Марина Калинина: Ну, как уже прозвучало в новостях, сегодня в России отмечают День учителя. Владимир Путин, повторю, в режиме видеосвязи встретился с финалистами всероссийского конкурса «Учитель года». И хотим эти полчаса посвятить именно этой теме – учителям, поздравить их. Всех учителей, педагогов мы поздравляем с вашим праздником! Желаем вам терпения, здоровья, успехов, удачи, здоровья вам и вашим близким! Продолжайте делать то полезное дело, которое вы делаете. Как сейчас живется учителям? Все ли есть у них для того, чтобы давать детям нормальные знания? Как повлияла вот эта система удаленного обучения на систему образования? Будем говорить с учителями. А вы тоже звоните, пишите, если вы учителя, педагоги, рассказывайте свои впечатления. А у нас сейчас на связи Екатерина Колесникова, учитель английского языка школы № 110 города Санкт-Петербурга, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года. Здравствуйте. Екатерина Колесникова: Добрый день. Марина Калинина: С праздником вас! Екатерина Колесникова: Огромное спасибо! Марина Калинина: Ну расскажите, как вам сегодня работается в школе. Вы такая молодая девушка. Вообще сколько вы в школе? И уже «Учитель года»! Как вам это удалось, во-первых? Какие у вас впечатления от работы с детьми? Екатерина Колесникова: Вы знаете, это действительно призвание. Я бесконечно благодарна судьбе, что у меня такой выбор случился в жизни, что я имею связь с детьми, что я могу делиться чем-то сокровенным, чем-то полезным и, действительно, пусть ненамного, но менять будущее – будущее страны, будущее отдельного ребенка. Работается по-разному. Но самое главное – это настрой. Действительно, мы столкнулись с очень необычным явлением два года назад, которое полностью поменяло нашу жизнь, нашу личную и профессиональную жизнь. Вы знаете, можно, конечно, об этом долго говорить, но самое главное, что эти изменения все-таки привели к осознанию определенных ценностей. И мне сразу вспоминается простая истина, замечательные слова великого французского писателя и военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». И именно это мы осознали и поняли. Несмотря на бум технологий, несмотря на то, что действительно реалии меняются, меняются методы преподавания, но ничто и никогда не заменит возможности вот так встретиться вживую со своими учениками, со своими коллегами и создать что-то новое, совместно, не через экран компьютера, не через какие-то разные ресурсы, а именно вживую. Поэтому сейчас самое главное для нас – это суметь сохранить эту возможность, пусть и совмещая с какими-то действительно дистанционными платформами, которые также помогают обучению. Это самое главное. Иван Князев: Екатерина, а расскажите, пожалуйста. Звание «Учитель года» дают в том числе за какие-то новые методики преподавания, за какие-то новые технологии, новые практики, которые применяются в работе с детьми. Вот какие сейчас есть? Что сейчас в тренде? Что сейчас осваивают педагоги? Екатерина Колесникова: Ну, сейчас, конечно, большой упор идет именно на внедрение медиатехнологий, то есть для того, чтобы все-таки то самое клиповое мышление, которым сейчас обладает поколение Z, наши подростки и дети, которые только-только вступают на путь обучения, это возможность комбинировать различные дистанционные платформы для того, чтобы больше было интерактива, больше было, скажем так, визуального контакта с информацией. Потому что сама по себе информация – это сейчас уже не новость. И именно возможность предоставить ее более комфортно. А наши дети все-таки воспринимают информацию только через изображение, все упростилось, они 24 часа в сутки с гаджетами. Поэтому, бесспорно, в образовании именно эти технологии внедряются. И сейчас огромное количество групп педагогов, которые обучаются именно этому – то есть как стать педагогом будущего, педагогом уже XXI века, и именно в медиатехнологиях, чтобы для этого были возможности, в том числе возможности внедрить это непосредственно в учебном кабинете. То есть это не так все просто, для этого нужны большие ресурсы. Скорее всего, это самый главный тренд. Марина Калинина: Екатерина, скажите… Обычно в первоклассников спрашивают: «А что для вас ваше 1 сентября?» Вот я хочу у вас как у учителя спросить: с какими чувствами вы шли 1 сентября первый раз в ту школу, в которой вы работаете? Вот ваш первый рабочий день. С какими, может быть, страхами? С какими ожиданиями? И что вы сейчас чувствуете, по прошествии лет, когда вы уже «Учитель года»? Вот те воспоминания какие были? Екатерина Колесникова: Вы знаете, это всегда был праздник и остается праздником для меня. Это некое такое трепетное волнение перед чем-то новым, перед встречей со своими учениками, которые уже обучались у меня, встреча с новыми преподавателями и учениками, которых