Самоподготовка будущих водителей

Гости
Петр Шкуматов
член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве

Елена Медовникова: Будущего автолюбителя обучать навыкам езды сможет родственник или друг, у которого длительный безаварийный стаж вождения. Ну вот такое предложение готовят депутаты Госдумы, ведь самоподготовка, известно, дело бесплатное, а кроме того, уроки можно брать в удобное время. Правда, идея эта совсем не новая, ведь система самоподготовки водителей уже применялась на практике, а вот в 2013 году ее почему-то запретили. Более того, тогда за допуск к рулю новичка без прав брали, в общем, можно сказать, даже драконовский штраф. Ну, поговорим, что же изменилось теперь, почему решили вернуться к этой теме. Автошколы не справляются? Об этом будем разговаривать.

Александр Денисов: Да. Мы запускаем опрос: нужно ли вернуть самоподготовку для водителей? Отвечайте «да» или «нет».

Лен, ты знаешь, вот ты вводила в тему, я вспомнил историю. Первые свои уроки вождения я получал от подруги. Едем мы на ее «Жигулях», по-моему, «пятерка» была, она сидит рядом, я жму газ, 80 километров в час. Рядом с нами останавливается машина ДПС, говорит: «Ребята, что вы делаете?» Она говорит: «Вот я учу».

Елена Медовникова: «Учусь».

Александр Денисов: Да. Все это закончилось печально, забрали права, Ольге потом пришлось заплатить штраф, ну и так далее. Ну это...

Елена Медовникова: Ну вот таких историй, Александр, я думаю, будет много.

Александр Денисов: Будет много, да, возможно, и сейчас тоже много.

Петр Шкуматов у нас на связи, координатор движения «Общества Синих Ведерок». Петр, добрый вечер.

Елена Медовникова: Петр, здравствуйте, добрый вечер.

Петр Шкуматов: Здравствуйте.

Александр Денисов: Наверняка вы тоже первые уроки вождения получали каким-нибудь таким простым способом.

Елена Медовникова: Папа учил, родственник учил.

Петр Шкуматов: Ну, да, признаюсь, что вот каким-то таким. Но по дорогам общего пользования не ездил.

Александр Денисов: Ага, значит, в пригороде.

Как вам предложение обучаться самостоятельно, потом сдавать? В принципе почему бы и нет, все мы учимся по приложениям, зубрим эти билеты.

Петр Шкуматов: Ну смотрите, я вообще тот человек, который сдал экзамены в ГИБДД экстерном. То есть к тому моменту, когда я пришел сдавать на экзамены, я уже умел управлять автомобилем, причем это не современные автомобили, которые оснащены большим количеством электронных помощников, коробка автомат...

Елена Медовникова: То есть это обычная механика?

Петр Шкуматов: Что?

Елена Медовникова: Это обычная механика, обычная ручечка и переключение?

Петр Шкуматов: Да, никакого гидроусилителя, никакого комфорта, кондиционера, ничего. И сейчас я, в общем, могу похвастаться, что по моей вине вообще за весь период, все эти много-много-много лет всего лишь одна авария, я дядечку поцарапал случайно, ну это я сам виноват был.

Что касается вообще, в целом самоподготовки, то это правильная идея, и я полагаю, что ее нужно возвращать, нужно возвращать экстернат, нужно возвращать самоподготовку по двум причинам. Первая причина – полная неадекватность образовательных программ, которые действуют сейчас в автошколах...

Елена Медовникова: То есть они не справляются?

Петр Шкуматов: Нет, автошколы справляются, но учат они людей не тому и не так, как это должно быть.

Александр Денисов: Что вы имеете в виду, Петр?

Петр Шкуматов: Ну, вам нужно как водителю современному разбираться в устройстве карбюратора?

Александр Денисов: По-моему...

Елена Медовникова: А вдруг? Вот девочкам нет, а мальчикам, может быть, и нужно.

Александр Денисов: Лен, одну секунду. Я в 2016 году сдавал на права, про карбюратор ничего не рассказывали в автошколе, я в автошколу ходил, ну естественно. Ничего не было такого.

Петр Шкуматов: Эта автошкола просто, видимо, вычеркнула вот этот идиотизм из программы, поэтому вы его не услышали. Но тем не менее...

Елена Медовникова: То есть сейчас это обязательный предмет?

Петр Шкуматов: Нет, дело не в предметах, дело в том, что учеников пичкают абсолютно ненужной информацией, избыточной, если речь идет о строгом следовании программе Министерства образования. И в общем-то, выигрывают те автошколы, которые создают таким полулегальным способом собственные программы обучения учеников, то есть немного отступают от тех правил, которые существуют.

Во-вторых, в мире есть практика, ну вот давайте возьмем Норвегию, это страна с очень жестким подходом к автомобилистам, с очень жестким. Так вот там человек, который не имеет водительского удостоверения, может управлять учиться и в целом водить автомобиль, если рядом с ним сидит более старший, более опытный товарищ (необязательно, кстати, старший, но более опытный товарищ), у которого стаж вождения 5 лет и более. При этом не нужно оборудовать автомобиль дополнительными педалями и вот всеми этими устройствами.

То есть если рядом с тобой опытный водитель, стаж более 5 лет, то можешь управлять автомобилем в каких-то, естественно, с довольно большим количеством ограничений. Но человек может научиться парковаться, может научиться ездить по каким-то траекториям, может понять, как вообще управляется автомобиль. Да и современные автомобили в принципе гораздо проще в управлении, нежели чем те автомобили, на которых учился я, и...

