Николай Шевелев: Чем дороже автомобиль, тем легче общаться с владельцем

Гости
Николай Шевелев
автомеханик

Оксана Галькевич: Собственно об автомобилях мы не перестаем говорить, даже попрощавшись с Ксенией Сокуровой. Друзья, у нас наша постоянная рубрика, она называется "Профессии". И сегодня у нас в гостях автомеханик – человек, который работает с автомобилями, да. В общем, это такой доктор автомобильный.

Константин Чуриков: Знакомьтесь, это Николай Шевелев. Но не просто автомеханик, а "Лучший автомеханик года", "человек-рентген", как еще его называют. Но давайте сначала все-таки – подробности в сюжете. Анна Тарубарова подготовила сюжет, давайте посмотрим.

Юрий Яшунин, мастер-приемщик автосервиса: Компьютерная диагностика, но просили еще вообще инспекционный осмотр, все посмотреть. Вот акт на заказ-наряд, ведомость. Вперед!

К Николаю Шевелеву очередь из автовладельцев. А владельцы автосервиса так и говорят: "Два года назад этот бизнес по ремонту авто премиум-класса создавали под Николая. Таких мастеров в России днем с огнем не сыщешь".

Юрий Яшунин: Люди знают Николая и едут именно в его руки, они все хотят: "Дайте нам Колю, дай нам Колю". Это правда, да. И он действительно… Для меня он "человек-рентген", потому что он может определить те неисправности, которые… Ну, ты вот подходишь и не понимаешь – что-то там жужжит, шумит, стучит. Где? Что? А он – раз! – и: "Это вот это". Как это он делает? Никто не знает.

Николай Шевелев начинал с папиных "Жигулей", дядиного "Запорожца" и дедушкиного мотоцикла "Урал". Еще в школу не ходил, а в машинах разбирался и разбирал.

Николай Шевелев, автомеханик: Серьезно я сделал – это я компрессор разобрал у дедушки в гараже на винтики. А когда пришла весна и хотели родители покрасить крышу, сняли чехол и обнаружили, что он разобран. Вот это было серьезно. Собрать его так больше никто и не смог обратно.

Родители тогда отругали, но не сильно. Напротив – заметив способности, стали доверять сыну не только подавать гаечные гаражи в гараже. После школы Николай окончил училище по специальности "слесарь-электромонтажник" и стал заниматься делом, которое теперь называет и работой, и хобби. Сегодня у него "пациент" серьезнее компрессора – заклинило двигатель.

Николай Шевелев: Гоняли по сугробам по замерзшему озеру на нем. Ну и, вероятнее всего, произошел перегруз коленвала в каких-то определенных моментах.

Николай спокойно переберет "больной" двигатель до винтика, заменит детали и лишь два раза обратится за помощью молодого автомеханика Егора, для которого стал наставником. Сам Николай не перестает учиться. Два года назад получил диплом инженера, ездил на родину внедорожников – Великобританию – смотрел, как работают коллеги. Ездил не просто так, а в статусе "Лучшего автомеханика года". Так работу Николая оценили российские представители официального дилера британских авто.

Константин Чуриков: Вот такой наш герой сегодня в студии. Кстати, присоединяйтесь к беседе, задавайте смело вопросы. Я думаю, что не каждый раз можно так вот в обычной жизни расспросить автомеханика обо всем, потому что обычно он человек очень занятой, у него очень много работы.

Оксана Галькевич: Но на самом деле, Николай, смотрите, тут целые форумы в интернете, люди пишут нам: "Мужики, стучит коленвал по поддону – что это может быть?" Друзья, не надо на форумы – звоните нам. Вот Николай, если сможет, проконсультирует.

Константин Чуриков: "Под капотом – тук-тук-тук! Что делать?" Для начала все-таки… Вот вас признали "Лучшим автомехаником". В каком году и исходя из каких критериев это было?

Николай Шевелев: Это было, работая у дилеров, в 2008 году. А критерии: качество производимых работ, то есть количество сделанных процедур. Ну, в основном качество работ, то есть минимум, практически отсутствие возвратов. Потому что знают, что найти хороший сервис, чтобы чинили одно и не ломали другое при этом, очень тяжело.

Оксана Галькевич: Специально так, да? Не докручивая где-нибудь винтичек, да? Это как приглашение: "Приходите к нам еще".

Николай Шевелев: Иногда бывает по-другому.

Константин Чуриков: В этом смысле вы немножко врачи, потому что к врачу тоже должны возвращаться клиенты. Так и к автомеханику, наверное, люди снова и снова должны обращаться.

Николай Шевелев: Нет, так нельзя. Ну, может, некоторые и бывают, но мы – нет. Я люблю автомобили и как-то… Если чинить – так чинить, чтобы автомобиль работал, был исправен и безопасен.

Оксана Галькевич: Ну, это ответственность на самом деле большая. Вы же это понимаете, конечно.

Николай Шевелев: На самом деле – да.

Оксана Галькевич: Управление транспортным средством – это повышенная опасность.

Константин Чуриков: В сюжете вас называют "человеком-рентгеном". Так вот, расскажите, как вот так, даже не прикасаясь к машине, сразу определить, что там с ней не так?

Николай Шевелев: Ну, это обусловлено, просто опыт работы. Некоторые явные дефекты на слух уже позволяют определить, локализовать характер неисправности. Что-то стучит при вращении, скажем так. Более легко определить – это внутри двигателя стук или какое-то навесное оборудование. Это больше название условное, что "рентген".

Оксана Галькевич: Скажите, а ваш творческий и профессиональный диапазон – он насколько широк? От "Жигулей" до лимузинов Land Rover или как? Вы специализируетесь четко на какой-то определенной марке, на типе каких-то автомобилей или все можете? Машины-то разные.

Николай Шевелев: Машины разные, да.

Оксана Галькевич: Механика, автоматика – вам это все равно? "Вот кто приехал – тому и помогу"? Или нет? Говорите: "Так, это к другому. А это возьму".

Николай Шевелев: Нет, естественно, начинал ремонтировать автомобили и изучать с разных марок и моделей. А в последнее время переключился уже конкретно на один бренд – это Land Rover. Потому что тяжело охватить весь модельный ряд производителей. Это очень много информации, инструмента, оборудования. Практически невозможно.

Константин Чуриков: Я напомню нашим зрителям телефон студии: 8-800-222-00-14. Николай, сейчас в стране у нас тяжелые и сложные времена. Мягко говоря, далеко не всем новый автомобиль – даже подержанный – по карману. Заметили ли вы, что чаще в последнее время люди стали обращаться к вам, автомеханикам, в автосервисы? Или, в общем, количество клиентов не меняется?

Николай Шевелев: Нет, количество клиентов изменилось, и обращения людей стали более экономичны. То есть если раньше автомобиль приходил в сервис и при очередном ТО, техническом осмотре и ремонте выявлялись какие-то дефекты, то составлялась дефектовочная ведомость. И люди не задумывались: "Ну, надо – значит, надо. Будем делать, лечить". То сейчас уже очень часто задают вопрос: "А сколько это может еще походить? Насколько это опасно? Можно ли это чуть отнести попозже? Что раньше поменять?"

Константин Чуриков: Или думают: "Это автосервис – им надо заработать. Вот они мне, как говорится, сделали гипердиагностику и хотят меня растрясти".

Николай Шевелев: Ни в коем случае не навязываю. Вот лично я ни в коем случае не навязываю. У нас наглядно все, вы видели по сюжету. Можем показать наглядно – исправна эта деталь или неисправна.

Оксана Галькевич: Слушайте, вот ваша работа – она ведь не только технические какие-то моменты включает, а это еще и психология. Вам ведь нужно с этими клиентами разговаривать. А они такие люди… вот на этих дорогих автомобилях, знаете, приезжают, и они разные такие бывают. И начинает мозг чайной ложечкой… Или знаете – вот этот вот. (Показывает "распальцовку".) Нет? Тяжело бывает, наверное, общаться с людьми.

Николай Шевелев: Ну, бывает тяжело. Но скажу вам честно: чем дороже автомобиль, тем легче общаться с человеком.

Оксана Галькевич: Да?

Николай Шевелев: Да.

Оксана Галькевич: Серьезно?

Николай Шевелев: Да.

Оксана Галькевич: Вот так вот даже! А в каком смысле? Меньше вопросов? "Ну, ладно, делай". В каком смысле проще-то?

Николай Шевелев: Меньше вопросов. И если задают вопросы, то… Ну, легче почему-то.

Константин Чуриков: У нас есть звонок – Прибайкалье, Иркутская область.

Оксана Галькевич: Коленвал застучал?

Константин Чуриков: Да. Олег у нас на проводе. Олег, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Я надеюсь, с машиной все в порядке?

Зритель: Ну, практически, да.

Константин Чуриков: Тогда – вопрос Николаю.

Зритель: Вопрос Николаю такой. Я владелец большого грузовика, 10-тонника, марка Nissan Diesel. Вопрос в частности по схождению в передней балке. Люфтов нет, все в порядке, но внутреннее левое колесо… Причина? Возможная причина?

Константин Чуриков: Да, спасибо. Будем считать, что все поняли, о чем идет речь.

Николай Шевелев: Да, конечно, понятно. Автомобиль немножко не моей специфики, потому что это грузовик. А по принципу, если данные сход-развала показывают все углы установки в норме – и развал, и схождение, – то, возможно, износ, неправильное давление колеса, перегруз автомобиля.

Константин Чуриков: Так, сразу еще встык звонок.

Оксана Галькевич: Денис, да. Екатеринбург тоже хочет с вами пообщаться. Денис, здравствуйте, говорите.

Зритель: Добрый день. Вопрос по Land Rover Defender. Автомобиль не реагирует на педаль газа, то есть обороты постоянно на холостых больше 1000 не поднимаются. В чем причина может быть?

Константин Чуриков: Так, спасибо. Все-таки "человек-рентген" мы объявили – всё!

Оксана Галькевич: Давайте, Николай.

Николай Шевелев: Defender – это уже ближе к теме нашей. В любом случае здесь… Defender какого года? Я так понимаю, что это уже более свежий автомобиль. А свежий автомобиль…

Оксана Галькевич: А Денис у нас еще на проводе? Спросите, у него Defender какого года.

Зритель: 2008-й.

Николай Шевелев: Отлично! То есть там уже стоит, судя по году выпуска, двигатель – так называемый Puma с Ford. Как бы интересно ни было – Land Rover с фордовским двигателем. Боюсь, здесь без диагностики не обойдешься, здесь надо ехать в сервис.

Константин Чуриков: Очень хороший вопрос пришел из Вологодской области, нам пишут: "Наша машина заглохла на полпути. Сказали ей "доброе слово". И вот чудеса – едем дальше! А общаетесь ли вы с вашими "пациентами"?" Ну, имеется в виду – с вашими машинками, которые вы чините.

Оксана Галькевич: Это только с нашими машинками работает.

Константин Чуриков: Может быть, есть какое-то слово волшебное? И она – раз! – и начинает работать.

Николай Шевелев: Да, безусловно, конечно, бывают звонки постоянных клиентов – они уже как друзья нашего сервиса, партнеры – с вопросами: "А что может быть? А как? Что? Где?" Ну, опять же сейчас автомобили настолько, так сказать, напичканы электроникой, что банально просто требуется перезагрузка. Поэтому порой очень легко помогает снятие клемм аккумулятора – таким образом обнуляются все системы автомобиля.

Константин Чуриков: Тут, видимо, человек выругался на свою машину – и она заработала!

Оксана Галькевич: Наоборот, Костя! Он ей сказал: "Ласточка, поехали!"

Константин Чуриков: А может быть, наоборот?

Оксана Галькевич: Нет. "Детка".

Константин Чуриков: "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!"

Николай Шевелев: Часто бывает, что люди приезжают и говорят: "Ну, вчера она ломалась". Я открыл капот и говорю: "Ну, где? Покажите, продемонстрируйте". Нет.

Константин Чуриков: Необъяснимо, да?

Николай Шевелев: Да, боятся.

Оксана Галькевич: У меня такое было. Муж уехал в командировку – и у меня все отказало. Я сказала: "Новую будем покупать". Вернулся – все заработало! Я до сих пор не знаю, что произошло. У нас есть еще один звонок.

Константин Чуриков: Еще один звонок. Геннадий из Москвы. Здравствуйте, вы в эфире, Геннадий.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Мы недавно поехали в дальние края, и у меня на Land Rover Discovery лопнул ремень ГРМ – ну, машина, соответственно, заглохла. После чего два распредвала погнулись. Возможно вообще такое, что распредвалы погнулись?

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: А вы не уходите. Вдруг какой-то уточняющий вопрос понадобится Николаю вам задать.

Николай Шевелев: Проблема уже понятна, потому что Discovery 3 или Discovery 4 – ГРМ только на моторах 2,7 и 3-литровых стоит. Здесь на самом деле лотерея. Много машин приезжало, когда рвется приводной ремень, ремень ГРМ, и клапана, и рапредвала не касаются, не встречаются, не гнутся. Но есть случаи, они редкие, но они бывают, что более серьезно. Это зависит, скажем так, от оборотов, на какой частоте вращения двигателя произошел обрыв. Если это на маленьких оборотах, то распредвалы встают, так скажем, в установочное, нулевое положение – и поршня не достают до клапанов, и не передается никакого удара.

Оксана Галькевич: А вам часто приходится клиенту все это рассказывать, как вы сейчас объясняете все? "Вот так вот. Вот так вот. Вот так вот". Или все-таки требуется людям: "Вот проблема. Хочу получить уже в готовом и исправленном виде". Как чаще?

Николай Шевелев: Нет, чаще приходится общаться. Им интересно, они просят показать, интересуются, что случилось.

Константин Чуриков: Это те, которые в этом разбираются.

Оксана Галькевич: Хотя зачем? Все равно чинит Николай.

Николай Шевелев: Некоторым просто интересно.

Константин Чуриков: Вы знаете, сегодня, не секрет, многие обращаются кто к гаражникам, кто в эти серые сервисы едет, потому что дешевле, потому что, в общем, тебе не выкатывают такой вот, как говорится, ценник. Что можете сказать этим людям? Насколько они рискуют или не рискуют? Или все зависит действительно от конкретного человека?

Николай Шевелев: Ну, зависит, конечно, безусловно, от конкретного человека. Лучше ехать к проверенным и знакомым людям либо в сервис, который специализирован на ремонте данного автомобиля, на котором вы ездите. То есть если это, допустим, японский какой-нибудь автомобиль, то надо подыскать мастерскую, которая специализируется по ремонту японских автомобилей. Это будет дешевле потом впоследствии. Некоторые сервисы делают все, начинают чинить автомобиль – и получается не очень хорошо. А потом разводят руками и говорят: "Ну, вот как-то так".

Оксана Галькевич: Сейчас узнаем, на чем ездит Александр в Ростовской области. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Вопрос у вас какой-то к нашему гостю?

Зритель: У меня вопрос такой. У меня Subaru Forester. И двигатель, короче, перегрел в грязи. Его раскололи, а теперь собрали. Вообще ремонтопригоден от Subaru Forester двигатель двухлитровый, как на ваш взгляд? Или уже это одноразовый?

Николай Шевелев: Здесь, конечно, вопрос интересен. Как агрегат, если в целом брать, то надо, конечно, смотреть и дефектовать, насколько возможен ремонт. Потому что технологии очень, скажем так, далеко шагнули, и в нашей столице есть специальные предприятия, заводы, которые могут практически восстановить деталь из кусочков, будь это чугунный блок или дюралевый, алюминиевый. То есть здесь надо непосредственно разбирать и смотреть. Если, конечно, он раскололся пополам, то, наверное, дешевле все-таки уже другой поставить.

