Дарья Шулик: К нашей следующей теме. Москва возглавила рейтинг самых читающих городов страны. Ваня, знаешь, я, кстати, думаю: еще очень большую роль в этом сыграло метро. Потому что люди когда едут в метро – ну, чем еще заняться? Читать, конечно, книги, да? Иван Гостев: Действительно, почитать. Дарья Шулик: Причем, например, жители столицы за минувший год прочитали практически вдвое больше произведений, чем жители, например, нашей культурной столицы – Петербурга, который занял второе место в рейтинге. Иван Гостев: Но, ты знаешь, продолжая твою логику: может, это потому, что просто станций метро там меньше. Дарья Шулик: Видимо, да, скорей всего. Помимо Москвы и Питера, в пятерку читающих городов вошли также Краснодар, Новосибирск и Екатеринбург. Иван Гостев: Люди с советским прошлым наверняка согласятся, что одним из увлечений граждан тогда была охота за книгами. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Свободно можно купить практически любое издание. И не только в бумажном варианте, но и в электронном или в аудиоформате. Любите ли вы читать? Что читаете сейчас? И какой формат чтения предпочитаете? Расскажите в нашем чате или позвоните нам прямо в студию. А мы пока начнем обсуждать тему с нашим экспертом – с Еленой Абрамовой, руководителем отдела общественных связей и социальных проектов сети книжных магазинов «Читай-город». Дарья Шулик: Елена, здравствуйте. Елена Абрамова: Здравствуйте. Дарья Шулик: Елена, скажите, вы как человек, скажем так, инсайдер, который вот прямо в этом бизнесе и знает, что сейчас читают, как читают, в каком объеме. Вот мне, например, показалось, что за период пандемии, по крайней мере применительно ко мне и к моей семье, все мы сидели дома и заказывали книги через Интернет. И прямо вот читали, читали, читали. Скажите, что было во время пандемии и как сейчас? Действительно, стали ли больше читать? Елена Абрамова: Конечно, люди заказывали через Интернет, потому что сети были закрыты, все книжные магазины, к сожалению, оказались в очень сложном положении. Но тем не менее, конечно, мы старались поддерживать связь с читателями, рекомендовали, предлагали, общались в соцсетях. И предпочтения читательские, конечно, в момент пандемии изменились. Потому что сильно изменилась вообще ситуация в мире, в стране, в каждой семье, и соответственно читательский выбор также претерпел сильные изменения. Безусловно, в первую очередь люди стали интересоваться литературой, которая так или иначе связана с темой вирусов, с темой пандемии. Ни для кого не секрет, что произведение замечательное Камю «Чума» выросло просто в десятки раз в продажах. Это действительно тема, которая стала очень актуальной, и люди очень хотели понять, что это… Дарья Шулик: Решили разобраться в теме детально. Елена Абрамова: Да. Соответственно, когда многие вынуждены были находиться без работы и их экономическое положение в семье менялось, то людей очень занимал вопрос, как выстроить дальше свои отношения с экономикой, как попробовать удержать те финансы, которые у них есть. И, безусловно, продажи литературы именно на тему финансов, инвестирования, тему экономики также выросли. И естественно, что люди хотели найти какие-то ответы, которые были насущными, точнее, те ответы, которые их очень волновали, они их искали в книгах. И, безусловно, здесь спрос на литературу поднялся. Также, конечно, в жанре нон-фикшн сегмент популярной психологии также был очень востребован. Потому что людям, которые не привыкли сидеть долгое время дома, в кругу своей семьи, требовалось решать разные вопросы. И свои личные, и вопросы взаимодействия со своими членами семьи. Очень часто люди думали о том, как наладить отношения с собственными детьми. Дарья Шулик: Т. е. люди когда поближе познакомились со своими семьями, поняли, что без психологической литературы не обойтись. Елена Абрамова: Да, совершенно верно. И эта литература тоже была очень востребована. И как раз вот в этот момент художественная литература, можно сказать, немножечко отошла на второй план. И такое еще наблюдение: что люди все-таки из художественной литературы в период самоизоляции выбирали