Самые благоустроенные города России в 2016 г. Самым благоустроенным населенным пунктом России в 2016 году правительство признало город Ставрополь. Второе место заняли Уфа и Хабаровск, третье — Красноярск. Обсуждаем со специалистом, почему в лидеры вышли именно эти города, и чего не хватает другим, чтобы их догнать.  Виталий Млечин: А сейчас поговорим о самых благоустроенных российских городах. В этом году на вершине рейтинга Ставрополь, второе место заняли Уфа и Хабаровск, а третье – Красноярск. Ольга Арсланова: Что именно учитывалось при составлении этого списка? А главное – согласны ли сами жители с высокими оценками? Будем выяснять прямо сейчас. Благоустройство – оно же в первую очередь для жителей. И для гостей, конечно, тоже. Поэтому, если вы нас смотрите, пожалуйста, позвоните и расскажите. Обсуждать вообще критерии благоустроенности городов в нашей стране будем мы сейчас с нашим гостем. К нам пришел Илья Заливухин, архитектор, градостроитель. Здравствуйте, Илья. Я к своему стыду в этих городах не была. Но я посмотрела рейтинг прошлых годов. И в предыдущем рейтинге 2015 года попала Калуга и Краснодар. Вот в этих городах я была. У меня очень много вопросов насчет благоустроенности именно их. Вас не смущает этот рейтинг? Илья Заливухин: Вы имеете в виду Калуга и Краснодар? Ольга Арсланова: Да. Илья Заливухин: Смотрите, рейтинг сделан для чего? Чтобы администрации городов хотели попасть в эти первые места и что-то делали вообще. То есть, видимо, в этих городах администрация занимается, вкладывает деньги в благоустройство, старается. И, соответственно, она замечена специалистами правительства, которые выбирают те или другие города. Это уже хорошо. То есть надо сказать, что то, что города в этом рейтинге – это замечательно. Потому что есть города, которые не в этом рейтинге. И мы даже можем с вами представить, как они выглядят, в отличие от того же Краснодара и Калуги, в которых я был. И там есть, конечно, проблемы, естественно, но в целом города на первый взгляд производят довольно приятное впечатление, особенно Калуга, которую я очень люблю и много в ней провел времени. Виталий Млечин: А почему они не на первом месте теперь? Это какая-то ротация идет, или они сдают позицию? Илья Заливухин: Нет. Я думаю, что там много факторов. Там очень много каких-то разных оценок. И ветхий фонд, и развитие дорожной сети. И даже количество парковочных мест на душу населения. То есть все это учитывается. Можно посмотреть. То есть огромное количество параметров. И, конечно же, где-то что-то меняется в городе. У кого-то увеличивается территория, присоединяются новые районы и так далее. То есть все это живые организмы. Сложно удерживать стабильно первое место. Кстати, отдельный вообще вопрос о стабильных первых местах. И почему, например, в этом рейтинге нету Москвы? Ольга Арсланова: И Петербурга тоже. Илья Заливухин: И Петербурга. Ольга Арсланова: Смотрите, Ставрополь, Уфа, Хабаровск, Красноярск. Абсолютно разная география, разбросаны по стране. Но что-то, наверное, их объединяет? Илья Заливухин: Я думаю, что их, во-первых, объединяет желание их руководителей попасть в этот рейтинг. То есть они подают документы, они собирают данные. Ведь вы поймите: насколько я понимаю, этот рейтинг делается государством для контроля и поощрения… Эта премия, которая выдается, она тратится, как я прочитал, 90% на вкладывание дальше… Если ты хорошо работаешь… То есть это такая административная премия. Хорошо работаешь в государственной структуре – вот тебе, город, еще какие-то деньги. Трать их дальше. 