Анастасия Рагулина: Пока люди хотят обманываться, всегда найдутся мошенники, которые готовы их обмануть
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rubrika-yuridicheskaya-konsultatsiya-23105.html
Ольга
Арсланова: Ну что ж, сейчас, как мы и обещали, наша новая рубрика,
которая называется "Ваше право". Это настоящие юридические
консультации в прямом эфире. И поговорим мы сегодня, если проще сформулировать,
о бытовом мошенничестве.
Антон
Алфимов: Я бы даже не стал употреблять это слово –
мошенничество. Мне кажется, это наша такая традиция.
Ольга
Арсланова: Наша реальность.
Антон
Алфимов: Мне кажется, наши продавцы уже обманывают покупателей
не ради наживы, а традиция. Это как торговаться на восточном базаре.
Ольга
Арсланова: И если, предположим, покупатель об этом знает и с этим
как-то согласен, это одна история. Но если все-таки покупатель привык верить
продавцу, я думаю, что ему прямая дорога в нашу рубрику в прямой эфир.
Антон
Алфимов: На самом деле у нас есть новость по этому поводу
довольно удивительная. Цифры большие. Мониторинг объединения потребителей
России говорит о том, что из-за обманов продавцов рядовой потребитель до сих
пор теряет 15% средств семейного бюджета, которые выделяются на продукты и
услуги.
Ольга
Арсланова: И появились новые технологии обмана потребителей. Уже
теперь в ежедневной торговой практике будем выяснять, что же это за новые схемы
и ждем, естественно, ваших звонков и ваших СМС. У нас в гостях Анастасия
Рагулина, юрист, доцент Московского государственного юридического университета
имени Кутафина, кандидат юридических наук. Здравствуйте, спасибо, что пришли.
Анастасия
Рагулина: Здравствуйте. Спасибо, что пригласили.
Антон
Алфимов: Вопрос все-таки нашим зрителям: "С какими видами
обмана сталкивались вы?". Понятно, что, наверное, какие-то гири
недовешенные или гвозди на весах уже ушли в прошлое.
Ольга
Арсланова: Нет, не ушли.
Антон
Алфимов: Не ушли? Для меня это вообще…
Ольга
Арсланова: Ты на продуктовом рынке давно был? Я правильно говорю?
Я видела эти гири, я видела какие-то металлические магнитики, которые
привешивают. Разные предметы. Я так понимаю, что старые методы тоже еще
работают.
Анастасия
Рагулина: Старые методы работали, работают и, я думаю, еще долго
будут работать. Пока есть люди, которые хотят обманываться, то всегда найдутся
те мошенники, которые захотят их обмануть. Здесь ведь вопрос в том, что,
конечно, лучше покупать все в проверенных местах. Но, опять же, застрахованным
от обмана быть невозможно в нашей стране. И у нас сейчас ситуация и с обманами,
которые происходят в интернет-пространстве, потому что люди, например,
оплачивают аванс, хотят купить какую-то продукцию, в итоге потом пропадает
страничка, пропадает или не отвечают на телефонные звонки. В итоге человек
остается без аванса и без того товара, который он, например, заказал. Такие
случаи тоже достаточно часты.
Был интересный случай, когда привезли дорогую обувь, и
тут уже сам покупатель ее подменил, то есть подделку представил. Когда курьер опять
привез в магазин, то уже в магазине обнаружили, что это была подделка и вовсе
обувь там не такая, как это заявлялось.
Ольга
Арсланова: То есть это уже такие опасности дистанционной торговли?
Анастасия
Рагулина: Да. Даже в этой ситуации не продавец виноват, а сам
покупатель такое сделал. Поэтому наш народ очень изобретательный. Поэтому
придумывают различные варианты мошенничества. Я говорю, что это бывает не
только при покупке. Бывает и при приеме на работу, и при попытке заказать
какую-то услугу. Например, в салонах красоты вы слышали, что достаточно часто
обманывают людей. Когда они приходят, им говорят: "Давайте мы вам сделаем
бесплатную процедуру". Даже звонят, специально приглашают. И когда человек
приходит, ему действительно делают бесплатную процедуру…
Ольга
Арсланова: На половине лица, как правило.
