Ольга Минова: Изучение иностранного языка – это чтение, говорение, аудирование и письмо. И надо использовать все что возможно

Ольга Минова: Изучение иностранного языка – это чтение, говорение, аудирование и письмо. И надо использовать все что возможно
Проблемы современных матерей. Как загорать. Земли могут изъять из-за пожарных норм. Маркировка продуктов. Рестораны в доме. Сергей Лесков
Как помочь молодым родителям заниматься с ребёнком и не потерять работу
Сергей Лесков: Не исключено, что многие проблемы Superjet связаны с тем, что не удалось построить правильную математическую модель этого самолёта
Что делать, если на первом этаже дома открыли магазин, бар или круглосуточный офис?
Александр Бражко: Роспотребнадзор практически самоустранился от контроля за содержимым и товарной этикеткой
Мать-одиночку из-за частых больничных перевели на работу за 130 км от дома. По её мнению, это принуждение к увольнению
«Собственность - это не только право, но и обязанности по ее содержанию». За сорняки будут отбирать землю
Безопасный загар - миф или реальность? Советы онколога. Что такое паспорт кожи и зачем он нужен
Любовь Храпылина: Обществу много лет было все равно, что пособие на ребенка состаляло 50 рублей
Онкология. Блокировка банковских счетов. Рынок подержанных авто. Бензин. Работа для подростков. Промышленная политика
Гости
Ольга Минова
учитель английского языка

Тамара Шорникова: Let me speak from my heart. Это рубрика "Профессии". И часть эфира сегодня пройдет на английском. Обсудим, как выучить иностранный язык и почему не все курсы одинаково хороши. О методиках преподавания и о трудностях перевода поговорим сегодня с нашим гостем – мы пригласили в эфир Ольгу Минову, учителя английского языка многопрофильной школы 1577 города Москвы. Hello!

Ольга Минова: Hello!

Тамара Шорникова: Ольга, ну если честно, слушая выступления политиков, когда говорят по-английски, что чаще всего испытываете – боль, как у музыканта, от ненастроенного инструмента, или можете похвалить кого-то?

Ольга Минова: Гордость испытываю за тех, кто хорошо говорит.

Тамара Шорникова: Есть такие?

Ольга Минова: Иногда ну просто слышно, что это русский человек говорит. Иногда думала, что политики должны все-таки выработать такое произношение, чтобы непонятно было, что это русский. Как говорится, RP, Received Pronunciation – общепринятое произношение.

Тамара Шорникова: Работать и работать, в общем, еще?

Ольга Минова: Ну да, можно немножко.

Тамара Шорникова: Понятно. Ну, мы вас, зрители, приглашаем к разговору, к нашей работе – телевизионной, эфирной. Расскажите, какие языки изучали вы в школе, в институте. Осталось ли что-то от этих знаний? Или единственное, что помним из английского, – это "London is the capital of Great Britain"? Поделитесь, как, по-вашему, вообще лучше учить иностранный язык. Сейчас много способов. В общем, присоединяйтесь к нашему разговору. Ну а мы продолжим его сразу после сюжета. Сняли видеоматериал о профессии учителя английского языка. Смотрим и обсуждаем.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Вот часть дела на день перечислили, но наверняка это не все ваши обязанности. Вот что еще сегодня входит в обязанности учителя по английскому?

Ольга Минова: Ну, вы имеете в виду не ежедневные обязанности, а в общем, да?

Тамара Шорникова: Ну, чем вы занимаетесь в течение конкретного дня, и вообще из чего состоит ваша работа.

Ольга Минова: Ой, работа наша состоит из многих всяких мероприятий. Во-первых, это неделя английского языка, где нужно подготовить, либо конкурс какой-то, либо какой-то концерт. Бывает там песня на английском языке. То есть каждый год это все по-разному.

Тамара Шорникова: Спектакли Шекспира?

Ольга Минова: Ну, Шекспира не ставили, но musical "Cats" мы когда-то ставили. Далее – олимпиады. Сначала районные олимпиады… Ой, сначала наши олимпиады, школьные. Надо провести, отобрать, кто прошел этот тур, проверить все. Это очень большой, в общем, такой энергозатратный процесс. Потом дети, кто победили, выходят на олимпиаду – район, город. Ну, если получится, мы ездим туда с ними. Мы проверяем там все эти работы тоже, в общем. Дальше – экзамены.

Тамара Шорникова: Те самые ОГЭ, ЕГЭ?

