Руслан Галеев: По нашим исследованиям, в десятках регионов даже одному человеку дешевле ездить на личном транспорте, чем на общественном
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-realnie-tsifri-24847.html Оксана Галькевич: А
теперь, друзья, как мы и обещали вам в пятницу, подводим итоги нашей недельной
работы – рубрика "Реальные цифры". Автобус – не роскошь, а средство
передвижения. Всю неделю мы с вашей помощью пристально изучали работу
городского общественного транспорта от Москвы, что называется, до самых окраин
– везде, где вещает "Общественное телевидение". Пришло время подвести итоги
нашего телевизионного исследования.
Константин Чуриков: Для этого мы выбрали самый
распространенный, а значит, самый все-таки народный вид общественного
транспорта – автобус. Он, в отличие трамваев или троллейбусов, есть везде. С
начала недели просили вас сообщать нам, сколько стоит автобусный билет в вашем
городе, маленьком ли, большом ли. Вот жители Москвы, Томска, Оренбурга и
Петербурга Новый год, кстати, уже начали с новыми тарифами. В ожидании такого
новогоднего подарка еще у нас Новосибирск, Екатеринбург, Вологда и
Нижневартовск. Там цены на проезд решено поднять с 1 февраля.
Оксана Галькевич: Видимо, под Новый год по восточному календарю,
я правильно понимаю?
Константин Чуриков: Отмечают, да.
Оксана Галькевич: Да. А пока давайте посмотрим, какая картина.
Она следующая. В списке страдальцев у нас традиционно жители столицы. В Москве
и Петербурге билеты стоят 55 и 40 руб. соответственно. В далекой от центра
Еврейской автономии стоимость проезда, в общем, тоже немаленькая – 40 руб.
Суровые цены и жителям Екатеринбурга и Мурманска – 28 и 29 руб. соответственно.
А счастливым могли бы назвать билет на автобус жители, например, Ростовской
области, там он по 12 руб. Но подкачал административный центр региона
Ростов-на-Дону, там проезд стоит на 5 руб. дороже.
Константин Чуриков: Примерно в той же ценовой категории
проезд автобусом по Орску (это город в Оренбургской области). На 3 руб. в
челябинском Миассе и Томской области. И еще на рубль дороже автобусные маршруты
в Тамбовской, Смоленской, Орловской областях. Как обоснованные тарифы на проезд,
в цену билетов включают и стоимость запчастей, и бензина (а топливо не дешевеет,
мы все это знаем). Плюс, в том числе есть и проблемы с техническим
обслуживанием самих автомобилей. Отсюда эти новогодние и не очень новогодние
подорожания.
Оксана Галькевич: Для некоторых категорий граждан автобус – это
все-таки уже, получается, роскошь, а не просто средство передвижения.
Пенсионеры, студенты, многодетные семьи, для них регионы часто стараются
все-таки сохранять льготы, но бывает такое, что не во всех регионах их не
так-то просто получить.
Константин Чуриков: Не стараются.
Оксана Галькевич: Да. Сейчас мы покажем вам снимок, который
буквально вчера появился в одной из социальных сетей. Архангельск. Сами знаем, не
южный город. Морозная северная зима, и эта длинная очередь. Как вы думаете, куда?
В музей? Нет, не в музей. Стоят те самые льготники в очереди за электронными
проездными.
Константин Чуриков: Ничего себе!
Оксана Галькевич: Дело в том, что с 1 марта бесплатный проезд, внимание,
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны – просто мы все посчитали, сколько
им лет примерно, – а также лиц старше 70 в этом городе будет возможен только по
электронным проездным. На дом старикам, как мы понимаем, их никто привозить не
собирается, какую-то помощь оказывать тоже. Люди пожилые, очень пожилые, старики
стоят на улице на морозе.
Константин Чуриков: Без комментариев, как сказал бы Виктор
Степанович. Хотели как лучше, получилось как обычно. Безобразие, конечно, полное.
Но если говорить о не льготниках, то в отдельных регионах так здорово
подсчитали, что ежедневные поездки на общественном транспорте людям обходятся
дороже, чем на собственном автомобиле, или даже на такси, если вскладчину
вдвоем или втроем ехать. С одной стороны, городские перевозки не должны быть
убыточными – это все-таки удар по местным бюджетам, зачастую весьма скромным, а,
с другой стороны, билеты все-таки должны быть доступными.
