Эдуард Цаплин: Это в советские времена профессия капитана судна звучала романтично. Сегодня романтики нет, одни трудовые будни

Гости
Эдуард Цаплин
капитан речного судна

Тамара Шорникова: Прямо сейчас открываем в прямом эфире нашу постоянную рубрику "Профессии". Сегодня у нас в студии капитан речных судов. Легко ли стать судоводителем? Где можно получить такую специальность и работу по ней? Обо всех подводных камнях поговорим с гостем в нашей студии. К нам пришел Эдуард Цаплин, капитан речного судна. Нам посчастливилось познакомиться с коллегой Эдуарда. Наша коллега, Анна Тарубарова, прокатилась по Москва-реке в прекрасную погоду, посмотрела на город с палубы корабля, заглянула в капитанскую рубку. Давайте и мы туда заглянем, посмотрим – а каково это работать капитаном?

СЮЖЕТ

Александр Денисов: Посмотрели сюжет Ани Тарубаровой, узнали про обереги суеверия. Теперь к сухой статистике. Взглянем на анкету профессии. Профессия "Капитан судна". Средняя заработная плата – 55 000 рублей. Где обучиться? Специализированные вузы, колледжи. Отрасль применения – пассажирский, рыболовный, грузовой, нефтеналивной, научно-исследовательский, технический и военный флот.

Тамара Шорникова: Понятно. А теперь, Эдуард, расскажите, все ли вас устроило в нашей анкете, или какие-то нашлись несоответствия реальной жизни?

Эдуард Цаплин: Добрый вечер. Все устроило. Все правильно, все официально заявлено. И все соответствует действительности.

Тамара Шорникова: Средняя зарплата отличается от региона, от типа суда?

Эдуард Цаплин: Отличается от региона, отличается от типов судов. Грузовой теплоход, пассажирский, рыболовный, сейнер, траулер или еще какое-то другое судно – зарплаты отличаются.

Тамара Шорникова: А верхняя планка?

Эдуард Цаплин: Верхнюю планку сказать не могу, потому что не знаю.

Тамара Шорникова: Пока еще на добрались до нее, да?

Эдуард Цаплин: Да. На морских судах зарплаты другие. На речных другие. И там планки совершенно разные.

Тамара Шорникова: Где вы обучались своей профессии? В каком городе?

Эдуард Цаплин: Я обучался в Пермском речном училище. Как раз СМС-сообщение приходило. Человек отправляется в круиз в Пермь.

Александр Денисов: То есть он с вами пойдет?

Эдуард Цаплин: Нет. Просто я обучался в Пермском речном училище. Просто к тому, что откуда что пошло. Обучался 3.7 месяцев.

Тамара Шорникова: Возможно, с однокурсниками пойдет.

Эдуард Цаплин: Может быть, да. И такое случится.

Тамара Шорникова: Чем привлекла вас эта профессия? Как вы ее выбрали?

Эдуард Цаплин: Привлекла тоже случайно. Увлекался в школьные годы хоккеем, играл в дворовой команде портовской местной. Все дети портовиков играли. И я за компанию с ними поступил в Пермское речное училище. Так сложилась моя судьба.

Тамара Шорникова: Не жалеете, что компания привела?

Эдуард Цаплин: Нет, не жалею. Компания привела только к хорошему.

Тамара Шорникова: Понятно. По мнению многих, наверное, это одна из самых романтичных профессий. Ну кто? Капитан либо водного, либо воздушного судна. Чего больше – романтики или суровых будничных…

Эдуард Цаплин: Романтики – это в советские времена романтично звучала профессия капитан что речного, что воздушного судна. Сейчас, конечно, больше трудовые будни. Сейчас молодежь очень нежелательно идет на флот.

Тамара Шорникова: Почему?

Эдуард Цаплин: Более престижные профессии сейчас в наше время осваиваются.

Тамара Шорникова:IT-специалисты?

Эдуард Цаплин: Специалисты везде нужны.

