• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Кирилл Волков: Водители, будьте терпеливее к ученикам на дороге! Не подрезайте, не сигнальте – это может привести к ДТП

Кирилл Волков: Водители, будьте терпеливее к ученикам на дороге! Не подрезайте, не сигнальте – это может привести к ДТП

Гости
Кирилл Волков
инструктор по вождению

Тамара Шорникова: Продолжаем эфир программы "ОТРажение", открываем рубрику "Профессии". Все, как и анонсировал Петр. В студии Тамара Шорникова. Сегодня обсудим действующие правила сдачи экзамена на права в ГИБДД. У нас в гостях – инструктор по вождению московской автошколы Кирилл Волков. Кирилл, здравствуйте.

Кирилл Волков: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Ну и вместе с вами, конечно, обсудим, сколько часов нужно в среднем ученику, чтобы уверенно поехать за правами, и сколько нервов нужно потратить инструктору, чтобы обучить этого самого ученика. Пока подключим наших телезрителей к беседе. Рассказывайте, когда и как вы сдавали на права. Что для вас было самым сложным? Удалось ли все сдать с первого раза или понадобились дополнительные попытки? Все звонки и SMS – абсолютно бесплатные. Ну а мы пока посмотрим сюжет – как обычно, сняли один день из жизни специалиста. А после обсудим.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Кирилл, вот с кем легче работать – с новичками, как я, или с теми, кого учили родственники, и вроде бы ездить умеют, но как-то не по инструкции?

Кирилл Волков: Вы знаете, практика показывает, что если человек уже садился за руль, родственник либо какой-то друг, соответственно, не имеющий опыта преподавания, может объяснить не вовремя, немножечко не то, немножечко не так преподнести все это, как говорится, человеку. Человек потом в любом случае обязан закончить автошколу и, соответственно, только после этого сдавать в ГИБДД. Он просто-напросто может уже приобрести… то есть приобрел от своего родственника или друга вот этот опыт негативный, то есть может уже дольше переучиваться. Я все-таки рекомендую начинающему водителю на самом деле, не стесняясь, сразу приходить в автошколу, соответственно, и начинать занятия с инструктором по вождению.

Тамара Шорникова: Какой временной диапазон, во сколько лет приходят, не стесняясь, в автошколу?

Кирилл Волков: Не стесняясь, в автошколу?

Тамара Шорникова: Самый возрастной ученик какой?

Кирилл Волков: Возрастной? Да вы знаете, 50–60 лет. Наверное, вот этот показатель еще встречается в автошколах. Старше пока не встречал, по крайней мере на личном опыте. 50–60 лет, вот учатся люди. И вы знаете, даже порой часто сдают хорошо экзамен, соответственно, если систематически ходят на занятия.

Тамара Шорникова: Понятно. В среднем по регламенту, если я не ошибаюсь, 28 занятий?

Кирилл Волков: Да, государственная программа рассчитана на 28 занятий. Автошкола, в принципе, берет на себя ответственность выкатывать ученика 28 занятий. Но ученик вправе все-таки брать меньший курс, меньший пакет занятий. Кто-то – больше. То есть в зависимости от своих навыков. Если человек…

Тамара Шорникова: Вот по вашему опыту, сколько примерно в среднем нужно занятий, чтобы человек уверенно поехал как минимум по трассе за новенькими правами?

Кирилл Волков: За новенькими правами? Ну, на самом деле государственный регламент приближается к этому числу. Ко мне ученики часто обращаются с вопросом: "А сколько же, Кирилл, действительно необходимо занятий мне по вождению?" То есть среднестатистический ученик. Да вы знаете – ну, от 20 до 30. Это тот самый показатель, который, я считаю, не был выдуман государственным регламентом, который поставил эту планку – 28.

Тамара Шорникова: Сколько в среднем стоит занятие?

Кирилл Волков: В среднем занятие? Они очень сильно разнятся. Какая-то автошкола берет на себя право устраивать занятие ученику на 90 минут, какая-то – 120 минут. Наша автошкола 120 минут обучает ученика на занятии, соответственно, в автошколе по практике. Наша цифра – это 1 200 рублей. Соответственно, есть автошколы, которые, допустим, пишут: "А у нас дешевле". При этом еще забывают уточнить, что 90 минут, а не 120. То есть и такое тоже встречается.

Я же все-таки что хочу порекомендовать? Самое главное, чтобы люди работали и занимались своим процессом успешно, то есть учили, обучали и так далее. Ценники – бывает, что дешевле. Придешь, а в итоге тебе некачественную услугу предоставят. То есть тут надо смотреть, наверное, на отзывы, на рекомендации своих друзей, родственников, ну или тех, кто ходил уже в автошколу обучаться, то есть был ли он удовлетворен услугами.

