Рынки против супермаркетов. Кому больше доверяют потребители?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/rynki-protiv-supermarketov-komu-bolshe-doveryayut-potrebiteli-60325.html
Дмитрий Лысков: А вот и «ОТРажение».
Между прочим, интереснейшую социологию опубликовал ВЦИОМ. Оказывается, большинство наших сограждан фермерским рынкам предпочитают супермаркеты.
Марина Калинина: Вот несколько цифр. Порядка 83% опрошенных покупают продукты в крупных магазинах. И только 61% отдают предпочтение рынкам.
Интересна реакция людей на инициативу ограничить работу супермаркетов по выходным для того, чтобы стимулировать развитие рынков: 50% высказались категорически против, а 43% – за.
Дмитрий Лысков:А вы где предпочитаете покупать продукты – на рынках или в супермаркетах? И почему? Звоните, пишите. Составим свою статистику.
И такой же вопрос задавали наши корреспонденты жителям Бийска, Казани и Ивановской области. Вот давайте посмотрим, что они ответили.
ОПРОС
Марина Калинина: Мы хотим спросить вас, присылайте нам свои мнения.Где покупаете продукты вы – на рынке или в супермаркетах? В конце обсуждения этой темы подведем итог. Ну а пока…
Дмитрий Лысков: …о потребительских предпочтениях россиян поговорим с экспертом.
Марина Калинина: Да, поговорим с экспертом.
Дмитрий Лысков: К нам присоединяется Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «ЭкоДеревушка». Сергей Валер… Сергей Валерьевич, прошу прощения, наверное, вы слышали сейчас наш небольшой опрос на улицах российских городов и переживали, потому что люди не идут на фермерские рынки.
Сергей Балаев: Да, всем добрый день.
Ну, людей можно понять, почему они не идут на фермерские рынки, ну, если мы говорим про Москву и Московскую область, потому что у нас в регионе фермерский рынок ничем не отличается от сетевого магазина. Продукция там та же, что и в сетях. Фермеров там нет, но есть название «фермерский рынок».
Дмитрий Лысков: А в чем принципиальное отличие тогда? Поясните нам, пожалуйста. Как так, что принципиального отличия нет – что в магазине одни товары и на рынке одни товары, и одно название?
Сергей Балаев: Я вижу, что я вам немножко удивил своим ответом.
Дмитрий Лысков: В общем, да.
Сергей Балаев: Смотрите…
Дмитрий Лысков: Мы же привыкли к тому, что рынок – это прямо то, что с грядки привезли, а в магазине – это все-таки какие-то крупные поставки.
Сергей Балаев: Ну, что такое рынок на сегодняшний день? Если мы возьмем наши впечатления десятилетней давности, то рынок был рынком, и там были фермеры. На сегодняшний момент, чтобы на рынок попал фермер, он должен выиграть в электронных торгах. Электронные торги устраивает Правительство Москвы. Выиграть в них фермеру невозможно, потому что это идет за несколько секунд, и выигрывают просто обычные перекупы.
Многие из них выполняют требование: они открывают крестьянское (фермерское) хозяйство. Но корову им держать не надо, козу им держать не надо, они на этих животных посмотрят просто по телевизору. Покупают все то же самое, что в сетях, на базе и продают под видом сельского производственного кооператива или своего хозяйства.
Ну, в регионах, может быть, немножко не так. Весной и осенью мы видим, что даже на каких-то уличных рынках появились бабушки или еще кто-то со своей зеленью, петрушкой. Но, как правило, эти бабушки едут на оптовую торговлю, покупают там укроп, петрушку и везут под видом своего выращивания к себе, на рядом находящийся рынок. И пока не изменится ситуация, на рынке фермеров не будет. Когда допустят – тогда они начнут продавать свою продукцию.
Марина Калинина: А что мешает? Вот какие сейчас проблемы основные у фермеров?
Сергей Балаев: Что мешает? А тут надо спрашивать у Минпромторга, почему они так сильно не хотят видеть фермеров. По-видимому, они обычные коммерсанты, и они хотят… Ну смотрите. Любой человек, который на базе купил пальмовый сыр и продает под видом своего, любой человек, который продает на рынке за 150 рублей или за 200 рублей творог, у него он всегда одинаковый, всегда он его покупает на заводе, он настоящий, и он всегда будет.
У основного количества фермеров это сезонные товары: помидоры, огурцы, та же зелень. Ну, я с мясом, может быть, и не совсем сезонный. Торговец, владелец рынка хочет видеть стабильность. А стабильность – это чтобы у него ежедневно арендовали прилавки и продавали продукцию.
