Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика "Промышленная политика", в которой мы рассказываем о российских предприятиях, которые на территории нашей страны делают достойную продукцию и, мало того, поставляют ее еще и на экспорт. В Москву опять пришла зима, никак она не хочет уходить, опять выпало огромное количество снега. Москва не единственный город такой в нашей стране. И сегодня поговорим о дорожной технике, которая этот снег убирает. Но и не только. Это и поливальные машины, и так далее. Что вообще в этой области происходит? Хватает ли таких машин? Какого они качества? И так далее. У меня сегодня в гостях генеральный директор Тосненского механического завода (он расположен в Ленинградской области) Антон Сергеевич Селедцов. Здравствуйте, Антон Сергеевич. Антон Селедцов: Здравствуйте. Марина Калинина: И Андрей Вячеславович Широков – председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Антон Селедцов: Добрый вечер. Марина Калинина: Спасибо, что нашли время и пришли. По традиции, наши коллеги в Санкт-Петербурге сняли завод Тосненский механический. Давайте посмотрим сюжет. Антон Селедцов: То есть начнем с ролика? Марина Калинина: Начнем с ролика, конечно. Надо же понять, о чем мы будем говорить. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вот такой получился сюжет. Антон Сергеевич, наверное, первый вопрос к вам. В чем вообще специфика вот этой техники? И почему мы не можем сами делать вот эти машины? То есть мы берем все равно базы какие-то другие. Антон Селедцов: На самом деле в основном в России использующиеся базы – это шасси "КамАЗ". На самом деле это отечественное производство. Поэтому немножко не соглашусь с вами. Мы делаем все в России… Марина Калинина: Не соглашайтесь. Антон Селедцов: …в основном на российских шасси, это так, на "КамАЗах". Андрей Широков: Нет, ну они же завод… Во-первых, спасибо каналу за то, что вы поднимаете сегодня истории наших предприятий и то, как они развиваются в довольно сложной экономической ситуации в России, которая сложилась. И, конечно, коммунальная техника, которую делает данное предприятие, она очень нужна, потому что только городов-миллионников в России 14. 24 тысячи муниципальных образований. И везде как бы снег, потому что в основном они находятся в северной части России, да? Да у нас и в южной части иногда снег выпадает: и в Крыму, и в Сочи снега довольно много, и тоже нужна коммунальная техника. Ведь я так понимаю, что ваше предприятие в основном выпускает так называемое оборудование, которое уже крепится на некой базе "КамАЗа", да? Это оборудование, которое позволяет сгребать снег, скидывать его с дороги, формировать соответствующие валы для уборки. Марина Калинина: Там же и поливальные машины. Андрей Широков: Я продолжаю. Некие поливальные системы, которые разбрасывают реагенты уже дозированно – 15 грамм на 1 квадратных метр. Это то, что должно быть. Помимо этого, вы делаете довольно много всяких пескоразбрасывающих, сухих реагентов и так далее, и так далее. Линейка довольно большая, да? Антон Селедцов: Да. Марина Калинина: А сколько вас таких вообще в стране? Антон Селедцов: Вы знаете, порядка 7–8 производителей основных так называемых комбинированных дорожно-уборочных машин. Андрей Широков: Но это не так много. Антон Селедцов: Действительно, Андрей Вячеславович прав – мы профессионально изготавливаем навесное оборудование различное для содержания дорог круглогодичного. И база для нас здесь не важна. Мы можем установить это оборудование на любую базу. Андрей Широков: Но лучше, если устанавливают на отечественную базу. Марина Калинина: Естественно. Андрей Широков: Тогда заводы другие тоже им поставляют… Марина Калинина: Тоже смог бы прийти к нам в программу. Антон Селедцов: Конечно. Андрей Широков: В том числе. Марина Калинина: Еще хотела спросить. Ну, вот то, что вы разрабатываете и ставите это оборудование – это ваше ноу-хау или это общепринятые какие-то стандарты, и везде в мире это все? Мы в мировом балансе где? Андрей Широков: То есть как мы смотримся в мировом пространстве, да? Марина Калинина: Да, да, да. Антон Селедцов: Вы знаете, что касается самого навесного оборудования, то, конечно, оно существует и используется во всем мире. То есть щеточное оборудование, пескосолераспределительное, безусловно, оно везде используется. И ничего здесь сверхъестественного нет. Однако… Марина Калинина: А вы что-то сами придумываете? Антон Селедцов: Однако, конечно, все очень серьезно зависит от конструкции. От конструкции оборудования сильно зависят те функциональные возможности, которые в него