Петр Кузнецов: Дорогие друзья, до Нового года осталось чуть больше двух недель. К этому празднику принято отправлять поздравительные открытки родным и близким людям. За какой срок их надо относить на почту, чтобы они вовремя дошли до адресата? Это исследование – вы уже, наверное, все в курсе, большинство из вас – мы начали заблаговременно и попросили вас, именно вас, уважаемые зрители, ну и наших корреспондентов, между прочим, чтобы выдержка была объективная, отправить письма к нам в редакцию, чтобы понять, сколько идет письмо. Оксана Галькевич: Левитан ты наш. Он же тоже, кажется… Петр Кузнецов: Да. Даже памятник есть. Оксана Галькевич: Давай сначала поблагодарим за сотрудничество наших телезрителей – всех, кто, собственно, принял участие в этой работе: Елена Дивидович из Ангарска (Иркутская область), Олегину из города Павлова (Нижегородская область) и нашего безымянного зрителя из поселка Пионерский (Камчатский край). Друзья, мы собрали все ваши письма, уважаемые телезрители. Сейчас даже покажу, сколько писем у нас получилось – вот такая вот, смотрите, коробочка. Спасибо! Петр Кузнецов: Это, кстати, еще не все. Оксана Галькевич: Это еще не все – все, что мы смогли сюда занести. Спасибо. Вот результаты нашего исследования – давайте посмотрим. Дмитрий Андриянов: Услугами почты я пользуюсь довольно часто, но корреспонденцию отправляю исключительно заказными письмами. Заказное идет отсюда до Москвы четверо-пятеро суток, но случаются осечки до двух месяцев; два раза корреспонденция вообще потерялась. Сейчас я отправляю обычное письмо из города Батайска, главпочтамт. Кстати, в городе, чтобы найти почтовый ящик, нужно еще и постараться: только на отделениях связи. Итак, Батайск, 28 октября, 11 часов утра. До Москвы – 1100 километров. Екатерина Перевалова: Услугами "Почты России" я пользуюсь регулярно – минимум раз в месяц отправляю несколько заказных писем. Заказное письмо из Иркутска в Москву идет 7 дней. Сколько идет обычное, попробуем выяснить. Ближайшее почтовое отделение примерно в километре от моего дома. Я надеялась, что по дороге туда мне попадается уличный почтовый ящик и получится сэкономить время. Но ящиком на улице я не нашла, поэтому свое письмо я собираюсь отправить из отделения почты – единственного на весь наш микрорайон, где живут не менее 20 тысяч человек. Итак, сегодня 28 октября, время 17:05, я опускаю письмо в ящик у почтового отделения по адресу микрорайон Первомайский, 24. Расстояние отсюда до Москвы – 5236 километров. Олег Зайковский: В Симферополе почтовые ящики расположены в каждом квартале на небольшом расстоянии друг от друга. Найти их легко, но чаще горожане предпочитают отправлять письма через почтовые отделения, считая, что так надежнее и быстрее. Услуги почтовой связи на полуострове предоставляет "Почта Крыма" – предприятие, созданное более двух лет назад. За это время перебоев в работе я не заметил. Письма в Москву отправляю часто, правда, всегда заказные. Обычно они идут около двух недель. Посмотрим, как быстро дойдет обычное письмо. Сегодня 2 ноября, 14 часов, я отпускаю конверт в почтовый ящик возле симферопольского главпочтамта в центре города на улице Александра Невского, 1. До Москвы, если ехать через Краснодар – около 1800 километров. Александра Барабанщикова: Вот сохранность корреспонденции у меня вызывает сомнения. Стоит только положить в письмо фотографию или вложить плотную стопку листов, и это письмо приходит в пункты назначения уже вторично запечатанным: невооруженным взглядом видно, что его вскрывали, а потом наспех, неаккуратно запечатали вновь. Очень неприятное ощущение. Сегодня 3 ноября, я намеренно направила толстое письмо в Москву и бросила его, как обычно, в ящик омского почтамта по адресу улица Герцена, 1. Отсюда до Москвы примерно 2700 километров.  