Евгения Куленко: Если кассир не предложил покупателю пакет, значит за кассой новичок
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-professii-segodnya-31162.html
Тамара Шорникова: Продолжаем эфир программы "ОТРажение". Это рубрика профессии. И следующие полчаса будем говорить о работе кассира. Сколько зарабатывают специалисты с такой записью в трудовой и чем занимаются, помимо того, что считают наши с вами деньги? Сейчас узнаем у нашего гостя – пригласили контроллера-кассира супермаркета Евгению Куленко. Здравствуйте.
Евгения Куленко: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Ну и заодно, пользуясь случаем, обсудим, а как же собственно устроены магазины у нашего с вами дома. Какие продукты популярнее, чем хлеб? В какие часы можно получить самые большие скидки? Присоединяйтесь к разговору. Задавайте ваши вопросы по телефону, в SMS-сообщениях или в чате на сайте нашего канала. Все абсолютно бесплатно. Отвечать начнем сразу после сюжета. Мы подготовили справку – профессия "Кассир". И сами попробовали сесть за кассу. Смотрим.
СЮЖЕТ
Тамара Шорникова: Я бы обязательно вернулась в такой магазин с такой-то улыбкой. Расскажите, много у вас покупателей, которые знают вас по имени и спрашивают, как дела?
Евгения Куленко: Да, безусловно, так как я работаю очень давно в этом магазине.
Тамара Шорникова: А сколько?
Евгения Куленко: Ровно три года.
Тамара Шорникова: Так, в вашей профессии это давно, да?
Евгения Куленко: Да.
Тамара Шорникова: Видимо, текучка большая?
Евгения Куленко: Почему? Нет.
Тамара Шорникова: И за это наверняка уже контакты наладились с постоянными покупателями?
Евгения Куленко: Ну, естественно, естественно. Так как мы находимся в спальном районе, у нас очень часто народ не меняется, одни и те же покупатели. И, конечно, все знают нас по именам, и мы очень часто общаемся.
Тамара Шорникова: То есть: "Как дела?", "Как дома?".
Евгения Куленко: Естественно, обязательно спросят: "Как дела?", "Как дома?", "Как настроение?". В общем, очень часто так происходит, что при пробитии товара всегда нам приходится разговаривать с покупателем, естественно.
Тамара Шорникова: Ну, поддерживать разговор.
Евгения Куленко: Поддерживать, да. Для чего? Мы не можем обслуживать покупателя молча. Так как наш магазин ориентируется на большие продажи, сейчас, в данный момент мы как кассиры предлагаем акционные товары. Еженедельно у нас товар обновляется. Конкретно вы видели на предкассовой зоне…
Тамара Шорникова: Те самые круассаны, кофе, чай?
Евгения Куленко: Да-да-да. Еженедельно это все меняется. И мы обязательно должны предложить нашему покупателю акционный товар.
Тамара Шорникова: А вот меня всегда волновало. Конечно, безусловно, всегда хочется сэкономить. Ну, прежде всего деньги важны, но здоровье дороже, да?
Евгения Куленко: Да.
Тамара Шорникова: И такое сомнение закрадывается: "А почему такая низкая цена?" Вот те самые акции. Или два по цене одного. Из-за чего это, расскажите?
Евгения Куленко: Это, безусловно, все связано с понижением цен от поставщика. Это ни в коем случае не подходящие сроки, как многие думают и задают вопросы об этом. Естественно, это поставщик предлагает. Например, на этой неделе колбаса, снижение колбасы.
Тамара Шорникова: Он хочет продать больше своей колбасы?
Евгения Куленко: Больше своей колбасы. Делает большую скидку. Естественно, магазин делает…
Тамара Шорникова: Меньше мяса туда не добавляют?
Евгения Куленко: Нет конечно. Тот же самый состав остается. И мы уже предлагаем по сниженной цене. Естественно, там какая-то определенная наценка идет, мы не можем же взять у поставщика и продать по той же цене. Все делается для чего? Для того, чтобы новинку смог покупатель купить и попробовать. Вот для чего это создано.
Тамара Шорникова: Понятно. А часто покупатели спрашивают у вас совета? Например: "Какая колбаса лучше?" или "Какой торт выбрать?". Вы можете им порекомендовать?
