Иван Князев: «Я сам бы мог руководить лучше», – каждый из нас, наверное, каждый раз говорит такое, когда в телевизоре видит различных политиков, чиновников, там показывают их; особенно когда их за взятки берут, вот тоже люди говорят. Друзья, в этом году нам муниципальные выборы несколько сюрпризов преподнесли, как известно: ряд поселков, поселений, районов возглавили не совсем привычные для политики и управления люди. Тамара Шорникова: Где-то уборщица, где-то воспитательница, где-то еще кто-то. Мы тут подождали немного, решили узнать, что с ними сейчас, как у них дела, как они работать начали, указы какие первые приняли. Давайте вспомним несколько историй, а потом обсудим. Легко ли вообще в нашей стране руководить во власти? Кто это лучше делает? СЮЖЕТ Тамара Шорникова: Ну вот такие примеры. Ждем ваших: расскажите, вдруг в вашем селе, городе, райцентре такой человек из народа пробился во власть. Как на посту себя проявляет? Нравится не нравится? Что-то хорошее успел сделать или еще нет? Это во-первых. А во-вторых, как вы считаете, руководить должен человек с каким-то профильным образованием или любой действительно? Иван Князев: Да спроси проще – сами пошли бы руководить? Справились бы, как считаете? Лучше, чем тот начальник, тот руководитель, который сейчас у вас есть? Тамара Шорникова: И так тоже можно, да. Иван Князев: Любовь Адамская у нас сейчас выходит на прямую связь со студией, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидат социологических наук. Здравствуйте, Любовь Владимировна. Любовь Адамская: Здравствуйте, Тамара, здравствуйте, Иван. Иван Князев: Любовь Владимировна, вы уже столько лет учите, как управлять нашей страной на разных уровнях, а сами-то ни разу не планировали пойти? Любовь Адамская: Ох, какой хороший вопрос, Иван! Спасибо вам большое, не ожидала такого вопроса. Я ровно 20 лет избиралась депутатом совета депутатов муниципального образования в городе Москве, Свиблово называется. И эту технологию я очень хорошо представляю, и я понимаю все в деталях, и опыт у меня в этом плане огромнейший, могу быть не только методистом, но и педагогом, что называется, до понимания мелких и мелких тем, которые возникают на территории. Я думаю, что..., не думаю, уверена в том, что, когда прогнозировали ситуацию, кого выводить на выборы, а это всегда так, что структура управления, которая находится несколько выше по системе управления, всегда прогнозирует, кого ставим сильного какого-то человека, которого мы хотели бы (это я от имени администрации говорю) видеть в руководстве, и ставим, например, техничку, слесаря, может быть, еще кого-то, то есть такой уже персонал обслуживающий, ну на случай того, что, конечно же, их не изберут. И вот видите, ошиблись. Это говорит о том, что прогнозирование было неверным в плане их кандидата. А вот все, что касается людей непосредственно на территории, люди четко поняли, уяснили, что сегодня совесть и честь не прописаны в полномочиях и в регламенте руководителя и руководители, как правило, не знают положения дел в народе. Иван Князев: Но там же не только, наверное, нужно положение дел знать. Любовь Адамская: И соответственно, выбрали тех... Еще раз? Иван Князев: Там же не только нужно положение дел знать, там нужно еще и знать, как эти проблемы решить. Просто хотелось узнать, вот с вами кто работал? Тут есть вот данные сайта kremlin.ru, вот смотрите, у нас в стране 11 телятниц в депутатах, 23 доярки, охотоведы 24 человека тоже в депутатах сидят. Вот с ними тяжело было, например, некоторые законы принимать? Любовь Адамская: Значит, эти люди, как правило, руководствуются совестью, честью и пониманием, какая ситуация на сегодняшний день. И вот этот вот акцент, который, я понимаю, вы хотите сделать, что кухарка, как она может управлять. А вот смотрите, совсем изменилась ситуация в то время, когда был Владимир Ильич Ленин, дедушка, и сейчас. Вот сейчас актеры Большого и Малого театра все работают кем? – техническим персоналом. И мы что, можем сказать, что они кухарки? Нет, все люди с высшим образованием. Время такое, что сейчас с двумя-тремя высшими образованиями люди вынуждены просто идти и работать, мыть пол, чинить электрику, так сложилось. Иван Князев: Это факт. Любовь Адамская: И на это