Оксана Галькевич: Но сначала о другом, друзья. Смотрите, с 1 января у нас не только вытрезвители должны будут появиться, у нас еще и должно быть так. Яйца в магазинах должны быть идеально чистыми… Константин Чуриков: Они всегда должны быть идеально чистыми в магазинах. Так, дальше. Оксана Галькевич: По-разному бывает, Костя. Картошка без всякой зелени на боках, упаковка без намека на деформацию и, кстати, рыба или мясо, их нельзя больше повторно замораживать, размораживать, знаете, выкладывать на прилавок, потом снова замораживать и прятать куда-то. Роспотребнадзор утвердил новые правила торговли продуктами. Там снова прописано, конечно, то, что мы в принципе и так уже с вами усвоили давно, например, что недопустимо продавать товар с истекшим сроком годности или без сопроводительных документов, правда ведь? В общем, естественные правила. Константин Чуриков: Правда, Оксана. Оксана Галькевич: Но кое-что все-таки там добавлено. Станет ли больше порядка на полках торговых залов, как думаете, уважаемые зрители? Константин Чуриков: Я бы даже так спросил: с каким некондиционным товаром, то есть не того качества, не того, так сказать, срока годности вы сталкивались в последнее время? Расскажите нам об этом. А мы сейчас в эфир приглашаем Ростислава Гурмана, это эксперт по качеству и безопасности продуктов питания. Ростислав Валерьевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Ростислав Валерьевич. Ростислав Гурман: Здравствуйте, здравствуйте, да. Константин Чуриков: Ростислав Валерьевич, сначала хочется понять, что принципиально нового в этих санитарно-эпидемиологических требованиях Роспотребнадзора? Ведь и раньше нельзя было просрочкой торговать. В общем, что тут нового-то? Ростислав Гурман: На самом деле я рад, что со стороны Роспотребнадзора столько внимания уделено сейчас продуктам питания, потому что, действительно, ситуация очень, на мой взгляд, мягко говоря критичная, потому как качество продуктов питания ухудшается на каждое этапе и давно пора уже действовать, а не только вводить законы и правила. Это, конечно, вопросы... Оксана Галькевич: Ростислав Валерьевич, так, собственно, вопрос, простите, в том, собственно, правила эти в том или ином виде уже прописаны в других нормативных документах. Почему нельзя было призвать к исполнению тех документов, а потребовалось еще один документ принимать, утверждать в Роспотребнадзоре? Ростислав Гурман: Ну, скорее всего, по факту мы можем сделать вывод о том, что бо́льшая часть правил, которые были прописаны ранее, они просто на деле не всегда эффективно работают. Поэтому вынуждены прописывать дополнительные какие-то оговорки, новые внедрения, для того чтобы ситуацию как-то улучшать. Конечно, на мой взгляд, я бы, например, еще дополнительно дополнил бы ряд требований к качеству продуктов питания на входе. Понимаете, мне не совсем понятно, как это будет потом реализовано в реальной практике. Константин Чуриков: Вот. Ростислав Гурман: Какими силами, людьми, какие люди будут задействованы на входе, на выходе, как это чисто технически будет организовано. Вот для меня это малопонятная история на сегодняшний день. Константин Чуриков: Ростислав Валерьевич, как вы думаете, потребуют ли от ретейлеров, от самих магазинов бо́льших каких-то затрат в соответствии с этими новыми требованиями Роспотребнадзора? Может быть, им надо будет тщательнее проверять продукцию перед закупкой? Может быть, я не знаю, банки проверять, перед тем как их выставлять в зал? Ростислав Гурман: Вы знаете, может быть, они и потребуют, но насколько это будет реализовано в сторону качества, что мы можем как потребители заметить разницу, для меня здесь вопрос. Особенно сейчас, в наше непростое время, когда цены на продукты питания заметно растут во всех регионах нашей страны, при этом качество продуктов питания падает. И достаточно заметно для всех, что... Даже вот недавно был в разных магазинах, одни огурцы, например, стоили 90 рублей, сейчас те же огурцы, которые раньше стоили 90, стоят 120 или 140. То есть как