Виталий Млечин: Пришло время нашей большой темы и рубрики "Реальные цифры". На этой неделе будем выяснять, на какую зарплату рассчитывает российская молодежь. Например, в Москве по данным свежего исследования одиннадцатиклассники собираются зарабатывать 82 тысячи рублей в месяц. Соответствуют ли такие ожидания действительности, обсудим прямо сейчас, но сперва обращаемся к вам, нашим зрителям, в первую очередь молодежи от 17 до 22 лет. Напишите нам на короткий номер 3443, где вы хотите работать и какую сумму получать в месяц как молодой специалист (не забудьте указать ваш регион, естественно). Также призываем присоединиться к обсуждению родителей выпускников школ и ВУЗов, а в пятницу подведем итоги и посмотрим, кто сколько хочет зарабатывать. Марина Калинина: И вот еще несколько цифр. По данным социологов Национального агентства финансовых исследований, подавляющее большинство школьников – а именно 90% – представляют только в общих чертах, где они будут работать после окончания учебы, а 4% выпускников вообще не знают, чем они будут заниматься. Знания девятиклассников о своем трудовом будущее еще более размыты – то есть вообще не знают, куда податься и что делать, на кого учиться. Виталий Млечин: Давайте выяснять, почему так. У нас в гостях: Людмила Спиридонова – эксперт Национального агентства финансовых исследований… Людмила Спиридонова: Здравствуйте. Виталий Млечин: …и Николай Калмыков – директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС. Здравствуйте. Марина Калинина: Добрый вечер. Николай Калмыков: Здравствуйте. Виталий Млечин: Давайте начнем с того, что попытаемся проанализировать эти цифры. Марина Калинина: Вот 82 тысячи – это как? Людмила Спиридонова: Да, это наши данные, которые мы получили в ходе нашего исследования. В принципе, результаты исследования показали, что школьники вообще плохо осведомлены о современном состоянии рынка труда и плохо представляют себе, во-первых, кем они будут работать после окончания школы и ВУЗа, а также и то, на какую зарплату они могут рассчитывать. И действительно, те из них, кто сказали, что знают примерный уровень зарплаты выпускника ВУЗа, указывают в среднем цифру в 82 тысячи рублей, хотя по данным Росстата мы знаем, что в первый год выпускники школы получают, по-моему, порядка 32 тысяч рублей в среднем по стране. Виталий Млечин: А это сходится с вашими данными? Николай Калмыков: Несмотря на то, что я очень хорошо дружен с коллегами из Национального агентства финансовых исследований, могу сказать, что у нас несколько другие есть данные, и они несколько глубже, наверное. Мы сделали большое исследование вообще по проблемам молодежи и занятости молодежи. Мы охватывали в данном случае в том числе не только школьников, но и тех, кому уже 18-20 лет. Марина Калинина: Мы тоже сейчас просто оттолкнулись от школьников, но по сути это до 22 лет. Николай Калмыков: И я специально выписал себе цифры из нашего исследования. Некоторых они удивят, причем хорошо удивят, некоторых, может быть, наоборот, расстроят. Но тем не менее: 9% наших молодых людей рассчитывают работать на 8-10 тысяч рублей в России (на первом рабочем месте), при этом 12% хотят работать на 15-20 тысяч рублей (это совершенно нормальные, трезвые ожидания для молодого специалиста), 11% рассчитывают на 20-25 (уже посерьезнее), 13% рассчитывает на 25-30 тысяч рублей. Продолжая вот эту динамику, могу сказать, что 10% хотят 30-40 тысяч (уже серьезные ожидания), еще 9% 40-50 и лишь 5% ожидают зарплату больше 50 тысяч рублей. Конечно, у нас там попадались отдельные индивиды, которые ожидали не менее 75 тысяч, и таких было целых 2%. Понятно, что у ребят разные ожидания, разный определенно опыт в жизни. Некоторые, может быть, и имеют право претендовать; может быть, они уже специалистами в каких-то сферах стали – неофициально, но по факту: предпринимательством, может быть, занимались или еще что-то. Но тем не менее, если говорить о молодежи, то зарплатные ожидания вполне трезвые у молодых людей. Притом мы смотрели другую динамику – вообще отношение к ответственности за свое экономическое благополучие в этой жизни: за последние годы динамика улучшается. То есть действительно молодые люди все больше и больше сознают, что они должны отвечать за свое будущее. Если говорить про ожидания, про то, знают ли они что-то, что они хотят в этой жизни, то, к примеру, мы делали именно студенческое исследование на ребятах 1-3 курсов. Среди студентов достаточно неплохие настроения в плане предпринимательства: более трети из них хотят открыть свой бизнес, вполне конкретно об этом думают, у 13% даже конкретные планы были (по нашим исследованиям). Поэтому я не настолько печально отношусь к настроениям нашей молодежи, скорее наоборот: трезвое понимание зарплатных ожиданий. Да, в некоторых случаях они бывают чуть-чуть завышенные, но когда он начинает окунаться в реалии рынка труда, то он приходит в совершенно адекватное состояние, понимания, что да, он получит ровно столько, сколько он может получить на этом рынке. И с точки зрения понимания того, чего они хотят, то же самое: ребята действительно имеют свои цели, амбиции. Вопрос – создать условия, при которых они эти свои амбиции могли бы реализовать (в том числе на большую зарплату, в том числе на создание своего бизнеса либо какого-то своего другого дела). И это как раз задача государства уже. Виталий Млечин: Молодой специалист без опыта вообще может претендовать в наших реалиях на большую зарплату? Людмила Спиридонова: Я думаю, что нет, конечно. Марина Калинина: Да вообще на работу. Потому что просто на любом сайте, если есть вакансии, то одним из главных требований значится наличие опыта работы. Причем даже не год и не два, а некоторые пишут "не менее 3 лет на этой должности". Как начать работать, если везде нужен опыт? Виталий Млечин: Родиться с опытом. Людмила Спиридонова: Родиться с опытом, по-моему, еще никому не удавалось. Здесь, конечно, самая верная стратегия и для студентов, и для школьников такова, что когда они пойдут учиться, надо будет немножко начать работать, желательно по той специальности, в которой они хотели бы трудиться в будущем. Хотя бы немножко: по какому-то гибкому графику, возможно, на неполную занятость. Тогда к окончанию ВУЗа они будут иметь тот опыт работы, который поможет им получить привлекательную, достойную