Анастасия
Рагулина: Нет, даже, может, и на целом лице. А потом предлагают
купить косметику по достаточно серьезной цене. И когда человек говорит "у
меня нет возможности", говорят: "Давайте, давайте, мы вам сейчас
оформим кредит, все вам поможем, все сделаем". В итоге человек покупает
непонятно какую косметику непонятно какого качества и платит за это свои деньги
и еще берет кредит. Поэтому столько возможных вариантов мошенничества
существует. И все время придумывают все новые, новые, новые виды и варианты.
Ольга
Арсланова: Давайте разберемся с некоторыми видами мошенничества,
которые очень сложно выявить и наказать. То есть я так понимаю, что в ситуации
с этой косметикой все по закону. Человек же сам идет и подписывает. Продавец,
получается, никаких правил не нарушает. А агрессивный этот маркетинг у нас
вроде как и не запрещен по закону.
Анастасия
Рагулина: Он действительно допускается. Но здесь вся ситуация в
том, что особенность мошенничества как формы хищения как раз заключается в том,
что потерпевший сам отдает вам свое имущество якобы под каким-то благовидным
предлогом. Вот это как раз его особенность. Поэтому если поступит несколько
жалоб, например, на салон красоты, то я думаю, что правоохранительные органы… Я
знаю о таких случаях, что все-таки действительно проверялись сообщения о том,
что там было совершено преступление. И, в общем, даже салоны красоты,
соответственно, после этого переставали существовать. То есть были такие
варианты. Поэтому здесь весь вопрос в том, что первый, второй обман еще может
пройти незамеченным. Почему? Потому что человек может не обратиться в
правоохранительные органы, испугаться, полениться. Но если он все-таки он
дойдет, то, конечно, правоохранительные органы не могут оставить без внимания
эти сигналы. Один сигнал, второй сигнал, третий сигнал. Адрес один и тот же.
Антон
Алфимов: Вопрос – как это доказывается?
Анастасия
Рагулина: Доказывать можно. Смотрите, в данной ситуации мы можем
о чем говорить? Вот у нас с вами есть косметика. А действительно ли эта
косметика может стоить такую сумму?
Ольга
Арсланова: 200 000. Там говорят о таких…
Анастасия
Рагулина: Например. В принципе возможно. Я, конечно, понимаю, что
это будет очень долгий процесс. Можно будет попробовать провести экспертизу,
которая покажет, что стоимость этого крема такой быть не может при любых
условиях. То есть возможны такие варианты. Это раз. Во-вторых, насколько я
слышала, даже использовался какой-то газ, который человека очень сильно
расслаблял. Какие-то вот такие варианты даже. Собственно, это так, я слышала из
разговоров.
Ольга
Арсланова: И, потом, это тоже невозможно доказать.
Анастасия
Рагулина: Это, конечно, нет. Это как раз, как вы правильно
говорили, агрессивный маркетинг. Человека не то что запугивают, но его начинают
убеждать, на него налетают, говорят: "Давайте, давайте, надо, вам
необходимо, потому что у вас такая кожа". Понятно, что человек тоже
расслабляется и считает, что да, а как же так. Ведь ему же оказали бесплатную
услугу. Действительно, теперь надо все-таки купить крем, чтобы тоже оказать
услугу тем людям, которые ему ее предлагают. Это все такие сложные вопросы. Но
при желании можно провести экспертизу и доказать.
Ольга
Арсланова: Скажите, человек, который под каким-то определенным
нажимом… Мы знаем, не только косметику, бытовую технику тоже агрессивно
впаривают россиянам. Можно эту продукцию вернуть? Ведь по закону о защите прав
потребителей какой-то период охлаждения может пройти. Без объяснения причин я
приношу это обратно и забираю свои деньги.
Анастасия
Рагулина: Да, можно. Но, опять же, здесь тоже может возникнуть
конфликтная ситуация, потому что вам некуда будет приходить. Как вариант. Мы же
прекрасно понимаем, что этого офиса может вообще не существовать. Но я в том
случае говорю о том, что конфликт, получается, действительно даже не возникнет.