И вот для тех, кто хочет посмотреть… Вот сейчас клубнику показывают у нас на заставке, да? Для тех, кто хочет посмотреть, откуда клубника, ну, вы не поленитесь, сзади продавца зайдите и посмотрите на ящики. Если на этих ящиках не написано Made in Turkey и все остальное – значит, они будут немножко кривенькие, косенькие. Ну, скорее всего, из Астрахани или из Армении, откуда-то привезли. Но сам фермер на рынок не попадет. Это будет в любом случае перекуп.
Дмитрий Лысков: У нас есть телефонный звонок – Ирина из Твери. Ирина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Что вы предпочитаете?
Зритель: Я предпочитаю больше гипермаркеты.
Дмитрий Лысков: Почему?
Зритель: А почему? Потому что, например… Я не знаю, конечно, но у некоторых пенсионеров большая пенсия, у кого-то маленькая. У нас с мужем не такая большая пенсия, поэтому как-то на рынке… Мы хотели бы, может быть, купить качественную продукцию, домашнюю, но там все-таки дороговато. А мы ходим в наши гипермаркеты, потому что там, во-первых, есть акции, можно подешевле купить. А во-вторых, потому что… Например, с утра в некоторых магазинах наших продают продукцию, у которой, например, три дня остался срок годности, четыре – подешевле. Поэтому больше предпочитаем гипермаркеты. Конечно, хотелось бы на рынке, но…
Дмитрий Лысков: Спасибо вам за ваше мнение, за ваш рассказ.
Сергей Валерьевич, вот я смотрю еще и SMS-портал. Вот из Республики Коми нам сообщают: «Фермеры у нас сами торгуют с машин, в палатках. И качество у них лучше, чем в сетях». Из Якутии: «Покупаем у местных фермеров молочку и другое. Дорого, но очень вкусно». Из Мурманской области: «Покупаем в супермаркетах, так как там ДЕШЕВЛЕ. Это главное. Хотя на рынке, может, и натуральное, но дороже».
Так, может, дело не в том, что фермеры не могут войти на рынки, там сплошные перекупщики? А может, потому, что фермерский продукт дороговат стал для простого потребителя нашего?
Сергей Балаев: Я вам отвечу на этот вопрос очень просто. Ну, во-первых, сначала по поводу машин и фермер, торгующих рядом с рынком. У нас в Москве так же было раньше, сейчас такого нет. В регионах это продолжается. Молодцы и главы, и губернаторы, правильно делают. Спасибо им большое за это!
Что касается курицы или куска мяса, или куска индейки. Вот тем, кто говорит, что хочет подешевле. Ну, хотите, я вам скажу, из чего делают, например, творог, который за 150 рублей продается на тех же фермерских рынках? Хотите я вам рецепт скажу?
Марина Калинина: Давайте.
Сергей Балаев: Чтобы сделать тонну, в общем-то, этого так называемого творога (я его называют «шмурдяк»), нужно взять 850 литров воды и 150 килограммов двухкомпонентной химии. И никакое молоко там не нужно. Ну конечно, он стоит 150 рублей. Можно купить подешевле.
Но если мы говорим о натуральном продукте или хотя бы о курице… Вот если бы человек узнал правду, положил бы эту курицу заводскую на тарелку и волшебной палочкой махнул бы – и вся вода, которой накачана курица, все антибиотики, все, что там накачано, легло бы рядом в тарелочке. И он бы посмотрел, сколько он купил воды, а сколько он купил бы мяса. Вот в чем отличия.
И вопрос: а вдруг фермеры будут продавать такую же некачественную продукцию, но по цене фермерской? Ну, здесь можно посмотреть и отличить. Как правило, этого не происходит. У вас выбор…
Дмитрий Лысков: Просто еще…
Сергей Балаев: У вас выбор: или вы получаете творог настоящий, или вы покупаете воду, которая с химией, но она по запаху прекрасная, она вкусная. Ну, это идеальный творог по вкусу! И цена – 150 рублей. Пожалуйста! Ну, кто хочет, может купить вот это.
Дмитрий Лысков: Это касается молочки, хорошо, курятины. Но вот, опять же, у нас SMS-портал просто разрывается! Свердловская область: «Сегодня картофель у частника, у фермера – 60 рублей за килограмм, средний по величине, а в торговых сетях: в одной – 40 рублей за килограмм, крупный, в другой – 82 рублей/килограмм».