10% на поощрение сотрудников. Вроде бы получается, что эти города хотят попасть в этот рейтинг и попадают. Конечно же, там очень много проблем, которые надо решать. Но в целом я думаю, что этот рейтинг – дело хорошее. А ругать… Конечно, там много нужно… И ливневую канализацию нужно делать, и деревья сажать, и парковки, и общественный транспорт. То есть этот разговор, если интересно, можно долго продолжать, потому что, конечно, города развиваются и требуют очень большого внимания к себе. Это очень сложно. Ольга Арсланова: Давайте как раз посмотрим на эти города. Наши корреспонденты сняли сюжет и расскажут и о проблемах, и о достижениях. Корреспондент: Самым благоустроенным городом в этом году в России признан Ставрополь. Комиссия правительства оценивала не только чистоту и порядок, но состояние дорог и тротуаров и даже выразительность городской архитектуры. Ставрополь это почетное звание получает не впервые. В 2014 году он также обошел все российские города, участвующие в конкурсе, и получил 13 млн рублей из призового фонда. Эти деньги потратили на реконструкцию проспектов и улиц, ремонт дорог и благоустройство дворов-многоэтажек. Правда, денежного приза в этом году не предполагается. Но власти Ставрополя и горожане отмечают, что главное – не деньги, а престиж. - Мне нравится, что здесь много зелени. - Очень чистый город. - Более-менее сбалансированное движение. И не так уж много пробок, как в остальных городах. - Центральные улицы, может быть, действительно благоустроены. А вот более отдаленные, конечно, желают, чтобы за ними поухаживали получше. Корреспондент: Несмотря на явные плюсы, в Ставрополе еще есть над чем поработать. Это благоустройство старой части города, отдаленных от центра улиц и решение проблем частного сектора. А самой проблемной точкой остается неприспособленность города для инвалидов. Яркий пример – дом в юго-западном районе города. Здесь находится несколько магазинов и аптека – неприступная крепость для инвалидов-колясочников. Пандус, выложенный скользким кафелем, больше напоминает американскую горку. Так что в вопросах благоустройства властям есть еще над чем работать. Корреспондент: Попасть в тройку самых благоустроенных городов России для Хабаровска – обычное дело. Только на первую строчку наш город попадал 4 раза. Первое, что бросается в глаза приезжим – чистые улицы в центре города. Самая красивая – центральная улица имени Муравьева-Амурского. Здесь расположены памятники архитектуры, построенные в XIX веке. За ними следят. На зданиях запрещено устанавливать кондиционеры и размещать наружную рекламу. Летом фонарные столбы украшают кашпо с живыми цветами. - Сейчас можно пройти от базы Каф вдоль Амура по всему городу и нигде не запачкать ноги аж до самой Красной Речки. То есть настолько добротно и красиво сделано. Я очень рад, что я живу в этом городе. Корреспондент: Но стоит отойти от центра – и вы сразу попадаете в другой Хабаровск. Проблема первая: бараки. Многие из них построены в середине прошлого века. Воды нет, туалет на улице. Ветхими и аварийными признаны более 1000 домов в Хабаровске. Под программу сноса попали более 200 домов. Но снесены только 18. Вторая беда Хабаровска – это плохие дороги. Ежегодно на ямочный ремонт выделяется около 100 млн рублей. Но дороги как были разбитыми, так и остаются. Особенно не в центре. Еще одна проблема – мусор. Время от времени управляющие компании забывают вывозить отходы. И тогда свалки разрастаются. Жители начинают писать возмущенные письма в администрацию – мусор увозят. Но есть и постоянные свалки, которые много лет никто не убирает. И хочется надеяться, что после очередной победы в рейтинге в городе отремонтируют хотя бы дороги, потому как расселить и снести все бараки – задача трудновыполнимая. Корреспондент: Уфа поделила второе место в конкурсе на звание самого благоустроенного города с Хабаровском. Город преобразился в прошлом году. Перед саммитами ШОС и БРИКС привели в порядок (в том числе силами самих горожан) 23 парка. Установили самый большой в республике музыкальный фонтан "Семь девушек", посвященный