Тамара Шорникова: Вы сами за сколько часов научились опытному вождению?

Кирилл Волков: Ну, я ходил, в принципе, к инструктору долго и протяженно, наверное, на протяжении полугода, честно признаюсь.

Тамара Шорникова: То есть такой основательный подход?

Кирилл Волков: Да, основательный подход. Честно признаюсь, даже это был не один инструктор, а целых три штуки. Ну, то есть ходил, сравнивал. Ну, первый инструктор немножечко, как на мой взгляд казалось, не давал мне полную картину. Ну, научил, грубо говоря, машину тронуть с места, повернуть. Инспектор в ГИБДД зачастую просит от ученика на экзамене какой-то маневр совершить: разворот на перекрестке, разворот через прилегающую территорию. Соответственно, следующие мои инструктора, с которыми я уже занимался, они мне это все показали, рассказали. Соответственно, мне этого хватило, чтобы, по крайней мере, со второй попытки сдать экзамен в ГИБДД.

Тамара Шорникова: Ну, правила все время меняются. Полтора года назад их сделали жестче. Давайте напомним тем, кто сейчас собирается сдавать на права, к чему готовиться. Тезисно.

Кирилл Волков: В первую очередь хотелось бы, наверное, обратить внимание всех участников движения, что круговой перекресток сейчас везде главный. То есть в правилах сказано, что круговые перекрестки… Даже в билетах это указано везде, в экзаменационных, теоретических, что круговые перекрестки главные. К сожалению, не дошли до таких моментов и перекрестков, где просто не сняли знаки "Уступи". Вот есть правила, руководствоваться надо по ним. Если знак остался, я считаю, что надо писать в определенные префектуры, которые занимаются установкой или снятием дорожных знаков, чтобы данный перекресток соответствовал правилам. Как говорится, в правилах написано так – значит, надо действовать по правилам.

Тамара Шорникова: Что касается вашей работы непосредственно. Вы работаете на своей машине?

Кирилл Волков: Да, конечно.

Тамара Шорникова: Бензин, амортизация – это уже за ваш счет или корпоративный?

Кирилл Волков: Ну, смотрите. Ученик оплачивает за занятие. Наша автошкола действует по принципу – каждое занятие ученик оплачивает по факту. То есть приходит в автошколу и, соответственно… То есть пришел – заплатил. Не пришел – соответственно, не заплатил. Когда захотел записаться к инструктору в график – тогда записался. Соответственно, мы, конечно, рекомендации свои ученику даем и наставления тоже. Ну, не все они, конечно же, вовремя их берут на сведение. Но когда сталкиваются с экзаменом, конечно же, звонят и обращаются, понимая, что не все так просто.

Тамара Шорникова: Наверняка много тех, которые прямо накануне экзамена звонят чуть ли не в час ночи и говорят о том, что утром еще бы пару занятий, глоток воздуха последний?

Кирилл Волков: Есть и такие. Да, есть и такие.

Тамара Шорникова: Как поступаете в таком случае?

Кирилл Волков: Как мы поступаем в этом случае? Ну, соответственно, если лично я, допустим, не смогу дать занятие ученику, я сразу начинаю обзванивать своих коллег, конечно же, не в час ночи, а если это вменяемое время. Соответственно, ищем человеку инструктора пунктуального и компетентного, который даст ему это занятие, которое увеличит его шансы на сдачу экзамена в ГИБДД.

Тамара Шорникова: Наверняка большинство тех, кто желает получить права и, соответственно, перед этим отучиться, приходят после работы. Это и вечернее время наверняка. Как раз основная нагрузка приходится на часы после шести. Привыкли ли к такому графику? Наверняка часто бывает, что что-то меняется – одно занятие отпадает, два новых появляются. Вот как жить в таком ритме?

Кирилл Волков: Вы знаете, я старался всегда работать как бы на себя – в том плане, что… Как вы сказали уже, подметили, что вечерние занятия чаще всего даются инструктором ученику, потому что один человек учится и приходит на занятие после учебы в пять, шесть, семь и позже. Либо, может быть, перед учебой, соответственно, с утра берет или перед работой занятие, то есть в семь-восемь утра.

Тут как лично я поступал? Соответственно, человек успешно отучился, сдал на права, советует меня своим друзьям. И не все, соответственно, ходят в вечернее время. То есть кто-то готов ходить даже днем. Кто-то учится так, что в эти дни учится, кто-то – нет. Кто-то освобождается с пар пораньше, кто-то идет попозже. То есть, в принципе, график забивается. Если инструктор работает хорошо и на совесть, то дневные занятия тоже обязательно имеют место быть.

Тамара Шорникова: Зарплаты хватает? Или требуется подработка как раз в свободные часы, частные клиенты?

