Руслан Галеев: По нашим исследованиям, в десятках регионов даже одному человеку дешевле ездить на личном транспорте, чем на общественном

Гости
Руслан Галеев
директор Департамента аудита международной аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза»

Оксана Галькевич:  А теперь, друзья, как мы и обещали вам в пятницу, подводим итоги нашей недельной работы – рубрика "Реальные цифры". Автобус – не роскошь, а средство передвижения. Всю неделю мы с вашей помощью пристально изучали работу городского общественного транспорта от Москвы, что называется, до самых окраин – везде, где вещает "Общественное телевидение". Пришло время подвести итоги нашего телевизионного исследования.

Константин Чуриков: Для этого мы выбрали самый распространенный, а значит, самый все-таки народный вид общественного транспорта – автобус. Он, в отличие трамваев или троллейбусов, есть везде. С начала недели просили вас сообщать нам, сколько стоит автобусный билет в вашем городе, маленьком ли, большом ли. Вот жители Москвы, Томска, Оренбурга и Петербурга Новый год, кстати, уже начали с новыми тарифами. В ожидании такого новогоднего подарка еще у нас Новосибирск, Екатеринбург, Вологда и Нижневартовск. Там цены на проезд решено поднять с 1 февраля.

Оксана Галькевич:  Видимо, под Новый год по восточному календарю, я правильно понимаю?

Константин Чуриков: Отмечают, да.

Оксана Галькевич:  Да. А пока давайте посмотрим, какая картина. Она следующая. В списке страдальцев у нас традиционно жители столицы. В Москве и Петербурге билеты стоят 55 и 40 руб. соответственно. В далекой от центра Еврейской автономии стоимость проезда, в общем, тоже немаленькая – 40 руб. Суровые цены и жителям Екатеринбурга и Мурманска – 28 и 29 руб. соответственно. А счастливым могли бы назвать билет на автобус жители, например, Ростовской области, там он по 12 руб. Но подкачал административный центр региона Ростов-на-Дону, там проезд стоит на 5 руб. дороже.

Константин Чуриков: Примерно в той же ценовой категории проезд автобусом по Орску (это город в Оренбургской области). На 3 руб. в челябинском Миассе и Томской области. И еще на рубль дороже автобусные маршруты в Тамбовской, Смоленской, Орловской областях. Как обоснованные тарифы на проезд, в цену билетов включают и стоимость запчастей, и бензина (а топливо не дешевеет, мы все это знаем). Плюс, в том числе есть и проблемы с техническим обслуживанием самих автомобилей. Отсюда эти новогодние и не очень новогодние подорожания.

Оксана Галькевич:  Для некоторых категорий граждан автобус – это все-таки уже, получается, роскошь, а не просто средство передвижения. Пенсионеры, студенты, многодетные семьи, для них регионы часто стараются все-таки сохранять льготы, но бывает такое, что не во всех регионах их не так-то просто получить.

Константин Чуриков: Не стараются.

Оксана Галькевич:  Да. Сейчас мы покажем вам снимок, который буквально вчера появился в одной из социальных сетей. Архангельск. Сами знаем, не южный город. Морозная северная зима, и эта длинная очередь. Как вы думаете, куда? В музей? Нет, не в музей. Стоят те самые льготники в очереди за электронными проездными.

Константин Чуриков: Ничего себе!

Оксана Галькевич:  Дело в том, что с 1 марта бесплатный проезд, внимание, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны – просто мы все посчитали, сколько им лет примерно, – а также лиц старше 70 в этом городе будет возможен только по электронным проездным. На дом старикам, как мы понимаем, их никто привозить не собирается, какую-то помощь оказывать тоже. Люди пожилые, очень пожилые, старики стоят на улице на морозе.

Константин Чуриков: Без комментариев, как сказал бы Виктор Степанович. Хотели как лучше, получилось как обычно. Безобразие, конечно, полное. Но если говорить о не льготниках, то в отдельных регионах так здорово подсчитали, что ежедневные поездки на общественном транспорте людям обходятся дороже, чем на собственном автомобиле, или даже на такси, если вскладчину вдвоем или втроем ехать. С одной стороны, городские перевозки не должны быть убыточными – это все-таки удар по местным бюджетам, зачастую весьма скромным, а, с другой стороны, билеты все-таки должны быть доступными.