это будет потом реализовано на практике, для меня большая загадка, они не расшифровали, и для ретейлов как техническое задание тот посыл, как он будет реализован, когда это произойдет, реальный результат, для меня пока непонятно. Оксана Галькевич: Ростислав Валерьевич, ну понятно, что рыба, несколько раз замороженная и размороженная, это уже не рыба, это уже некачественный продукт питания, да. Понятно, что неправильно продавать загрязненные, нечистые яйца в деформированной упаковке. С зеленой картошкой, картошкой с зелеными боками... Константин Чуриков: Здесь у нас зеленая, кстати, да. Оксана Галькевич: Расскажите, очень часто встречается в наших магазинах. В чем опасность, в чем неправильность? Ростислав Гурман: Ну, это такой есть грибок, по-моему, это какой-то токсин, который заражает картошку. Даже когда мы ее срезаем, вот этот зеленый налет на чешуе картофеля, то, попадая в организм, это очень, как сказать, вредно для иммунитета, для здоровья. Оксана Галькевич: О-о-о. Ростислав Гурман: Поэтому с этим надо бороться, такой картофель... Вообще это некое заболевание у картофеля. Оксана Галькевич: Вот так вот. Константин Чуриков: Оксана, а ты приходишь в магазин, ты не спеши, ты перебирай картошку, смотри внимательно. Тебя никто не торопит. Оксана Галькевич: Я так и делаю. Константин Чуриков: Да? Оксана Галькевич: В отличие от тебя, Костя. Константин Чуриков: Нам звонит наш зритель. Оксана Галькевич: Вот так вот хожу и вот этими руками... Константин Чуриков: Вот этими, да, белыми руками. Звонок у нас. Здравствуйте, вы в эфире. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Сергей, здравствуйте. Зритель: Вечер добрый. Это вас беспокоит Краснодарский край. Константин Чуриков: Так. Зритель: Я вот что хочу сказать. Вчера купил 10 килограммов муки, и там буковка Е928 стоит. Вы понимаете, что это такое, да? Константин Чуриков: Нет. Что такое Е928? Зритель: Ну это, короче, там какой-то состав химический, чтобы отбелить муку, короче. Оксана Галькевич: Ага. Зритель: Нас просто убрать, потребителя, как с трассы. Зайдите в любой магазин в Переправном, в Мостовом, я называю вам конкретно: лимоны, бананы, они покрыты полностью зеленым анпенициллином. Начинаешь ругаться, да, ругаться. Вы понимаете, в деревнях люди живут, они живут на вшивую пенсию, у которых нет денег, они больше половины платят за налоги, за ЖКХ, за все. А с нас как... Володин, он у нас король пальмового масла, давайте будем откровенны, да? А вот ваш эксперт, да, он смеется в глаза: нас же за наши деньги травят. А для концовки знаете что? Чуть-чуть от темы отвлекусь, да. Константин Чуриков: Так, только чуть-чуть. Зритель: Я не хочу ни крови, ничего, я хочу справедливости. Константин Чуриков: Точно. Спасибо. Оксана Галькевич: Сергей... Константин Чуриков: Сергей... Оксана Галькевич: Справедливости ради, эксперт у нас просто рассуждает, в общем, на тему, которую мы сегодня обсуждаем. Никто не смеется в глаза. Константин Чуриков: А можно один вопрос Сергею? Сергей, вы сразу сказали, что купили 10 килограммов муки, – а почему так много сразу? Зритель: А потому что мне не за что ездить, мне не за что ездить, бензин 44 рубля. Константин Чуриков: А-а-а, вам специально пришлось поехать в крупный магазин из своего населенного пункта, да? Понятно, спасибо. Оксана Галькевич: А я пеку много. Константин Чуриков: Десять кило? Оксана Галькевич: Да. Знаешь, как быстро расходуется? Детей кормить. Константин Чуриков: Аккуратнее. Ростислав Валерьевич, по поводу вообще той темы, что нас травят, по поводу пальмового масла, кстати, и на портале тоже очень много вопросов. Ростислав Гурман: Ну, на самом деле еще удивил комментарий этого Сергея насчет моего юмора, где он с моей стороны юмор заметил, у меня его нет на самом деле. А насчет качества продуктов питания, конечно, сейчас ситуация, на мой взгляд, критична, потому как уже нормальных продуктов, которые не несут в себе химии, становится все меньше и меньше, то есть их надо уже искать прямо, это становится проблема. Поэтому, конечно, что касается картошки зеленой, всякой химии, конечно, старайтесь этого не покупать. Ну а как приходить в магазин сетевой, ретейл, если мы видим, что только вот эта зеленая картошка и продается, других вариантов нет? Конечно, можно поковыряться там и поискать, отобрать, но, на мой взгляд, если вот это есть уже зеленое поражение в поверхностной части картофеля, то весь этот товар убрать с полки нужно сразу, это... Оксана Галькевич: Ну понятно, так же как гнилую продукцию, ее нужно с прилавка сразу убирать. Ростислав Гурман: Да. Оксана Галькевич: Ростислав Валерьевич, а вот вы сказали, что список в принципе вам понятен, знаком, но вы бы еще что-то туда добавили. Что бы вы добавили? Ростислав Гурман: Я бы добавил все-таки температурные режимы, качественно хранить... Ну то есть мое наблюдение, то есть я смотрю, что у нас в ретейле замороженные вот эти все полуфабрикаты хранятся в единой массе. То есть я так понимаю, что у каждого полуфабриката так или иначе есть свой температурный режим, заявленный со стороны производителя, а сети держат в себе широкие, как сказать, холодильники, и там единственный температурный режим хранения, для всех един. Оксана Галькевич: Ага. Ростислав Гурман: Это, на мой взгляд, неправильно, потому как надо как-то все-таки различать, мясо отдельно... Вот там свой температурный режим. Кулинария, например, либо замороженные овощи имеют свой температурный режим, он должен быть отдельно. Поэтому я бы навел порядок еще бы в температурах хранения в ответственных перевозках, на РЦ, потому как у нас часто бывают продукты, которые попадают на полки в ретейл, они преодолевают слишком длинный путь, особенно заграничные продукты. И часто нет замечаний к производителю, а именно к транспортировке, к логистике, к этим рефрижераторам, которые... Константин Чуриков: Так называемое длинное плечо, плечо доставки. Ростислав Гурман: Длинное плечо, да. Константин Чуриков: Ростислав Валерьевич, а вот проясните такой момент, пожалуйста. Как, например, я, ну вот я вижу как покупатель невооруженным взглядом, что эту рыбу или этот кусок мяса уже несколько раз разморозили, заморозили, мне это непонятно, просто рыба... Оксана Галькевич: Но не грызли. Константин Чуриков: Рыба вся льдом покрыта. Как мне это доказать? Потому что «прекрасные» люди мне будут говорить: «Ну что вы, что вы! Бросьте-бросьте, свежайшая, первый сорт!» Оксана Галькевич: Первой свежести. Константин Чуриков: Да-да-да. Вот как это сделать? Оксана Галькевич: Осетрина. Ростислав Гурман: Конечно, с доказательной частью в данном случае непросто, потому как ни для кого не секрет, продавцы и ретейлеры пойдут на многое, для того чтобы продать, на разные хитрости, мы это знаем с вами. И доказать им, что данный продукт был разморожен, заморожен и он некачественный... Ну если это только лаборатория, либо этот продукт совсем уже испортился, тогда можно доказать. А так, конечно, ссориться в каждом магазине достаточно энергетически... Не каждый это будет делать, и результат от этого тоже будет не всегда положительный, то есть доказать это будет не всегда легко. Они могут показать документы, сказать, что продукт соответствует требованиям всех накладных, заявленных производителем требованиям, температурные режимы соблюдались и данный продукт качественный, даже вот свежий. А то, что там часто бывает, что ценники переклеивают и разные хитрости используют, для того чтобы продать продукт, то об этом, конечно, эту правду нам никто не расскажет. Здесь как в лотерее, повезет не повезет. Константин Чуриков: Ну да. Ростислав Гурман: То есть как-то так. Оксана Галькевич: Не должно быть, конечно, такой лотереи в продуктовых магазинах. Спасибо большое. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: У нас на связи Ростислав Гурман был, эксперт по качеству и безопасности продуктов питания. Сейчас у нас на связи Виктор из Ленинградской области. Константин Чуриков: Виктор, здравствуйте, добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Виктор. Зритель: Ленинградская область, Виктор. Ну, про продукты что хочу сказать? Чтобы были натуральные продукты, а это они будут дорогие и очень маленький срок годности, это одно. Второе: в магазинах очень много продуктов пропадает по сроку годности, и магазины, я не знаю, наверное, выбрасывают и молочку, и мясное, и зелень, 10 суток и выбрасывают, нет чтобы подешевле сделать, вот сколько денег пропадает у нас в государстве. А насчет картофеля: появился зеленый, потому что сушит, на свет попадает, неужели не ясно? Константин Чуриков: Виктор, а как вы думаете, технически... Зритель: В магазинах очень много продуктов пропадает по сроку годности и выбрасывают, нет чтобы сделать дешевле. Константин Чуриков: Ну, во-первых, магазины разные, бывают разные подходы. Как вы думаете, как технически контролировать исполнение нового регламента продажи продуктов? Что нужно делать? Это сотрудники Роспотребнадзора, как они ходят проверяют маски, так они должны, в общем, проверять качество продукции? Или как, или полицию привлекать? Зритель: А я вам скажу, как технически. Вот 10 смен, вот зелень, например, 10 дней, сделайте через 5 дней дешевле продукты, и люди будут покупать, брать будут, и не надо выбрасывать. Вот вам все технические данные. Константин Чуриков: Да, спасибо за ваш звонок. Мы сейчас просим присоединиться к нашему разговору Александра Борисова, это председатель Совета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка. Александр Иванович, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Александр Борисов: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Александр Иванович, скажите, вот эти новые требования Роспотребнадзора каким-то образом могут увеличить издержки производителей, сетей? Александр Борисов: Я думаю, что серьезного повышения издержек не должно быть. Во-первых, потому что и так уже все требования, которые там сейчас есть, они всегда выполнялись. По сути там никаких серьезных изменений нет. И в связи с этим я бы сформулировал таким образом. Есть несколько инструментов, которыми мы сами располагаем. Первый из инструментов – это наш кошелек. Сейчас мы приходим в магазин, и мы можем сравнивать качество представленных товаров и визуально, и с помощью, если необходимо, приглашения сотрудников магазина для выяснения каких-то обстоятельств или вопросов. Второе – это конкуренция. Конкуренция между сетями, между отдельными магазинами сейчас за наш кошелек жесточайшая. Если вы попали в магазин и что-то вам не понравилось, вы можете без раздумий дополнительных перейти дорогу, там конкурент, и вы можете у него выбрать другой товар или тот же самый товар, но лучше. Оксана Галькевич: Александр Иванович, но это мы говорим с вами все-таки о больших городах и просто о городах, о каких-то все-таки более-менее заселенных территориях. Вот в малых городах бывая или в каких-то селах, например, в территориях, где вот лавка какая-то приезжает, я наблюдала совсем другую картину: вот эти вот отдельно стоящие несетевые магазины, да и в сетевых порой, где нет никакого контроля, нет никакого надзора. Там-то как быть? Александр Борисов: Согласен с вами, и здесь проблема реально существует, потому что никакой Роспотребнадзор туда не доберется, а если доберется, то об этом будут знать за несколько дней заранее. Поэтому только доброе имя продавца, который работает в этом магазине, владельца, который отвечает за качество, за состояние санитарии. Со временем именно вот это станет наилучшим препятствием для того, чтобы не было нарушений. Потому что если ты живешь в небольшом городке или в маленьком поселке, где каждый знает друг друга, где каждый отвечает за то, что он сделал или не сделал, вот здесь, мне кажется, только моральный авторитет человека может послужить наилучшей защитой от фальсификации, контракта или нарушения закона. Константин Чуриков: Александр Иванович, был такой вот мультик, где говорилось, что либо кувшинчик, либо дудочка, да? Вот возможно ли бороться с ростом цен, одновременно с этим ужесточая требования к качеству продукции? Вообще удачный