Юрий Оболенский: Наши рейды в Москве показали, что магазины вовсю торгуют алкоголем вблизи школ. Это просто бесчеловечно!
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-realnie-tsifri-27705.html Марина Калинина: Ну наконец: сегодня пятница, 1 сентября. Мы подводим итоги нашего опроса. Всю неделю мы спрашивали вас о том, сколько денег вы в этом году потратили, чтобы собрать ребенка в школу. Сегодня как раз мы подводим итоги в рубрике "Реальные цифры".
Но прежде статистика от проекта "Дети Mail.ru": итак, по их данным, 68% респондентов отметили, что сборы в школу существенно сказались на семейном бюджете; 16% даже брали в долг у родных и друзей, а 4% оформили для этого кредит.
Юрий Коваленко: В этом году за школьные парты сядет 15.5 миллионов школьников – это практически каждый 10-й россиянин. Это на 1 миллион больше, чем год назад; из них почти 2 миллиона пойдут в первый класс. Как посчитали социологи ВЦИОМ, в этом году расходы на сборы в школу составили в среднем почти 13 тысяч рублей – это на 14% меньше, чем в 2016 году. Рекордным по расходам на эти цели оказался 2015 год. Но есть и другая статистика.
Марина Калинина: Так вот, судя по вашим сообщениям, многим действительно пришлось потратить на все необходимое для школы одну или даже две зарплаты, причем полностью. Также вы подтверждаете, что брали в долг.
Вот несколько сообщений. Например, из Челябинской области пишут: "Многие вынуждены брать кредиты, чтобы собрать детей в школу". Из Иркутской области многодетные родители пишут: "Сбор восьмиклассника обошелся в 12 тысяч, на первоклассника потратили 8 тысяч рублей, и это еще не вся канцелярия закуплена". Или вот письмо из города Шахты Ростовской области от матери-одиночки: "Мне стоило собрать ребенка в школу около 20 тысяч рублей, при этом я получаю детские 700 рублей – как дальше быть?" Из Самарской области бабушка пишет, что в семьи потратили на сбор внучки 30 тысяч рублей при зарплате родителей в 15 тысяч.
И вот результаты нашего опроса. Где же дешевле всего обойдется подготовка к школе? Согласно данным нашего опроса, дешевле всего родители сумели собрать в школу детей в Республике Хакасия, а также в Тюменской, Нижегородской, Астраханской и Кемеровской областях.
Юрий Коваленко: Ну а максимальные затраты в Мордовии (32.5 тысячи, но это не самая крупная сумма); в Бурятии, Чувашии, Красноярском крае, Магаданской области это стоило 30 тысяч рублей.
Марина Калинина: В общем, в среднем по вашим сообщениям собрать ребенка в школу стоит 18 340 рублей.
Юрий Коваленко: Я повторюсь: это средняя цифра, потому что где-то больше, где-то меньше, где-то люди смогли сэкономить, а где-то они были вынуждены, как сказала Марина, либо брать в долг, либо последние деньги отдавать, потому что все-таки 1 сентября один раз в году, выбора фактически нет.
Марина Калинина: Вообще, если вдуматься в то, что нужно отдать две зарплаты на то, чтобы одного ребенка в школу собрать, а если их двое, трое?
Юрий Коваленко: В этом и сложность.
Марина Калинина: В общем, все эти цифры сейчас будем обсуждать с нашим гостем: у нас в студии Юрий Оболенский, сопредседатель Всероссийского общественного движения "Национальный Родительский Комитет". Здравствуйте, Юрий.
Юрий Оболенский: Здравствуйте.
Юрий Коваленко: Добрый день.
Марина Калинина: Вот мы назвали сейчас цифры, которые нам присылали наши телезрители всю неделю, мы их просили об этом. Как прокомментируете?
Юрий Оболенский: У нас огромная страна, и действительно существует определенный дифференциал. Если, например, где-то в глубинке люди не могут себе позволить из-за того, что действительно заработная плата у нас, к сожалению, растет не теми темпами, как растут цены, как растет, скажем, тот набор школьника, который нужно собрать родителю к 1 сентября. И если можно где-то – я только что смотрел статистику – за 3, 5, 7 тысяч рублей собрать ребенка…
Марина Калинина: Ну вот в Хакасии меньше всего получилось – 3 500.
Юрий Оболенский: Да. А где-то можно и за 30 тысяч не собрать, потому что нужно больше.
Юрий Коваленко: Нет, ну подождите: 3.5 тысячи – это что? Это на чем, получается, сэкономили родители? Они что-то не докупили или как?
Юрий Оболенский: Здесь вопрос очень интересный. Как раз я сегодня был в Ломоносовском районе города Москвы и посетил несколько школ. Все прекрасные лица учеников видел, родителей особенно – они все рады…
Марина Калинина: Что наконец-то сбылось.
Юрий Оболенский: Наконец-то они собрали, наконец-то такой праздник случился, со слезами на глазах у многих; дедушки и бабушки, которых я встречал, действительно со слезами радости, конечно, потому что это самое интересное событие в жизни ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки. Поэтому, пользуясь случаем, поздравляю всех родителей, бабушек и дедушек города Москвы, Ломоносовского района, где я был, всей России с таким праздником. Я его называю Днем первоклассника.
Марина Калинина: Мы тоже присоединяемся к поздравлению.
Юрий Оболенский: А что касается бюджета, действительно этой суммы, то велась дискуссия такая… Здесь можно пойти в магазин "Смешные цены" и набрать там, допустим, на 3 тысячи рублей каких-то абсолютно необходимых…
Марина Калинина: А что это за магазины такие?
Юрий Оболенский: Ну есть такие… Я вот только что разговаривал с родителем, который говорит, что можно в принципе за 3 тысячи рублей набрать какой-то маленький наборчик. Это без одежды, естественно, без обуви и так далее, потому что существуют многие специализированные школы, в которых существует определенный дресс-код. Конечно, мы должны делать определенное, скажем, различие: если мы собираем ребенка в специализированную школу – например, в Высшую школу экономики, где нужно определенные учебники купить, где определенный дресс-код – это, естественно, высокая шкала. Если мы идем в школу, где минимальные требования, здесь совсем все другое. Конечно, нужно обращать внимание на то, что у каждого родителя свой доход, у каждого свои фантазии, как определить ребенка, как его одеть, обуть, какой набор учебников набрать, в каком магазине. Можно прийти в "Детский мир" центральный города Москвы и получить самый максимальный чек, а можно, опять же… Есть такие удивительные магазины – как мне сказали, "Смешные цены" – где можно взять набор тетрадей и так далее.
Юрий Коваленко: Но опять же, наверное, в магазин "Смешные цены" люди от безысходности идут, и это совершенно не смешно.
Юрий Оболенский: Конечно, конечно! Совершенно правильно.
Юрий Коваленко: Нам дозвонилась Ольга из Краснодара - давайте послушаем, как она собирала своего ребенка в школу. Добрый день, Ольга.
Юрий Оболенский: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я как бы собрала своего ребенка… Самое маленькое по сумме у меня вышло – тетради, ручки, карандаши, то есть канцтовары. Самым дорогим получился рюкзак. Я брала рюкзак ребенку, для того чтобы она хотя бы 4 года относила его в школу, чтобы на будущий год снова не покупать. А одежда уже идет потом, я буду это все докупать, потому что не хочу одну блузку застирывать каждый день, хочу хотя бы три блузки разных – с коротким рукавом, с длинным рукавом – но это я еще буду докупать. А так в принципе у меня сумма вышла 15 тысяч рублей.
Юрий Коваленко: Это без одежды, без униформы.
Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш звонок.
Юрий Оболенский: Видите, это средний чек получается, конечно.
Марина Калинина: Давайте посмотрим, как в других городах собирали детей в школу.
СЮЖЕТ
Марина Калинина: Давайте сейчас еще тогда послушаем Екатерину из Челябинской области, которая нам дозвонилась, а потом продолжим разговор. Екатерина, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Слушаем вас.
Зритель: Троих детей я собрала в школу за 10 тысяч деньгами (6 тысяч мы заняли) – это мы только одели детей – и 3 тысячи на канцелярию (тоже заняли).
Юрий Коваленко: А как вам удалось так сэкономить?
Марина Калинина: Это на всех на троих?
Юрий Коваленко: Это на всех троих? Это сумма на одного ребенка получается в среднем по вашему региону.
Зритель: Да, вот так вот. Я смотрю вашу передачу и удивляюсь, что такие суммы. У нас вот так вот. Мы собрали детей, сегодня они у нас были на линейке очень нарядные и красивые, довольные.
Юрий Коваленко: Поделитесь секретом, как вам это удалось?
Зритель: Как удалось? Мы брали самое необходимое и не самое дорогое.
Марина Калинина: Со скидками как-то попытались купить вещи?
Зритель: Да, да.
Марина Калинина: Спасибо большое. Вот такие вот разные ухищрения, секреты. Многие пишут нам: "Первоклассника собрали на 20 тысяч рублей, девятиклассника тоже на 20 тысяч при зарплате в 15 тысяч. Спасибо бабушкам и дедушкам".
Юрий Оболенский: У нас все спасают бабушки и дедушки, дисконтные магазины, магазины смешных цен, к сожалению. Это удручает, потому что…
Я бы хотел здесь еще одну повестку поднять: у нас очень много телезрителей, которые сейчас смотрят передачу, пишут в том числе и в наш "Национальный Родительский Комитет". Особенно мы уделяем внимание письмам, которые, скажем так, крик помощи – матери-одиночки, малообеспеченные родители, которые, к сожалению, даже не могут позволить себе не то что 15-30 тысяч, но и гораздо меньшие суммы выделить). Мы стараемся помочь им каким-то образом найти тех людей, которые могли бы помочь им именно к 1 сентября. К сожалению, таких людей становится с каждым годом все больше. И таких писем… До кризиса, конечно, таких обращений практически не было. А сейчас с каждым днем это все увеличивается. Поэтому я хотел бы обратиться к власть имущим, во-первых, к муниципалитетам, префектурам – к тем, кто на земле, кто должен обращать внимание на те малообеспеченные семьи, особенно на матерей-одиночек, которые не могут себе позволить собрать ребенка и не могут пойти в банк и взять кредит, потому что у них нет возможности.
Юрий Коваленко: А вот есть такая тенденция, скажем так: силовые ведомства, структуры, общественные организации берут на себя право – это почетное право – помогают детям собраться в школу. Допустим, более 300 школьников Иркутской области получили портфели от благотворительного фонда. Понятно, что такой фонд должен помогать. А вот, допустим, костромская полиция помогла собраться в школу детям из малообеспеченных семей.
Юрий Оболенский: Это здорово!
Юрий Коваленко: Почему полиция это делает? Почему государство не ведет тот самый дежурный рюкзачок, который можно будет отдать ребенку?
Юрий Оболенский: Так я об этом и говорю. Я еще раз обращаю внимание власть имущих, потому что общественные организации – это, конечно, здорово (милиция, прокуратура, "Национальный родительский комитет"). Мы поможем чем можем, конечно, но должна власть, которая в муниципалитетах (муниципальные депутаты), префекты – она должна внимание этому уделять, чтобы этот школьный рюкзачок был праздник, чтобы 1 сентября было праздником.
Юрий Коваленко: Это же подарок к празднику.
Юрий Оболенский: Конечно, это подарок. Мы должны его дарить. Общество, государство должно дарить это и детям, и родителям в этот день. А у нас получается, что для части населения это действительно серьезная проблема – собраться.
Марина Калинина: Если люди кредиты берут, чтобы ребенка в школу собрать…
Юрий Оболенский: Кредиты – это, конечно… Это ни в какие рамки…
Юрий Коваленко: Я накануне потратил пару часов и посидел-посчитал, сколько может стоить для государства с учетом всех скидок и всего остального такой рюкзак. У меня сумма получилась в 4 с лишним тысячи рублей – это с учетом стоимости рюкзака, который действительно не развалится за один год, и это один раз первокласснику на 1 сентября подарить. Не надо каждый день, всего лишь один раз. У нас 2 миллиона человек садится – получается по несложным подсчетам, что это 10 миллиардов рублей.
Юрий Оболенский: Если учесть, что, например, за прошлый год правительство Москвы выделило 6 миллиардов на озеленение… Это только правительство Москвы, мы не говорим про правительство России. Можно было бы выделить какие-то деньги, я с вами абсолютно солидарен и согласен, чтобы собрать хотя бы тому классу населения, который не может себе позволить собрать этот школьный рюкзачок, чтобы действительно сделать праздник всей семье.
Юрий Коваленко: И, кстати, 2 миллиона – это, получается, все первоклассники, не все из них социально не обеспечены.
Юрий Оболенский: Конечно.
Марина Калинина: Это все первоклассники страны.
Юрий Оболенский: Конечно. Но мы прекрасно понимаем, что у нас 15-20% населения сейчас испытывает определенные экономические трудности, потому что экономические реалии таковы, что невозможно добиться повышения оплаты труда, и инфляция все равно растет, несмотря на заявления главы нашего Центрального банка и правительства, что у нас инфляция 4%. По магазинам, в том числе школьным, мы не замечаем этих 4%.
Марина Калинина: У нас есть еще один звонок, давайте дадим возможность высказаться нашей зрительнице – здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Слушаем вас, говорите.
Зритель: Это Наталья, Калининград. Я хочу сказать, что мы сегодня провожали второго внука в 8 класс. У нас это обошлось в 13 тысяч – это не включая того, что мы не покупали ему рюкзак, так как он остался у него с прошлого года. Потому что мальчик у нас 176 сантиметров, размер обуви 43, мы не стали ждать скидки, потому что туфли ему нужны сегодня, и туфли стоят 4 600, брюки 2 800, 800 рублей рубашка. Плюс у нас еще дресс-код в лицее, то есть нужно либо жилет, либо кардиган, который он не любит носить, но в любом случае он должен присутствовать в его гардеробе – это еще 850 рублей. Я уже не считаю канцтовары и прочее.
Юрий Коваленко: Извините, а вы руководствуетесь ценой или качеством при выборе одежды?
Марина Калинина: На качество обращаете внимание, когда покупаете?
Зритель: Безусловно, безусловно. Из того, что есть… Конечно, зачем брюки мальчику за 700 рублей брать, чтобы шов разошелся, сидеть с таким местом за партой? То есть мы брали ему уже, конечно, более качественные брюки. Школа требует хорошего, потому что одежда должна быть в школе хорошая – и дышащая, и преимущественно из хлопка, вискозы, шерсти и прочего; и не такая, которая хлипкая совсем уже; и обувь, плюс еще "сменка" нам обошлась… Так что тут как-то…
И вот ребенок заканчивает школу, и мы – бабушки, дедушка – начинаем опять копить по чуть-чуть деньги, чтобы опять отправить 1 сентября. А вот который внук поступил нынче в ВУЗ в Калининграде, там еще и стационарный ноутбук нужно, пришлось еще и этим порадовать ребенка. Но опять же, родители не могут. И потом у нас в провинции намного дороже, нежели в Москве. Приводите пример в Москве, но там много работает в Москве и на Москву, много работает текстильной промышленности, что-то привозят. У нас на периферии это стоит гораздо дороже. Во всяком случае, если эти брюки обошлись в 2 тысячи рублей, мы все равно переплачиваем какой-то процент – 800 рублей. Туфли так же…
Марина Калинина: Ну понятно.
Зритель: Внук важнее, и зарплаты у нас немного другие. Поэтому, конечно…
Марина Калинина: Да, спасибо вам большое.
Судя по сообщениям, большинство держится на бабушках и дедушках. А я хотела вам такой вопрос задать: в вашу организацию обращаются какие-то частные люди, которые хотят просто помочь? – компании, просто частные лица?
Юрий Оболенский: Да, конечно. И компании, и частные лица. Поэтому я и говорю: когда у нас сейчас стало много обращений в связи с тем, что действительно к 1 сентября… Повестка 1 сентября была для нас действительно повесткой, где мы искали людей, организации, которые любезно соглашались оказать посильную финансовую помощь тем людям, которые, к сожалению, не могут в данное время собрать детей.
Марина Калинина: То есть не отказывают люди в помощи?
Юрий Оболенский: Не отказывают, потому что понимают, входят в положение. У нас хорошее население, нормальные организации. Но, к сожалению, это частные случаи. Мы только что с Юрием разговаривали, и я с ним солидарен. Еще раз крик о помощи общественной организации государству, префектурам: нужно муниципальным депутатам всем заниматься одним – выявлением тех неблагополучных семей, семей с маленьким достатком, матерей-одиночек, то есть тех, кто должны получать помощь от государства, тот самый рюкзачок они должны получать.
И, конечно, 1 сентября мы должны еще раз подумать о безопасности наших детей. Потому что 1 сентября – это не только рюкзачок, не только маленькая или большая сумма денег, как мы уже поняли, но и безопасность наших детей. Поэтому мы должны все сделать так, чтобы рядом с нашими магазинами, которые торгуют чем-то, не было тех вещей – например, алкоголя и так далее – которые бы витриной рекламной рядом с нашими школьными заведениями и детскими садами. Мы, "Национальный Родительский Комитет", только что сделали рейд, посвященный 1 сентября: прошли Сколковское шоссе, Пилюгино, Профсоюзную улицу, Гарибальди. К сожалению, мы выявили магазины, которые прямо в 5 метрах от школы торгуют, которым дали лицензию, они торгуют алкоголем. Это, я считаю, просто бесчеловечно: витрина, реклама… Какие там люди собираются, что они пьют, что они потом будут делать…
Юрий Коваленко: Но, я думаю, школа должна этим заниматься.
Марина Калинина: Это уже вопросы немножко не те. Но, в общем, выяснили мы по цифрам, кто кого собирал. В общем, конечно, государство безусловно должно помогать. Спасибо вам большое. Юрий Оболенский был у нас в эфире, сопредседатель Всероссийского общественного движения "Национальный Родительский Комитет".
Юрий Коваленко: Спасибо.
Юрий Оболенский: Спасибо вам.