Сергей Балаев: Давайте я тоже отвечу на ваш вопрос…
Дмитрий Лысков: Простите, еще одно сообщение, это из Ленинградской области: «У фермера черешня – 600 рублей, а в «Магните» по 314 рублей». Я думаю, что критерий выбора… Ну, картошку и черешню, наверное, не накачивают водой.
Сергей Балаев: Да, конечно, не накачивают. Вы знаете, как работают сети? У сетей контракт, контракт с сельхозпроизводителями. И когда есть сезонная цена, то этот сельхозпроизводитель не может продать дороже, и продает себе в убыток. Что делает сеть? Да, для гражданина это хорошо, для конечного покупателя цена меньше. Но что делает сеть? Она после того, как разорится этот сельхозпроизводитель, найдет другого и сделает с ним все то же самое.
Цена должна быть адекватной и честной. Когда что-то дешевеет, надо, чтобы это опускалось. Когда что-то дорожает, должно дорожать.
Дмитрий Лысков: Сергей Валерьевич?
Марина Калинина: Сергей?
Дмитрий Лысков: У нас какие-то проблемы со звуком.
Сергей Балаев: Слышно меня?
Марина Калинина: Да-да-да.
Дмитрий Лысков: Вот теперь слышно.
Сергей Балаев: У нас фермеров не осталось. Чем меньше фермеров, тем дороже цена. Конечно, есть люди, которые назначают свою ценовую категорию. Ну, ему очень нужны деньги. И такие есть. Но чем больше сельхозпредприятий будет развиваться, тем будет дешевле цена и больше товара.
Вот огурцы сейчас показывают. Вы понимаете, можно огурец вырастить за три дня таких размеров, как человек сейчас собирает. А можно за неделю или полторы. И вот тот огурец, который вырастет за три дня, да он даже в бочке, в банке будет взрываться, потому что там одна химия. Человек долен выбирать. Качественный товар дороже только потому, что его всегда меньше на выходе и он сложнее в выращивании. А здесь уже можно понять, какая картошка из какой страны. Может быть, они баржами купили, и для них там суперскидки сделали и так далее.
А черешня… Ну, по черешне я ничего не могу сказать, в Московской области ее не производят. Возможно, у сети где-то контракты в Египте или еще где-то. Конечно, египетская черешня будет дороже, чем краснодарская. Но и по вкусу они будут совершенно разные.
Марина Калинина: Давайте послушаем наших зрителей, очень много звонков. Ольга из Московской области. Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Ольга, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Алло. Здравствуйте.
Марина Калинина: Да. Говорите, пожалуйста, мы вас слышим.
Зритель: Я хотела сказать, что я бы с удовольствием покупала продукцию на рынке у частников, но мне приходится покупать продукцию в гипермаркетах и супермаркетах, потому что те площади, которые отведены под рынок, там построены коммерческие палатки, занятые коммерческими структурами. Это стоит бешеных денег, простому человеку туда не прорваться. И в результате все эти бабушки, у которых я с удовольствием покупала бы картошку, зелень, рассаду, цветы, они все сидят вдоль дорог. И в Московской области это тоже, в общем-то, запрещено. Вот такой вот результат получается. Я не говорю про мясо и рыбу, я говорю про обычные продукты: про зелень, про цветы, про рассаду. И совершенно негде простому человеку прийти и продавать, потому что площади заняты коммерцией.
Марина Калинина: Да, спасибо.
Дмитрий Лысков: Спасибо за ваше мнение.
У нас есть еще один телефонный звонок – Ирина из Самары. Ирина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я хочу сказать, что я живу в Самаре, в городе. Я покупаю, стараюсь покупать в гипермаркетах: «Пятерочка», «Ашан», «Магнит», «Лента». Только в этих магазинах, потому что я не доверяю ни бабушкам, ни людям, которые торгуют, приезжим, ну, восточных национальностей. Дело в том, что все это покупается на базах. У меня тоже есть дача, и у меня на даче до такой степени все не растет, как растет у бабушек. Я знаю прекрасно, что бабушки, кто дачники, они тоннами сыплют удобрения химические, поэтому я им не доверяю.
А в гипермаркетах, в «Ашане» – там все проверено. Во-первых, вес правильный. Ну и цена бывает нормальная. Из-за того, что… Зимой, например, где можно вырастить помидор, кроме как в Турции? Там солнце всегда и так далее. Вот в таких южных странах, где очень много солнца: Турция, Израиль, ну, все эти южные страны, теплые страны. Поэтому я стараюсь покупать только в гипермаркетах, только.
Дмитрий Лысков: Спасибо, спасибо, Ирина.
Марина Калинина: Спасибо, Ирина.
