Мария Хмелева: Даже если просто покрыть блестками елочный шарик, он уже станет волшебным
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-professii-kto-23995.html Анастасия
Орлова: Ну а сейчас –
наша постоянная рубрика. Сегодня мы расскажем о профессии – художник фабрики елочных
игрушек.
Константин
Точилин: Продолжаем Новый
год, как и обещали.
Анастасия
Орлова: У нас в гостях
Мария Хмелева. Посмотрите, какая у нас красота! Сейчас мы будем с вами…
Мария
Хмелева: Здравствуйте.
Константин
Точилин: Елки не хватает,
но игрушки уже есть.
Мария
Хмелева: Игрушки есть.
Анастасия
Орлова: Ты, кстати, елку
поставил?
Константин
Точилин: Я? Еще нет.
Анастасия
Орлова: И я еще нет.
А вы?
Мария
Хмелева: Нет, еще нет.
Зато в музее у нас очень много елок.
Константин
Точилин: Или вы ее вообще
не ставите? Потому что если все время заниматься елочными игрушками, то от них уже
с души воротит. Или нет?
Мария
Хмелева: Нет, мы ставим
елку. У нас маленькие дети, поэтому, конечно, украшаем елочку. И желательно заранее,
очень заранее. А игрушки действительно можно необязательно вешать на елку, их можно
ставить на красивой подставочке или в коробочках. Так что много разных вариантов.
Константин
Точилин: Вообще давайте
разберемся, откуда берутся елочные игрушки в принципе, кроме того как из Китая.
Мария
Хмелева: Нет, мы не из
Китая их берем. У нас своя фабрика елочных игрушек, мы полностью делаем все с игрушками.
То есть мы их вначале выдумываем. Вначале мы закупаем трубку, бельгийская трубка
стеклянная. Потом стеклодувы выдувают шарики на таких газовых горелках. Серебрим
шарики, делаем их зеркальными. Потом окунаем в краску, задаем тон основной. А потом
уже создаем всю эту красоту, которую вы здесь видите. У нас разные есть игрушечки,
очень много разных.
Константин
Точилин: Вы сейчас будете
рассказывать, а мы пока спросим у наших зрителей: вы вообще какие елочные игрушки
любите? Может быть, старые, которые в семье давно хранятся? Или наоборот – лучше
покупать какие-то новые, современные?
Анастасия
Орлова: Или делаете своими
руками, например.
Константин
Точилин: Да. Все ваши
соображения принимаются и на наш SMS-портал, и на телефон. А вообще елочные игрушки
когда изобрели?
Мария
Хмелева: Изобрели их,
насколько я знаю, вообще… Ну, изначально елочными игрушками были… И пряниками украшали,
и разными сладостями, конфетами, мандаринами, орешками.
Константин
Точилин: Апельсинами,
да, мандаринами.
Мария
Хмелева: А вообще елочные
игрушки стеклянные пошли из Германии, потому что вообще стекло было дорогое, и не
каждый мог себе позволить производство стеклянных елочных игрушек. В Германии первые
начали выдувать елочные игрушки.
Анастасия
Орлова: А знаете, что
я еще…
Константин
Точилин: Это стеклянная
или нет?
Мария
Хмелева: Да, только стекло
у нас.
Константин
Точилин: То есть можно
разбить, в случае чего? Будем аккуратны.
Анастасия
Орлова: Наши корреспонденты
опросили жителей разных регионов, что они думают об игрушках. Давайте узнаем, какими
игрушками они наряжают елки, делают ли они их своими руками.
Константин
Точилин: Давайте поглядим,
да.
Анастасия
Орлова: Давайте посмотрим.
Как вы украшаете елку на Новый год?
— Елку мы ставим
за десять дней до Нового года. Украшаем ее разными игрушками: шарики, деды морозы,
всякие снегурочки, снеговики. На верхушке, как обычно, звезда. Этот процесс у нас
затягивается на все эти десять дней. Мы очень долго ставим и любим украшать всей
семьей.
— Делали снеговичков,
у нас снеговички есть стеклянные, красивые.
— Вырезаю снежинки.
Мы уже поставили елку. И я стараюсь создать атмосферу дома очень новогоднюю, потому
что очень люблю этот праздник.
— Я женщина из
советских времен, поэтому, конечно, сейчас игрушки просто бесподобные, просто бесподобные.