Потому что некуда идти. Вы приходите, хотите ее решить, а у вас не получается.
И все-таки может возникнуть конфликтная ситуация, потому что не всегда забирают
товар, не всегда на это соглашаются, после чего, опять же, наши граждане не
готовы к тому, чтобы им нужно будет идти в суд, например, для того чтобы
отстоять свои права. Мы к этому не готовы.
Антон
Алфимов: Это долго ведь.
Анастасия
Рагулина: И мошенники поэтому тоже этим пользуются, прекрасно
понимая, что вряд ли мы захотим тратить свое время, вряд ли мы захотим тратить
свои деньги на то, чтобы такую судебную процедуру запустить. Никто не хочет
этого делать. И поэтому может сойти с рук такая ситуация.
Ольга
Арсланова: То есть, правильно я понимаю, что люди готовы даже
скорее обманываться, чем законно защищать свои права?
Анастасия
Рагулина: Да. Потому что никто не хочет этого делать. Потому что
всем кажется, что "А зачем?", "Я все равно не смогу ничего
доказать", "Меня никто не будет слушать", "Я сейчас потрачу
свое время, я потрачу свои деньги и в итоге я не получу желаемого", "Поэтому
лучше я посижу дома. Виноват сам. Отдал деньги – теперь остался без денег".
Это позиция большинства наших граждан.
Антон
Алфимов: С рынками там более-менее все понятно. Скажите, а в
торговых сетях, где все уже автоматизировано, где у вас товар пробивается по
штрих-коду, электроника отвечает за все – вот оттуда-то мошенничество ушло?
Анастасия
Рагулина: У нас теперь есть новая разновидность. Во-первых, у нас
есть мошенничество с банковскими картами. Во-вторых, у нас есть компьютерное
мошенничество. При банковских картах нужно обманывать с помощью банковской
карты какого-то работника магазина. А если мы говорим про компьютерное мошенничество,
там это не обязательно.
Антон
Алфимов: Давайте разберем ситуации. Потому что не совсем
понятно.
Ольга
Арсланова: Как это происходит?
Анастасия
Рагулина: Например, я могу прийти с чужой банковской картой, к
примеру, и никто об этом особо не узнает. Такой вариант. Это тоже будет
мошенничество. У нас сейчас в уголовном кодексе появилась градация
мошенничества. То есть у нас не одно мошенничество, не одно преступление. Несколько
статей. В том числе есть такая статья – мошенничество с банковскими картами.
Есть компьютерное мошенничество.
Антон
Алфимов: Подождите, если у вас пин-код есть…
Анастасия
Рагулина: Смотрите, есть так называемое компьютерное
мошенничество. Есть целая куча различных приемов, с помощью которых преступники
могут узнать ваш пинкод, код безопасности, все, что хотите. Давайте вспомним те
же СМС, которые вам приходят на телефон: "Ваша карта заблокирована. У вас
возникли проблемы. Вот вам телефон. Перезвоните". Что вы делаете дальше?
Якобы это работники банка. У вас начинают… Давайте вы сейчас еще раз вы
подтвердите свою информацию. Давайте проверим. Вот ваша карта, номер. И человек
начинает рассказывать про свой номер, рассказывать про свой код безопасности. И
в этих ситуациях хотелось бы очень посоветовать гражданам никакие вопросы по
телефону никогда с банком не решать вот такого плана. Обязательно прийти в
банк, для того чтобы все уточнить. Потому что есть такое название – фишинг.
Это, знаете, как ловить рыбу. То есть в этом случае мошенники с помощью всяких
различных средств пытаются у вас выудить ту информацию, которая даст доступ к
вашему счету.
Ольга
Арсланова: Мне тут недавно звонили какие-то странные люди. Они
представились сотрудниками Сбербанка, что тоже было странно. Какой-то голос,
очень хорошо поставленный актерский голос.
Антон
Алфимов: Или автоответчик: "Здравствуйте, вам звонит
Сбербанк".
Ольга
Арсланова: Это был не автоответчик. Они реагировали на реплики.
