Оксана Галькевич: Хотела спросить у Тимура, нет ли у него вопросов по сантехнике. Но я знаю, что ты всегда интересуешься всеми темами, связанными с ремонтом, с обустройством. Константин Чуриков: Журналисты страшно любопытные. У нас сейчас рубрика "Профессии". И сегодня расскажем о профессии слесаря-сантехника. Познакомьтесь, в нашей студии Дмитрий Мариев. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Мариев: Добрый вечер. Я представляю компанию "Доступный сервис". Наша компания занимается установкой счетчиков на горячее и холодное водоснабжение. Константин Чуриков: Но мы поговорим персонально о вас, не о вашей компании. Оксана Галькевич: О вашей работе. Константин Чуриков: Потому что нам интересна именно сама профессия. Давайте для начала познакомим зрителей с вами с помощью сюжета. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Если есть вопросы к сантехнику, прямо сейчас звоните 8-800-222-00-14. Звонок бесплатный. И СМС-ки тоже ваши ждем. 3443 – первые три буквы "ОТР", это тоже бесплатно. Оксана Галькевич: Давайте расскажем. У нас есть такая анкета на каждую профессию, в том числе и на вашу профессию. Итак, профессия сантехник. Средняя заработная плата по нашим подсчетам где-то примерно 35000 рублей. Страна разная. Конечно, от региона к региону. Это средняя. Где обучают профессии сантехника? Это ПТУ, колледж, всевозможные мастер-классы, профильные курсы. И отрасль применения – это понятно: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, аварийные службы. Все правильно сказали? Дмитрий Мариев: Да, совершенно верно. Оксана Галькевич: Добавьте что-нибудь. Дмитрий Мариев: На самом деле очень важна не теория, а важна практика. Это в большей степени. Потому закона если знаешь только теорию, не можешь применить ее на практике, если нет такого опыта. Константин Чуриков: Дмитрий, я правильно понимаю, что вы работаете в частной структуре, а не в какой-то просто управляющей компании? Дмитрий Мариев: Да, у нас аккредитованная организация. Мы специализируемся на установке счетчиков холодного и горячего водоснабжения, обслуживаем своих клиентов, производим так называемые поверки. Они происходят у нас раз в 6 лет на каждый из счетчиков вне зависимости от того, холодная это или горячая вода. И соответствующие гарантии предоставляет наша организация. Константин Чуриков: Я просто вот к чему спрашиваю. Потому что найти хорошего сантехника нынче большая проблема. Потому что звонишь в управляющую компанию – и, честно говоря, видна профессиональная разница, бездна между одним сотрудником и другим. Как отличить хорошего сантехника… Оксана Галькевич: А бездна знаете, как видна? Просто настрадалась я прошлым летом от вашего брата. Бездна видна. Приходит из управляющей компании человек, который должен помочь протечку поправить, и тряпкой дырку затыкает, и говорит: "Нормально, нормально. Ничего. Все нормально". - "Точно не зальет соседей?". - "Нет, не зальет. Нормально". В 5 утра прибегают соседи. На следующий день он приходит с другой тряпкой и целлофанчиком еще обмотает. Дмитрий Мариев: На самом деле есть такая русская пословица: "Лучше иметь одного стоматолога и одного сантехника, но никогда не пользоваться их услугами". На самом деле, ребята, читайте отзывы на сайтах. Там в большей степени все-таки люди пишут правду. Вся информация предоставлена. Можете с ней ознакомиться на сайте. Константин Чуриков: Это понятно. Но когда речь идет о какой-то экстренной ситуации, ты все равно звонишь по этому номеру SOS и, в общем, прибегает человечек, который неподалеку от тебя находится из этой жилконторы. Как это сейчас называется, я даже не знаю. И тебе там чинят этот кран. Дмитрий Мариев: Опять же, все компании реагируют на звонок клиента по-разному. Все это зависит от организованности, от руководства в большей степени. Соответственно, от самих ребят, которые приезжают на выезд. Оксана Галькевич: Опять же, вспоминая прошлое веселое лето, пришлось обращаться в несколько разных компаний, которые, как вы