Ольга Минова: ОГЭ, ЕГЭ, да. Чтобы провести экзамены, мы сами ходим на курсы и учимся, как их проводить. Потом пишем зачеты разные перед камерой тоже. Все, как у детей. То есть, чтобы стать экспертом ЕГЭ по проведению ЕГЭ, например, ты должен пройти сам экзамен, что ты можешь его проводить.

Тамара Шорникова: А самый насыщенный месяц в учебном году?

Ольга Минова: Самый насыщенный? Я сказала бы, это июнь, потому что… конец мая, июнь, потому что начинаются экзамены, мы все заняты на разных площадках. И это не рядом с домом, а бывает, что куда-то ехать. Ну, в пределах район, конечно, но все равно. И ты должен к восьми часам прийти, не опоздать и бдить, потому что все под камерами. Если что-то учитель нарушит – это тоже такая же, в общем, большая проблема не только детям, но и нам. Если дети что-то нарушат, а мы не заметили, то это проблема будет и преподавателя тоже.

Тамара Шорникова: И поддерживайте наверняка морально?

Ольга Минова: Ну, морально мы не имеем права там поддерживать, потому что мы должны быть беспристрастные экзаменаторы.

Тамара Шорникова: Ну, подмигнуть хоть.

Ольга Минова: Никаких подмигиваний. Мы поддерживаем их перед экзаменом, своим ребятам говорим, что все будет хорошо. Я всегда настраиваю их позитивно, говорю: "Как вы мыслите – так оно и будет".

Тамара Шорникова: Ну, безусловно, вложенными знаниями помогаете.

Ольга Минова: Ну, это конечно. Это в течение года. Мы проводим еще, кстати, пробные экзамены, пробные ГИА, ЕГЭ и так далее, чтобы дети почувствовали. Они иногда боятся, думают, что уже какой-то экзамен, им будет за это оценка. Я говорю: "Нет, это просто, чтобы вы почувствовали, что это такое". Вот в субботу повезем на пробный ЕГЭ по говорению.

Тамара Шорникова: По говорению?

Ольга Минова: Говорение, да. Отдельный вид деятельности у нас – это говорение.

Тамара Шорникова: Как отдельная дисциплина в спорте?

Ольга Минова: Ну, типа, да.

Тамара Шорникова: Понятно. Вот заговорили о часах. Во сколько начинается ваш рабочий день?

Ольга Минова: Ну, первый урок начинает в 8:30. Мы должны, конечно, прийти заранее, чтобы включить компьютер, включить журнал, который не сразу включается, система иногда барахлит. В общем, компьютер, все понятно. И дальше все по плану – у кого сколько уроков.

Тамара Шорникова: Так, а возвращаетесь домой?

Ольга Минова: Это тоже когда как. Если, например, ничего такого срочного, то можно и в три уйти. Если есть что-то такое, еще можно и в четыре, и в пять. Есть люди, которые и до семи вечера сидят, но это энтузиасты своего дела. Мне легче, например, взять что-то доделать домой, после какого-то перерыва, после чашечки чая что-то сделать. И в выходные могу что-то сделать. Обычно поиск материалов занимает большое количество времени по Интернету, дополнительных. И поэтому я не всегда задерживаюсь.

Тамара Шорникова: А если в часах в общем, то сколько часов у вас в неделю выходит?

Ольга Минова: В этом году выходит 28 часов. В прошлом году было 24. То есть год на год не приходится.

Тамара Шорникова: То есть это полторы ставки примерно?

Ольга Минова: Ну, ставка в старшей школе – 24 часа. А это чуть больше ставки. В прошлом году была ровно ставка. В следующем году… Не знаю, это зависит от наполняемости классов и от многих факторов, от количества учителей.

Тамара Шорникова: В течение дня когда удается отдохнуть? На перемене? Перекусить, пообедать, подготовится.

Ольга Минова: Перекусить удается на перемене. Но отдохнуть – нет. Покой нам только снится. Отдыхать надо дома. У нас такой нескучный день. Иногда, знаете, все идет в таком темпе, что ты даже не успеваешь подумать, устал ты или не устал. Когда ты устал, ты понимаешь, что ты устал, только в конце рабочего дня, часам к трем-четырем.

Тамара Шорникова: Вот вопросы есть у наших телезрителей. О рабочем дне они или об английском языке – давайте узнаем. К нам дозвонился Александр.

Зритель: Добрый вечер.

Тамара Шорникова: Да, добрый. Александр из Челябинской области. Слушаем вас.

Зритель: Я хотел спросить у нашей героини, какое у нее мнение. В нашем современном обществе есть ли еще смысл изучать именно классический язык или уже пора переходить к изучению его американского варианта? Ну, как мы знаем, англичане с американцами, бывает, друг друга не очень хорошо понимают, подсмеиваются друг над другом.