предстоит обучать. В этом году я поменяла место работы, и этот трепет сохранился, потому что я переехала в свой бесконечно любимый и блистательный Санкт-Петербург, где и проходил наш финальный этап конкурса «Учитель года». Поэтому для меня это также стало новым опытом, новой школой. Я встретилась с новыми учениками, с новой системой, с новыми коллегами. И это всегда прекрасные чувства – чувство волнения, чувство ожидания чего-то нового, чего-то чудесного, что будет изменять жизнь мою собственную и тех, с кем мне суждено проработать эти годы. Марина Калинина: Екатерина, а вы все-таки как себя ощущаете? Вы же все-таки молодая девушка. Вот вы с учениками на одной волне? Или вы все-таки как наставник, повыше себя держите, дистанцию соблюдаете? Екатерина Колесникова: Вы знаете, уникальность… Я поняла, спасибо за вопрос. Уникальность моего опыта в том, что мне удается совмещать эти две роли. Роль друга, действительно, потому что многие мои ученики считают меня другом и могут мне просто так позвонить, они могут мне написать, поделиться своими историями личными, историями успеха, историями каких-то проблем. Я всегда стараюсь быть с ними на одной волне. Я могу пошутить. Я могу создать такую атмосферу праздника, что нам будет очень весело, задорно. Но в то же время сохранить какую-то серьезность, строгость, когда это нужно, привести определенные примеры, уметь удержать это внимание и стать наставником. Поэтому когда в этом году я прощалась со своими любимыми учениками города Сургута, они мне писали именно это: «Вы всегда останетесь для нас и другом, и нашим наставником». И самые главные слова: «Примером для подражания». Для меня это наивысшие слова похвалы – быть примером, своим примером показывать и доказывать, что возможно, как нужно себя правильно вести, возможно, делиться своими ценностями. И если это отзывается, если это вдохновляет кого-то, в частности моих учеников, то это самое главное. Это и есть та самая миссия, о которой мы говорим. Марина Калинина: Это вообще очень важно. Давайте послушаем наших зрителей. Геннадий из Нижегородской области с нами на связи. Геннадий, здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Зритель: Здравствуйте. Я хочу поздравить своих педагогов – Правдина Александра Леонидовича и Правдину Надежду… Отчество маленько забыл. Марина Калинина: Ну не страшно. Я думаю, что она поняла. Зритель: Не страшно, да. Вот это были педагоги! Они нас любили, они в нас вкладывали душу. Я сам учился у них, мой сын учился у Правдина, он вел математический класс. Сын университет закончил, все хорошо. Вот надо таких педагогов… Иван Князев: …побольше. Геннадий, мы присоединяемся к вашим поздравлениям. Спасибо вам за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Давайте, наверное, сразу еще Надежду из Волгограда выслушаем. У нас огромное количество звонков. Я так понимаю, что все они с поздравлениями. Надежда, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие и дорогие мои коллеги. Я хочу поздравить всех учителей Российской Федерации с Днем учителя, пожелать им здоровья в первую очередь, терпения, ну и достойной зарплаты. Я заслуженный учитель Российской Федерации с 45-летним стажем работы. Хотелось бы еще пожелать нашей Волгоградской думе городской возвратить нам доплату ежемесячную, пенсионерам, заслуженным учителям, в размере 800 рублей, которую у нас забрали, к сожалению, четыре года тому назад. Обидно, обидно. И так для заслуженных учителей не так много льгот предоставляется, а еще и вот такая небольшая ложка дегтя. Дорогие мои коллеги, с праздником вас! Марина Калинина: Мы вас тоже поздравляем. Иван Князев: Надежда, мы тоже, конечно же, вас поздравляем и очень надеемся, что услышат депутаты в День учителя хотя бы. Марина Калинина: Смотрите, такой вопрос прислали из Красноярского края: «Красноярский край. Школе нужны учителя-мужчины для правильного баланса в воспитании». Иван Князев: Интересный момент! Марина Калинина: Да, интересный момент. Екатерина, все-таки как-то женщины в преподаватели, учителя идут больше. Вот сейчас какая тенденция? Мужчины приходят в школу? Как-то изменилось что-то? Хватает вам там мужчин-учителей? Екатерина Колесникова: Вы знаете, приходят. Ну конечно, в идеале хотелось бы больше, потому что я лично приверженец того мнения, что мужчины вообще в любой сфере – это пример. Это какая-то такая разумность, логика, амбициозность. Это здорово! А особенно мужчины в воспитании. Вы знаете, дети совершенно иначе общаются с педагогами мужского пола. Они больше вдохновляются. Они больше хотят на них быть похожими. Я хочу привести в пример как раз наш выпуск, выпуск лауреатов всероссийского конкурса «Педагог года России – 2018». Было очень много участников, именно мужчин. И наша блистательная пятерка – это были пять педагогов-мужчин. Тогда многие начали дискутировать: «Почему в финал не прошли женщины-педагоги?» Но я была на стороне нашей пятерки, потому что это действительно совершенно какой-то иной уровень. Я бесконечно восхищаюсь мужчинами, которые идут в образование, которые остаются в образовании. И очень хочется, чтобы этот тренд сохранялся, чтобы педагоги-мужчины шли, были примером – примером для подражания, примером для восхищения и, конечно, какого-то вдохновения, потому что их поддержка – это очень ценно. Поэтому я только «за». Иван Князев: Екатерина, спасибо большое. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Меня тут уже подгоняют немножко, но подождите, подождите секундочку! Не каждый день есть возможность пообщаться с молодым педагогом. И вот что хотелось бы узнать. Екатерина, у вас прозвучали такие слова: «изменять жизнь ваших учеников», «пример для подражания», «молодой педагог». Чувствуете ответственность? Серьезные ведь вещи. Екатерина Колесникова: Конечно. Это самое первое, что я чувствую всегда, особенно когда я получила такое звание важное, стало «Учителем года». Это в первую очередь ответственность, которую ты проносишь всю жизнь. Ты должен соответствовать этому своими делами и поступками. Иван Князев: Потому что новые технологии, гаджеты, медиа и так далее – это все хорошо, но все-таки, действительно, здесь речь о жизнях, о судьбах учеников. Спасибо вам большое. Поздравляем еще раз! Екатерина Колесникова, учитель английского языка школы № 110 Санкт-Петербурга, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшой сюжет. В ямальском городе Тарко-Сале дети оленеводов и рыбаков готовятся поздравить с Днем учителя своего любимого педагога Гузяль Камаеву. 24 года она обучает в интернате жителей тундры. Материал Эрики Вилль. СЮЖЕТ Марина Калинина: Вот такой замечательный сюжет. Видите, учителя готовы обучать детей в любых районах нашей страны. Работа у них непростая, но тем не менее они свою работу делают хорошо. Алихан Динаев с нами на связи, учитель обществознания и права, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Иван Князев: Как раз таки тот самый мужчина, о котором говорила… Марина Калинина: Один из. Иван Князев: Да, один из, о котором говорила наша предыдущая гостья. Марина Калинина: Ну, во-первых, с праздником вас! Алихан Динаев: Спасибо. Марина Калинина: И расскажите, что вас привело в школу. Почему вы выбрали для себя именно это? Алихан Динаев: Я учитель уже в четвертом поколении, правнук учителя, внук учителя, сын учительницы. Наверное, кто-то в нашей семье должен был продолжить эту замечательную традицию. С другой стороны, у меня в студенческие годы был очень успешный опыт, когда я буквально в своем университете преподавал своим одногруппникам и студентам младших курсов. Мне это очень понравилось, я заинтересовался, увлекся, почувствовал, что это мое, что мне хочется этим заниматься. И с тех пор я уже почти десять лет только этим и занимаюсь. Марина Калинина: Скажите, Алихан… Вот вы сказали, что у вас дедушка, папа и прадедушка были учителя. Вообще учитель – понятие очень емкое. Сейчас, на мой взгляд (может быть, я не права), оно все-таки свелось к тому, что учитель – это профессия. Раньше, мне кажется, это было немножко больше, то есть учитель мог оставаться с человеком от семи лет и всю жизнь с ним быть как учитель в плане большого слова. Как, с вашей точки зрения, менялось это понятие? Про династию расскажите. Вот как было тогда, раньше? Что дедушка, может быть, рассказывал? Как это было? Что учитель был тогда, а что учитель сейчас? Алихан Динаев: Мой дедушка, мой прадедушка, мой мама были сельскими учителями. Конечно, тогда, в советские годы, роль педагога, особенно в селе, была огромной. Он был представителем интеллигенции, он был носителем знаний, он был едва ли не главным источником знаний, информации, просвещения в селе. Сегодня мир, конечно, изменился. Да, роль учителя тоже меняется. Сложно сказать, уменьшается ли. Многие считают, что уменьшается. Наверное, это понятно и логично – с учетом того, что у нас есть Интернет, бесконечное количество частных школ, центров и так далее, и так далее. Мне кажется здесь очень важным, что буквально недавно президент России в своем поручении Правительству указал на необходимость исключения из законодательства понятия «образовательная услуга». Мне кажется, со мной согласны, наверное, 90 с лишни процентов педагогов. Этот термин немного принижал труд учителя и снижал престиж нашей профессии. Конечно, учитель сегодня не только учит. Может быть, он даже не столько учит, потому что и без нас достаточно людей, которые могут детей научить. Учитель воспитывает. Учитель еще является таким своеобразным навигатором, проводником. Он показывает не только своим личным примером, но