Константин Чуриков: Начнем с громкой новости из Ярославля, где буквально накануне малыши в детском саду избили девочку из той же группы, одногруппницу. Видео из окна соседнего дома заснял очевидец. Марина Калинина: Произошло это все во время дневной прогулки. Автор видео сначала подумал, что дети просто играют так, ждал реакции воспитателя. Но она подошла к детям не сразу и в итоге накричала на девочку, которая, в общем-то, и пострадала. Константин Чуриков: Вот эти кадры менее чем за сутки собрали тысячи комментариев в соцсетях. Сейчас Департамент образования Ярославля проводит проверку в отношении руководителя и воспитательницы детского сада. На время проведения этой проверки воспитательница отстранена от работы. Девочка проходит медицинское обследование. Ну а потом, с согласия родителей, с ней будут уже беседовать психологи. Мы сейчас на эту тему поговорим с нашими экспертами. А вас просим подключиться к разговору. Как вы думаете, почему все-таки дети проявляют даже в таком просто нежном возрасте подобную жестокость? У нас на связи Ольга Усанова, профессор Московского института психоанализа, эксперт «Лиги здоровья нации». Ольга Николаевна, здравствуйте… Это чуть попозже. Марина Калинина: Она присоединится к нам чуть позже. А сейчас у нас на связи Роман Галенкин, заместитель председателя всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Роман, здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Роман Галенкин: Добрый день. Константин Чуриков: Роман, уже известно, что родители, естественно, были возмущены, пришли побеседовать. Я так понимаю, никаких комментариев внятных не получили. Знаете, когда мы отводим ребенка в сад, мы должны быть уверены, что с ним ничего подобного не случится. Как вы думаете, правильно детский сад отреагировал на происходящее или нет? Роман Галенкин: Я изучил эту ситуацию. Совершенно неправильные действия были. Во-первых, ребенка не осмотрели – это первое нарушение. Второе – должен быть определенный регламент в воспитательных учреждениях, что должно учреждение делать, когда такая ситуация возникает. Детское насилие, как мы знаем, основано на поведенческой модели своих родителей. Если у родителей дома примерно такое же поведение возможно, то ребенок и показывает в детском саду то, что он видел дома. Соответственно, это или от нехватки внимания… Марина Калинина: Роман, скажите… Ну, об этом случае стало известно благодаря тому, что житель соседнего дома заснял это на видео и выложил в Сеть. А как часто вообще случаются такие происшествия, о которых мы вообще ничего не знаем? То есть насколько это частый случай? Роман Галенкин: Вы знаете, это сложно сказать, но я думаю, что у каждого учреждения есть подобные случаи, как мы видим на этой записи, просто они стараются в этой ситуации как можно дольше… Детский сад старается замять эту ситуацию, чтобы не было огласки. А сколько мы не видим? Это вопрос, что называется, не к нам. Константин Чуриков: Роман, у нас, к сожалению, плохая связь, но еще буквально один вопрос. Вот вы говорите, что дети, безусловно, копируют поведение своих родителей. Но на этих кадрах мы видели, что много детей бьют одну и ту же девочку. Неужели вы хотите сказать, что, не знаю, в этих пяти-шести семьях принято кого-то бить? Это настолько массовое явление сегодня? Роман Галенкин: Вы знаете, я думаю, изначально какой-то один ребенок, зачинщик, а второй ребенок просто повторял и думал, что это игра. Во-первых, эта ситуация, я думаю, назревала. Воспитатель не увидел сигнала. Наверняка сигналы были ранее… Константин Чуриков: Роман, у нас очень плохая связь, к сожалению, периодически пропадает. Спасибо за ваш комментарий. Роман Галенкин, заместитель председателя всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Марина Калинина: А у нас сейчас на связи как раз Ольга Усанова, профессор Московского института психоанализа, эксперт «Лиги здоровья нации». Ольга Николаевна, здравствуйте. Ольга Усанова: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ольга Николаевна, вы видели эти кадры? Вот у вас какая реакция на это? Ольга Усанова: Вы знаете, любая реакция, наверное, будет сугубо отрицательной. Очень тяжело, что такие случаи встречаются в жизни. Но здесь нужно разобраться в том, почему это происходит, как это происходит у детей. Мы видим определенное детское поведение, которое абсолютно неприемлемо в