больше произведения старой доброй классики либо известных бестселлеров последних двух-трех лет. Боялись, наверное, рисковать, какие-то новинки для себя пробовать. Потому что все-таки ситуация немножко изменилась, и старые добрые классические книги – вот они и сослужили добрую службу. Иван Гостев: Елена, скажите, пожалуйста, а какой формат в основном выбирали? Потому что, понятно, что такую традиционную классическую книгу, может быть, сейчас молодежь не так активно покупает, как, например, аудиокниги или электронные книги. В каком формате в основном сейчас берут? И зависит ли действительно это как-то от возраста? Елена Абрамова: Вы знаете, поскольку я работаю в сети книжных магазинов, и это розничные магазины, то, конечно, я в большей степени могу говорить именно про бумажную, про традиционную книгу. Люди читают. Нет такого, что мы открыли где-то в каком-то городе книжный магазин, и он стоит пустой, и книги никому не нужны бумажные. Это совершенно не так. Люди ходят в магазины. В магазины очень много приходит молодежи. Сегодня в принципе люди потребляют очень большое количество контента: и в бумажном варианте, в электронном. Поэтому говорить о том, что прямо вот только электронные книги востребованы, я бы не стала. Дарья Шулик: Елена, подскажите, пожалуйста, но вот, честно говоря, цены на книги… Приходишь в магазин, берешь книгу, поворачиваешь ее – там ценник, вы знаете, там тысяча-полторы. В связи с этим, я вижу, что цены на книги действительно очень выросли, скажем прямо, вот не почувствовали вы, что покупатели как раз и переметнулись в сторону электронных книг именно потому, что бумажные носители очень дороги сейчас? Елена Абрамова: Вы знаете, не могу сказать, что это сильно повлияло на то, что люди перестали покупать книги. Безусловно, ситуация в стране и в мире меняется, бумага является биржевым товаром, и естественно, что цены на бумагу могут меняться; соответственно, цены будут меняться на издание книг и для конечного потребителя в том числе. Но сегодня все ритейлеры книжные ведут очень продуманную маркетинговую политику. И много для читателей предлагается различных акций. И ценовые предложения. Поэтому я считаю, что в этом направлении работа ведется. И мы стараемся всеми силами сделать книгу более доступной для любого человека. Иван Гостев: Елена, но вот смотрите, действительно… Елена Абрамова: Простите, я еще добавлю… Иван Гостев: Да, конечно. Елена Абрамова: …выпускают такие широкие линейки, когда одна и та же книга может быть представлена и в твердом переплете, и в подарочном варианте – в более дорогом, и в варианте покет – это мягкой книги. Это позволяет людям уже выбирать… Иван Гостев: Елена, ну смотрите, вот сообщение из Ульяновской области как раз про снижение спроса на художественную литературу. Пишут: «Художественная литература меня не интересует, я читаю интересующую меня информацию из Интернета, связанную с политикой, экономикой». Собственно, вот предпочитает такие прикладные, что ли, информативные порталы. Давайте послушаем звонок. Мария из Московской области к нам дозвонилась. Мария? Зритель: Да, добрый день. Иван Гостев: Мария, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте. Иван Гостев: В каком формате и какие книги читаете вы? Зритель: Я читаю исключительно книги. Во-первых, их можно полистать. Во-вторых, как бы у нас … в электронном формате это вредно для здоровья, для глаз конкретно. Потому что люди и так перед монитором сидят постоянно. Да в принципе и врачи рекомендуют, что лучше читать бумажную литературу. Дарья Шулик: Мария, а что читаете в основном? Какую литературу? Зритель: Я предпочитаю классику. В прошлом году я перечитала всего Достоевского. В этом году, особенно в связи с коронавирусом… Иван Гостев: Так, так, что? Давайте… Зритель: …читали с мужем Мельникова-Печерского. Очень интересно, всем рекомендую. «В лесах», «На горах». Т. е. классику предпочитаем. Иван Гостев: А почему? Вот что, нечего почитать из современных авторов? Зритель: Ну, вот пыталась… Совсем современных, честно говоря, я просто не пробовала. Фантастика меня не интересует. Пыталась Солженицына прочитать – что-то как-то не пошло. А вот классику мне как-то интересно читать. Иван Гостев: Хорошо. Спасибо большое, Мария. Дарья Шулик: Спасибо, Мария. Иван Гостев: Елена, как вы прокомментируете, что классику предпочитают люди? Дарья Шулик: Покупатель голосует за классику. Иван Гостев: Да, это действительно связано с тем, что сейчас современные авторы меньше стали писать, как-то меньше нравятся людям? Или просто не узнают? Елена Абрамова: Нет, вы знаете, я думаю, что это не связано с тем, что нет современных интересных авторов и захватывающих произведений. Я думаю, что дело, во-первых, в читательских предпочтениях. Во-вторых, действительно, классика – она на то и классика, что это книги на все времена. Там всегда можно найти для себя ответы на большое количество вопросов. И даже могу вам сказать, что фестиваль книжный на Красной площади, который ежегодно проходит в июне: много работая на фестивале, и тоже, как одно из наблюдений, то, что именно классические книги наиболее востребованными оказываются. Мне кажется, в этом нет ничего плохого. И если человек читает классику, я думаю, что рано или поздно ему в руки обязательно попадется хорошая книга, интересная книга современная, и он обязательно с ней познакомится. Дарья Шулик: Спасибо, Елена. Иван Гостев: Спасибо большое, Елена. Дарья Шулик: Давайте послушаем еще один звонок. К нам дозвонилась Инга из Питера. Инга, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я вот тоже, как предыдущий корреспондент, я за печатные книги. Потому что вот бумажную книгу берешь в руки, и она как живая. Листаешь, читаешь. Потом, если, бывает, отключился во время чтения, можно перелистнуть назад, перечитать какой-то момент. Они как-то лучше воспринимаются. Дарья Шулик: Инга, а сколько вам лет? Зритель: Ну, я уже на пенсии. Но я пробовала читать электронные книги, да, меня дети на это подсадили. Но как-то не то впечатление. Дарья Шулик: А дети читают электронные? Иван Гостев: Читают электронные, да? Зритель: Нет, я сейчас читаю бумажные, но я пробовала электронные книги. Дарья Шулик: Нет, дети, дети. Дети читают электронные книги или бумажные? Зритель: Дети? А вы знаете, старший читает все в электронном виде, он говорит: «Мам, я столько книг перечитал!» А младший, ему 18, он говорит: «Нет, бумажная книга лучше». Т. е. вот абсолютно разные мнения у двух молодых людей. Вот. И еще хочу всех читателей призвать читать классику. Потому что в разном возрасте она воспринимается по-разному. Вот я вспоминаю свои школьные годы, когда нас заставляли ее читать. Это было ужас, это было такое сопротивление! А потом, уже когда во взрослом возрасте берешь того же Пушкина, того же Лермонтова, это уже совсем по-другому воспринимается. Так что, друзья мои, читайте классику, будьте счастливы и берегите себя и своих близких. Иван Гостев: Спасибо большое. И вам всего самого доброго. Дарья Шулик: Спасибо. Иван Гостев: Ну что, давайте сейчас узнаем, что думают наши зрители. Мы спросили на улицах разных городов наших зрителей, что вы читаете и в каком формате. ОПРОС Дарья Шулик: Ваня, смотри как интересно. Вот люди XXI века, гаджеты и все что угодно, а большинство-то людей все равно предпочитают живую книгу. Вот ты, кстати, какие книги читаешь? Иван Гостев: Если ты спрашиваешь про форматы… Дарья Шулик: Про форматы. Иван Гостев: …то я в последнее время все-таки читаю электронную. Потому что просто тяжело таскать. Дарья Шулик: Эх! А вот я, например, нет. А я люблю бумажные по старинке. Иван Гостев: Да? Дарья Шулик: Да. Иван Гостев: Ну, вот интересно, кстати, насчет «по старинке» – тебя поддерживают из Московской области, говорят: «Разница между бумажной книгой и книгой электронной, пардон, как между настоящим возлюбленным и надувным». Дарья Шулик: Правильно. Это ж совсем другие чувства, другое настроение. Иван Гостев: Вот такая мысль. Ну что, давайте узнаем мнение Константина Мильчина, нашего следующего собеседника, шеф-редактора портала Сторитейл и литературного обозревателя. Константин Аркадьевич, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте. Константин Мильчин: Но все-таки он Сторител, а не Сторитейл. Ритейла