одноименному башкирскому эпосу. Вдоль городских тротуаров протянулись почти 30 км велодорожек. На ремонт дорог в Башкирии впервые истрачены рекордные суммы – 20 млрд рублей. Большая часть – на уфимские магистрали. На прошлой неделе запустили движение по новому мосту, больше известному как Затонский. Пробок в этой части города стало значительно меньше. Уфа – лидер среди столиц регионов по вводу жилья. В этом году удалось сдать свыше 600 тысяч квадратных метров, в основном – социального жилья для малоимущих, детей-сирот и инвалидов. Но есть в Уфе и нерешенные проблемы. Так городской ландшафт долгие годы портили гаражи во дворах. Коммунальщики насчитали свыше 2500. С прошлого года власти города пытаются убрать их из центра. Часто гаражи забирают сами хозяева, чтобы увезти на садовые участки. Но есть и те, кто отказывается от вывоза. Решать эти споры властям приходится через суд. Еще одна головная боль уфимцев – бездомные животные. В городе их насчитывается свыше 10 тысяч. Отстрел по закону запрещен. И обязательную шестимесячную передержку коммунальные службы выполнить не могут. Если проблему с гаражами власти постепенно решают, то что делать с бездомными кошками и собаками, пока не знают. Ольга Арсланова: Ну что, пока мы смотрели этот сюжет, нам как раз несколько сообщений пришли. Недовольные жители этих городов пишут: "А у нас жилой фонд еще более ветхий. Краснодар вообще за последние 25 лет испоганили, не сохранили исторический центр, а вокруг застроили сельхозземли коробками". И так далее. Виталий Млечин: А вот в Йошкар-Оле наоборот много красивых зданий. Что нужно, чтобы город все-таки поддерживать в хорошем состоянии и вообще насколько это сложно? Илья Заливухин: Смотрите, я вам рассказывал в перерыве, что это очень сложно. Вообще градостроительство – это сложнее, чем космический порядок. Это уровень порядка 12-15. Космический корабль – 10 уровень. То есть там настолько много… И экономика, и экология, и всякие транспортные проблемы. То есть настолько много всего нужно увязать… То есть потянешь одно – другое развяжется. Благоустройство – это косметология этого организма, это только его кожа. А есть еще внутренние органы, которые тоже надо приводить в порядок. И у каждого организма определенные принципы. Но как все люди разные, так и города разные. И у них разные заболевания. Тут надо сравнивать… Я даже иногда сравниваю градостроителя с врачом, который работает с городом, и нужно его проанализировать, понять, у кого что болит. То есть одинаковые рецепты. У кого-то такая таблетка – она не помогает для всех городов. То есть нельзя взять и сказать: сейчас мы сделаем благоустройство, и все города будут… То же самое, что всем сказать, что вылечат одним лекарством. Поэтому тут надо исследовать проблемы каждого города и каждому городу предлагать свою программу, нужную этому городу. И тогда эта программа должна быть рассчитана и может быть рассчитана на устойчивое развитие в течение 20-30 лет. Не быстрое (к БРИКС сделали, потом расслабились), а постепенно, шаг за шагом. Где мы застраиваем? В полях мы застраиваем? Нет. В центре? Да. Тогда как мы сохраняем наследие? Что такое сохранение наследие? Как все это вместе… Потому что в центре строить нельзя, все бегут на периферию. На периферии создается гетто. Там тоже строить нельзя. Куда бежать? Где строить? Что делать? И каждый город пытается ответить на это. Ольга Арсланова: Скажите, а благоустроенный город – он какой? Потому что часто у нас под благоустройством подразумеваются покрашенные фасады, безликий сайдинг и жуткие скульптуры, которые наспех за большие деньги ставят. Илья Заливухин: Это хороший вопрос. Здоровый человек – он какой? У которого румянец или у которого здоровые органы? Благоустроенный город – это удобный город: там, где работает экономика, работает