Оксана Галькевич: Как найти, как рассчитать правильную стоимость
билета, чтобы он был, скажем так, одинаково счастливым и для пассажиров, и для
перевозчиков? Попробуем сейчас найти эту формулу вместе с нашим экспертом в
студии. Представим нашего гостя. Руслан Галеев, директор Департамента аудита
компании "ФинЭкспертиза". Здравствуйте, Руслан.
Руслан Галеев: Добрый вечер.
Константин Чуриков: И сразу давайте спросим наших зрителей.
Какие у вас еще есть нарекания к работе городского общественного транспорта? Страна
большая, я думаю, что везде есть на что пожаловаться, может быть, действительно,
посоветовать властям что-то улучшить. 8-800-222-00-14 – наш телефон в студии, СМС-портал
– 3443, вначале буквы "ОТР".
Оксана Галькевич: Руслан, первый вопрос, отталкиваясь от
последней информации по регионам, где дешевле на собственном автомобиле
передвигаться, чем на общественном транспорте. Это исследование 2013 года, если
я не ошибаюсь. С тех пор какие-то более свежие исследования ситуации
проводились, данные какие-то есть?
Руслан Галеев: Да. Мы провели исследование по 2016 году,
и, в отличие исследования за 2013 год, мы стали смотреть расстояние в 100 км, стали
смотреть, если ездит один человек, или ездит семья, или ездит два человека
минимум. И к какому выводу мы пришли? Картинка поменялась, то есть в среднем, если
ездит один человек на машине или на автотранспорте, соответственно, городской
автотранспорт в этих регионах стал выгоднее. Однако это только для одного
человека. Как только речь вступает о том, что если ездит два человека из города
в пригород, например, на дачу.
Оксана Галькевич: Семья.
Руслан Галеев: Да. Соответственно, получаем картинку
достаточно интересную. То есть даже на внедорожнике можно доехать с комфортом, дешевле,
чем на городском транспорте по межгороду до дачи 4 человека.
Оксана Галькевич: Почему говорим "внедорожник", потому что, в
общем, достаточно большое потребление топлива. Вы это имели в виду, да?
Руслан Галеев: Верно.
Оксана Галькевич: Это не малолитражка экономненькая такая, особенно
какая-нибудь японочка.
Руслан Галеев: Конечно. Мы смотрели и для среднего
сегмента, где затраты на бензин порядка 7 литров, и мы в своем исследовании
смотрели только расходы на бензин. То есть мы не брали, например, умышленно
амортизацию или какие-то накладные дополнительные расходы, для того, чтобы
просто провести эксперимент, а сколько бы это стоило. Потому что, не секрет, если
ездить каждый день, и, например, распределить даже самую, скажем так, большую
налоговую ставку по налогообложению владельцев автомобилей – это, допустим, 300
лошадиных сил, 45 тыс. руб. в год, – то есть даже если это разделить на 365
дней, это получится порядок 123 рубля, и мы видим, что это можно распределить, распределить
обслуживание автотранспорта, и все равно получается, что в отдельных регионах
дешевле ездить даже одном человеку на своем личном автомобильном транспорте.
Константин Чуриков: Интересный вывод из этого напрашивается.
Если на топливо уходит 45 тыс. руб. в год, то есть это для кого-то 13-я
условная зарплата (на самом деле ее нет, то есть одна зарплата на это целиком
уходит, а для кого-то даже две зарплаты, если 45 тыс.).
Оксана Галькевич: А
что за регионы? Назовите этих счастливчиков. Я даже не знаю, как сказать.
Руслан Галеев: Счастливчики. Мы видим, что в Республике
Калмыкия дешевле ездить, если два человека на одной машине. А если, например, взять,
допустим, Архангельскую область, то там даже одному человеку выгоднее ездить на
автомобиле, чем на автотранспорте.
Оксана Галькевич: Тот самый Архангельск, который мы сегодня
вспомнили. Поэтому, я так понимаю, люди там всеми способами и стоят в очереди.