Как что-то появится такое красивое и модное, мы стараемся купить.
— В основном
не покупаю, а старые игрушки. Старые шары, петухи, затем домики, всякие фигурки
звериные. Ну, современные игрушки, конечно, красивые, но они же очень дорогие.
— Наряжаем обязательно
– больше, конечно, покупными. Есть и свои, но чаще покупными. Нравятся шары. И больше
воспоминаний из детства, когда было очень много игрушек, ну, в роли сказочных персонажей
и прочего-прочего.
— Наряжаем старыми
игрушками – и самодельными, и покупными. Ну, старые как-то лучше, надежнее.
— В основном
покупными, конечно, чтобы лучше. А сейчас триколор – красный, белый и синий, чтобы
елка красивая была.
— У меня еще
с тех времен остались старинные игрушки, я еще ими наряжаю. Качество было лучше.
— Старые игрушки
– какие-то воспоминания детства. А потом, как-то сейчас больше мишуры, и поэтому
игрушек много и не надо.
— В последнее
время очень красивые покупные игрушки, особенно из стекла.
— Шарики красивые.
В принципе, конечно, стеклянные было бы лучше, но стеклянные тоже с ребенком уже
опасные, потому что могут разбиться.
— Нравятся, да,
потому что они сейчас не бьются, как раньше. Какие нравятся? Ну, в основном изображения
каких-то зверушек, это интересно. Шары, конечно же. Какие-то блестящие мягкие игрушки
есть. Еще вешаем, естественно, конфетки всякие.
— Обязательно
наряжаем не искусственную, а настоящую елочку. И игрушки разные – и старые, и новые
покупаем. Обязательно шары красивые, большие.
Константин
Точилин: Ну, вот так
вот. Уже начинают нам эсэмэски от наших зрителей поступать. Одни пишут: "Нравятся
старые игрушки, более душевные. Из современных китайских мало что нравится".
А вот из Перми пишут, что новые и стекло предпочитают. То есть, в общем, ваша клиентура,
да?
Анастасия
Орлова: Если нет каких-то
особых способностей, я не знаю, к живописи, можно ли сделать игрушки самому? Будем
сейчас учиться.
Мария
Хмелева: Можно. Конечно,
мы сейчас научимся.
Константин
Точилин: Предположим,
пока шел этот сюжет, мы тут выдули по стеклянному шарику.
Мария
Хмелева: Засеребрили,
раскрасили, высушили. И теперь мы приступим к декору. У нас такие мастер-классы
проводятся. Я вам передам кисточки.
Константин
Точилин: Давайте.
Мария
Хмелева: Возьмите, пожалуйста,
каждый по кисточке. Клей.
Константин
Точилин: Держи.
Анастасия
Орлова: Я опасаюсь, получится
ли у меня.
Мария
Хмелева: Все очень просто.
Константин
Точилин: Я даже не опасаюсь.
Уже понятно, что не получится. Никаких сомнений в этом нет.
Мария
Хмелева: Сейчас мы проведем
мастер-класс, как мы проводим в музее "Фабрика елочных игрушек" у нас.
Как детки это делают? Детки берут кисточки.
Анастасия
Орлова: У деток получается,
я думаю.
Мария
Хмелева: Вообще получается
у всех, у всех абсолютно. Смотрите. Даже если мы просто покроем его блестками, весь
шарик, он уже станет волшебным. Самое главное, что он будет уникальный и единственный
в мире. Так что смотрите, что мы делаем. Мы окунаем кисточки в клей. Вот там у вас
есть клей.
Константин
Точилин: ПВА.
Мария
Хмелева: Клей ПВА, да.
Анастасия
Орлова: Так. Что дальше
делаем?
Мария
Хмелева: Все очень просто.
Интересно, что все игрушки…
Анастасия
Орлова: Что делаем дальше?
Мария
Хмелева: Дальше мы начинаем
что-либо рисовать. Вот смотрите…
Анастасия
Орлова: А я могу какую-то
надпись сделать? Например, ОТР?
Мария
Хмелева: Конечно! Легко!
Анастасия
Орлова: Если у меня,
конечно, получится.
Мария
Хмелева: А я возьму профессиональное
приспособление. Это называется "фунтик".
Анастасия
Орлова: Как-как? Покажите.
