Марина Калинина: Здравствуйте. Как и обещали мои коллеги, прямо сейчас рубрика "Промышленная политика", где мы рассказываем, что в нашей стране есть успешные производства, они производят нашу российскую продукцию, и которая конкурентоспособна по отношению к зарубежной. И по поводу импортозамещения все у нас не так уж и плохо. И сегодня будет идти разговор о российском судостроении, о гражданском судостроении. У меня в гостях президент "Объединенной судостроительной корпорации" Алексей Львович Рахманов. Здравствуйте. Алексей Рахманов: Добрый день. Марина Калинина: Я знаю, что "ОСК" делает не только гражданские, но и военные суда, но сегодня будем говорить о гражданских кораблях. Наш корреспондент Жанна Мейлер побывала на одном из предприятий "Янтарь" в Калининграде. Давайте посмотрим сюжет, а потом будем разговаривать в студии. (СЮЖЕТ.) Марина Калинина: Такой получился сюжет про ваш завод "Янтарь". Но праздник у вас будет скоро официально большой – 29 июня наконец-то подписан указ о том, что в России будет День кораблестроителей. Я знаю, что вы к этому руку приложили, и давно об этом просили. Алексей Рахманов: Мы об этом просили уже больше пяти лет. Это вопрос, который очень долго натыкался на разного рода препятствия и препоны. И мы рады, что в этом году инициатива Министерства промышленности была поддержана Правительством, вышло постановление от 30 мая, и 29 июня теперь у всех кораблестроителей страны, а не только у тех, кто работает в "Объединенной судостроительной корпорации", будет свой профессиональный праздник. На самом деле, те люди, которых мы только что видели, это их праздник. Это те люди, которые действительно делают своими руками, гнут плоское железо в кривое, как там было сказано, делают очень много важных полезных дел, и мы рады, наверное, главному – что нас услышали и отдали должное тому важному делу, которым занимаются все сотрудники корпорации, все судостроители, неважно, входят они в нашу большую семью или нет. Марина Калинина: Да. Дело в том, что хорошо, что вы заметили, потому что мы стараемся в наших сюжетах показывать именно обычных людей, которые делают большие нужные вещи. Алексей Рахманов: Очень правильно. Марина Калинина: Раз уж мы о людях, есть ли проблема с кадрами? Если есть, то какая, и как она может быть решена? Алексей Рахманов: "ОСК" на сегодняшний день это наемный труд. Мы ищем людей, нам их не хватает. У нас отток, в основном естественный. Либо это молодежь, которая приходит сразу после школы, потом идет в армию, после этого возвращается в институт, либо это те, кто действительно посчитал для себя профессию неосновным делом своей жизни. При этом мы ведем профориентационную работу, начиная со школы. У нас есть такой интересный инструмент, например, в Северодвинске, как "Севмашвтуз", когда рабочие, получившие свою основную рабочую специальность, имеют возможность выучиться на мастеров, начальников цехов, и получить высшее образование, и после этого возглавить предприятие. Нынешний директор "Севмаш" этим путем прошел. И в этом смысле это самая главная история, поскольку люди решают все. Но при этом в правильной комбинации. Те, кто занимаются планированием, развитием, и те, кто вершит свою работу на конкретных рабочих местах. Марина Калинина: Но есть ли проблема именно с рабочими людьми, специальностями, профессиями? Потому что сейчас многие говорят о том, что никто не хочет идти, как раньше это были ПТУ, какие-то колледжи и так далее. Нет престижа этой профессии, и поэтому нет специалистов, которые могли бы хорошо это делать: токари, фрезеровщики, сварщики и так далее. В вашей отрасли есть такая? Алексей Рахманов: Мы не можем быть сильно отличны от общей структуры экономики вообще. У нас, конечно же, как и у всех, есть проблемы, связанные с тем, чтобы найти станочника шестого разряда либо сварщика 5-6 разряда. Его проще воспитать у себя, потому что это длинный, непростой и очень сложный процесс, связанный с очень тонкими технологиями решениями. Несмотря на громаду тех кораблей, которые мы строим, все решают миллиметры, миллиграммы, все то, что должно оказаться в нужном месте в нужное время. И поэтому сварщик, например, который работает