Кирилл Волков: Хватает. И частные клиенты тоже, соответственно, попадаются, без этого никуда. "Я учился в такой-то автошколе, позанимайтесь со мной на экзаменационном маршруте". "А давайте площадку". От друзей, которые учились у меня раньше. Этот человек учился в другой автошколе, соответственно. "Мне инструктор не давал то-то или то-то. Можно с вами позаниматься? Мне вас порекомендовали". То есть и такое тоже часто встречается в моей практике.

Тамара Шорникова: Сейчас как раз вопрос от телезрителя – Галина из Челябинска к нам дозвонилась. Давайте послушаем ее вопрос. Алло, Галина.

Зритель: Да, я вас слушаю.

Тамара Шорникова: Очень приятно.

Зритель: Мне бы хотелось узнать, какое образование должно быть у инструктора по вождению.

Тамара Шорникова: Галина, а подскажите, у вас права есть?

Зритель: Да.

Тамара Шорникова: Как давно?

Зритель: 44 года.

Тамара Шорникова: 44 года! Значит, глупо спрашивать, автомат или ручная коробка передач. Скажите, вам сложно было обучаться?

Зритель: Что?

Тамара Шорникова: Обучаться вождению. Что для вас было самым сложным, когда вы учились только, сдавали на права? Помните?

Зритель: Я помню, моя дочь, когда сдавала, ей сказали, что у инструктора по вождению должно быть образование высшее. Но у этого инструктора было не образование, а стаж работы.

Тамара Шорникова: А вы интересуетесь с какой целью? Просто для информативного содержания?

Зритель: Потому что нашего инструктора уволили – сказали, что у него не соответствует образование, что нужно высшее, а он работал просто по стажу.

Тамара Шорникова: А инструктор-то хороший был?

Зритель: Да-да-да.

Тамара Шорникова: Отлично. Спасибо за вопрос. Итак, какое нужно образование для трудоустройства?

Кирилл Волков: Значит, смотрите. Автошколы все работают по-разному. Кто-то для себя как руководство ставит планку. Кто-то хочет человека с высшим образованием, кто-то хочет просто специалиста. Конечно же, тенденция такова, что с каждым годом все чаще и чаще работодатель обращается уже к специалисту, который с высшим дипломированным образованием.

Сам я лично заканчивал магистратуру МГТУ (МАМИ). Но также хочу все-таки сказать, что не все мои коллеги имеют высшее образование. В принципе, для данной профессии не считаю это основополагающим. То есть тут все-таки главное, чтобы качественно объяснили человеку, не накричали, чтобы человек чувствовал себя комфортно, был доволен и удовлетворен услугами инструктора по вождению и, соответственно, в итоге получил желаемое, то есть права.

Тамара Шорникова: Вот вдогонку послушаем еще вопрос от Александра из Московской области, интересуют тонкости трудоустройства. Слушаем вас, Александр.

Зритель: Алло, здравствуйте. Да-да-да, здравствуйте. Такой вопрос. Не знаю, вы ответите или нет. Что нужно, чтобы быть инструктором по вождению? Стаж вождения, я так понимаю, большой. И если возможно, может, какие-то контактные данные, чтобы я бы мог устроиться даже у вас инструктором по вождению, если это возможно было бы. Как вы оцените? Я просто не знаю. Ну, раньше ДОСААФ учил полгода же, чтобы быть водителем. А сейчас ускоренные какие-то курсы, да? Правильно?

Тамара Шорникова: Александр, а у вас стаж вождения какой?

Зритель: У меня уже больше 15 лет.

Тамара Шорникова: Больше 15 лет. Хорошо, вопрос понятен.

Зритель: Но только категория В.

Тамара Шорникова: Спасибо. Что нужно, чтобы устроиться инструктором по вождению?

Кирилл Волков: Еще раз немножечко обращусь к тому, что я уже говорил. Каждая автошкола для себя ставит свою планку…

Тамара Шорникова: Ну, мы разбираем на конкретном опыте, чтобы проще было.

Кирилл Волков: Да-да-да. Наш конкретный опыт заключается в том, что все-таки мы смотрим в первую очередь, был ли опыт у человека преподавания вождения или не было, работал ли он вообще хотя бы преподавателем, то есть правила ПДД в автошколах. Ну, наша планка какая? Если десять лет стажа вождения есть – в принципе, это приемлемо к рассмотрению на кандидата в автоинструктора.

Тамара Шорникова: То есть от десяти?

Кирилл Волков: Да, хотя бы от десяти.

Тамара Шорникова: Я видела объявления, где минимальный стаж вождения указывали – три года.

