Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика "Промышленная политика", в которой мы рассказываем о российских предприятиях, которые вполне успешно работают на территории нашей страны и производят конкурентоспособную продукцию, даже поставляют ее на экспорт. Сегодня речь пойдет о "Предприятии Парнас". Находится оно в Санкт-Петербурге, производит лифты, лифтовое оборудование различное и подъемники для инвалидов, что очень важно. А в гостях у меня сегодня – Эдуард Иосифович Кайзер, генеральный директор "Предприятия Парнас". Здравствуйте. Эдуард Кайзер: Здравствуйте. Марина Калинина: И Сергей Александрович Чернышов, президент Российского лифтового объединения. Здравствуйте, Сергей Александрович. Сергей Чернышов: Здравствуйте. Марина Калинина: По традиции, наша коллега Надежда Гусарова сняла репортаж об этом предприятии. Давайте посмотрим, а потом будем в студии беседовать. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну, красивые лифты-то получаются! Как удалось с 77-го года – и в кризис, и в сложные времена – такое предприятие сохранить и производить, в общем, достойные вещи? Эдуард Кайзер: Вы знаете, жизнь предприятия, как и жизнь человека, она претерпевает разные этапы. Были этапы яркие, хорошие, простые. Были этапы очень сложные. И даже их как-то соизмерить очень трудно. Они были разные совершенно, и каждый из них жил отдельно. Но что удалось сохранить? Действительно, это коллектив. Удалось сохранить предприятие. И удалось сохранить нашу тематику лифтовую. В начале нашего пути мы делали лифтовые запчасти и узлы – все, что необходимо для обслуживания и ремонта лифтов в городе. А где-то с года 2005–2003-го мы освоили малый грузовой лифт. Это изделие, которое мы довели до очень высокого и хорошего качества. И мы этим изделием гордимся. Марина Калинина: Сергей Александрович, а сколько вообще таких предприятий в России, как они вот взаимодействуют друг с другом? Какие сейчас вообще тенденции? Насколько ситуация хороша, плоха? Сергей Чернышов: В целом если оценивать рынок лифтов Российской Федерации, то у нас за 2017 год почти 40,5 тысячи лифтов были введены в эксплуатацию. И большая их часть была произведена на территории Российской Федерации. Это, безусловно, заслуга всех институтов и власти, и бизнеса, потому что этой динамики нам удалось добиться только за последние три года. И сегодня доля российских производителей на общем рынке Российской Федерации составляет 71,6%. Это очень серьезный показатель. Марина Калинина: То есть это высокий показатель? Сергей Чернышов: Высокий показатель. А учитывая, что основным "импортным" производителем у нас являются наши коллеги из Белоруссии, то доля чистого импорта – то, что мы реально ввозим из стран Западной Европы, Китая – составляет 10%. Это порядка 4 тысяч лифтов. И это лифты в основном высокотехнологичные, суперсовременные, которые наша промышленность еще не смогла освоить. Но уже за счет предприятий, в том числе "Парнаса", мы приближаемся к технологическим возможностям освоения и таких ниш, как высокоскоростные лифты. Например, у нас уже два завода в России начали производить лифты со скоростью 4 метра в секунду – что, в общем-то, для Российской Федерации определенный прорыв в технологии производства лифтов. Марина Калинина: А вот как вообще вы взаимодействуете? Я имею в виду – в плане инвестиций. Вот что делает государство? Помогает ли как-то таким предприятиям? Что ваш союз делает для того, чтобы такие заводы были, работали, открывались, покупалось новое оборудование и так далее? Вот как это происходит? Потому что все равно же это деньги, это инвестиции, это кредиты. Есть какие-то льготные условия, может быть? Вот как поддерживается эта отрасль вообще? Эдуард Кайзер: Вот как предприятие, которое должны поддерживать, я скажу, что никак не поддерживается. Значит, мы никаких льгот не получали от государства. Но мы видим роль государства в нашей работе и то, что мы хотели бы. Вот на примере, допустим, нашего нового изделия – это платформа для инвалидов. Рынок пересыщен производителями – производителями, которые не выдерживают ни регламента этого оборудования, ни ГОСТов на это оборудование, ни безопасности при эксплуатации его. И вот мне казалось бы, что роль государства здесь должна быть в том, чтобы как-то расчистить это поле, более серьезно относиться к этому делу. Марина Калинина: А чего нет? Каких-то стандартов контроля? Эдуард Кайзер: Есть. Марина Калинина: Вот почему они не соблюдаются? Кто за этим должен следить, чтобы они соблюдались в производстве? Потому что это же безопасность людей. Эдуард Кайзер: Это безопасность людей, причем это безопасность не просто людей, а людей с ограниченными возможностями, инвалидов, маломобильных групп населения. Когда этот инвалид попадает на нашу платформу, он в этом замкнутом пространстве, ему там очень некомфортно. И поэтому наш подъемник должен сделать все, чтобы там было тихо, спокойно, бесшумно, чтобы был плавный ход, чтобы инвалиду там, по крайней мере, из-за этого не приходилось нервничать. Вот наше изделие удовлетворяет этим всем показателям и критериям. А вот почему не делается? Сейчас у нас постановление вышло, да?.. Сергей Чернышов: О чем говорит Эдуард Иосифович? Мы сейчас говорим о сегменте инвалидных подъемников, о лифтах давайте чуть позже поговорим. Вот в этом сегменте сложилась недобросовестная конкуренция. За счет чего? За счет того, что государственного контроля как такового не было за этой сферой. И застройщики после того, как ввели у нас свод правил, обязывающий при новом строительстве проектировать и использовать инвалидные подъемники, они стали к этому относиться с экономией и оптимизацией средств, понимая, что в дальнейшем этот дом будет обслуживаться управляющей компанией. Поэтому они на рынке стали искать наиболее дешевые образцы этой техники – только для того, чтобы сдать приемочной комиссии и показать, что вот он стоит. А Эдуард Иосифович говорит о том, что это очень большая ответственность на длительный срок эксплуатации всего дома, чтобы этот подъемник качественно работал. Марина Калинина: Но ведь еще есть такая вещь, что нужно предусмотреть этот подъемник при строительстве. Ведь далеко не все это делают. Как бы куда его потом поставить? Эдуард Кайзер: В строительных проектах современных предусматривается либо установка этого подъемника, либо проект предусматривает, что лифт будет опускаться до уровня не остановки, а нулевого уровня здания. Ведь, собственно говоря, для чего нужен подъемник? Для того, чтобы инвалида поднять с нулевого уровня здания на первый этаж – там, где есть уже лифт. Если лифт будет идти до нуля и проект здания будет это предусматривать, то и проблема будет в данном случае решена – не везде, конечно, но в некоторых местах, в большом количестве. Сергей Чернышов: Но у нас в Российской Федерации вот эта тема актуализировалась при подготовке к Олимпиаде, потому что практически Сочи должен был быть готов уже на современном международном уровне, соответствовать международным требованиям, в том числе по доступности, быть все готовы здания, гостиницы и так далее. Поэтому был разработан у нас свод правил, который на сегодняшний день застройщики должны обязательно использовать на всей территории Российской Федерации при строительстве жилых и нежилых зданий. Вопрос здесь – обеспечить, чтобы это исполнялось. Это, конечно, вопрос государства, проведения государственной экспертизы и контроль за тем, чтобы это оборудование было укомплектовано и чтобы это оборудование было качественное. Марина Калинина: А если говорить все-таки о лифтах обычных, которые стоят в наших домах, вообще какая сейчас ситуация? Насколько изношены эти лифты? И кто вообще за ними следит, в каком они состоянии? Потому сейчас же ТСЖ, и государство вроде как и не обязано этим заниматься. Тут что? Сергей Чернышов: Ну, здесь вот смотрите. В отличие от других разделов экономики, здесь этой отрасли в определенном смысле повезло, потому что с 2014 года в Российской Федерации заработала система капитального ремонта. Мы теперь все с вами вносим взносы. И, соответственно, в том числе на эти взносы одно из основных направлений капитального ремонта – это замена лифтов изношенных в многоквартирных домах. Поэтому за счет этого отрасль сегодня динамично развивается, так как объем замены растет. А растет он вследствие того, что и в советское время, и в постсоветское недостаточно, практически не финансировалось снижение износа лифтов в многоквартирных домах. И у нас средняя цифра сегодня по стране: из 430 тысяч лифтов более 100 тысяч лифтов уже выработали свой нормативный срок службы. И мы должны эту задачу решить к 2020 году. Марина Калинина: А как с оборудованием? Вот все-таки оно еще то, с советских времен осталось? Сложно что-то новое… Эдуард Кайзер: Вы имеете в виду оборудование, которое перевозит людей? Марина Калинина: На котором вы производите. Эдуард Кайзер: А, оборудование технологическое наше? Марина Калинина: На заводе, да. Эдуард Кайзер: Вы знаете, есть новое оборудование у нас. Есть оборудование, которое с тех времен еще служит. Это ведь такой замкнутый круг. Если предприятие освобождается, освобождается рынок для хорошей