закладываются. И, конечно, безусловно, оборудование Тосненского механического завода отличается от других производителей, в том числе отечественных, и я горжусь тем, что по многим параметрам в лучшую сторону. Марина Калинина: Андрей Вячеславович, а как происходит вообще взаимодействие системы ЖКХ с такими производителями? Как это? Заказы какие-то? Андрей Широков: Даже я бы сказал, что это не система ЖКХ, а это система коммунального хозяйства, в данном случае коммунально-дорожного хозяйства – то, что относится к благоустроительным работам в наших муниципальных образованиях и в субъектах Российской Федерации. Здесь все очень просто. Любое муниципальное образование имеет бюджет, любое муниципальное образование имеет свои предприятия. А точнее даже – оно разыгрывает конкурсы на проведение тех или иных благоустроительных работ. Потому что уборка – это тоже благоустройство. Убираешь снег – ты благоустраиваешь территорию, которой комфортнее пользоваться. Марина Калинина: Просто делаешь благо для людей. Андрей Широков: И как бы коммунальная техника – техника, которая работает в коммунальном хозяйстве, то есть в хозяйстве, которое работает ради всех проживающих на этой соответствующей территории, где производятся те или иные работы. Публичная власть объявляет конкурсы для структур, которые способны проводить такие работы. И эти структуры приходят по двум схемам: или они приходят и берут в аренду у публичной власти технику и на ней работают, а публичная власть ее покупает, то есть муниципалитеты за счет бюджета, и опять через конкурсную процедуру; или приходят уже структуры, которые занимаются той или иной коммунальной работой с использованием той техники, которую в данном случае Тосненский механический завод выпускает. И эта техника может поступать – как за полноценный рубль они ее покупают для себя, или, я так понимаю, вы работаете через банки по лизинговым схемам. Наверняка у вас есть своя лизинговая компания, которая позволяет вам распространять и предлагать эту технику. Марина Калинина: Антон Сергеевич, как вы работаете? Антон Селедцов: Абсолютно верно, для госпредприятий используется тендерная система, всем известная. Безусловно, мы поставляем технику также и в лизинг через лизинговые компании различные. Однако, конечно, слава богу, на этом рынке есть и частные компании, которые осуществляют те самые услуги для муниципалитетов, для дорог, поэтому они закупают напрямую, минуя… Марина Калинина: Все равно существует такая проблема, как сезонность, какое-то время вы сидите без заказов. Бывает такое? Антон Селедцов: Вы знаете, по тематике КДМ, действительно, эта сезонность есть. Дело в том, что это все связано с финансированием этой отрасли. Основные средства, конечно, выделяются и тратятся обычно в третьем-четвертом квартале. Марина Калинина: Интересно. Антон Селедцов: И когда выпадает снег, конечно, получаем вал заказов, всем нужна техника еще вчера. Андрей Широков: Но вместе с тем их преимущество в том, что они выпускают навесное оборудование. То есть база – "КамАЗ", которую уже на публичном… то есть на нижнем уровне в механических соответствующих мастерских можно менять. Сегодня я щетку повесил – у меня летние работы, мне надо подметать. Завтра у меня зимние работы – я повесил другое оборудование, распыляющее, сдвигающее, формирующее, убирающее. Антон Селедцов: Если завтра зима. Андрей Широков: Если завтра зима. Понимаете? Поэтому по-хорошему, я так думаю, отвечая за генерального директора, у него должна быть постоянная загруженность, потому что он циклично выпускает ту или иную продукцию, которую можно насыщать, вот эти машины "КамАЗ". Раньше был "ЗИЛ". Я так понимаю, что на Mercedes можно ставить, на Volvoкак на базу, ну и на другую технику, которая на сегодняшний день. Hyundai, я знаю, тоже сегодня пошли. Антон Селедцов: Действительно, мы боремся сейчас… Марина Калинина: Но у вас же есть перспективные проекты, вы работаете над тем, чтобы в течение года… Антон Селедцов: Абсолютно верно, абсолютно верно. В настоящий момент мы развиваем тематику ремонта дорога, выводим на рынок оборудование, в том числе навесное, на те самые шасси, которые были оборудованы навесками для содержания дорог. Мы в скором времени будем предлагать и технику для ремонта, оборудование для ремонта. Тем самым надеемся сгладить эту сезонность. Андрей Широков: Вот что мне нравится? Извините, можно я вставлюсь? Марина Калинина: У нас просто звонок есть. Антон Селедцов: Да? А я быстро отвечу. Что мне нравится в их заводе? Вот я так поизучал перед передачей. Они ведут всю линейку. Не только производство, не только проектирование, что делается непосредственно в их проектных кабинетах и в цехах, но они ведут и линейку эксплуатации, то есть они прилагают свои усилия для эксплуатации этой техники, для ее содержания и для ее, я так понимаю, регламентного обслуживания. Я правильно рассуждаю вместе с вами? Антон Селедцов: Да, абсолютно верно. Марина Калинина: Давайте теперь послушаем, что думает по этому поводу Вячеслав, из Пензы он дозвонился. Вячеслав, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Добрый вечер. Марина Калинина: Да, слушаем вас. Зритель: Я вот слушаю вашу программу. Хотел бы такое предложение. А можно сделать навесное оборудование, типа фрезы, которая сдирает асфальт? Это чтобы бороться с гололедом. У нас просто такая погода, ну, как во многих регионах, снежный дождь или снег… Как его назвать? И тут же к вечеру все заморозило. Коммунальщики даже выровнять, убрать этот снег мокрый не успели, и поэтому получились такие ухабы, ямы, через которые поломали ноги, руки и все такое прочее. Я своим коммунальщикам предложил, ну, через свое местное телевидение, чтобы эти фрезы, которые асфальт сдирают при ямочном ремонте. А они как-то неудачно так с ними поступили, что содрали вместе с асфальтом. Андрей Широков: Вот я и хотел сказать и вместе с вами улыбнуться. Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. Андрей Широков: Сдерут вместе с асфальтом! И снег уйдет, и асфальт. Антон Селедцов: Если можно, я отвечу. Марина Калинина: Давайте, конечно. Антон Селедцов: Действительно, есть такое специальное оборудование – льдоскалыватели, которые обычно устанавливаются на небольшие, негабаритные спецшасси для содержания прилегающих территорий. Что касается машин КДМ, больших, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования, то, во-первых, там есть специальное оборудование – так называемые, грейдерные ножи, которые позволяют решать эти вопросы со льдом. Но здесь также очень важно, что дорожники соблюдают технологию, то есть своевременно, превентивно, к примеру, при выпадении осадков (в данном случае снега) проводят антигололедную обработку. Это тоже очень важно. Марина Калинина: Вот еще из Костромской области сообщение пришло: "Дорожной техники мало, работать не на чем. Помогите!" И вот конкретное предложение от Александра (регион, к сожалению, неизвестен… а, Саратовская область): "Хорошо бы управление скоростным отвалом перенести на рулевую колонку". Это как? Антон Селедцов: Это уже чисто специальные термины. Марина Калинина: Да. Видно, что человек понимает, о чем говорит. Андрей Широков: Да, в теме, как говорится. Антон Селедцов: Вы знаете, я недавно изучал статистику по износу парка дорожной техники. Действительно, статистика достаточно плачевная. Даже на федеральных трассах, где техника обычно лучше (там финансирование лучше), даже там износ составляет более 60%. Что уж говорить о регионах, о каких-то территориях, о дорогах территориального значения? Там ситуация еще хуже. Действительно, я согласен с тем, кто написал это сообщение, что техники действительно не хватает. На самом деле потенциальный спрос очень огромен. Отложенный спрос, который в последнее время, его было недостаточно. Марина Калинина: А чего не хватает – больших машин для магистралей или маленьких, чтобы тротуары чистили? Андрей Широков: В бюджете не хватает в первую очередь денег, потому что сегодня производитель как отечественный, так и западный, который предлагает на наш рынок технику, он готов поставить все что угодно. Но объемы средств в муниципалитетах, которые и так очень сильно закредитованы вместе с субъектами Российской Федерации почти на 3 триллиона рублей, у них просто не хватает средств, чтобы ту или иную технику иметь. Хотя сегодня мы должны с вами рассуждать о совершенно новой модели. Сегодня публичная власть должна разыгрывать конкурсы на уборку тех или иных территорий и приглашать себе подрядные организации через конкурс – те, которые уже владеют техникой. Но в тариф, то есть в стоимость уборки соответствующих территорий, закладывать уже и оплату той техники, которую предприятие будет приобретать в лизинг – ну, до пяти лет, к примеру. И таким образом, это отложенные платежи по технике. И все больше и больше техники будет поступать в те частные компании, которые приходят на помощь публичной власти. Марина Калинина: Ну, которые готовы это делать, да? Антон Селедцов: Да, выполнять публичную функцию по уборке соответствующих территорий. И в продолжение, наверное, я скажу, что, конечно, вот такой малогабаритной техники хотелось бы больше. Мы видим сегодня и по дворам по всей России, что в основном мы там все убираем примитивной, даже очень часто фанерной лопатой. Хотелось бы другую производительность, как бы производительность XXI века. Ну а Москва – мы уже критиковали в этом году на ОТР, как убирался снег. Ну, стыдно было, когда бюджет города 2 триллиона рублей, а мы все примитивно, по-старому, по-детски. Марина Калинина: Ломом. Андрей Широков: Ломом долбим этот асфальт, который потом начинает давать нам с вами отраженные трещины, и практически мы шагаем потом по ямам и по лужам. Антон Селедцов: Нехватка техники, конечно, есть и крупногабаритной, и мелкогабаритной. То есть тут разница в том, что большую технику готовы поставлять предприятия, такие как Тосненский механический завод, конечно. А с малой здесь проблема в том, что недостаточно производителей спецшасси. Марина Калинина: А, той самой базы нет? Антон Селедцов: Да, самой базы. Потому что мы профессионально можем изготовить оборудование навесное для любой базы абсолютно. Андрей Широков: Приспособить потихонечку, модернизировать. Антон Селедцов: Да-да. Вот со спецшасси, конечно… Есть российские спецшасси, но, на мой взгляд, оставляют желать лучшего, с точки зрения качества. Андрей Широков: Но уже все-таки появляются советские тоже… российские. Извините, оговорился. Антон Селедцов: Появляются Андрей Широков: Российские разработки, современные разработки. Вот модели Cat– или как он называется правильно? – которые могут работать на таких ограниченных маленьких территориях. Антон Селедцов: Не скрою, что и мы об этом задумываемся, конечно, по поводу спецшасси, но это очень сложный, с инвестиционной точки зрения, проект, конечно. Марина Калинина: Ну, не могу не спросить про людей, которые работают у вас на предприятии, потому что наша главная задача – именно их показать, как они руками что-то делают, головой придумывают, своими мыслями делятся. И все это воплощается именно в то, что мы видим на улицах. Как вообще с кадрами обстоит дело? Есть люди? Молодые приходят ли? Антон Селедцов: Вы знаете, с точки зрения производственного персонала в нашем регионе (Санкт-Петербург и Ленинградская область), я бы не сказал, что есть большая проблема. Да, есть какие-то нюансы с определенными специальностями, но в целом я не вижу большой проблемы. Я больше ощущаю ее с точки зрения инженерного состава и топ-менеджмента. Андрей Широков: А вы знаете, меня, помимо кадров, волнует еще другая тема. Я думаю, что директор меня тоже поддержит. Это средства производства, то есть те станки, на которых они производят. Понимаете? Марина Калинина: Ну, безусловно, да. Андрей Широков: Вот я не знаю, как на Тосненском механическом, но я знаю, как в целом в России обстоит сегодня ситуация со средствами производства, на которых мы готовим те самые товары, которые мы должны потреблять. А машины – в конечном счете это тоже один из видов товара, который мы представляем на российском рынке. Мы сегодня завозим или завозили… Сейчас уже с санкциями даже не поймешь – продолжается ли это, не продолжается, закрыли ли нам эти лифты, не закрыли. Марина Калинина: С оборудованием везде проблемы. Андрей Широков: У нас 95% средств производства импортного исполнения. Марина Калинина: Или еще с советских времен осталось. Андрей Широков: Вот как у вас на заводе? Извините, что я за вас задаю вопрос. Марина Калинина: Прекрасно! Вы беседуете. Антон Селедцов: Соглашусь. Отмечу, что Тосненский механический завод провел инвестиционную программу и реализовал ее. То есть мы… Андрей Широков: Это которую четыре года назад вы начали, да? Антон Селедцов: Да-да-да. В 2014 году мы получили инвестиционный кредит от "Сбербанка". И в настоящий момент эта программа реализована, вложено более 7 миллионов евро. Да, техника, оборудование, средства производства – это действительно в основном импортные станки. Вы видели их на ролике. Соглашусь, что… Когда я лично смотрел это оборудование, действительно, меня не устраивали те предложения, те отзывы, которые я получал от специалистов. Марина Калинина: У нас буквально 15 секунд остается. Я хочу вас поблагодарить за эту интересную беседу. Я надеюсь, что еще не раз на тему коммунальных служб мы будем говорить. Андрей Широков: И вообще на тему производства в России. Марина Калинина: И производства, естественно. Каждый вторник мы об этом говорим. Спасибо вам большое. Андрей Вячеславович Широков, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, и Антон Сергеевич Селедцов, генеральный директор Тосненского механического завода. Ну а прямо сейчас, по традиции, портреты работников этого предприятия.