Кирилл Лукьяненко: Мы отстаиваем введение единого образца школьной формы в стране

Гости
Кирилл Лукьяненко
член Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка

Юрий Коваленко: И вновь приближается 1 сентября. Кто-то готовится к этому дню и новому школьному году заранее, еще в начале лета покупает все то, что необходимо, а кто-то бегает в последний момент…

Марина Калинина: …в ажиотаже…

Юрий Коваленко: …пытаясь собрать с полок то, что еще не забрали. И люди тратят на это немалые деньги. С каждым годом сумма растет. Сколько в этом году стоило "экипировать" школьника?

Марина Калинина: Сейчас будем говорить об этом с нашим гостем в студии. Но самое главное – мы хотим услышать суммы трат от вас. Принимаем информацию круглосуточно. Именно на этой неделе присылайте свои сообщения с суммой и регионом, где вы живете, а в пятницу в рубрике "Реальные цифры" подведем итоги нашего опроса.

У нас в гостях сегодня Кирилл Лукьяненко, директор по развитию Всероссийского общественного движения "Национальный Родительский Комитет" – здравствуйте.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Кирилл Лукьяненко: Добрый день.

Марина Калинина: Давайте мы вместе с вами и нашими телезрителями посмотрим одну историю, которую сняли наши корреспонденты в Самаре – как там собирают школьников.

СЮЖЕТ

Юрий Коваленко: И давайте тогда конкретными цифрами это все подтвердим. Кому-то кажется, что собрать пенал, ручки и тетрадки стоит не так много, но на самом деле за всем этим стоят реальные цифры. Согласно результатам опроса проекта "Дети Mail.ru", сборы в школу стали ощутимой нагрузкой на семейный бюджет для большинства родителей (это отметили почти 70% респондентов), а пятой части опрошенных даже пришлось занимать деньги у знакомых или даже оформлять кредит. Но дороже всего родителям обходится покупка школьной формы: ее покупка в среднем обошлась от 3 до 10 тысяч рублей.

Марина Калинина: На спортивную форму для занятий по физкультуре пришлось выложить еще как минимум 3 тысячи; расходы на канцтовары у большинства обошлись в 1.5 тысячи рублей. Я напомню, что на этой неделе мы начинаем наш опрос в рубрике "Реальные цифры" и предлагаем вам написать нам СМС-сообщение и рассказать, во сколько вам обошлась подготовка ребенка к 1 сентября и к новому учебному году. Напишите, что вы купили вашему школьнику, в какую сумму это вам обошлось; естественно, напишите ваш регион.

А мы сейчас будем беседовать с нашим сегодняшним гостем Кириллом Лукьяненко – еще раз приветствуем вас. Спасибо, что пришли. Вот мы посмотрели один сюжет, зарисовку такую, и сейчас будем анализировать то, что нам будут присылать наши телезрители. А вообще вы как директор по развитию Всероссийского родительского комитета, хотя вы такой молодой… Какие у вас данные и какие вообще тенденции в этой области?

Кирилл Лукьяненко: Если рассматривать среднюю стоимость подготовки первоклассника, то согласно нашим данным, в среднем данная цифра составляет от 18 тысяч рублей и выше. Если же рассматривать минимальную, так скажем, закупочную стоимость всех этих принадлежностей, то она составляет порядка 10-12 тысяч. Но опять же мы здесь говорим о том, что 10-12 тысяч – это товары, которые не всегда соответствуют нужному качеству. Не знаю, в курсе ли вы, но недавно Роскачество проводило мониторинг соответствия школьной формы, изготавливаемой в России, заявленным качествам. И по статистике каждая третья партия не соответствует качеству, которое обозначает производитель. То есть говорить о том, что у нас имеется качественная школьная форма, тоже довольное трудно.

Юрий Коваленко: А что такое качественная форма и как ее на первый взгляд, хотя бы тактильно определить, отделить от некачественной? Чем грозит некачественная форма?

Кирилл Лукьяненко: Одежда имеет определенные стандарты производства технические. Это должны быть определенные материалы, которые не вызывают раздражения. Мы же говорим о детях, соответственно здесь должны быть антиаллергенные материалы и так далее. Это все заявляет производитель, он это указывает на своих товарах. Но, к сожалению, на первый взгляд это довольно трудно определить, потому что производитель указывает в сопровождающейся документации, что у него все хорошо и в порядке, форма хорошая и качественная. Но исследования показывают, что это зачастую не так, не соответствует действительности.