акцент делать, мне кажется, сегодня неправильно, это чисто моя точка зрения, практика просто это показывает и доказывает. Иван Князев: Любовь Владимировна, речь не об этом, речь о том, какими навыками все-таки управленец должен обладать, в частности если о депутатах заговорили. Любовь Адамская: Значит, все, что касается... Вот Хамза Геннадьевич, который был до этого депутатом и стал сейчас главой, он практически готов, он готов на 90% руководить территорией муниципального образования, он эту всю технологию знает, по нему вообще вопросов нет никаких, и он будет эффективный управленец. Да, он может посмотреть, как правильно он сказал, по трате денег, это бюджетные деньги. Там небольшие в муниципальном образовании деньги, там не так много полномочий. Более того, полномочия еще и не сопровождаются, очень многие полномочия, именно бюджетными средствами. По нему вопросов нет. Все, что касается педагога... Если бы у нас педагогов больше было бы в Госдуме, то у нас и законы отвечали бы сегодняшнему времени, они не были бы такими выхолощенными, как они есть сейчас. Вот буквально сегодня сталкиваюсь с тем, что, оказывается, чтобы создать общественную организацию, нужно пройти адовы круги, и я удивляюсь этому, прихожу в банк и говорю: как же так, неужели наши законодатели этого не понимают? На что, значит, обслуживающий персонал банка и говорит: «Любовь Владимировна, ну инициируйте, пожалуйста!» Я говорю: «К сожалению, не тот статус». Поэтому, может быть, вопрос только по Марине Повалихиной, но у нее совсем маленькое муниципальное образование, у нее совсем немного денег, и она мама троих детей, у нее ответственность гораздо выше, чем у любого другого руководителя. Поверьте, она никогда не примет неправильного управленческого решения, она может посоветоваться, она каждый рубль будет отслеживать. Может быть, она что-то не знает, но поверьте, как мама она прошла такую жизненную школу, что порой ей можно больше доверять, чем любому другому человеку. Тамара Шорникова: Это мы о Марине Угодской сейчас из Повалихинского сельского поселения, да? Любовь Адамская: Да-да, Марина Повалихина, я о ней говорю. Тамара Шорникова: Это сельский населенный пункт. Любовь Адамская: Так как, Тамара, именно о них сейчас был разговор и буквально только у Марины акцент поставили, что у нее нет образования, она просто мыла пол. Тамара Шорникова: Давайте послушаем... Иван Князев: Однако главный вопрос решила, покупка дров для социальных объектов, между прочим. Любовь Адамская: Конечно. Иван Князев: Весьма себе такой еще вопрос. Тамара Шорникова: Послушаем мнение наших телезрителей. Альбина, Тюмень, здравствуйте. Алло, Альбина? Иван Князев: А, не дождалась нас Альбина, ну ничего страшного. Тамара Шорникова: Может быть, во власть ушла, баллотироваться? Расскажите, вы могли бы действительно управлять селом, городом, страной, быть может? Какие законы бы приняли в первую очередь? Вот нам пишут, Саратовская область: «Руководить может любой, если есть желание». А Архангельская область так, со скепсисом: понимаете, мол, вот так у нас все в стране потому и не очень, потому что у нас «Роскосмосом» руководит журналист и так далее, и так далее, и так далее, можно цепочку продолжать. Все-таки, на наш взгляд как педагога, какие-то навыки именно профессиональные, не знаю, понятие, что такое бюджет, госзакупки, еще что-то, вот это все нужно? Любовь Адамская: Это называется профессиональной компетенцией. Тамара Шорникова: Ага. Любовь Адамская: Безусловно. Но для этого открыты сейчас социальные пространства, никаких проблем в этом нет. Если мы хотим что-то узнать о бюджете, так как сейчас, допустим, полномочия обязывают, можно пройти эти курсы. В этом вообще никаких проблем не вижу. Да, конечно, если, например, изначально ставится перед студентом задача, значит, овладеть компетенциями и он видит себя в будущем управленцем, безусловно, конечно, необходимо получать знания и навыки. Но по навыкам еще скажу вам один перекос: мы приняли, государство приняло Болонскую систему образования, и отдается на откуп практика на IV курс только, и на IV курсе мы даем практику студенту, мы его отправляем в министерство, в ведомство, в агентство, 4–5 недель, а затем выдаем ему диплом, что он управленец. И