Петр Кузнецов: Приступаем к еще одной нашей постоянной понедельничной рубрике – это "Все о ЖКХ". Мы сегодня говорим об обслуживании газового оборудования в жилых домах, в ваших домах. Статистика несчастных случаев, связанных с не очень качественным газом или с газопроводом, напоминает сводки с мест боев: с 2005 по 20016 гг. зафиксировано почти 4400 случаев взрыва бытового газа, в результате погибло почти 3 тысячи человек. Ольга Арсланова: Это за 10 лет, еще раз подчеркнем. Мы попытаемся сегодня разобраться, почему эти взрывы происходят, почему люди гибнут и как при этом, проживая в многоквартирном доме, как большинство из нас, сделать свою жизнь безопасной и за свою семью не бояться. Об этом мы как раз и поговорим сегодня с ведущей постоянной нашей рубрики Светланой Разворотневой. Здравствуйте, Светлана. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Светлана Разворотнева: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Каждый раз, когда мы начинаем обсуждать эту тему, многие наши зрители признаются: страшно жить, вроде как сами-то соблюдаем все правила безопасности, но неизвестно, что там у соседей. Петр Кузнецов: Это, кстати, вопрос. Ольга Арсланова: Бабушка, которая забыла выключить плиту, а плита у нее старая, без фиксаций. Что делать, непонятно. Но давайте объясним по крайней мере, откуда эта опасность может действительно идти, а чего бояться не стоит. Петр Кузнецов: Только ли дело в некачественном обслуживании? Светлана Разворотнева: На самом деле Ольга в корень смотрит. Основные случаи, связанные со взрывами, с несчастными случаями, которые происходят от неисправности газовых приборов, происходят именно в квартирах. У нас вообще есть два типа в жилом доме многоквартирном этого газового оборудования: так называемые внутриквартирное и внутридомовое. Вот то, что называется внутридомовым – это какие-то общие сети, которые идут в доме, подходят к дому. Договоры на обслуживание этих сетей заключает управляющая компания. И здесь хорошо ли, плохо они делают, но за ними есть какой-то присмотр, есть Государственная жилищная инспекция, которая проверяет, так сказать, выполняет ли управляющая компания свои обязанности; есть другие службы надзора. А вот за исправность оборудования внутриквартирного отвечают сами собственники. И в соответствии с действующим законодательством именно они должны следить за исправностью этого оборудования, проверять его время от времени и, так сказать, вызывать специалистов. Но, к сожалению, очень часто люди этого не делают. И, к сожалению, вот эти все взрывы чаще всего происходят либо там, где действительно живут какие-то уже асоциальные элементы или, может быть, старые люди, которые не в состоянии уследить за исправностью, либо начинаются какие-то самовольные, знаете, переустройства, перепланировки. Купил новую газовую плиту, сам ее поставил, чтобы сэкономить, вызвал соседа дядю Петю, потому что он когда-то работал, так сказать, в соответствующих структурах. Все это на самом деле вещи, которые буквально с декабря прошлого года теперь уже будут не то чтобы считаться незаконными, они даже будут наказываться штрафами. Ольга Арсланова: Если их каким-то образом удастся найти. Я так понимаю, что никого в свою квартиру мы не обязаны пускать, если не хотим. Как этих людей поймать за руку? Светлана Разворотнева: На самом деле теперь уже обязаны. Смотрите, на самом деле на каждом собственнике, проживающем в квартире, лежит обязанность заключить договор со специализированной организацией на обслуживание своего газового оборудования. Ольга Арсланова: Это что за организация? Где ее найти? Светлана Разворотнева: Сейчас скажем. Давайте для начала скажем, что такое газовое оборудование. Всем более-менее понятно, что это плита и газовая колонка, если она есть; может быть, газовый нагреватель в некоторых квартирах. Это все надо осматривать не реже чем 1 раз в 3 года. А если у вас в соответствии с техническим паспортом… У нас же на каждое оборудование паспорт дается, в нем написан гарантийный срок службы. И вот если этот срок истек, в принципе, если нормально оборудование содержится, его не надо сразу выбрасывать, но здесь надо каждый раз вызывать специализированную организацию, которая вам даст разрешение, например, на эксплуатацию этого оборудования на какое-то время – на год, на три и так далее. Теперь что