Тамара Шорникова: Александр, а вы сами какой язык изучали в школе или в институте?

Зритель: Английский.

Тамара Шорникова: И какой его вариант? Классический как раз?

Зритель: Ну конечно. У нас же по программе, естественно, шел английский, чисто английский. Хотя с произношением тоже были сложности.

Тамара Шорникова: Вот сейчас с вашим классическим английским возникают у вас проблемы в понимании, трудности перевода с иностранцами, в путешествиях или в других случаях?

Зритель:Excuse me please, but I'm very bad speak English.

Тамара Шорникова: Универсальный ответ, поняли вас. Ну, вот такой вопрос.

Ольга Минова: Я поняла.

Тамара Шорникова: Можно ли так жестко разграничивать, как наш телезритель?

Ольга Минова: Я бы не стала сейчас жестко разграничивать, потому что в эпоху глобализации многие англичане уже употребляют американизмы, и они сами того не подозревают. У меня есть общение, с Англией я больше всего общаюсь, есть и друзья в Америке. И иногда, когда англичане говорят: "Ой, я не люблю этот американский. Вот зачем вы говорите movie, а не cinema?" – они потом сами употребляют американские варианты.

И даже был у меня такой случай, когда я употребила что-то, именно британское произношение… Знаете, вот есть |ˈʃɛdjuːl|, британское произношение, а есть |ˈskedʒuːl|, american. И когда я употребила слово |ˈʃɛdjuːl|, меня британец даже не понял. То есть иногда они эту разницу произношения даже не понимают.

Сейчас американский английский настолько внедряется в нашу жизнь и настолько это все тесно сплетается, что я не стала бы так вот классифицировать. То есть мы учим, конечно, в школе классический английский, но есть много сайтов… Я материалы дополнительные использую – BBC English и также Learn American English, какие-то выражения, которые в американских фильмах встречаются. Поэтому, в принципе, классический английский.

И плюс, если человек не специально это учит, а он использует Интернет, общается, английский сам придет. Мои ученики очень часто употребляют американское произношение местами. Я говорю: "У вас американский английский". Они говорят: "Да?!" Они даже не знают этого. Они впитывают это, как губка.

Тамара Шорникова: А откуда, откуда?

Ольга Минова: Из фильмов, из Интернета, из игр. Это все оно идет. Это необратимый процесс. У меня даже знакомый в Британии один раз сказал (он живет в Лондоне): "Если ты закроешь глаза и послушаешь, как говорит молодежь, ты никогда не поймешь, что это британцы". Такое впечатление, что стоят американские подростки.

Тамара Шорникова: Кстати, начали зрители нам присылать и свои рекомендации, как изучать иностранный язык. Многие рекомендуют сериалы смотреть. Вот есть вариант – YouTube, различные ролики обучающие, лекции и так далее. Кто-то достаточно категорично выражается – только репетиторы. На ваш взгляд, какой он – самый лучший и оптимальный выбор в изучении английского?

Ольга Минова: Вы знаете, я бы не останавливалась на одном каком-то выборе, потому что английский язык, вообще любое изучение любого языка можно разделить на четыре вида деятельности: это чтение, как мы называем, "говорение" (не очень по-русски звучит), аудирование и письмо. Поэтому нужно использовать все, что возможно.

Хорошо, допустим, если у кого-то есть репетитор. Но если человек ограничивается только репетитором, он все равно далеко не уйдет, потому что… Ну, всем известно, что лучше всего английский язык и любой язык учить в стране изучаемого языка, это понятно. Поэтому два-три раза в неделю недостаточно. Все равно я бы порекомендовала и фильмы, и YouTube, и читать, и общение. Найти друзей и общаться с ними в Skype, в Instagram. Сейчас очень много возможностей благодаря Интернету.

И вот у меня есть ученики, которые ничего не делают, ни репетиторы, ни курсы у них. Ну, домашние задания, и то не всегда. Ну, на уроке работают. Но у них такой английский, как будто они реально занимаются и с репетиторами, и ездят куда-то на курсы. И я спрашиваю: "А откуда это?" Я вижу, что это хорошая конструкция. Мы это не проходили еще. Они еще просто не выросли до такой степени.

Тамара Шорникова: В силу возраста.

Ольга Минова: Да, в силу возраста. Они говорят: "Я смотрю видео на YouTube". Кто-то играет в компьютерные игры. Кто-то читает книги и смотрит много американских разных фильмов, британских. То есть я бы сказала, что надо делать все. Если хочешь изучить язык, нужно использовать все варианты.