транспорт. Да, где-то, может быть, вместо плитки асфальт, но ничего страшного. Но он ровный, аккуратный, пешеходные переходы. Город компактный. Он не растянут на много-много километров. Потому что дальше ты просто не успеваешь. Этот город не ожиревший. Он такой строгий, стройный, работающий. Но какой-то всегда молодой организм. Потому что на самом деле город не стареет. Его все время можно… Он может при определенных обстоятельствах умереть, но в целом, если его держать в тонусе, то этот организм будет работать все время. Поэтому благоустроенный город – это для меня компактный город с работающими всеми органами. То есть транспортом, транспортным каркасом, там, где есть рабочие места и жилье рядом, и где есть общественный транспорт. То есть тебе не нужны автомобили. Как, например, в Краснодаре: город очень большой, общественного транспорта не так много. Поэтому ты вынужден ездить на автомобилях. То есть нужно развивать общественный транспорт. И так далее. Виталий Млечин: А что такое – развивать общественный транспорт? Илья Заливухин: Его надо делать. Виталий Млечин: Сделать остановки в каждых 5 метрах? Илья Заливухин: Это тоже сложно. Потому что есть разные транспортные каркасы: агломерационного транспорта, городского транспорта, районного транспорта, внутрирайонного транспорта. И все эти транспортные каркасы должны быть друг с другом увязаны. Например, электрички должны быть увязаны со скоростным трамваем. Скоростной трамвай должен быть увязан с внутрирайонной сетью автобусов. То есть это целая наука… Сейчас нам 25 лет. В Советском Союзе она была. Сейчас она реально потеряна. И ее очень сложно… Каждый раз приходится объяснять, восстанавливать по крупицам все эти знания. Ольга Арсланова: Но есть же какие-то основополагающие вещи. Вот нам тут жалуются жители Читы: "Нет ливневки. В дождь ходим по колено в воде. В центре администрация края и города. В других местах…". Илья Заливухин: Внутренние органы человека. Ливневка не работает. Ольга Арсланова: Но такая проблема есть и в столице. Илья Заливухин: Есть, да. То есть мы благоустройство делаем, а ливневку забываем где-то. Наверное, это неважно. И, кстати, чем город компактнее, тем меньше денег нужно на обслуживание этой ливневки, на создание этой ливневки. Например, в Краснодаре красота красотой, но пыль стоит. Почему? Потому что тоже все эти поверхностные воды с землей не уходят в ливневку. Ее надо чистить, надо выделять. Я все время говорю, что в Москве нужна программа "Моя канализация". Не "Моя улица", а "Моя канализация". Потому что на самом деле неважно, асфальт или плитка. Главное, чтобы вода уходила. А у нас эти метровые трубы – они наполовину заилены. Их надо чистить просто. И тогда эта вода будет уходить. И грязь с улицы будет уходить в ливневую канализацию. Поэтому пыль не будет стоять. Не столько проблема с автомобилями, сколько в этой грязи, пыли, которую поднимают автомобили, особенно в южных городах, в воздух. И так далее. Представляете, если бы вы доктора позвали, он бы вам столько про организм рассказывал. Так же и вы меня спрашиваете. Ольга Арсланова: И мы видели в сюжете. Хабаровск. Где в центре большие деньги потратили на благоустройство. Чуть от центра отходишь – ветхие дома, аварийные, и почему-то нет денег на расселение этих домов. Илья Заливухин: Денег на расселение нет. Нужно на самом деле искать инвестора. Инвестор говорит, что тогда надо строить больше квадратных метров. А в центре нельзя строить больше квадратных метров, потому что там какую-то линию высотной застройки надо соблюдать. И так далее. То есть каждый раз надо решать и нужно увязывать эту застройку с городом. Потому что градостроитель занимается не строительством квадратных метров, а созданием среды. Вот этот проект среды, проект города, то есть градостроительство именно в развитии существующего