Предложить какие-то особые, якобы премиальные условия, которые нужно обсудить
по телефону. И на мой вопрос "В какое отделение Сбербанка я могу подойти и
познакомиться с вами лично?" люди повесили трубку. То есть я правильно
понимаю, что вот таким образом мошенники тоже пытаются выудить какую-то информацию.
Анастасия
Рагулина: Скорее всего, вы очень правильно поступили, потому что
действительно надо как можно больше узнать информации от них, а не наоборот
дать им все, что касается ваших личных данных. Ни в коем случае этого делать
нельзя. Потому что мы же понимаем с вами, что технический прогресс затрагивает
в том числе и мошенников. Они, кстати, быстрее нас учатся всем этим овладевать.
Мы знаем про накладки на банкоматы. И даже есть такие варианты. И специальный
такой карманчик…
Антон
Алфимов: Это что такое?
Анастасия
Рагулина: Люди такую накладку специальную на клавиши. И потом у
них остаются те цифры, которые вы нажимали. Делают такие карманчики. Вы
опускаете свою банковскую карту. Она попадает вроде бы в банкомат, но на самом
деле она не в банкомате, она в этом карманчике. Вы оттуда достать ее тоже не
можете. То есть она там застревает. У вас начинаются какие-то проблемы. Тут
подходит человек специальный, который якобы прохожий, который очень хочет вам
помочь в этой ситуации и помогает вам. И говорит: "Давайте, давайте я
сейчас еще раз нажму, какой у вас там пин-код, какой у вас это, какой у вас то".
Потом помогает эту карту изъять, поскольку он знает механизм. Но в итоге у него
остаются как раз все те данные, которые были необходимы.
Антон
Алфимов: Но карту он вам отдает.
Анастасия
Рагулина: Да. Ну и что? А дальше есть возможность, допустим,
создать такой дубликат. Сейчас делают и дубликаты этих карт. И спокойно с
использованием пин-кода дальше все это делают. Столько вариантов. Вы не
представляете, насколько мошенники очень умные. Даже вплоть до того, сейчас
существует возможность… Есть такие карты, которые без пин-кода. Называется NFC-считыватель. Такая металлическая
полосочка. И мимо вас идут в метро, подходят к вам на какое-то расстояние с
таким считывателем. Раз – и у вас вся сумма… Но, единственное, что, насколько я
понимаю, пока суммы достаточно небольшие списываются – около 1000 рублей, не
больше. Вы представляете, походили в метро – и посписывали денег. И потом у вас
доход.
Ольга
Арсланова: Хоть из дома не выходи. У нас тут много сообщений.
Давайте их почитаем. "Почему в торговых залах компании "Магнит" отсутствуют
весы? Тем самым нарушается закон о торговле, пункт 7". Я думаю, что это
как раз не самое страшное.
Анастасия
Рагулина: Просто в этом случае можно обратиться к администрации
магазина с соответствующей претензией, в которой описать ситуацию, что мы,
покупатели, считаем, что в соответствии… И сами потребители могут ознакомиться
с законодательством, это не так тяжело. Действительно должны ли быть весы
контрольные, на которых можно взвесить? Это большой вопрос. На рынке должны
быть точно. Что касается магазинов… Я думаю, что тоже должны. Потому что иначе
как мы сможем проверить, действительно ли мы купили килограмм бананов, а не
меньше. А очень часто, вы знаете, уже заранее взвешивают, наклеивая такую
бумажку, сколько там конкретно в граммах или в килограммах и сколько это стоит.
Я думаю, что это вполне обоснованная претензия. Можно это сделать.
Ольга
Арсланова: "Обманывают практически везде. Сроки годности
продуктов питания в магазинах, банки при выдаче кредитов, в поликлиниках. Мы
просто уже не в силах бороться". Действительно, со всех сторон, как вы
сказали, на нас охотятся. Бороться – кроме суда какие-то еще есть механизмы?
