Татьяна Бородина: В Ярославле проходит акция "Сообщи о сосульке". Самый активный участник, приславший фото опасных сосулек, получит приз – смартфон или планшет

Гости
Татьяна Бородина
руководитель центра «ЖКХ контроль» Ярославской области

Рубрика "Все о ЖКХ". Кто отвечает за наледи на карнизах и балконах, а кто - за неубранные сбитые сосульки под окнами, за испорченное имущество и наши жизни?

Ольга Арсланова: Итак, по городским улицам стало по-настоящему страшно ходить. Дело в том, что из-за нестабильной погоды – оттепелей в дневное время и морозов ночью – карнизы обрастают гигантскими сосульками. Это проблема многих городов, и редкий день обходится без того, чтобы в новостях, в том числе и в наших, не сообщили об очередном ЧП. И конечно, речь идет не только о порче имущества, но и о вреде для здоровья, потому что не дай бог такая глыба упадет кому-то на голову.

Петр Кузнецов: Причем падают они по одной причине: это если их вовремя не сбивают и второе – когда их сбивают, нарушая какие-то меры (мы об этом поговорим). Просто глыба падает на автомобиль просто потому, что не подстраховал, а то и на человека. Поэтому здесь проблема не в том, что их не убирают, а еще как их убирают.

Ольга Арсланова: Поговорим о том, кто отвечает за наледи на карнизах и балконах и за то, как их убирают, с Светланой Разворотневой в рубрике "Все о ЖКХ". Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Светлана Разворотнева: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вообще мы понимаем, что природа всегда во всем виновата – ну, сосульки, естественный процесс. Давайте разберемся вместе с нашими зрителями, кто отвечает за то, чтобы их там не было.

Светлана Разворотнева: Да, Ольга, я сейчас обязательно про это скажу. Но мне хочется так продолжить то, что вы слышали перед этим – технологические новости. Мы всегда привыкли думать, что ЖКХ – это такая инертная, какая-то тяжелая сфера, где люди приходят и с лопатами. А между тем здесь шагает вперед научно-технический прогресс, потому что давно уже изобретены специальные такие кабели, которые прокладываются по краям крыши, по водостокам и вот благодаря им снег растапливается именно там, где он должен растапливаться, и стекает, не образуя наледи.

Ольга Арсланова: Это в каких странах, простите, есть?

Светлана Разворотнева: Ну, вы знаете, даже и в наших есть – в отдельных коттеджах.

Ольга Арсланова: Например, в Петербурге их точно нет.

Светлана Разворотнева: В Петербурге пытались, кстати. В Петербурге очень много было предложений, включая лазеры. Но как всегда у нас горазды изобретать, но, к сожалению, в массовые какие-то серийные производства эти изобретения не пускают. Тем не менее от кого же все-таки это зависит и от кого нам ждать новых технологических прорывов? Значит, за очистку крыш у нас отвечают управляющие компании; причем за очистку придомовой территории (это чисто по закону – в той части, где она является именно общим имуществом этого дома) также должна отвечать управляющая компания. Все, что за границей участка дома – это муниципалитет. Но часто бывает так, что управляющую компанию обязывают убирать еще что-то и больше, и дальше. В Москве, мы знаем, у нас вообще действует ГБУ "Жилищник", который вот един во всех лицах – он и улицу убирает, и крыши. Причем, значит, касательно уборки тротуаров у нас есть хоть какие-то технологические требования, есть такое старое 170-е еще постановление Госстроя (структуры, который теперь нет), в которой написано, что орган местного самоуправления определяет тип тротуара в зависимости от того, сколько народа по этому тротуару ходит. И вот в зависимости от этого типа он должен убирать быстро или медленнее выпавший снег. В общем, самые проходимые тротуары – это уборка в течение получаса после того, как пошел снег. Самые такие как бы безлюдные – это 3 часа. А вот с крышами все сложнее: все нормативные документы говорят о том, что крыши должны очищаться по мере необходимости, причем когда эта необходимость наступит, очень часто определяют либо по факту, когда что-то там случится, либо когда придут контрольно-надзорные органы и сообщат управляющим компаниям.

Ольга Арсланова: То есть какого-то норматива по длине и ширине сосульки не существует? То есть вот до такого уровня мы немножко еще ждем, а вот тут уже опасно.

Светлана Разворотнева: Ну, да. Вы знаете, может быть, это и правильно, потому что по-хорошему управляющая компания не должна действовать, когда уже, что называется, жареный петух клюнет – она должна все-таки думать о том, чтобы в доме было жить комфортно, безопасно. И на самом деле, если действительно что-то случается, то последствия для нее лично могут быть самые тяжелые – минимум это штраф, скажем, до 50 тысяч за ненадлежащее содержание дома, максимум (в случае, если наступает действительно порча имущества или не дай бог какие-то увечья, смертность по неосторожности) реальные уголовные сроки до 5 лет. Поэтому, конечно, нормальные люди, которые ответственно относятся к своей работе, стараются все-таки как-то не доводить до печальных последствий. Ну и здесь, конечно, надо еще об одной вещи сказать. У нас, конечно, есть определенные нормативы, сколько вообще снега на крыше может лежать без риска, чтобы эта крыша обрушилась. И в свое время как бы эти крыши строились как раз исходя из нормативов, рассчитанных для разных регионов. Строго говоря, если на крыше в Москве лежит даже 1 метр рыхлого снега и чуть больше метра и он не начинает таять и превращаться в глыбы, то ничего страшного не происходит.

Петр Кузнецов: Это как? Приезжает кран, человек поднимается в люльке на крышу – "не, рано еще" – и уезжает на обед? Замерять надо ведь.

Ольга Арсланова: Пока сама упадет. Смотрите, у нас пишут – Алтайский края: "Лед с крыши сбивают регулярно – правда, вместе с кусками крыши".

Петр Кузнецов: Вот по поводу уборки как раз – о второй причине всех этих бед. Они как-то понимают, эти люди, которые работают там, наверху, что внизу кто-то может идти? Совсем недавно натолкнулся в соцсетях на видео – оно уже такое распространенное – и точно в России, потому что глыба падает на светофор. Это где-то явно центр. Глыба рушит просто светофор, который находится под крышей, и явно это центральная улица, может быть, не Москвы, но тем не менее. Причем внизу стоят люди, они контролировали это все, они знали, что она… Физику знают все.

Светлана Разворотнева: За обрушенным светофором, конечно, последует судебный иск. И в принципе, наверное, у нас сейчас уже много грамотных людей, которые понимают, как надо действовать, если твое имущество было повреждено в результате такой уборки. Конечно, есть, кстати говоря, довольно много инструкций, в которых расписано, как надо, значит, огораживать эту территорию, что там должны стоять специальные люди…

Ольга Арсланова: Специальные люди – это кто?

Светлана Разворотнева: Это те же самые сотрудники управляющей компании, которые должны предупреждать прохожих, чтобы они туда не ходили. Должны стоять около дверей, не позволять этим дверям открыться. До того, как они начали это все сбивать, они должны обойти квартиры, предупредить владельцев машин, что машины надо убрать. И это абсолютно в их интересах, потому что если были приняты все меры к тому, чтобы предупредить (оставить информацию, огородить территорию)…

Ольга Арсланова: Хотя бы с утра повесить объявление о том, что вечером, пожалуйста, здесь не паркуйтесь.

Светлана Разворотнева: Да. Поэтому если там все-таки кто-то из владельцев оставил машину и не внял этим предупреждениям и с машиной не дай бог что-то случилось, то вероятность выиграть этот иск у владельца квартиры резко уменьшается. Если это все, конечно, произошло без всяких предупреждений, с нарушением вот этих всех технологий, тогда у нас есть отработанный алгоритм действий: нужно снять все на телефон (у нас, по-моему, даже инфографика была про это)…

Ольга Арсланова: Покажем.

Светлана Разворотнева: Снять все на телефон. Если повреждена машина, вызвать ГАИ, зафиксировать все эти повреждения, отправить претензию ответчику, то есть той управляющей компании, которая производила эти работы, желательно заранее; вызвать оценщика, оценить, так сказать, ущерб и направить претензию тому, кто неправильно организовал эти уборочные работы. Если полюбовно не договорились во внесудебном порядке, то подавать иск в суд. Точно так же, если не дай бог с вами что-то произошло, в результате упала с крыши глыба или вы подвернули ногу на плохо очищенном тротуаре, первое, что вы делаете – вы ищите по возможности свидетелей, записываете их телефоны, адреса, вызываете "скорую" или отправляетесь в травмпункт, фиксируете все ваши повреждения, и далее начинаете лечиться, тщательно собирая все справки на потраченные лекарства, на количество пропущенных дней. И со справкой с места работы, в которой можно понять, что вы деньги какие-то потеряли в результате этого лечения, вы также предъявляете претензию тем, кто плохо убрал этот тротуар. Ну а если опять же они… Туда можно, кстати, включать огромное количество претензий – это и упущенная выгода, и затраты на лекарства, на последующее санаторно-курортное лечение.

Ольга Арсланова: А оплатят все равно скорее всего не все.

Светлана Разворотнева: Ну вы знаете, там все зависит от способности истца доказать в суде все эти упущенные выгоды, в том числе эти моральные риски.

Ольга Арсланова: У нас на связи сейчас Татьяна Бородина, руководитель центра "ЖКХ Контроль" Ярославской области. Давайте пообщаемся.

Татьяна Бородина: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. У нас есть несколько вопросов о том… Во-первых, как у вас с сосульками в Ярославской области сейчас?

Татьяна Бородина: У нас хорошо с сосульками, по крайней мере даже конкурс, который объявили, говорит о том, что жители активны. И очень надеемся на то, что активность жителей не упадет в связи с предстоящей оттепелью.

Ольга Арсланова: Что это за конкурс?

Татьяна Бородина: С 1 февраля по 1 апреля проходит акция "Сообщи о сосульке". Каждый житель может сфотографировать ту сосульку, которая с его точки зрения несет угрозу, и отправить ее по электронной почте в муниципальную жилищную инспекцию. Или можно еще сообщить по телефону, где также зафиксировать адрес и угрозу от падения с крыши либо снега, либо сосулек. Таким образом, те, кто будут наиболее активны, получат приз. Говорят, что приз будет очень хороший – или смартфон, или планшет.

Светлана Разворотнева: Ну, кстати говоря, это привлечение граждан к контролю за состоянием собственных домов, дворов – это во многих регионах уже, инициатива эта развивается. Но кстати говоря есть всегда нюансы и вопросы. Например, мы сейчас видели разные фотографии: там были балконы застекленные, там на них висели сосульки. Очень часто люди спрашивают: "А мы балконы должны сами чистить или все-таки управляющая компания?"

Ольга Арсланова: Вот нас тоже спрашивают, почему у нас не отвечает управляющая компания за сброс снега и сосулек с балконов и лоджий. Новосибирск спрашивает: "А кто отвечает за сброс с крыш нелегальных лоджий?" С нелегальными, наверно, нет никаких вопросов – понятно, что сам собственник. А с легальными как?

Светлана Разворотнева: Да, смотрите. На самом деле управляющая компания отвечает за содержание общего имущества многоквартирного дома. К общему имуществу в том числе относятся те платформы, на которых стоят балконы. Поэтому если действительно балкон не перестраивался, если он находится в таком же состоянии, как был запланирован и построен дом, то, безусловно, это прямая обязанность управляющей компании. Но вот если на балконах настроили эти "шанхайки", причем чаще всего их как бы строят… Это же тоже считается перепланировкой, причем перепланировка неузаконенная. И вот в данном случае суды очень часто, если что-то случается в результате… В Питере у нас были такие истории – снег упал с крыши такой вот лоджии, которую построили незаконно – вот за это уже отвечали те собственники, которые эту лоджию перестроили без согласования.

Петр Кузнецов: Светлана, а у вас к Татьяне Алексеевне Бородиной есть вопрос какой-то? Она у нас до сих пор на линии.

Светлана Разворотнева: Да. На самом деле хотелось, конечно, понять, насколько эта инициатива мэрии улучшила состояние города, по вашему мнению, Татьяна Алексеевна?

Татьяна Бородина: Ну вот на самом деле я в первый раз столкнулась с тем, что мне приятно ходить по городу. И даже если машина мешает проходу жителей по тротуару, то действительно люди, которые стоят рядом с этой машиной, подают женщинам руку, помогают им перейти, и вот таких мест, где работает техника, достаточно много в городе. По статистике, 65 домов обрабатывают в день. И вот с 1 февраля – конкурс не так долго длится – уже по 7 адресам от жителей были сосульки ликвидированы. Эту активность заметила не только я, но и многие жители Ярославля. И они действительно интересуются теми вопросами, которые у вас сейчас на программе обсуждаются. К нам тоже поступают эти вопросы. Считаю, что это очень положительно повлияло на состояние в городе.

Светлана Разворотнева: Ну вот приятно, когда в городе что-то происходит к лучшему. Ярославль в этом году, насколько я знаю, прекрасно встретил Новый год, был очень красивым, продолжает пытаться оставаться красивым, несмотря на зиму снежную. Дай бог, чтобы ситуация улучшалась на улицах города и в его домах.

Петр Кузнецов: Спасибо. Татьяна Бородина, руководитель центра "ЖКХ Контроль" Ярославской области. Сразу же предлагаю перемеситься в Саратовскую область – есть жительница Валентина. Валентина, мы вас внимательно слушаем.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: У вас тоже по крышам?

Ольга Арсланова: Как в Ярославле или все-таки как в большинстве?

Зритель: Да. Это Саратовская область. У нас ежегодно уже много-много лет сосульки образуются над крышами, именно над карнизами домов, над балконами. И вот, знаете, с 5 этажа до 1-го висят. У меня окна – 1 этаж – выходят на крышу над подвалом. И вот эти сосульки падают, я каждый год пишу заявление, что в случае повреждения моих окон… И вот сегодня, с пятницы у нас льет с балконов, с крыш вот этих льет наледь около подъезда. Я в субботу позвонила, значит, диспетчеру прислать кого-нибудь – никто не пришел. В понедельник – сегодня с утра – звоню начальнику участка, начальнику над дворниками, которых 3 или 4 стало. И бригадный подряд у дворников, и в МЧС звонила, дежурному администрации звонила – никаких результатов, и даже дворник не пришел и не отбил наледь около подъезда. Я не говорю уже о сосульках. И это из года в год.

Ольга Арсланова: Да, Валентина, понятная ситуация.

Светлана Разворотнева: Можно посоветовать следующее. Во-первых, все-таки писать обращение в управляющую компанию в письменной форме, чтобы они вам письменно и ответили, что было предпринято – это вам потребуется в дальнейшем. А во-вторых, обращаться, конечно, в орган, который следит за тем, насколько управляющая компания правильно выполняет свои обязанности по содержанию дома – это государственная жилищная инспекция. Потому что у инспекторов есть целый арсенал полномочий, чтобы заставить управляющую компанию работать, в том числе и довольно существенные штрафы. Еще бы я на одну вещь обратила внимание. Вот сейчас закончится зима, мы забудем про сосульки до следующих холодов. Но вот собственникам все-таки именно в теплый период нужно сделать так, чтобы сосульки в дальнейшем не образовывались. Ведь отчего у нас возникают сосульки? Оттого, что у нас нарушена теплоизоляция дома. Значит, утепление может быть на крыше, на чердаке недостаточно хорошо сделано; может быть, нужен текущий ремонт дома. Именно все эти вещи вам и нужно проговорить с вашей управляющей компанией, задать ей вопрос, какие меры по теплоизоляции крыши она планирует сделать в теплый период. Тогда, может быть, и на следующий год у вас проблем с сосульками будет меньше.

Петр Кузнецов: Есть целый ряд решений от наших телезрителей – мы просим вас прокомментировать.

Ольга Арсланова: Может быть, они вдохновят кого-то.

Петр Кузнецов: Смотрите. Значит, Красноярский край: "Добрый день. Вдоль водосточного желоба провести тросик на роликах (следите за мыслью) с закрепленными ножами. На углу дома тросик вывести вниз, где дворник одним движением руки туда и обратно собьет все нарастающие сосульки".

Ольга Арсланова: Нет, придется залезать, да?

Петр Кузнецов: Это дешевле, чем вот эта штука – труба, которая, как вы сказали, будет плавить.

Светлана Разворотнева: Нет, может быть, просто нужно посмотреть на решение получше. Но я хочу сказать: дорогие друзья, это в ваших силах – встречайтесь со своей управляющей компанией, обсуждайте с ней возможные работы. Вы собственники, вы заказчики, они от вас получают деньги, и вы им даете этих заданий о том, что надо делать и как надо делать в доме. Не ленитесь, работайте с ними.

Петр Кузнецов: Это еще не все. Вологодская область: "Зачем лед убирать с крыши? Можно делать куполообразные крыши".

Ольга Арсланова: То есть надстроим купол?

Светлана Разворотнева: Ну вы знаете, с некоторых крыш и не надо убирать. С плоских крыш в принципе этот снег и не чистится. С крыш покатых все-таки приходится чистить, если там большое количество его появилось – опять же, для того чтобы на голову не упало, машину не повредило.

Ольга Арсланова: Спасибо. На этом заканчиваем, хотя очень много жалоб, но времени нет. Я думаю, мы к этой теме еще вернемся, ведь зима же еще не кончилась, у нас она длинная, иногда и весну немножко захватывает. Это была наша постоянная рубрика "Все о ЖКХ", Светлана Разворотнева – спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо.