Руслан Брагин: В России до XVII века водка продавалась только в аптеках как лекарство. Для веселья пить стали только в XVIII веке
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ruslan-bragin-v-rossii-do-xvii-veka-vodka-prodavalas-tolko-v-aptekah-kak-lekarstvo-dlya-veselya-pit-stali-tolko-v-xviii-veke-59526.html Петр Кузнецов: На эксперта давайте теперь еще одного. По этой теме у нас Руслан Брагин. Брагин! Эксперт по истории русского алкоголя. Руслан, здравствуйте.
Руслан Брагин: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Руслан, скажите, пожалуйста, вот алкоголь и праздники у нас в крови, причем буквально, можно сказать. Мы любим отдохнуть так, что потом плохо, но нам важно здесь и сейчас. Это особенность? Это наша придумка какая-то? Или это так человек устроен просто вне зависимости от национальности? Что веселиться нужно вот… для этого и придумывался алкоголь человеком.
Руслан Брагин: Ну алкоголь существует уже там почти 5000 лет, от него нам никуда не деться. Вы знаете, все зависит от социальной группы, от воспитания, от образования. То есть ну в основном мы говорим о культуре пития, хотя этот термин достаточно условный.
Вот, например, у русских дворян там в XVIII веке были такие маленькие рюмки «мухи», то есть рюмки, в которых ну там 20 грамм, вот, и на праздничном обеде было там порядка 25 блюд. Так вот, пили, естественно, напитки совершенно другие, были дистиляты, ректификация еще не была изобретена, и там другой химический состав. То есть, ну скажем так, 500 лет был напиток хлебное вино и дворянские ароматные водки.
Водки вообще там в XVII веке продавались только в аптеках, и они были от всех болезней там – крепительная, от поветрия, там любовная, супружеская и другие были водки. А потом уже стали пить там где-то с XVIII века для удовольствия, то есть уже появились ароматные водки. То есть культура пития – это история дозировок, по сути, по-простому говоря.
Петр Кузнецов: Да, вот, Руслан, извините, пожалуйста, как раз хотелось узнать, а пили до какого? То есть до упора, вот упал – все, заканчивали? Или останавливались?
Тамара Шорникова: Или «под мухой» – это именно под одной стопочкой?
Руслан Брагин: Да, «под мухой» – это как раз отсюда пошло, вы совершенно правы. Это история, повторю, социальной группы, воспитания, образования. То есть у дворян считалось на самом деле очень неприлично ну вот напиться допьяна, как тогда говорили.
Ну надо понимать, что 2% было дворян и 60% крепостных крестьян, которым никто пить не давал особенно. Вот. То есть, по сути, нация не пила русская, как это ни странно прозвучит. Ну там барин может выкатывал на праздник бочку пива или меда в каком-нибудь XVII веке, и вот вся деревня значит там один день в году там пила. Вот, а, например, самогоноварение при Иване Грозном наказывалось там сажанием на кол, то есть запрещена была продажа.
Поэтому надо понимать историю. То есть пили социально ответственно в основном русские дворяне. Но так как люди, человек слаб, то, естественно, кто-то там передозировку допускал.
Я вам скажу, знаете, что? Норма Всемирной Организации Здравоохранения, не знаю, вот доктор, которая выступала передо мной, озвучивала их? Вот, для мужчины 75 килограмм, 45 лет, без хронических заболеваний – 150 мл сорокаградусного алкоголя в сутки. То есть это 3 рюмки. Вот держите в уме, это можно пересчитать на безводный спирт, можно пересчитать на вино, на пиво, но держите в уме, что вот четвертая рюмка – лишняя, и вот вам будет культура пития.
Тамара Шорникова: Нет, нам до этого строже выставляли требования, там все после первой рюмки заканчивалось веселье.
Петр Кузнецов: Там математики не были. Кстати, о веселье. А пили именно (еще в истории хотелось бы задержаться), пили именно по праздникам? То есть при радужном исключительно событии?
Руслан Брагин: Да нет, вы знаете, я говорю, все зависит от социальной группы. Представьте себе вот богатых. Ну то есть расслоение общества, там возьмем XVIII век, там XIX век, оно было гораздо сильнее, сейчас все-таки ну мы говорим, что у нас нет среднего класса. На самом деле он есть. Вот, то есть пили в принципе немного, и было ну, конечно, некоторое пресмыкание перед Западом, особенно после войны с Наполеоном.
Екатерина II, например, вообще запретила импорт крепкого алкоголя, понимаете? То есть и вот наши эти помещики они вот в казну продавали это хлебное вино. То есть говорить – надо всегда смотреть на социальную группу. То есть, если у нас с вами крепостное право, и пить запрещено, то соответственно 60% населения не пьет, потому что ему запрещено.
Вот, офицеры какие-то, поручики там, гусары, генералы там, конечно, пили, вот и ну в основном пили, кстати, завозили так называемые фряжские вина, или там рейнские вина – это ну импортные скажем вина, там итальянские, французские, немецкие и так далее. Вот. Но в основном нация была малопьющая.
Если вы возьмете все таблицы по тому, сколько выпивают французы, там англичане, немцы и русские, то есть мы там в XIX веке были ну не на первом месте, мы были на каком-нибудь там седьмом месте.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Петр Кузнецов: Спасибо, Руслан. Руслан Брагин, эксперт по истории русского алкоголя. Побывали в истории мы за эти 3-4 минуты общения.
Руслан Брагин: В России до XVII века водка продавалась только в аптеках как лекарство. Для веселья пить стали только в XVIII веке