Оксана Галькевич:  Как найти, как рассчитать правильную стоимость билета, чтобы он был, скажем так, одинаково счастливым и для пассажиров, и для перевозчиков? Попробуем сейчас найти эту формулу вместе с нашим экспертом в студии. Представим нашего гостя. Руслан Галеев, директор Департамента аудита компании "ФинЭкспертиза". Здравствуйте, Руслан.

Руслан Галеев: Добрый вечер.

Константин Чуриков: И сразу давайте спросим наших зрителей. Какие у вас еще есть нарекания к работе городского общественного транспорта? Страна большая, я думаю, что везде есть на что пожаловаться, может быть, действительно, посоветовать властям что-то улучшить. 8-800-222-00-14 – наш телефон в студии, СМС-портал – 3443, вначале буквы "ОТР".

Оксана Галькевич:  Руслан, первый вопрос, отталкиваясь от последней информации по регионам, где дешевле на собственном автомобиле передвигаться, чем на общественном транспорте. Это исследование 2013 года, если я не ошибаюсь. С тех пор какие-то более свежие исследования ситуации проводились, данные какие-то есть?

Руслан Галеев: Да. Мы провели исследование по 2016 году, и, в отличие исследования за 2013 год, мы стали смотреть расстояние в 100 км, стали смотреть, если ездит один человек, или ездит семья, или ездит два человека минимум. И к какому выводу мы пришли? Картинка поменялась, то есть в среднем, если ездит один человек на машине или на автотранспорте, соответственно, городской автотранспорт в этих регионах стал выгоднее. Однако это только для одного человека. Как только речь вступает о том, что если ездит два человека из города в пригород, например, на дачу.

Оксана Галькевич:  Семья.

Руслан Галеев: Да. Соответственно, получаем картинку достаточно интересную. То есть даже на внедорожнике можно доехать с комфортом, дешевле, чем на городском транспорте по межгороду до дачи 4 человека.

Оксана Галькевич:  Почему говорим "внедорожник", потому что, в общем, достаточно большое потребление топлива. Вы это имели в виду, да?

Руслан Галеев: Верно.

Оксана Галькевич:  Это не малолитражка экономненькая такая, особенно какая-нибудь японочка.

Руслан Галеев: Конечно. Мы смотрели и для среднего сегмента, где затраты на бензин порядка 7 литров, и мы в своем исследовании смотрели только расходы на бензин. То есть мы не брали, например, умышленно амортизацию или какие-то накладные дополнительные расходы, для того, чтобы просто провести эксперимент, а сколько бы это стоило. Потому что, не секрет, если ездить каждый день, и, например, распределить даже самую, скажем так, большую налоговую ставку по налогообложению владельцев автомобилей – это, допустим, 300 лошадиных сил, 45 тыс. руб. в год, – то есть даже если это разделить на 365 дней, это получится порядок 123 рубля, и мы видим, что это можно распределить, распределить обслуживание автотранспорта, и все равно получается, что в отдельных регионах дешевле ездить даже одном человеку на своем личном автомобильном транспорте.

Константин Чуриков: Интересный вывод из этого напрашивается. Если на топливо уходит 45 тыс. руб. в год, то есть это для кого-то 13-я условная зарплата (на самом деле ее нет, то есть одна зарплата на это целиком уходит, а для кого-то даже две зарплаты, если 45 тыс.).

Оксана Галькевич:  А что за регионы? Назовите этих счастливчиков. Я даже не знаю, как сказать.

Руслан Галеев: Счастливчики. Мы видим, что в Республике Калмыкия дешевле ездить, если два человека на одной машине. А если, например, взять, допустим, Архангельскую область, то там даже одному человеку выгоднее ездить на автомобиле, чем на автотранспорте.

Оксана Галькевич:  Тот самый Архангельск, который мы сегодня вспомнили. Поэтому, я так понимаю, люди там всеми способами и стоят в очереди.