вот вы мне теперь ответьте: ему дополнительно нужно изучать еще что-либо в практике? Конечно, нужно. А вот в период СССР у нас другая система образования была, советская, ее сейчас очень многие как бы говорят, что..., ну не очень лестно отзываются. Но тем не менее мы со II курса с 1 семестра проходили профессиональную практику, сегодня мы такой возможности как бы лишены. Вот и пообсуждайте, что хорошо, что есть плохо. Есть перекосы везде. Да, действительно, очень хорошо, идеальная формула, когда человек и совестливый, и честный, и всеми компетенциями он влияет, идеально. Но к сожалению, данная идеальная формула сегодня в системе управления отсутствует, поэтому, конечно, лучший вариант, пусть у него будет совесть, пусть у него будет честность, пусть он будет ответственным, и уж что касается компетенций, он научится, этому сейчас можно научиться, технологий много. Делаем акцент на совесть и на честность, потому что в полномочиях и в регламенте чиновника это не прописано. Тамара Шорникова: Коротко еще Калужская область: «Если нет денег в муниципалитете, не каждый сможет руководить». Есть ли шанс... Иван Князев: Не каждый пойдет, наверное. Тамара Шорникова: Есть ли шанс у тех людей из народа что-то изменить как-то? Любовь Адамская: Шанс всегда есть, другое дело величина шанса какая. Да, на муниципальный сегмент никто не желает идти. Я сейчас даже среди студентов в аудитории вижу и очень много говорю им по муниципальному сегменту, и они так это, знаете, скептически говорят: «Нет, мы бы хотели в министерстве работать, в ведомствах каких-то, зачем нам эта муниципалка». Иван Князев: Какие они интересные. В Магадане, вон, вообще никто не хочет идти мэром работать, не знаю, по-моему, до сих пор там старый трудится мэр, уже не знает, когда его отпустят на свободу, домой. Любовь Адамская: Да. Так а почему, Иван? Потому что есть бюджет, он очень маленький, есть много ответственных моментов, они не финансируются, они обозначены, они внесены в ответственность, но они не финансируются. Это опять мы повторяемся и говорим, 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»: полномочия федеральные органы дают на территорию, а финансирование не дают. И если вот в нашем с вами случае приходят люди из народа, то, конечно, им будет тяжело, но они все равно лучше справятся, чем те, которые приходят, как правило, по указивке начальства сверху. Тамара Шорникова: А о конкретных примерах сейчас еще поговорим с другим экспертом. Спасибо Любови Адамской, доценту кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидату социологических наук. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Слушаем звонок от Брянской области, Валентин дозвонился. Валентин, слушаем вас. Зритель: Алло, можно говорить? Тамара Шорникова: Давайте. Зритель: У моего тестя образование было 4 класса, он был председатель колхоза. Построил много сараев, по своей инициативе клумб и медпункт. Потом пришли дети полицаев с высшим образованием, его сместили и все поразвалили. Вот так... Тамара Шорникова: Прямо сейчас драма в двух частях от вас, Валентин. Зритель: Он защитник Ленинграда, пришел, значит, с тремя ранениями, грамота, и письмо с благодарностью приходило всегда после Дня Победы. Иван Князев: Валентин? Зритель: Да? Иван Князев: У вас поселение как называется? Зритель: Поселение Глуховское. Иван Князев: Валентин, вот давайте представим, вот вы прямо сейчас его возглавляете. Что в первую очередь сделаете? Вот чего у вас там не хватает, что нужно прямо сделать? Зритель: Сейчас пришел, короче, честный человек, сейчас нормальный. Иван Князев: То есть ничего делать не надо, пускай сам справляется? Вы бы ничего не сделали? Зритель: Ну, сейчас все развалено, поэтому деревня без работы, люди спиваются. Ну а что сделает председатель сельского поселения? Ничего. Иван Князев: Понятно. Спасибо вам, Валентин. Тамара Шорникова: Да, понятно. И вот Валентину даже не хочется, «а пускай сам справляется». Иван Князев: Да, пускай. Тамара Шорникова: Давайте послушаем мнение Дарьи Кислицыной, руководителя региональных программ Экспертного института социальных исследований. Здравствуйте. Дарья Кислицына: Коллеги, добрый день. Я вот буквально на последнее предложение предыдущего спикера попала. Мое-то