города. Не строительство новых городов на БАМе… Нет. Современный градостроитель развивает существующий город. Он не делает новые города. Он занимается существующим городом. Виталий Млечин: Сколько человек должны решать проблемы города, чтобы действительно все узлы развязать? Потому что вы сами сказали вначале: потянешь за один узелочек – другой развяжется. И одному человеку, мне кажется, это просто не под силу. Илья Заливухин: Конечно. Должна быть команда. Команда в каждом городе. Не знаю. Если развивается Париж, есть бюро Большого Парижа. Или должно быть создано бюро Большого Краснодара, где есть специалисты различные, привлекаются эксперты, там должен быть и экономист, и эколог, и по охране памятников, и архитектор-градостроитель, и урбанист, который занимается… То есть все люди (в том числе и по ливневой канализации специалисты. То есть все вместе. По всей инженерии) должны собраться и разработать вместе под руководством администрации города со специалистами программу городского развития. Не Генплан, который на стене висит у руководителя, а именно программу городского развития, стратегию пространственного развития города. Вот сейчас будет фестиваль зодчества на самом деле. У нас там будет большая презентация, как города на примере, кстати, Краснодара можно развивать. Поэтому приходите в Трехгорную мануфактуру. Завтра в пятницу начало. Такой градостроительный всероссийский фестиваль. Ольга Арсланова: Спасибо. А специалистов хватает? Илья Заливухин: Я слышал, что президент хотел построить мост. Сказал: "Постройте мост". А специалистов уже не осталось. Так же и здесь. Действительно очень сложно с образованием. Сейчас мы готовим, чтобы в архитектурном институте создать магистратуру градостроительства и так далее. То есть действительно это самая сложная профессия, поэтому она постепенно в связи с нашим становлением олигархов и вообще другого слоя умирала, умирала, умирала и сейчас ее просто нет. Потом сначала появились люди, которые занимаются интерьерами, потом архитекторы, сейчас появились урбанисты. На градостроителей еще нет запроса. То есть еще должно пройти время, пока появится запрос. Потом скажут: "А где градостроители?". А их нету. Еще надо будет образовывать, ими заниматься. То есть еще 15 лет пройдет, пока у нас вообще это все появится. Поэтому я все время об этом говорю, что не надо путать урбанизм и градостроительство. На урбанизм сейчас есть запрос. На градостроительство пока нет. Виталий Млечин: Когда появится уже наконец? Илья Заливухин: Появятся, когда все проблемы, видимо, совсем налицо вообще вылезут. Виталий Млечин: Это что действительно должно произойти? Должен центр Москвы рухнуть, или что? Илья Заливухин: На самом деле я думаю, что здесь тоже каждая администрация каждого города должна для себя… Наверное, надо снизу. Если сверху пока не получается на градостроительные регламенты или правила работы с городом направить, то снизу… То есть должно активное сообщество городское включаться, теребить свой город, говорить: "Давайте создадим, давайте пригласим экспертов, давайте попробуем найти этих экспертов и создадим свой план, как мы хотим в нашем общем доме жить, как мы хотим, чтобы он развивался. Ведь по сути город – это наш общий дом. И мы можем в принципе". Я занимаюсь Москвой, потому что я живу в Москве, Московской области. Но в целом мы и другими городами занимаемся. Но вообще городов очень много. И в каждом городе есть активные люди, которые могут попробовать спровоцировать обсуждение своего развития, что делать со своим городом дальше. Как решать проблему с теми же ветхими бараками, где можно строить этажность, где нельзя, как это все увязать друг с другом. Ольга Арсланова: Тут задают вопросы москвичи. Мы обратили внимание на то, что Москва не попала в лидеры. А как сделать Москву лучшим городом для жизни, и будет ли это когда-нибудь? Чего Москве не хватает? Потому что многие зрители из других городов, из других регионов считают, что в Москве колоссальные суммы тратятся на благоустройство. Москва – идеальный город. Но мы же знаем, что это не так. Илья Заливухин: Все то же самое, что я сказал сейчас. То есть Москве тоже нужна своя стратегия пространственного развития, своя стратегия развития города. Но и, конечно же, нужно все-таки признать, что Москва не заканчивается за МКАДом, что ближайшие города за МКАДом, которые мы не берем в расчет, но на самом деле московская агломерация включает в себя и города… То есть это нужно рассматривать как единый организм, делать для этого стратегию как для единого организма. И дальше по списку. То есть делать систему электричек, которые будут насквозь город проходить, и давать возможность людям пересаживаться с автомобилей на электрички. Не только московское центральное кольцо, но и линии Одинцово-Балашиха и так далее, Пушкино-Домодедово. То есть как система S-Bahn в Берлине или RER в Париже. Дальше нужно отказаться от того, чтобы прокладывать скоростные через существующие улицы. Это невозможно. Нужна двухконтурная система дорог. И много таких решений, которые нужны. И их нужно делать в единой стратегии развития Москвы и ближайшего Подмосковья. Должна быть такая единая программа. Сейчас у Москвы есть деньги. Она тратит. Подмосковье где-то в своем месте тратит. То есть все как-то что-то тратят, а единой программы нет. Ольга Арсланова: Буквально пара СМС. Нам пишут: "Нальчик намного чище и благоустроеннее, чем эти города-лидеры". Казань нам предлагают как лучший город. Илья Заливухин: Потому что они не подали документы. Ольга Арсланова: "Ростов-на-Дону. На бумаге – одно, на деле – другое. С 2000 года обещали метро, выделялись федеральные средства – открыли торговый центр". Илья Заливухин: Метро и торговый центр – разные проблемы. Ольга Арсланова: Неважно. "Маршрутные такси битком, за стоячие места обязывают доплачивать. Дороги разбиты. Культурное наследие тоже в плохом состоянии". Очень много жалоб на разные города. Илья Заливухин: Потому что очень сложная тема. Вообще развитие городов – это действительно сложная тема. И нужно одновременно с благоустройством заниматься созданием такого проекта, где важные точки, с чего начинать. Торговый центр либо метро. Почему метро не строится? Потому что дорого. Кстати, вместо метро можно сделать автобусы по выделенной линии, которые по лоткам ходят. В Стамбуле есть такая система – метробус. BRT – bus rapid transit. Для Волгограда мы предлагали. Виталий Млечин: Это дешевле, чем… Илья Заливухин: Конечно, дешевле. Весь Китай это делает. Не надо рыть метро. Можно делать такие выделенные, как метро, автобусы, которые ходят, но только по поверхности земли. Виталий Млечин: Тогда место надо для них освободить. Илья Заливухин: Слушайте, у нас не центр Рима или какого-то города. Да, это кому-то все принадлежит. "Здесь нельзя – это мое. Здесь нельзя – мое". Но выкупите линию. Сделайте в конце концов… Для этого не надо копать под землей. Можно, например, сделать даже частную в конце концов эту линию. Это очень выгодное вложение в инфраструктуру. Можно инвесторов найти. Те же китайцы с удовольствием сделают, если им разрешат. Виталий Млечин: Наше время, к сожалению, завершается. Наши зрители желают вам удачи в вашем деле. Илья Заливухин: Спасибо. Ольга Арсланова: Все хотят благоустроенные города. Илья Заливухин: Мы будем стараться. Виталий Млечин: Потому что люди видят, что происходит. И, конечно, всем хотелось бы жить в хорошем благоустроенном городе, проблемы которого были бы решены. Илья Заливухин был у нас в гостях, архитектор, градостроитель. Собственно, об этом и беседовали. Спасибо, что пришли. Ольга Арсланова: Спасибо. Илья Заливухин: Спасибо.