Кирилл Волков: Бывает и такое. Ну, честно признаться, на своем опыте, в свои три года стажа вождения я, наверное, только-только начинал более или менее уверенно ездить на автомобиле, то есть без подсказок, навигатора и так далее. То есть три года для инструктора, я считаю, недостаточно.

Тамара Шорникова: Вот технические, что называется, характеристики мы рассмотрели. А если говорить о качествах? Мы уже поняли, что никуда без стальных нервов.

Кирилл Волков: Ну конечно. Стрессоустойчивость – это, наверное, одно из основополагающих наших качеств, которым должен обладать инструктор. Были случаи, были моменты, когда инструктор срывается на ученике, как-то нецензурную брань применяет, соответственно, в общении и так далее. Ну, соответственно, к этому инструктору применялись определенные санкции.

Тамара Шорникова: А может быть, это был тот самый индивидуальный подход?

Кирилл Волков: Ну, вы знаете, все-таки…

Тамара Шорникова: Но клиент не оценил.

Кирилл Волков: Я думаю, да. Если клиент жалуется руководству автошколы, соответственно, о данном инциденте – значит, этот инцидент уже все-таки вышел за рамки преподавания и рамки дозволенного от инструктора.

Тамара Шорникова: Вы попадали в аварийные ситуации или близкие к аварийным ситуации с учениками?

Кирилл Волков: Попадал. Конечно, попадал. Без этого никуда. То есть сталкивался очень часто, к сожалению, с такими ситуациями. Хотелось бы пожелать всем водителям, которых окружают инструктор и ученик, соответственно, который обучается вождению… То есть очень часто к нам не очень – как это сказать? – адекватно относились другие участники движения: сигналили, когда не положено, подрезали, даже матерились, ругались. То есть хотелось бы пожелать немножечко терпения. Человек только-только сел за руль, обучается. У всех разное количество занятий, разное отношение к этому. Ну, не всегда какой-то поступок со стороны водителя может пройти без последствий. Иногда ученик неправильно отреагирует в данной ситуации – и действительно может быть ДТП.

Тамара Шорникова: Если вы видите, что ученик чрезмерно разволновался, есть какой-то универсальный способ, как привести клиента в чувство?

Кирилл Волков: Универсальный метод приведения в чувство – это, наверное, в первую очередь в ближайшие, не знаю, минуту-полторы-две найти место где-нибудь для остановки. Объяснить, что произошло сейчас в данной ситуации, соответственно, на этой остановке. Рассказать, в чем человек был прав или неправ.

Тамара Шорникова: Задобрить анекдотом.

Кирилл Волков: Задобрить анекдотом. Рассказать какой-нибудь опыт из жизни своей, то есть как было у меня, что я в этой ситуации сделал, как это повлияло и так далее.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем, как было в жизни у Галины… у Ирины из Липецкой области, дозвонилась к нам еще одна телезрительница. Алло, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Вы меня слышите?

Тамара Шорникова: Да, очень хорошо.

Зритель: Здравствуйте. Я бы скорее не вопрос, а скорее поделилась бы опытом. Вы знаете, мне 53 года уже сейчас будет, а училась я с февраля по апрель 2017 года. Не надо никого бояться. Поверьте, если опытный и хороший инструктор и преподаватели – ну, это, конечно, находка. Я сейчас очень уверенно за рулем езжу. Сейчас скажу… Автошкола "Безопасное колесо". Замечательные преподаватели, замечательные инструкторы! Мальчишка молодой, инструктор. Ну, со мной, конечно… Я уже возрастной человек. Поверьте, правда. С таким он вниманием, с таким терпением! Я просто диву даюсь. Мне хотелось бы назвать его имя.

Тамара Шорникова: Пожалуйста. Героев нужно знать в лицо.

Зритель: Сергей Николаевич Казанцев, мой инструктор. Директор автошколы… Забыла.

Тамара Шорникова: Спасибо, спасибо огромное за ваш позитивный опыт.

Раз уж на такой позитивной ноте, хотите как-то обратиться к будущим водителям? Может быть, предостеречь от чего-то или пожелать?

Кирилл Волков: К будущим водителям? Наверное, в первую очередь это ни в коем случае не садиться за автомобиль, если вы чувствуете, что вы еще неопытный водитель. Можно всегда воспользоваться услугой автоинструктора и взять занятий, сколько вам необходимо. И ни в коем случае не садиться в нетрезвом состоянии и без водительских прав, если вы считаете даже, что вы ученик опытный, но еще не имеете водительского удостоверения.

Тамара Шорникова: Спасибо вам огромное, что пришли к нам сегодня в эфир. Спасибо за интересную беседу. Берегите себя! И учиться никогда не поздно, как мы выяснили. Это была рубрика "Профессии". Увидимся через неделю.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты