Мила Чекушкина: Самое интересное в профессии портного – дать каждой женщине почувствовать себя "песочными часами"
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-professii-o-24998.html Константин Чуриков: Сейчас, как говорится, все отправимся
на курсы кройки и шитья. Это наша постоянная рубрика "Профессии". Сегодня
узнаем о том, что делает портной, какие есть тайны в этой специальности. Ну, давайте
сначала посмотрим сюжет о нашей сегодняшней героине, а потом вы сможете с ней пообщаться
в прямом эфире.
Оксана Галькевич: И вопросы задать, кстати, да.
Константин Чуриков: Да.
СЮЖЕТ
Оксана Галькевич: Ну вот, смотрите, как выглядит эта профессия
в цифрах. Портной. Сегодня средняя заработная плата составляет 30–40 тысяч
рублей. Где этому можно обучиться? В профессиональном колледже или училище. Работать,
естественно, в легкой промышленности.
Константин Чуриков: Вы знаете, уважаемые зрители, нам очень
часто вот вы же сами и пишете: "Не надо приглашать тех, кто просто умеет красиво
разговаривать. Приглашайте людей, которые умеют что-то делать, реальных тружеников".
Вот, пожалуйста, перед вами Людмила Чекушина, портной. В ближайшие 20 минут
общаемся в прямом эфире, все вопросы можно задать.
Оксана Галькевич: Костя, мы нашли человека, который и руками
прекрасные вещи делает, и говорит хорошо. Правда?
Константин Чуриков: Абсолютно!
Оксана Галькевич: Все совпало.
Константин Чуриков: Людмила, я не ослышался? В сюжете было
сказано, что вам заказывают пальто, верхнюю одежду, нижнее белье… Или мне послышалось?
Людмила Чекушкина: Бывает такое. Просто есть проблемные
женщины. Раньше, к примеру, было… У меня бабушка занималась именно индивидуальным
пошивом нижнего белья, то есть это большая грудь. Не все ходовые размеры есть. Есть
женщины с большой грудью, для которых очень сложно найти нижнее белье. Они, соответственно,
и приходят, и заказывают.
Оксана Галькевич: А вы только с женщинами, простите, работаете?
Константин Чуриков: Ты про другой вопрос, наверное, да?
Оксана Галькевич: Нет, ну…
Константин Чуриков: Не по части нижнего белья, то есть… Ну,
естественно, мужчины же тоже обращаются, да? Костюм шить.
Людмила Чекушкина: Нет, я занимаюсь исключительно…
Оксана Галькевич: У вас только женское ателье, да?
Людмила Чекушкина: Да, у меня женское.
Оксана Галькевич: То есть только платья, брюки. На самом
деле интересно. А какой у вас разброс цен, так скажем, ценовой диапазон? Сколько
стоит, допустим, платье пошить? Вы можете сказать?
Людмила Чекушкина: К примеру…
Оксана Галькевич: По рынку. Мы говорим сейчас…
Людмила Чекушкина: По рынку я сказать не могу точно, у каждого
разные цены. Это от имени зависит. Очень много факторов. У нас обычное платье-футляр
стоит от 3 тысяч.
Оксана Галькевич: Ага. То есть это еще и имя должно быть?
Людмила Чекушкина: Естественно.
Оксана Галькевич: И это какая наценочка сразу идет? 15,
20, 50 процентов?
Людмила Чекушкина: Это уже на совести…
Оксана Галькевич: Я-то думала, понимаете, там работа, руки,
ниточки, ткань – вот как бы из этого складывается. А еще, оказывается, имя.
Людмила Чекушкина: Конечно.
Константин Чуриков: Людмила, а вот каким образом… Смотрите,
вот приходит к вам дама, девушка, девчонка, неважно, и говорит: "Хочу себе
модное платье, как в журнале Burda Moden".
Оксана Галькевич: Это ретроград.
Константин Чуриков: Или этого не говорит. Условно. Каким
образом вы понимаете, что вот ей нужно именно такое платье? Как вообще согласовываете
этот макет?
Людмила Чекушкина: Ну, она как бы приходит уже со знанием
того, какую именно модельку она хочет. Отсюда и пляшем.