Евгения Куленко: Конечно, конечно. В первую очередь мы с вами пробуем это на себе, как говорится.
Тамара Шорникова: Ну, из личного опыта что-то советуете?
Евгения Куленко: Конечно.
Тамара Шорникова: Увидела у вас в магазине стойку с пищевыми красителями, формами для куличей. Видимо, уже готовитесь к празднику?
Евгения Куленко: К празднику готовимся, да. Ближе к празднику этих стоек уже не бывает, все сносится, покупается в очень большом количестве.
Тамара Шорникова: Когда бесполезно идти за наклейками для яиц?
Евгения Куленко: В последний день. Так же как, и на Новый год в последний день рассчитывать купить горошек и майонез.
Тамара Шорникова: Не стоит?
Евгения Куленко: Нет конечно. Вы будете стоять в больших очередях.
Тамара Шорникова: Так, а вот накануне праздников, ну, собственно и в сами праздники как-то отличается работа от будней? Или вот все в том же графике?
Евгения Куленко: Да все в том же графике, просто больше обслуживания покупателей, большее количество народу.
Тамара Шорникова: Когда самый большой ажиотаж?
Евгения Куленко: Ажиотаж чаще всего – это новогодние праздники чаще всего, 8 марта, Рождество чаще всего.
Тамара Шорникова: А часто приходится в праздники работать?
Евгения Куленко: Постоянно, так как у нас график 2/2 и часто попадаем под праздничные дни.
Тамара Шорникова: Ну, какие-то бонусы есть за работу в праздничные дни, премии, может быть, подарки от начальства или от покупателей?
Евгения Куленко: От покупателей. И, естественно, двойной тариф по зарплате.
Тамара Шорникова: А что дарят покупатели?
Евгения Куленко: Ну, на 8 марта я не ушла пустой, я ушла с букетами. Не только женщины, но и мужчины дарят и благодарят. Очень много у нас благодарных покупателей.
Тамара Шорникова: Рада. Скажите, вот в какие часы основной наплыв? Можно как-то вот вычленить время, когда можно попасть без очередей?
Евгения Куленко: Без очередей – это после часу. Так как у нас действует система скидок, 5-процентная социальная скидка для пенсионеров с девяти и до часу, чаще всего вы встретите у нас в магазине более пожилых покупателей, большой наплыв. А ближе к вечеру…
Тамара Шорникова: Это первая половина дня.
Евгения Куленко: Это первая.
Тамара Шорникова: А днем?
Евгения Куленко: Днем как-то более или менее уже у нас, вроде спокойно.
Тамара Шорникова: Наверное, приходят рабочие в обеденный перерыв?
Евгения Куленко: Да, конечно.
Тамара Шорникова: И вечером, после работы?
Евгения Куленко: Вечером – обычные сотрудники, обычные рабочие, "белые воротнички", как мы называем сотрудников офисов, естественно. В магазины идут за чем? За продуктами.
Тамара Шорникова: Давайте выясним, зачем Алексей ходит в магазин. К нам дозвонился телезритель, послушаем его вопрос.
Евгения Куленко: Давайте.
Тамара Шорникова: Алло. Алексей, вы в эфире.
Зритель: Добрый день. Алексей, студент. Подскажите, пожалуйста, у меня такой исследовательский вопрос. Какой продукт покупают чаще всего? Ну, вот самый популярный? Что приходится чаще всего пробивать?
Тамара Шорникова: Спасибо, Алексей. Вот выяснили, что бананы пользуются спросом.
Евгения Куленко: Бананы пользуются спросом чаще всего.
Тамара Шорникова: Что еще?
Евгения Куленко: Молоко, в повседневной жизни оно необходимо. Воду, рис, муку, сахар.
Тамара Шорникова: Кстати, бананы – действительно. Эта история, что бананы покупают чаще, чем хлеб, лично меня удивила. Действительно они пользуются таким спросом?
Евгения Куленко: Это вкусный продукт, это питательный продукт.
Тамара Шорникова: Это да. Но я не знала, что у него столько поклонников. Какими объемами продаете их?
Евгения Куленко: По-разному. Мы не можем продать в большом количестве одному покупателю, естественно. 10 килограмм в одни руки. Ну, я так скажу, что если примерно 180 килограмм в день привозится на магазин, ближе к вечеру вы не найдете на прилавке уже этих бананов. Они очень хорошо раскупаются, расходятся.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем сразу еще второй звонок, примем, Марина к нам дозвонилась. Слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Марина Владимировна, я из поселка Ордынское (Новосибирская область). У нас есть сеть супермаркетов в Ордынском. И хотелось бы очень отметить работу девочек-кассиров, которые работают в магазине Holliday.
Тамара Шорникова: Может быть, за что-то конкретное их поблагодарите?
Зритель: Нет, просто сказать большое спасибо. Туда приходим, как к себе домой, действительно. И нас встречают с улыбочкой, всегда и помогут выбрать товар. И обслуживание очень хорошее. Большое им спасибо!
Тамара Шорникова: Спасибо вам огромное за звонок. Вот видите, сколько слов благодарности.
Евгения Куленко: Я очень рада. Конечно, берет гордость, что покупатели благодарят. Это очень приятно. Но мы работаем и для комфорта покупателей, соответственно.
Тамара Шорникова: Но и при этом все равно в вакансиях обязательный пункт – стрессоустойчивость. Если все так хорошо, если так много благодарных покупателей, зачем нужен этот пункт? Как часто у вас бывают конфликтные, сложные ситуации?
Евгения Куленко: Не так часто, но, конечно, это бывает. Это обычная жизнь, мы не все железные. Покупатели бывают с разным характером, с разным настроением. Естественно, бывают конфликты. Но конкретно кассир не должен как бы агрессировать, если в сторону кассира идет какая-то – ну, как вам проще сказать? – агрессия.
Тамара Шорникова: Ну, как вы сами сказали: "Все же не железные". Как сохранить лицо, настроение рабочее? Есть какие-то секреты?
Евгения Куленко: Ну конечно. Это улыбка, безусловно. Ну, настрой, обязательно настрой. Вот у нас, например, в магазине с утра обязательно проходит планерка, и наш директор заряжает нас позитивом, энергией, дает задания на день. И в принципе, нам нервничать некогда. Весь день, как говорится, занят работой, мы отвлекаемся. Невозможно постоянно нервничать.
Тамара Шорникова: Понятно. Еще один звонок. Видите, как популярна и востребована профессия ваша и среди нашей зрительской аудитории. Александр из Татарстана к нам звонит, давайте послушаем. Алло. Вы в эфире.
Зритель: Добрый вечер.
Тамара Шорникова: Добрый.
Евгения Куленко: Добрый.
Зритель: Это Республика Татарстан. Очень приятные, конечно, эти девочки. Они очень много трудятся, очень много значат. Но сегодня-то не надо про них говорить, сегодня траур. И сегодня надо говорить про Кемерово. И как люди сидят, нога на ногу закинутые, это на Первом канале или на Четвертом канале. А девочки эти – да, они молодцы, они молодцы, но сегодня не про них вопрос. Вы неправильно делаете. Сегодня вопрос про Кемерово!
Тамара Шорникова: Спасибо вам за ваш звонок. Мы, безусловно, скорбим. И мы вместе с теми, кто переживает в Кемерово и в других регионах. Эту боль невозможно разделить и оставить в каком-то конкретном месте нашей страны, она касается нас всех. Но жизнь продолжается. И мы продолжаем наш эфир.
Расскажите, как часто бывают, не знаю, случаи воровства, кражи, может быть, какие-то разбойные нападения? Это опасная профессия?
Евгения Куленко: Безусловно, это опасная профессия. Каждый день происходит абсолютно воровство граждан.
Тамара Шорникова: А какова инструкция в таких ситуациях? Как вы реагируете на это?
Евгения Куленко: Если идет какая-то угроза безопасности жизни кассира либо покупателя, естественно, мы строго следуем инструкции. У нас есть своя инструкция. Это вызов службы быстрого реагирования. Также у нас уходит информация в полицию. Кто быстрее приедет, естественно. И разрешается вопрос через полицию. Бывают всякие случаи, конечно: и угрожают, и хамят. Но чаще всего мы разрешаем этот конфликт, не раздувая его.