Дмитрий Лысков: Сергей Валерьевич, может быть, это и правильно, что фермерский, натуральный, с любовью и руками выращенный продукт дороже, чем массовый, да? Но сколько было разговоров о том, что для фермеров вроде бы самая удобная ниша – это эти экопродукты, специальные магазины с экопродуктами. Ну да, они будут дороже. А что же поделать? Ну, это для тех людей, которые следят, я не знаю, за фигурой, за образом жизни и так далее. Насколько сейчас развивается в этом направлении фермерство?
Сергей Балаев: Смотрите. Сельхозпроизводители на сегодняшний день все сами по себе. Их не становится больше, их становится только меньше. И для того, чтобы вырастить продукцию, нужно только желание и умение. А вот для того, чтобы попасть на точку сбыта, в любой место – или в сети вы попадаете, или же на рынок, – то это целая головная боль, которая в нашей стране не выстроена и не построена. И нам нужно обязательно это сделать.
Марина Калинина: А почему вы не объединяетесь в кооперативы? Это не выход?
Сергей Балаев: Смотрите. Во-первых, в кооперативе есть субсидиарная ответственность, вот такой закон. И наши фермеры могут не доверять друг другу. Но дело даже не в кооперативе. Кто может побороться из фермеров с целой системой? Да хоть сто человек соберутся вместе! Они куда пойдут? В министерство? В какое? Они что будут требовать?
Вот есть Общественное телевидение, и вот оно должно ставить задачи для нашего населения. Есть другие виды каналов. Вот мы говорим, что есть потребность. Должны быть сети, и они должны быть обязательными, по-другому никак. Должны быть маленькие магазины, частные магазины. И должны быть рынки, называться фермерскими. Если там нет фермеров, то пускай переименуют, пускай назовут их просто «торговцы и спекулянты», как угодно. Если там есть фермеры, то тогда пускай пишут «фермеры». И мы тогда с вами будем получать разную продукцию.
И каждый из нас будет знать, что он пошел в супермаркет и купил пакет «Вимм-Билль-Данн». Пожалуйста! Он имеет право купить этот пакет. И там будет на этикетке написано то, что есть. Он пошел на рынок и купил яблоки, но только на яблоках будет написано «краснодарские», а они будут, скорее всего, турецкие.
Вот пусть допустят наших фермеров до рынков, пускай они покажут свою продукцию. Но это же не один год. Потом им надо наращивать, наращивать и наращивать объемы для того, чтобы торговать. Пускай снизится эта аренда сумасшедшая. Да ее никто оплачивать там не может! Там аренда такая, что фермер, который просто когда-то был допущен, он не в состоянии платить и продавцу, и логистику, и, в общем-то, аренду. Если государство хочет, чтобы было так, как раньше, давайте сделаем какие-то государственные рынки, бесплатные.
Дмитрий Лысков: Ну что же, это одна из идей.
Марина Калинина: Спасибо.
Дмитрий Лысков: Спасибо. Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «ЭкоДеревушка», был с нами на прямой видеосвязи.
Марина Калинина: Еще один эксперт по этой теме – Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен университета имени Плеханова. Мария Владимировна, здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Мария Владимировна, добрый день.
Мария Долгова: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Мария Владимировна, ну вот смотрите, какая революция, оказывается, произошла прямо на наших глазах. Мы всегда считали, что люди за дешевизной на рынки ездят, а оказывается – люди за дешевизной пошли в супермаркеты. Правда революционное изменение?
Мария Долгова: Вы знаете, конечно, когда ограничены доходы, человек в первую очередь выбирает нужные ему товары, исходя из цены. И в данном случае гипермаркеты действительно могут предложить более низкую цену на ряд товаров, чем фермерские хозяйства. Ну, это связано с очень многими факторами.
В любом случае фермер производит гораздо меньше продукции. Фермер действительно затрачивает больше труда на каждую единичку товара, он больше труда, любви, наверное, души в это вкладывает. И, естественно, его затраты будут выше.
Гипермаркеты закупают товары, во-первых, в больших объемах, они их закупают у производителей. Или же то, что сейчас появилось во многих гипермаркетах – так называемые private label, частные марки.Это те товары, которые могут производить и фермерские хозяйства, различные фермерские хозяйства, но продаваться эти товары будут под торговой маркой, под брендом данного магазина. И цены, условия продажи – все будет диктовать магазин таким фермерам. Здесь есть плюсы и минусы для обеих сторон у такого взаимодействия, у такого взаимоотношения. Но за счет огромных масштабов, объемов продажи магазины действительно могут держать цены немножко ниже, чем на рынках.