за специализированная организация. Действительно, некоторые думают, что это как раз те люди, которые поставляют нам газ в квартиры, от которых нам, так сказать, счета приходят и которым мы платим. Но это не совсем так. По этому поводу были долгие судебные споры, и вот теперь вы на самом деле можете выбрать любую специализированную организацию, которая обладает лицензией и у которой есть специализированная аварийная газовая служба, и заключить с ней вот этот договор на обслуживание, так сказать, ваших плит и ваших других газовых… Петр Кузнецов: Светлана, вот здесь можно уточнить – это выбирает каждая квартира или это собирается сам дом и решает по выбору? Или как? Ольга Арсланова: Собрание жильцов? Светлана Разворотнева: В соответствии с правилами использования газового оборудования, которые утверждены Постановлением Правительства №410, собственник каждой квартиры обязан заключить такой договор со специализированными организациями. Петр Кузнецов: Это могут быть разные организации? У соседей совсем другая может быть? Светлана Разворотнева: Да. Петр Кузнецов: Но это зависит от того, сколько их в городе, да? Светлана Разворотнева: Да, совершенно верно. Но на самом деле они могут делегировать такое право, например, своей управляющей компании. То есть они могут собраться на собрании и на нем принять решение, что договоры соответствующие заключает за них компания. Они могут также выбрать какого-то еще агента, который от их имени будет заключать договоры. Но так или иначе договор заключить надо, потому что если этот договор не будет заключен, то, как я уже говорила, с конца прошлого года в отношении людей, которые эти договоры не заключили, могут применяться штрафы. Они пока небольшие, конечно – это до 2 тысяч рублей за отсутствие договора. Но если вдруг такой факт выявлен, людям показали, что договора не было, они опять его не заключили, штраф увеличивается двукратно. А если не дай бог что-то произошло, да еще с угрозой для жизни и здоровья соседей, если кто-то пострадал, то там штраф достаточно существенный – это 30 тысяч рублей и, конечно же, вся та ответственность, которая ложится на человека, не выполнившего свои обязанности, то есть могут появляться уже и уголовные статьи, которые… Петр Кузнецов: Это уже в случае несчастного случая? Светлана Разворотнева: Да. Ольга Арсланова: А цена вопроса? – сколько стоит вот такой договор? Светлана Разворотнева: Вы знаете, очень по-разному. На самом деле, к сожалению, на этом рынке царит такая изрядная неразбериха. Наверное, еще с этим связано то, что люди не всегда заключают договоры… Ольга Арсланова: Просто на мошенников даже не хочется нарываться. Петр Кузнецов: Да, вот вы назвали. Когда появляются, знаете, в предложении слово "агент", люди сразу думают, как не нарваться не на того агента, что за агент, как не переплатить и тому ли отдаешь деньги. Светлана Разворотнева: Да. Как правило, имеет смысл выбирать агента, если он представляет дом и хорошо вам знаком, он ваш сосед или председатель совета многоквартирного дома – конечно, это, слава богу, не тот случай, когда подключают газ к индивидуальным домам, когда нужно пройти 20 кругов ада: вот там-то как раз появляются агенты, которые очень много денег могут на этом заработать. Нет, здесь все-таки все более-менее прозрачно. Но стоимость действительно… Несмотря на то, что существует какая-то методика, которая разработана правительствам, по которой считается, сколько же стоит вот это самое обслуживание, цены различаются радикально. Например, в Москве обслуживание газовой плиты стоит 370 рублей, а в Подмосковье стоимость обслуживания той же плиты составляет уже 1440 рублей. Ольга Арсланова: Это за какой период? Это один приход? Светлана Разворотнева: Это разовый приход. Если, так сказать, в Подмосковье вы хотите обслуживать свою колонку или газовый котел, вам придется выложить от 2 до 4 тысяч рублей, а в Москве цены не превышают 750-1000 рублей. И, конечно, когда цены слишком высоки, люди начинают искать какие-то другие организации, которые бы пришли к ним по дешевке что-то сделали. Но, к сожалению, оказывается, что качество работы у этих организаций не всегда соответствует тем заявкам, которые они предъявляют. То есть лицензия есть, штата нет, "аварийки" нет, на вызовы не приезжают и, собственно говоря, вообще непонятно, предположим, когда