говорите, может быть, имеют свои сайты, имеют свою диспетчерскую службу, и есть у них какие-то отзывы. Не знаю насчет аккредитации. Но люди приходили с совершенно разной подготовкой, как я поняла. Понимаете, он же там что-то чинит – ты с ним разговариваешь. Выясняется, что один бывший инженер какой-то аэродромной службы, другой еще что-то. Вот с этим делом… И ты понимаешь, что в принципе человек не совсем про это. Вот он попал в эту профессию несколько случайным образом. Может быть, жизненные обстоятельства каким-то образом привели. И это ведь большая проблема. Потому что результат, соответственно, тоже не всегда удовлетворителен. Дмитрий Мариев: На самом деле я могу сказать о себе. Мне всю жизнь очень нравилось помогать людям и чтобы люди жили в комфорте. Я выбрал эту профессию осознанно. Оксана Галькевич: А вокруг вас ваши коллеги… Дефицит кадров имеется, таких же как вы? Дмитрий Мариев: Я бы не сказал. Потому что профессия на данный момент очень распространенная. Россия строится. Строятся новые здания, квартиры, дома. Конечно, люди будут нуждаться в этих услугах – в тепле, в воде и во всем прочем. Оксана Галькевич: Знаете, у нас совершенно идиллическая была картинка в нашем сюжет: все чистенько, аккуратненько, и портфельчик у вас чистенький. Константин Чуриков: Сразу видно, что не управляющая компания. Оксана Галькевич: И квартира – тоже там все чистенько, аккуратненько. Разные же объекты у вас бывают. Иногда приходишь – там… Дмитрий Мариев: Да, безусловно. Конечно, бывают нестандартные ситуации. Много что видел. Даже не знаю, что сказать. Оксана Галькевич: Как вас встречают? Ведь тут же еще бывает какой… В стрессовой ситуации звонил по известному номеру, вы заходите в квартиру – а там дым коромыслом, все течет. Дмитрий Мариев: Мы подготовлены к нестандартным ситуациям. Оксана Галькевич: Подготовлены? Дмитрий Мариев: Конечно. Оксана Галькевич: А как вы так - "спокойно…". Дмитрий Мариев: Конечно. Безусловно. Спокойствие и только спокойствие. Константин Чуриков: Я сразу фильм "Афоня" вспоминаю: "Ты кем работаешь?". - "В планетарии". - "Если я у тебя микроскоп покручу, что будет?". У нас много сообщений. Вот спрашивает зритель из республики Карелия: "Почему в России не устанавливают счетчики с учетом только горячей воды выше 40 градусов? Часто приходится пропускать холодную воду, чтобы пошла горячая. Или вообще идет недогрев". Дмитрий Мариев: Ничего подобного. Наша компания устанавливает счетчики, которые являются универсальными. И температурный режим у нас до 60 градусов. Константин Чуриков: Еще вопрос. Кемеровская область, Андрей из Новокузнецка спрашивает: "От чего зависит напор и температура воды в батареях?". Дмитрий Мариев: В этой степени все зависит от того, какая управляющая компания, кто обслуживает данный объект. Соответственно, есть котельная, есть элеваторный узел, который распределяет именно давление воды, так называемый напор. И, соответственно, котельная, которая подает температурный режим горячей и холодной воды, либо система отопления. Оксана Галькевич: Действительно, очень много вопросов. Все-таки возвращаясь к "Афоне", а таких ситуаций, как в этом фильме: "А у меня смена закончилась. Это пусть уже другие поправляют". Такого не бывает у вас? Дмитрий Мариев: У нас поколение поменялось. Отношение людей поменялось. Нет, конечно. Мы приходим в любое время людям на помощь. Оксана Галькевич: А в нетрезвом виде на объекты никто и никогда? Дмитрий Мариев: На самом деле каждый относится к своей профессии и к своим обязанностям по-разному. Лично я не злоупотребляю алкоголем на выездах. Константин Чуриков: У меня еще такой вопрос. Чтобы понять, как люди живут, два способа. Либо открыть холодильник… Человек приходит к незнакомому человеку – он холодильник не откроет. Либо вам… Зайти в ванную – в принципе уже видно, как люди живут. У меня вопрос: какая вообще сантехника у людей обычно установлена? Дмитрий Мариев: На самом деле каждый относится к системе сантехники по-разному. То есть кто-то думает: "Бог с ним, поставил, вода течет – и все хорошо". А кто-то действительно уделяет этому внимание, понимает, что это важно, можно кого-то протопить либо остаться вообще без водоснабжения. То есть все зависит от человека, который живет в квартире. Константин Чуриков: То есть вот эти пресловутые золотые унитазы действительно встречаются? Дмитрий Мариев: Да, Рублево-Успенское шоссе – как были, так и есть. Конечно. Константин Чуриков: У нас есть звонок. Оксана Галькевич: Зачем им нужен золотой… Дмитрий Мариев: Все-таки, наверное, больше позолоченные. Оксана Галькевич: Звонок у нас. Александр из Челябинска. Александр, здравствуйте. Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Вы, я так понимаю, коллега Дмитрия, нашего гостя? Зритель: Да. Вы говорите – зарплата 35 000 рублей. Здесь сантехники получают… Я не знаю, в Челябинске, может, где-то и по-другому, но вот Металлургический район Челябинска – 8-10 тысяч рублей. И это официальная зарплата. Ее так и платят. Константин Чуриков: Она фиксированная. То есть она не зависит от количества выполненных заказов, да? Зритель: От количества выполненных заказов… Если есть… работа. Допустим, кому-то унитаз поменять, смеситель. Половина ЖЭКу идет, половина тому, кто сделал. Константин Чуриков: Андрей, а в этом случае вы и ваши коллеги как выкручиваетесь? То есть какие-то еще в частном порядке заказы тоже принимаете, какую-то работу делаете? Зритель: Частный порядок – это уже другая система. Константин Чуриков: То есть официальная зарплата – 8000, да? Зритель: Да. Вот у вас говорят – 35. Какой 35? Если бы 35 рублей было, и не надо было бы колымить, не надо было бы ничего делать. Константин Чуриков: Коллеги, не ссорьтесь. Сейчас узнаем. Почему такая разница? Дмитрий Мариев: Попробую ответить на этот вопрос. Все-таки разные города. Опять же, я работаю не в жилищной компании. Мы работаем в компании, которая является частной, аккредитованной. И немножечко другой профиль. У нас идет монтаж учетных приборов холодного и горячего водоснабжения. Видимо, такой разбег в зарплате. Константин Чуриков: Извините, пожалуйста, это вы те самые милые люди, которые звонят на городские телефоны и спрашивают: "Не хотите ли вы установить приборы учета?". Дмитрий Мариев: Совершенно верно. Константин Чуриков: Вот так. Все ясно. Оксана Галькевич: Смотрите, нам тут люди пишут о том, что самый ценный слесарь – это муж. Другой человек нам пишет: "Строю дачу. Сейчас пришлось самому всему научиться. Как же это здорово! Столько тонкостей. Но потом видишь результат от сделанного". Насколько я понимаю, все-таки самостоятельно такие сложные работы человеку делать нельзя, потому как в случае чего и ответственность. А вы несете полностью ответственность за сделанную работу, даете гарантию? Дмитрий Мариев: Да, безусловно. Оксана Галькевич: В этом ваше отличие, да? Дмитрий Мариев: Да, конечно. Оксана Галькевич: Вот вопрос из республики Бурятия тогда: "На все ли виды работ оформляется договор с ответственностью обеих сторон?". Дмитрий Мариев: Да, безусловно, договор выполняется. Заполняется соответствующий гарантийный срок. Также мы обслуживаем клиента по истечению проверки. Когда она заканчивается, приезжаем и проводим новую проверку, приводим оборудование в должный вид. Оксана Галькевич: Сами приезжаете? У вас где-то в электронном виде напоминалочка выскакивает: "Васильева, 3 этаж, дом такой-то – прийти поменять". Дмитрий Мариев: У нас есть договор, есть диспетчерская служба, которая этим занимается, и раздает эти заказы монтажникам. Константин Чуриков: Спрашивает Алексей из Воронежской области: "Почему вы при работе пользуетесь паклей, а не современной лентой?". Дмитрий Мариев: Вы знаете, на самом деле способ очень старый. И называется это не пакля, а называется это лен. Эти технологии, конечно, всем хороши. Но по СНИПам у нас в СССР на систему отопления и водоснабжения допускается только лен. Сейчас ничего такого нет, которое прошло бы все проверки. Оксана Галькевич: "Резко упал