Юрий Коваленко: Наша постоянная рубрика. Сегодня расскажем о профессии автомаляра. И все-таки у этой профессии есть свои тонкости. Кто бы ни думал, что это просто покраска, это настоящее художество. У нас в гостях Егор Клыков, автомаляр. Здравствуйте. Егор Клыков: Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте, Егор. Давайте посмотрим про вас сюжет, а потом узнаем, какие же тонкости в вашей профессии есть. Юрий Коваленко: Может быть, раскроете какой-то секрет. СЮЖЕТ Марина Калинина: Слушайте, Егор, как необычно вы свою жену завлекали в автомастерской. Егор Клыков: А я ее не завлекал. Ей просто все девичье на самом деле никогда не нравилось. То есть у нее всегда был интерес к автомобилям и прочему. Поэтому проблем в этом не было. Она с удовольствием подключилась. Марина Калинина: То есть вы чувствовали, что это ее? Егор Клыков: Наверное, она чувствовала, что это ее. Марина Калинина: Понятно. Юрий Коваленко: Вы говорите, что вы морально устаете от автомобилей. Вы действительно в одного все это делаете? Один… Егор Клыков: Нет. У нас распределены. Каждый делает свою работу. Арматурщик – это человек, который собирает-разбирает по необходимости одну работу, кузовщик – другую, маляр (то есть я) – третью. Но, допустим, если крупная работа по малярному, то устаешь от нее, да, действительно. Юрий Коваленко: А что чаще всего просят сделать? Я знаю, что мы ходим по улицам города, все видим странные машины. Я не про аэрографию говорю. Каждый раз появляются какие-то новые краски. Вы следите за рынком моды? Егор Клыков: Знаете, я отслеживаю, что если клиент спросит, чтоб ему было что ответить. Но на самом деле спрос на это очень слабый. То есть вы много видите этих странных машин на самом деле в процентном соотношении? Не знаю. Сотая процента не наберется, наверное, от машин в Москве. То есть поэтому эти заказы – все-таки редкость, к сожалению. Марина Калинина: В сюжете было сказано, что в детства в гараже. Почему? Действительно прям так нравилось? Вы для себя уже с детства решили, что будете с этим связаны? Егор Клыков: Вы знаете, решения не было. Но с детства у отца был автосервис. Соответственно, я мальчик, все же интересно. И поэтому как-то сам собой интерес не останавливался, не отпускал меня к машинам и к подобным процессам. Марина Калинина: А что больше всего нравилось? Мы сейчас говорим, что вы автомаляр. Но вы же и разобрать-собрать машину можете, как я понимаю. Егор Клыков: Нет, я могу все сделать, конечно. Я и сейчас могу это все сделать. Просто как бы распределение труда. Поэтому каждый делает свою работу. А так – да, с этого начинал. Марина Калинина: Насколько сложно было вообще открыть свою мастерскую, начать это дело, решиться, набрать сотрудников? Это ж все-таки такое дело… Егор Клыков: Мастерская-то не моя. Я на это не решался. Я сотрудник. Марина Калинина: А, то есть вы просто сотрудник? Егор Клыков: Я сотрудник, конечно, да. Марина Калинина: А мечта такая есть? Открыть свою… Егор Клыков: Вы знаете, нет. Мне нравится моя работа в том формате, в котором она сейчас выглядит. Поэтому нет. Марина Калинина: Все-таки пишут нам наши зрители, что покрасить машину – это ювелирная работа. Какая это работа? Вы даже говорите, что вы белый халат надеваете, чтобы не было каких-то малейших нюансов, чтобы не было ниточек, волосинок. Егор Клыков: Вы знаете, она не столько ювелирная… Чтобы качество на выходе, нужно быть дотошным к мелочам. Марина Калинина: Казалось бы, взял этот пульверизатор, все там побрызгал… Егор Клыков: Дело в том, что, наверное, хоть и говорят, что 70, но, наверное, 90 процентов качества покраски зависит от подготовки. То есть одно дело – покрасить, другое дело – подготовить. Какой бы выдающийся маляр ни зашел красить, если плохо подготовлена поверхность, то деталей качественных не получится. Юрий Коваленко: В каждой профессии есть какие-то свои рекорды. Машина, которую вы целиком покрасили за ультракороткое время либо еще что-то в таком духе. Сколько у вас уходит на машину и какой вы рекорд ставили? Егор Клыков: Было на заре деятельности на кузовных работах. Конкретно я, когда еще работал кузовщиком, менял заднее крыло у классики на скорость. Пятерка или шестерка. 