должность. Марина Калинина: А готовы ли работодатели брать таких еще несмышленышей на какие-то работы по их специальности? Хорошо, они могут работать секретарями, помощниками, подносить кофе, разносить газеты – что-то такое. Готовы ли сами работодатели? Насколько они вообще хотят брать этих недоученных молодых людей? Людмила Спиридонова: У нас прямо таких точных данных нет, мы не проводили исследования по данной тематике. Просто жизненный опыт показывает, что в принципе студенты являются привлекательными для работодателей тем, что им… Марина Калинина: Не надо много платить. Людмила Спиридонова: Да. Виталий Млечин: Или вообще не надо платить. Николай Калмыков: Знаете, на самом деле есть вполне прикладные цифры в эту тему – я в этом смысле могу продолжить коллегу. Мы, во-первых, исследовали как раз вопрос, связанный с тем, как относятся работодатели к молодым сотрудникам. При первом рабочем месте, к сожалению, есть ряд проблем. Ребята в 17-19 лет – именно возраст совсем молодых ребят, которые в первый раз выходят на работу – к сожалению, почти в трети случаев оформляются неофициально. И это именно проблема первого рабочего места и именно этой конкретной возрастной категории. Марина Калинина: Но это привет большой работодателям. Николай Калмыков: Чуть старше становятся они и начинают понимать, как требовать, как ожидать и так далее. Здесь проблема – нужно уметь поддерживать первую занятость молодых людей. Это мера, которую мы недавно предлагали в том числе Дмитрию Анатольевичу Медведеву на одном из заседаний, посвященных отчетности за определенные обещания. И второй момент – что считают работодатели: лучшее время и возможность, для того чтобы познакомиться с работодателем – и это говорят почти 70% работодателей – это стажировка. То есть не просто пойти-поработать, а идти стажироваться и не стесняться этого. Причем стажироваться можно и в школе, и в ВУЗе, и в колледже, и даже постдипломные стажировки есть. В том числе одна из мер, которую мы также предлагали по результатам наших исследований – это ввести возможность по заявке выпускника… Ну не нашел он работу по специальности, они бывают сложные – и чтобы ВУЗ оказал содействие при организации постдипломной стажировки. Ну не нашел он по специальности, но хочет продолжать получать опыт именно по специальности, не хочет уходить в продавцы или еще куда-то, а действительно специальность продолжить. И ВУЗ или колледж здесь должен оказывать поддержку даже уже после завершения обучения. Марина Калинина: Но этим ВУЗ должен заниматься. Николай Калмыков: На текущий момент этим фактически занимаются в добровольном порядке отдельные центры карьеры, везде по-разному. Мы говорим о том, что действительно необходимы меры по постдипломным стажировкам для выпускников колледжей и ВУЗов. Это одна из мер в том числе по возможности включения молодых людей в рынок труда по специализации. Ну и вообще система стажировок должна быть открытой. Мы точно так же инициировали обсуждение и предложили сделать единую открытую биржу стажировочных программ-практик. Сейчас ребята, которые учатся в колледже или ВУЗе, зачастую – давайте будем честными – получают практику для галочки. Это очень часто. И это страшно, потому что они фактически не получают опыт. Другая проблема: когда человек получает 2 недели опыта по своей специальности после первого курса, наверное, он вряд ли что-то понял за эти 2 недели. Опыт должен быть значительно более серьезным. То есть стажировочная программа и практика должна быть, во-первых, более длительной, во-вторых, она должна сочетаться одновременно с обучением. Это вполне нормально: молодые люди могут проходить практику в послеучебное время, если это будет интересно, если будут придуманы варианты. Марина Калинина: Смотрите. Поскольку я сама училась на вечернем, днем работала, и так было всю учебу. Если человек полностью погружен в учебу на дневном, то в принципе проблемно работать. Николай Калмыков: Если это не по специальности. Если вам на лекции рассказали о том, как работать с конкретным станком, то после этого вы идете на производство, которое соединено с этим училищем или колледжем, и ассистируете, подаете что-то мастеру, но вы уже вникаете в сам процесс организации труда. Точно так же с научными кадрами: когда мы готовим социологов… Марина Калинина: Но это все-таки более какие-то прикладные области – то, что руками можно сделать. Николай Калмыков: Почему? Вот готовим мы социологов. Если социолог не участвовал в социологических исследованиях на практике, наверное, он вряд ли будет социологом. Если он после первого курса не начал заниматься хоть каким-то этапом социологического исследования, он не социолог. И эти проблемы действительно очень системные. У нас нет системных решений по всем специализациям. И здесь необходимы меры по соединению того и другого. И при этом это повысит и грамотность молодых людей, и они смогут… Если им не понравилась специальность, на практику сходил после первого курса – взял да и перевелся туда, где ты будешь более востребован. Зачастую ведь идут и не знают, куда идут. Виталий Млечин: Давайте дадим слово нашим телезрителям. До нас дозвонился Иван из Кемеровской области. Иван, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. У меня вот такой вопрос. Ваша гостья сказала, что 32 тысячи – это средняя оплата труда, особенно после выпуска школы. У нас… чернорабочий получает 30 тысяч рублей в Кемеровской области, в Ярославской то же самое. Марина Калинина: А в чем вопрос ваш? Зритель: А вы говорите, что школьник только выпустился и получает 32 тысячи – это нереально. Если мы живем на 20-25 тысяч месяцы, у людей ипотеки и все остальное. Откуда берутся такие цифры, мне интересно? Марина Калинина: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо, Иван. Зарплаты в разных регионах разные все-таки. Людмила Спиридонова: Да. И все-таки я озвучила цифру не зарплаты школьника-выпускника, а зарплату молодого специалиста, который закончил ВУЗ. И это зарплата первого года его работы, и она действительно усреднена по стране. Возможно, в столичных городах она выше, в разных регионах страны она, конечно, как-то варьирует, колеблется. Это средние данные. Виталий Млечин: Давайте подключим к нашему обсуждению Анну Чуксееву, шеф-редактора портала "Работа.ru" – она сейчас с нами на связи по Skype. Анна, здравствуйте. Вы нас