Анастасия
Рагулина: Механизм – быть внимательным. Потому что, как я всегда
призываю людей, подумать – а почему вам вдруг что-то предлагают по какой-то
очень низкой цене? Как говорят, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Всегда остановиться и подумать: "А почему этот товар стоит столько, а не
примерно столько, сколько он должен стоить", "Почему мне предлагают
машину намного дешевле, чем она стоит на самом деле", "Почему мне
предлагают такой товар?", "Почему другой?". То есть каждый раз
задавать себе вопрос, стоит ли это делать. Я так понимаю, что покупать
продукцию лучше в магазинах, которые проверены.
Поскольку мы все так или иначе выбираем какие-то
магазины около дома, мы же в них ходим и мы примерно уже себе представляем.
Если мы, допустим, купили просроченный товар.
Антон
Алфимов: А мы не знаем. Может, нас там годами обманывают.
Анастасия
Рагулина: Но, опять же, найдутся такие очень бдительные бабушки,
которые придут домой, у них дома окажутся весы. И они дома взвесят эту
продукцию. И, соответственно, потом такое сарафанное радио – мы всегда об этом
знаем, куда стоит ходить, а в какой магазин не стоит.
То же самое с просроченными продуктами. Конечно, большинство
граждан что делают? Вот просроченный продукт. Никуда не пойду, жаловаться не
буду. А на самом деле как надо? Надо идти и жаловаться. Потому что иначе эта
ситуация будет постоянно повторяться.
И, конечно, опять же говорю: все, что касается покупок
через интернет, надо быть очень осторожны. Это должны быть проверенные сайты.
Желательно, чтобы какие-то ваши знакомые, ваши друзья уже ими пользовались, и
не раз. А иначе просто нет никаких гарантий. Все равно гарантий никто не даст.
Просто всегда быть внимательными и все-таки лучше покупать в проверенных
магазинах.
Антон
Алфимов: А что здесь больше сдерживает? Репутационные риски или
какие-то новые приемы технологической защиты?
Анастасия
Рагулина: Я даже не знаю, что здесь может больше действовать.
Понимаете, какая тут ситуация? Смотрите, репутационные риски. Тоже в том числе.
Если магазин достаточно известный, вряд ли он пойдет на такие вещи, как
разрешит у себя мошенничать.
Антон
Алфимов: А вот я не знаю. Бывали случаи.
Анастасия
Рагулина: Отдельные продавцы, может, и могут делать. Но я так
думаю, что скорее всего сразу за этим следует увольнение. Потому что репутация
для хорошей фирмы, для хорошего магазина намного важнее, чем все остальное.
Потому что делать прибыль на том, чтобы обманывать людей – это все-таки не та
ситуация, когда делаешь прибыль на том, что к тебе приходит большое количество
граждан и все довольны продукцией. Я думаю, что в этом, конечно, большой плюс.
Антон
Алфимов: А технологической защиты недостаточно в виде
подтверждения какой-нибудь операции по СМС?
Анастасия
Рагулина: Опять же, кстати, вы правильно говорите.
Антон
Алфимов: Я просто в одном достаточно известном банке говорю: "Слушайте,
у вас здесь логин, пароль и СМС-ка. Вы уверены, что этого достаточно?".
Они говорят: "Вы же понимаете, что мошеннику нужно знать и ваш
логин-пароль, и еще украсть ваш телефон. Это маловероятно".
Анастасия
Рагулина: Маловероятно. Но такая ситуация есть. Мобильный банк
нас с вами действительно очень здорово может спасти. Почему? Потому что
списание любых денежных средств тут же отражается на вашем телефоне. Это
действительно надо приветствовать. Потому что в случае чего у нас есть
телефоны, в том числе, кстати, и на карте. И обычно я всем все-таки рекомендую
этот телефон записать к себе в телефон обязательно. То есть так, чтобы он был
где-то на виду. Потому что как только у вас происходят какие-то операции с
вашим денежным счетом и эти операции к вам не имеют никакого отношения, вы
сразу должны блокировать счет с помощью звонка в банк. Тогда вы себя
обезопасите. И вообще чем быстрее вы заметили списание денег, тем больше шансов
у вас эти деньги вернуть обратно.
Антон
Алфимов: А незаметно как-то списать можно?
Анастасия
Рагулина: Если у вас на телефон СМС-оповещение подключено, нет,
конечно, у вас сразу это…
Ольга
Арсланова: Давайте еще раз это подчеркнем: украденные мошенником
деньги банк возвращает.