по титану толщиной 120-130 мм, можно представить, какое напряжение и ответственность он на себе испытывает. Это во-первых. Во-вторых, я не соглашусь с вами, что потерялся престиж профессии. Если бы вы видели блеск в глазах тех ребят, которым удается, может быть, не всегда с первого раза, сделать эту железку… Марина Калинина: Выточить эту деталь, вырезать, да? Алексей Рахманов: Выточить, вырезать, сварить, построить, сложить вместе, для того, чтобы все это действительно получилось как единое целое с заданным функционалом – это, правда, большое счастье. Марина Калинина: Тогда давайте перейдем к отрасли. Расскажите, пожалуйста, о продукции, которую выпускает "ОСК". Сколько предприятий входит в корпорацию? Алексей Рахманов: Всего на сегодняшний день это около 40 предприятий, вместе с проектами бюро, вместе с верфями, вместе с судоремонтными работами. Все это составляет порядка 80% всего судостроения Российской Федерации на сегодняшний день. При этом, конечно, пока у нас лидирует военная продукция, это около 75% всего оборота за 2016 год, например. Но при этом перед нами поставлена очень жесткая амбициозная задача выйти на 50% в денежном выражении гражданского судостроения. В этом смысле у нас есть что предложить и российскому, и международному рынку, начиная от атомных ледоколов и кончая рыболовецкими траулерами, о которых мы сегодня рассказывали в вашем сюжете. В этом смысле нам важно концентрироваться на новых подходах, поскольку все-таки работать с государственным заказчиком, работать с военными – это не то, что работать с частником, который и капризнее во многом… Марина Калинина: То есть частники больше капризны, чем государство? Алексей Рахманов: Вы знаете, да. Марина Калинина: А кажется, государство такое придирчивое должно быть. Алексей Рахманов: Государство придирчивое, но при этом государство всегда может войти в твое положение. Частник никогда в твое положение не войдет, потому что он начинает сегодня терять деньги. И, несмотря на жесткость наших контрактов с Министерством обороны, некоторые наши гражданские контракты выглядят настолько жесткими, что иногда просто хочется плакать. Абсолютно серьезно. Когда, например, за позднюю сдачу одного из наших ледоколов, если мы будем опаздывать и выбиваться из графика, наши верфи будут платить от 60 до 120 евро в сутки. Можете себе представить, насколько важно нам работать таким образом, чтобы мы эту работу делали вовремя, в срок, и главное, с правильным качеством. Марина Калинина: Если вы заговорили о ледоколах, здесь-то мы лидеры в мире? Алексей Рахманов: Да, безусловно. И по количеству ледоколов, и по типажам. На наших верфях мы сейчас строим, пожалуй, две вещи, которые делаем впервые в мире – это дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт, и наши лидеры, наши герои – это 60 МВт атомные гиганты, которые на скорости до четырех узлов ломают лед толщиной больше 3 метров. Себе представьте размер вашей студии, и ледокол, который все это одним махом превращает в ледяную крошку. Марина Калинина: Большая машина получается. Алексей Рахманов: Да. Поэтому есть чем гордиться. В этом смысле, если кто-то представляет "ОСК" как корпорацию, которая перемалывает тонны железа – это совсем не так, поскольку мы в этом году рассказываем о некоем таком наборе впервые в мире. Например, мы впервые в мире строим плавучую атомную электростанцию по заказу Росатома, мы впервые в мире делаем такой большой атомный ледокол. Мы впервые в мире в прошлом году сдали первый ледокол, который был построен на нашей верфи, которая находится в Европе, работающий на сжиженном природном газе. Мы впервые за 60 лет в Российской Федерации начали строить в прошлом году круизный теплоход типа река-море, и многое-многое другое. В этом смысле усилия инженеров и рабочих, рано или поздно, должно показать, на что мы способны. Марина Калинина: У нас прямой эфир. Вы можете задавать свои вопросы моему сегодняшнему гостю. Если вас интересует что-то в российском судостроении. Звоните, спрашивает. Телефон прямого эфира есть на ваших экранах, звонок бесплатный. Также можете и писать СМС, номер там же на ваших экранах. Все бесплатно. Начинайте, единственное, свои