах интернета? Мария Хмелева: Все, что мы видим здесь, игрушки – это создано руками моими и мастеров нашего музея, который находится в Сокольниках, в Москве, в парке Сокольники. Туда можно прийти (мы работаем каждый день с 11 до 8 вечера) и посмотреть, как все это расписывается, выбрать что-то для себя, сходить на экскурсию. Константин Точилин: В интернете можно на вас посмотреть? Потому что из Иркутска-то, в общем, не наездишься. Мария Хмелева: Да. Константин Точилин: Может быть, посмотреть. Может, видео мастер-классов какие-то есть? Мария Хмелева: Да, есть, очень много видео снимают телекомпании, которые к нам приезжают за новогодним настроением. У нас на сайте 31-12.рф можно посмотреть много информации про нас. Константин Точилин: Ну и можно спросить у "Яндекса" в крайнем случае. Мария Хмелева: Конечно. Музей "Фабрика елочных игрушек", мы первые. Константин Точилин: Очень много теплых и хороших слов вам и поздравлений. Мария Хмелева: Спасибо. Константин Точилин: И "дай Бог здоровья"… Ну, "жениха богато", видимо, неактуально уже, да? Мария Хмелева: Нет, уже нет. Анастасия Орлова: Желают творчества вам. Константин Точилин: Последний вопрос, естественно, про деньги. Все спрашивают, сколько стоит вот эта красота, которая у нас на столе. Анастасия Орлова: Почем? Мария Хмелева: Ну, давайте посмотрим. Константин Точилин: Минутка у нас буквально. Мария Хмелева: Вот этот шарик будет стоить 450 рублей, вот такого плана. Вот эти тоже около 500 рублей. Такие шарики будут стоить около 300 рублей. Вот этот стоит, по-моему, 450 или 500, не помню точно. Вот эти игрушки стоят 850 рублей, они с объемной пастой. Видите, какие? У нас были интересности: когда их делали, клубничка иногда отваливалась, "созревала". Пейзажи по 750–850 рублей в среднем, на таких вот шариках. Константин Точилин: Ну и то, что сделала Настя… Анастасия Орлова: Это бесценно! Константин Точилин: Бесценно. А мое тоже бесценно, но на 20% дороже. Спасибо! Уже предпраздничное настроение. И будем еще дальше на разные новогодние темы в этой программе говорить аж до Нового года. А у нас в гостях была Мария Хмелева, главный художник "Фабрики елочных игрушек". Спасибо! И с наступающим! Анастасия Орлова: Спасибо. Мария Хмелева: И вас с наступающим!