Анастасия
Рагулина: Должен возвратить. Но здесь задача клиента – как можно
быстрее это обнаружить. Поэтому все-таки лучше, чтобы оповещение было.
Антон
Алфимов: Любопытно. А банк возвращает украденные средства из
своих денег или он должен найти ваши?
Анастасия
Рагулина: Конечно, сам банк искать ваши деньги не будет. И вряд
ли это сможет. Ему придется так или иначе все равно обращаться в
правоохранительные органы, потому что там такие существуют… Вы просто не
представляете себе, многоходовые схемы, что найти эти деньги почти нереально.
Но дело в том, что банк при определенных условиях (и надо обязательно читать
договор, который у вас есть с банком, там обязательно будет прописано, при
каких условиях) банк возвращает те деньги, которые были списаны без участия
клиента. Тут, опять же, нужно будет доказывать, что это было без участия
клиента, потому что есть такие случаи, при которых клиент сам специально
делает. Такие махинации тоже могут быть со стороны клиента, что у него
списывают деньги, якобы он к этому не имеет отношения, а потом оказывается, что
все-таки имеет. И такие случаи были.
И, опять же, были случаи, когда банк не хотел возвращать
деньги, были судебные процессы. В общем, это все равно достаточно нервно.
Поэтому лучше все-таки, как только вы заметили, что вдруг началось списание
денег, надо тут же блокировать свой счет, тут же сообщать банку, для того чтобы
было легче потом доказать, что эта ситуация вообще имела место.
Ольга
Арсланова: Иногда смартфоны могут и подвести. Если, например, у
вас один смартфон, и в нем просто все – все онлайн-банки. И если вдруг его
украдут, я так понимаю, что доступ к счету – это не проблема.
Анастасия
Рагулина: Может быть такое. Ну как доступ к счету не проблема?
Там тоже надо знать определенные пароли. Поэтому это не так все просто. И это
все-таки какое-то время займет. Поэтому надо иметь все равно телефоны под рукой,
для того чтобы по-быстрому все заблокировать. То есть, знаете, как я считаю?
Что с человеком когда проблемы случаются, он становится жертвой преступления?
Когда он этого не ждет. Если человек готов и у него есть на этот случай хоть
какой-то алгоритм действий, тогда намного легче.
Конечно, если мы вообще не помним, какие у нас карты,
какие номера этих карт, какие там пин-коды, вообще куда нам звонить, какие у
нас банки. Бывает такая ситуация. Человек не собранный. Это прямо находка для
мошенника. В этом случае, конечно, установить, куда мне звонить и чего кому
говорить очень сложно.
Я понимаю, что это, может, смешно звучит. Сделайте
своего рода памятку, в которой вы опишите всю ситуацию, какие у вас карты.
Только, конечно, без паролей и без пин-кодов. Почему? Потому что этим тоже
могут воспользоваться мошенники или просто воры, которые к вам в квартиру вдруг
незаконно зашли. Все-таки какой-то алгоритм действий у вас должен быть. И
просто быть внимательными. То есть держать свои сумки, держать свои кошельки.
Все как всегда.
Антон
Алфимов: Еще несколько сообщений от наших зрителей. "В
коробке с яйцами кур 2х10 яйца бывают меньшего размера. Цены делают с
копейками, сдачу не дают и округляют в свою пользу. С этим можно что-то
сделать?". Нет, в кассе таких монет, которые можно было бы…
Анастасия
Рагулина: Нет, в кассе всегда должны быть. Я сколько хожу в
магазин – ни разу такого не было, чтоб мне не дали сдачу. Сдачу обязаны давать.
И это обязанность продавца.
Ольга
Арсланова: Но там если она копеечная – 2-3 копейки.
Анастасия
Рагулина: Не знаю. Мне дают все до копейки. Нет таких проблем. Но
магазин обязан. Опять же, они могут обмануть человека. Давайте так. Мошенники
выбирают человека, который соответствует каких-то им параметрам. То есть они по
нему видят, что его можно обмануть. А человек, когда он невнимательный… Почему
я говорю, что надо быть готовыми? Тогда это сложно сделать.