Мария
Хмелева: Фунтик. Вот
такая штучка чудесная. Ею можно делать тоненькие узоры. Вы возьмите кисточки. Вы
можете делать что-то… Можно делать узорчики, можно рисовать, писать, подписывать
"С Новым Годом!".
Константин
Точилин: Так, держи ты.
Ну давай!
Анастасия
Орлова: Логотип канала
рисую.
Константин
Точилин: Давай-давай-давай!
Мария
Хмелева: Можно делать
разные интересности, узоры. Мы начинаем делать узор какой-либо. Для того чтобы он
стал волшебным, его надо потом вот так вот присыпать блесточками.
Константин
Точилин: А чем? Блесточки
из чего делаем?
Мария
Хмелева: Блесточки –
это такая специальная…
Константин
Точилин: Пудра какая-то?
Мария
Хмелева: Да, заказываем
резаную фольгу. Вот возьмите тоже, она у нас одна.
Константин
Точилин: Ну, это алюминий,
да?
Мария
Хмелева: Нет, это не
алюминий.
Константин
Точилин: Фольга же алюминиевая.
Мария
Хмелева: Нет, это стандартные
блестки, называются они "глиттер". Они используются в лаке для ногтей,
везде они используются.
Константин
Точилин: Можно нам показать,
ребята? На какую камеру, если покрупнее?
Анастасия
Орлова: И, наверное,
сейчас надо брать эти блестки.
Константин
Точилин: Да, давай бери
эти блестки.
Мария
Хмелева: Да. И пока у
вас еще не высохло, над тарелочкой…
Анастасия
Орлова: Вот режиссер
мне подсказывает, говорит: "Настя, главное – не чихни!"
Мария
Хмелева: Да. Над тарелочкой
посыпаете и стряхиваете. Смотрите, аккуратно. Бьем по руке.
Анастасия
Орлова: Так, сейчас,
чувствую, я буду в блестках всю программу вести.
Мария
Хмелева: Мы все в блестках,
это сезон.
Анастасия
Орлова: Просто сыплю
сюда?
Мария
Хмелева: Да, просто посыпаете.
А все, что…
Константин
Точилин: Лишнее отвалится,
да.
Мария
Хмелева: А все, что лишнее…
Вы вот так бьете именно по руке, не по стеклянному шарику.
Анастасия
Орлова: Сейчас я не могу,
иначе у меня блестки все рассыплются.
Константин
Точилин: Жадная ты какая!
Полную ложку прямо берешь.
Мария
Хмелева: Правильно, правильно.
Константин
Точилин: И вот так постучать!
Анастасия
Орлова: А-а-а! Он меня
бьет! Там буквы не все видно. Что, можно показать? Ну что? Не знаю, как получилось.
Константин
Точилин: Ты нам покажи.
Мария
Хмелева: Вот если вы
так не стряхнете, то получится…
Анастасия
Орлова: Так, во-первых,
вам. Сейчас зрителям покажу.
Мария
Хмелева: ОТР.
Анастасия
Орлова: Ну, не очень
видно, но получилось, в принципе, ОТР. Он будет хорошо смотреться на нашей новогодней
елке в студии.
Константин
Точилин: На, второй делай.
Анастасия
Орлова: Смотрите, он
свой мне отдал.
Мария
Хмелева: Как же так?
Надо всем же…
Анастасия
Орлова: Назвал груздем.
Мария
Хмелева: А давайте я
вам дам как раз… Давайте так, я вам дам фунтик.
Анастасия
Орлова: Пожалуйста, дайте
ему что-нибудь
Мария
Хмелева: Это будет уже
интереснее. Могу вам дать такую попроще игрушечку, на ней проще рисовать, она плоская.
Не каждый может начать сразу рисовать на сферической.
Константин
Точилин: Я все пытаюсь
от этого уйти, а вы меня все заставляете.
Анастасия
Орлова: Я здесь могу
снежинки сделать. Не отлынивай. Давай.
Мария
Хмелева: У нас очень
интересно, что в музей приходят люди – не только детки, но и взрослые. И когда они
начинают такую красоту творить, они становятся детьми, потому что это очень увлекательный
процесс. Сейчас мы декорируем вам шарик. Я тоже подпишу.
Анастасия
Орлова: Все! У меня уже
стол в блестках.
Мария
Хмелева: Прекрасно!