Руслан Галеев: То есть есть такие регионы, их можно даже просто перечислить. Например, те, где два человека, этих регионов достаточное количество. Например, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика Крым, город Севастополь.

Константин Чуриков: Их много, я так понимаю.

Руслан Галеев: Да, их много, то есть достаточно большое количество. И, более того, список, где один человек, который ездит на своем личном автотранспорте, таких регионов много, их десятки.

Оксана Галькевич:  Их стало больше, если говорить о динамике по сравнению с?..

Руслан Галеев: Если в целом по динамике по сравнению с 2013 годом, их стало чуть меньше. Где-то, видимо, выровнялись накладные расходы в регионах. Но в целом статистика говорит о том, что сохраняется тенденция, что люди выбирают в пользу личного автомобильного транспорта.

Константин Чуриков: Руслан, беда-то в том, что ездить на общественном транспорте – это становится все менее выгодным, так еще и качество самой услуги обслуживания в общественном транспорте тоже, мягко говоря, невыгодно.

Оксана Галькевич:  Автобусы в мороз не отапливаются. Какое здесь обслуживание? Конечно, люди выберут свой собственный транспорт, потому что там тепло, удобно, спокойно. И это, кстати, Москва и Московская область.

Константин Чуриков: У нас есть звонок уже. Иван из Самары выходит в эфир. Иван, здравствуйте.

- Здравствуйте.

Константин Чуриков: Что скажете о стоимости, о качестве проезда, например, в самарском автобусе?

- В самарском автобусе, мне кажется, что нужно сменить цену, потому что эти цены, которые у нас сейчас, введены со 2 октября 2016 года, именно с прошлого года. И они по году поднялись все выше и выше. Мне кажется, что здесь надо снизить эти цены. Нарекания у меня на то, что автобусы по 2-3 часа опаздывают из-за пробок, потому что мы же не стоим, не будем там…

Константин Чуриков: Да, погода у нас сейчас не летняя. Понятно, если автобусы ждешь целый час – какой смысл в этом автобусе? Спасибо большое.

Оксана Галькевич:  По 2-3 часа…

Константин Чуриков: У меня такой вопрос, Руслан. Мы сейчас с Оксаной, когда называли те цифры стоимости проезда, которые нам прислали зрители, Санкт-Петербург – 40 руб., Еврейская автономная область – тоже 40 руб. Это странное сочетание. Хорошо, мы понимаем, Санкт-Петербург – все-таки один тоже из локомотивных регионов в стране. Но вот Еврейская автономная область, там другие более маленькие скромные регионы. Почему там сопоставимые цифры возникают?

Руслан Галеев: Это один из вопросов, то есть насколько эффективно управление автобусным парком, или насколько эффективно управление менеджмента этих автобусных парков с точки зрения распределения накладных расходов. Естественно, если сравнивать, например, Санкт-Петербург и Еврейскую автономную область, то мы получаем какой результат? Что в Санкт-Петербурге вместимость на городской автотранспорт выше, количество пассажиров выше. Соответственно, и распределение накладных расходов, очевидно, должно быть более оптимальным и эффективным. Но, к сожалению, здесь ответить на этот вопрос прозрачного ценообразования – я боюсь, очень сложно ответить. Вопрос непростой, потому что никто не видит этой прозрачности, как это сформировалось.

Константин Чуриков: А еще хочется понять. В структуре городских пассажирских перевозок сколько у нас, каков процент в целом по стране частников и государственных перевозчиков? Потому что у нас же есть какие-то автобусные частные маршруты.

Руслан Галеев: Да. В пользу частных маршрутов, на самом деле, я бы высказался "за", потому что они как раз таки ориентируются на то, чтобы справедливо рассчитать свои накладные расходы, и получить справедливое вознаграждение за эти оказанные услуги. К тому же, качество этих услуг очевидно выше. Учитывая последнюю тенденцию, когда идет смена парка этих частных автобусных перевозок, мы видим, что они зачастую бывают гораздо комфортнее. Это и кондиционирование в летний период времени, и отопление, то же самое, когда дальние длинные перевозки. Несмотря на все эти дополнительные накладные расходы, очевидно, бывает даже выгоднее проехать на этих частных маршрутах.