слышите? Анна Чуксеева: Да, слышу отлично. Добрый вечер. Марина Калинина: Анна, расскажите, пожалуйста, какие вакансии есть у вас, что вы предлагаете с одной стороны и что ищут соискатели – люди, которые хотят найти работу? Насколько это вообще совпадает? Ну и про зарплаты, естественно. Анна Чуксеева: Мы сейчас говорим про молодых специалистов, я правильно понимаю? Марина Калинина: Про молодых, да. Анна Чуксеева: Безусловно, здесь важно разделить все вакансии на два блока. Во-первых, это вакансии, как коллеги говорили, чтобы пойти работать не по специальности: это высокий соблазн для молодежи, можно уже с 1 курса пойти, устроиться в салон сотовой связи, официантом в кафе и начать там свою карьеру. В принципе, спрос на таких специалистов достаточно высокий и спрос рождает предложение. Здесь уже можно прийти, будучи студентом, заработать до 30 тысяч рублей и к выпуску вырасти до управляющего кафе, практически каждая точка может поделиться своими историями успеха. Но с другой стороны мы понимаем, что скорее всего этот путь выбирают выпускники, которые не задумывались о том, кем они действительно хотят быть, и поступали в ВУЗ, как говорится, рядом с домом. Если мы говорим все-таки о ребятах, которые осмысленно подходили к своему образованию, здесь искать работу намного сложнее, потому что найти работу по специальности – это все-таки очень точечный поиск: это надо знать своих работодателей, ходить на ярмарки вакансий, отслеживать эти компании, которые могут предложить работу именно тебе. И если говорить о каких-то наукоемких сферах, о хороших крупных брендах, то скорее всего это действительно трудоустройство по стажировкам, трудоустройство на какие-то программы развития, временной занятости. Сначала доход студента или молодого специалиста будет значительно ниже, чем у его коллеги, который пошел работать продавцом или официантом, а стипендия может составлять пару тысяч, 10-15 тысяч. Но с другой стороны, мы понимаем, что лет через 5 молодой IT-специалист или молодой экономист, который сознательно отстоял свой выбор, будет зарабатывать намного больше. И в принципе таких сознательных ребят тоже достаточно. Виталий Млечин: Анна, а как вы считаете, у молодежи вообще есть представление о рынке труда нынешнем? Люди понимают, как обстоят дела? Анна Чуксеева: Знаете, мне кажется, это достаточно большая проблема. Понимает очень маленький процент, но все больше начинают задумываться особенно в крупных городах. Если мы, конечно, берем Москву, Санкт-Петербург и прочие миллионники, все-таки уже ведется достаточно большая просветительская работа. Ее ведут и государственные органы, и частный бизнес, и такой ресурс, как мы – например, ежегодно организуем огромный день профориентации и карьеры, на который собираются просто тысячи школьников и студентов, и мы им рассказываем вообще о том, какие есть профессии, показываем им потенциальных работодателей. Как раз по фидбэку от родителей, от школьников мы видим, что такие мероприятия очень нужны. То есть осмысленности у ребят, которые выбирают высшее образование, процентов 10 – они точно знают, кем они себя видят, а процентов 30 знают примерно. Еще огромная часть вообще, даже учась в ВУЗе, не представляет, как будет выглядеть их рабочее место. Марина Калинина: А какие вакансии предлагаются для молодых специалистов на вашем портале? Кто требуется? Анна Чуксеева: У нас достаточно широкий выбор. Мы предлагаем вакансии по всем ключевым направлениям. Но основная масса вакансий так или иначе будет адресована сфере продаж: здесь требуются молодые специалисты, специалисты без опыта. В общем-то, продажи – это очень широкая сфера, в которой себя может найти любой. На втором месте сегмент HoReCa – он предлагает множество вакансий для молодых специалистов. И далее идут уже более интеллектуальные сферы, как любая офисная работа, банки, экономика и страхование, маркетинг, HR, IT, инженерные кадры, на которые, кстати, в последнее время растет здесь спрос на молодых специалистов. А также мы видим, что повышается спрос на рабочие специальности, где тоже очень не хватает молодежи. Виталий Млечин: Анна, дайте какой-нибудь совет молодым людям, которые только готовятся выйти на рынок поиска работы, готовятся как-то понять, что они собираются сделать. Как им правильно сориентироваться? Как выбрать себе профессию по нраву и по деньгам? Анна Чуксеева: Безусловно, я бы во главу угла поставила именно выбор по сердцу, по нраву, потому что погоня за быстрыми деньгами – не всегда правильная стратегия: в длительном отношении можно проиграть. Безусловно, нужно понимать, что вы хотите делать, а для того чтобы понять, что вы хотите делать, нужно искать своих работодателей. То есть для начала надо просто открыть Интернет и составить некий лонг-лист компаний, в которых ты в принципе готов работать. Дальше начать искать любую информацию про эти компании: какие дни открытых дверей они проводят, в каких ярмарках вакансий они участвуют. Надо приезжать и искать встречи с этими работодателями, искать возможности посмотреть, что делать взрослые состоявшиеся коллеги по твоей специальности. Очень часто то представление, которое у нас есть в ВУЗе, вообще не соответствует реальному положению дел. И действительно, очень важно обучающемуся понять, как будет выглядеть его работа, для того чтобы, может быть, вовремя сориентироваться, поменять специализацию в ВУЗе или перевестись на другую кафедру. Потому что очень печально, что у нас более 60% людей сейчас работают не по специальности, а это значит, что это 60% где-то несчастных людей, потому что поиск своей профессии, поиск своего дела в жизни глобально – это очень важная составляющая самоидентификации. Виталий Млечин: Спасибо большое. Марина Калинина: У вас комментарий какой-то? Николай Калмыков: Знаете, к тем советам, которые коллега перечислила, хочу добавить еще один очень важный. Шикарнейший способ, которым не все в России умеют использовать – это поиск себя и возможности познакомиться с профессией, со своей сферой, с отраслью через общественные организации. Очень большое количество отраслевых общественных организаций – например, "Молодые атомщики России". Шикарно – начинаешь обучаться в каких-то мероприятиях в этой сфере. Аналогичным образом существуют экологические организации, образовательные различные, инженерные сообщества есть. Допустим, у нас есть сельская молодежь и так далее. Общественные организации являются очень сильным социальным лифтом для тех, кто хочет познакомиться с профессией, с руководителями, с различными персоналиями, которые могут их на работу принять. И это возможность себя проявить, создать свое портфолио. Марина Калинина: Смотрите, мы опять обращаемся, наверное, к крупным городам. Николай Калмыков: Как раз-таки наоборот – я же сказал про сельскую молодежь. Если общественная организация сельской молодежи – ребята у нас на мероприятия даже приезжают. Есть совершенно различные подобные вещи. Допустим, сейчас мы занимаемся проектом "Наставники.com" – это вообще наставническая система: то есть любой человек может подать заявку со своей инициативой, со своим общественным проектом в разных отраслях. Хочет он ресторан или кафе – недавно парень прислал заявку, придумал гениальную историю, как сделать полуавтоматизированный ресторан у себя в небольшом городе. Не так дорого стоит, на самом деле, получается. Его напрямую будет Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, дистанционно консультировать. Это один из примеров того, каким образом происходят такие вот лифты. И это зачастую возможность себя проявить. Его тоже стоит использовать. Надо честно сказать и отдать должное – коллеги на Западе это значительно эффективнее используют. Мы не всегда еще умеем эти вещи использовать. Виталий Млечин: То есть, в общем, получается, что залог успеха – это какая-то активная такая жизненная позиция, да? То есть надо стараться как-то… Хотеть все знать, пытаться что-то делать. Николай Калмыков: Со школы: делай общественные проекты, участвуй в мероприятиях, общайся, выступай, проявляй себя, пиши. У меня ребята приходят первокурсники – научные статьи умеют писать уже. Они прошли на стажировку – да, у них не было ни опыта, ни работы – но они написали несколько научных статей. Они потом идут на работу устраиваться на втором курсе. У меня был пример: мой стажер на первом курсе на втором курсе пришел ко мне как заказчик. Это серьезная, реальная история, потому что девочка прошла стажировка, научилась всему, что можно, и пошла работать. И это нормально, ребята могут это делать. Вопрос в том, что нужно просто хотеть и стремиться, делать первый шаг, не бояться. И родителям нужно поддерживать обязательно. Не всегда родители это поддерживают, а это очень важно. Людмила Спиридонова: У меня тоже небольшая реплика. Я хотела призвать не только абитуриентов настоящих, но и школьников, которые учатся в старших классах, а, возможно, и в 9 классе, проявлять себя более активно в процессе именно школьного обучения – участвовать во многих олимпиадах, различных конкурсах, вообще стараться хорошо учиться. Потому что дифференциация интеллектуальной, развитой молодежи происходит даже не столько по окончанию ВУЗа, сколько именно в средней школе. Здесь мы получаем тот пул талантливых, активных ребят, которые в будущем станут высокими специалистами, которые будут успешно себя реализовывать на рынке труда. Виталий Млечин: Давайте дадим слово Сергею из Иваново. Сергей, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. У меня, знаете, какой вопрос? Я бы хотел поговорить по поводу ожиданий относительно заработной платы у молодежи. Дело в том, что Николай Калмыков, который выступал, конечно, говорит хорошие, умные вещи. Но дело в том, что в реальности это все очень сложно. Ребятам, которые заканчивают школы, устроиться на работу очень тяжело, потому что все места заняты и они никому не нужны. Приходя к нам, например, на работу в строительный бизнес, ребята работают только до первой получки, получают минимальную заработную плату (это где-то 10 тысяч рублей аванс и 10 тысяч зарплата – получается 20 тысяч рублей ребята получают, 1 тысячу рублей в день). Но они не хотят работать, потому что работа тяжелая. Все хотят продавать какие-то листовки на остановках, лишь бы ничем не заниматься. Молодежь есть хорошая, молодежь есть разная. Большинство молодежи не хочет просто работать. Если бы они себя проявляли, то мы бы платили им больше. Мы рады приветствовать молодежь, которая действительно хочет и рвется к труду; мы доплачивали мы им. Но из 50 человек, которые работают, остается в строительной компании только один. Это, конечно, печально, это очень печально. Марина Калинина: Сергей, а какую работу вы им предлагаете в строительной компании? Зритель: Мы занимаемся, значит, строительными работами – это отделка помещений или другие какие-то виды отделок – шпаклевка, штукатурка, укладка плитки. Ребята, конечно, слабые. Они хотят зарабатывать много и сразу, в этом беда. Мы им объясняем, что сразу невозможно заработать большие деньги, к этому нужно идти постепенно. Николай Калмыков: Здесь как раз очень важно найти ту возможность, найти дополнительную мотивацию. Когда мы проводили исследование, очень важно даже в рабочих специальностях, в очень простых профессиях объяснить молодому человеку – выпускнику ВУЗа, школы, колледжа – что у него есть перспектива. Не просто больше зарабатывать, а, допустим, к нему приставлен старший по смене, который будет его наставником. Не просто его поэксплуатируют, как воспринимают зачастую молодые люди. Они в интервью такие слова используют: "Мы поработали, нас замучили, мы получили зарплату и перестали работать", – это я цитатами практически говорю. Ему надо объяснить, что у него есть дальше следующий шаг: что он если отработает еще 3 месяца, его отправят на повышение квалификации, допустим, или, может быть, оплатят ему какие-то курсы. Марина Калинина: Если ему это надо, опять же. Николай Калмыков: Конечно, не всем это нужно. Вопрос поиска вот этой возможности и через наставничество, и через вопросы нематериальной мотивации, через обучение, через вовлечение в принятие решений. Сейчас вообще есть технологии – я встречался буквально с одним уникальным проектом: молодые люди придумали, как эффективно убирать мусор. Молодые люди не очень активно участвуют в уборке мусора – давайте будем честными – пока их не соберут активно, организованно. А эти люди придумали для телефона приложение-игру, и когда ты собираешь мусор, тебе это начисляет баллы, и эти баллы потом на что-то можно обменять, бонусы и так далее. Они у себя в городе – причем маленький город в Центральной России – это отпилотировали, сейчас ищут возможности выйти на другие города. Пожалуйста, им интересно. Виталий Млечин: Вопрос мотивации. Николай Калмыков: То есть перейти на другой язык, другой формат организации этих работ. Да, не везде это подойдет. Но везде какая-то маленькая развлекуха нужна с точки зрения восприятия молодежи. Давайте даже вспомним ситуацию. К сожалению, я этого не застал, но коллеги наверняка расскажут очень много о тех мероприятиях, которые были в советское время: в том числе и строительные отряды, которые сейчас возрождаются. Это действительно интересно. Люди едут: я встречался с людьми из стройотрядов – они организовывают: с одной стороны, строим, с другой стороны, у них там и весело, и интересно, и возможности себя проявить, и познакомиться. И причем таких же возможностей очень много сейчас есть. То, что было раньше, постепенно возрождается, а еще создается новое. Нужно это использовать. И здесь где-то нужно государству помогать, где-то нужно общественным организациям, где-то бизнес должен сам активность проявить. Марина Калинина: Вот интересное сообщение пришло в продолжение звонка: "Молодые выпускники просят за квалифицированную проектную работу 70 тысяч рублей. На вопрос "Что умеете?" отвечают: "А вы нас учите". На этом разговоры заканчиваются". Николай Калмыков: Ну это, наверное, хочется надеяться, единичные случаи. Потому что я даже цифры привел по разным специализациям. Может быть, не там их искали – такое тоже бывает. Потому что наше исследование показывает очень интересную тоже динамику, что работодатели ищут работников в одних местах, особенно если говорить про бюджетные учреждения, про государственные различные компании и так далее, и сами молодые люди ищут в совершенно других местах свою работу. Они не находят друг друга. И вопрос. Одни ищут через биржу труда, другие ищут через Интернет; одни ищут на мероприятии деловом каком-то, третьи ищут на выставке, на которую молодежь в жизни не дойдет и так далее. Это тоже большая проблема – суметь состыковаться, найти нужные кадры. Эти нужные кадры нужно готовить со школы. Целевое обучение – это один из выходов. Хотите хороших проектировщиков – находите деньги в компании, организовывайте целевое обучение, отбирайте по конкурсу в школе, оплачивайте им обучение, и это будут ваши ребята, которых вы будете воспитывать, давая им оплату обучения на будущие годы. Виталий Млечин: Нам дозвонилась Ирина из Москвы. Ирина, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Зритель: Добрый вечер. Знаете, я бы хотела сказать насчет своей дочери. Ожидания и зарплата у моей дочери, к сожалению, никак не совпали. Говорят об обучении… Она подготавливалась в школе по специальности своей, закончила Академию туризма, потом там преподавала. Зарплата у нее как у преподавателя – 15 тысяч рублей. 15, понимаете? А у нее и проверки документов, и общение со всеми студентами и так далее. Она говорит: мама, как, что делать? Пишет диссертацию. Ей тяжело, работает, в 9 приходит, диссертацию писала. Написала и говорит: "Ну хорошо, я сейчас иду защищаться, 200 рублей мне добавят к 15 тысячам". Что делать? Ну давай, заканчивай психологический еще институт. Закончила психологический – там, говорит, берут на работу на 13 тысяч – то же самое опять, что было. Ну как? Крутились, вертелись, девочке уже к 30. Потом пишет свое резюме в компьютере – ей предлагают кассира в "OBI", ерунду какую-то. Понимаете, ожидания и зарплата совершенно не совпадают. Это педагог, педагог! Это не где-то там разносить бумажки или еще что-то. Вот так вот. Виталий Млечин: Да, спасибо большое, что позвонили. Есть какая-то рекомендация для человека, который попал в такую ситуацию? Николай Калмыков: Эту же Академию заканчивала моя родная сестра. И на самом деле да, зарплаты в туристическом секторе не такие большие. И когда человек идет в туристическую индустрию, он понимает, что у него не сверхвысокие зарплаты. Это действительно так, с одной стороны. С другой стороны, возможностей достаточно много на рынке труда сейчас в этой сфере. Очень сильно сейчас развивается внутренний туризм. Есть объекты культурного наследия, которые сейчас вырабатывают планы своего развития. Огромный спрос, я знаю, был на тех, кто может вырабатывать внутрироссийские туристические маршруты, то есть человек имеет подготовку соответствующую: не просто я могу делать продажи путевок, а человек может с профильным образованием продумать маршрут и его презентовать. Поэтому здесь вопрос, может быть, про то, чтобы поискать какие-то альтернативные варианты, чем только преподавание, в близкой сфере. Зачастую бывает одна и та же специальность дает очень много разных возможностей смежных. Есть медицинский туризм – пожалуйста: это туристы, которые приезжают, под которых сейчас рынок абсолютно не организован еще. Есть много совершенно разных ниш, которые всегда можно поискать. У меня знакомый сейчас занимается туризмом, связанным с питанием: люди ездят, потому что у них гастрономические предпочтения есть особенные. Да, он придумал эту историю, и к нему ездят люди по разным городам по разным маршрутам и хорошо платят, кстати. Есть любители покушать вкусно. То есть здесь вопрос скорее поиска ниши. Людмила Спиридонова: Я так поняла, что у Ирины дочь педагог и психолог? Здесь можно было бы посоветовать попробовать какую-то историю с самозанятостью – может быть, она смогла бы больше заработать, если бы она не в бюджетной организации работала, а попробовала бы себя реализовать как частный специалист – как, возможно, частный детский психолог или как репетитор. Сейчас эта форма труда набирает обороты, это уже широко обсуждалось. Николай Калмыков: Опять же, экскурсионные программы действительно востребованы в Москве. Общался с коллегами – действительно не хватает специалистов, которые могут организовывать интересные экскурсии: не просто классический, уже проработанный маршрут, а найти новую нишу и сделать новые экскурсии. И на это спрос тоже есть, на самом деле. Экскурсовод, который набирает группу… Опять же, через Интернет можно себе самому набирать группы: взял, сделал себе патент, индивидуального предпринимателя зарегистрировал – пожалуйста, проводи мероприятия. Людмила Спиридонова: Да, рынок труда сейчас все-таки требует какого-то проактивной позиции и от работодателя, и от работников в первую очередь, как нам коллега из "Работы.ru" рекомендовала. Марина Калинина: У нас на связи сейчас Ефим Лазаревич Рачевский – директор столичного центра образования №548 "Царицыно" – здравствуйте, Ефим Лазаревич. Рады вас видеть и слышать. Виталий Млечин: Здравствуйте. Ефим Рачевский: Здравствуйте. Я из бюджетной сферы и говорю: ищу учителя математики и учителя биологии – стартовая зарплата 80 тысяч рублей. Школу мою найдете. Ничего, что я воспользовался? Виталий Млечин: Жалко, что мы не преподаватели с тобой. Марина Калинина: Это же хорошо. Скажите, Ефим Лазаревич, ваши выпускники куда стопы направят после школы? Что они говорят? Куда хотят пойти учиться? Дальше кем работать, какую зарплату получать? Виталий Млечин: И хотят ли вообще работать? Ефим Рачевский: Работать все хотят отчаянно, при этом хотят начинать свою трудовую деятельность не после окончания ВУЗа, а где-то в 10-11 классах. И какая-то часть из них уже начинает работать, потому что мы себе даже представить не можем, насколько они компетентны в разных сферах человеческой деятельности. Они обладают высокой информационной культурой – намного более высокой, чем многие взрослые. Они умеют принимать решения, они все в коммуникации друг с другом и они умеют вкалывать – вот, что я могу сказать про своих выпускников. Куда они идут? По-разному. Большинство идут в ВУЗы. При этом ВУЗ они рассматривают как некую промежуточную станцию между школой и рынком труда. Кстати, мне очень понравилась реплика вашего собеседника относительно компаний, которые должны налаживать контакты не с выпускниками ВУЗов, а именно с выпускниками школ. В частности, в Москве есть такая практика – называется "отсроченный контракт". Есть технопарки, там работают небольшие компании. И вот с моими ребятами – уже с пятерыми – заключен такой отсроченный контракт. Им 16 лет. Смысл простой: получишь профессию – мы тебя ждем. Они в этого человека вкладываются. Виталий Млечин: А как они поняли уже сейчас, в таком юном возрасте, что им подходят эти люди? Ефим Рачевский: А все делается через технологию проб и ошибок. Это самый сильный метод. Я исключаю наследственные профессии, когда папа-доктор хочет иметь сына-доктора – это редко у нас, не в наших традициях. Через пробы и ошибки, через производственные практики, через регулярные – раз в неделю каждую субботу – встречи с профессионалами разными: летчиками (кстати, летчики гражданской авиации очень хорошо зарабатывают сейчас), агрономами, юристами и даже с прокурорами. Вот это первое. Но вербально они не воспринимают ничего, поэтому в Москве есть программа "Город как школа", и спасибо московской власти – не осталось закрытых предприятий, куда школьников бы не пускали. И расширяется диапазон профессий. Так интересно, сегодня узнал – Московский городской педагогический университет открыл вдруг у себя факультет драмы во главе с Игорем Яцко (заслуженный артист России). Они впервые проводят в этом году набор на профессию "актер кино и театра". Если учесть, что обилие сериалов, которыми нам снабжают все каналы, эти ребята без работы не останутся. Виталий Млечин: На нашем канале только хорошие сериалы показывают. Ефим Рачевский: На вашем? На вашем канале, по-моему, кино идет хорошее. Такое заряжающее оптимизмом. Марина Калинина: Ефим Лазаревич, у вас вот все как-то правильно построено: и замечательные у вас выпускники, и талантливые… Ефим Рачевский: Не у меня. Это система общегородская. Марина Калинина: Но вот сейчас наши зрители нас постоянно ругают, что мы тут в Москве, мягко говоря, заелись, у нас все хорошо и мы не знаем жизни вообще за пределами МКАД. Николай Калмыков: Я подчеркну: наше исследование было общероссийским. Ефим Рачевский: Я знаю, я очень много ездил. Многие знают, и они правы. Если учительская заработная плата в Москве примерно такая, какую я назвал, стоит отъехать километров за 300, и средняя по Российской Федерации – 30 тысяч (28 900, по-моему). Причины этого разные. Я единственное что хотел бы сказать, что на меня очень удручающе подействовала реплика московской мамы, у который дочка закончила Академию туризма. Я поддерживаю рекомендации, которые дали ваши собеседники: надо в себе искать. Я помню себя уже директором школы, моя зарплата была 135 рублей. Я так завидовал, читая объявления в троллейбусе: приглашаем водителей троллейбуса, средняя зарплата 300. Но я школу не бросил, по вечерам подрабатывал: где-то статейки писал, иногда таксистом подрабатывал. Но нравится мне просто работа в школе, я ее бросать не хотел. Понимаете, в чем дело? Интересная шутка происходит. Ребята заканчивают детский сад, и им говорят: "Вы прощаетесь с детством". Они заканчивают 4 класс, и им говорят: "Вы прощаетесь с детством". Они заканчивают 11 класс, и им говорят: "Вы прощаетесь с детством". Они заканчивают какой-нибудь университет, а им говорят: "Вы прощаетесь с детством". Их встречает работодатель и говорит: "Дети, вас надо переучивать". Поэтому идеальный вариант в ситуации, когда пенсионная реформа у нас никак не сдвинется – у нас самый юный выход на пенсию возрастной – и получается, что те, кто в силах работать, должны содержать нас (я тоже пенсионер, но работающий). Поэтому я бы на месте правительства пересмотрел ограничения для работодателей и тоже бы восполнил то, что было какого-то в советские времена, когда на работу можно было брать с 16 лет. Вот это должно стать государственной политикой сегодня. И работодатель, взявший на работу 16-летнего, должен получать какие-то льготы: либо налоговые, либо еще какие-то. Они адски хотят работать и зарабатывать. Марина Калинина: Спасибо большое. Виталий Млечин: Спасибо большое. Повезло вашим школьникам. Ефим Рачевский был с нами на прямой связи – директор столичного центра образования №548 "Царицыно". Знаете, какой вопрос меня очень сильно волнует? Я его хочу обоим нашим гостям задать. Понятно, если ты со школы, чуть ли не с первого класса был активен, искал себе работу, участвовал во всяких олимпиадах, встречался с работодателями. Короче говоря, когда ты закончил университет, у тебя уже есть работа, все хорошо. Но мы знаем – я учился в университете уже порядочно, но тем не менее – что у нас далеко не все были вот такие ответственные. Если все-таки, условно говоря, я 5 лет учился в университете, но как-то вот отучился, особо не думал о своем будущем. И вот я получил диплом, пусть даже с хорошими оценками, но вот основы, базы у меня никакой