Константин Чуриков: А бывает так, что…
Оксана Галькевич: Переубеждать приходится?
Константин Чуриков: Бывает так, что на эскизе (или как это
у вас называется?) это выглядело одним образом, а потом в жизни получается, что
другое – и клиент недоволен, истерика?
Людмила Чекушкина: Естественно, естественно, бывают такие
моменты, что человек приходит, приносит эскиз – там фигурочка, конечно, у девочки
"ах, ай-ай!". И понятное дело, что если ты оденешь на себя вот это, то
тебе надо как-то все это обыгрывать, как-то все это подогнать, чтобы все это сидело
именно на твоей фигуре. То есть если женщина пришла… К примеру, нарисована там фигура
"песочные часы", а женщина пришла – "яблочко", "бочонок
на ножках", так скажем. Ну, не будет сидеть! Что-то надо выиграть, как-то выиграть,
что-то обыграть, что-то…
Оксана Галькевич: Но она же хочет, понимаете, вот именное
такое платье, чтобы вот как на картинке было!
Константин Чуриков: Эксклюзив.
Оксана Галькевич: Как тяжело бывает, наверное, переубедить
как-то и аккуратно сказать?
Людмила Чекушкина: Тяжело бывает. Бывают такие клиенты,
что: "Всё. Нет, шейте. Всё. Мне нравится, давайте". Отошьешь все это.
Потом она примеряет, и тут – оп-па! "А мы говорили". Ну, уже не говоришь
прямо в лицо: "Мы говорили". "Мы пытались… Ну, давайте как-то обыгрывать,
как-то все это переделывать, что-то…" То есть намного больше времени уходит.
Оксана Галькевич: Там прозвучала (Костя, прости) такая
фраза о том, что у вас большие заказы бывают, отшиваете по заказу магазина. Вот
очень интересно. Как это? Магазины, которые занимаются работой с такими дизайнерами,
с небольшими, так скажем, студиями швейными?
Людмила Чекушкина: Да.
Оксана Галькевич: Какого рода сотрудничество? Расскажите.
Как вы находите друг друга?
Людмила Чекушкина: Через интернет. Опять же, кому-то сделали
заказ, кому-то понравился – вот и пошло-поехало. Как говорится, "сарафанное
радио". То есть вот таким же образом и это. То есть приходит к нам человек,
я не знаю, девочки молодые или что-то вот такое. Ко мне по поводу сумок подошла,
просто через интернет меня нашли, подошла девочка: "Мне нужно вот такие, вот
такие, вот такие". – "Хорошо". Делаем лекала, делаем пробную модель
и уже выставляем цену, как бы исходя из этого уже массового пошива. То есть вот
так. Так это все, в принципе, и происходит.
Константин Чуриков: Людмила, чтобы все-таки облегчить задачу
и вам при кройке и шитье, и потенциальным клиенткам, потенциальной аудитории, все-таки
раскройте тогда карты. Вы говорите, что бывает фигура "песочные часы",
и там требуются определенные, так скажем, манипуляции. А какие еще бывают фигуры?
И как лучше представителям… представительницам разных фигур под себя подобрать то
или иное платье?
Оксана Галькевич: Константина настойчиво интересует анатомический
аспект вашей работы!
Константин Чуриков: Ну, просто еще такой образный мир, "песочные
часы", очень интересно.
Оксана Галькевич: Женщины – это красиво.
Людмила Чекушкина: Ну да. Это, в принципе, самая идеальная
фигура, и все мы к ней стремимся, чтобы была и грудь, и тонкая талия, и ниже…
Оксана Галькевич: И все остальное.
Людмила Чекушкина: Но также есть, в принципе, такие проблемные
фигуры, как фигура "груша", к примеру: большие бедра, узкие плечи. То
есть это как-то все надо обыгрывать, чтобы гармонично опять же смотрелись, как "песочные
часы". Есть фигура "яблочко", то есть здесь уже как бы…
Оксана Галькевич: "Яблочко" – это прямо все вышло
за пределы разумного уже?
Людмила Чекушкина: Нет.
