Валерий Горбунов: 50% людей на рабочих местах нашего предприятия – с высшим образованием

Гости
Валерий Горбунов
председатель Совета директоров ООО «Автотор»

Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика "Промышленная политика", в которой мы рассказываем об успешных российских предприятиях, которые работают именно на территории нашей страны. И сегодня поговорим об автомобилестроении. У меня в гостях сегодня Валерий Иосифович Горбунов, председатель совета директоров "Автотор Холдинг" – это компания, которая производит в Калининградской области различные виды автомобилей. Здравствуйте, Валерий Иосифович.

По традиции, наша коллега Жанна Мейлер сняла репортаж об этом производстве. Давайте посмотрим, а потом поговорим.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такой получился сюжет – показали и людей, и производство. Уже пишут нам и спрашивают: "Как начиналась работа на этом заводе?" Давайте буквально немного истории, потому что в 94-м году завод открылся – в общем, времена не самые простые были тогда.

Валерий Горбунов: Да, времена были напряженные, как и после смены любого устойчивого положения. Новые условия напрягают всех, и в том числе производство, промышленность.

Марина Калинина: Наверное, в первую очередь производство.

Валерий Горбунов: В первую очередь, потому что как-то все очень активно ударились все в торговлю, во всякие другие непромышленные сферы жизни. И в 96-м году (само предприятие основано в 94-м) вышел указ президента и постановление Правительства "О развитии автомобильной промышленности в Калининградской области". Направлено это было прежде всего на две задачи: создать рабочие места и консервировать, конвертировать оборонные предприятия, которые к тому времени стояли в самом что ни на есть устойчивом состоянии.

Помните фильм "В бой идут одни "старики"? Там он говорит: "Когда я доберусь до Рейхстага, напишу: "Развалинами Рейхстага удовлетворен". Вот мы с того времени созидали и сегодня можем сказать, что тем, что мы создали вместе с коллективом, мы удовлетворены.

Цель была поставлена, определена правительственными регламентами, актами правительственными, и нужно было все начать сначала. Не было автомобильной промышленности в Калининграде, не было специалистов, поэтому за дело взялись главным образом управленцы. Создавали все – и технологии, и строительные конструкции, в которые нужно технологии поместить. И самое главное, я бы сказал, самое тяжелое – это все-таки создание обученного персонала для выполнения этих задач.

Марина Калинина: Да, я вот хотела задать следующий вопрос о том, что у вас на предприятии работает больше 2 500 человек. Это огромное количество рабочих мест, тем более для Калининградской области. Как удалось добиться такого результата? И есть ли проблемы с кадрами вообще сейчас? Соответствует ли тот уровень подготовки даже молодых специалистов тому, который вам нужен на производстве?

Валерий Горбунов: Проблема с кадрами существует, я думаю, везде. Говорили умные люди: "Кадры решают все". Мы, конечно, испытываем недостаток в кадрах, причем в кадрах, в которых у нас такое появилось окно, такая "черная дыра", когда в определенное время технологи промышленного производства ушли из сферы профессионального образования вообще. Мы готовили некоторых менеджеров, торговля, бухгалтеры, экономисты (абсолютно не принижая важность этих задач), готовили юристов, финансистов, а промышленный технологический персонал, и особенно организаторов технологии, то есть самих технологов…

И сейчас мы до сих пор испытываем голод вот того провала. Предприятие развивается в непрерывном режиме, все время внедряются технологии, ставятся новые технологии, новые модели, новое оборудование. И технологи работают в режиме, как металлургическое производство, круглосуточно и круглогодично. Так и здесь. И их не хватает.

С точки зрения персонала производственного рабочего… Калининградская область вообще имеет дефицит рабочей силы. Но люди идут туда. Как это? "Рыба – где глубже, а человек – где лучше". У нас существует порядка 39 социальных акций, которые поддерживают наших рабочих в различных направлениях жизни. Существует свой учебный центр, где мы готовим специалистов перед тем, как их выпускать на предприятие. Ну и конечно, у нас постоянно проходят стажировки на предприятиях наших партнеров, когда выезжают на передовые предприятия наши специалисты, приезжают к нам специалисты с этих ведущих мировых автомобильных производств и делятся с нами специальными знаниями, навыками.

И главный принцип на заводе, который мы с первых дней начали внедрять: мы должны впитать в себя философию нашего партнера. Если мы это впитаем, то и людям будет интересно, и нашему заказчику. А это передовые мировые бренды, входящие в пятерку мировых брендов автомобильных, и они будут довольны.

Марина Калинина: Ну, какие? Чтобы телезрители знали, назовите.

Валерий Горбунов: А?

Марина Калинина: Какие бренды? Чтобы телезрители знали.

Валерий Горбунов: Бренды у нас… KIA первый пришел. Пришел BMW. Пришел General Motors со всеми своими брендами: Opel, Tata Daewoo, Chevrolet, Cadillac. Ну, до своего ухода из России вообще у нас работал. И дальше KIA-Hyundai MotorsGroup, она и Hyundai представлена. И коммерческие автомобили Hyundai. И несколько автомобилей пробных, опытных партий для освоения большегрузных – Tata Daewoo и Ford. Но главным образом это коммерческие автомобили Hyundai.

Марина Калинина: Ну, смотрите. Есть стереотип, что наша сборка и наше производство автомобилей, соответственно, хуже, чем западные. Так думают, наверное, 99% людей, которые живут в нашей стране. Вот сейчас остаются такие предубеждения? И какое все-таки процентное соотношение в производстве – что делаем только мы и что мы получаем из-за рубежа?

Валерий Горбунов: Значит, наше качество… Еще в 98-м году мы первые в автомобильной промышленности России внедрили систему ISO, систему управления качеством. И сертифицировал нас на соответствие требованиям ISO не Госстандарт России (при всем уважении к нему), а сертифицировала аккредитованная ЮНЕСКО фирма TÜV, немецкая. Система управления качеством на всех этапах производства, начиная от логистики, работы погрузчиков, работы транспортировщиков и специалистов непосредственно основного производства. И мы беспрерывно подвергаемся аудиту наших заказчиков. И наше качество ими оценивается, не нами, а ими оценивается как соответствующее их требованиям.

По многим параметрам, учитывая, что у нас высокообразованный коллектив… А у нас порядка 50% людей, работающих на рабочих местах, – люди с высшим образованием, военно-техническим образованием. Они быстрее осваивают, у них совсем другое мышление, чтобы освоить те или иные процессы, а не просто механически к красненькой бумажечке приложить красненькую бумажечку с деталью. И это определяет высокое качество.

Более того, технологии все с тех же головных заводов, что и BMW. Причем вся технология выполнения всех процессов в реальном времени уходит сразу на головной вычислительный центр BMW, KIA, Hyundai. Они видят в любую реальную точку времени, как обстоит качество именно в этом процессе, в этой технологической операции. И люди уже привыкли к тому, что другого быть не может.

У нас к тарифной ставке порядка 620% доплат, которые… Из этих 620% в большей степени 60% только платится за качество – не за количество, а качество, промсанитария рабочего места, общего производства, качество самого выполнения операций. И это была наша самая большая проблема, чтобы наш российский потребитель понял и уверовал, что качество автомобилей, произведенных на нашем производстве, не уступает качеству головных заводов заказчика.

Марина Калинина: Смотрите, Валерий Иосифович, у нас есть такая рубрика тоже в программе "ОТРажение", называется "Автомобили". К нам приходят автоэксперты. Но помимо того, что они рассказывают о последних автомобильных новинках и новостях, они дают рекомендации нашим зрителям, которые задают конкретные вопросы, какую машину лучше купить, соответственно, что лучше купить. И судя по тем SMS и по звонкам, которые к нам поступают, люди все-таки больше покупают подержанные автомобили сейчас – ну, в связи с кризисом и так далее.

Что сейчас со спросом? И изменилась ли как-то ценовая политика, и не только на вашем предприятии? Я думаю, что вы общаетесь и со своими коллегами в других регионах, которые похожую продукцию производят.

Валерий Горбунов: Нужно небольшое уточнение сделать, чтобы на этот вопрос ответить. Сам завод-производитель, группа общего названия "Автотор", эта группа производителей сам продукт конечному потребителю не продает. Продают стопроцентные дочки брендов, которые нам заказывают, дистрибьюторские компании.

Марина Калинина: А я уже хотела доехать до Калининграда и купить у вас новую машину.

Валерий Горбунов: Когда мы выключим эфир, я вам скажу, как это сделать. Поэтому мы знаем по объему заказов у нас количество автомобилей, как идет торговля этими автомобилями, как растет, или не растет, или падает спрос. Но с другой стороны, у нас есть, конечно, маркетинговые структуры, которые следят за рынком и также пользуются экспертными заключениями специалистов. Поэтому сказать, что ценовая политика каким-то образом кардинально выросла – нет. Все наши заказчики продают автомобили с очень мягким размером повышения цены.

Марина Калинина: Но все равно дорожают же автомобили, в любом случае.

Валерий Горбунов: Дорожают. Ну, где-то на 2–3% в основном – наши бренды, которые с нами работают, они на такой объем дорожают. Что касается стоимости наших услуг для производства этого автомобиля, то мы цены не поднимаем. Это все зависит от… То есть на одну и ту же модель нет подъема цен. Просто приходят более сложные технологические автомобили, больше трудозатратные – соответственно, растет стоимость наших затрат. Но и она растет на рынке у наших заказчиков-продавцов: "БМВ Русланд Трейдинг", "KIA Motors Russia", "Хендэ Мотор СНГ". Они определяют все-таки ценовую политику.

Если говорить о наших машинах, у нас автомобили, производимые на заводе, они всех классов: есть премиум-класс, есть массового спроса автомобили. И вы знаете, я люблю вот этот девиз… Когда мы создали свое предприятие как классическое предприятие, по науке управления производством мы сразу для предприятия определили миссию. Миссия "Автотора" звучит: "Производя в России современные автомобили высокого качества для российских потребителей, мы активно формируем окружающий нас автомир".

Вот представляете: стоит в Санкт-Петербурге шикарный по мировым меркам автомобильного производства завод Hyundai-KIA – высокоавтоматизированный, роботизированный, очень прогрессивные технологии, но они выпускают 3 модели. А мы 32 модели выпускаем. И эти модели произведены в России. У нас на рынке российском (я могу твердо утверждать) нет модели мирового автопрома, которую нельзя купить. И вот мы, как раз 32 (27, 32, 33) модели автомобилей выпуская, мы способствуем тому, что на любой вкус можно найти автомобиль, в том числе российского производства. А учитывая, что качество полностью соответствует головному качеству…

Марина Калинина: У нас буквально две минутки. Если говорить о… Ну, давайте помечтаем. Мы можем обойтись без зарубежных каких-то комплектующих, без зарубежной продукции и производить полностью автомобили в России полного цикла, строить предприятия и там делать машины?

Валерий Горбунов: Мы не можем этого сделать. Более того – и мировой автопром не работает замкнуто в рамках границ того или иного экономического образования или государственного образования. Идет большая кооперация мировая. И Волжский автомобильный завод, на котором я имел честь начинать работать в автомобильной промышленности, он закупает комплектующие как российского производства, так и у отдельных производителей во всем мире. И такая задача не стоит.

Но сейчас государственная программа развития автопрома России как раз и направлена, чтобы повышать компетенции и увеличивать объем локальных компонентов, производимых у нас, взамен поставляемых по импорту. Эти цифры различные по различным узлам и агрегатам. Но сегодня, если в среднем говорить про предприятие, то мы имеем от 15 до 35% произведенных в России, в том числе в Калининградской области, узлов агрегатов или компонентов, которые ставятся на автомобили. Поэтому задачи, чтобы полностью заменить производство и сделать наш автомобиль… Почему нет? Ее можно решать, но это не есть главная задача.

Марина Калинина: Это не первоочередная задача.

Валерий Горбунов: Это не первоочередная задача. Да, она должна повышать добавленную переработку в России, должна повышать квалификацию, компетенцию наших производителей, развивать конструкторскую мысль. И это правильно. Это создает больше рабочих мест, делает более квалифицированными рабочие места, потребность людей в такой работе возрастает. Это интересно.

Марина Калинина: Ну что? Успехов вам! Подождем – может быть, действительно вы создадите чисто российский очень конкурентоспособный автомобиль. Будем ждать и надеяться. Спасибо вам большое. Удачи вам и вашим сотрудникам!

Валерий Горбунов: Спасибо, спасибо.

Марина Калинина: У нас в гостях был Валерий Иосифович Горбунов, председатель совета директоров "Автотор Холдинг". Ну а сейчас, по традиции, портреты производственные.

Рубрика "Промышленная политика"