Тамара Шорникова: "На войне все средства хороши".

Ольга Минова: Да, отлично. И именно все в комплексе.

Тамара Шорникова: Как вы учили английский? И как собственно выбрали его?

Ольга Минова: Ой, ну выбрала я, честно говоря, не сразу, потому что первая моя профессия – это было обучение иностранцев русскому языку. Это тоже получилось совершенно случайно. Я не думала… ну, долго не знала. Знаете, как всегда – не знаешь, чем ты хочешь заниматься, даже к концу института. Я не знала, чем я буду заниматься.

И потом случайно мы отдыхали в Пятигорске, военная турбаза была. И были иностранные там слушатели, которые собирались здесь учиться своему военному делу и так далее. И мы с ними общались. Они нам по-русски еще не всегда хорошо говорили. И я поймала себя на мысли, что мне нравится вот это – обучать их, исправлять ошибки и так далее. И так я несколько лет проработала преподавателем русского языка для иностранцев.

Тамара Шорникова: Вот любопытно сравнить. А кому легче дается другой язык – иностранцам, которые пытаются выучить русский, или русским, которые изучают английский?

Ольга Минова: Ну, я бы не ставила так вопрос, что это зависит от национальности. Я бы хотела здесь на двух факторах остановиться. Во-первых, те, кого я учила, они жили в России, они приехали учиться. Они были в среде языка, правильно? Это было полное погружение. И поэтому они… А наши дети – у них нет среды.

Второй фактор – это мотивация. Что делали иностранцы здесь? Они приезжали, чтобы учиться и получить свою профессию. Они понимали, что им этот русский необходим как воздух. Если он его не выучит – ну, как он дальше будет? Он не сможет получить свою специальность.

У нас с мотивацией дело обстоит по-разному. Есть и высокомотивированные дети, есть очень низкая мотивация. И все зависит от семьи, я считаю. Потому что мне однажды девочка лет шести сказала: "Я хочу выучить английский, чтобы устроиться хорошо в жизни и получить хорошую работу". Вот откуда такое идет? От родителей только. И была девочка как-то, которая сказала: "Ой, ладно. Моя мама сказала: "Ничего, и без английского можно прожить. Особо не напрягаясь и не учи".

Понимаете, если человек хочет, у него все получается. Если человек не хочет, ему хоть пять профессоров вокруг поставь и обложи книгами – все равно не будет, нулевой результат.

Тамара Шорникова: Понятно. Вот еще один способ присылают – это обучение по Skype, разговор собственно с иностранцами. Сейчас соцсети действительно плотно вошли в процесс обучения, ну, как минимум в жизнь родителей, потому что у нас часто коллеги с детьми обсуждают переписку в родительских чатах. У вас есть социальные странички, где вы общаетесь с учениками, родителями, может быть, коллегами?

Ольга Минова: Ну, родители мне часто пишут в WhatsApp, если у них какие-то вопросы. А так у меня есть страничка во "ВКонтакте". Слава богу, у нас, в отличие от Англии, это не запрещено. У них нельзя это делать.

Тамара Шорникова: А что именно нельзя?

Ольга Минова: У них нельзя под своим именем ходить в социальные сети, то есть учитель не должен общаться с учениками через социальные сети. Если у них какие-то есть там свои странички, то они под другими именами совершенно, чтобы дети их не нашли.

Тамара Шорникова: А причина в чем?

Ольга Минова: Вот не знаю. Как-то у них руководство… Мы общаемся со школами из Англии, и вот узнали такой факт. Мы хотели узнать у них адрес, они говорят: "Вы меня не найдете, я там совершенно другая. Дети не должны знать". Я не знаю, с чем это связано.

Ну, слава богу, такого запрета нет. У меня есть и в Facebook страница, во "ВКонтакте". Ну, дети Facebook не очень как-то… Они больше во "ВКонтакте", это их сайт. И там у нас постоянно идет общение. Они меня могут не только спросить, как там что, во сколько приходить, что задали, могут спросить, а даже я их прошу присылать какие-то фотографии для их доклада, чтобы не с флешками возиться (это долго, а бывает и неудобно). Они мне просто пересылают свои фотографии, я их включаю на доску. И очень быстро все получается. И я успеваю больше человек спросить.

Тамара Шорникова: Ну, давайте дадим возможность спросить нашему телезрителю. Дозвонилась к нам Ирина из Оренбургской области. Да, слушаем вас.

Зритель: Добрый вечер. У меня такой вопрос. Почему, когда училась я сама, а потом учились мои дети, теперь внуки, почему за это время, за десять лет учебы, наши дети не овладевают разговорной речью? Может быть, дело в методике преподавания? Ведь когда ребенок маленький, мы сначала учим его разговаривать, правильно? А потом уже, в школе, ребенок учит правила, грамматику, правописание и прочее.

Тамара Шорникова: Спасибо, поняли.

Ольга Минова: Да, поняла вопрос. Мне тут трудно ответить, потому что я не знаю, что за школа. Потому что, может быть, как раньше, кто-то работает по старинке. Когда я училась, мы читали и переводили или учили какие-то топики. Сейчас в нашей школе уже такого нет. У нас акцент поставлен на разговор. То есть мы стараемся, вот как только он научился, ну, какие-то элементарные фразы, уже из этого речь выводить. То есть коммуникативная методика – прежде всего.

Может быть, был в этом процесс. Я не знаю просто, какой там процесс обучения. Если там был, в принципе, неплохой процесс, возможно, не хватало опять той же языковой среды. Языковую среду как мы можем создать? Мы можем создать себе только сами. Ну, кроме того, как куда-то поехать… Это деньги. Понятно, что не каждый может.

Тамара Шорникова: Ну, подружиться с кем-то в том же Facebook.

Ольга Минова: Подружиться с кем-то, да, в Facebook. "ВКонтакте" не очень популярный, но, в принципе, там есть разные возможности. Попробовать подружиться с кем-то и общаться по тому же Skype и так далее. Мне один мальчик тоже так же говорил: "Что же мне делать? Я хочу практику такую". Я ему посоветовала, как найти. Он нашел американскую девочку, был очень благодарен. И сейчас он так напрактиковался, что он учится в Америке.

Тамара Шорникова: Кстати, по поводу соцсетей, их пользы или, может быть, наоборот, вреда. Очень часто в Интернете можно увидеть: "Научим английскому за месяц, за неделю", – чуть ли не за час. Как правильно выбрать курсы? И что должно насторожить в подобных объявлениях?

Ольга Минова: Ну, я бы на такие объявления не покупалась, где за месяц и так далее. Ни один преподаватель, уважающий себя, не поставит вот это, такую рамку, потому что зависит 50% от учителя и 50% от самого ученика.

Тамара Шорникова: Та самая мотивация.

Ольга Минова: Да. Есть мотивация. Есть еще способности. Бывает, может быть, мотивация высокая (я такое встречала), а со способностями не очень. Ну, не все же филологи. Кому-то даются больше технические науки. У кого проблема с русским, у того такие же проблемы и с английским. Поэтому много факторов влияет.

Тамара Шорникова: А если правильно выбранный учебник, пособие? Вот есть здесь какие-то рекомендации? Сейчас огромный выбор на рынке: есть русские, есть зарубежные, есть специальные издания оксфордских университетов.

Ольга Минова: Ну, могу сразу всех разочаровать: единого универсального учебника, который ты прошел и все знаешь, его просто не существует. Британские издательства – это общепризнанные, это замечательные учебники. Я сама их очень часто использую в своей работе как дополнительные пособия. Я сама обучалась в Англии, была на нескольких стажировках. И там точно так же идут британские учебники. Это тот стандарт, минимум, который человек должен знать.

В принципе, если ты выбираешь учебник, то прежде всего нужно подумать, зачем он тебе нужен. Если, например, вы хотите элементарно объясниться за границей, то это одно дело – это можно выбрать какой-то разговорный курс. Если вы хотите куда-то поступать и вам нужны экзамены базовые сдавать, то нужен уже академический курс. Но я, в принципе, за то, что любой оксфордский или издательство Longman… Необязательно Оксфорд. Есть же Оксфорд, Кембридж. Они как бы все хороши.

Тамара Шорникова: Приятное дополнение к учебному процессу не отменяет при этом старания и вложенных часов и усилий.

Ольга Минова: Да, конечно, конечно.

Тамара Шорникова: Вот напоследок хочу прочитать эсэмэску из Томска: "Любимый предмет в школе был "Английский язык". Соответственно, и преподавателю большая благодарность. Все-таки язык Шекспира, Диккенса. Жалею, что не пошла учиться на иняз".

Я думаю, что такое же огромное количество благодарностей скажут вам в эсэмэсках и лично ваши ученики. Мы присоединяемся к ним. Спасибо, что пришли к нам на эфир. Мы разговаривали с учителем английского языка Ольгой Миновой. Это была рубрика "Профессии". Встретимся через неделю. Спасибо.

Ольга Минова: Спасибо вам.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Полные выпуски
  • Все видео