нашем социуме. Как оно формируется у ребенка? Все, что формируется в поведении ребенка, связано либо с наглядностью, то есть он видит где-то в окружении это, либо с тем, как он анализирует ситуации и находит выход в этих ситуациях. Есть еще феномен освобождения от неприятного, когда, например, условно говоря, камешек лежит на пути, и его толкнули. Но на самом деле в детском возрасте, в возрасте детей, о которых мы говорим, чаще всего происходит наблюдение за окружением и отзеркаливание этого поведения механизмом копирования. Конечно, трудно сказать, что у всех детей, которые участвовали в этом происшествии, в прошлом опыте был случай, который они могли бы скопировать. Скорее всего, копирование происходит у того, кто начинает эту ситуацию, а другие дети копируют уже текущую ситуацию, его не обдумывая. Константин Чуриков: Такое стадное чувство возникает. Ольга Николаевна, мы видим, что этим детям, ну наверное, четыре годика максимум. Может быть, даже меньше. Может быть, три. В этом возрасте ребенок уже понимает, что хорошо, а что плохо? Или это неосознанные действия? Ольга Усанова: Это неосознанные действия, скорее всего. Но все-таки в любом случае, раз они возникли, нужно с детьми разговаривать и выяснять, что они чувствуют в этой ситуации, что чувствует тот ребенок, которому сделали больно, как можно было решить какой-то спор, какой конфликт тут возник и почему. Тут надо разбираться. Ведь сначала у ребенка возникает какой-то поступок. Вот мы сейчас говорим о поступке. А потом этот поступок повторяющийся уже плодит черту характера, его реакцию на любые другие проявления. Они будут агрессивными. Это агрессивная реакция. Марина Калинина: Ольга Николаевна, скажите, пожалуйста… Ну понятно, что здесь должен работать психолог. А с кем он должен работать – с ребенком, с родителями или с воспитателем, который так отреагировал на всю эту ситуацию? Ольга Усанова: Ну, сначала нужно поработать с детьми, чтобы дети почувствовали и рассказали о своих чувствах, что они чувствуют, когда бывает больно, когда на них нападают и так далее. Конечно, надо работать и с родителями, и с воспитателями. На самом деле эту ситуацию можно было бы предусмотреть, если бы больше говорили о хороших поступках детей, хвалили бы их за хорошие поступки, за помощь друг другу, воспитывали бы у них эмпатию, то есть понимание чувств других людей, которые попадают в разные ситуации. Очень важный момент – воспитание. Это должно быть в программе детского сада. Марина Калинина: Знаете, что меня еще смущает? Что этот человек, который снимал молча на видео эту ситуацию, не вышел из своей квартиры и не призвал эту воспитательницу разобраться, не остановил этих детей. Вот эта позиция мне тоже не понятна, честно говоря. Ольга Усанова: Это замечательно, что вы на это обратили внимание. Совсем недавно по нашему телевидению был разговор о человеке, который наблюдал горевшую машину и смог вытащить из этой горевшей машины одного ребенка, а все остальные стояли, смотрели и снимали на видео. Это вот то, что характеризует сегодняшний менталитет людей. Константин Чуриков: Ольга Николаевна, подождите. Вот зрители спрашивают: «А что в нас поменялось? Как мы так все изменились за последние лет двадцать-тридцать?» Вы говорите, что какой-то другой менталитет. Ну в чем он другой? Ольга Усанова: А другой он в том, что все время, постоянно нам телевидение навязывает сцены, в которых убивают. Как бы ни было больно, они встали и побежали, умерли, снова воскресли. Это жуткая пропаганда насилия по телевидению, бесконечные сериалы об убийцах, о бандитах и о милиции. Это очень важный фактор, который… Константин Чуриков: Спасибо, спасибо за ваш комментарий. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Ольга Усанова, профессор Московского института психоанализа, эксперт «Лиги здоровья нации», у нас была в эфире. Сейчас несколько звонков успеем принять. Марина Калинина: Сергей из Московской области у нас на связи. Сергей, здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Марина Калинина: Ваше мнение по этой ситуации? Зритель: Во-первых, не у каждого психолога есть дети, чтобы он делился опытом воспитания детей. И не у каждого психолога, мягко говоря, есть «положительные» дети. Тем более давайте не будем забывать, что в данном возрастном периоде дети начинают познавать мир, в том числе и таким способом, на самом