Оксана Галькевич: Или нет? Ну, когда женщина корпулентная
набрала лишнего (разные бывают ситуации), вот она в "яблочко" превратилась?
Или как, простите?
Людмила Чекушкина: Нет, бывают такие, что проблемное место
– это талия. Вот если поправляешься, то пухнет в первую очередь талия, а ножки остаются
такие, как есть.
Оксана Галькевич: "Где будем делать талию?" –
знаменитое.
Людмила Чекушкина: Да, да.
Оксана Галькевич: То есть вы можете с этим помочь.
Константин Чуриков: Вы как-то уже о своем заговорили.
Людмила Чекушкина: То есть, да, уже как бы все это обыгрывается,
подбираются какие-то модели. То есть не на все фигуры. Это идеальная фигура, когда
"песочные часы", тогда может надеть хоть мешок.
Константин Чуриков: Извините, Людмила, но все равно это же
для вас такой профессиональный вызов как раз. Творческая мысль направлена на то,
чтобы вот каждая себя почувствовала королевой этого бала, принцессой.
Оксана Галькевич: "Песочными часами".
Константин Чуриков: При их отсутствии.
Людмила Чекушкина: Так это-то самое и интересное в этой
профессии, это-то и занимает как раз таки – вот это творчество, вот это все, что
что-то придумываешь, что-то обыгрываешь.
Оксана Галькевич: Людмила, а вот смотрите, очень интересно,
как поменялось отношение к вашей профессии, востребованность как теперь понимается?
Когда в магазинах ничего не было, и магазинов-то особо не было… Ну, мы все, наверное,
застали и помним эти времена.
Константин Чуриков: Нет, магазины были, просто в них ничего
не было.
Оксана Галькевич: Тогда к портному ходили, потому что нечего
купить. Детей надо обшивать, себе что-нибудь, невозможно же ходить в одной юбке
и в одном платье – от безысходности. А сейчас к вам приходят ведь не от безысходности?
Людмила Чекушкина: Нет.
Оксана Галькевич: Магазинов много, выбор имеется. Что за
клиент к вам приходит? Кто эти люди? Чего они хотят?
Людмила Чекушкина: Ну, опять же те же магазины. Приходят
девочки просто, чтобы, к примеру… Увидела в магазине пальто – не нравится цвет.
"Вот хочу такого цвета либо такого материала. Мне не нравится в магазине синтетическое
что-то, током бьет, – или что-то вот такое. – А мне нравится вот это вот. Я хочу
из этой ткани сделать вот эту модель". – "Все, пожалуйста".
Оксана Галькевич: Из натурального шелка…
Людмила Чекушкина: Да. Либо что-то эксклюзивное.
Оксана Галькевич: Начинали с белья, заговорили о шелке.
Разные ткани – это ведь разные технологии, это техника разная опять же. Трикотаж…
Это все разные технологии, и техника в том числе.
Людмила Чекушкина: Ну, на самом деле разницы особой нет.
Просто единственное, что чувствовать ткань надо. То есть если ты шьешь робу, то
тебе и плевать. Поехало все – вжух! – под машинку. А когда ты шьешь тот же шелк,
то это все едет, это все надо чувствовать. Это уже все нарабатывается. И прямо пальчиками
чувствуешь, где надо подтянуть, где надо присобрать.
Оксана Галькевич: А где нужно отпарить, где нужно распустить
и заново перешить. Ужас, Костя! Сложная работа, кропотливая очень.
Константин Чуриков: Какие у нас внимательные зрители! Республика
Карелия: "В сюжете была Мила, а потом – Людмила. А как правильно?" И так,
и так?
Людмила Чекушкина: И так, и так. Производная.
Константин Чуриков: Как вам больше нравится. Звоните, кстати.
Телефон включен: 8-800-222-00-14. Андрей из Иркутска спрашивает: "Со скольких
лет вы стали шить? И какая самая интересная, с вашей точки зрения, работа, которую
вы выполнили?"
Людмила Чекушкина: Свадебное платье.
Константин Чуриков: Так, опишите, если это возможно.
Оксана Галькевич: Слушайте, очень интересно. Каждая девочка
мечтает надеть свадебное платье в определенный жизненный момент. И каждая швея,
каждый портной мечтает сшить это свадебное платье. Как здорово!
Людмила Чекушкина: Нет, я на самом деле не мечтала сшить
свадебное платье. Я мечтала научиться делать изделия на корсете. То есть это не
обязательно свадебное платье, а есть и вечерние на корсете. Шила я тогда в Доме
моде, шили мы эти вечерние платья на показ, то есть наш дизайнер выезжала в Японию
уже с этими платьями. И мне как бы досталось вот это свадебное платье. Свадебное
платье это было – ну, конечно, полет фантазии. Там юбка короткая, что-то пышное,
где-то кружева. Ну, в принципе, это смотрелось гармонично и красиво, но не для каждого,
так скажем. Обычно мы любим "в пол".
Константин Чуриков: Людмила, а что касается модных домов,
что касается уже брендовой одежды. Наверное, есть какая-то мысль – занять свою нишу?
А пускай появится бренд "Мила Чекушина"… "Мила Чекушкина". Вообще
насколько это сложно? Вот что вам говорят ваши коллеги? Вы эту ситуацию изучали?
Сложно выйти на рынок этот?
Людмила Чекушкина: На рынок выйти несложно. Сложно подержаться
на нем. Если компании просто открываются, а через год, через полтора-два закрываются,
потому что нет опять же кадров квалифицированных, нет какой-то отдачи, то есть вхолостую
все это уходит… А так, в принципе, это несложно, я думаю. Просто брать и работать.
Нужна реклама.
Константин Чуриков: Ну, у нас же есть отечественные модельеры.
Кстати, если посмотреть, они весьма интересно шьют. Просто на слуху всего пара имен,
а остальные как будто где-то в каком-то подполье находятся.
Людмила Чекушкина: Ну, я говорю – нужна реклама, нужно светиться
везде.
Константин Чуриков: Вот мы как раз с вами и начали. Очень
много вопросов…
Оксана Галькевич: Из Алтайского края Виталий просит тебя
выпить чайку и дать мне с Милой поговорить.
Константин Чуриков: Ой, у меня только вода. Поговорите. Спасибо.
Оксана Галькевич: Мила, скажите, а перешивать вещи? Вот
тоже такая даже советская забава. Ну, может быть, и сейчас тоже в какие-то кризисные
моменты обращаются к вам с такими вопросами?
Людмила Чекушкина: Нет.
Оксана Галькевич: Нет?
Людмила Чекушкина: В последнее время – нет.
Оксана Галькевич: Из маминого пальто, шубки ребеночку что-нибудь
перешить?
Людмила Чекушкина: Нет.
Оксана Галькевич: Интересно. И самим тоже, вот себе? Ну
а "посадить на фигуру" – бывает такое?
Людмила Чекушкина: "Посадить на фигуру" бывает,
конечно. Подогнать либо что-то отремонтировать – это, конечно, бывает. А вот так,
чтобы "что-то мамино давайте перешьем на меня" либо "давайте перешьем
вот мое на дочку", – нет.
Константин Чуриков: Конкретный вопрос из Краснодарского края
(я чай попил): "Существует ли флис с добавкой шерсти?" Или это одно и
то же? Я не знаю.
Людмила Чекушкина: Ой, это вопрос не ко мне, я материалами
как бы не занимаюсь.
Константин Чуриков: Вот так.
Оксана Галькевич: А где учат? Вот где учат вашей профессии?
Несколько вопросов нам пришло. И сколько это стоит?
Людмила Чекушкина: Сколько стоит – я сказать не могу. Закончила
я 10 лет назад. В мое время это стоило опять же на наши деньги 65 тысяч
тенге (ну, это если разделить по нынешнему курсу на 5). Отучиться можно везде. Какие-то
творческие, дизайн интерьера, рекламы или что-то… Везде технологи есть.
Оксана Галькевич: Кстати, по поводу продолжения образования
вы не думали? Ведь есть институты, высшее образование, дизайн. Сейчас очень это
развивается и востребовано. Петербург у нас стал такой столицей российского дизайна,
подготовки кадров в этом направлении. Может быть, в Лондон поехать, в Милан постажироваться?