Оксана Галькевич:  Нам приходит очень много сообщений. Такая действительно народная тема, как нам пишут некоторые телезрители. Интересное наблюдение от наших телезрителей из Алтайского края. "Смотрите, вы будете смеяться, но у нас из Бийска Алтайского края в Анапу всей семьей (4 человека) оказалось на личном автомобиле дешевле доехать, чем на поезде или на самолете, и дорога составила примерно столько же по времени – 3 дня, как на поезде оттуда". Что уж говорить о городском общественном транспорте.

Руслан Галеев: Абсолютно верное замечание.

Оксана Галькевич:  Люди начинают не только на какие-то недостатки работы, например, на грубость кондукторов, водителей, которые игнорируют людей, жаловаться. Жалуются в принципе на то, как устроена транспортная система в наших городах. Те самые петербуржцы, которые стонут от 40 руб. за автобус, говорят, что "У нас просто нет еще и метро в шаговой доступности, невозможно добраться".

Люди из очень холодных регионов, таких, как Сургут, пишут, что иногда сообщение расписаний на остановке не соответствуют, как на самом деле, с каким интервалом ходят автобусы. Морозы, ждать невозможно, проще действительно пешком дойти.

Константин Чуриков: Руслан, скажите, а с приходом этих современных сервисов, которые позволяют с помощью смартфона, телефона вызывать такси, у нас же упала стоимость условного километра на такси. Как это повлияло на распределение перевозок в крупных городах, в региональных столицах, где работает тот же "Яндекс.Такси"?

Оксана Галькевич:  Да, это было хорошее добавление, потому что в нас уже начинают бросать помидорами и апельсинами, говоря: "Вы пробовали где-нибудь в глубинке проехать на такси на работу или еще куда-нибудь?"

Константин Чуриков: Мы пытаемся объять необъятное. Все равно интересна ситуация в региональных столицах.

Оксана Галькевич:  Города у нас разные, так или иначе.

Константин Чуриков: То есть с появлением этих крупных операторов что изменилось на рынке?

Руслан Галеев: В целом, мы видим тенденцию, где действительно есть пассажиропоток, где есть установившаяся тенденция к росту частного сектор,  и в том числе таксоперевозки, там наблюдается этот рост, потому что бывает такая ситуация, что гражданину проще доехать до нужного места назначения на такси. Это комфортнее, быстрее, пусть даже с небольшой переплатой. За примерами, на самом деле, далеко ходить не нужно. Действительно, факт того, что рынок частных таксоперевозок растет – это уже сигнал того, что этот рынок отнимает часть того пассажиропотока, который ранее пользовался городскими службами, городскими автомобильными парками.

Константин Чуриков: Я больше про Москву говорить не буду, но простой пример. Здесь в Москве проезд, одна поездка – 55 руб. Минимальная посадка в такси и какое-то расстояние, порядка 5 км, по-моему – это 99 руб. То есть если уже вдвоем, то проще просто вызвать такси, и все.

Руслан Галеев: Конечно. К тому же, в крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, нужно понимать, что есть еще парковки, и поэтому бывает так, что многим проще пересесть на такси того или иного уровня и  платить  за место парковки.

Оксана Галькевич:  В больших городах сейчас еще развивается другая история с так называемым кар шэрингом (car sharing) – автомобили, которые можно брать на очень короткое время от 1 до нескольких минут, и проезжать, и бесплатная парковка. Но это, опять же, столичные все совершенно истории.

Константин Чуриков: Это очень узкий рынок все равно.

Руслан Галеев: Очень в зачаточном состоянии.

Оксана Галькевич: Костя, подбросишь меня сегодня после эфира до метро на такси.

У нас есть звонок из Кирова от телезрителя Ивана. Иван, здравствуйте.

- Здравствуйте. Живу в Кирове. У нас проезд на автобусе с 1 февраля будет 22 руб. Но хочу, что автобусы безобразные, маленькие, грязные, кондукторы не приветливые, хамливые. Сиденья в автобусе тоже грязные. Иногда в чистом садишься, летом особенно в белых брюках, и думаешь. Посмотришь – зад брюк очень грязный.