Руслан Галеев: То есть есть такие регионы, их можно даже
просто перечислить. Например, те, где два человека, этих регионов достаточное
количество. Например, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика
Крым, город Севастополь.
Константин Чуриков: Их много, я так понимаю.
Руслан Галеев: Да, их много, то есть достаточно большое
количество. И, более того, список, где один человек, который ездит на своем
личном автотранспорте, таких регионов много, их десятки.
Оксана Галькевич: Их стало больше, если говорить о динамике по сравнению с?..
Руслан Галеев: Если в целом по динамике по сравнению с
2013 годом, их стало чуть меньше. Где-то, видимо, выровнялись накладные расходы
в регионах. Но в целом статистика говорит о том, что сохраняется тенденция, что
люди выбирают в пользу личного автомобильного транспорта.
Константин Чуриков: Руслан, беда-то в том, что ездить на
общественном транспорте – это становится все менее выгодным, так еще и качество
самой услуги обслуживания в общественном транспорте тоже, мягко говоря, невыгодно.
Оксана Галькевич: Автобусы в мороз не отапливаются. Какое здесь
обслуживание? Конечно, люди выберут свой собственный транспорт, потому что там
тепло, удобно, спокойно. И это, кстати, Москва и Московская область.
Константин Чуриков: У нас есть звонок уже. Иван из Самары
выходит в эфир. Иван, здравствуйте.
- Здравствуйте.
Константин Чуриков: Что скажете о стоимости, о качестве
проезда, например, в самарском автобусе?
- В самарском автобусе, мне кажется, что нужно сменить цену, потому
что эти цены, которые у нас сейчас, введены со 2 октября 2016 года, именно с
прошлого года. И они по году поднялись все выше и выше. Мне кажется, что здесь
надо снизить эти цены. Нарекания у меня на то, что автобусы по 2-3 часа
опаздывают из-за пробок, потому что мы же не стоим, не будем там…
Константин Чуриков: Да, погода у нас сейчас не летняя.
Понятно, если автобусы ждешь целый час – какой смысл в этом автобусе? Спасибо
большое.
Оксана Галькевич: По
2-3 часа…
Константин Чуриков: У меня такой вопрос, Руслан. Мы сейчас с
Оксаной, когда называли те цифры стоимости проезда, которые нам прислали
зрители, Санкт-Петербург – 40 руб., Еврейская автономная область – тоже 40 руб.
Это странное сочетание. Хорошо, мы понимаем, Санкт-Петербург – все-таки один
тоже из локомотивных регионов в стране. Но вот Еврейская автономная область, там
другие более маленькие скромные регионы. Почему там сопоставимые цифры
возникают?
Руслан Галеев: Это один из вопросов, то есть насколько
эффективно управление автобусным парком, или насколько эффективно управление
менеджмента этих автобусных парков с точки зрения распределения накладных
расходов. Естественно, если сравнивать, например, Санкт-Петербург и Еврейскую
автономную область, то мы получаем какой результат? Что в Санкт-Петербурге
вместимость на городской автотранспорт выше, количество пассажиров выше.
Соответственно, и распределение накладных расходов, очевидно, должно быть более
оптимальным и эффективным. Но, к сожалению, здесь ответить на этот вопрос
прозрачного ценообразования – я боюсь, очень сложно ответить. Вопрос непростой,
потому что никто не видит этой прозрачности, как это сформировалось.
Константин Чуриков: А еще хочется понять. В структуре
городских пассажирских перевозок сколько у нас, каков процент в целом по стране
частников и государственных перевозчиков? Потому что у нас же есть какие-то
автобусные частные маршруты.
Руслан Галеев: Да. В пользу частных маршрутов, на самом
деле, я бы высказался "за", потому что они как раз таки ориентируются на то, чтобы
справедливо рассчитать свои накладные расходы, и получить справедливое
вознаграждение за эти оказанные услуги. К тому же, качество этих услуг очевидно
выше. Учитывая последнюю тенденцию, когда идет смена парка этих частных
автобусных перевозок, мы видим, что они зачастую бывают гораздо комфортнее. Это
и кондиционирование в летний период времени, и отопление, то же самое, когда
дальние длинные перевозки. Несмотря на все эти дополнительные накладные расходы,
очевидно, бывает даже выгоднее проехать на этих частных маршрутах.