Александр Денисов: Сразу хотел спросить. На ваши погоны обратил внимание. Это декоративные, или по ним знающий человек сразу определит, что вы капитан?

Эдуард Цаплин: Да, это идет градация по группам судов, по классу определяется. То есть узкие полосы у рядового состава, начиная от матроса, боцмана. У комсостава уже идут у помощника одна полоса, у второго штурмана, допустим, две. Категория различается. И, соответственно, у капитана уже идет выше.

Александр Денисов: То есть у вас три полосы, и плюс еще одна полоса такая с уголком?

Эдуард Цаплин: Это капитан третьей группы судов.

Александр Денисов: То есть этот уголок сразу сигнализирует, что перед нами капитан?

Эдуард Цаплин: Уголок – это обозначение речных погон. На морских погонах петля большая такая идет. А это чисто речные… Уголок – это чисто речные.

Александр Денисов: А три полосы – это однозначно капитан?

Эдуард Цаплин: Да.

Александр Денисов: Про суеверия мы посмотрели в сюжете. Был эпизод. А у вас в рубке что-то такое есть? Подкова или…

Эдуард Цаплин: Подковы у нас нет. Но у нас тоже верим, теплоход освещается, какие-то церковные присутствуют атрибуты.

Тамара Шорникова: То есть это не редкий случай? Это распространенная история.

Эдуард Цаплин: Скажем так, да. Хочется верить, конечно, во все хорошее. И поэтому стараемся придерживаться каких-то таких традиций своих собственных, что-то вносим, привносим.

Александр Денисов: На каких рейсах работаете? Коммерческие, туристов возите, регулярные?

Эдуард Цаплин: Работаем мы на коммерческих рейсах: банкеты, фуршеты, свадьбы, корпоративные мероприятия. По Москва-реке практически весь центр – от Москва-Сити до Спасского моста. Всю деловую, старинную часть города проходим, показываем пассажирам. Бывают рейсы еще и в область, в сторону Северного речного вокзала и Клязьминского, Икшинского водохранилища. С зелеными стоянками.

Александр Денисов: Скажите, в последнее время мы слышим, что Волга мелеет. Куда из Москвы можно максимум добраться на теплоходе?

Тамара Шорникова: Не используя бурлаков.

Эдуард Цаплин: Из Москвы можно добраться и до Астрахани, и до Питера.

Александр Денисов: И до Питера.

Эдуард Цаплин: Ходят большие четырехпалубные теплоходы. Осадка у них 3 м. Так что пока более-менее все хорошо. Все зависит еще от зимы, от паводка, сколько снега выпало. Если малоснежная зима…

Александр Денисов: А эта зима была какая?

Эдуард Цаплин: А эта зима была хорошая. Снега было много. Подтопление хорошее было. Даже на Москва-реке было заметно – очень хорошее было подтопление. Некоторые причалы были практически на уровне подтопления.

Александр Денисов: То есть вы тоже ждете снега зимой, да?

Эдуард Цаплин: С одной стороны, ждем. Хочется, чтоб и паводочек был хороший, и чтоб суда проходили по Волге. Потому что один год был засушливый. И, к сожалению, теплоходы ходили только до Городца. Там пассажиров пересаживали на другие теплоходы в объезд автобусам. И тогда было не очень.

Тамара Шорникова: Алтайский край вам завидует, говорят: "Очень интересная у вас работа", - пишут СМС.

Эдуард Цаплин: Алтайский край. Я тоже Алтайскому краю завидую: хороший край. К сожалению, я думаю так, что рек очень мало, и поэтому…

Тамара Шорникова: А вот мне любопытно. В период, когда навигация еще не открылась, чем вы занимаетесь в это время?

Эдуард Цаплин: Зимой мы занимаемся подготовкой судов к навигации. Потому что все видят, как летом человек выглядит в форме, красивый и хороший. Но я всегда говорю, что прежде чем быть в такой форме, приходится зимой, весной и осенью быть маленько грязным. Потому что теплохода идет зимой. Все эти соединения трубопроводов, из которых сливалась на зиму вода, чтоб она не замерзла. Фильтры масляные меняются. Как на автозаправках, на техобслуживании слесаря тоже бывают нечистыми. У нас так же.