54 минуты. На время засекали. Юрий Коваленко: Крыло? Егор Клыков: Угу. То есть срубается, зачищается, вываривается новое, зачищается и передается в малярку. Ну так, из интереса. Марина Калинина: Но я все-таки хочу вернуться к тонкостям работы. Потому что даже нам пишут: "Профессия нужная, но 9 из 10 – непрофессионалы". Видимо, люди сталкиваются на практике с этим. В чем особенность этой работы? В чем тонкость и в чем секреты? Как сделать так, чтобы не было претензий у клиента к покраске? Чтоб там ничего потом не отвалилось, не пошло какими-то трещинами и так далее. Егор Клыков: Смотрите, во-первых, автосервис в первую очередь – это все-таки оборудование. То есть нужно понимать: если вы приезжаете в сомнительный сервис гаражного вида, то о качестве, наверное, речи идти не может. Потому что оборудование – это ключевое. Потому что многие малярки в Москве не имеют даже покрашенной камеры. То есть как можно принимать в работу машины, которые ты, в общем-то, не в состоянии сделать в силу этого. Дальше – цена. Многие клиенты гонятся опять за дешевизной. То есть опять едут в такие сервисы. А как я сказал в интервью уже, приличный кусок стоимости работы покраски деталей составляет расходный материал. Соответственно, если он приезжает и оценивает в 2 раза дешевле, чем у нас либо где-то еще, надо понимать, что будет экономия. Юрий Коваленко: По цене. Вот вы говорите - "дешевле, дороже". Средняя цена покраски одной кузовной детали какова у вас и на какую вообще не стоит смотреть даже? Егор Клыков: По Москве в среднем, наверное, вилка от 7 до 10. То есть это та цена, в которую в принципе автосервис, если он качественно относится к своей работе, может обеспечить качественный выход автомобиля покраску. А ниже – уже есть сомнения, потому что, опять-таки, чтоб человек, допустим, маляр, конкретный исполнитель, качественно отнесся к этой работе, нужно его заинтересовать финансово. То есть если он получает копейки, захочет он сильно вникать в эту позицию? Ему надо больше, больше, больше открасить. Скорость – это потеря качества. Марина Калинина: Ваша супруга. Она тоже вместе с вами, насколько я понимаю, работает. И женский подход от мужского отличается? Это же такая неженская работа, но вроде как женщины более въедливые. Егор Клыков: Правильно. Я уже сказал, что качество малярки в дотошности, то есть к мелочам. Она меня переплюнула. То есть в том плане, что в силу своей женской особенности она более внимательно относится. То есть она видит даже то, что я… Это все нормально, это не считается браком и прочее. Она на это обращает внимание, устраняет. То есть я бы даже, допустим, женщине-маляру машину доверил свою. Юрий Коваленко: А часто вам приходится переделывать работу, как раз возвращаясь к непрофессионализму, после людей, которые халатно это сделали? Егор Клыков: Да, бывает. Последний месяц хочу заметить, что даже несколько машин пришло. В данный момент в работе автомобиль стоит после халатно сделанной работы. Да, приезжали. Юрий Коваленко: Что неправильно сделали? Где нарушена технология? Егор Клыков: Мы не вдаемся в подробности, где нарушили. Нам главное, чтобы человек был доволен. То есть, как правило, некачественная покраска, некачественно сделанные кузовные. Если некачественно сделана сборка, ее можно легко поправить, то остальное – это приходится начинать все сначала. Марина Калинина: Тут чисто такие профессиональные вопросы вам задают. Расходные материалы у вас импортные или отечественные? Егор Клыков: Вы знаете, отечественные материалы как таковые на рынке не представлены. То есть их не существует. Есть предприятие, которое выпускает импортный материал просто на территории России. Он стоит чуть дешевле. Представлен китайский. Китайский сейчас охотно сервис эконом-класса берут. Но он похуже качества. Так что материалы в основном импортные. Марина Калинина: "Чем лучше полировать полиуретановый лак?". Егор Клыков: Маляр либо полировщик привыкает конкретно работать со своими материалами. То есть нет какой-то такой системы, что эта фирма, эта паста. То есть он привык так и добивается качественного результата, то он и должен этими материалами работать. И другие ему, даже лучше класса, давать не нужно. Марина Калинина: А вы аэрографией занимаетесь, расписываете машины? Егор Клыков: Мы подготавливаем поверхность. Допустим, для художника она должна быть матовая, заматирована под лак. То есть он приходит, делает рисунок. Я сам не рисую, есть художник. А я уже покрываю лаком прозрачным и полирую. Марина Калинина: По опыту самая экстравагантная картина на машине какая была? Егор Клыков: У меня в опыте экстравагантных сильно не было. Львы, военная тематика, оружейная. Это подавляющее. А сейчас аэрография… то ли она выходит из моды, то ли все-таки цена кусачая. Юрий Коваленко: Кстати, на самом деле все реже и реже вижу машины именно с аэрографией, но все чаще вижу машины с необычной краской. Опять же, шершавая краска какая-то есть. Егор Клыков: Так называемый раптор. Юрий Коваленко: Да. Все больше и больше. Люди спрашивают: "Насколько она вообще полезна? Сложнее ли ей красить, дешевле или дороже?". Егор Клыков: Вы знаете, хороший в народе называемый раптор стоит