Оксана Галькевич: Нам приходит очень много сообщений. Такая
действительно народная тема, как нам пишут некоторые телезрители. Интересное
наблюдение от наших телезрителей из Алтайского края. "Смотрите, вы будете
смеяться, но у нас из Бийска Алтайского края в Анапу всей семьей (4 человека)
оказалось на личном автомобиле дешевле доехать, чем на поезде или на самолете, и
дорога составила примерно столько же по времени – 3 дня, как на поезде оттуда".
Что уж говорить о городском общественном транспорте.
Руслан Галеев: Абсолютно верное замечание.
Оксана Галькевич: Люди начинают не только на какие-то недостатки работы, например, на
грубость кондукторов, водителей, которые игнорируют людей, жаловаться. Жалуются
в принципе на то, как устроена транспортная система в наших городах. Те самые
петербуржцы, которые стонут от 40 руб. за автобус, говорят, что "У нас просто
нет еще и метро в шаговой доступности, невозможно добраться".
Люди из очень холодных регионов, таких, как Сургут, пишут, что
иногда сообщение расписаний на остановке не соответствуют, как на самом деле, с
каким интервалом ходят автобусы. Морозы, ждать невозможно, проще действительно
пешком дойти.
Константин Чуриков: Руслан, скажите, а с приходом этих
современных сервисов, которые позволяют с помощью смартфона, телефона вызывать
такси, у нас же упала стоимость условного километра на такси. Как это повлияло
на распределение перевозок в крупных городах, в региональных столицах, где
работает тот же "Яндекс.Такси"?
Оксана Галькевич: Да,
это было хорошее добавление, потому что в нас уже начинают бросать помидорами и
апельсинами, говоря: "Вы пробовали где-нибудь в глубинке проехать на такси на
работу или еще куда-нибудь?"
Константин Чуриков: Мы пытаемся объять необъятное. Все равно
интересна ситуация в региональных столицах.
Оксана Галькевич: Города у нас разные, так или иначе.
Константин Чуриков: То есть с появлением этих крупных
операторов что изменилось на рынке?
Руслан Галеев: В целом, мы видим тенденцию, где действительно
есть пассажиропоток, где есть установившаяся тенденция к росту частного сектор,
и в том числе таксоперевозки, там
наблюдается этот рост, потому что бывает такая ситуация, что гражданину проще
доехать до нужного места назначения на такси. Это комфортнее, быстрее, пусть
даже с небольшой переплатой. За примерами, на самом деле, далеко ходить не
нужно. Действительно, факт того, что рынок частных таксоперевозок растет – это
уже сигнал того, что этот рынок отнимает часть того пассажиропотока, который
ранее пользовался городскими службами, городскими автомобильными парками.
Константин Чуриков: Я больше про Москву говорить не буду, но
простой пример. Здесь в Москве проезд, одна поездка – 55 руб. Минимальная
посадка в такси и какое-то расстояние, порядка 5 км, по-моему – это 99 руб. То
есть если уже вдвоем, то проще просто вызвать такси, и все.
Руслан Галеев: Конечно. К тому же, в крупных городах, как
Москва, Санкт-Петербург, нужно понимать, что есть еще парковки, и поэтому
бывает так, что многим проще пересесть на такси того или иного уровня и платить
за место парковки.
Оксана Галькевич: В
больших городах сейчас еще развивается другая история с так называемым кар
шэрингом (car sharing) – автомобили, которые можно брать на очень короткое время от 1
до нескольких минут, и проезжать, и бесплатная парковка. Но это, опять же, столичные
все совершенно истории.
Константин Чуриков: Это очень узкий рынок все равно.
Руслан Галеев: Очень в зачаточном состоянии.
Оксана Галькевич: Костя, подбросишь меня сегодня после
эфира до метро на такси.
У нас есть звонок из Кирова от телезрителя Ивана. Иван, здравствуйте.
- Здравствуйте. Живу в Кирове. У нас проезд на автобусе с 1
февраля будет 22 руб. Но хочу, что автобусы безобразные, маленькие, грязные, кондукторы
не приветливые, хамливые. Сиденья в автобусе тоже грязные. Иногда в чистом
садишься, летом особенно в белых брюках, и думаешь. Посмотришь – зад брюк очень
грязный.