СМС с букв "ОТР", иначе они до нас не дойдут. С военными разобрались. С ледоколами для освоения Арктики, в последнее время об этом вообще очень… Алексей Рахманов: Я могу список продолжить "впервые в мире". Марина Калинина: Давайте. Алексей Рахманов: В этом году мы заканчиваем работу над стоящим на севере Каспия сооружением под названием ледостойкая добычная платформа, которая расположена на месторождении им. Филановского. Это для компании "Лукойл" построен объект, впервые в мире с нулевыми выбросами. То есть там технологии заточены таким образом, что мы не выделяем ничего вредного ни в Каспийское море, ни создаем какой-то угрозы для экологии. Все, что производится и все отходы, которые там копятся, они вывозятся специальными средствами, подо что предусмотрены определенные накопители. Кроме того, мы в этом году начали снова строить рыболовецкие суда, выбрали проект, правда, для этого, скорее, норвежский. Марина Калинина: Насколько я понимаю, вообще с рыболовецкими судами проблема, потому что мы очень зависим (зависели, по крайней мере) от импорта. Алексей Рахманов: Вопрос важный. Нужно сделать своевременное замечание. Если мы посмотрим в структуру российского советского судостроения, то увидим несколько дисбалансов. Первый, конечно же, был связан с гражданским судостроением, который в основном был выведен в страны СЭВ, а именно Германия, Румыния, Болгария и бывшая Югославия, Польша. Там концентрированы были основные предприятия, которые делали для нас начиная от десантных кораблей, рыболовецких судов, суда река-море, круизники и все то, что работало на гражданский сегмент судостроения. Сейчас мы пытаемся восстановить все то, что было до развала Советского Союза, и эти компетенции у себя сохранить, приумножить, развить, и сделать так, чтобы людям было приятна не только наша военная мощь, но и то, что мы можем сделать в гражданском секторе. Марина Калинина: Какие проблемы есть? Вас послушаешь – вообще все прекрасно, мы везде хороши. Алексей Рахманов: Это я так старюсь просто… Марина Калинина: Чего не хватает, что бы хотелось поменять, что бы хотелось развивать, как бы государство могло помогать в этом, и помогает ли? Алексей Рахманов: Сектор судостроения не может жить без участия государства ни в одной стране мира. Кто-то подходит к этому, как, например, корейские компании, корейское правительство. Они семь лет дают компании работать, те демпингуют, работают аккуратненько на рыночке. После этого приходит правительство и говорит: "Ну, что? Снова банкроты? Вот вам денежка, мы вас выкупаем", и все начинается сначала. То есть это такой интересный цикл, поскольку отрасль, во-первых, не живет в горизонте планирования меньше 20-25 лет. Цикл строительства, проектирования, эксплуатации, срок жизни среднего корабля или парохода – приблизительно 25-30 лет. И если мы не представляем, каким образом этот цикл по обновлению и насыщению флота произойдет, и каким образом он сможет быть нами воспроизведён – получается так, что мы поработали-поработали, и остановились, лет 10 поотдыхали, потом снова начинаем с нуля. Это все равно, что самолету не каждый день взлетать и садиться, а делать паузу, например, в год или полтора. Пилоты забывают, как летать, самолет забывает, как летать. В этом смысле для нас принципиально важно, чтобы цикл планирования был денным. Это первое и главное. Второе. Конечно. У нас полно проблем. Наша отрасль и наши активы, которые достались "ОСК", они не лучшие в мире, они не строятся, например, с таким огромным количеством инвестиций, как в Китае, Японии или в Корее. И мы вынуждены сейчас, и мы обязаны за следующие несколько лет, по сути, вытащить наши предприятия на тот уровень, который достоин глобальной конкурентоспособности в отрасли. Это касается технического перевооружения, новых станков и машин. Мы видели с вами газорезательные станки сейчас практически все переходят уже на новые поколения этих машин, которые работают с двумя, тремя операторами. Отчасти отвечая на ваш первый вопрос по людям, мы будем все больше и больше заниматься производства, уводя вредные процессы, особенно ответственные процессы, и там, где точность человеческой руки не всегда может