Константин Чуриков: То есть лучше ехать стоя в кировских автобусах. Иван, скажите, а в чем выражается эта, как вы выражаетесь, хамоватость кондукторов?

- Не очень приветливые.

Константин Чуриков: А каким образом вы оплачиваете проезд?  То есть вы показываете проездной или покупаете билетик у этого кондуктора?

- У меня электронный проездной.

Константин Чуриков: А зачем тогда кондуктор нужен?

Оксана Галькевич:  Он проверяет.

Константин Чуриков: У него есть этот валидатор?

- Билет-то она все равно мне выдает.

Константин Чуриков: Все понятно.

Оксана Галькевич:  Иван, скажите, а проблем с наличием валидаторов в городских автобусах нет? Во всех ли городских автобусах есть те самые валидаторы, чтобы вы могли проехать по своему электронному проездному?

- Во всем городе мы ездим по электронным, да.

Оксана Галькевич:  Очень хорошо. Инфраструктура есть, все нормально.

Константин Чуриков: Я просто, знаете, о чем подумал? Наверное, это не к вам вопрос, Иван, а к нашему гостю. Спасибо за ваш звонок.

Оксана Галькевич:  Я почему спросила? Потому что архангельская история, где старики стоят на улице за электронными проездными, там такая проблема существует. Мало того, что только с 1 марта по электронным проездным, так еще и не во всех автобусах эти валидаторы есть.

Константин Чуриков: Я про хамство как раз хотел спросить. Есть валидатор в виде человека со специальным устройством, а есть валидатор в виде такого турникета. Если человек хамит, то турникет нахамить не может. Вообще, дорого ли установить автоматику этого автобуса?

Руслан Галеев: В крупных городах и где большие автопарки, там, естественно, стоимость установки такого оборудования компенсируется количеством машин, автобусов, транспорта и так далее. В небольших городах установку такого валидатора, возможно, так или иначе руководство посчитало недостаточно оптимальным. И поэтому выбрали в пользу кондуктора. Здесь понятные причины – это пассажиропоток и количество автобусов в парке.

Константин Чуриков: Я бы ввел такое правило. Если жалуются на кондуктора, он все время хамит, тогда вместо него просто ставят этот автоматический валидатор.

Оксана Галькевич:  Тогда автоматически возникает другая проблема с зайцами, которые входят и выходят не там, где полагается. Водитель один, за всеми не уследишь. Не все у нас, знаешь, дисциплинарные, что если вдруг тебе дали сдачи больше, чем полагается, чтобы копеечку-то обратно кассиру вернуть… Ты возвращаешь, кстати, Костя?

Константин Чуриков: Всегда.

Оксана Галькевич:  Я в тебе не сомневалась. Смотрите, у нас жители больших городов обращают внимание еще на то, что а ведь не всегда одним автобусом доедешь до нужного места. Порой нужно еще по две-три пересадки делать, действительно. Тот самый Петербург, где не такая широкая сеть метрополитена, как в Москве, например, это большая проблема. Но я думаю, что не только. Во всех областных, региональных, краевых каких-то центрах по две-три пересадки людям приходится делать. А это сразу умножает стоимость билета на количество пересадок, соответственно.

Руслан Галеев: Очевидно. Здесь, на самом деле, много вопросов в плане формирования стоимости для того, чтобы добраться из точки А в точку Б. И понятно, что наше исследование не затрагивало все возможные варианты, мы рассматривали достаточно стандартную среднюю ситуацию. И даже эта средняя ситуация показала те минусы, скажем так, очевидные минусы того, что граждане выбирают в пользу личного автотранспорта, несмотря на все сложности, например, в больших городах с парковкой. А в регионах, кстати говоря, что парковками на текущий момент проще. То есть в регионах даже проще.

Оксана Галькевич:  У меня такое чувство, что московский Департамент транспорта заранее ознакомился с вашими исследованиями, озадачились тем, что люди в пользу собственного транспорта могут сделать вдруг выбор, и решили побыстрее еще добавить платных парковок.