деле причиняя наибольшую боль своим согруппникам. Конечно, и воспитатель должен быть отчасти психологом. У нас очень огромное количество воспитателей непрофильных, которые занимаются дошкольным воспитанием, поэтому мы и стали очевидцами данного вопиющего факта. Константин Чуриков: Сергей, извините, смотрите. У нас подобным способом многие познают мир и в более взрослом возрасте. Мы видим подобные кадры, которые снимают школьники, например, друг друга дубасят. Вот как здесь разобраться? Это познание мира или это уже такая картина мира? Зритель: Многие родители устраняются от воспитания детей, мотивируя это нахождением на работе или зарабатыванием деньги. На короткий вопрос «Как поступить?» ответ: «Самоутверждайся», – если утрированно говорит. А дети впитывают как губка все то, что им говорят родители. А порой, вы правы, родители действуют в обычной жизни, в том числе со своими коллегами, должным образом. Тем более правильно психолог сказала, вернее, ваш эксперт, что по телевизору часто транслируется. Порой в семейном кругу смотрят общие фильмы, где, независимо от сюжета и должностных лиц, преступник это или милиция, дубасят друг друга. Константин Чуриков: Ну да, это уже становится какой-то нормой жизни. Спасибо, Сергей. Марина Калинина: Понятно, спасибо за ваше мнение. Татьяна из Свердловской области сейчас у нас на связи. Татьяна, добрый день. Зритель: Добрый день. Я работала психологом в детском садике, и у меня сложилось вполне определенное мнение еще тогда. Во-первых, на государственном уровне нужно обязательно вводить ставку второго воспитателя, потому что 25 детей на одного воспитателя – это очень много. Если он отвлекается к одной группе детей, где два ребенка поссорились, в это время все остальные дети остаются без внимания, и они могут там хоть передраться, хоть что сделать. Обязательно нужно вводить! Я была просто наблюдателем, наблюдала со стороны за этими фактами, и я часто видела такое, что наказывают именно жертву, а не того, кто нападал. Но это только потому, что я смотрела на это со стороны. Константин Чуриков: Татьяна, как вы думаете, в данном случае как надо поработать психологу с родителями и с этими детьми? Зритель: Обязательно надо приглашать маму мальчика в серой шапочке, потому что в нем сейчас уже видны задатки будущего садиста, того, кто в 14 лет потом избивает детей в школе. И если это прямо сейчас не остановить… Вот того, который прыгает буквально на спине у этой девочки. То есть ребенок вообще не понимает, что такое боль. И с этим надо работать. Это означает, что такая агрессивность идет из семьи. А это выяснить очень трудно. Потому что когда родители приходят к тебе на консультацию, они такие лапочки! Ни за что не увидишь, что это жестокость дома, выявить ее трудно. Но это нужно обязательно делать. Видите, вот этот мальчик, который сейчас у вас в кадре? Константин Чуриков: Да, видим. Зритель: Это будущий садист. Остальные тоже не лучше, и тоже надо вызывать родителей и с ними работать, чтобы они ужаснулись, что с детьми происходит. Но нужно вводить ставку второго воспитателя или психолога. Смотрите, у нас есть психологические факультеты. И куда идут все эти психологи? Где они? Если они в школы не идут, в садики не идут, то где они вообще? Марина Калинина: Они идут в частные консультации, вот и все. Константин Чуриков: Татьяна, но бывают же случаи все-таки, когда, знаете, как говорят, на детях природа отдыхает – то есть родители вообще милейшие, тишайшие люди, а вот ребенок творит такое. Просто напоследок хочу спросить: откуда в человеке, тем более в ребенке, просыпается тяга к садизму? Это откуда может быть, если не от родителей? Зритель: Я знаю откуда, но я боюсь об этом говорить в вашем эфире. Константин Чуриков: Вот так даже? Я не думал, что я задал такой сложный вопрос. Спасибо большое. Марина Калинина: Это какая-то тайна. Спасибо. Зритель: Нет, я могу вам ответить, если вы готовы это принять, потому что я психотерапевт, я работаю с тем, что называется «кармическая память». Если человек в прошлой жизни был садистом, он возрождается с этой клеточной памятью, и родители не смогут с этим справиться, даже если они милейшие люди. Константин Чуриков: Понятно, спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Это была Татьяна, наша зрительница и, кстати говоря, в прошлом детский психолог. Переходим к следующей теме.