Константин
Точилин: Так, вы сейчас
увлечетесь – и мы будем сидеть и молчать.
Анастасия
Орлова: Костя тоже рисует
логотип канала ОТР.
Константин
Точилин: У меня фантазия…
Мария
Хмелева: А мы, по-моему,
все начали его рисовать.
Константин
Точилин: Фантазия небогатая
абсолютно. Фантазия. Кстати, о ней. Вообще откуда берется дизайн игрушек? У вас
есть какие-то люди, которые сидят и долгими зимними вечерами разрабатывают?
Мария
Хмелева: Обязательно.
Константин
Точилин: Или же каждый
художник, куда повела его кривая вдохновения – туда его и вывела?
Мария
Хмелева: Именно так.
Каждый художник рисует что-то свое, у каждого своя идея. Кто-то рисует игрушки вот
такие, как здесь: зайчики, лисята. Детишек у нас рисуют. Кто-то рисует, естественно,
символы года. Следующий год у нас Петуха, все яркое такое в моде. У нас рождаются
очень уникальные вещи, как, например, цветы и клубника на елочных игрушках.
Константин
Точилин: Ну, это уже
другая какая-то технология.
Анастасия
Орлова: Красота-то какая!
Мария
Хмелева: Изначально мы
начали эту коллекцию…
Константин
Точилин: Так, посыпь,
пожалуйста.
Анастасия
Орлова: А почему я опять
сыпать должна? Я и так уже вся в блестках!
Константин
Точилин: Ну, у тебя это…
Вот-вот! Чтобы кто-то один в блестках.
Анастасия
Орлова: Слушайте…
Мария
Хмелева: Эту коллекцию
когда мы начали, долго смеялись – как же так у нас цветы на елке? Но оказалось востребованно.
Анастасия
Орлова: Все, теперь и
Костя в блестках!
Константин
Точилин: А что? Вполне
снежинка, между прочим.
Мария
Хмелева: Ух ты! Волшебно!
Анастасия
Орлова: Ну, у тебя мельче
буквы, а у меня крупнее.
Константин
Точилин: А у меня работа
мельче.
Мария
Хмелева: Все увлеклись.
Константин
Точилин: Так вот, кто
во что гораздо, получается?
Мария
Хмелева: Да. У каждого
художника есть что-то свое. Некоторые рисуют классические пейзажи. Ну, это востребованно
всегда. Открою секрет. Как раз у вас такая чудесная заставка в сиренево-голубых
тонах – это просто тренд вообще!
Константин
Точилин: Да?
Мария
Хмелева: И эти игрушки
скупают первыми, даже до того момента, как их разрисовали. То есть у нас художники
работают в музее, приходят посетители и говорят: "А можно я вот эту возьму?"
Говорят: "Незаконченная еще". – "Нет, именно эта".
Константин
Точилин: Хорошо. Но при
всей фантазии нарисовать пейзаж, нарисовать правильные, в тренде цвета, как на нашем
канале… Все равно мы ограничены формой – у нас есть шар и ничего больше. Или же
можно выдуть какую-нибудь другую штучку?
Мария
Хмелева: Можно выдуть.
Константин
Точилин: Кстати! Художник
– он только расписывает или он же еще и стеклодув? Или это разные истории?
Мария
Хмелева: Нет, это разные.
Вообще для того, чтобы…
Константин
Точилин: То есть у вас
есть цех, где выдувают?
Мария
Хмелева: Конечно. Интересно
то, что игрушки, которые мы сейчас видим уже готовые, наша продукция… До того, как
сюда попасть, к ним прикоснулось очень много людей и вложили свою душу в создание
в данном случае этой игрушки. Вначале стеклодув ее выдул, потом ее серебрили, красили.
Каждый человек делает отдельную операцию, и делают разные люди.
Константин
Точилин: То есть конвейер.
А где же творчество?
Мария
Хмелева: Даже вот этот
колпачок вставить. Конечно, вначале идет конвейер, а потом идет творчество уже художника.
Мы придумываем новые сюжеты, согласовываем их, проверяем на наших…
Константин
Точилин: А с кем вы согласовываете?
Мария
Хмелева: На самом деле
мы согласовываем с продавцами нашего магазина. У нас при музее есть магазин. Мы
выкладываем на витрины все, что рисуют наши художники, и смотрим, что первое разбирают.