Олеся Ратанова: Последний раз я пользовалась услугами "Почты России" 15 лет назад, когда писала родным письмо в Краснодар. Тогда оно дошло почти за месяц. Сейчас же я пользуюсь электронными письмами – это быстро и удобно. Но если мне приходит обыкновенное письмо, то это либо из налоговой, либо штраф от ГИБДД, либо заказное письмо. Ближайшее почтовое отделение находится в 100 метрах от моего дома, здесь же находится уличный почтовый ящик. Это почтовое отделение – единственное на весь район, и именно отсюда я отправлю свое письмо. Итак, сегодня 9 ноября, 16 часов, я опускаю это письмо в почтовый ящик, который находится в почтовом отделении по адресу улица Ребяковская, дом 24. До Москвы отсюда – 9000 километров. Севрина Шамхалова: Сегодня 7 ноября 2016 г., 16 часов. Я собираюсь опустить свое письмо в ящик, который находится возле почтового отделения Махачкалы по адресу улица Магомеда Гаджиева, дом 188 (это совсем недалеко от моей работы). Отсюда до Москвы 2000 километров, работники почты уверяли, что письмо должно дойти за неделю. Если бы я отправила заказное письмо, я бы могла бы отслеживать его передвижение на сайте организации. Но мы отправляем самое обычное письмо. Таких, по словам почтовиков, из Махачкалы ежедневно уходит около тысячи. Уже сегодня вечером его заберут и отвезут в городской сортировочный центр. Там письма и посылки распределяют и отправляют до почтовых отделений, обозначенных в адресе. Елена Тимонова: Это ближайшее почтовое отделение от телецентра Останкино. Адрес – улица Академика Королева, дом 28, корпус 1. Расстояние здесь – всего 500 метров, и из редакции я дошла буквально за 5 минут. Отсюда я отправлю наше письмо. Как оказалось, услугами "Почты России" пользуется много людей, а в отделении работает только один сотрудник. Так что мне пришлось постоять в очереди больше получаса, чтобы наклеить на конверт марки. Итак, сегодня 13 декабря, московское время 16:30. Очевидно, быстрее было бы самой отнести письмо в редакцию отсюда, но посмотрим, за сколько дней его доставит "Почта России". Оксана Галькевич: Я все представляю: они там, наверное, на почте так достают – из Останкино в Останкино, с ума сошли, что ли? Чем они там занимаются? Ну, кстати говоря, не все эти письма, которые были в разные дни опущены нашими коллегами в разных городах, мы получили. Подведем итоги вот такого нашего эксперимента. Как видим, быстрее всего почта от наших корреспондентов пришла из Иркутска и с Камчатки. Не самые, надо сказать, близлежащие регионы. Такой же стремительностью отличились еще и Пермский край и Кемеровская область. Ну а дольше всего письма шли из Краснодарского и Хабаровского краев, а также из Челябинской области и Твери, хотя письмо там отправитель, как он пишет, опускал на центральном почтамте города. Петр Кузнецов: Удивляет вообще, что письма из далеко Петропавловска-Камчатского доставляются в Москву быстрее, чем из Твери, до которой из Москвы всего 168 километров по автотрассе. Мы здесь шутили, а на самом деле так и оказалось. Но, оказывается, здесь есть один нюанс: постановлением правительства России установлены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Действительно, согласно этим нормативам, письма из того самого Петропавловска-Камчатского должны пересылаться в Москву за четверо суток плюс день на прием письма, а вот из Твери оно должно доходить всего за 3 дня, все остальное – сбои в работе почты. Не говоря о том, что некоторые письма вообще не доходят, как случилось с письмами, отправленными из Омска, Дагестана и Москвы. Оксана Галькевич: Из Омска было такое большое, объемное письмо – может быть, там проверяли на наличие купюр или чего-нибудь еще. Но вот что касается этих нормативов, о которых сказал Петр, то странным выглядит вот что, друзья: письма из Пскова, например, или из Нижнего Новгорода должны пересылаться в Москву за 6 суток, то есть за такой же срок, как и из Благовещенска или из Чукотки. Опять же, так если посмотреть, где Чукотка, а где Псков – два лаптя по карте, как говорят в некоторых регионах. Почему так получается? Давайте попробуем сейчас пообщаться на эту тему с нашим гостем – в студии программы "Отражение" Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. Здравствуйте, Александр. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Александр Иванов: Добрый день. Оксана Галькевич: Вот, Вы знаете, как-то даже не совсем понятна логика. Вот эти нормативы, о которых Петр сейчас рассказал нашим телезрителям, у меня они есть в распечатанном виде – здесь такая очень сложная табличка, здесь нужно найти город, из какого в какой… В общем, все так достаточно аккуратно просчитано, люди думали, считали. Но на практике получается далеко не всегда так. Александр Иванов: Нет, ну люди считали исходя из каких соображений? Там есть какие-то города – Псков вроде бы не так далеко, да, но вот рассчитываются же сообщения, маршруты. Оксана Галькевич: Логистика, да? Александр Иванов: Та самая логистика, да, о которой так любят говорить. А Петропавловск-Камчатский далеко, но самолеты летают каждый день, можно подгрузить туда корреспонденцию. И если там поток почты в принципе небольшой (очевидно, что он небольшой, если из Петропавловска в Москву), то понятно, что каждый день на какой-то рейс эти письма попадают. То есть логика логистики – она такая, она не всегда измеряется по километражу. Петр Кузнецов: Александр, можно еще, чтобы закрепить эту тему с толщиной письма – действительно ли, чем толще письмо, тем оно дольше доходит? Александр Иванов: Нет, конечно. Нет, это такие, так скажем, личные впечатления человека. Нет, это не так. Оксана Галькевич: Друзья, кстати говоря, хотелось бы получить какие-то отклики вот сейчас в прямом эфире, в живом эфире от вас, от наших телезрителей. Вы можете нам позвонить или написать, поделиться своими историями, своим опытом. Все совершенно бесплатно, внизу экранов наши телефоны всегда указаны. То есть получается, что тем регионам, которые, так скажем, удалены и связаны с Москвой, с какими-то другими городами авиационным сообщением, больше повезло, гораздо выше вероятность, что письмо, какая-то корреспонденция будет доставлена быстрее? А все остальное – это железная дорога в основном, или есть еще какие-то автоперевозки? Александр Иванов: Железная дорога, автомобильная – все то, что быстрее всего, и все то, где есть цена, качество и скорость, эти компоненты. Все то, что попадает в такой некий идеал. Оксана Галькевич: А насколько, так скажем, эта ситуация с логистикой в нашей стране большой – не единственной большой стране в мире – насколько она далека от идеала, может быть, по уровню развития? Какой она должна была бы быть и какой она является на сегодняшний день? Мы понимаем, что технологии очень быстро развиваются, опять же, дистанционная торговля, которую вы представляете. Александр Иванов: Совершенно верно. Петр Кузнецов: Которую собираются узаконить в 2017 г. Александр Иванов: Ммм… Что будут узаконивать? Петр Кузнецов: Забудьте. Давайте про письма. Александр Иванов: Да, давайте про письма. Значит, у нас просто, во-первых, надо сказать, что за последние года 3, наверное, кардинально изменилась ситуация с доставкой корреспонденции – в лучшую сторону. Потому что как бы был период, и мы с вами прекрасно помним его, когда письмо из Москвы в Москву шло месяц и это не было сенсацией, это была обычная история, банальная. Сейчас ситуация резко изменилась. Но, как говорил герой известного кинофильма, "искусство по-прежнему в большом долгу": у нас по-прежнему велики ожидания от почты, и есть понимание того, что это может работать лучше, качественнее. Но здесь есть такая некая логистическая проблема, о которой, наверное, надо сказать обязательно. Дело в том, что когда логистика работает хорошо и быстро? Она работает хорошо и быстро на большом потоке. Другими словами, чем больше мы будем писать, отправлять… Оксана Галькевич: Вот именно таких писем в конвертиках, с марочками? Или как? Александр Иванов: Нет. Там механизм, как правило, обработки для посылок и для писем одинаковый, но чем больше мы будем пользоваться услугами почты, получается, тем у почты будет больше возможностей, для того чтобы работать лучше, быстрее и качественнее. Оксана Галькевич: Больше стимулов как-то себя совершенствовать в этой работе? Александр Иванов: Да, да. Потому что вы упомянули об этой самой технической стороне дела, а совершенно верно, техника приходит в нашу жизнь, и вот какие-то есть очень интересные решения по роботизации всех процессов – они классные, качественные, на них банально нужны деньги. Оксана Галькевич: Они