быть лучше, чем точность робота. Марина Калинина: А людей куда тогда? Алексей Рахманов: Людям есть чем заниматься. У нас есть большое количество работ, которые на корабле выполняются вручную, начиная от окраски, кончая монтажом и сдачей заказчику. Это очень насыщенный период, когда сдаточные команды и специалисты, как работающие на предприятии, так и наши партнеры, производящие оборудование, из которого состоит пароход, находятся постоянно на заказе. И это достаточный даст объем работ всем тем, кто хочет быть в это вовлечен. Кроме того, мы все равно стараемся привлекать работу в более глубокие переделы – это судовое машиностроение, это те комплектующие, из которых делаются корабли, те изделия. Кроме того, мы очень хотим, чтобы мы научились наконец-то строить крупнотоннажные суда, в том числе… Марина Калинина: А мы пока не умеем? Алексей Рахманов: Пока у нас есть для этого ограничения. Основной акцент сейчас сделан на Дальнем Востоке, завод "Звезда", который будет строить совсем большие корабли и пароходы. Мы со своей стороны видим для себя определенную нишу, в которой мы могли бы быть эффективны, и для этого мы внедряем технологии. Мы видели маленький кусочек, который везла транспортная машинка. Эта носовая часть весит всего, наверное, 65-70 тонн, а наши планы, чтобы мы такие же корабли собирали из блоков весом 1000 тонн, 1200 тонн, 2000 тонн. И для этого мы сейчас как раз прорабатываем новые технические проекты, и стараемся их внедрять уже на всех наших верфях. Марина Калинина: У нас есть звонок, нам позвонил Дмитрий из Санкт-Петербурга. Здравствуйте, Дмитрий. Вы в эфире. - День добрый. Я являюсь сотрудником "ОСК", работаю на Балтийском заводе. Хотел бы узнать дальнейшие планы, когда закончатся заказы на атомные ледоколы. Алексей Рахманов: Да, Балтзавод был и остается одной из жемчужин короны под названием "ОСК", и в этом смысле мы понимаем, что те компетенции, которые набрал на сегодняшний день Балтзавод, они, естественно, будут востребованы. В первую очередь, мы надеемся, что будет строительство еще как минимум двух, может быть, трех ледоколов, включая ледокол "Лидер", который будет крупнейшим в мире, 120 МВт общей мощности. И в этом смысле мы рассчитываем на то, что и специалисты Балтийского завода, и его мощности будут в этой работе задействованы. Кроме того, есть достаточно большая обширная программа обновления военного флота, прежде всего это корабли первого и второго ранга. Поэтому у Балтзавода есть будущее. Вопрос, сохранится ли Балтзавод в том же самом виде и состоянии, в котором находится сейчас – это пока еще вопрос открытый. Обещаю вам только одно – никаких резких движений мы предпринимать не будем. Марина Калинина: Еще вопрос от зрителя, который прислал его на наш СМС-портал: "Вкладывают ли частные инвестиции в судостроение помимо государственных?". Алексей Рахманов: Конечно. Во-первых, судостроение стало конкурентной отраслью. Кроме "ОСК" здесь присутствуют и наши коллеги из Татарстана, и завод "Пелла", ярославский куст предприятий, "Невский судостроительный завод", Городец. Я готов их перечислять, их на самом деле достаточно много. Марина Калинина: То есть конкуренция все-таки существует? Алексей Рахманов: Безусловно. Наверное, нет второго предприятия, которое готово сейчас строить атомные подводные лодки, кроме тех, кто входит в структуру "ОСК", но если мы берем гражданское судостроение, то там на рынке достаточно тесновато. Марина Калинина: А конкуренция в плане гражданского судостроения с импортными судами, она сейчас есть, мы как-то участвуем в этом, можем составлять конкуренцию? Алексей Рахманов: Конечно. Во-первых, если мы берем с вами рыболовецкий флот, с которого вы начали сегодня разговор, никто бы нам не стал заказывать эти суда, если бы они были существенно дороже либо неконкурентоспособны по сравнению с иностранцами. Да, мы выбрали норвежский проект, да, мы взяли все то, что нужно нашему заказчику. Но при этом по себестоимости строительства… Марина Калинина: Но свое добавили, изменили? Алексей Рахманов: Конечно. Но по себестоимости строительства мы оказались, скажем так, практически в математическом отклонении, в порядке ошибки. То есть это не были драматические цифры. Это была наша первая цель. Мы сравнялись со структурой себестоимости у наших норвежских конкурентов. Наш следующий шаг – это хорваты и турки. За китайцами, может быть, не погонимся, потому что все-таки наша стратегия – не идти в массовый сегмент так называемых конвенциальных судов, а остаться в специализированных высокотехнологичных и насыщенных решениях. Марина Калинина: С момента 1990-х годов, когда была заброшена вообще в принципе промышленность вся в нашей стране, насколько старо оборудование, насколько удалось его модернизировать, в процентах если соотносить, что осталось от того, что совсем новое? Алексей Рахманов: Технология всегда идет быстрее, чем скорость обновления оборудования. В этом смысле, если брать наши средневзвешенные верфи, скорее всего, мы там увидим технологии конца 1980-х, начала 1990-х годов. Очень мало оборудования, которое там было привнесено за последние 10 лет. Кстати, Балтзавод является одним из исключений, там стоит практически одна из самых современных линий по производству крупных, плоских секций и блоков. Дальше мы начинаем проект модернизации на Северной верфи, которая станет пилотом для реализации аналогичных проектов на всех остальных верфях "ОСК". И в течение 7-8 лет мы сможем полностью заменить корпусообрабатывающее и заготовительное оборудование, которое сейчас находится на наших предприятиях. Это будет означать, по сути, по этому переделу рост производительности труда в несколько раз. Марина Калинина: Из Тюмени у нас есть звонок. Здравствуйте, вы в эфире. - Здравствуйте. Я по поводу работы хотел бы узнать. Как в Калининград попасть? Алексей Рахманов: Очень просто. Пишите заявление, приходите на любую из наших верфей. А если есть сложности с определением того места, где бы вам конкретно хотелось работать, то отдел кадров "Объединенной судостроительной корпорации", все контакты есть на нашем сайте www.aoosk.ru. Марина Калинина: Спасибо. Как вы четко, кратко, все понятно отвечаете. Ваши заказчики – это вообще и речные пароходства, которые тоже делаете вы, и такие гражданские пароходы, для речных круизов и так далее. В этом какие достижения, какие проблемы есть? Алексей Рахманов: На самом деле, это самый главный вызов, потому что всегда, когда говорят о судостроении, кораблестроении, имеют в виду две точки зрения: одна – то, что хорошо воюет и крепко несет свой флаг, а второе – это то, что используется для развлечений. В этом смысле, конечно, Россия была немножечко на задворках этого сегмента. То, что мы начали делать сейчас – мы взяли современный проект, насыщенный массой инноваций. Марина Калинина: Но проект разработан нами? Алексей Рахманов: Проект разработан питерско-одесским проектным бюро "Морское инженерное бюро". Марина Калинина: Питерско-одесское – такое сочетание… Алексей Рахманов: Да. Они себя в России называют питерцами, где-то в других местах одесситами, но Господь им судья. Есть проектное бюро "Морское инженерное бюро", которое сделало основную часть технического проекта. Всю рабочую документацию разрабатывают наши коллеги в Нижнем Новгороде. Первый круизный лайнер заложили в августе прошлого года на "Лотосе", второй в этом году на "Красном Сормове", и это будет почти семейство из двух пароходов, каждый из которых имеет систему электродвижения, который имеет все экологические параметры, которые присущи современным лайнерам. И самое главное, размер средней каюты в два раза больше, чем то, что было на привычных для нашего глаза проектах немецкой постройки, которые ходят по Волге либо по каналам. Это новый вид развлечения, новый вид отдыха, новое его качество, когда у каждой из кают есть свой маленький балкончик, на который вы можете выйти, погулять, посмотреть на красоты и, наслаждаться этим удовольствием. Марина Калинина: Будем ждать. Спасибо за то, что пришли, нашли время. Приходите к нам еще, потому что тема очень обширная, времени, как всегда, не хватает. Будем показывать и другие ваши заводы, предприятия. Успехов вам больших и решения проблем. Алексей Рахманов: Спасибо. Марина Калинина: У нас в гостях был Алексей Львович Рахманов, президент "Объединенной судостроительной корпорации".