То, что разобрали – то мы и рисуем в межсезонье.
Константин
Точилин: То есть у вас
производство круглогодичное?
Мария
Хмелева: Да.
Константин
Точилин: Нельзя сказать,
что в сентябре навалились, нарисовали и…
Мария
Хмелева: Это невозможно.
Константин
Точилин: А когда продается
это? Ведь только перед Новым годом? Или же в течение года тоже какие-то покупки
происходят?
Мария
Хмелева: Вообще разные
есть сегменты рынка.
Константин
Точилин: А чего ты свой
на видное место поставила, а мой – нет?
Анастасия
Орлова: Ну, около себя
поставь. Почему только около меня должно быть красиво?
Константин
Точилин: У нас тут будет
выставка достижений нашего хозяйства.
Анастасия
Орлова: Понятно. Чтобы
все упало на меня.
Константин
Точилин: Нет-нет, чтобы
видно было.
Анастасия
Орлова: Его не поставишь.
Просто показать.
Мария
Хмелева: Какие-то работы
мы рисуем на оптовый рынок. Оптом игрушки покупают уже в январе, в феврале и в марте,
на самом деле. То, что продается в музее, в магазинах – это идет уже с ноября месяца,
как правило. Люди готовы покупать елочные игрушки, когда выпадает первый снег.
Константин
Точилин: Вот так вот.
Анастасия
Орлова: У нас есть звонок,
Мария, из Приморского края. Хотят рассказать о своих воспоминаниях, в том числе
об игрушках. Светлана, здравствуйте, мы вас слушаем.
Зритель: Здравствуйте. Я хочу что рассказать?
Мы жили в детстве в далеком Приморском крае, в далекой деревне, и нас пятеро детей
было. И всегда к Новому году мы собирались старшие с папой и делали игрушки сами.
Клеили, флажки делали, рисовали, красили. Делали фонари, фонарики вот такие, слаживали,
клеили, цепочки разноцветные. После вырезали из цветной бумаги какие-то фигурки.
И все это навешивали на елку, вернее – не навешивали, а все приготавливали заранее.
После отец елку приносил нам из леса, конечно. Мы ложились спать, а утром рано просыпались
и знали, что отец сам наряжал нам елку, мы еще такие небольшие были. Утром просыпались
– и елка!
Конфеты вешали,
пряники, яблоки вешали и много вот этих самодельных игрушек. Во-первых, игрушек
было не так много, в деревне вообще их не купишь нигде. А во-вторых, пятеро детей,
семья. Папа пчеловодом работал, мама с нами сидела. Нас восемь человек в семье было
с бабушек, денег не хватало на игрушки.
Анастасия
Орлова: А вы елку продолжаете
наряжать? Елку будете наряжать к этому Новому году?
Зритель: Да, я каждый год… Вот сейчас уже живу
одна, дети разъехались (двое детей) по своим семьям. Они наряжают елки. А я покупаю
ветки и украшаю мишурой. Игрушки старые у меня еще есть, которые детьми еще покупали.
Вешаю эти игрушки, устанавливаю в какую-нибудь вазу.
Константин
Точилин: Светлана, вы
так вкусно рассказываете, что хочется прямо просто уже…
Анастасия
Орлова: Уйти с программы
и наряжать елку.
Константин
Точилин: Уйти и начать
наряжать елку. Спасибо за ваш звонок!
Вот что еще нам
пишут: "У меня остались старые елочные игрушки на прищепках, очень трогательные
и любимые". Делают сейчас на прищепках, нет?
Мария
Хмелева: Да, делают.
У нас продаются такие.
Константин
Точилин: И у вас тоже
делают, да?
Мария
Хмелева: Да.
Константин
Точилин: "В Иркутске
в основном в продаже елочные игрушки из Китая, поэтому украшаем новогоднюю елку
старыми, советскими. А вот российские стеклянные игрушки расписные стали хорошим
новогодним подарком, так как игрушка из стекла очень красивая, в нарядной упаковке,
дорого стоит – хороший подарок на Новый год". А дорого ли стоят игрушки, кстати?
Мария
Хмелева: У нас игрушки
начинаются стоимостью от 100 рублей. Ну, пейзажи подороже. Вот вы видите, у
нас такой чудесный пейзажик, он весь расписан. Очень интересный, да?