Александр Денисов: Петр, а оговаривается в Норвегии, где именно они могут так учиться без комплекта педалей дополнительных?

Петр Шкуматов: Слушайте, не задался этим вопросом, но сейчас, прямо во время эфира, я это не выясню, но обещаю выяснить.

Александр Денисов: Ну по вашему мнению, где лучше это делать? Все-таки на дороге...

Елена Медовникова: На полях?

Александр Денисов: На дороге общего пользования можно такое практиковать?

Петр Шкуматов: Вот не могу сказать. Но то, что учиться, может быть, на закрытых площадках, это я делаю предположение. Но то, что учиться можно не на специальном автомобиле, на обычном, и главное условие, чтобы рядом сидел опытный водитель со стажем более 5 лет, – вот такое правило действует в Норвегии. И в общем-то, очень многие водители именно таким образом получают первоначальные навыки управления автомобилем.

Александр Денисов: Петр, у нас зритель дозвонился, хочет вам вопрос задать.

Елена Медовникова: Юрий, мы вас слушаем, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Ну вот мне было больше 30 лет, я сам изучил все, значит, правила, причем по таблице, все отвечал, на все вопросы, как бы тесты, как сейчас говорят. Затем на «копейке» друга ездил по проселочным дорогам, научился как бы трогаться, парковаться, туда-сюда, достаточно быстро, ну в течение 2 месяцев, наверное. Затем я подал на сдачу экстерном, сдал свободно все.

Елена Медовникова: С первого раза сдали, Юрий?

Зритель: Да, с первого раза все сдал, все нормально.

Александр Денисов: И теорию, и площадку? Юрий, и теорию сдали с первого раза, и площадку, и город, все за один день?

Зритель: Да-да-да, теорию и площадку сдал. На площадке я, кстати, как бы покатался, там у меня знакомый был, я покатался на ней 2 часа, может 1,5, чтобы знать, как там это делается на площадке.

Елена Медовникова: Юрий, а готовы сами кого-то из близких обучить?

Зритель: А я вот сейчас, внучка со мной катается, и дочь научил катать. Дочь, ей 40 лет сейчас, она сдала тоже с первого раза все экзамены. Но ей, правда, в школу пришлось идти, потому что вот сейчас в школу обязаны были ходить.

Елена Медовникова: А на ваш взгляд, сколько нужно? Каждому человеку индивидуально подбирать какой-то опыт, или достаточно 2–3 часов?

Зритель: Мне кажется, каждому индивидуально. Сейчас стоит ездят людей, просто удивляешься, поворотник не включают, много, много... Непонятно на дороге.

Александр Денисов: Ездят как хотят. Юрий, спасибо большое.

Петр, а вот интересный вопрос. Хорошо, наверное, Юрий живет где-то в сельской местности, там можно найти место. В Москве ведь с площадками просто беда. Допустим, разрешат таким образом готовиться, вот где с инструктором частным вы найдете площадку, чтобы покататься, расставить вот эти столбики, парковку задним ходом и так далее, змейку сделать?

Петр Шкуматов: Слушайте, это никаких проблем не составляет. Даже в Москве есть свободные площадки асфальтированные, где можно покататься, я имею в виду не покататься в плане погонять, а покататься, освоить автомобиль, действительно поставить конусы, может быть, какие-то... Мы делали, вообще брали пластиковые бутылки, камешки туда складывали и веточки туда ставили.

Александр Денисов: Я почему спрашиваю, Петр? Вот я как раз учился в автошколе, нас гоняли с одной площадки на другую. Земля дорогая, собственник, вроде договорились, «все, тут у меня будет парковка, привет, ребята», дальше ищут, они говорят: «Извините, через неделю найдем», – сталкивался с такой ситуацией. Может, это рядовая, а может быть, и часто такое бывает.

Петр Шкуматов: Ну, в любом случае, даже если в Москве... Ну в центре Москвы таких площадок нет, но если в Москве вдруг, в чем я, кстати, сильно сомневаюсь, но если вдруг площадка не найдется, пожалуйста, есть Московская область, есть Новая Москва в конце концов. На самом деле я здесь исхожу из того, что кто ищет, тот всегда найдет. Такие площадки есть, на них люди учатся ездить.

И там на самом деле большая проблема – это даже не отсутствие таких площадок, а то, что про такие площадки знают инспекторы ГИБДД, которые периодически туда приезжают и штрафуют тех, кто без прав садится за руль вот обычного автомобиля. А человек, который сидит рядом, получает штраф, кажется, 15 тысяч рублей сейчас этот штраф, за передачу управления лицу, которое не имеет водительского удостоверения. Так вот с этим надо что-то делать.

То есть мне кажется, что действительно надо разрешать, может быть, не на дорогах общего пользования, а на каких-то закрытых территориях возможность учиться на обычном автомобиле, необязательно инструктора, но чтобы рядом сидел, допустим, опытный водитель, то есть перенимать вот таким образом норвежский опыт.

Александр Денисов: Спасибо, Петр.

Елена Медовникова: Спасибо, Петр.

Александр Денисов: Подведем итоги опроса. «Нужно ли вернуть самоподготовку для водителей?» – «да» ответили 85%, 15% нет. Ну, у 15% уже есть права, им все равно.

Елена Медовникова: Ну и результат ожидаемый.

Нужно ли возродить такую практику?