дороги очень, да? Александр Иванов: Да. Надо считать каждый раз. Пока они уникальны, они дорогие. Что касается сроков доставки, еще хочу сказать, что у нас есть такая организация, как Роскомнадзор, который не только бессмысленно и беспощадно закрывает сайты, а у него есть еще некая полезная функция – например, он наблюдает за скоростью прохождения писем. Оксана Галькевич: Так, очень интересно. Александр Иванов: В частности, проводит эксперименты – прямо ровно то же самое, что проводите вы. Они это делают достаточно регулярно. Регулярно делают замеры, эти замеры, так сказать, кладут на стол и министру связи, и руководителям почты, потому что там не один генеральный директор принимает какие-то решения. То есть почта руку на пульсе держит и старается как-то понимать и улучшать свой процесс. Оксана Галькевич: И какая там информация-то, расскажите. Вы в курсе? Из Роскомнадзора? Александр Иванов: Я в курсе того… Я просто как бы не ведаю, я с цифрами приехал. Запросил бы тот же самый Роскомнадзор, в конце концов, или почту – думаю, они бы с удовольствием поделились этой информацией. Но я в курсе того, что за последние года 3 качество доставки выросло процентов на 20. Это очень много, большой рыков. Но, как я говорил, мы же все равно ждем лучшего, это естественно. Оксана Галькевич: Вы знаете, мы буквально недели полторы назад в эфире обсуждали вопросы начисления премий годовых руководителям "Почты России" и задумались, тогда и появилась идея эта исследования (по тому, как работает наша почта). Вот по результатам нашего исследования, по тем письмам, которые мы получили, по тем скоростям, которые эти письма продемонстрировали, у меня нет ощущения, что как-то вот все ужас-ужас. Все в рамках… Александр Иванов: Это не катастрофа, все в рамках ожиданий, я бы сказал. Оксана Галькевич: Допустимого, да. Действительно, сложно конкурировать в век электронной почты, мгновенных СМС-сообщений, каких-нибудь чатов. Петр Кузнецов: Ну вот скажите, может быть, почтой сейчас пользуются именно те из отдаленных регионов, у кого нет Интернета? Александр Иванов: Нет, ну есть какая-то деловая переписка. Потом, смотрите, мы начали с того, что новогодние поздравления – красиво поздравить, написав письмо от руки. Петр Кузнецов: Но это можно оформить и в электронном виде. Чтобы на память оставалось, я понял. Александр Иванов: Да-да. Петр Кузнецов: То же самое идет сравнение бумажных книг с электронными. Александр Иванов: Да. Но тем не менее тут такой момент важный, что в связи с тем, что корреспонденции становится все меньше и меньше (любой почтовой корреспонденции, потому что подписка падает, письменная корреспонденция падает), ее становится труднее обрабатывать, ее надо как-то собрать, потому что если поедет пустая машина и повезет одно письмо, это будет, мягко говоря, глупостью. А если та же самая машина везет один миллион писем, тогда и себестоимость другая, и машина эта может отправляться каждый день и так далее, другие сроки. А у нас единственный рост – очень большой, очень быстрый, замечательный – в посылках: это как раз та самая дистанционная торговля. По простой письменной корреспонденции, да, это большое снижение. Это не только проблема России – это вообще проблема всего мира. Многие почты в мире выделяют вообще отправку писем сейчас в некое отдельное направление, и откровенно ему уделяется намного меньше внимания, чем посылкам. Посылки – это драйвер роста, они дают деньги. А письма – это некоторая остаточная история. Оксана Галькевич: На самом почтовом отделении в центре Афин (я была в этом году) с большим трудом нашла скромный уголочек, где можно было купить марочку и конвертик, опустить открытку и отправить своим родным в Россию. Александр Иванов: Да, совершенно верно. Это везде так. Петр Кузнецов: У нас есть Анжела. Анжела, здравствуйте. Оксана Галькевич: Откуда Анжела? Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: А откуда вы? Зритель: Вологодская область. Оксана Галькевич: Так. Письма пишите, Анжела? Открытки? Отправляете? Петр Кузнецов: Вы нам писали? Зритель: Да, конечно, письма пишу очень часто в связи с тем, что по работе сталкиваюсь. Но дело в том, что когда мы отправляем обычные письма, они в большей степени не доходят до адресата. И соответственно приходится какие-то денежные средства закладывать, для того чтобы получить уже заказное письмо, чтобы потом впоследствии его можно было отследить. И у нас в Вологодской области из Череповца до Вологды письма доходят около 7 дней. То есть буквально у нас расстояние небольшое из города в город – 130-140 километров – но тем не менее даже заказные письма идут очень длительное время, что в принципе и по работе людям многим это затруднительно, ну и, соответственно, то что касается установленных сроков, они у нас не соблюдается. И мне кажется, что количество корреспонденции очень большое, потоки большие на почте этой корреспонденции, но почему эти сроки не соблюдаются работниками почты? В принципе, эти вопросы, наверное, у нас и будут долго обсуждаться. Оксана Галькевич: Хотела посмотреть Вологда-Череповец нормативы доставки, но у меня здесь нет, здесь только большие города. Александр Иванов: Но я думаю, что нашу передачу сейчас слушает Алексей Скатин, директор "Почты России" по логистике, который очень тщательно относится к таким вещам. И вот эта информация взята им на карандаш. Он сейчас слушает или послушает запись, я не знаю. Но думаю, что это не норма. Петр Кузнецов: Далекая Амурская область на связи с нами – здравствуйте, Татьяна. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Слушаем вас. Письма пишите? Зритель: Мы письма пишем очень редко. Это письмо для меня очень значимо, потому что отправлен в пенсионный фонд негосударственный. Я отправила его 29 ноября, заказное с уведомлением. Оксана Галькевич: Так. 29 ноября – сегодня у нас 16 декабря. И как? Судьба ваша какова? Зритель: Я обращалась на почту на свою – спрашивала, вернулось ли уведомление. Мне сказали, что это очень рано, что еще не должно как бы быть, по их подсчетам. Вот и не знаю. Оксана Галькевич: Вот так – по их подсчетам, еще не должно быть. Александр Иванов: Ну это два оборота – должно прийти письмо в Москву, потом уведомление о вручении должно проделать обратный путь. Имеется в виду как бы два конца. Не знаю по поводу "рано-поздно", не могу сказать, нет под рукой тех самых нормативов, но по ощущениям долго. Петр Кузнецов: Нам очень много пишут СМС-сообщений понятно, по каким причинам. "Письмо из Приморского края до Кузбасса шло с 21 по 25 ноября", – неплохо, 4 дня. Еще одно сообщение: "Это удивительно: я отсылал по письму в Краснодарский край и в город Томск из города Стрижевой Томской области. В Томск письмо шло 7 суток, в Краснодарский край – 5 суток". По-моему, вписывается в нормативы, да? "Если в конверте будет письмо, вы прочтете?" Оксана Галькевич: Это спрашивают, прочтете ли вы. Конечно, прочтем. Петр Кузнецов: "Сколько стоит конверт для письма?" – такие вопросы есть. "Письмо отправить для меня сложно, нужно специально ехать на почту за конвертом – это не рядом, 6 остановок на автобусе и еще пешком", "На прошлой неделе получила письмо из Москвы – судя по печатям, шло 11 дней, отправлено было 21 ноября, получено 2 декабря", – это Приморский край, город Лесозаводск. Оксана Галькевич: Вот смотрите, кстати. Хабаровск-Москва – 4 дня. Если, допустим, оттуда отправлено заказное письмо с уведомлением… Вот еще Благовещенск надо найти… И проделать обратный путь. То есть, в принципе, полторы недельки должно. А вот Благовещенск-Москва – 6 дней. Туда-сюда – 12 дней. Ну, плюс-минус – 14 дней. Александр Иванов: Значит, Татьяна должна получить уведомление о вручении сегодня-завтра, получается. Мы ее обнадежим. Оксана Галькевич: Татьяна, не теряйте надежды – все будет хорошо с вашим письмом, отправленным в Пенсионный фонд России. Рассчитываем на всех: и на "Почту России", и на Пенсионный фонд Российской Федерации. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Спасибо, друзья! Очень интересно было подводить итоги этого нашего эксперимента. Спасибо всем, кто принял участие. Спасибо нашему гостю – в студии программы "Отражение" был сегодня Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. Спасибо. Александр Иванов: Спасибо.