у нас там нету. Иван Гостев: Не-не, Сторител, ну как – сторителлинг, правильно? «Рассказывание историй» вот, из этого, да? Константин Мильчин: …Сторител. Иван Гостев: Скажите, пожалуйста, вот связаны ли предпочтения форматов с какими-то возрастными различиями? Т. е. считается так, что люди больше старшего поколения предпочитают читать бумажные книги, а вот, значит, молодежь – это либо аудио, либо электронные. Константин Мильчин: Но, вы знаете, мне кажется, что это в общем разговор довольно долгий и довольно бессмысленный – споры о форматах. Потому что они друг другу не противоречат. Некоторые остряки, ну, некоторые остроумцы с хорошим знанием истории сравнивают этот спор с тем спором, который шел в Римской империи где-то в I веке н. э., когда на смену традиционной книге-свитку, ну вот как читали книги в Древнем Риме: брали свиток, так его раскручивали и читали, – и вот тогда ему на смену, этому свитку, начала приходить книга-кодекс, т. е. то, что мы понимаем под книгой сейчас. Книга, состоящая из некоторых тетрадок, сшитых между собой. И вот тоже говорили, что – нет, книга-свиток это книга живая, а книга-кодекс – книга искусственная. Как вот недавно эксперт пошутил у вас в эфире перед этим. И вот, собственно, споры такие шли. В итоге книга-кодекс победила. А книга-свиток затаилась. Но на самом деле мы же понимаем, что прокручивание книги в формате HTML в Интернете – это книга-свиток как она есть, в чистом виде, ну, так удобнее. Так что странным образом книга-свиток отомстила. А спор мне кажется во многом бессмысленным, потому что форматы совершенно друг другу не противоречат. И компания Amazon американская, крупнейшая в мире компания, которая продает больше всего книг, англоязычных, хорошо (я думаю, что в Китае есть компании, которые с ней могут поспорить), и электронных, и бумажных, говорили о том, что популярность формата, в котором человек покупает книгу бумажную и получает возможность тут же скачать к себе на телефон, планшет, на компьютер, в умные очки, да прямиком в голову (ну хорошо, это еще не придумали, но скоро придумают) книгу в электронном виде, – вот это самый оптимальный формат. Плюс не стоит забывать, что еще есть и аудиокнига. И это все форматы, которые друг другу не противоречат. Бывает, что я, например, начинаю книгу слушать, потом ее читаю в электронном виде… Ну, я как раз бумажных почти не читаю, но это связано с особенностями моей профессии: нужно читать много и быстро и т. д. Но это нормально, если я начинаю читать ее в электронном виде, потом слушаю, потом могу перейти и на бумагу, потом вернуться, и т. д. И я думаю, что в ближайшее время уже появятся какие-то технологические усовершенствования, которые позволят максимально быстро переключаться с формата на формат. Дарья Шулик: Константин Аркадьевич, но вот смотрите. По форматам понятно. Действительно, одному удобно с книжкой большой ездить, а другой скажет: да нет, я лучше гаджет возьму. А вот смотрите… Константин Мильчин: Нет, … кому-то удобно, а кому-то неудобно, – на самом деле один человек может потреблять книгу в трех форматах. Одну. Дарья Шулик: И так, и так. Хорошо. Согласна. Но вот смотрите, в нашем стрит-токе­ мы опросили людей, и вот обратите внимание: когда спрашиваете, что читаете, очень много говорят, что читают все-таки классику. И звонившие нам, и в чате мы видим, что все почему-то вот прямо за классику. Почему современных авторов-то не читают? Или читают, но нам не попадаются такие люди? Константин Мильчин: Во-первых, даже если предположить, что вы специально не отбирали людей, которые выбирали классику… Дарья Шулик: Конечно, мы не специально, это выборки. Константин Мильчин: …но ваш опрос не удовлетворяет категориям социологического опроса. Вы не опрашивали разные… Дарья Шулик: Да вот, смотрите, и в чат нам пишут: «Мы только классику». Вот классика за классикой идет. Константин Мильчин: Вот. Возможно, это связано с социологией зрителей вашего телеканала. Это опять-таки, да, это не социологический опрос. С другой стороны, известно, что люди, особенно когда к ним подходит на улице красивая девушка, хотят выглядеть умнее. Поэтому, конечно же, называют классику. Дарья Шулик: Слушайте, но есть замечательные современные авторы, и назвать, что ты читаешь, например, Гузель Яхину, я думаю, никто не подумает о тебе плохо. Иван Гостев: Или Прилепина, например, да? Константин Мильчин: Безусловно, безусловно. Но, знаете, и у того, и у Гузели, и у Захара есть большое количество хейтеров и ненавистников. Но, безусловно, если мы хотим сразу банально и на пустом месте показаться умнее, мы скажем, что мы читаем не современного автора, а классику. Ну, просто представьте себе разговор, в котором… Иван Гостев: Ну, да. Константин Мильчин: … «А, знаете, читал, читал недавно «Дети мои». Угу. Вы знаете, читывал Достоевского и делал выписки. Как же хорошо писал покойник!» Иван Гостев: Константин Аркадьевич, но вы знаете, я думаю, что действительно, если бы ко мне подошла красивая девушка, вот, например, Дарья бы ко мне подошла и спросила, что ты читаешь, я бы точно сказал, что Пушкина: сомнений нет никаких. Давайте вот какой вопрос затронем… Константин Мильчин: Мне-то проще для этого, конечно же, сказать, что я читал неизвестного классика португальской литературы XIX века. Иван Гостев: Ну, видите как, у каждого свои приемчики. Константин Аркадьевич, вот такой вопрос. Скажите, а как приучить к чтению наших детей? Потому что они постоянно сидят в гаджетах, смотрят какие-то вот фильмы, мультики, играют в игры. Как их, в общем, сподвигнуть на то, чтобы они начали читать? Константин Мильчин: Есть простой способ. Дети склонны копировать то, что делают родители. Если папа, мама, а также бабушка с дедушкой, няня и собака с кошкой сидят в гаджетах, ребенок тоже будет сидеть в гаджетах. Если в семье есть привычка читать, то и ребенок видит, как папа, мама, бабушка, дедушка, няня и кошка с Жучкой читают бумажную или электронную книгу, он тоже это будет делать. Ну, окей, это не 100% результат, но, безусловно, гораздо сложнее появиться читающему ребенку в не читающей семье, чем не читающему в читающей. Это один совет. С другой стороны, совершенно необязательно, что у ребенка будут те же самые вкусовые пристрастия, что и у вас. И если вам нравится «Республика ШКИД» (условно, к примеру), и вы еще помните, как вы читали ее под одеялом с фонариком, – совершенно не факт, что вашему очаровательному отпрыску или отпрыскине эта книга прекрасная вот столь же понравится. И то, что он читает какое-то романтическое фэнтези, которое вам кажется чем-то ужасным и кошмарным, – не факт, что это так и есть, оно, пожалуй, на самом деле может быть хорошее. Это тоже, это нормально, да? Если ребенок читает исключительно комиксы – окей, это тоже нормально, да? Возможно, потом он захочет как-то узнать эту тему глубже и перейдет к каким-то более, там, я не знаю, глубоким книжкам. Но если этот ребенок вообще не читает, то для начала нужно, чтобы он… Иван Гостев: Ну, хоть что-то начал читать. Константин Мильчин: …хоть что-нибудь, возможно, то, что вам покажется совершенно кошмарным и ужасным. Боевую фантастику, боже ты мой! Вот. Иван Гостев: Понятно. Т. е., в общем, надо главное, чтобы начал читать хоть что-нибудь, да? А уже потом как-то перейдет. Константин Мильчин: Это касается и взрослого. Если, там, не знаю, ваши друзья ничего не читают, но вы мечтаете, чтобы они почитали вашу любимую книгу, то совершенно не факт, что они с нее смогут начать. Надо подобрать человеку какой-то текст, с которого. То же самое касается просмотра качественного кинематографа или интеллектуального сериала. Иван Гостев: Ну, безусловно, да. Спасибо большое, Константин Аркадьевич, за ваше мнение. Дарья Шулик: Спасибо. Иван Гостев: Спасибо большое. Давайте вот несколько СМС-сообщений. Из Воронежской области пишут: «Многие бы читали книги в бумажном формате, но цены на них заоблачные». Дарья Шулик: То, о чем мы говорили, да. Иван Гостев: Да, то, что ты говорила, да. Дарья Шулик: Потому что так и есть. А Москва пишет: «Люблю читать книги настоящие, с бумажными страницами». Наш человек. Иван Гостев: Да уж, действительно. Ну что, давайте сейчас посмотрим, какие темы обсудят вечером наши коллеги. Поговорим прямо сейчас об этом.