Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. И это рубрика "Промышленная политика", в которой мы рассказываем о российских компаниях, которые на территории нашей страны производят успешную и конкурентоспособную продукцию. Как-то мы упустили из виду такой пласт, как малые предприятия молодых, креативных, интересных, заинтересованных в своей работе людей. Вот сегодня хотим поговорить именно о такой компании – о малом бизнесе, о компании, которая занимается дизайном и пошивом спортивной формы. Называется она LuckyGrass, находится в Москве. И у меня в гостях сегодня – Тимофей Тахистов, генеральный директор компании LuckyGrass, и Игорь Николаевич Скляр, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Здравствуйте. Игорь Скляр: Добрый вечер. Тимофей Тахистов: Добрый день. Марина Калинина: Давайте, по традиции уже, посмотрим сюжет, который мы сняли буквально накануне об этой компании. Ну и потом поговорим и о компании, и об отрасли в целом. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну, вот такая вот компания интересная. У меня первый вопрос, наверное, к Тимофею. Как вообще вы не побоялись пойти непонятно куда, заняться непонятно чем – тем, чем раньше никогда не занимались – шить и так далее, кроить, придумывать дизайн? Тимофей Тахистов: Ну, почему же я не побоялся? Во-первых, сначала, конечно, всегда немного страшно. И сейчас вы показываете такой сюжет масштабный про наше предприятие. Действительно, все выглядит так, как вы сняли, очень подробно все процессы. Но, честно говоря, когда этот проект только начинался, первые два года я со своим другом не мог дойти до выставки тканей. Поэтому начинается все с очень маленьких шагов. Марина Калинина: Почему? Тимофей Тахистов: Ну, не успевали вовремя дойти, много очень думали. Уже когда начали делать, стали делать первые шаги, за одним шагом последовал другой. И дальше все это уже… Через несколько лет мы уже поняли, что теперь хотим стать ведущим производителем спортивной формы для команд в России. А начинается все с малых шагов, которые на самом деле практически даже не требуют ни денежных вложений, ни каких-то особых знаний. Все вот эти люди, которых вы видели, которые руководят этим процессом, раньше работали, как и я, на совсем других работах. Марина Калинина: Игорь Николаевич, вы как знающий человек… Много у нас таких энтузиастов, которые не боятся и потом с проблемами какими-то к вам приходят? Игорь Скляр: Вы знаете, честно скажу – много. И это хорошо. Особенно радует, что вы на Общественное телевидение выносите информацию о таких предпринимателях, которые не сидят и не ноют на диване или в соцсетях, или на улицы не выходят, чтобы повозмущаться, а берут и занимаются конкретным делом. Безусловно, у всех есть свои проблемы. С Тимофеем мы общались и до эфира, и во время эфира. Сейчас посмотрели очень хороший рабочий ролик, который показывает наглядно то, что малый бизнес может с нуля спокойно развиться в стране и так далее. Проблем действительно хватает. Я думаю, что и Тимофей может сказать о том, что есть проблема с поддержкой со стороны государства, с какими-то субсидиями либо экономическими какими-то факторами в той же самой Москве, чтобы было комфортно и нормально развиваться производственному бизнесу, в том числе и… Допустим, я не знаю на сегодняшний день режим, в котором работает ваше предприятие. Но постоянные изменения либо в контрольно-надзорной деятельности, либо в том ворохе отчетности, которую нахлобучивают на малый бизнес. По-другому не находится даже что сказать. Президент, с одной стороны, говорит о том, что хватит, надо прекратить кошмарить бизнес. А с другой стороны, у нас принимаются один норматив за другим, когда либо увеличивают количество отчетности, совершенно ненужной, например, либо дублирующей. Марина Калинина: Бумагу тратить. Игорь Скляр: Да не столько бумага. Бумага, будем говорить так… Ну, это можно дальше. Марина Калинина: Ну, я образно говорю. И время. Игорь Скляр: А время, ресурсы, силы, которые можно было бы потратить… Вот Тимофей правильно говорит. У предпринимателя, у малого бизнеса как такового нет времени голову поднять вверх и посмотреть вообще даже по сторонам, потому что малый предприниматель – он в одном лице и юрист, и экономист, и финансист, и маркетолог. И таких предпринимателей вообще просто надо брать и создавать, наоборот, им атмосферу, как нежное растение, окружать вокруг, чтобы они росли, вырастали и могли обшивать не только сборную России, но и другие сборные стран Земного шара как