Марина Калинина: Вот вы говорите о производителях школьной формы – это все-таки в основном российские производители или это те же китайцы и так далее?

Кирилл Лукьяненко: Если говорить о том, где у нас шьют школьную форму, у нас в достаточной мере имеются и иностранные производители, и российские. Если рассматривать российских – не будем называть конкретные фирмы – скажем так, у нас в достатке шьют в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ивановской, Тульской, Челябинской областях. Там имеются довольное большие производства, которые занимают значительную часть российского рынка школьной формы.

Марина Калинина: Давайте послушаем нашу телезрительницу, которая нам дозвонилась в прямой эфир – Светлана из Костромы. Здравствуйте, Светлана. Мы вас слушаем.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Зритель: Здравствуйте. У нас, конечно… детишек тоже собирают, все хорошо. В младших классах придерживаются закона формы, со старшими бесполезно: как ходили все кто как хочет, тот так и ходит. Ребенка собрать в младшие классы – доходит до 50 тысяч.

Марина Калинина: Ой-ой.

Зритель: Вот. Вы думаете, костюмчик, сумочка-рюкзак? Вот этот ранец два раза в год покупаем, безобразно сшитые, а учебников много детишки носят, еле-еле родители даже мешок этот поднимают. Вот это надо учитывать у нас в вышестоящих департаментах, потому что малыши… Почему… ящички, шкафчики есть в школах, а у нас детки носят… По русскому языку 3 учебника в первом классе и во втором – зачем их все? Вы знаете, какой рюкзак? Ой-ой-ой какой, очень тяжелый.

Образование у нас в Костроме очень хорошее, детишки у нас с интересом… учатся – это благодаря нашим педагогам. Единственная просьба… – как-то надо сделать такую перемену одну (первой группе, второй смене): не успевают дети за 15 минут кушать. А немалые деньги плотим за питание. Вообще… Как они будут суп горячий кушать? Им нужно звонок ждать? Вот это нужно учитывать. Спасибо за слушание, до свидания.

Марина Калинина: Спасибо вам за ваш звонок.

Вот какие основные проблемы? Мало того, что качество плохое, так еще и стоит все это дорого.

Кирилл Лукьяненко: Да, здесь важно еще учитывать не только то, что это стоит дорого, но также и то, что зачастую школа – а точнее директора школ – вынуждают родителей закупать форму определенного производителя. И здесь зачастую, к сожалению, имеет место некоторая коррупционная составляющая, потому что эти самые директора школ вступают в сговор с производителями, называют завышенную стоимость и тем самым наживаются на потребностях детей. Наверное, здесь стоит даже поднять речь, быть может, о создании единого образца школьной формы.

Марина Калинина: Собственно, как и было – мы опять возвращаемся к советским временам.

Кирилл Лукьяненко: Да.

Юрий Коваленко: Тогда необходимо уже какое-то ценорегулирование на эту форму, какие-то стандарты цен и качества вводить. Но это опять же произойдет не сегодня и не завтра, потому что… Жуткие цифры присылают нам телезрители: "Цены для нас бешеные, корову со свиньей продать – не хватило даже". Говорят про 30-40 тысяч рублей; 25 тысяч рублей – это самая меньшая сумма, которую я вижу сейчас. Каким-то образом можно создать, я понимаю, что не регулирование, но хотя бы контроль какой-то или базовый набор школьника, который можно будет купить всем без исключения людям, не тратя на это какие-то сумасшедшие деньги и не залезая в кредиты.

Марина Калинина: Да, за какую-то приемлемую цену.

Кирилл Лукьяненко: Да. Возможно, здесь нам стоит побеседовать с Министерством образования. Возможно, стоит рассмотреть идею создания какого-то единого пакета, который будет выдаваться всем школьникам в начале учебного года, который будет включать в себя эти базовые составляющие – форму, ранец с наполнением и так далее. Опять же, здесь нужно понимать, что в таком случае нужно рассматривать какого-то единого производителя, чтобы избежать…

Юрий Коваленко: Действительно, на самом деле это как в армии: человек идет и получает сразу военную форму, необходимые атрибуты для несения военной службы. Здесь фактически то же самое. Почему этого не сделали раньше?

Марина Калинина: Ну и сравнение, конечно.

Юрий Коваленко: Как минимум государство должно заботиться…

У нас еще один звоночек есть – Ирина из Минвод. Ирина, здравствуйте. Как вы собирали своего ребенка в школу?