Константин Чуриков: Руслан, но как бы разрубить этот Гордиев узел? С одной стороны, если сделать общественный транспорт целиком рыночным механизмом, где только одни частники – понятно, они будут кто во что горазд, в принципе.

Руслан Галеев: Конечно.

Константин Чуриков: С другой стороны, как только государство очень плотно внедряется в эту сферу – тоже мы наблюдаем некую стагнацию. Как это лучше все совместить и уладить? Какие, может быть, есть мировые аналогии, удачные примеры из других городов мира?

Руслан Галеев: Зарубежная практика, я, так или иначе, был в различных городах, и вижу тенденцию, когда люди все-таки пересаживаются на городской транспорт. То есть такая тенденция есть. И, очевидно, даже в некоторые города невозможно попасть, если в автомобиле всего лишь водитель. То есть присутствует некая блокировка. Условно, это и сделано для того, чтобы, во-первых, загрязнения в окружающую среду, во-вторых, это бюджеты того или иного региона, а в-третьих, для того, чтобы сделать прогнозируемым момент, когда я попадаю из точки А в точку Б, то есть уменьшить транспортный поток, нагрузку на город и так далее. То есть такие тенденции за рубежом существуют. Но для того, чтобы достигнуть их, здесь достаточно большая работа должна быть проведена. Это и культура вождения, это и культура поездок.

Константин Чуриков: И, очевидно, какая-то все-таки модернизация и автоматизация должна быть в части этого пропускного режима, например.

Руслан Галеев: Очевидно.

Константин Чуриков: Потому что у нас есть, как сейчас и во всем мире, этот некий вездеход на один день. Ты проезжаешь сколько хочешь, или, например, у тебя есть несколько пересадок, время на пересадку. Но, как нам писали на днях зрители, что выдают какой-то билетик тебе, условно говоря, в автобусе, ты хочешь пересесть на трамвай, там опять возникает тетя с этим валидатором, у нее там что-то не работает, не вставляется, и в итоге человек не может пересесть, хотя времени прошло всего пять минут.

Оксана Галькевич:  Как показывает московская практика, оснащение валидаторами всех маршрутных такси и автобусов не делает водителей более приветливыми, к сожалению, потому что они наличные не получают.

Константин Чуриков: Водитель с тех пор превратился просто в функцию. С ним никто теперь не разговаривает, никто ему деньги не дает.

Оксана Галькевич:  Ему просто наличными никто не отсчитывает.

Андрей из Москвы подтвердит мои слова, он до нас дозвонился.

Константин Чуриков: А может опровергнет.

Оксана Галькевич:  Здравствуйте, Андрей. А может опровергнет.

- Здравствуйте. Я из Москвы, зовут меня Андрей. Я с удивлением слушал передачу вашу. С удивлением могу констатировать, что дешевле, получается, до дачи мне из Москвы доехать, чем на личном автомобиле. Один я езжу на дачу – это 130 км от Москвы, Клинский район. Получается, на метро я еду и на двух автобусах, и получается дешевле, чем на личном транспорте по бензину.

Оксана Галькевич:  Ага. Вот видите, математика, что называется, царица наук. Посчитали.

- Извините, разница 400 руб. – уже это по карману-то бьет.

Оксана Галькевич:  Конечно, серьезно.

Константин Чуриков: Конечно. Тем более, мы слышим, у вас много детей. Правда, дети бесплатно. Судя по голосу, еще маленькие.

- Да, когда мы едем семьей – безусловно, выгоднее на автомобиле. А так один я еду – да.

Оксана Галькевич:  Спасибо, Андрей, за ваше интересное наблюдение. Друзья, нам пора подводить итоги. Это была рубрика "Реальные цифры". Всю неделю с вашей помощью мы считали и изучали ситуацию, сколько стоит проезд на городском автобусе в самых разных уголках нашей большой страны. То, что получилось, только что рассказали. Благодарим всех, кто участвовал в обсуждении этой темы, и нашего эксперта. В студии сегодня был Руслан Галеев, директор Департамента аудита компании "ФинЭкспертиза". Всем хороших тарифов.

Руслан Галеев: Спасибо. Всего доброго.

Константин Чуриков: А мы вернемся к вам через полторы минуты. Оставайтесь с нами.