нет. Что мне делать? Николай Калмыков: Вы знаете, не только отличном нужно быть. 10 раз подчеркну: хорошо учиться хорошо. Но важно в том числе работать с ребятами и троечниками, и хулиганами. Потому что зачастую это появление творческого определенного фундамента в человеке, его готовность нестандартно мыслить. И именно люди, которые не всегда хорошо учились в школе – потому что они не то что не знали, а им было некогда: они занимались социальной активностью, общественной зачастую; может быть, хулиганили, такое тоже бывает – не знали, куда свою энергию направить. Это тоже ребята, которые имеют очень много потенциала. На самом деле, коллеги-педагоги, которые сейчас комментируют – очень многие, я так понимаю, смотрят и пишут – могут подтвердить, что зачастую троечники потом становятся очень даже успешными людьми. Марина Калинина: Вы просто вот опередили – я хотела прямо фразу сказать. Николай Калмыков: И это действительно важно. Их нужно ловить. Ловить как? – разными другими форматами. Я могу сказать свой личный пример: я учился не отлично, честно признаюсь. В 8 классе я случайно совершенно – "по приколу" (цитирую себя самого в том возрасте) – зашел на какую-то летнюю школу программирования. Решил посмотреть, как какие-то смешные ребята что-то делают. Я втянулся, походил, перевелся в другую школу как-то случайно в продолжение этого в специализированный компьютерный класс, где было акцент на информатику. Мне стало интересно. Меня поймали фактически. Но это работа конкретного педагога. Это действительно учитель информатики в школе организовал подобную работу и переманивал со всей округи, с других школ ребят. Он конкурировал, хотел талантливых выпускников своих. То есть это нормально, когда школы конкурируют за талантливых ребят. Это хорошо. Точно так же не только школы, но и работодатели должны конкурировать. Если они хотят сейчас себе найти классного программиста, не всегда они получат его только из отличника. Проводите свои собственные олимпиады, свои собственные конкурсы, свои собственные стипендиальные программы, пусть не привязанные к оценкам обязательно. Это может быть начиная со школы. Вы в школе даже, если дадите маленькую стипендию дополнительную тем ребятам, которые готовятся к поступлению по ЕГЭ, на что-то тратят деньги, репетиторов нанимают (бывает, к сожалению, хотя мы стараемся от этого уйти). Но если компании будут готовы поддерживать целевым образом, то они будут получать лояльные к себе кадры. Именно этот молодой человек, может быть, согласится идти на меньшую зарплату, потому что ему помогли сделать этот шаг, его проконсультировали, с ним работал наставник, который ему объяснил, какой у него горизонт впереди. И это работа начиная со школы. К сожалению, эта система еще не выстроена. Людмила Спиридонова: Я думаю, что имеет очень большое значение… Еще не заходила у нас речь о профориентации, но вот как раз поиск в школе тех ребят, которые, может быть, учатся не очень хорошо, но которые имеют определенный талант в каких-то, может быть, узких областях и впоследствии станут хорошими специалистами – очень важно их вовремя найти и заинтересовать, направить. Может быть, необязательно быть отличником в школе по всем предметам, а выбрать для себя вовремя направление, выбрать для себя профессию и целенаправленно уже двигаться к ней, к своей цели. Это было бы самой хорошей стратегией. Николай Калмыков: В этот момент захотелось передать большой привет всем нашим любимым учителям, которые действительно всех нас готовили и давали дорогу в жизнь. Марина Калинина: Ольга нам дозвонилась. Здравствуйте, Ольга. Вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Я звоню вам из Волгограда. Работаю в гимназии и хочу рассказать о своих учениках, в особенности об одной своей ученице, которая закончила гимназию с золотой медалью, прекрасно – практически свободно – говорит на английском, на французском языке, призер всевозможных олимпиад – то, о чем сейчас говорил Николай Калмыков. В пику ему я могу сказать, что как раз мы писали исследовательскую работу "Оборотная сторона медали", где мы с ней высказались о том, что не всегда отличники добиваются многого в жизни, а добиваются зачастую и троечники. Мы проводили исследование и по нашим политикам по всем, артистам, выдающимся людям, из правительства – представили даже их аттестаты. В общем, провели огромную работу. По поводу этой девочки: она закончила с золотой медалью гимназию, поступили в Академию госслужбы, закончила с красным дипломом и после этого нигде в миллионном городе Волгограде не могла устроиться на работу в более чем 10-15 тысяч. Кроме того, у этого ребенка случились такие обстоятельства, что умерли и мама, и папа где-то на втором курсе. Как ребенку жить, имея такие способности? Мы в МГУ занимали призовые места, были призерами… Ребенок после этого поступил в Академию, закончил с красным дипломом и не мог нигде устроиться на работу свыше 15 тысяч. Чтобы снять однокомнатную квартиру в Волгограде, нужно 12 тысяч. Скажите, получая 15 тысяч после такой кропотливой работы в школе, в институте… Если нам не нужны такие талантливые дети в нашей России, то я вообще не знаю, как же дальше жить. Виталий Млечин: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо за ваш звонок. Николай Калмыков: Подайте заявку в наш центр карьеры. У нас в Академии есть центр карьеры, который занимается поддержкой выпускников и организовывает регулярно – правда, я больше с московским центром знаком, они с региональными точно так же работают. Коллеги постоянно организуют ярмарки вакансий, постоянно помогают ребятам. То есть действительно очень странная ситуация. Может быть, ей стоит с ними связаться, если она этого еще не сделала – может быть, ей каким-то образом постараются коллеги помочь. Марина Калинина: Еще один такой вопрос. Как-то мы по направлениям обучения и по направлениям востребованности специалистов молодых – по отраслям если пройтись, кто сейчас нужен и на кого идут учиться? Совпадают ли эти две вещи? Людмила Спиридонова: По данным Росстата за 2016 год, 50% всех поступающих поступали на инженерные какие-то специальности – я думаю, там большую долю занимает IT-отрасль. И рынок, и государственная политика декларирует сейчас спрос на специалистов инженеров, IT-специалистов, на химиков, медиков. Также востребованы специалисты в области сферы услуг, логистики и маркетинга. Потому что сферы торговли и услуг развиваются активно и требуют специалистов во многие компании. Марина Калинина: А вот рабочие специальности? – они сейчас как-то изменяются? Николай Калмыков: У нас данные носами бьются во многом с коллегами. Я, наверное, подчеркну, что есть рабочие специальности, на которые тоже очень большой спрос. Это когда мы опрашивали работодателей, представителей малого и среднего бизнеса в том числе. Действительно есть востребованность инженеров (они очень нужны); айтишники нужны безумно, их готовы даже с первого курса брать – если хоть что-то умеет, у него уже есть шанс найти работу, если он будет уметь что-то сам генерировать, программировать, писать и так далее. Инженеры многие по факту начинают встраиваться через практику, через стажировку даже на этапе обучения еще в ВУЗе. Очень нужны рабочие специальности, причем самые разные. Очень хорошая востребованность у тех, кто заканчивают колледжи. Зачастую электрик может очень хорошую зарплату иметь, если он действительно отучился, а не просто прогуливал – на такие специальности спрос очень большой. Есть запрос на тех, кто готов переезжать в регионы – очень большой. Кто действительно осознанно в разные специализации готов уйти, в том числе и рабочие, инженерные и любые другие, готов ехать в регионы. У меня знакомые – ребята-стажеры, выпускники – уезжают совершенно спокойно из Москвы в Саратов после Губкинского университета нефти и газа. Это нормальная практика. Экологи нужны. С экологами вообще проблема, беда. Мы искали молодых специалистов для нескольких работ – тяжело найти тех, кто действительно понимает и знает. Не просто "я за экологию, я хороший", а кто специалист в этой области. А экология – это инновации, это новые технологии, а как иначе? Это все взаимосвязано. Поэтому нужно находить еще и новые специальности. Их тоже очень много сейчас появляется: нейромаркетинг (взаимосвязь одновременно маркетинговых исследований и биологических процессов), это различные специализации, связанные с космосом; это различные навигационные системы, которые сейчас возникают. Логисты сейчас очень нужны, на них огромный спрос, в логистике специалистов абсолютно не хватает. И зарплата, кстати, там очень хорошая. Чтобы выстроить логистические цепочки, это же какими мозгами надо обладать! Специальностей много, но нужно к ним подходить осознанно, понимая, что да, это сложный труд – найти свою работу, найти свою нишу и к ней подготовиться. Виталий Млечин: У нас есть небольшой сюжет. Наши корреспонденты в разных городах российских интересовались у молодых людей, где они собираются работать и сколько хотят получать. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Марина Калинина: Мне очень понравилась фраза: "Папа все решил". Николай Калмыков: Ребята сказали про безопасность. Действительно очень большая востребованность в хороших специалистах, которые понимают в информационной безопасности. Очень мало ребят талантливых, тем более общество ускоряется, экономика и все остальное – везде они нужны. Людмила Спиридонова: Сейчас была проблема мирового масштаба, связанная с этой безопасностью. Марина Калинина: Вы знаете, мне странно, что я от вас не услышала такой профессии, как врач. Николай Калмыков: Говорили про медиков у нас. В медицинской сфере сейчас очень востребованы кадры. Людмила Спиридонова: Востребованы, да, всегда. Виталий Млечин: Речь идет все-таки о квалифицированных специалистах или специалистах общего плана? Николай Калмыков: И о тех, и о других. На самом деле медсестры нужны, огромная востребованность. Это возможность… Могу сказать, что действительно ребята учатся, колледж закончили и пошли работать, особенно в регионах. Если кто-то готов поехать в регион работать врачом, его там будут всегда ценить и любить; точно так же и с учителями, педагогами. Я знаю примеры историй: приезжает девушка в деревню, она понимает, что она там будет жить лет 5, ей дадут дом в деревне – живи, полностью все обеспечение. Она в Интернете параллельно учится, продолжает учебу, пишет диссертацию, одновременно преподает ребятам в школе сельской. Это возможности, которые сейчас решаемы. Это раньше человек, уезжающий на село, был немножко изолирован от общества. Сейчас это не проблема – взял и доехал. Тем более есть зачастую и льготные переезды, и все остальные возможности. Поэтому я бы обратил внимание тех, кто хочет делать большую карьеру, или навсегда, или хотя бы на какой-то промежуток времени уехать в регион, сделать там карьеру, подняться по должностной лестнице и потом вернуться в большой город, если захочешь. Но тем не менее региональная специфика позволяет быстрее строить карьеру, если хотеть, если действительно напрягаться. Но это с меньшими деньгами может быть. Марина Калинина: Смотрите, одно сообщение прочитаю – очень просят: "Умоляю, дочитайте до конца. Сын закончил Челябинский… на предприятии нефти и газа, огромное желание работать, но не берут никуда без опыта – что делать?" Я не знаю… Николай Калмыков: Стажировки. Действительно на некоторые специальности боятся ребят брать, молодых специалистов без опыта. Идти надо на стажировки, знакомиться, показывать, что ты, извините, не дурак, что ты действительно можешь там работать, что ты щепетильно относишься к задачам (особенно если сложная какая-то специальность). И через это может построить. Вчера встречался на собеседовании с геологами: девочка отучилась, поехала в другой регион на год в командировку копать на болотах, доставать пробники. Это нормально. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Да, коротко – 30 секунд осталось. Людмила Спиридонова: Я хотела добавить, что наши молодые специалисты не должны бояться браться за работу и возможность соглашаться на небольшую зарплату, чтобы получить тот самый необходимый опыт, который в дальнейшем поможет им трудоустроиться. Марина Калинина: Чтобы как-то хотя бы купить лотерейный билетик. Людмила Спиридонова: Да, попробовать надо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Наше время истекло. У нас в гостях были Людмила Спиридонова, эксперт Национального агентства финансовых исследований, и Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС. Говорили мы о молодежи и о том, как найти себе хорошую работу. Спасибо вам большое. Людмила Спиридонова: Спасибо. Николай Калмыков: Спасибо.