Дмитрий Лысков: Мария Владимировна, но ведь это простая логика рынка, в конце концов. Ну да, они получаются более конкурентоспособными благодаря широкому охвату, это позволяет дешевле поставлять людям продукты питания. На самом деле я читаю большое количество эсэмэсок. Например, просто навскидку, Владимирская область: «У нас в Муроме в каждом районе оборудован небольшой прилавок на улице, некоторые даже с навесом. И там любая бабушка может встать с клубникой, с картошкой, с зеленью и торговать».
То есть в регионах нет, насколько я понимаю, вот таких проблем с рынками, как в столице, и все равно супермаркеты выигрывают. Более того, много эсэмэсок о том, что люди больше доверяют продуктам в фабричной упаковке, а не с развалов.
То есть получается, да, просто конкуренция, просто рынок.
Мария Долгова: Это конкуренция, да, вы правы. Это психология покупателей, потребителей, какой товар для нас более привлекательный, более выгодный.Магазины налаживают поставки в течение всего года. Фермер, как сказал предыдущий эксперт, действительно, здесь товар сезонный. Он не может выращивать в течение всего года и поставлять на рынок ту же самую клубнику, поэтому зимой она поедет из других регионов, из других стран. Точно так же с овощами: с середины зимы начинают появляться на прилавках уже не отечественные овощи, не нашего урожая, а импортные товары. И здесь, естественно, опять-таки супермаркеты будут проводить свою ценовую политику.
Хотя те же самые супермаркеты и гипермаркеты часто продают товары по более высоким ценам, чем, например, маленькие магазины у дома, как ни странно это звучит. Ну, это, может быть, связано с тем, что небольшой магазин будет торговаться с поставщиком за более низкие цены, за скидки, будет, наверное, более жесткий в этих переговорах.
А гипермаркет, сеть, которая покупает в больших объемах товары, она будет, скажем так, в данном случае менее настойчива в отношении скидок, потому что если гипермаркет снижает цену на один товар, то на другой товар, который либо пользуется меньшим спросом, либо относится к более высокой ценовой категории, гипермаркет может повысить цену. То есть гипермаркет свою прибыль, свои торговые надбавки может варьировать по различным товарам.
Марина Калинина: Мария Владимировна, смотрите, очень много сообщений по поводу рынков выходного дня. И все пишут, что их очень не хватает, и цены там как раз не сильно отличаются от цен в крупных магазинах. И люди даже пишут, что дешевле на этих рынках. Но почему-то их очень мало, и их очень хотят видеть во многих регионах.
Мария Долгова: Ну, я тоже помню период, когда в Москве было очень много таких рынков, когда продавали продукцию, овощи с машин. В принципе, и сейчас есть такие рынки. Я периодически рынки выходного дня вижу в Москве, в отдельных районах.
Здесь цена будет ниже почему? Потому что напрямую производитель взаимодействует с покупателем. Здесь нет как раз этих «монстров» – крупных перекупщиков, крупных посредников. И продавцы, фермеры, они заинтересованы: «Вот мы сегодня приехали на этот рынок. Мы заинтересованы в том, чтобы весь свой товар продать». И они будут ставить ту цену, которая более конкурентоспособная, более выгодная для покупателя, по сравнению с ценами в гипермаркете.
Марина Калинина: А почему теряем мы количество этих рынков? Ведь вроде как и фермерам хорошо, и потребителям хорошо.
Мария Долгова: Вы знаете, это, наверное, вопрос к властям, в первую очередь к муниципальным властям, местным, которые могут содействовать созданию таких рынков или, наоборот, затруднять в силу каких-то причин их появление.
Например, в прошлом году, когда выявили так называемые «ножницы цен», летом оптовые цены на овощи у сельхозпроизводителей снижались, а почему-то в торговых сетях цены оставались на прежнем уровне и даже немножко росли. И вот тогда, летом, в таком оперативном порядке были организованы рынки во многих городах, во многих регионах, где прямо с машин сельхозпроизводители реализовывали свою продукцию по приемлемым и нормальным ценам, которые как раз были восприняты населением.
Поэтому здесь, на мой взгляд, это решение уже властей, даже местных властей, а не федеральных.
Марина Калинина: Спасибо.
Дмитрий Лысков: Спасибо. Мария Владимировна, спасибо. Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова, была с нами в эфире. А мы спрашивали…
Марина Калинина: Да, результаты опроса. Спрашивали мы: где закупаете продукты? «На рынке» – ответили 20% наших телезрителей, «в супермаркете» – соответственно, 80%.