ли момент подобран сейчас, когда вот еле-еле сдержали рост цен на какие-то продукты, удачно ли выбран этот момент для этой борьбы? Александр Борисов: Ну, я повторюсь еще раз: новые СанПиНы не изменят серьезно существующую ситуацию, потому что ограничители нарушения, о которых я в самом начале говорил, все равно будут действовать, это платежеспособный спрос и конкуренция. Что касается вот этой дилеммы качества или инструменты административного давления, я согласен, что сейчас, может быть, действительно не самое лучшее время. Но дело в том, что любые серьезные документы имеют свой срок выхода. Этот документ готовился достаточно длительное время, министерство должно отчитываться, и ведомства должны отчитываться за исполнение ранее принятых обязательств, поэтому здесь на самом деле есть чистое совпадение административных условий... Константин Чуриков: Да. Оксана Галькевич: Ну понятно. Александр Борисов: ...и сложившейся ситуации. Константин Чуриков: Александр Иванович, нам зрители звонят, хотят рассказать о своей жизни. Оксана Галькевич: Зрительница нам звонит, Галина из Москвы. Галина, здравствуйте. Александр Борисов: Добрый вечер, Галина. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Ну, у вас-то, как говорят, в Москве, только что наш эксперт сказал, всегда есть выбор, возможность из некачественного магазина уйти, перейти через дорогу и что-то другое себе купить. Как вы решаете проблему качественных не качественных продуктов? Зритель: Ну, это самое, везде одинаково, что в «Пятерочке», что в «Магните», что в «Дикси», все продукты одинаковые абсолютно, только цены разные. Оксана Галькевич: Но вас устраивает качество продуктов в этих сетях? Качество продуктов в этих сетях вас устраивает? Зритель: А? Оксана Галькевич: Качество продуктов... Константин Чуриков: Можно я? Оксана Галькевич: Да, давай. Константин Чуриков: Устраивает ли вас качество продуктов в тех магазинах, куда вы приходите? Зритель: Я всегда выбираю... Я человек бедный, я выбираю всегда что подешевле. Но я хочу сказать, вот у вас там какой-то хороший мужчина такой, ну умный такой... Константин Чуриков: Александр Иванович Борисов, да. Оксана Галькевич: Да. Зритель: Он, это самое, как ее, правильно все говорит. Но вот он говорит, про картошку я хочу сказать. Вот картошка зимой и летом, она всегда сладкая. А почему? Потому что ее всегда везут в рефрижераторах. Оксана Галькевич: Ага. Зритель: Продукты, помидоры тоже становятся все водяные из-за того, что доставка такая. Огурцы водяные становятся. А еще хочу сказать про картошку. Вот раньше картошка рязанская, воронежская была, это самое, и рассыпчатая, и жарилась. Сейчас эту картошку отвариваешь, бульон серо-зеленый. Пожарить ее невозможно, она сырая все равно остается. Оксана Галькевич: Ага. Зритель: Вот. И потом, вот он говорит, выбор там... Зеленая – это ерунда, с бочка взял да срезал... Константин Чуриков: А-а-а, сбоку. Зритель: А вот, например, вся картошка, выбрать ее невозможно, она вся в болячках и сладкая. Константин Чуриков: Да. А вот мы еще удивляемся, почему иногда там запрещают ввоз той или иной продукции в нашу страну. Александр Иванович... Оксана Галькевич: Тебе сказали, какую продукцию, рязанская и воронежская была картошка, вот это была картошка. Константин Чуриков: А иногда бывает зарубежная продукция некачественная. Оксана Галькевич: А мы сейчас спросим Александра Ивановича. Вы активно кивали, когда Галина, наша зрительница, рассказывала о свойствах картошки. Действительно что-то изменилось за последнее время? Может быть, сорт какой-то в ходу, теперь распространен не тот? Что изменилось у нас в картофелеводстве? Александр Борисов: В картофелеводстве ничего не изменилось, просто мы поскольку последние 7 лет не видим роста платежеспособного спроса населения, и производители, и торговля пришли к выводу, что нужно сегментировать ассортимент. И сейчас во многих магазинах вы можете увидеть картошку двух, трех, а иногда и четырех разных сортов по разной цене. Здесь дело на самом деле заключается