Тамара Шорникова: То есть в этой работе тоже участвуют капитаны?

Эдуард Цаплин: Да, конечно. Он капитан – сменный механик. Поэтому наравне с механиком, сменным капитаном все в машине. Моторист-капитан.

Тамара Шорникова: Вот это настоящая демократия.

Эдуард Цаплин: Да.

Тамара Шорникова: Понятно. Скажите, речное судоходство – это был ваш выбор? Не хотелось бороздись океаны?

Эдуард Цаплин: Хотелось, честно говорю. Но не сложилось пойти дальше в морское училище.

Тамара Шорникова: То есть для этого нужно продолжение обучения.

Эдуард Цаплин: Да, естественно. Нужно морское образование. Московская государственная академия сейчас готовит капитанов, инженеров именно для работы на морских судах. А я попал в армию после училища, и дальше как-то не сложилось с образованием, с учебой. И остался на речном флоте.

Тамара Шорникова: А можно ли доучиться в зрелом возрасте?

Эдуард Цаплин: В зрелом возрасте возможно все. Но сейчас уже возраст не для учебы. Сейчас чисто трудовые будни.

Тамара Шорникова: А пенсия у капитанов обычная? Я имею в виду выход на нее.

Эдуард Цаплин: У капитанов пенсия обычная. У механиков пенсия льготная, так же как у многих профессий, которые имеют льготную сетку выработку. А у капитана пенсия обычно с 60 лет.

Александр Денисов: Олег из Ульяновской области хочет вам задать вопрос.

Зритель: Алло, здравствуйте. Я в свое время закончил Ленинградское речное училище.

Тамара Шорникова: Коллега.

Зритель: И хочу передать своему коллеге наилучшие пожелания. Раньше была такая государственная поддержка образования для нас – с областей, издалека. Мы поступали в мореходки, в речные училища, в авиационные училища. Выросли, достигли чинов. А теперь молодежи даже и мечтать не о чем.

Тамара Шорникова: Понятно. Спасибо, Олег. Как-то прокомментируете?

Эдуард Цаплин: Я последнее слово не услышал: молодежи что?

Тамара Шорникова: Мечтать не о чем.

Эдуард Цаплин: Мечтать всегда есть о чем. Как не о чем? Много ребят учатся в Московском колледже речного транспорта. И девочки учатся. В Нагатино посмотрите, на кольце 47-35 трамвая колледж находится. Там очень много парней, девчонок учится. Я думаю, что все-таки профессия еще прельщает кого-то.

Александр Денисов: А вы о чем мечтаете?

Эдуард Цаплин: Я мечтаю о достойной пенсии. В связи с последними событиями, то, что идет разговор об увеличении пенсионного возраста уже настораживает.

Тамара Шорникова: Да, вчера обсуждали. Тема была. Много звонков.

Эдуард Цаплин: И поэтому как-то…

Тамара Шорникова: Тревожит перспектива.

Эдуард Цаплин: Тревожит . 7 лет до пенсии еще. За это время не знаем, что поменяется, что не поменяется.

Александр Денисов: Многое может поменяться.

Эдуард Цаплин: Да, многое может… в лучшую или в худшую сторону. Будем надеяться, что все в лучшую все-таки будет.

Тамара Шорникова: А вот вы сказали, что и юноши, и девушки приходят на обучение. А женщин-капитанов много?

Эдуард Цаплин: Капитанов-женщин немного. Но они есть. Есть столичные судоходные компании. Девушки работают на теплоходе "Москва". Репортаж вы вели с такого теплохода. Есть на пассажирских теплоходах штурманы-девушки. Есть даже на морских теплоходах штурманы-девушки довольно молодого возраста. Так что профессия интересная.

Тамара Шорникова: А сложная, трудная физически?