Тамара Шорникова: Все ли случаи в той самой инструкции прописаны? Или все-таки каждый раз приходится полагаться на собственный опыт, искать моментально свои какие-то решения?
Евгения Куленко: Конечно, безусловно, это собственный опыт.
Тамара Шорникова: Вы, кстати, оцениваете опыт ваших коллег, когда заходите в другие магазины? Посматриваете за тем, как они работают?
Евгения Куленко: Конечно. Делаешь замечания, если вдруг увидел просроченный товар на полке, либо нет ценника. Конечно, делаем замечания. Но, конечно, это в культурной форме и так мягко.
Тамара Шорникова: А вы можете определить, кто новичок, а кто уже давно за кассой?
Евгения Куленко: Да, конечно.
Тамара Шорникова: По каким характерным чертам?
Евгения Куленко: Если не предложил пакет – значит, растерялся, значит, забылся. Профессиональный кассир никогда не забудет предложить пакет. Это такой прямо маленький критерий кассира.
Тамара Шорникова: Хорошо. Давайте послушаем еще один звонок, у нас снова телевизор… телезритель в прямом эфире, в телевизоре. Давайте послушаем. Алло. Да, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Я хотела через ваш канал поблагодарить наших кассиров в поселке Люберецкого района – Зою и Майю в "Пятерочке". Они работают в "Пятерочке". И они всегда такие доброжелательные, улыбчивые! Они предлагают и по акции продукты, и пакеты. А если взял, предположим, что-нибудь по акции, а оно у тебя по маркировке не соответствует, они тебе укажут и предлагают взять, допустим, два по одной.
Тамара Шорникова: Понятно. И следом давайте послушаем Надежду, дозвонился нам телезритель из Москвы. Очень много желающих поговорить с вами в прямом эфире, давайте дадим такую возможность. Слушаем.
Зритель: Добрый вечер.
Тамара Шорникова: Да, добрый.
Зритель: Я хочу сказать огромное спасибо профессиям кассир и продавец. В данный момент эта девушка – я как психотерапевт вижу, что она очень добрая, милая, красивая, с улыбкой, внешне упорядочена. Поздравить всех с наступающим праздником церковным – Пасхой. И пожелать огромного терпения, огромного здоровья и всего самого наилучшего!
Тамара Шорникова: Спасибо огромное за звонок.
Евгения Куленко: Спасибо.
Тамара Шорникова: Вот видите, даже бесплатный психологический портрет получили. А на ваш взгляд, вот если говорить о психологическом портрете кассира, все ли могут освоить тонкости этой профессии? Или все-таки не каждый человек подойдет под эту работу?
Евгения Куленко: Конечно. Я считаю, это уже заслуга. И качество должно быть, в принципе, терпеливость, усидчивость – это главные качества кассира. Честность.
Тамара Шорникова: Требуется ли специальное образование?
Евгения Куленко: Да. Я могу сказать по себе. У меня средне-специальное образование – бухгалтер малых и средних предприятий, факультет. По образованию я бухгалтер, в общем. Перед тем как пойти на кассира, я закончила курсы – курсы бухгалтера 1С и компьютерные курсы. Конечно, может любой отучиться. Я думаю, это не сложная профессия. Сложнее всего…
Тамара Шорникова: Остаться в ней, задержаться.
Евгения Куленко: Задержаться, конечно. Но мы подсознательно, приходя в сетевые магазины работать, такие, например, молодые люди, ну, возраста от 25, 30, 40 лет, у нас есть возможность карьерного роста. И поэтому я думаю…
Тамара Шорникова: Какие?
Евгения Куленко: Конкретно? От кассира можно дослужиться до директора магазина либо до регионального менеджера.
Тамара Шорникова: Ну, желаем вам удачного продвижения по вашей карьерной лестнице.
Евгения Куленко: Спасибо большое.
Тамара Шорникова: Спасибо, что пришли к нам в эфир. Мы разговаривали сегодня с контролером-кассиром супермаркета Евгенией Куленко. Это была рубрика "Профессии". До встречи через неделю. Спасибо.
Евгения Куленко: Спасибо.