дороже, допустим, обычной покраски. Но подготовка не такая требовательная под него. Но опять нужно отдавать себе отчет, что вы хотите сделать такой краской. Если у вас серьезный джип, на котором вы ездите по бездорожью, то в принципе в этом есть смысл. Потому что она прочная, она защищает от сколов, от веток, от всего. Если у вас, конечно, там какая-то марка люксового класса, то это просто издевательство над машиной. Юрий Коваленко: К примеру, сколько стоит покрыть внедорожник этим раптором? Егор Клыков: С материалом… По сути это та же самая покраска со сборкой-разборкой. По Москве в среднем от 80 до 150 стоит. Юрий Коваленко: Целиком? Егор Клыков: Целиком, да. Юрий Коваленко: То есть получается дешевле, чем покрасить машину. Егор Клыков: Покраска – примерно та же сумма. Марина Калинина: Егор, а вообще сложно научиться этому делу? Есть ли какие-то специальные колледжи, училища, как это сейчас называется. Механике… Егор Клыков: Нет, механике, конечно, учат. Механике учили еще с советским времен наши училища, теперешние лицеи. А маляр… Марина Калинина: Ведь это же тоже такая работа специфическая – автомаляра. Егор Клыков: Вы знаете, технология не такая сложная, чтобы требовала какого-то серьезного обучения. Тут вопрос опыта. Допустим, объяснить всю процедуру вновь пришедшему человеку можно в течение одного дня. Марина Калинина: Потом уже понятно, откуда руки растут. Егор Клыков: А потом он должен начинать работать. И он через полгода только, может, станет маляром, который способен взять деталь и до конца ее сделать. Юрий Коваленко: А существует какое-то соревнование автомаляров либо какой-то конкурс, фестиваль? Егор Клыков: Я таких не знаю. Марина Калинина: Расскажите про вашу машину, которая вызывает восторг всех проезжающих мимо автомобилистов. Что вы такое с ней сделали, что она такая прям супермашина? Егор Клыков: Она ничего такого особенного. То есть был обычный штатный автомобиль. Покрыли матовым лаком родную краску. То есть она изначально и была такого цвета, то есть стала матовая. Соответственно, повесили тюнинг штатный, потому что китайский, то, что продается в большинстве, я не воспринимаю. Немножко тюнинга по подвеске, по звуку – ну и все. Ничего такого сверхъестественного. Юрий Коваленко: Кстати, все чаще обращаются люди по поводу китайского тюнинга. Говорят, что китайцы начали делать не хуже, чем та же Европа. На порядок дешевле. И, во всяком случае, они даже научились делать ремонтопригодным, скажем так, этот весь тюнинг. Егор Клыков: Действительно, если раньше тюнинг был неоригинальный, стекловолокно, сейчас пошли качественные акриловые материалы, из которых изготовлен сам тюнинг. Но все равно основа тюнинга – это же внешний вид. А внешний вид в мелочах. То есть, допустим, китайский тюнинг, даже на вид качественно сделанный, когда ты начинаешь его подгонку к автомобилю, то есть подогнать его так качественно, так тонко, как, допустим, оригинальный либо хорошего производителя, практически невозможно. А дорогая машина, которая вся криво, косо слеплена, вряд ли у кого-то вызовет эффект "уау". Марина Калинина: А хобби у вас есть какие-нибудь? Егор Клыков: На сегодняшний день только автомобиль. Марина Калинина: А вам не хотелось бы самому взять старый автомобиль и его собрать полностью, восстановить. Мне кажется, что это внутри каждого мужчины, который любит автомобили. Егор Клыков: Это практически мечта. Марина Калинина: Какой-нибудь ретро. Егор Клыков: Наши реалии. Если бы мы, допустим, жили в США, где огромный рынок старых машин, допустим, 1970-х годов, которые были культовыми, у нас же не было этого рынка. Соответственно, откуда старое? Что у нас старое? Волги и Победы, которые не найти, кстати. Они стоят довольно дорого. И найти в хорошем состоянии практически невозможно сейчас уже. Марина Калинина: Но все равно мечта такая есть? Егор Клыков: Мечта – безусловно. Я бы даже ввез машину. Но, к сожалению, наша таможня… Марина Калинина: Я вам желаю, чтобы она исполнилась. Давайте послушаем звонок. У нас есть от вашего коллеги. Евгений, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я бы коллегу хотел поблагодарить и сказать, что это очень благодарная работа. Мы приносим людям пользу. Решаем насущные проблемы. На самом деле это очень приятно, когда клиент получает удовольствие от работы. Я немного нервничаю. Марина Калинина: Ничего страшного. Не нервничайте. Спасибо вам большое за звонок. И спасибо вам за качественную работу, которую вы делаете и за то, что вы сегодня пришли в нашу студию. Успехов вам и исполнения вашей мечты. Егор Клыков: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Егор Клыков у нас был в гостях, автомаляр. Юрий Коваленко: Спасибо.