Эдуард Цаплин: В принципе все профессии сложны по-своему.

Тамара Шорникова: Например, у капитанов воздушного судна определенные параметры. Если человек не обладает ими, он просто не пройдет в эту профессию. А у вас?

Эдуард Цаплин: Каждый год проходим то же самое медосвидетельствование. Выдается заключение врача, допуски именно к этой профессии, должности. Поэтому, кому здоровье позволяет, работают и в довольно зрелом возрасте. А есть и молодые люди, кому не позволяет. Так что тут у кого какое здоровье. Было бы желание.

Александр Денисов: К нам дозвонился ваш коллега – Александр.

Эдуард Цаплин: Хорошо.

Зритель: Здравствуйте. Я из Омска. Я тоже 33 года отработал на речном флоте. 20 лет капитаном пробыл. Сейчас по состоянию здоровья списали меня в… Хочу сказать, поддержать этого товарища, что в советское время очень много было заинтересованности, такого юношеского любопытства. А сейчас на капитанов повесили такую огромную ответственность. Он и техник, и прораб, и чуть ли не директор завода. Все должен выбивать, все доказывать. Частная контора. Сейчас все предприятия частные сделались. И поэтому такими жесткими ограничениями со стороны государства, много контролирующих органов, и молодежь потеряла интерес. Плюс зарплата. Средняя зарплата у нас в пароходстве хоть и подходит к 55, но это 3-5 месяцев, а в остальное время мы сидим и ничем не занимаемся. Раньше была охрана флота при Советском Союзе, а теперь охрану флота не дает… Люди, которые работают просто сами, они получали льготную пенсию. Отработал капитаном на нефтеналивном судне. У нас был льготный учет пенсии, что мы зарабатывали, как в навигации, не уходили по выслуге лет на пенсию. Сейчас это практически нельзя вырвать, потому что берется за практически отработанное время. 3-4 месяца человек отработал – он не набирает этого льготного стажа. Вот это очень серьезная проблема. Поэтому молодежь и не хочет идти. Потому чтобы заработать ей пенсию, выйти на выслугу лет, я вот вышел в 48 лет, сейчас мне 56 лет. Я уже 8 лет на пенсии. Я сейчас, чтобы заработать эту пенсию, чтобы год набрать, надо 3 года навигации.

Александр Денисов: Александр, спасибо.

Тамара Шорникова: Спасибо. Целый ворох проблем подняли.

Эдуард Цаплин: Эти проблемы всегда были. И в советские времена, и в наше время. Но все это решаемо. Сейчас – да, маленько посложнее стало в связи с реорганизацией, очень многие суда стали акционерными обществами открытого, закрытого типа. Раньше было государственное снабжение, и все распределялось на уровне государства. А сейчас каждый закупает для себя столько, сколько считает нужным. И поэтому да, возникают маленькие нюансы, что приходится где-то и капитану подсуетиться, и фирмы есть: там делаешь заявочку – что-то привозят специфическое. Поэтому все это так решается на уровне бытовых проблем.

Александр Денисов: Коротко вопрос зритель написал: "Возьмете ведущую "Отражения" Тамару Шорникову на судно?". Из Нижегородской области. Видимо, хочет, чтоб вы ее в Нижний Новгород привезли.

Эдуард Цаплин: В Нижний Новгород – пожалуйста. С Северного речного вокзала круизные теплоходы почти каждый день.

Александр Денисов: Тамара, кстати, там живет неподалеку.

Тамара Шорникова: Надо будет заглянуть.

Эдуард Цаплин: С остановкой в Нижнем Новгороде.

Тамара Шорникова: А вот сейчас отведу прямой эфир – и в путь. Спасибо огромное за то, что приняли участие в нашей программе.

Эдуард Цаплин: Пожалуйста.

Тамара Шорникова: Это был капитан речного судна Эдуард Цаплин. И наша традиционная рубрика - "Профессии".

Эдуард Цаплин: Спасибо большое.