в том, что есть картошка, которая закупается у производителей, которые десятками тысяч тонн производят картофель, и поскольку это массовый продукт и он не проходит полностью жесткий контроль, она дешевле, и в ней, конечно, могут быть и зеленые, и больные картофелины, потому что заниматься пересортировкой уже возможности ни у кого нет. Но есть и другие сорта, причем сейчас появились сорта, которые... На пакетах прямо написано, что картофель для жарки, картофель для пюре... Оксана Галькевич: Да, и картофель для варки, да. Ну вот, кстати, Александр Иванович, по поводу сегментированного товара для разных потребителей. У нас сейчас очень много людей, не только Галина, которая нам позвонила из Москвы, очень много людей честно и откровенно признают, что нет средств, проблемы с финансовым состоянием в семье, ну просто сложности, люди бедные, у нас много бедных людей. Люди идут в магазины и действительно выбирают что подешевле вне зависимости от того, какая там сеть рядом с домом представлена. Скажите, имея в виду, что у нас столько людей рассчитывают на товары по акциям, рассчитывают купить подешевле, можно ли дешевый товар сделать качественным, массово качественным, понимаете? Чтобы люди... Ну, у нас получается, что достаточно большая часть населения в стране покупает именно дешевое. То есть что получается? Александр Борисов: Отвечу, отвечу на этот вопрос таким образом. Дешевый товар может и должен быть безопасным для населения. Оксана Галькевич: Ага. Александр Борисов: То, что вы называете качественным, на самом деле не имеет критериев ни в одном нормативном документе, потому что качество не является предметом установления каких-то нормативных норм. Константин Чуриков: Так. Александр Борисов: Это только эксперты, которые занимаются приемкой, затем могут присваивать какую-то категорию этому товару, и в соответствии с этим устанавливается цена. Константин Чуриков: То есть мы люди темные, мы тут судить вообще не вправе, мы ничего в этом не понимаем? Александр Борисов: Еще раз повторюсь: мы имеем право голосовать рублем. Константин Чуриков: Понятно. Александр Борисов: И это самый правильный способ выбора. Константин Чуриков: Александр Иванович, у меня последний вопрос, просто зрители не простят и не отпустят. Вот весь портал сейчас забит вопросом по поводу пальмового масла. Так запретили его или не запретили? Может у нас продаваться продукция с этим компонентом или не может? Александр Борисов: Конечно, пальмовое масло, я хочу развеять, к сожалению, неграмотные упреки в адрес этого продукта. Это нормальный растительный продукт, он во многих странах мира входит в линейку продуктов, предназначенных для здорового образа жизни. Вся проблема заключается только в дозах. Иногда бывает, что наши производители, поскольку завозят пальмовое масло не очень высокого качества в огромных количествах и заменяют им натуральные компоненты, вот это может быть предметом специального разбирательства, если нарушены технические нормы, если нарушены стандарты, ГОСТы или те технические условия, которые сам производитель обозначил. Поэтому не надо использовать пальмовое масло в качестве некоего пугала, это нормальный продукт, только все зависит от дозы его применения. Константин Чуриков: Ну да, как известно, если выпить ведро воды, тоже можно, как говорится, двинуть кони. Спасибо. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Александр Борисов, председатель Совета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка. Несколько сообщений. Мне даже как-то ужинать сегодня расхотелось. Оксана Галькевич: У нас звонок, по-моему, есть... Да? Так это хорошо, Костя, после 8. Константин Чуриков: Кемерово пишет: «Сахар стал несладкий». Удмуртия: «С диабетом колбасу беру только ливерную, но в ней хрящи, щетина и какие-то усы, как для собак». Оксана Галькевич: Щетина? Константин Чуриков: Вот пишет, значит, Нижегородская область рецептом делится: «Константин, с вашим желудком ничего не произойдет. Покупаю свинину в банках по-русски из голов и ног за 54 рубля. В борщ то же самое, зачем покупать за 180 рублей?» – вот такие секреты выживания. Оксана Галькевич: Да не переживайте, уважаемые зрители, с его желудком вообще ничего не произойдет, аппетит нормальный, только сегодня пропал первый раз. Звонок у нас. Евгений из Томска. Здравствуйте, Евгений. Константин Чуриков: Ты уж все не рассказывай. Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Вот я вам скажу такое. Слушаю, вот Александр там выражался в том, что должны выращивать разные сорта по цене. Я думаю, что качества можно добиться, но все-таки я захватил еще те застойные времена, когда в магазинах нечего было купить. На самом деле было в магазинах и что купить, и что поесть, и была качественная эта вся продукция, потому что у нас была разработана вся продукция в нашей стране, разработана в каждом городе, то есть та же самая мясная, та же самая полевая, зерновые... Константин Чуриков: Докторской колбасой люди лечились, да, была рекомендована, между прочим. Оксана Галькевич: В небольших количествах на праздник. Зритель: Понимаете, а мы сейчас увезли за границу, потому что в нашей стране привыкли, понимаете, то есть где-то купить, подороже перепродать. Я заметил такую тенденцию по продукции в магазинах, сейчас большая пошла, где у нас идет переработка дат. Знаете, сыр покупаешь, мы даже не знаем, когда этот сыр был произведен, потому что он нарезан уже в этой торговой сети, и уже стоит именно производитель, якобы это торговая сеть, и она такого-то числа его упаковала. Константин Чуриков: Вы обратите внимание, там же с этим сыром вообще концов не найдешь, да, то есть там срезаны... Ну раньше там какие-то печати ставили, еще что-то, все срезано, непонятно. Зритель: Про то и речь. А где наши контролирующие органы, которые ездят раз в 3 года проверяют какую-то сеть определенную, проехали, посмотрели и до свидания? Константин Чуриков: Нет, слушайте, мне кажется, сейчас особый случай, сейчас очень удобно. Они же приходят, маски там, перчатки проверяют, заодно подошли, картошку проверили, сыр попробовали, все, чтобы два раза не ездить. Спасибо вам за звонок. У нас еще один звонок был. Оксана Галькевич: Жалуйся, активный гражданин, на портал. Александр из Новгородской области, да? А, из Белгородской, простите. Здравствуйте, Александр. Зритель: Белгородская. Константин Чуриков: Чуть-чуть поюжнее, да. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Чуть-чуть? Нормально так. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Вот новый документ Роспотребнадзора – это к качеству продуктов совершенно или не имеет отношения, или очень незначительное. Это все товарный вид, а вот что в продуктах находится, об этом покупатель не знает. А товарный вид он может, как говорится, на вкус и цвет определить. А вы возьмите хлеб, ведь там целые страницы написаны, что туда кроме муки еще вложено, это чуть ли не вся таблица Менделеева. То же самое в сырах. В общем-то, найти... Вот я, так сказать, врач по профессии, отношусь к этому серьезному. Чтобы найти качественный продукт в магазине, это нужно целый час походить по полкам, и иногда, в общем, качественный продукт невозможно найти. Это при условии того, что пишут все то, что написано, это соответствует действительности, а ведь многие вещи, которые они вкладывают в этот продукт, они вообще на этикетку не выносят. Так что это просто бесполезный продукт Роспотребнадзора. Оксана Галькевич: А, вы про документ Роспотребнадзора... Я думала, вообще про продукты. Хорошо, если он просто бесполезный и невредный, знаете, а вот если он вред здоровью, вы как врач, наверное, знаете, что это уже нехорошо. Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо большое уважаемым зрителям за звонки. Мы уходим на пару минут, чтобы вернуться с еще одной хорошей новостью, тоже касается, кстати, между прочим, здоровья нации: вытрезвители вернутся, распахнут свои двери очень скоро в нашей стране. Оксана Галькевич: Знаток прямо. Константин Чуриков: Ну так сводки из Госдумы читаем. Оксана Галькевич: Да, сводки.