управляющая компания заключает этот договор, делали они что-то, не делали. И тут такое дело: надо пройти, трубу осмотреть с помощью специального оборудования. Кто проверит? Ольга Арсланова: Да. Давайте чуть-чуть попозже поговорим еще о том, каким этот осмотр должен быть, почитаем СМС наших зрителей, а сейчас посмотрим опрос. Мы спрашивали прохожих, кто уже заключил на обслуживание вот этого газового оборудования, а кто пока нет и уже потенциальный нарушитель. Давайте посмотрим. ОПРОС Петр Кузнецов: У нас тонна звонков, но до этого сообщение из Тамбовской области: "Просим ответить. Мы платим за ВДГО – что это за услуга, как она должна выполняться?" Еще раз – это Тамбовская область. Светлана Разворотнева: Да, вот ВДГО – это как раз обслуживание внутридомового газового оборудования. Это та услуга, которая от имени жильцов заказывает управляющая компания, естественно, на деньги жильцов. И здесь в эту услугу входят, конечно, осмотр газового оборудования, в первую очередь должны околодомовые газовые сети осматриваться (не реже чем раз в год), замена каких-то неисправных деталей, опять же, аварийно-диспетчерская служба и, самое главное, осмотр и содержание в нормальном состоянии вентиляционных каналов и дымоходов. Вот вентиляционные шахты – это, наверное, самое главное в этой истории, потому что даже если есть какие-то утечки газа, но у вас нормально работает вентиляция и не стоят пластиковые окна, то, скорее всего, ничего не случится, потому что там есть естественный приток вентиляции. Но вот если не дай бог все это не работает, то газ скапливается, наступает отравление, наступают взрывы и так далее. Вот вентиляционные каналы обязательно нужно осматривать 3 раза в год за неделю до начала отопительного сезона, в период этого отопительного сезона и неделя после. Петр Кузнецов: И это делают сотрудники газовой службы? Светлана Разворотнева: Да, специализированные. Для жильцов очень важно следующее: обязательно должна быть размещена в подъезде на каком-то там оговоренном месте информация о том, кто обслуживает ваш дом, какие-то сертификаты, лицензии этой организации. Ольга Арсланова: Чтобы понимали, к кому обращаться. Светлана Разворотнева: Да, конечно. Ольга Арсланова: Еще очень много вопросов по СМС. Петр Кузнецов: Давайте звонок – Александр, Ивановская область сначала. Александр, слушаем вас внимательно. Зритель: День добрый. Вот вы здесь хорошо рассуждаете, как все здесь хорошо в Москве, еще где-то, еще где-то. Вот я 5-й год добиваюсь обслуживания газа, в частности ВДГО, чтобы приехали и посмотрели. Писал в прокуратуру, звонил губернатору Ивановской области, в его службу, потому что происходит вот такая у нас ерунда. Я не могу никого заставить приехать. Я дед. Светлана Разворотнева: Сразу вопрос можно к вам? Зритель: Если я не буду платить за ВДГО, мне приедут отключить газ? Я уже объясняю, это идет чистое мошенничество населения, наш населенный пункт в рудниках, более 500 человек. Светлана Разворотнева: Скажите, пожалуйста, у вас индивидуальный дом или в многоквартирном вы живете? Зритель: И дом, и в многоквартирном – одна и та же ситуация. Ольга Арсланова: То есть никуда не приезжают. Светлана Разворотнева: Смотрите. Если у вас есть индивидуальный дом, там вы лично заключали договор, по-видимому, с газовой службой, там были прописаны определенные условия, за что вы этой службе деньги платите. Зритель: Я знаю все это. Но я обращался и в прокуратуру, я написал заявление о расторжении договора, начал искать другую компанию, которая готова была приехать ко мне, проводить ВДГО. Я на все был согласен. Я говорю, я обратился в службу губернатора Ивановской области, господина Конькова, что вот такая ситуация, 5 лет я не вижу ВДГО, с нас вымогают только деньги. Светлана Разворотнева: Вы знаете, подождите, давайте все-таки немножко различать. Там, где вы говорите про ВДГО – это как раз обслуживание многоквартирного дома. Если, значит, у вас есть вопросы по вашему многоквартирному дому, где у вас тоже есть квартира, насколько я поняла, там, конечно, во-первых, управляющей компании надо посмотреть договор. Но вообще история довольно странная: если есть договор официально зафиксированный, если там прописана ответственность сторон в том числе, наверняка штрафные санкции за неисполнение договора, и на это никто не реагирует, то, конечно, прямая дорога