такового; и не только заниматься спортивной одеждой для сборных стран, но в том числе и выходить на рынок индивидуального потребителя, чтобы могли, как говорится, мы все наслаждаться качественными изделиями. Марина Калинина: Ну, расширяться. Игорь Скляр: Конечно. Тимофей Тахистов: Я как раз хотел сказать, что на самом деле наша компания уже значительную часть нашей продукции поставляет на экспорт. Вы сказали про национальные сборные. Мы одеваем нашу российскую национальную сборную по алтимат фрисби. Я в честь ее летней победы сегодня одел вот этот свитшот с символикой, именно в таком выступала наша сборная. Но на самом деле здесь как раз хотел бы, наоборот, выступить вашим оппонентом. Дело в том, что мы, наверное, с вами занимаемся предпринимательством и сталкиваемся с общими проблемами на немного разных уровнях. Я хотел сказать, что на самом деле мы живем в чудесной стране, которая открыта для предпринимательства. Да, на каких-то более сложных этапах возникают новые задачи. Я предпочитаю не говорить слово "проблемы" для своих сотрудников. Игорь Скляр: Пожалуйста. Тимофей Тахистов: Просто у нас можно открыть ИП. Сейчас, насколько я знаю, есть даже законодательство, которое поддерживает производителей нескольких регионов, можно даже первые несколько лет вообще не платить никакие налоги. Игорь Скляр: Налоговые каникулы, да, совершенно верно. Тимофей Тахистов: А так платить 6% – да это же просто райское место для предпринимателей, если посмотреть на мировую практику. Да, на последующих этапах возникают новые проблемы, точнее, задачи. Сейчас у нас есть значительный сектор, который связан с поставками на экспорт. Точнее, он мог бы быть значительным, но сейчас, к сожалению, это довольно затруднительно сделать, потому что мы работаем с любительскими командами. Это розничные покупатели, которые просто для своей любительской команды покупают форму. А наше законодательство предусматривает, как я это изучал (возможно, вы меня поправите), очень сложный документальный оборот. И по факту покупатель за границей нашего какого-то товара, если это розничный покупатель, не будет тратить свое время на то, чтобы заключать договор, пересылать документы, допустим. Марина Калинина: В общем, проблемы с экспортом, я так понимаю, потому что очень большой документооборот в этом плане. Тимофей Тахистов: Да. Игорь Скляр: Видите, Тимофей, вот мы параллельно же и переходим к этому. Как вы говорите, разного уровня задачи стоят перед бизнесом. Пока вы не столкнулись с проблемой того, что начинаются требования со стороны государства по поводу того, чтобы предоставить инвойс, обоснование, почему вы без НДС, к примеру… Ну, если прозвучало 6% – значит, вы на упрощенной системе налогообложения. Тимофей Тахистов: Да. Игорь Скляр: Вы уже не плательщик НДС, и это уже как бы отметается. То есть вам уже не надо потом дополнительно обосновывать для налоговой службы, почему вы продали без НДС, в таможенную службу отдельный отчет составлять и так далее. Вам немножко проще в этом плане. Но опять же у каждого предпринимателя свой ворох проблем и тех же задач, которые он преследует. Но каждый предприниматель начинал свой бизнес для того, чтобы в первую очередь зарабатывать деньги, и брал на себя тот груз социальной ответственности, о чем… Марина Калинина: Ну, дело в том, что еще и за людей ответственность ты берешь – ты нанимаешь на работу людей, которые на тебя работают. Игорь Скляр: Конечно, и за людей. И перед государством берешь ответственность за то, что ты будешь налоги платить, и перед людьми, что ты их будешь обеспечивать работой и будешь платить заработную плату. Марина Калинина: У нас есть звонок – нам дозвонился Сергей из Воронежской области. Сергей, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Очень приятно. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Зритель: Добрый день. Хотел бы задать… Ну, для начала хотел бы поблагодарить вас за данную телепередачу. Очень приятно, что вы обсуждаете очень насущные темы. Марина Калинина: Спасибо. Зритель: Я сам тоже был предпринимателем раньше, а сейчас работаю в другом месте, соответственно. Хотел бы задать вопрос вашим гостям вообще. Как предпринимательская деятельность именно на сегодняшний день? Потому что сейчас очень много закрылось ИП. Почему? Потому что очень тяжело платить налоги, соответственно, тяжело с документацией. Ну, сам вопрос. Вот как? Я так понимаю, у вас 40 человек в работе находится. Как вы вообще справляетесь с этим делом? Игорь Скляр: 40 разве? Тимофей Тахистов: 14. Зритель: Если проводить их официально, то это очень дорого и накладно предпринимателю. Марина Калинина: Спасибо большое за ваш вопрос. Ну, не знаю, кто ответит. Кому ближе? Тимофей Тахистов: Я отвечу. Во-первых, 14. Да, действительно, хотелось бы расширять коллектив, но, к сожалению… И как вы видели, уровень зарплаты не так высокий именно потому, что налоговое бремя на фонд оплаты труда довольно-таки значительное, как мы знаем, поэтому требуется держать соответствующий коллектив на минимальном уровне. Но на самом деле, наоборот, мне кажется, что общая тенденция действительно благоприятная. Ведь если посмотреть… Я уже несколько лет веду предпринимательскую деятельность, и есть возможность… Марина Калинина: Раньше было хуже? Тимофей Тахистов: Вы знаете, раньше было проще решать очень многие вопросы, раньше было законодательное давление на предпринимателей несколько ниже. Но я считаю, что это хорошо, потому что это именно такой способ, благодаря которому молодые компании, которые более гибкие в современных рыночных условиях, которые быстрее впитывают новые знания, они могут составлять конкуренцию старым "мастодонтам", которые привыкли делать свой бизнес по старинке, а современные технологии и информационное пространство ушли далеко вперед. Поэтому как раз такой парадоксальный вывод: из-за того, что законодательство все время становится все строже, нам становится вести бизнес немного легче, потому что мы… Опять же, вот у нас льготный режим, точнее, мы по упрощенному режиму налогообложения работаем, поэтому нам чуть проще с этими проблемами справляться. Игорь Скляр: А вам, например, не обидно? Вы же уже более пять лет занимаетесь производством? Тимофей Тахистов: Да. Игорь Скляр: Более пяти лет. Потому что, допустим, я как председатель комитета Торгово-промышленной палаты встречаюсь на разных уровнях с законодательной властью, с исполнительной властью. И когда мы общаемся, я декларирую, что нельзя заботиться только о вновь создаваемом бизнесе. Потому что, допустим, усилия государства, к сожалению, все время направлены на вновь создаваемые предприятия. Я объясняю: "Ну, господа, вы посмотрите на людей, которые занимались производством, уже прошли не один кризис". Марина Калинина: Уже работают не один год и налоги платят. Игорь Скляр: Которые сохранили рабочие места, которые платят налоги, которые обеспечивают рост заработной платы, создают высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, внедряют современные технологии. У Тимофея на производстве (вот вы снимали репортаж) много оборудования стоит. Те, кто, допустим, в производственном бизнесе… Вот мы занимаемся металлической мебелью – тоже оснащается, тоже привозят импортную технику и так далее. Поэтому надо обращать государству внимание в том числе и на ранее созданные предприятия, и создавать условия, чтобы вот такие, как Тимофей, только росли, а не дробили свой бизнес. Потому что, к сожалению, под маркой того, чтобы льготные режимы создавать для малого бизнеса, многие крупные бизнесы начинают дробить свои карманные предприятия. И это еще одна часть Марлезонского балета и головная боль, в том числе и для Торгово-промышленной палаты. Потому что когда приходишь с проблемами живого нормального предпринимателя, тебя уже с той стороны встречают: "Ну, о чем ты тут рассказываешь? Ты знаешь, сколько?" Особенно с корпорацией МСП очень хорошие диалоги на эту тему состоялись, потому что они за очередным триллионом пошли для поддержки малого бизнеса. Но вот Тимофей как живой предприниматель… Я со своей стороны могу сказать. Ну, я могу сказать: ты утрируешь, передергиваешь цифрами и так далее. Тимофей, сколько вы со стороны государства за все годы существования своего производственного бизнеса в Москве получили денег на поддержку и развитие своего бизнеса? Тимофей Тахистов: Вы знаете, я, по счастью, пользовался только помощью и вложениями своих друзей. Но я считаю, что на самом деле обращаться за помощью от государства нужно, когда бизнес сталкивается с каким-то конкретным затруднением, которое невозможно в рамках текущей деловой практики решить. Например, мы сталкиваемся с задачей – поставлять нашу продукцию на экспорт. Нас хорошо знают на европейском рынке, потому что наши спортсмены в Европе выступают в наших футболках. Но наши возможности поставлять туда продукцию очень сильно ограничены, потому что мы работаем с розничным покупателем. И чтобы розничный покупатель купил продукцию… Он хочет просто заплатить деньги. Я специально… Марина Калинина: Но это