Людмила Чекушкина: Были, конечно, такие моменты. Но я считаю,
знаете, жизнь – она больше научит, чем в институтах как бы. За тот период, что я
работаю, я намного больше научилась своему делу, чем за тот период, когда я обучалась.
Да, дали какие-то основы, но дадут не все. То есть если не бросать это все, то всему
можно научиться самой постепенно.
Константин Чуриков: Людмила, вот как раз по поводу ваших
коллег, которые бросили это дело в какой-то момент. И вообще в сюжете прозвучала
информация, что многие уходят из этого, потому что тяжело. Так собственно почему
уходят?
Людмила Чекушкина: Не тяжело. Усидчивость нужна. Просто
людям это неинтересно стало. Как бы сразу на технолога вас никто не возьмет после
окончания, то есть вы должны подниматься с низов. Сначала портной… Ой, сначала швея,
просто мотористка: тебе кроят – ты шьешь. Потом постепенно дальше – больше. Меняется
разряд – меняется уже и опыт, и зарплата, естественно, тоже. Уходят, потому что,
во-первых, неинтересно становится, а во-вторых, платят немного. Поначалу платят
немного. То есть это как везде: делаешь сначала свое имя, а потом…
Оксана Галькевич: Некая инвестиция в себя, да? Начинается
все с образования за 65 тысяч тенге, как вы сказали.
Константин Чуриков: Прекрасная эсэмэска, друзья, из Ивановской
области: "В 1976 году, – пишет зритель, – шил брюки у портного Вити. Мастер
был исключительный! Если жив, спасибо ему! Мои все девки были!" – Иваново.
А в Иваново девчонок много.
Оксана Галькевич: Я так понимаю, что и брюки еще живы,
и…
Константин Чуриков: И девчонки до сих пор все.
Оксана Галькевич: И девчонки, да, тоже. Нижегородской области,
вы знаете, не дает покоя этот вопрос: "Скажите, пожалуйста, сколько стоит снятие
мерок для костюма "классика" и сам пошив у мастера?" В среднем, примерно.
Людмила Чекушкина: Я думаю, от 7 тысяч – в среднем,
примерно – полностью костюм. И опять же, смотря какой костюм – костюм-тройка либо
двоечка.
Оксана Галькевич: Понятно. А вот скажите, технологии… Сейчас
же все так стремительно меняется. Вот в нашей работе появляются новые камеры, новые
средства связи. Мы включаем теперь уже где-то Skype, используем. Телефон когда-то
тоже был в новинку. Прямые эфиры, "кривые" эфиры и так далее. У вас ведь
тоже технологическая сторона достаточно серьезная – машины, новые способы, может
быть, соединения деталей?
Людмила Чекушкина: Есть, да. Но такое оборудование…
Оксана Галькевич: Нитки какие-нибудь растворяющиеся, что-нибудь
такое?
Людмила Чекушкина: Ну, растворяющиеся нитки – это уже из
раздела хирургии.
Оксана Галькевич: Ну, я фантазирую, фантазирую.
Людмила Чекушкина: У нас таких ниток нет.
Константин Чуриков: Хотя почему? Бывают растворяющиеся какие-то,
не знаю, маечки. Вот нам рассказывают в "Новостях технологий" коллеги.
Все бывает.
Людмила Чекушкина: Все бывает.
Константин Чуриков: Все бывает. Вот смотрите, Свердловская
область интересуется, Андрей: "Можно ли у вас заказать форму царской России
образца 1812 года?" Сейчас в моде вот эти реконструкции, интерес…
Людмила Чекушкина: Я думаю, можно поговорить насчет этого.
Константин Чуриков: Можно?
Людмила Чекушкина: Конечно.
Оксана Галькевич: Вам это будет интересно. А налоги? Как
с налогами?
Людмила Чекушкина: А это не ко мне.
Оксана Галькевич: Это к налоговой. Хорошо, спасибо. Друзья,
у нас в гостях была Людмила Чекушкина, портной. Мы говорили об этой профессии во
всех деталях. Спасибо большое всем, кто смотрел и задавал вопросы. Вернемся к вам
через несколько минут.