вам в суд. Если вам самому сложно, у нас в Ивановской области тоже заработал наконец Центр общественного контроля в сфере ЖКХ – вы на сайте НП "ЖКХ Контроль" на нашем сайте можете посмотреть их координаты. Давайте мы попросим, чтобы они подключились к вашей истории, потому что история абсолютно дикая, когда договор есть, когда человек добросовестно платит деньги и этот договор не выполняется. То есть этих людей просто надо… С ними надо судиться и требовать с них сатисфакции по полной программе, штрафные санкции и штрафы, которые в договоре наверняка предусмотрены. Ольга Арсланова: Если человек даже до губернатора уже дошел… Петр Кузнецов: Спасибо, Александр. Мы надеемся, что мы вам помогли. Если нет, если опять-таки все проигнорируют, через определенный промежуток времени обязательно свяжитесь с нами и расскажите, как история развивается. Теперь послушаем Андрея из Калуги – Андрей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я инвалид. Ситуация в чем? Я уже 6 лет живу в городе Калуга…, дом 22, многоквартирный дом. За эти 6 лет я ни разу не видел здесь обслуживающей организации по газовым плитам и по отопительным котлам. Я 3 года бьюсь с нашей конторой "Калуга Сбытггаз", чтобы наш котел признали аварийным. Как деньги получать за поставленный газ – пожалуйста: договор существует, договор бессрочный, все без проблем. Как что-то ремонтировать – извините, у вас договор отсутствует. Ольга Арсланова: Спасибо. Светлана Разворотнева: Ну вот это ключевое было слово – "договор отсутствует". Скажите, а кто управляет вашим домом? – у вас есть управляющая компания или вы на непосредственном управлении? Зритель: В управляющей компании нас отдали под общие фонды – это дома, которые идут под снос. Светлана Разворотнева: Знаете, я слушаю людей и понимаю, что есть где-то Жилищный кодекс, а есть вот такая правда жизни и какие-то свои реалии. Я вот не понимаю, что такое "под общий фонд". Это что, какая-то муниципальная управляющая компания или что это такое? Кто управляет домом? Кто вам платежки выставляет? Зритель: Это МУТ города Калуги. Светлана Разворотнева: МУТ города Калуги – нашлись, замечательно. Вы в МУТ города Калуги обращались с требованием предоставить договор? Зритель: Обращались, все это сделали. Я дошел до нашего губернатора, до господина Артамонова, приезжал его представитель, это прошел целый год. Но вот как был там, так он и остался. Светлана Разворотнева: Хорошо. Есть ежегодные отчеты управляющей компании. Она вам предоставляет отчет, сколько раз за истекший период – сейчас, кстати, будет следующий отчет во втором квартале 2017 года. Она вам как-то хотя бы сообщала, кто приходил, какие работы проводил? Зритель: Понимаете, они в управляющей компании как отвечают? – "Мы за ваше газовое оборудование не отвечаем, идите в "Калуга Сбытгаз", там они занимаются всеми этими вопросами". Светлана Разворотнева: Подождите. Договор с кем заключен с "Калуга Сбытгазом"? – вы его заключали напрямую или все-таки управляющая компания? Зритель: Напрямую, напрямую. Светлана Разворотнева: А, вы заключали напрямую. Понятно. То есть у вас компания, видимо, обслуживающая. И они несмотря на действующий договор к вам ни разу не выехали? Зритель: Я за 6 лет их ни разу не видел. Дело в том, что я обратился к ним уже раза 4. Приходит какой-то мастер, я вообще без понятия, и объясняет: придет мастер, придет представитель, составим акт. Ольга Арсланова: Андрей, мы вас вынуждены прервать, у нас просто 30 секунд до конца программы. Давайте вы со Светланой… Светлана Разворотнева: Да, пишите нам – хотите на ОТР, хотите на "ЖКХ Контроль". Давайте попробуем разобраться, что у нас за договоры такие волшебные, по которым люди считают возможным их не исполнять. Петр Кузнецов: Что за мужики приходят. Ольга Арсланова: Так вы знаете, у нас очень много сообщений, в которых такие истории люди рассказывают из разных регионов и говорят нам, что мы просто ничего не знаем – это не работает. Давайте мы тоже… Светлана Разворотнева: Давайте мы опрос проведем всероссийский – найдем своих героев, кто чаще не приходит к людям, кто не выполняет свои обязательства лучше других. Ольга Арсланова: Да. Так что можете писать нам и можете писать Светлане. В следующей программе снова увидимся и обсудим наши проблемы. Петр Кузнецов: Спасибо. Светлана Разворотнева и рубрика "Все о ЖКХ".