напор воды в смесителе. Аэратор чистый. Что делать?", - Новосибирская область. Дмитрий Мариев: Посмотрите редуктор давления на системе водоснабжения ХВС ГВС. Есть специальные отверстия под шестигранник. Если они его немного покрутят, то, возможно, напор появится. Либо просто забита труба водоснабжения. Константин Чуриков: И звонит нам Андрей из Новокузнецка. Добрый вечер, Андрей. Добро пожаловать в эфир. Зритель: Вечер добрый. У меня два вопроса к вашему гостю. Я отправлял сообщение, вы его зачитывали. Он частично ответил. Хотелось бы уточнить: а какое отношение имеет котельная, если соседи открывают окна (настолько у них жарко), а у нас температура максимум 20 градусов. Дмитрий Мариев: Смотрите, какая ситуация. Очень много зависит от количества квадратных метров в туалетной комнате и количества секций на отопительном приборе, то есть на радиаторе. У нас одна секция обогревает порядка 1.8-2 квадратных метров. Посчитайте и, соответственно, посмотрите диаметр трубы. Какая труба, опять же, из какого материала сделана. Очень много тонкостей, которые нужно соблюдать в этом самом деле. Константин Чуриков: Еще второй вопрос у вас был, да? Зритель: Да, у меня второй вопрос. Зачитывали вопрос по поводу горячей воды из крана. Ваш гость ответил, что его компания устанавливает специальные счетчики. А как быть тем людям, у которых… устанавливает обычные счетчики, и приходится по нескольку минут ждать, пока из крана горячей воды протечет холодная. Дмитрий Мариев: В данной ситуации счетчики не имеют к этому никакого отношения. Все-таки отношение к этому имеет компания, которая подает вам горячее и холодное водоснабжение. То есть если у вас центральное водоснабжение, это одно. Если у вас своя насосная станция, которая с помощью либо водонагревателя, который работает от сети, либо от газового котла нагревает вашу горячую воду. Оксана Галькевич: Отлично. У нас есть еще один звонок. Елена из Братска. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Включаем холодную воду – бежит горячая. В общем, ведро набирается. Делали заявку – прибегали сантехники, бегали по этажам. Смотрели – "не можем попасть в две квартиры". Все, у них этот вопрос решен в таком порядке. Дмитрий Мариев: У меня тоже будет к вам встречный вопрос, я прошу прощения. Скажите, пожалуйста, а у вас стоит водонагреватель? Зритель: Нет. Дмитрий Мариев: Значит, у вас попросту идет так называемый подмес горячей воды. Какая-то из трубок просто перемыкается с горячей. Либо смеситель, либо еще где-то. И у вас идет подмес. Зритель: Это не только у меня. Это у нас по всему подъезду так. Дмитрий Мариев: Значит, у вас нарушена система стояков водоснабжения. Попросту горячая попадает в холодную, и наоборот. Зритель: А от чего это может быть? Раньше такого не было. Константин Чуриков: Спасибо за звонок. У нас просто уже очень мало времени. Мы вынуждены регламентировать это общение. Зритель пишет: "Строю дачу. Пришлось самому учиться сантехническому ремеслу. Как это же это здорово! Столько тонкостей. И наслаждение потом от сделанного". Мой последний вопрос: самое приятное и самое неприятное в работе сантехника. Дмитрий Мариев: Вы знаете, наверное, и на протяжении всего времени, как я занимаюсь, наверное, все-таки получаешь удовольствие от сделанной работы, и когда люди тебя благодарят за это. А самое неприятное, наверное – это то, что мы не всегда, к сожалению, успеваем приехать вовремя к клиенту, поскольку Москва и Московская область очень загружены в плане дорог. Константин Чуриков: О, да! Оксана Галькевич: Ну что ж, поменьше вам неприятностей и побольше вам приятного в вашей работе. Друзья, у нас в студии был сегодня Дмитрий Мариев, слесарь-сантехник. Мы обсуждали профессию Дмитрия во всех нюансах. Спасибо всем за звонки. Спасибо нашему гостю. Константин Чуриков: Всем исправных кранов, труб, унитазов и батарей. Оксана Галькевич: Горячей и холодной правильной воды. И нормально работающий счетчик. Константин Чуриков: Это программа "Отражение". Скоро вернемся.