и своим опытом, своими знаниями, где, в какой сфере и каким образом человек, юноша или девушка могут добиться успеха. Роль учителя меняется, но везде, где я общаюсь с детьми – как у себя в Грозном в родной школе, так и по всем городам России, где я бываю, – дети ждут от учителя, что он их друг, что он их наставник, что он им поможет. И вот эта эмоциональная составляющая очень велика. Я никогда не забуду один момент, когда я был на большом форуме, и там участвовал, кстати, президент России, и этот весь форум был посвящен инновациям, технологиям, роботам. Вот идет встреча президента со школьниками, и президент спрашивает у школьницы: «Вот что такого было у вашей учительницы биологии, что вы за ней все пошли и добились успеха, победили в олимпиадах?» И все мы ожидали, что, наверное, она будет рассказывать о каких-то современных технологиях и прочем. Но эта восьмиклассница сказал: «Учительница – друг. Она так прекрасно, так интересно и так увлекательно объясняет, что не любить биологию просто невозможно». Поэтому, как бы не менялось современное общество, учитель – это тот, кто любит свой предмет и увлеченно, с огромным энтузиазмом рассказывает о нем, вовлекает детей, дает им свободу, при этом помогает им справиться иногда с серьезными, а может быть, и не очень серьезными жизненными трудностями. Марина Калинина: Давайте послушаем наших телезрителей. Иван Князев: Ираида, Москва на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вас беспокоит Ковалевская Ираида Николаевна. Мне 85 лет. Я училась в свое время в сельской школе, у нас учителя были очень хорошие. Мне после окончания седьмого класса учительница даже подарила свою фотографию, я до сих пор ее берегу. Понимаете, в данное время, конечно, учителям очень сложно учить, потому что дети стали очень раскрепощенные, иногда плохо себя ведут. И учителям, конечно, в этом плане очень тяжело. Я только хотела бы пожелать им самого главного – терпения, так сказать, в нашей настоящей жизни. А родителям – чтобы детей своих учили больше хорошему, а не складывали все на учителей. Вот мои личные пожелания. Иван Князев: Спасибо вам, спасибо. Присоединяемся к ним. Алихан, сегодня, наверное, целый день поздравления и подарки принимаете. Тут есть результаты опроса: лучший подарок для учителя – это, что ученик сделал своими руками. Что вам сегодня дарили? Алихан Динаев: Вы знаете, в школе, где я работаю, уже много лет действует замечательная акция «Дети вместо подарков». Мы и на 1 сентября, и на День учителя призываем наших учеников и прежде всего наших родителей делать подарки не столько нам, а сколько… Вот те деньги, которые они могли бы потратить на цветы, на конфеты, на что-нибудь еще, они отправили в благотворительные фонды. Мы традиционно собираем деньги в такие дни для помощи, как правило, одному или двум ученикам нашей школы, которые находятся в тяжелом состоянии, испытывают проблемы со здоровьем или нуждаются в каком-то дорогостоящем лечении. А вообще чаще всего дарят книги. И я всегда говорю: «Единственный подарок, который я у вас приму – это книги. Ничего другого мне не дарите, только книги». Марина Калинина: Алихан, я хочу вернуться к звонку нашей телезрительницы. Буквально последний вопрос. Кратко ответьте, если можете. Какие сейчас дети? Вот Ираида считает, что они капризные, трудные, раскрепощенные, много себе позволяют. Вот буквально в двух-трех словах опишите. С вашей точки зрения, какие они сейчас? Алихан Динаев: Они очень открытые. Они ищущие. Они критичные и не готовы воспринимать любые слова учителя на веру, они готовы перепроверять. Они хотят большей практики. И они хотят большей индивидуализации. Хотят, чтобы их обучали практикоориентированным знаниям и тому, что пригодится в жизни, чтобы учителя и школа обеспечивали им индивидуальный подход. А вообще наши дети – замечательные, умные и талантливые. Марина Калинина: Самое главное качество хорошего учителя? Одним словом. Алихан Динаев: Одним словом? Можно двумя-тремя словами? Марина Калинина: Можно. Алихан Динаев: Желание учиться. Марина Калинина: Спасибо вам. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Еще раз с праздником! Терпения вам и желания учиться! Спасибо. Иван Князев: И хороших учеников вам побольше! Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Ну и напоследок – хорошая новость из Совета Федерации. Валентина Матвиенко сказала, что зарплату учителям планируют повысить. Правда, пока неизвестно, на сколько. Марина Калинина: Ну что, на этом дневная часть «ОТРажения» подходит к концу. Я поздравляю от души Ивана Князева, потому что он учитель русской литературы. Иван Князев: Отчасти тоже, ну да. Марина Калинина: С праздником тебя! Иван Князев: По диплому – да. Марина Калинина: Спасибо, что были с нами. Пока! Иван Князев: Спасибо.