сделать практически невозможно. Тимофей Тахистов: Да. Я готовился к эфиру. Я обзвонил ведущие компании, которые занимаются пересылкой почтовых отправлений в Европу, и задал им простой вопрос: "Можете ли вы переслать мое отправление на условиях, когда все налоги и все платежи заплачу я на своей стороне?" Получается, что на сегодняшний день это невозможно. Никто мне не сказал, что может просто взять с меня деньги за все таможенные платежи и не мучить моего клиента европейского вопросами уплаты налоговых платежей. И к этому вопросу без государства я не могу подступиться. Игорь Скляр: Пользуясь случаем… Извините, я подключусь сразу к дискуссии, потому что вы уже не раз сказали о проблемах с экспортом. Мы тоже сталкивались в своем предприятии с проблемами экспорта. Мы столкнулись с другой проблемой – наши изделия должны быть обязательно сертифицированы в Европе. С горем пополам и с помощью Российского экспортного центра мы прошли этот этап. Вот от вас прозвучало, думаю, с неким сарказмом: "К счастью, не воспользовался деньгами от государства". Потому что, допустим, у фермеров возникает другая проблема: они получили гранты от государства, а теперь их начинают контролировать, что они брали, грубо говоря, на разведение рыбы, а приняли решение… Марина Калинина: То есть на что они его потратили реально, да? Игорь Скляр: Да. Ну, он не потратил на свой Mercedes или на виллу на Канарах, грубо говоря. Он решил разводить овец, ну, в принципе. Либо же в Калуге есть фермер – сейчас современными технологиями с воздуха снимают земельный участок и ему потом предъявляют: "Ты не всю землю обрабатываешь". Ну, это его земля. Марина Калинина: В принципе, что хочет, то и делает. Игорь Скляр: Оказывается, вот у него есть свои обязательства. Марина Калинина: А вам не кажется такая ситуация, что у нас как-то все-таки малый бизнес существует в своем вакууме, общественные организации, типа Промышленной палаты, существуют в другом вакууме, а вот Госдума, например, в третьем вакууме – и как-то вот их пути не пересекаются никак? Игорь Скляр: Вы знаете, как? По-честному скажу. Если бы мы с вами об этом же разговаривали года три-четыре назад, я бы вас полностью поддержал про три вакуума. На сегодняшний день Торгово-промышленная палата Российской Федерации… На своем примере скажу и на примере тех предпринимателей, которые уже из предпринимателей перешли, будем говорить, в чиновничий уровень Торгово-промышленной палаты, в руководство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. В частности, Елена Николаевна Дыбова – действующий предприниматель с успешным опытом, весьма медийная личность на сегодняшний день, а теперь вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. И когда реальные предприниматели приходят на круглые столы, на встречи в Госдуму, в Совет Федерации, то действительно создается впечатление, что с той стороны тебя не слышат, потому что они живут в каком-то другом мире. Вот я, возглавив Комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, как раз таки и стараюсь, во-первых, популяризировать Торгово-промышленную палату и объяснить любому предпринимателю на своем примере, на примере тех людей, которые меня знают. Раньше у меня была фраза: "Не найдутся те люди, которые могли бы сказать, что я не сдержал свое слово". В принципе, прежде чем давать это слово, надо, конечно, взвесить и понять, можешь чем-то помочь или нет. 24 ноября, кстати, будет в Международном торговом центре форум Российского экспортного центра "Сделано в России". Это уже пятый форум как таковой проходит. Марина Калинина: Вот там-то вы и встретитесь. Тимофей Тахистов: С удовольствием. Игорь Скляр: Да, там мы и встретимся. И как раз та проблема… Я прямо напрямую все контакты и свои предоставляю, они и указаны на сайте Торгово-промышленной палаты. Многие удивляются, что там все мои прямые контакты. То есть не надо никаких секретарей. Напрямую позвонили – напрямую обратились. И я думаю, что мы сможем найти общие точки соприкосновения, потому что, безусловно, во всех точках регионального присутствия… А у Торгово-промышленной палаты 190 региональных филиалов. Марина Калинина: В общем, Игорь Николаевич, я поняла, что тема неисчерпаемая. Теперь мы будем почаще с вами встречаться и с предпринимателями в этой студии. Игорь Скляр: Спасибо. Марина Калинина: Тимофей Тахистов, генеральный директор компании LuckyGrass, был у нас в гостях, и Игорь Николаевич Скляр, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. А теперь – производственные портреты.