Константин Чуриков: А что самое сложное в вашей работе? Что бы вы поставили на первое место по сложности?

Николай Шевелев: Самое сложное?

Константин Чуриков: Ну, не бывает же в жизни все просто, да?

Николай Шевелев: Ну да.

Константин Чуриков: Что-то обязательно не устраивает или где-то…

Оксана Галькевич: Самое сложное, я думаю, для Николая – вот он пришел к нам на прямой эфир на самом деле впервые.

Константин Чуриков: Вот это проблема.

Николай Шевелев: Да.

Константин Чуриков: А, вот так, да?

Оксана Галькевич: Вот это сложно. А все, что с машинами – легко, весело и интересно.

Константин Чуриков: Ну, знаете, публичная жизнь – она такая.

Оксана Галькевич: Между прочим, идея форума, обсуждения автомобильных проблем в прямом эфире имеет большой-большой спрос у наших телезрителей. Смотри, нам позвонил еще и Юрий из Уфы. Давай его тоже послушаем. Юрий, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Добрый.

Оксана Галькевич: Что у вас?

Зритель: У меня такая проблема. Nissan Almera Classic 2006 года. У меня на подкрылке, на металлическом подкрылке впереди справа образовалась трещина длиной сантиметров 40. Ну, трещина. В общем, трещина. Рычаги поменял. Единственное, что опорные подшипники не поменял. Надо бы поменять. Из-за этого может быть? Или из-за чего?

Николай Шевелев: Прослушал. Кого не поменял?

Оксана Галькевич: А давайте уточним. Юрий, еще раз. Николай, задайте уточняющий вопрос напрямую.

Зритель: Опорные подшипники только не поменял. Все остальное – новое.

Николай Шевелев: Я понял. Хороший вопрос. Ну, так тяжело сказать. Здесь трещина подкрылки – я так понимаю, это несущая деталь кузова. Не подкрылок, брызговик пластиковый, а металлический. Если это так, то, скорее всего, это происходит от слишком жестких амортизаторов. Если была замена на неоригинальные, то такое может произойти. Получается, что жестко работает подвеска, и вся нагрузка идет на кузов – он начинает трескаться и разламываться.

Константин Чуриков: Вы знаете, мы сейчас обращаем внимание на то, что сложное время, люди начинают лечиться по интернету, спрашивают у "Яндекса", как вылечиться, или в аптеке. Соответственно, здесь вот так вот дистанционно получить консультацию… Хотя, наверное, стоит напомнить, что лучше всего, конечно, все-таки обратиться уже лично, очно к вам или к вашим коллегам.

Вот спрашивает зритель, тоже актуальный вопрос: "А какие марки автомобилей ломаются меньше всего?" Ведь хочется же купить машину и забыть на долгое время обо всех проблемах.

Николай Шевелев: Ломаются, к сожалению, все автомобили. За ними просто надо ухаживать.

Константин Чуриков: Ну, ухаживать в каком смысле? Что имеется в виду? Гараж? Что?

Николай Шевелев: Нет. Если сами не понимаете, где, что и как должно вращаться и прикручиваться, то, естественно, обращаться в сервис к специалистам, повторяюсь, узконаправленным – то есть к тем, кто непосредственно занимается маркой автомобиля, на котором вы ездите. А так своевременно делать замену масел, ТО, то есть посещать грамотно сервис.

Оксана Галькевич: Техническое обслуживание – временное и качественное.

Константин Чуриков: И где не обманут, да?

Николай Шевелев: Где не обманут, да. К сожалению, сейчас это так. Это такой актуальный вопрос.

Константин Чуриков: Кстати, а запчасть какую-то не ту могут поставить – не оригинальную, а б/у?

Оксана Галькевич: Николай не может.

Константин Чуриков: Нет, ну в принципе, вообще у нас как? Вот вы с коллегами общаетесь, вы же знаете ситуацию.

Николай Шевелев: Бывает.

Оксана Галькевич: Вот так вот, друзья! То есть, между прочим, свой автомеханик – это как свой стоматолог и свой…

Константин Чуриков: И свой…

Оксана Галькевич: Да, все остальное.

Константин Чуриков: Врач.

Оксана Галькевич: Важно. Вся страна вам звонит, Николай, вы знаете. Александр из Армавира с нами на связи. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос к Николаю. У меня Land Rover Freelander. Вот сегодня я провел техобслуживание. И мастер сказал, что заменил счетчик воздуха, якобы его нужно менять регулярно. Я не знаю, что это такое. И вообще это дорогая процедура? Что это такое – счетчик воздуха?

Оксана Галькевич: Счетчик воздуха. Как интересно!

Николай Шевелев: Я так понимаю, это речь идет о расходомере воздуха. На самом деле его меняют только по мере выхода из строя. Это все диагностируется компьютером. Если речь идет о расходомере воздуха, то нет никакого регламента его замены. Пока не сломается.

Константин Чуриков: Зритель из Владимирской области интересуется: "А почему свой сервис не откроете, свое дело?"

Оксана Галькевич: Действительно.

Константин Чуриков: Как говорится, на себя-то, наверное, работать лучше. Или как?

Оксана Галькевич: Или вы уже заработали себе?

Николай Шевелев: Дорого. И хочется выходные проводить дома с семьей. А когда есть свой сервис…

Оксана Галькевич: То есть вот это все администрирование – это все не ваше, да?

Николай Шевелев: Тяжело.

Оксана Галькевич: Вот руками с машиной, с клиентами…

Константин Чуриков: Ну, извини, к тому же приходится рисковать своими собственными деньгами. Мне друг говорит, который занимается малым бизнесом: "Костя, у тебя ломается компьютер – тебе приносят новый. У меня ломается компьютер – я за свои деньги покупаю его, потому что я сам себе хозяин".

Оксана Галькевич: Липецк у нас на связи, еще один Александр. Александр, здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Константин Чуриков: Здравствуйте!

Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы вопрос задать.

Оксана Галькевич: Давайте.

Зритель: У меня Hyundai Galloper 1999 года, коробка автомат. Отключилась коробка автомат. Какая причина может быть?

Константин Чуриков: Попробуем помочь.

Николай Шевелев: Для начала бы, конечно, здесь нужно посмотреть на дисплей – при перемещении рычага переключения передач происходит ли дубляж на панели приборов. То есть определиться хотя бы – по электрике она отключилась или по механической части. И банально проверить уровень масла.

Константин Чуриков: У нас сегодня в Москве и вообще в некоторых регионах Центральной России очень снежно, очень много ДТП. Сколько там сегодня насчитали?

Оксана Галькевич: Более 800 ДТП с прошлого вечера, меньше чем за сутки.

Константин Чуриков: Вот скажите так, если можно коротко, вообще с какими проблемами чаще всего к вам обращаются? Ну, кроме ТО и каких-то базовых вещей. Вот самые частые сбои?

Николай Шевелев: Самые частые сбои – это в морозы дизельные автомобили не заводятся.

Константин Чуриков: Вот так вот! А сейчас и морозы, и снежно. Ну, работы у вас, возможно, прибавится. Хотя всем – надежных автомобилей! В общем, берегите деньги, машины и себя.

Оксана Галькевич: В общем, мы желаем вам стабильного дохода и стабильной работы. Спасибо, что к нам пришли.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Сегодня у нас в гостях в рубрике "Профессия – автомеханик" был Николай Шевелев – "человек-рентген".

Константин Чуриков: "Лучший автомеханик 2008 года" по версии британского дилера.

Оксана Галькевич: Вот так-то!

Константин Чуриков: Через 3 минуты программа "ОТРажение" продолжится. Не переключайтесь.

Оксана Галькевич: Спасибо.