продукции, если нам надоест уже ставить барахло на рынок и ставить некачественные изделия, и за этим будет государство следить или соответствующие органы, которые уполномочены государством, то в таком случае предприятиям, которые изготавливают хорошую продукцию, будет открыта дорога. Будет больше заказов, будет больше продукции, будет большая возможность для увеличения заработной платы, для покупки нового технологического оборудования. В таком случае и качество оборудования будет выше, и стоимость его будет ниже. И будет все как надо. И тогда можно будет и покупать технологию новую, и использовать. Марина Калинина: Нам дозвонился Сергей из Вологды, у него вопрос. Сергей, здравствуйте, вы в эфире, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Зритель: Хорошие лифты вы делаете, молодцы. А у вас люди гибнут, падения лифтов? Какая-то платформа под лифтами существует, чтобы стопроцентная безопасность была, если, не дай бог, лифт оборвется? Спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо вам за вопрос. Ну, я не знаю, кому… Эдуард Кайзер: Сергей Александрович продолжит, наверное. На мой взгляд как производителя, это не зависит от производственного качества лифтов. Наши заводы производят вполне качественные и надежные лифты, в которых предусмотрены все меры безопасности. И то, как пишется или журналисты говорят, что лифт упал из-за того, что тросы порвались – это все ерунда, такого не бывает. Марина Калинина: А из-за чего тогда они падают? Эдуард Кайзер: Обслуживание. Марина Калинина: Обслуживание? Сергей Чернышов: Вот смотрите. У нас жизненный цикл лифта – его производство, которое занимает 30 дней, его монтаж, который занимает 45 дней, и 25 лет его эксплуатации. Что такое эксплуатация? По требованиям заводов-производителей и технического регламента, ежемесячно должно производиться его техническое обслуживание, ежеквартально должно производиться более масштабное техническое обслуживание так далее. Все эти операции должны выполняться. Выполняются они, соответственно, специализированными организациями, за которыми сегодня не осуществляется контроль. И поэтому мы получаем, к сожалению, до сих пор несчастные случаи. Потому что специфика обслуживания лифта заключается в том, что потребитель видит только кабину, нажимает только на кнопку. Все остальное происходит вне поля зрения даже руководителей управляющих компаний. Поэтому здесь сегодня общая задача – обеспечить контроль и качество технического обслуживания лифта. Тогда все лифты у нас будут и дольше служить, и безопасно работать. Последний несчастный случай, к сожалению, резонансный в Симферополе, где погибла мать с грудным ребенком, опять же показывает о том, что электромехаником были установлены перемычки, которые не позволили работать узлам безопасности. Понимаете? Марина Калинина: То есть во всем человеческий фактор? То есть кто это устанавливает, тот и по сути… Сергей Чернышов: С одной стороны, человеческий фактор. С другой стороны, мы говорим, что сегодня здесь контрольно-надзорной функции за этой стадией должны быть усилены для того, чтобы навести порядок. Марина Калинина: Чего вам не хватает на вашем заводе? Чего бы вы хотели? Я понимаю, что все хотят денег, инвестиций, вложений, кредитов и так далее. Эдуард Кайзер: Все хотят денег, большого количества заказов. Ну, чего не хватает? Проблема есть с кадрами, с профессиональными квалифицированными кадрами. Кадры нужны не только металлообрабатывающих специальностей (слесари, фрезеровщики, токари, сварщики), с этими кадрами решается вопрос. Хотя хотелось бы молодых кадров, помоложе и повеселее чтобы были ребята. Марина Калинина: Да у вас хорошие! Эдуард Кайзер: У нас хорошие. У нас, безусловно, очень хорошие ребята. У нас один мой коллега, который имеет очень существенное значение на нашем предприятии, очень сильно хулил молодежь. Ну нет, я бы так не говорил. Молодежь у нас хорошая, нормальная, и работают они здорово. Но нам нужны квалифицированные кадры, а квалифицированные кадры идут на хорошие деньги. А хорошие деньги получают от большого количества заказов. Большое количество заказов получается, если расчищен рынок от неквалифицированных и халтурных производителей, неправильных производителей. Так быть не должно. И вы знаете, у нас что еще получается? У нас и небольшие подъемные устройства, и малые грузовые лифты, и малые подъемники, и инвалидные подъемники делают люди, которые не предназначены для производственных целей. Это бывшие монтажные организации, бывшие обслуживающие организации. Они думают, что они могут это делать. На самом деле – нет. Марина Калинина: Это ваши подрядчики, да? Эдуард Кайзер: Это те, кто монтируют наши лифты и обслуживают наши лифты. И они считают, что они могут делать. Ну, это же совсем разные специальности – производитель лифтов и обслуживающая организация. Это надо, конечно, понимать. А поможет им понять именно какой-то орган контролирующий. Марина Калинина: А предприятия не могут сами контролировать, например, установку лифта? Вот произведен продукт, они его доставили, получили за это деньги… Сергей Чернышов: Дело в том, что на Западе эта система исторически сложилось. Там производитель – он же и монтажник, он же и обслуживает лифт в течение всего жизненного цикла, по сути. У нас советская система выстроилась по-другому – по частям, то есть одни производят, другие монтируют, третьи обслуживают. Были соответствующие тресты. И так ситуация сложились. Сегодня, да, производители к этому пришли, что не каждый должен или может монтировать или обслуживать его лифт, сначала он должен пройти обучение. И на крупных заводах наши такие программы начали работать, когда производитель в добровольном пока порядке аттестует и обучает эти предприятия. И в принципе, эти два жизненных цикла друг друга поняли, что друг без друга они быть не могут. И за кадром как раз остаются (о чем говорит Эдуард Иосифович) те недобросовестные участники, которые и не стремятся получить компетенцию, а просто пытаются заработать быстрый рубль. Мы, конечно, сегодня с ними при поддержке государства боремся. И еще я хотел сказать по поводу поддержки государства. Она существует. Во-первых, это действия Минпромторга. В последние годы мы видим, что нами очень серьезно занимаются, нами интересуются. Уже удалось нам в прошлом году получить на лифтовую отрасль денежные средства, субсидии на разработку НИОКР современной лебедки. И такая лебедка за год была произведена. То есть те узлы, которые мы не делали, мы импортозамещаем. Марина Калинина: А чем отличается такая лебедка новая? Сергей Чернышов: Тем, что мы покупали за рубежом… Марина Калинина: А теперь сами делаете? Сергей Чернышов: А теперь делаем сами в Ярославской области. Понимаете? Сегодня объявлены такие гранты на другие узлы лифта, в том числе Эдуард Иосифович подал заявку… Эдуард Кайзер: На малые грузовые лифты. Сергей Чернышов: …на малые грузовые лифты. Понятно, что все равно есть некий процесс. И это все не быстро, но тем не менее уже определенные результаты есть. Второе. Поддержка государства – это, конечно, импортозамещение и те усилия государства по исключению импортных лифтов из бюджетного финансирования. Марина Калинина: А мы справимся без импортных лифтов и без импортных деталей, моторов и так далее? Сергей Чернышов: Ну, пока рынок показывает, что мы не только справляемся, но и доля наших производителей растет. Понимаете? Сегодня пока еще потенциал производственный позволяет нам расти дальше. Но рынок же видит, что ситуация меняется, поэтому появляются у нас новые производители, я смотрю, в регионах, небольшие заводы пока еще, которые завтра, наверное, уже будут занимать нишу. То есть мы качественно вытесняем иностранных производителей из нашего рынка. Марина Калинина: Ну, тогда желаю вам новых проектов. Почитаю вам несколько сообщений. Значит, пишут вам: "Кадры выращивать надо свои". Эдуард Кайзер: Что мы и делаем. Марина Калинина: Вы же наверняка там с какими-то учебными заведениями сотрудничаете, заключаете? Эдуард Кайзер: У нас же специфическое производство. Те кадры, которые нам нужны для нашего производства, нам никто не воспитывает. Марина Калинина: Вы их только сами можете взрастить. Эдуард Кайзер: Взрастить, да. И мы их взращиваем. Сергей Чернышов: Ну, о кадрах. Смотрите, еще какая есть удивительная модель. Это производительность труда. Как только мы даем возможность предприятиям развиваться, они начинают менять оборудование на предприятиях. Вот у нас пример есть крупного завода, не буду называть: 2 500 было сотрудников четыре года назад, а сейчас 1 700. Понимаете? То есть и уровень, и, так сказать, требования к сотрудникам тоже увеличиваются. Сегодня сложнее найти специалиста, который будет работать на старом оборудовании, чем тех, которые уже молодые специалисты, даже с высшим образованием. Эдуард Кайзер: Совершенно верно. Марина Калинина: Ну что, ждем вас с новыми лифтами, с новыми рассказами. Спасибо вам большое. У меня в гостях были – Эдуард Иосифович Кайзер, генеральный директор "Предприятия Парнас", и Сергей Александрович Чернышов, президент Российского лифтового объединения. Ну а теперь давайте еще раз посмотрим на ваши кадры – производственные портреты.