Зритель: Добрый день. Очень мучительно собирали мы ребенка в школу. Так как у нас еще ситуация не очень материальная (у нас один папа работает, у него зарплата 9.5 тысяч, я попала под сокращение, пособие… соответственно, дохода нет). И вы знаете, мы еле-еле уложились в 15 тысяч.

Марина Калинина: 9 тысяч зарплата, в 15 тысяч вы уложились…

Юрий Коваленко: Занимали, да?

Зрители: Мы заняли, да – вынуждены были занять – с расчетом, что мы отдадим долг в течение двух-трех месяцев.

Марина Калинина: Но помимо вот этого сбора в школу еще же ребенку нужно зимние вещи какие-то купить, обувь, еще что-то.

Зритель: Да. Ну будем уже как-то рассчитывать, что, может быть, во что-то старое влезем. Но дело в том, что нас еще предупредили, что это еще не все, надо будет еще приобрести школе кое-какие учебники, тетради за свой счет. Мы когда задали вопрос, почему (вроде бы все должновыдаваться бесплатно), нам сказали: "Не нравится – переводитесь в другую школу; а то, что положено – тетради на жесткой основе – вы обязаны приобрести".

Марина Калинина: Какая прелесть. Спасибо. Вот такая вот история.

Юрий Коваленко: Кстати, вопрос из моего школьного детства: я никогда не покупал учебники, они все были в библиотеке. Сейчас у нас настолько бедственная ситуация в библиотеках? Учебников нет? Или каждая школа настолько свои учебники предлагает, что их просто невозможно как-то в одном месте собрать? Почему эта ситуация никем не контролируется?

Кирилл Лукьяненко: Здесь, на самом деле, ситуация контролируется. Учебники каждая школа, как правило, свои имеет. Они предлагают покупать дополнительные рабочие тетради, пособия и так далее, что, к сожалению, зачастую пускается на определенный самотек со стороны контрольных надзорных органов. Это дается, скажем так, на полное распределение школам.

Юрий Коваленко: Рабочие тетради – это то, что заполняется, потом сдается, просматривается и так далее?

Кирилл Лукьяненко: Да, совершенно верно.

Юрий Коваленко: Но откуда тогда берутся те самые дети рядом с рынками, которые после майских своих каникул уже начинают продавать те самые учебники по биологии, математике, иностранным языкам?

Марина Калинина: Ты это прямо видел?

Юрий Коваленко: Я это видел своими глазами.

Кирилл Лукьяненко: Я такого, к сожалению, не видел (наверное, даже к счастью). Но действительно хороший вопрос, почему это происходит. Кстати, нужно учитывать еще и тот факт, что помимо этих самых тетрадей в школах зачастую вводят обязательные взносы в тот же самый родительский комитет (на ремонт и так далее).

Вообще, наверное, также даже разобрать, что у нас входит в эту самую среднюю стоимость школьных расходов. Это прежде всего форма – это, наверное, даже подавляющая часть этих расходов. Далее у нас идет ранец, затем канцелярские товары, сменная обувь, одежда для физкультуры, вот эти самые рабочие тетради. Ну и как по традиции не купить букет учителю на 1 сентября? И все это в сумме тянет на ту стоимость, которую мы и озвучили, к сожалению.

Юрий Коваленко: А вот куда писать, если вдруг какое-то нарушение? Если, допустим, каждый месяц требуют сбор на ремонт школы, несмотря на то, что школа ремонтируется прекрасно из государства. Это в прокуратуру писать, что ли, каждый раз родительскому комитету?

Кирилл Лукьяненко: Я думаю, что стоит, наверное, в первую очередь написать в Министерство образования того субъекта, где это действие происходит, потому что у нас школа подотчетна Минобру. Прокуратура, на мой взгляд, слишком радикальное решение данной проблемы, которое, наверное, может вызвать даже некоторое отторжение, потому что придут проверки и так далее. Но однозначно я считаю, что данная проблема – а это проблема – должна быть решена с привлечением руководства Министерства образования или даже силовых ведомств. Зачастую действительно имеются коррупционные факты.

Марина Калинина: Такое забавное сообщение из Санкт-Петербурга - забавное и грустное одновременно: "Собрали дочку в школу, а по деньгам – как замуж выдали". Каким образом можно было бы эту ситуацию изменить? Я понимаю, что мы сейчас говорим в общем, но в принципе какие-то направления можно же сделать, чтобы родители так не убивались, не занимали, не тратили. Это ведь каждый год. Самое сложное, конечно, собрать первоклассника в школу (на девочку, наверное, еще больше тратится, потому что это и платье, и сарафан, и юбки, а мальчику достаточно пары брюк, пиджака и жилета, рубашек – девочкам в этом плане сложнее). Как можно было бы из этой ситуации поискать какие-то выходы?

Кирилл Лукьяненко: Я думаю, что здесь в первую очередь, наверное… Опять же, вернемся к той же школьной форме, которая составляет подавляющую часть данных расходов. Наверное, стоит говорить о создании единого образца школьной формы, который будет производиться на каком-то конкретном предприятии, определенном государством, и уже непосредственно развозиться по всем школам по фиксированной для всех стоимости. Далее, я думаю, стоит рассмотреть введение каких-то льгот для семей с детьми, чтобы облегчить эту ношу, потому что образование является одним из приоритетных направлений для любого государства, и чем более образованным будет наше население (молодежь в том числе), чем большое качественное образование они получат, тем большие проценты, скажем так, получит от них государство в дальнейшем. Поэтому это в первую очередь в интересах государства – обеспечить доступность образования.

Марина Калинина: Еще один звонок из Пермского края, на сей раз Светлана – здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Добрый день.

Зритель: Хотим рассказать, сколько у нас в Пермском крае можно потратить. Мы живем в селе, я собирала дочь в 10 класс, мы потратили около 24 тысяч.

Марина Калинина: Что вы купили на эти деньги?

Зритель: Что купили? Во-первых, обувь, жилетку, юбку, сумку. У нас нет определенных магазинов, где можно купить все это, каждый покупает что хочет; определенной формы в школе нет. Заказали года 3-4 назад жилетки…, обыкновенные такие безрукавные жилеточки, очень дорого, как мы считали, а теперь опять все ходят кто в чем хочет. Но чтобы было прилично… Мы в семье считаем, что это очень дорого, каждый извивается как может. Для первоклашек тоже покупаем… тетради – сдаем деньги и закупаем, тоже нет… тетрадей. А книги да: у нас библиотека неплохая, книги выдают все. А вот эти тетрадки для начальной школы закупают. И мы сами для наших детей закупаем атласы – это да. Географические атласы сами закупаем. Считаем, что все равно дорого для сельской местности. Пенсия у меня маленькая, 7.5 тысяч, льгот нет, зачастую у нас заработки тоже очень маленькие в сельской местности. Вот так.

Марина Калинина: Скажите, а вот вы… Понятно, что вы тратите много. А покупать-то есть что и есть где в сельской местности? С этим же тоже, наверное, проблемы.

Кирилл Лукьяненко: Да. У нас… в районном центре рынок. Ездим в город, приходится ездить. Но, естественно, одежда некачественная, это все ширпотреб китайский. Если бы покупали качественную, вообще были бы заоблачные цены.

Марина Калинина: Понятно. Спасибо вам большое.

Кирилл, я вот хотела какой вопрос вам задать. Вы все-таки директор по развитию Всероссийского общественного движения, мы с вами сидим сейчас и рассуждаем, что можно было бы сделать. Вас вообще слышат? Ваша организация что-то делает в этом направлении? Что именно вы делаете? Какие-то результаты?

Кирилл Лукьяненко: Да. Мы проводим мониторинг. По данной сфере трудно говорить о каких-то результатах, потому что здесь вопрос средней цены. Мы отстаиваем введение единого образца школьной формы, сейчас мы готовим соответствующие документы, хотим вынести это на законодательный уровень, вступаем как раз в диалог с Министерством образования по этой теме в ближайшее время. Да, мы собираем жалобы. Действительно, очень много людей жалуется именно на поборы в школах – в таких случаях мы, естественно, реагируем, подключаем Министерство образования, подключаем ту же самую прокуратуру, проводим проверку. Действительно зачастую вскрываются как раз эти коррупционные составляющие в деятельности руководства школы. Если сравнивать, то по статистике, не знаю, за последние месяца 2, наверное, обращений 400 мы обработали по этой теме.

Юрий Коваленко: Я вот думаю – поправьте меня, если я не прав: я сейчас, потратив буквально 2 минуты, нашел исследование Минфина о тратах на образование по годам. Если, допустим, в 2013 году это было 690 миллиардов, то на 2017 год это 473 миллиарда рублей – и это на высшее образование. А теперь давайте посмотрим цифры на общее образование: сейчас, в этом году выделено 8.3 миллиарда рублей на поддержку общего образования. Почему такая огромная разница? Кто регулирует эти цены и почему они ползут вниз, эти выделенные Минфином суммы? Нам ждать худшего, или все-таки за каждым спадом следует подъем?

Кирилл Лукьяненко: На самом деле это очень хороший вопрос, который действительно волнует довольно большое количество людей. Финансирование нашего образования действительно сокращается. Но нужно понимать, кто составляет эти расчеты…

Юрий Коваленко: Получается, сокращается финансирование и увеличиваются поборы, правильно?

Кирилл Лукьяненко: По факту зачастую мы именно такую ситуацию и имеем. Бюджет расписывает у нас Минфин. Естественно, Министерство образования в данной ситуации тоже играет определенную роль, но по факту мы с вами имеем те цифры, которые вы озвучили. Чего ожидать дальше, вопрос хороший; будем надеяться на лучшее. Естественно, со своей стороны – как со стороны общественной организации, так и со стороны просто граждан Российской Федерации – мы заинтересованы и мы будем отстаивать те принципы, которые мы здесь озвучили. Мы считаем, что финансирование однозначно нужно увеличить, нужно развивать и доступность, и качество образования…

Юрий Коваленко: Наверное, все-таки так пассивно следить за тем, что что-то станет лучше, не стоит – наверное, нужно как-то участвовать в этом деле. Вы наверняка сподвигаете людей на то, чтобы они по всем этим вопиющим случаям обращались куда следует – хотя бы в Минобр и так далее.

Марина Калинина: Хотя бы к вам, наверное.

Юрий Коваленко: Хотя бы к вам, да. Вот у нас есть еще один звоночек – нам дозвонился телезритель Софья из Свердловской области. Здравствуйте, Софья. Сколько лет вашему ребенку и сколько вышло его собрать?

Зритель: Да, здравствуйте. Меня зовут Софья, я из Свердловской области, как вы правильно сказали. Дело в том, что я сама учительница, работаю в Свердловской области в начальных классах. В этом году я собирала своего племянника в первый класс. Я просто хочу сказать, что школа в нашем, скажем так, поселке очень хорошая, и все, что вы говорите про тетради, про букеты учителям – это очень приятно и правильно, так как, повторюсь, я сама учительница. Но вот, например, первоклассникам… Вместе с моим папой, то есть его дедушкой, пришлось даже брать кредит – у нас ушло… прокат тысячи рублей на то, чтобы собрать в первый класс. И хотелось бы… Конечно, у всех такая проблема, все делятся, но я хочу сказать, что 40 тысяч – это действительно очень много для первого класса.

И мне понравилось ваше высказывание – высказывание ведущих – о том, что в армии… Дело в том, что мой муж военнослужащий, а в армии дается и форма, укомплектовывается… То есть человек, конечно, что-то покупает из своего кармана, но тем не менее человек обеспечен. Мне кажется, это очень хорошая такая параллель со школой, потому что там тоже, извините, первоклассник еще не знает, что ему от звонка до звонка 11 лет светит в самом таком среднем варианте…

Юрий Коваленко: Либо 9 за плохое поведение.

Марина Калинина: В армии еще и кормят несколько раз в день.

Зритель: …неплохое подспорье родителям. Может быть, суммы какие-то выдавать. Тем более мой племянник из многодетной семьи. Может быть, какие-то льготы, может быть, в денежном каком-то эквиваленте, либо…

Марина Калинина: Да, Софья, спасибо большое, мы вас поняли. К сожалению, время у нас ограничено.

Юрий Коваленко: Спасибо большое. Про льготы, наверное, вряд ли, а вот по поводу "пробивания" той самой минимальной образовательной корзины для каждого первоклассника, я думаю, это вполне реально. При учете тех самых трат для государства – эти карандаши, линейки…

Марина Калинина: И школьная форма единая.

Юрий Коваленко: Да.

Марина Калинина: Спасибо большое. У нас в студии был Кирилл Лукьяненко, директор по развитию Всероссийского общественного движения "Национальный Родительский Комитет". А мы вам напоминаем, что на этой неделе в рубрике "Реальные цифры" мы будем изучать те траты, которые вы понесли, готовя своего ребенка к школе, к 1 сентября. Присылайте нам свои сообщения, присылайте суммы и регион, где вы живете. Итоги будем подводить в пятницу.

Юрий Коваленко: Спасибо большое.