Ольга
Арсланова: "В селах продают списанные товары. Самые большие
обманы в магазинах с бытовой техникой. С их возвратом и гарантией". Вы с
таким сталкивались?
Анастасия
Рагулина: Я знаю, что такие бывают ситуации. Просто, опять же,
когда покупаем бытовую технику, внимательно проверять все документы. Понимаете,
мы не хотим. Мы так устали, выбирая эту технику, что мы уже не хотим смотреть, где
этот гарантийный талон, какие там печати есть, до какого числа что написано –
надо все читать. Если вы будете все читать, будет меньше…
Антон
Алфимов: Все помнят, что у вас есть 2 недели, чтобы сдать этот
без объяснений причин. Пришли домой – не работает, отнесли обратно.
Анастасия
Рагулина: Но если вы конкретно посмотрите все условия, как вы
возвращаете. Потому что знаете, как иногда в договорах пишут? "Да, все вам
вернем". А потом там мелким шрифтом что-нибудь такое там вдруг напишут.
Антон
Алфимов: "Не вернем".
Анастасия
Рагулина: Нет, конечно, "не вернем" не могут. Но
что-нибудь еще придумают. Что, например, "мы сможем вам потом 40 дней это
менять". У меня у одного знакомого забрали телефон по гарантии и не
возвращают уже третий месяц. Например, такая ситуация. И каждый раз, когда он
приходит, ему все время говорят: "Извините, простите, такая ситуация".
Это все можно делать до бесконечности. Потому что, еще раз говорю, надо читать
внимательно документы, даже когда вы сдаете вещь, например, по гарантии. Тоже
все равно все оговаривайте: когда вернут, при каких условиях. Все читать, все
спрашивать. Пускай вы лучше выглядеть, не знаю, непонятливым человеком, чем
потом будете обманутым.
Ольга
Арсланова: Пишут: "Могу ли я вернуть деньги за планшет, если
он второй раз за год ломается?".
Анастасия
Рагулина: Что написано в гарантии. Сколько она действует. И какие
там условия возврата.
Антон
Алфимов: "Купил любимого сыра в магазине самообслуживания.
Оказалось – брынза. Теперь покупаю в маленьких магазинах. Они, чтоб выжить,
дорожат репутацией". Но мы должны напомнить, что брынза – это тоже сыр.
Ольга
Арсланова: У нас есть еще минута.
Антон
Алфимов: Да, целая минута.
Ольга
Арсланова: Например, пишут, что банки оповещают только об операции
по дебетовой карте. Операции по счетам – нет.
Антон
Алфимов: Это правда.
Анастасия
Рагулина: Со счетами в банке очень сложно. Потому что в этом
случае за это отвечает точно банк.
Ольга
Арсланова: "В Комиссионном магазине продали платье. Деньги не
отдали. Через месяц магазин исчез. Обратилась в полицию – ответ такой:
признаков мошенничества нет. Правильно ли это?", - вопрос из Улан-Удэ.
Анастасия
Рагулина: Я не уверена. Потому что там какая была ситуация?
Ольга
Арсланова: Платье продали. Человек сдал свое платье в комиссионке,
его продали, а деньги…
Анастасия
Рагулина: Был ли договор или что-то? Какая-то бумага,
подтверждающая…
Ольга
Арсланова: Какие-то бумаги должны быть.
Анастасия
Рагулина: Какой-то договор с магазином, что платье сдано для
последующей перепродажи. И, соответственно, были прописаны условия, сколько
денег, в какие сроки все это должно было быть человеку отдано. И, видимо, в
данной ситуации там с документами были какие-то проблемы. Поэтому,
соответственно, полиция при всем уважении к этой бедной даме, которая хотела продать
свое платье, она ничего не может сделать, если нет фактуры, нет документов,
оснований.
Антон
Алфимов: Наше время, к сожалению, истекло. Анастасия Рагулина
сегодня была у нас в студии, юрист, доцент Московского государственного
юридического университета имени Кутафина, кандидат юридических наук. Это
рубрика "Ваше право". Спасибо.