Анастасия
Орлова: Такая настоящая
зима.
Константин
Точилин: Ой, Маша, подержите
еще, вот сейчас как раз крупно показывают.
Мария
Хмелева: Вот такие вещи
у нас стоят от 650 до 850 рублей.
Константин
Точилин: В общем, недешевые,
да.
Мария
Хмелева: Но на самом
деле это же… Мы сейчас создаем свою коллекцию своей семьи. У нас хранятся коллекции
наших бабушек, дедушек, и мы ими дорожим, правильно? А сейчас люди тоже могут собирать
свои коллекции. Вот это коллекционный шар.
Константин
Точилин: В принципе,
базовый набор игрушек-то, наверное, практически у всех есть, да?
Мария
Хмелева: Ну конечно.
Константин
Точилин: А так раз в
год купить хотя бы по одному шарику и себе на елку повесить – почему нет? Так вот,
вы стали рассказывать, что не только шарик это может быть.
Мария
Хмелева: Да, может быть
формовая игрушка. Но формовые игрушки желательно делать большими количествами, хотя
бы от 500 штук. Для этого 3D-мастер, 3D-дизайнер делает форму…
Константин
Точилин: То есть это
теперь через компьютер все?
Мария
Хмелева: Да-да-да, сейчас
это компьютеризировано. Есть 3D-принтеры, которые делают прототип этой игрушки из
полимерных материалов
Константин
Точилин: Ну, это мы знаем.
У нас тут даже притаскивали сюда 3D-принтер и показывали, как это работает.
Мария
Хмелева: Это очень интересная
вещь, да. Потом создаются формы металлические. И уже в них… они такие двойные, в
них также вставляется трубка-стеклодув, нагревают трубку и выдувают формовую игрушку.
Константин
Точилин: Спрашивают:
"Почему не делают игрушки стеклянные?" Как раз со стеклянными и имеем
дело.
Мария
Хмелева: Делают, делают.
Константин
Точилин: А почему вы
делаете стеклянные, а не делаете пластиковые? Это же, наверное, дешевле.
Мария
Хмелева: Во-первых, у
пластика очень много минусов. Он царапается. Пластиковые игрушки выбрасывают. Ну,
они как бы не несут в себе какой-то великой ценности. А стеклянные елочные игрушки,
мы проверяли, их не выкидывают. Даже если делают с логотипом компании, стеклянные,
все равно их ставят аккуратненько либо в офисе в шкафчик, либо домой елочку наряжают.
Стекло ценится.
Анастасия
Орлова: А расскажите
о работе с детьми. Вот мы сейчас с Костей делали сами игрушки…
Константин
Точилин: Впали в детство,
да.
Анастасия
Орлова: В общем, испытали
очень приятные и положительные эмоции. Не знаю, как ты, а я – да. А вот дети, наверное,
восторг просто испытывают, когда делают эти игрушки. И, наверное, забирают их, естественно,
домой?
Мария
Хмелева: Конечно.
Анастасия
Орлова: Какова судьба
этих игрушек потом?
Мария
Хмелева: Естественно,
детки. У нас приходят в музей дети. Мы им всем одеваем колпачки, чтобы они были
похожи на гномиков. А гномики…
Анастасия
Орлова: Могли ведь и
нам принести! Пришлось вести бы в колпачках программу.
Мария
Хмелева: У нас маленькие
колпачки для деток. И детки, когда они воодушевляются всем рассказанным на экскурсии
и приходят на мастер-классы, они такое творят! Некоторые действительно подают идеи
хорошие для художников. Это серьезно, есть и такие детки. Есть детки, которые просто
повторяют. Но в любом случае шарики уникальные. Это шикарный подарок для бабушек,
дедушек, мам. Некоторые люди возвращаются каждый год на мастер-классы, и детки по
мере их возраста рисуют каждый раз что-то новое – и елочка украшается каждый раз
уникальными игрушками.
Анастасия
Орлова: Может, я еще
один сделаю?
Мария
Хмелева: Давайте.
Константин
Точилин: А вообще производство
елочных игрушек…
Мария
Хмелева: А хотите, я
вам такую штуку дам?
Анастасия
Орлова: Я ею не умею
пользоваться.
Константин
Точилин: Да, вот этой
штукой… А, вот! Я могу отдать.
Мария
Хмелева: А ею удобнее.
Попробуйте.
Анастасия
Орлова: Костя с радостью
отдает свою "эту штуку".
Константин
Точилин: Нет, ею правда
удобнее.
Анастасия
Орлова: Это тоже для
клея?
Константин
Точилин: Там внутри клей.
Мария
Хмелева: Нет-нет, там
уже есть клей внутри, поэтому просто надавливаете.
Анастасия
Орлова: Сейчас… Я боюсь.
Мария
Хмелева: И ею можно писать
любые надписи. Очень удобно.
Константин
Точилин: А как бизнес
производство елочных игрушек? Это же, по идее, вечный товар получается. Это, наверное,
то, что покупают всегда, даже в сложные времена. Или вы как-то столкнулись с тем,
что последние годы у нас кризисные такие, не до жиру, и не спали продажи, нет?
Мария
Хмелева: Вы знаете, было
несколько интересных моментов, когда был 2008–2009 год, вот этот самый кризис.
Мы ожидали, что будет…
Константин
Точилин: Ну, теперь кажут,
что сейчас "самый кризис", а тогда…
Мария
Хмелева: Да. Ну, тогда
ожидали, что будет действительно все не очень хорошо. Но, как ни странно, в тот
год продажи увеличились.
Константин
Точилин: Увеличились?
Мария
Хмелева: Вот придумайте
подарок за 200 рублей так, чтобы это было не стыдно подарить? Шампанское уже
хорошее не купишь.
Константин
Точилин: Ну, это как
квашеная капуста, да? И подать не стыдно, и сожрут – не жалко.
Мария
Хмелева: Конечно, да.
Когда вы делаете шарики, можно прийти и самому подписать шарик. Можно прийти к художнику.
У нас в магазине можно купить абсолютно любой шарик, от самой минимальной стоимости…
Константин
Точилин: То есть у вас
можно купить "полуфабрикат" и долгими зимними вечерами его пораскрашивать
– и потом уникальная авторская вещь получается, как у нас сейчас?
Мария
Хмелева: Можно, конечно.
А можно художника попросить подписать шарик, купленный в магазине, например: "Любимой
маме".
Константин
Точилин: Ну, мало ли
кому еще. А конкуренция с вездесущим Китаем вообще присутствует у вас как-то, или
вы как-то на разных елочных полюсах?
Мария
Хмелева: Вы знаете, российские
игрушки ценятся. Мы были на выставке во Франкфурте, это всемирная выставка Christmasworld…
Анастасия
Орлова: Покупают, да?
Мария
Хмелева: Именно российские
игрушки на высоте. Китай – тоже молодцы, у них очень много всего интересного в производстве.
Мы стараемся формировать хороший высокий вкус у детей, которые приходят, видят вот
такие шарики, и им хочется красоту.
Константин
Точилин: Среди елочных
игрушек из детства были советского производства китайские фонарики, а сейчас у нас
китайского производства классические наши игрушки. Скажите, а вы не делаете какие-то
реплики советских игрушек, дореволюционных игрушек, может быть?
Анастасия
Орлова: Да, было бы интересно.
Мария
Хмелева: Вот как раз
роспись на советскую тему, советская игрушка.
Константин
Точилин: Нет, это на
тему.
Мария
Хмелева: Да, это на тему.
Константин
Точилин: А ведь игрушки
были не совершенно такие.
Мария
Хмелева: У нас есть интересный
момент. Когда мы в музее нашем показываем советские игрушки, у нас есть игрушки
1905 года, и обязательно кто-нибудь скажет: "Вот раньше были игрушки лучше,
красивее".
Константин
Точилин: Ну, раньше и
трава была зеленее, как известно.
Мария
Хмелева: Но у нас, в
нашей семье есть книжка, изданная коллекционером елочных игрушек. И мы, когда приходят
к нам гости, задаем вопрос: "А как вы думаете, что это?" – показывая картинки,
фотографии игрушек. Многие не угадывают. Тогда производство было еще более кустарным.
Константин
Точилин: Ну конечно.
Мария
Хмелева: И игрушки нам
казались такими красивыми только потому, что это было детство, а в детстве все казалось
намного волшебнее и интереснее.
Анастасия
Орлова: А ваша любимая
игрушка детства? Может быть, какая-то…
Мария
Хмелева: У меня? Наверное,
колокольчики. Мне нравилось, когда елку чуть потрясешь – и она начинает звенеть.
Для меня это были волшебные колокольчики.
Анастасия
Орлова: Вы сохранили
эту игрушку?
Мария
Хмелева: Да, они хранятся,
конечно.
Анастасия
Орлова: И она будет на
вашей елке на этот Новый год?
Мария
Хмелева: Ну, наверное.
Постараюсь ее найти. Она есть, она точно есть.
Анастасия
Орлова: А, вы ее потеряли!
Константин
Точилин: "А стеклянные
бусы на елку сейчас делают?" – спрашивают нас из Саратовской области.
Мария
Хмелева: Делают. Делают,
конечно.
Константин
Точилин: И вы делаете?
Или нет?
Мария
Хмелева: Да. Есть фабрика
елочных игрушек в Клину. Они делают как раз реплики таких советских игрушек, у них
много всего интересного. И есть у них бусы.
Константин
Точилин: А где вообще
фабрики сосредоточены? Или как-то они разбросаны? И много вообще фабрик? Конкурентов
много у вас?
Мария
Хмелева: Фабрик очень
мало, на постсоветском пространстве очень мало. Есть фабрика известная "Ариель"
в Нижнем Новгороде, в Клину Московской области, "Елочка". Есть фабрика
в городе Заречный Пензенской области, фабрика им. 1 Мая.
Константин
Точилин: А вы где есть?
Вот тоже спрашивают: "Где этот ваш чудо-завод?" Из Иркутска вопрос. И
как его найти на просторах интернета?
Мария
Хмелева: Все, что мы
видим здесь, игрушки – это создано руками моими и мастеров нашего музея, который
находится в Сокольниках, в Москве, в парке Сокольники. Туда можно прийти (мы работаем
каждый день с 11 до 8 вечера) и посмотреть, как все это расписывается,
выбрать что-то для себя, сходить на экскурсию.
Константин
Точилин: В интернете
можно на вас посмотреть? Потому что из Иркутска-то, в общем, не наездишься.
Мария
Хмелева: Да.
Константин
Точилин: Может быть,
посмотреть. Может, видео мастер-классов какие-то есть?
Мария
Хмелева: Да, есть, очень
много видео снимают телекомпании, которые к нам приезжают за новогодним настроением.
У нас на сайте 31-12.рф можно посмотреть много информации про нас.
Константин
Точилин: Ну и можно спросить
у "Яндекса" в крайнем случае.
Мария
Хмелева: Конечно. Музей
"Фабрика елочных игрушек", мы первые.
Константин
Точилин: Очень много
теплых и хороших слов вам и поздравлений.
Мария
Хмелева: Спасибо.
Константин
Точилин: И "дай
Бог здоровья"… Ну, "жениха богато", видимо, неактуально уже, да?
Мария
Хмелева: Нет, уже нет.
Анастасия
Орлова: Желают творчества
вам.
Константин
Точилин: Последний вопрос,
естественно, про деньги. Все спрашивают, сколько стоит вот эта красота, которая
у нас на столе.
Анастасия
Орлова: Почем?
Мария
Хмелева: Ну, давайте
посмотрим.
Константин
Точилин: Минутка у нас
буквально.
Мария
Хмелева: Вот этот шарик
будет стоить 450 рублей, вот такого плана. Вот эти тоже около 500 рублей.
Такие шарики будут стоить около 300 рублей. Вот этот стоит, по-моему, 450 или
500, не помню точно. Вот эти игрушки стоят 850 рублей, они с объемной пастой.
Видите, какие? У нас были интересности: когда их делали, клубничка иногда отваливалась,
"созревала". Пейзажи по 750–850 рублей в среднем, на таких вот шариках.
Константин
Точилин: Ну и то, что
сделала Настя…
Анастасия
Орлова: Это бесценно!
Константин
Точилин: Бесценно. А
мое тоже бесценно, но на 20% дороже.
Спасибо! Уже
предпраздничное настроение. И будем еще дальше на разные новогодние темы в этой
программе говорить аж до Нового года. А у нас в гостях была Мария Хмелева, главный
художник "Фабрики елочных игрушек". Спасибо! И с наступающим!
Анастасия
Орлова: Спасибо.
Мария
Хмелева: И вас с наступающим!