мнение как раз-таки заключается в том, что ключевая история – это история про компетенции. Потому что любая управленческая история, при всем уважении к различным кейсам, тем не менее требует определенных знаний, определенных навыков. Даже такой ключевой вопрос, как бюджетирование, в нем важно разбираться, понимаете, из каких частей это состоит, как деньги получить, как деньги потратить. Естественно, что в основе должен лежать принцип максимально возможной пользы для каждого жителя, но тем не менее от красивых слов чтобы перейти к реальным действиям, вот в этой пустоте такой, в черном ящике для многих непонятном и лежит зона компетенций, и в ней очень важно... Иван Князев: Ох, Дарья Олеговна, ох, Дарья Олеговна, так разбираются некоторые хорошо в бюджетных процессах, что потом Следственный комитет в томах уголовных дел не успевает справки подшивать, куда что ушло. Дарья Кислицына: Ну, понимаете, тут мы можем в дискуссию уйти такую контраргументационную с конкретными примерами или без примеров. Но моя-то какая позиция? Если человек хочет поучаствовать в управлении, есть достаточно широкий набор практик, через которые можно в разных формах интегрироваться и в региональные истории, и в муниципальные истории. Я вот хотела такими различными кейсами поделиться, наверное, для тех, кому это действительно может быть интересно, кто хочет как-то вовлекаться в общественно-политическую жизнь. Иван Князев: Давайте. Дарья Кислицына: Мы такие истории собираем, и, собственно говоря, вот основные направления, которые я вижу. Первая история – это все, что касается благоустройства. Благоустройство – это то, что является одной из ключевых проблем, касается каждого: мы хотим ходить по ровным дорогам, чтобы не было ям, чтобы красиво выглядели набережные и так далее. Как правило, муниципалитеты, города, регионы очень сильно идут в сторону открытости в этом направлении, очень много разных проектов, не знаю, от выбора формата благоустройства набережной до, собственно говоря, того, на что можно потратить деньги запланированные в благоустройстве, на какие статьи расходов, жители могут в этом участвовать. Тут надо смотреть каждый конкретный случай, но в целом такого очень много, если интересно, смотрите в своем муниципалитете, что называется. История про так называемый народный бюджет, или более сложно это называется партиципаторный. Тоже тренд, я бы уже сказала, не нескольких лет, а вот вообще десятилетия. Очень много где по регионам это происходит в разных формах. Это может быть бюджетная комиссия, а иногда это просто условно какая-то вечевая история, когда в принципе каждый желающий может свое мнение высказать, кто-то более компетентен, кто-то менее, но оно будет открытым, честным, собственно говоря, это вот такое прямое волеизъявление. Потом, если мы говорим про форматы взаимодействия с властью, их становится действительно очень много, и это не пресловутые слова про то, что власть открытая, а про то, что можно реально пойти и оставить свое мнение через различные порталы обратной связи, через написание вопросов, предложений, жалоб в Instagram первых лиц, тоже очень популярная практика. И вот все-таки если мы говорим про реальное вовлечение, то очень много форматов так называемого общественного контроля. Кто-то контролирует ремонт дорог, кто-то строительство контролирует, кто-то... Ну вот сейчас особенно актуальна медицина, там отправление и получение медицинских услуг, я не говорю только про COVID, а вообще про широкую сферу. Очень, на мой взгляд, активно развивается история с так называемыми общественными или народными советниками. Ну вот особенно новые губернаторы которые приходят, им присущ такой более открытый стиль, и, собственно говоря, в регионах это по-разному происходит. Но процедура, если там посмотреть на логику, достаточно простая: собирается некая инициативная группа, куда может подать заявку любой желающий, и если даже, вот тут важный момент, чтобы мы от голословных историй, что «я хочу поучаствовать», пришли к реальным, поучаствовать чем? У тебя есть какое-то предложение, какая-то идея; собственно говоря, ты с этой идеей выступаешь, ее предлагаешь власти и обсуждаешь. Такие форматы тоже есть, просто большой вопрос, что иногда мы о них не знаем и о них важно рассказывать. Вот про некоторые из них я попыталась рассказать. Тамара Шорникова: Спасибо. Давайте узнаем предложение или вопрос от Елены из Санкт-Петербурга, вместе послушаем звонок от телезрителя. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Спасибо вашему телеканалу, спасибо ведущим вашего телеканала, вы классные ведущие. А еще сейчас не по теме хочется выразить: суперклассные телеведущие – это Артем и его команда на «Первом канале», потом Соловьев по «Россия 1» и Корчевников по «Россия 1». А теперь по теме... Иван Князев: Передадим, да. Зритель: Руководителям желательно, чтобы из народа иногда выбирали хотя бы, потому что народ более знает проблемы в своих регионах, вот. И еще хочется, чтобы руководителями становились люди, имеющие честь и совесть, вот. И также чтобы, ну, фильтрация была на место руководителей, чтобы не проходимцы не попадали на место руководителей, вот. А также необходимо, чтобы контроль был за руководителями, чтобы не воровали бюджетные, народные деньги. Это мое мнение. Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо. Иван Князев: Спасибо вам, Елена. Дарья Олеговна, вот такой вопрос. Ну вы же общаетесь с молодыми людьми, ну не очень молодыми, которые собираются идти потом руководить опять же муниципалитетами, городскими поселениями, городами и так далее. Вы задаете им иногда вопрос, зачем они туда идут? Вот что они отвечают? Дарья Кислицына: Зачем идут во власть? Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Да. Дарья Кислицына: Спасибо за вопрос, он такой сложный, мы там можем уйти в какую-то теорию власти. Многие идут во власть ради власти, это тоже достаточно понятная формула, амбиции, амбиции в хорошем смысле, когда ты понимаешь, что ты можешь что-то изменить, понимаешь, как ты можешь это сделать и что лично от себя ты можешь привнести. Потому что давайте... Иван Князев: Дарья Олеговна, я просто, понимаете, хотел услышать ответ хотя бы один «принести пользу государству, своему народу и своей стране». Дарья Кислицына: М-м-м... Иван Князев: Не амбиции, не власть ради власти. Дарья Кислицына: Подождите, амбиции... Вы понимаете, что такое амбиции в этом смысле? Чтобы принести пользу, надо что-то уметь. Ты не можешь принести пользу просто желанием принести пользу, на мой взгляд. Вот, например, вы же задали вопрос телезрителю буквально 10 минут назад, что бы он сделал. Я боюсь, что большинство собеседников на этот вопрос не будут иметь какого-то конкретного ответа. А вообще, конечно, любой государственный служащий муниципальный в своей основе должен нести идею служения, она базовая во власти должно быть, я здесь абсолютно согласна. Иван Князев: Поэтому он служащим и называется. Дарья Кислицына: Конечно. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое. Дарья Кислицына, руководитель региональных программ Экспертного института социальных исследований. Тамара Шорникова: Да. Мы успеем еще один телефонный звонок послушать? Иван Князев: Успеем. Тамара Шорникова: Антонина, Рязань. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я считаю, что руководить может не любой, а этот человек должен быть компетентный профессионал. Я 50 лет проработала в органах связи в Приморском крае. Наш руководитель прошел от монтера до руководителя управления связи Приморского края, там 7 тысяч человек работало. Он сейчас покойный, царство ему небесное, Мельников Геннадий Васильевич, он много сделал хорошего для края и для связи. И так же все директора заводов, они ведь не скакали со студенческой скамьи прямо на пост директора завода, как сейчас, наверное, бывает, потому что он родственник чей-то, или друг, или сокурсник. Иван Князев: Ага. Зритель: Я считаю, что для того, чтобы руководить людьми, должен быть жизненный опыт и профессионализм, вот это мое мнение. Иван Князев: Спасибо, спасибо вам большое, Антонина. Ну вот кстати... Тамара Шорникова: Хороший итог. Иван Князев: Да. Большинство наших телезрителей в своих SMS полностью соглашаются, что понятно, что нужны, конечно же, какие-то компетенции, нужно знать, как руководить бюджетными процессами, что делать и как делать. Но главное, наверное, как соглашаются наши телезрители, не забывать главную цель, для чего ты работаешь и для кого. Скоро продолжим.