Константин Чуриков: То есть лучше ехать стоя в кировских
автобусах. Иван, скажите, а в чем выражается эта, как вы выражаетесь, хамоватость
кондукторов?
- Не очень приветливые.
Константин Чуриков: А каким образом вы оплачиваете проезд? То есть вы показываете проездной или покупаете
билетик у этого кондуктора?
- У меня электронный проездной.
Константин Чуриков: А зачем тогда кондуктор нужен?
Оксана Галькевич: Он проверяет.
Константин Чуриков: У него есть этот валидатор?
- Билет-то она все равно мне выдает.
Константин Чуриков: Все понятно.
Оксана Галькевич: Иван, скажите, а проблем с наличием
валидаторов в городских автобусах нет? Во всех ли городских автобусах есть те
самые валидаторы, чтобы вы могли проехать по своему электронному проездному?
- Во всем городе мы ездим по электронным, да.
Оксана Галькевич: Очень хорошо. Инфраструктура есть, все
нормально.
Константин Чуриков: Я просто, знаете, о чем подумал? Наверное,
это не к вам вопрос, Иван, а к нашему гостю. Спасибо за ваш звонок.
Оксана Галькевич: Я
почему спросила? Потому что архангельская история, где старики стоят на улице
за электронными проездными, там такая проблема существует. Мало того, что
только с 1 марта по электронным проездным, так еще и не во всех автобусах эти
валидаторы есть.
Константин Чуриков: Я про хамство как раз хотел спросить.
Есть валидатор в виде человека со специальным устройством, а есть валидатор в
виде такого турникета. Если человек хамит, то турникет нахамить не может.
Вообще, дорого ли установить автоматику этого автобуса?
Руслан Галеев: В крупных городах и где большие автопарки,
там, естественно, стоимость установки такого оборудования компенсируется
количеством машин, автобусов, транспорта и так далее. В небольших городах
установку такого валидатора, возможно, так или иначе руководство посчитало
недостаточно оптимальным. И поэтому выбрали в пользу кондуктора. Здесь понятные
причины – это пассажиропоток и количество автобусов в парке.
Константин Чуриков: Я бы ввел такое правило. Если жалуются на
кондуктора, он все время хамит, тогда вместо него просто ставят этот
автоматический валидатор.
Оксана Галькевич: Тогда автоматически возникает другая проблема
с зайцами, которые входят и выходят не там, где полагается. Водитель один, за
всеми не уследишь. Не все у нас, знаешь, дисциплинарные, что если вдруг тебе
дали сдачи больше, чем полагается, чтобы копеечку-то обратно кассиру вернуть… Ты
возвращаешь, кстати, Костя?
Константин Чуриков: Всегда.
Оксана Галькевич: Я в
тебе не сомневалась. Смотрите, у нас жители больших городов обращают внимание
еще на то, что а ведь не всегда одним автобусом доедешь до нужного места. Порой
нужно еще по две-три пересадки делать, действительно. Тот самый Петербург, где
не такая широкая сеть метрополитена, как в Москве, например, это большая
проблема. Но я думаю, что не только. Во всех областных, региональных, краевых
каких-то центрах по две-три пересадки людям приходится делать. А это сразу
умножает стоимость билета на количество пересадок, соответственно.
Руслан Галеев: Очевидно. Здесь, на самом деле, много
вопросов в плане формирования стоимости для того, чтобы добраться из точки А в
точку Б. И понятно, что наше исследование не затрагивало все возможные варианты,
мы рассматривали достаточно стандартную среднюю ситуацию. И даже эта средняя
ситуация показала те минусы, скажем так, очевидные минусы того, что граждане выбирают
в пользу личного автотранспорта, несмотря на все сложности, например, в больших
городах с парковкой. А в регионах, кстати говоря, что парковками на текущий
момент проще. То есть в регионах даже проще.
Оксана Галькевич: У
меня такое чувство, что московский Департамент транспорта заранее ознакомился с
вашими исследованиями, озадачились тем, что люди в пользу собственного
транспорта могут сделать вдруг выбор, и решили побыстрее еще добавить платных
парковок.
Константин Чуриков: Руслан, но как бы разрубить этот Гордиев
узел? С одной стороны, если сделать общественный транспорт целиком рыночным
механизмом, где только одни частники – понятно, они будут кто во что горазд, в
принципе.
Руслан Галеев: Конечно.
Константин Чуриков: С другой стороны, как только государство
очень плотно внедряется в эту сферу – тоже мы наблюдаем некую стагнацию. Как
это лучше все совместить и уладить? Какие, может быть, есть мировые аналогии, удачные
примеры из других городов мира?
Руслан Галеев: Зарубежная практика, я, так или иначе, был
в различных городах, и вижу тенденцию, когда люди все-таки пересаживаются на
городской транспорт. То есть такая тенденция есть. И, очевидно, даже в
некоторые города невозможно попасть, если в автомобиле всего лишь водитель. То
есть присутствует некая блокировка. Условно, это и сделано для того, чтобы, во-первых,
загрязнения в окружающую среду, во-вторых, это бюджеты того или иного региона, а
в-третьих, для того, чтобы сделать прогнозируемым момент, когда я попадаю из
точки А в точку Б, то есть уменьшить транспортный поток, нагрузку на город и
так далее. То есть такие тенденции за рубежом существуют. Но для того, чтобы
достигнуть их, здесь достаточно большая работа должна быть проведена. Это и
культура вождения, это и культура поездок.
Константин Чуриков: И, очевидно, какая-то все-таки
модернизация и автоматизация должна быть в части этого пропускного режима, например.
Руслан Галеев: Очевидно.
Константин Чуриков: Потому что у нас есть, как сейчас и во
всем мире, этот некий вездеход на один день. Ты проезжаешь сколько хочешь, или,
например, у тебя есть несколько пересадок, время на пересадку. Но, как нам
писали на днях зрители, что выдают какой-то билетик тебе, условно говоря, в
автобусе, ты хочешь пересесть на трамвай, там опять возникает тетя с этим
валидатором, у нее там что-то не работает, не вставляется, и в итоге человек не
может пересесть, хотя времени прошло всего пять минут.
Оксана Галькевич: Как показывает московская практика, оснащение
валидаторами всех маршрутных такси и автобусов не делает водителей более
приветливыми, к сожалению, потому что они наличные не получают.
Константин Чуриков: Водитель с тех пор превратился просто в
функцию. С ним никто теперь не разговаривает, никто ему деньги не дает.
Оксана Галькевич: Ему просто наличными никто не отсчитывает.
Андрей из Москвы подтвердит мои слова, он до нас дозвонился.
Константин Чуриков: А может опровергнет.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Андрей. А может опровергнет.
- Здравствуйте. Я из Москвы, зовут меня Андрей. Я с удивлением
слушал передачу вашу. С удивлением могу констатировать, что дешевле, получается,
до дачи мне из Москвы доехать, чем на личном автомобиле. Один я езжу на дачу – это
130 км от Москвы, Клинский район. Получается, на метро я еду и на двух
автобусах, и получается дешевле, чем на личном транспорте по бензину.
Оксана Галькевич: Ага. Вот видите, математика, что называется, царица
наук. Посчитали.
- Извините, разница 400 руб. – уже это по карману-то бьет.
Оксана Галькевич: Конечно, серьезно.
Константин Чуриков: Конечно. Тем более, мы слышим, у вас
много детей. Правда, дети бесплатно. Судя по голосу, еще маленькие.
- Да, когда мы едем семьей – безусловно, выгоднее на автомобиле. А
так один я еду – да.
Оксана Галькевич: Спасибо, Андрей, за ваше интересное
наблюдение. Друзья, нам пора подводить итоги. Это была рубрика "Реальные
цифры". Всю неделю с вашей помощью мы считали и изучали ситуацию, сколько стоит
проезд на городском автобусе в самых разных уголках нашей большой страны. То, что
получилось, только что рассказали. Благодарим всех, кто участвовал в обсуждении
этой темы, и нашего эксперта. В студии сегодня был Руслан Галеев, директор
Департамента аудита компании "ФинЭкспертиза". Всем хороших тарифов.
Руслан Галеев: Спасибо. Всего доброго.
Константин Чуриков: А мы вернемся к вам через полторы минуты.
Оставайтесь с нами.